Рабочая программа по ИЗО 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Назарова Мария Михайловна

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе  Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012  №ФЗ-273  «Об  образовании в Российской Федерации, Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), примерной учебной программы по предмету «Изобразительное искусство» (автор:Б,М,Неменский , М.: Просвещение, 2011г.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

Изучение изобразительного искусства в 5 классе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования.

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе  Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012  №ФЗ-273  «Об  образовании в Российской Федерации, Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), примерной учебной программы по предмету «Изобразительное искусство» (автор:Б,М,Неменский , М.: Просвещение, 2011г.).

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена с учетом логики учебного процесса общего среднего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у обучающихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала обучающихся на материале изобразительного искусства.

Программа выстроена по принципу концентрических возвращений к основам изобразительного искусства, изученным ранее, их постоянного углубления и более широкого раскрытия.

Цель и задачи  учебного предмета

Цель: формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира.

Задачи:

—    развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

—    гармонизация эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основы формирования целостного представления о мире;

—    развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире;

—    подготовка обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Общая характеристика учебного предмета

Особенности содержания обучения изобразительному искусству в 5____ классе обусловлены спецификой искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания, а также многолетними традициями отечественной педагогики. 

Изучение изобразительного искусства в _5___ классе направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся. Заложенные в начальной школе навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности должны обрести новое качество.

Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществознание, русский язык и литература). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п.

Ведущими подходами при изучении предмета являются системно-деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества.

Основными видами учебной деятельности обучающихся являются: восприятие произведений пластических искусств; практическая творческая деятельность в различных жанрах, видах, художественных материалах и техниках, проектная деятельность.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 5___ класса составлена из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МБОУ «Шугуровская  СОШ». Предмет «Изобразительное искусство»  изучается в __5__ классе в объеме 34 часа

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Обучение обучающихся изобразительному искусству должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов.

Личностные результаты изучения изобразительного искусства в _______ классе:

• в ценностно-ориентационной сфере:

—    формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

—    принятие мультикультурной картины современного мира;

• в трудовой сфере:

—    формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

—    готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

• в познавательной сфере:

—   умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в   _________ классе  проявляются:

• в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира; 

• в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;

• в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;

• в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.

В области предметных результатов МБОУ «_Шугуровская СОШ » предоставляет возможность ученику 5  класса  научиться:

• в познавательной сфере:

—    познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;

—    осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;

—    приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

—    различать изученные виды пластических искусств;

—    воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;

—    описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;

• в ценностно-ориентационной сфере:

—    формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;

—    развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искус-ства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;

—    понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;

—    уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства; 

— ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

• в коммуникативной сфере:

—    ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;

—    организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;

• в эстетической сфере:

—    реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;

—    развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;

—    воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

—    проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;

• в трудовой сфере:

—    применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.

Основными содержательными линиями при изучении изобразительного искусства являются: 

- возникновение и виды пластических искусств; язык и жанры изобразительного искусства; 

- художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; связь времен в искусстве на примере эволюции художественных образов.


Содержание программы

Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования.

Содержание предмета  «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящёна изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

 Представленное тематическое планирование позволит целенаправленно и последовательно обучать пятиклассников грамоте декоративно-прикладного искусства.

Преобладающие методы обучения

Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства предполагают актуализацию, в числе других, следующих направлений деятельности учителя-художника:

– организация проектной – художественно-творческой и исследовательской деятельности учащихся;

– использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;

– использование игровых методов ;

– формирование информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области изобразительного искусства.

Формы организации познавательной деятельности учащихся

        - фронтальная

        - парная

        - групповая

        -индивидуальная

деятельности.

Система контроля

Выявление уровня овладения учащимися образовательными результатами через систему контроля и включает:

  1. учительский контроль
  2. самоконтроль
  3. взаимоконтроль учащихся

Предпочтительные формы текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:

Активность участия.

Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Самостоятельность.

Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Формы контроля уровня обученности:

  • викторины;
  • кроссворды;
  • отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ;
  • тестирование.

Критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству следующие:

"отлично" -  работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта  поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую  и, – или практическую направленность для современного общества.                

"хорошо"  - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта  поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто  теоретическое  и, – или практическое значение выполненной работы.

"удовлетворительно"- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема,  выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое  и, – или практическое значение.

"неудовлетворительно"- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

I четверть  «Древние корни народного искусства» (8 часов)

1

Древние образы в народном искусстве.

Убранство русской избы

1

1

2

Внутренний мир русской избы

2

3

Конструкция и декор предметов народного быта.

Русская народная вышивка.

1

1

4

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.

1

1

II четверть  «Связь времён в народном искусстве» (8 часов)

1

Древние образы в современных народных игрушках

2

2

Искусство Гжели.

Городецкая роспись.

1

1

3

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу

1

1

4

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

1

1

III четверть  «Декор-человек, общество, время» (10 часов)

1

Зачем людям украшения.

2

2

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

2

3

Одежда говорит о человеке

2

4

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

2

5

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

2

IV четверть  «Декоративное искусство в современном мире» (8 часов)

1

Современное выставочное искусство.

2

2

Современное выставочное искусство.

2

3

Ты сам – мастер.

2

4

Ты сам – мастер.

2


Содержание рабочей программы

В течение I четверти  в теме «Древние корни народного искусства» учащиеся знакомятся с народным (крестьянским) искусством, закладывающим фундамент для осознания специфики декоративно-прикладного искусства, истоков его образного языка и содержания. В процессе знакомства с достаточно разнообразными предметами крестьянского быта пятиклассники должны осознать, почему у декоративно-прикладного искусства именно такой способ выражения (т. е. язык знака, символизирующего некую идею), совершенно непохожий на способы выражения в других видах искусства.

Отсюда форма изображения (обобщённо-лаконичная, условно выразительная, являющаяся элементом народного орнамента) и цвет (декоративно-плоскостное пятно) как символические знаки в языке народного искусства.

Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.

Во второй четверти в теме «Связь времён в народном искусстве» учащиеся узнают формы бытования народных традиций в современной жизни. Сознают общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.

Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приёмы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.

Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.

Третья четверть раскрывается в теме «Декор – человек, общество, время».

Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определённых общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчёркивающий место человека в обществе.

Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.

Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.

4 четверть посвящена теме «Декоративное искусство в современном мире».

Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.

Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.

Коллективная работа в конкретном материале – от замысла до воплощени

Календарно-тематическое планирование

Кол.

часов

Краткое содержание тем и заданий

Дата по плану и

фактич.

Задачи и цели

Художественный материал

Пособия

1.

1

Виды и жанры изобразительного искусства

Воспитание чувства любви и интереса к изобразительному искусству

Альбом, карандаш

Репродукции,

 иллюстрации

        1 четверть     Древние корни народного искусства

2

2

  1. Древние образы в народном искусстве. 
  2. Убранство русской избы

 

-

- Развивать ассоциативное мышлени нать символический характер народного декоративного искусства. 

Знать элементы декоративного убранства избы (причелина, полотенце и т.д).

 

Альбом, карандаши, краски, кисть, палитра

Текст загадок, иллюстрации

Т.Мавриной

3

2

  1. Внутренний мир русской избы 

     2. Творческая работа

 - Знакомство с архитектурой изб, постройки русских теремов

- Знать основы постройки домика

- Формировать навыки конструктивного анализа и наблюдения с разных сторон

- Уметь декоративно оформлять конструктивность избы 

Знать символику  формы и цвета в орнаменте народной вышивки. 

Куб, альбом, карандаши, краски, кисть

Наглядный материал «Куб»

Репродукции, иллюстрации

4

2

1.Конструкция и декор предметов народного быта. 

