Конспект урока по изобразительному искусству "Фигура человека"
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

«ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

1. познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека;

2. развивать навыки овладения техникой рисования;

3. воспитывать мотивацию к учебной деятельности;

4. учить выполнять рисунок карандашом.

5. научить изображать пропорции человека с натуры и по представлению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная  школа №12

 Г. Сызрани

Тема: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»

                                                                               Автор:        Скоропись  Лариса  Викторовна,  

                                                                                             учитель изобразительного                                 искусства,

                                                                                                         ГБОУ СОШ №12, г. Сызрани

                                   

«ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА

И

ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»

Класс: 6 класс

Тип урока: изучение нового материала.

 Цели:

  1. познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека;
  2. развивать навыки овладения техникой рисования;
  3. воспитывать мотивацию к учебной деятельности;
  4. учить выполнять рисунок карандашом.
  5. научить изображать пропорции человека с натуры и по представлению

Оборудование: наглядное пособие: 1) «Великие художники. Леонардо Да Винчи» 2) «Великие художники. Микеланджело»

План урока.

  1. Беседа  о рисунке, о канонах изображения человека.
  2. Постановка художественной задачи.
  3. Образец педагогического рисунка.
  4. Практическое выполнение.
  5. Подведение итогов.

Ход урока.

I.         Организационный момент.

 Проверка готовности к уроку.

II.         Сообщение темы урока. Общие сведения о рисунке.

Рисунок - важнейшие средство изучения и отображения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо

художникам всех специальностей: графикам, живописцам, скульпторам, архитекторам, оформителям. Оно необходимо и инженеру, и географу, и врачу. Сегодня на уроке вы начнете постигать технику выполнения рисунка, мы познакомимся с правилами построения лица и человеческого тела.

 III.         Изучение нового материала.

Изображение человеком самого себя в виде схематичных наскальных рисунков, скульптур, высеченных из камня и кости, появилось значительно раньше, чем сформировалось сознательное представление о художественном творчестве. Осознание человеком самого себя как личности и обращение к художественному творчеству было величайшим событием, не имеющим себе равных в истории человечества по тем возможностям, которые в нем были заложены. Задолго, до появления письменности наши предки нашли возможность рассказать нам очень многое о своем образе жизни, о климате и фауне, о своей гармоничной связи с природой.

 Слайд 2   Во все эпохи человек был и остается главной темой в изобразительном искусстве. Но несомненно гимном человеку, его духовной и физической красоте стало античное искусство. В образах олимпийских богов и мифологических героев эллины прославили совершенного человека, в котором физическая красота атлетического тела сочетается с духовным благородством и нравственной чистотой. Никто не смог достигнуть такого совершенства в изображении фигуры человека, как греки. Образы их богинь, наделенных неземной красотой, стройных и мускулистых богов при всей их идеальности жизненны и естественны.

Слайд  3   Стремление к изображению человеческой фигуры идеальных пропорций продолжилось и в искусстве Возрождения. Всем своим творчеством Микеланджело утверждал мысль о величии человека и красоте человеческой фигуры и мастерски передал это в статуях Давида и Моисея. Все выдающиеся мастера прекрасно знали строение тела человека, и надо отметить, что из всего того, что рисует художник, самым сложным является фигура человека.

Слайды 4-9  В большинстве произведений искусства изображен человек. Более того, он часто является главным композиционным элементом картины, поэтому художник не может быть мастером своего дела, если не научится рисовать людей с натуры и без натуры.

Слайды  10-11  Принцип рисования фигуры человека ничем не отличается от работы над другой моделью, т.е. вначале нужно определить самую верхнюю и самую нижнюю точки фигуры, чтобы модель уместилась на листе бумаги. Далее необходимо правильно расположить фигуру, определив ее положение по отношению к горизонтальной плоскости, на которой стоит модель, и положение ее в пространстве по отношению к вертикали. Для этого нужно определить положение центральной осевой линии, идущей вдоль позвоночника и определяющей положение торса. Очень часто в рисунках начинающих художников стоящая фигура производит впечатление падающей. Происходит это от того, что перпендикуляр, опущенный из центра тяжести тела, находится вне ступеней его ног. Если фигура стоит, ни на что не опираясь, то этот перпендикуляр должен проходить в пределах ступней или между ними. Только при таком условии стоящая фигура будет производить впечатление устойчивости.

Слайд  12   Начинающие художники также часто допускают ошибки в основных пропорциях: то голова слишком велика или мала по отношению к туловищу, то короткие ноги, то длинные руки или шея, как у "жирафа", туловище, как у "слона" и т.п. Для облегчения работы в построении фигуры человека, художники определили основные пропорции (канон), взяв за единицу измерения какую-то часть тела, например, голову.

Слайд 13    У  человека высокого роста обычно нижняя часть тела (от лобка до следка) равна верхней (от темени до лобка); у людей среднего и низкого роста верхняя часть фигуры несколько больше нижней, так как рост людей изменяется главным образом за счет длины ног; размер головы у высоких людей откладывается по длине тела 8 раз, у людей среднего роста --7,5 раза, а у людей низкого роста -- 7 раз; у стоящего человека опущенные руки с вытянутыми пальцами достигают половины бедра, если стоящий человек раскинет руки в стороны, то расстояние между кончиками пальцев правой и левой рук будет равно его росту. Указанные пропорции не являются точной формулой, которой должен пользоваться рисующий, не обращая внимания на модель.

Слайды 14-15    Каждый человек, как и всякое творение природы, индивидуален, уникален и неповторим, понять и увидеть это можно только будучи наблюдательным.

  IV.         Практическая работа.

Задание.

Используя  предложенные схемы  рисунков, вам нужно выполнить серию набросков с натуры. В своей работе вы можете пользоваться карандашами разной твердости.

 Во время выполнения практической работы учитель делает целевые обходы:

1) Контроль организации рабочего места;

2) Контроль правильности выполнения приемов рисунка;

 3) Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднении;

 V.                Итог урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изображение фигуры человека и образ человека в истории искусства

Слайд 2

Для построения фигуры человека учитель должен поставить и раскрыть перед учащимися следующие вопросы: Что определяет форму тела и движение человека? Человек с точки зрения формообразования является сложным объектом. Можно представить, что голова – это шар, шея – цилиндр, грудная клетка бочонок, руки и ноги – тоже цилиндрической формы. Форму тела и движения человека во многом определяет скелет. Схематические проволочные рисунки помогают понять, как лучше передать особенности разнообразных движений.

Слайд 4

В среднем звене рисование основывается на знании анатомического строения фигуры человека. Учитель может ограничится показом таблицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Происхождение человека. Доказательства происхождения человека от животных."

Обучающая цель:  определить место человека в системе органического мира; привести доказательства происхождения человека от животных.Развивающая цель:  формировать умения доказывать свои взгл...

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема урока: «Ритм линий» (продолжение на рисунке с урока «Тихие цвета» - ритм ручьёв, деревьев), 2 класс

Конспект урока изоискусстваТема урока: «Ритм линий» (продолжение на рисунке с урока «Тихие цвета» - ритм ручьёв, деревьев)Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с ...

Конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе по теме «Ты-архитектор», учителя изобразительного искусства МБОУ «Средняя школа №1» города Гагарин, Марковой О.А.

Конспект урока по изобразительному искусству в 7  классе по теме «Ты-архитектор», учителя изобразительного искусства МБОУ «Средняя школа №1» города Гагарин, Марковой О.А.В...