Рабочая программа по ИЗО 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Рабочая программа по Неменскому, рассчитана на 34 учебные недели
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………… ……………..3
- Планируемые результаты освоения учебного предмета……………………………………………………………………………...4
- Содержание учебного предмета…………………………………………………………………………………………………….….6
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы……………………………..8
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса… ………………………………………………10
- Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа для 5 классов разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по образовательному компоненту «Изобразительное искусство», предназначена для основной школы любого типа и рассчитана на четыре года изучения.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству для 5-9 классов - Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ [Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С Питерских]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
- Содержание учебного предмета
Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.
Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.
Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.
№ п/п | Тема раздела | Содержание | Количество часов |
1 | «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» | Древние образы в народном искусстве | 1 |
Декор русской избы | 1 | ||
Внутренний мир русской избы | 1 | ||
Конструкция, декор предметов народного быта и труда | 1 | ||
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки | 1 | ||
Народный башкирский праздничный костюм | 1 | ||
Народные праздничные обряды | 2 | ||
2 | «Связь времен в народном искусстве» | Древние образы в современных народных игрушках | 2 |
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла | 2 | ||
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла | 1 | ||
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла | 2 | ||
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) | 1 | ||
3 | «Декор – человек, общество, время» | Зачем людям украшения | 1 |
Декор и положение человека в обществе | 2 | ||
Одежда говорит о человеке | 2 | ||
Одежда говорит о человеке | 3 | ||
О чем рассказывают гербы и эмблемы нашего села | 3 | ||
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) | 1 | ||
4 | «Декоративное искусство в современном мире» | Современное выставочное искусство | 1 |
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства | 6 |
4.Тематическое планирование с указанием количества часов ,отводимых на изучение каждой темы
№ урока |
| Тема урока | Примечание | |
План | факт | |||
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 ч) | ||||
1 | Древние образы в народном искусстве | |||
2 | Декор русской избы | Декор башкирской избы | ||
3 | Внутренний мир русской избы | Внутренний мир башкирской избы | ||
4 | Конструкция, декор предметов народного быта и труда | Предметы башкирской старины | ||
5 | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки | |||
6 | Народный праздничный костюм | Башкирский праздничный костюм | ||
7-8 | Народные праздничные обряды | Башкирские праздничные обряды | ||
Связь времен в народном искусстве (8 ч) | ||||
9-10 | Древние образы в современных народных игрушках | |||
11-12 | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла | |||
13 | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла | |||
14-15 | Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла | |||
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) | |||
Декор - человек, общество, время (12 ч) | ||||
17 | Зачем людям украшения | Башкирские национальные украшения | ||
18- 19 | Декор и положение человека в обществе | |||
20- 21 | Одежда говорит о человеке | |||
22- 23-24 | Одежда говорит о человеке | |||
25- 26-27 | О чем рассказывают гербы эмблема | Эмблема нашего рай.ценра | ||
28 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | |||
Декоративное искусство в современном мире (7 ч) | ||||
29 | Современное выставочное искусство | |||
30 | Ты сам - мастер декоративно - прикладного искусства | |||
31-32 | Ты сам - мастер декоративно - прикладного искусства (Кукла-закрутка) | |||
33 | Ты сам - мастер декоративно - прикладного искусства Панно из соленого теста | |||
34 | Обобщение материала по темам раздела и года. | |||
Всего: 34 часа |
В примечании учитель может указать необходимую для работы информацию: домашние задания, сгруппированные по уровням сложности; формы организации учебной деятельности на уроке; требования к уровню освоения учебных компетенций; корректировка, производимая при уплотнении учебного материала и т.д.
5.Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных организаций. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б. М. Неменского.
Пособия для учащихся
Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского; Л. А. Неменская. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского.
ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ Н. А. Горяева. «Уроки изобразительного искусства. Декоративноприкладное искусство. Поурочные разработки. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского.
Дополнительные пособия для учителя в 5 классе:
Народные художественные промыслы России: каталог-альбом / ассоц. «Народные художественные промыслы России»; сост. В. П. Антонов. - М.: Интербук-бизнес, Художественные промыслы земли нижегородской; каталог-альбом / ред. Е. В. Шишкин, А. А. Аполлонов. - Н. Новгород, 2001.
Декоративная роспись по дереву. Золотая Хохлома: альбом / Т. И Емельянова. - М.: Интербук-бизнес, 2001. - (Серия «Шедевры народного искусства России»).
Жостово. Декоративная живопись: альбом / И. Я. Богуславская. - М.: Интербук-бизнес, 1994. - (Серия «Шедевры народного искусства России»).
Кружева России. Вологодское кружево: альбом / М. А. Сорокина. - М.: Интербук-бизнес, 2001. - (Серия «Шедевры народного искусства России»).
Павлопосадские шали: альбом / Н. В. Толстухина, Т. А. Полосинова. - М. : Интербук-бизнес. 2007. - (Серия «Шедевры народного искусства России»),
Искусство Древнего Египта (СD).
Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СD).
Познавательная коллекция. Энциклопедия (СD).
Средства обучения
1. Печатные пособия.
Комплект портретов для кабинета изобразительного искусства: 30 портретов русских и зарубежных художников: в 2 ч. - М.: Дрофа, 2006.
Искусство. Цветоведение: учебный альбом из 18 листов. - М.: Спектр, 2007.
Искусство. МХК. Жанры русской живописи: учебный альбом (16 листов + 64 карточки). - М.: Спектр, 2008.
Искусство. МХК. Стили и направления в русской живописи: учебный альбом (16 листов + 16 карточек). - М.: Спектр, 2008.
2. Информационно-коммуникационные средства.
Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СD).
Познавательная коллекция. Энциклопедия (СD).
Овощи. Фрукты. Наглядно-дидактический материал (СD).
Великий Эрмитаж (СD).
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
www.artproejekt.ru/library/rus18/st019.html
http://www.ntrst.ru/public.cms/?eid=690551
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...