2.Русская народная вышивка.

Знать крестьянский костюм-образная модель мироздания. Знать роль и значение декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа

 Знать символику  формы и цвета в орнаменте народной вышивки. 

Уметь сравнивать украшения костюма и фронтона избы.   Уметь работать с различными материалами

Альбом, карандаш, тушь, перо, палочка, цв. карандаши

Наглядно-методическое пособие «Животные»

5

2

 

1.Народный праздничный костюм. 

2.Народные праздничные обряды.  

-  Уметь сравнивать украшения костюма и фронтона избы. 

  Уметь работать с различными материалами 

_

Альбом

Карандаш

Краски

Палитра

Иллюстрации:

И.Билибина

Т.Мавриной

В.Васнецова

Н.Рехина

Работы учащихся

              2 четверть  Историческое прошлое нашей Родины

1.

3

 1.Древние образы в современных народных игрушках

Задание:

1 Беседа о народном прикладном искусстве, изображение сосуда зверя, птицы т.д.

2. Роспись, декорирование

Задание на дом: подготовиться к Мордовскому эпосу . материал

3.Творческая работа

   

_ Углублять знания учащихся о народном декоративно-прикладом искусстве

-  керамическая посада: устного фольклора

- Уметь определять форму с сочетаниями фигур животных, птиц

-  Уметь расписывать форму с приёмами декоративного реализма

Знать дымковскую, филимоновскую, каргопольскую игрушки.

Альбом

Карандаш

Гуашь

Кисть

Палитра

Репродукции иллюстрации

Книга альбом «Народное искусство» керамическая посуда

2.

2

1.Искусство Гжели.

 2.Городецкая роспись.

Задание на дом: подбор материала по архитектуре родного края, худ, материал

- Знать особенности росписи, цветового строя, главные элементы орнамента. Знать основные приемы городецкой росписи

-  

Альбом

Карандаш

Гуашь

Кисть

палитра

Репродукции

Иллюстрации

Текст сказок

3.

2

1. Хохлома. Жостово.

2. Творческая работа

Задание на до: наблюдение за природой, худ. материал

-

Знать основные приемы хохломской и жостовской росписи.

Альбом

Карандаш

Цв. Карандаш

(краски)

Репродукции иллюстрации работы учащихся

4.

2

1. «Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

2.. Роль народных художественных промыслов в современной жизни

-

Знать особенности росписи и резьбы по дереву. Знать несколько традиционных промыслов России.

 

Натура

Альбом

Карандаш

ластик

Натура

Альбом

Карандаш

ластик

Наглядно- метод. Пособие

Учащихся

Учебник

«

                          3 четверть. Декор. Человек, общество, время

1.

1

1. Зачем людям украшения.

Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора

Альбом

Карандаш

Акварель

(гуашь)

Репродукции картин. Наглядно метод. Пособие «Украшения» работы учащихся

2.

2

:1.  Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

2. Творческая работа

-  

Понимать смысл слов: образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяется ролью её хозяина

Альбом

Карандаш

Ластик

Наглядно- методическое пособие «Человек» работы учащихся

3.

2

1.Одежда говорит о человеке 

2.Творческая работа.

Задание на дом: подготовить пластилин

-  

Знать что такое костюм, стиль эпохи Средневековья.

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.

Альбом, карандаши, ластик, гуашь

Репродукции иллюстраций Васнецова, Врубеля, Рериха. Работы учащихся

4

2

.

 :1. О чем говорят нам гербы и эмблемы

2. Творческая работа

Знать сущность герба как отличительного знака человека

Уметь составлять герб, учитывая традиционные формы и изобретая свои.

Репродукции, иллюстрации,

5

2

1. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

  1. Творч. работа

 Задание на дом: подготовить материал по природе, зарисовки, худ. материал

 Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству.

Уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен и народов.

Цветная бумага ножницы клеё

Репродукции

Наглядно-методическое пособие

Работы учащихся

Декор.искусство в совр. мире

1.

