Рабочая программа по ИЗО 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Рабочая программа по Неменскому, рассчитана на 34 учебные недели
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_16-17.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………… ……………..3
- Планируемые результаты освоения учебного предмета……………………………………………………………………………...4
- Содержание учебного предмета…………………………………………………………………………………………………….….6
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы……………………………..8
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса… ………………………………………………10
- Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа для 5 классов разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по образовательному компоненту «Изобразительное искусство», предназначена для основной школы любого типа и рассчитана на четыре года изучения.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству для 5-9 классов - Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ [Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С Питерских]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
- Содержание учебного предмета
Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.
Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.
Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.
№ п/п | Тема раздела | Содержание | Количество часов |
1 | «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» | Древние образы в народном искусстве | 1 |
Декор русской избы | 1 | ||
Внутренний мир русской избы | 1 | ||
Конструкция, декор предметов народного быта и труда | 1 | ||
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки | 1 | ||
Народный башкирский праздничный костюм | 1 | ||
Народные праздничные обряды | 2 | ||
2 | «Связь времен в народном искусстве» | Древние образы в современных народных игрушках | 2 |
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла | 2 | ||
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла | 1 | ||
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла | 2 | ||
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) | 1 | ||
3 | «Декор – человек, общество, время» | Зачем людям украшения | 1 |
Декор и положение человека в обществе | 2 | ||
Одежда говорит о человеке | 2 | ||
Одежда говорит о человеке | 3 | ||
О чем рассказывают гербы и эмблемы нашего села | 3 | ||
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) | 1 | ||
4 | «Декоративное искусство в современном мире» | Современное выставочное искусство | 1 |
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства | 6 |
4.Тематическое планирование с указанием количества часов ,отводимых на изучение каждой темы
№ урока |
| Тема урока | Примечание | |
План | факт | |||
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 ч) | ||||
1 | Древние образы в народном искусстве | |||
2 | Декор русской избы | Декор башкирской избы | ||
3 | Внутренний мир русской избы | Внутренний мир башкирской избы | ||
4 | Конструкция, декор предметов народного быта и труда | Предметы башкирской старины | ||
5 | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки | |||
6 | Народный праздничный костюм | Башкирский праздничный костюм | ||
7-8 | Народные праздничные обряды | Башкирские праздничные обряды | ||
Связь времен в народном искусстве (8 ч) | ||||
9-10 | Древние образы в современных народных игрушках | |||
11-12 | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла | |||
13 | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла | |||
14-15 | Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла | |||
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) | |||
Декор - человек, общество, время (12 ч) | ||||
17 | Зачем людям украшения | Башкирские национальные украшения | ||
18- 19 | Декор и положение человека в обществе | |||
20- 21 | Одежда говорит о человеке | |||
22- 23-24 | Одежда говорит о человеке | |||
25- 26-27 | О чем рассказывают гербы эмблема | Эмблема нашего рай.ценра | ||
28 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | |||
Декоративное искусство в современном мире (7 ч) | ||||
29 | Современное выставочное искусство | |||
30 | Ты сам - мастер декоративно - прикладного искусства | |||
31-32 | Ты сам - мастер декоративно - прикладного искусства (Кукла-закрутка) | |||
33 | Ты сам - мастер декоративно - прикладного искусства Панно из соленого теста | |||
34 | Обобщение материала по темам раздела и года. | |||
Всего: 34 часа |
В примечании учитель может указать необходимую для работы информацию: домашние задания, сгруппированные по уровням сложности; формы организации учебной деятельности на уроке; требования к уровню освоения учебных компетенций; корректировка, производимая при уплотнении учебного материала и т.д.
5.Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных организаций. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б. М. Неменского.
Пособия для учащихся
Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского; Л. А. Неменская. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского.
ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ Н. А. Горяева. «Уроки изобразительного искусства. Декоративноприкладное искусство. Поурочные разработки. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского.
Дополнительные пособия для учителя в 5 классе:
Народные художественные промыслы России: каталог-альбом / ассоц. «Народные художественные промыслы России»; сост. В. П. Антонов. - М.: Интербук-бизнес, Художественные промыслы земли нижегородской; каталог-альбом / ред. Е. В. Шишкин, А. А. Аполлонов. - Н. Новгород, 2001.
Декоративная роспись по дереву. Золотая Хохлома: альбом / Т. И Емельянова. - М.: Интербук-бизнес, 2001. - (Серия «Шедевры народного искусства России»).
Жостово. Декоративная живопись: альбом / И. Я. Богуславская. - М.: Интербук-бизнес, 1994. - (Серия «Шедевры народного искусства России»).
Кружева России. Вологодское кружево: альбом / М. А. Сорокина. - М.: Интербук-бизнес, 2001. - (Серия «Шедевры народного искусства России»).
Павлопосадские шали: альбом / Н. В. Толстухина, Т. А. Полосинова. - М. : Интербук-бизнес. 2007. - (Серия «Шедевры народного искусства России»),
Искусство Древнего Египта (СD).
Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СD).
Познавательная коллекция. Энциклопедия (СD).
Средства обучения
1. Печатные пособия.
Комплект портретов для кабинета изобразительного искусства: 30 портретов русских и зарубежных художников: в 2 ч. - М.: Дрофа, 2006.
Искусство. Цветоведение: учебный альбом из 18 листов. - М.: Спектр, 2007.
Искусство. МХК. Жанры русской живописи: учебный альбом (16 листов + 64 карточки). - М.: Спектр, 2008.
Искусство. МХК. Стили и направления в русской живописи: учебный альбом (16 листов + 16 карточек). - М.: Спектр, 2008.
2. Информационно-коммуникационные средства.
Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СD).
Познавательная коллекция. Энциклопедия (СD).
Овощи. Фрукты. Наглядно-дидактический материал (СD).
Великий Эрмитаж (СD).
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
www.artproejekt.ru/library/rus18/st019.html
http://www.ntrst.ru/public.cms/?eid=690551
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...