2

 

  1. Современное выставочное искусство
  2. Презентация

Задание:

  1. Беседа.

Задание на дом: подготовить материал о природе, зарисовки, худ. материал

Знать о разнообразии материалов, форм современного декоративно-прикладного искусства, его особенностях

Уметь работать с соленым тестом или глиной.

Гуашь

Кисть

палитра

Репродукции иллюстрации художника Чарушина

2.

2

1. Современное выставочное искусство.

:2. Творческая работа

Воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства

Знать многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства.

Альбом

Гуашь

Кисть

палитра

Репродукции

Иллюстрации

3.

2

Ты сам – мастер.

2. Творческая работа

Задание:

  1. Беседа.

Задание на дом: Зарисовки, наброски природы. Худ. материал

 Знать особенности и традиции изготовления русской тряпичной куклы 

Уметь использовать выразительные возможности материала.

Альбом

Карандаш

Ластик

Краски

Репродукции иллюстрации работы учащихся

4.

2

Пленер.

Работа на воздухе зарисовки природы

2

Развивать чувства восхищения и чуткого отношения перед природой уметь создавать образную характеристику формы природы

Развивать графические умения и навыки

Альбом

Карандаш

ЦВ. Карандаши

Натурная постановка

Учебно-методическое обеспечение

Интернет-ресурсы:

26. http://school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];

27. http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];

28. http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];

29. http://urokizo.ru [Сайт «Урок ИЗО»];

30. http://videouroki.net [Сайт видеоуроков];

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).
  •  Андреева А. Ю. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода /A.Ю. Андреева, Г. И. Богомолов. — СПб., 2001.
  • Алексахин Н.Н. Волшебная глина.- М.: Агар, 1998.
  • Асафьева Н.А. Глина. Первые шаги. Авторская рукопись.- Ульяновск, 2009.
  • Бородулин В.А., Коромыслов Б.И., Максимов Ю.В. и др. Основы художественного ремесла. В 2 ч.Ч.2., М.: Просвещение, 1987.
  • Горичева В.С., Нагибина Н.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина: Популярное пособие для родителей и педагогов/ Ярославль: Академия развития, 1998.
  •   Горяева Н.А.. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,  - М.: Просвещение, 2012.
  •   Данилова Л. И. Окно с затейливой резьбой / Л. И. Данилова. — М., 1986.
  •   Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка / Г. П. Дурасов.—Л., 1986.
  • Данкевич Е.В., Жакова О.В. Знакомьтесь: Глина. От простого к сложному. Санкт-Петербург. -  «Кристалл», 1998.
  • Ефимова Л. В. Русский народный костюм / Л. В. Ефимова. — М., 1989.
  • Журнал «Юный художник». № 7,  М.,  1990.
  • Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. — М., 1990.
  • Изобразительное искусство в школе. Научно – методический и научно – популярный журнал. № 1.- М., 2003
  • Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1980.
  • Кард В., Петров С. Пластилин: Игрушки из пластилина. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК»; - СПб.: «Валери СПД», 2001.
  •   Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г. С. Маслова.- М., 1981.
  •   Мерцалова М. Н. Костюм разных времён и народов. В 4 т. / М. Н. Мерцалова. — М., 1993, 1996.
  •   Миловский А. С. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами / А. С. Миловский. — М., 1994.
  •   Миловский А. С. Песнь Жар-птицы / А. С. Миловский. — М.,. 1987.
  •   Миловский А. С. Скачи, добрый единорог: Очерки / А. С. Миловский. — М., 1986.
  •   Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. — М., 1988. —Т. 2.
  •   Неменский Б. М. Культура — искусство — образование / Б. М. Неменский. — М., 1993.
  •   Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить / Б. М. Неменский. — М., 2012.
  •   Примерные программы по учебным предметам. Искусство 5- 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
  •   Рабочие программы «Изобразительное искусство. Предметная линия учебников 5-9 классы» под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС, - М.: Просвещение, 2011.
  •   Свиридова Р.В. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского. - Волгоград: Учитель, 2007.
  •  Старикова В. В. Уроки технологии с использованием информационных технологий, 1-4 классы. Знакомство с народными художественными промыслами: методическое пособие с электронным приложением 123 с. (Современная школа) – М., Глобус, 2008.
  •  Стриженова Т.К., Супрун Л.Я. Советское декоративное искусство. Журнал № 9. Советский художник. – М., 1987.
  •  Тарановская Н.В. Маленькие чудеса. Сборник очерков о русском народном искусстве.- Л.: детск. лит., 1981.
  •   Учебник «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс, ФГОС,  Н.А. Горяева, О. В. Островская, под редакцией Б.М. Неменского - М.: Просвещение, 2012.
  •  Уткин П.И. Народные художественные промыслы России. Альбом. -  М.: «Советская Россия», 1984.
  •  Уткин П.И., Королёва Н.С.  «Народные художественные промыслы».- М., «Высшая школа» 1992г.
  •  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М., 2012.
  •  Фишер Диана. Расписываем керамику.  – М., АСТ Астрель, 2006.

                Пособия для учащихся:

  •  Н.А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,  - М.: Просвещение, 2012.

Пособия для учителей:

  •  Н.А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,  - М.: Просвещение, 2011.

Список источников

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".  
  2.  Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).
  3. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".
  4. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
    План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы
    (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р).
  5. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
  6. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников
    Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
    СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
  1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).
  2. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н, зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г., регистрационный номер 18638).
  3. Письмо Минобрнауки России от 8 августа 2011 г. № 03-495 "О вступлении в силу приказа Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н" (в приложении - приказ Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н "О внесении изменений в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", зарегистрирован в Минюсте России 1 июля 2011 г., регистрационный номер 21240).
  4. Приказ Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. № 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год".
  5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.


2. Электронные ресурсы

1. Диск «Мультимедийное приложение к урокам»: уроки технологии 1-4 классы. Диск содержит презентации к каждому уроку в программе Power Point. ООО «ГЛОБУС» т./ф. (495) 937-63-84, 688-63-83; (8442)238-144 E-mail: globus-kniga@mail.ru; uchbook@mail.ru http://www.globus-kniqa.ru

2. Диск «Технология»: библиотека электронных наглядных пособий для учащихся общеобразовательных школ.- М.: ЗАО «Инфо-студия»; ЭКОН; М.О. РФ, 2004.

3. Фильм «Народные промыслы». ФГУП «Фильмофонд Центрнаучфильм». Видеостудия «Кварт». М., 2007. 

3. Интернет ресурсы

  • Искусство Древнего Египта.
  • http://www.renclassic.ru/Ru/33/1133/1283/
  • Вектор. гробница. admin. египет. фараон. тутанхамон. веткор.
  • http://www.heyhey.ru/tag/фараон/ 

4.  Печатные пособия.

  1. Таблицы по цветоведению, построению орнамента.
  2. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
  3. Дидактический раздаточный материал.

5. Технические средства обучения.

  1. Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
  2. Экспозиционный экран.
  3. Персональный компьютер
  4. Образовательные ресурсы (диски).

6. Учебно-практическое оборудование.

  1. Краски акварельные, гуашевые.
  2. Тушь.
  3. Бумага А4.
  4. Бумага цветная.
  5. Фломастеры.
  6. Восковые мелки, пастель, сангина, уголь.
  7. Кисти беличьи, кисти из щетины.
  8. Емкости для воды.
  9. Пластилин.
  10. Клей.
  11. Ножницы.

7. Модели и натурный фонд.

  1. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
  2. Керамические изделия.

Предметы быта. 

8. Оборудование класса.

  1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
  2. Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

  1. Стенды для вывешивания иллюстративного материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...