Программа дополнительного образования детей "Искусство эпистолярия"
рабочая программа по теме
Программа дополнительного образования детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_do_kuksova_ol.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования детей
«Искусство эпистолярия»
Куксова О.Л., учитель русского языка и литературы
МОУ «Мамоновская ООШ»
Пронского района Рязанской области
- Пояснительная записка.
- Обоснование.
Известно, что письмо занимает важное место, как в сфере личной жизни человека, так и в сфере социально-деловых отношений. Однако сегодня мы не только не совершенствуем методику и утрачиваем наследие прошлого, если иметь в виду рекомендации старых риторик и письмовиков по составлению различного вида писем.
Русская культура располагает колоссальным эпистолярным наследием, которое помогает проникнуть в мир общения различных эпох.
Содержание курса предусматривает необходимость изучения этого наследия, его культурно-историческую и языковую значимость.
Учащиеся познакомятся с историей писем, научатся писать различные виды писем, познакомятся с работами лингвистов, посвященным эпистолярному искусству.
Программа предусматривает тщательное исследование художественного письма, воспроизводящего не только статистику дружеского письма, его структуру, но и столь свойственные эпистолярному жанру ощущения личности пишущего, индивидуальность восприятия и осмысления действительности.
- Цель:
познакомить учащихся с эпистолярным наследием, с написанием различного вида писем.
- Задачи:
1) приобрести знания и умения в написании и оформлении писем;
2) познакомиться с эпистолярными речевыми жанрами;
3) совершенствование навыков составления и отправки писем.
1.4. Формы и методы работы.
В процессе реализации программы реализуются следующие формы проведения занятий:
* лекция;
* демонстрация;
* практические занятия.
Методы преподавания:
- метод наблюдений и воспроизведения (практическая работа обучающихся по написанию различных видов писем);
- метод моделирования (составление моделей, форм).
- Основные способы оценивания результативности учащихся:
- Педагогические наблюдения за деятельностью учащихся. Анализ.
- Рейтинговые оценки.
- Выполнение индивидуальных заданий.
- Защита творческих работ.
- Знания и умения.
По завершению курса обучающиеся должны знать:
- античные теории эпистолярного стиля;
- эпистолярные речевые жанры;
- основные термины эпистолярного жанра;
- правила оформления и отправки различных видов писем.
По завершению курса обучающиеся должны уметь:
- распознавать приметы различных видов писем;
- уметь правильно оформить в соответствии с общепринятыми нормами официально-деловое, профессионально-ориентированное, публицистическое, художественное, частично неофициальное письма;
- уметь использовать при написании писем структуру делового письма.
- Учебно-тематический план.
2.1.Учебно-тематический план /1 год обучения/
№ п/п | Тематика занятий | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | История эпистолярного жанра
| 20 2 2 10 6 | 2 2 2 2 | - - 8 4 |
2. | Виды писем.
| 36 7 6 7 8 8 | 2 1 2 2 2 | 5 5 5 6 6 |
3. | Написание, оформление и отправка писем. 3.1. Оформление писем за границу. 3.2. Структура делового письма. 3.3. Порядок отправки писем. | 16 5 5 6 | 1 1 1 | 4 4 5 |
Итого: | 72 | 20 | 52 |
2.2.Учебно-тематический план /2 год обучения/
№ п/п | Тематика занятий | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Эпистолярно-художественная литература и художественное письмо.
| 15 1 4 10 | 1 1 2 | - 3 8 |
2. | Практические занятия по обработке навыков написания писем. 2.1. Различные виды писем. 2.2. Официально - деловые письма. 2.3. Стили написания официально-деловых писем. 2.4. Шаблоны. 2.5. Профессионально-ориентированные письма. 2.6. Стили написания профессионально-ориентированных писем. 2.7. Публицистические письма. 2.8. Стили написания публицистических писем. 2.9. Художественное письмо. 2.10. Стили написания художественного письма. | 25 3 3 2 2 3 2 2 3 2 3 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 2 2 1 1 2 1 1 2 1 2 |
3. | Практические занятия по оформлению и отправки писем в соответствии с правилами. 3.1. Структура письма. 3.2. Порядок оформления письма. 3.3. Шаблоны писем. Работа с шаблонами. 3.4. Обработка писем на компьютере. 3.5. Ответ на письмо. | 32 4 8 8 6 6 | 1 2 2 2 2 | 3 6 6 4 4 |
Итого: | 72 | 23 | 49 |
- Содержание учебного материала.
- Первый год обучения.
История эпистолярного жанра Античная история эпистолярного стиля. Античные теории письма. «Половина диалога» грамматика Артемона. Письмовник Деметрия Фалерского. Письмовники XVIII – XIX вв. Письмовник 1798 года. Письма просительные, жалобные, одобрительные, дружеские, увещевательные, нравоучительные, купеческие, посылочные и др. Дружеское письмо 2-ой половины XVIII века как явление литературы. Реализация коммуникативной оси «я-ты». Диалогизация. Специфическая структура, формализованная границами, фиксирующими начало и конец письма. Синтез элементов различных функциональных стилей. Особенности речевого этикета. Эпистолярное наследие русской культуры. Культурно-историческое и языковое наследие русской культуры. Письмо как тип текста. Мир общения различных эпох. |
Виды писем. Официально-деловые письма. Письма как деловые документы, отражающие не личные, а официальные отношения. Служебные письма. Дипломатические письма. Рекомендательное письмо. Профессионально-ориентированные письма. Переписка учёных. Научный стиль написания писем. Публицистические письма. Письма в газеты и журналы. Публицистический стиль написания писем. Художественные письма. Язык художественной литературы. «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина. Письмо Хлестакова своему другу Тряпичкину в «Ревизоре» Н.В. Гоголя и др. Частные неофициальные письма. Частное письменное общение лиц, характеризующееся достаточной содержательной свободой, наличием стандартных эпистолярных элементов (обращение, подпись, дата, место написания). |
Написание, оформление и отправка писем. Оформление писем за границу. Расположение текста на листе бумаги. Адрес. Обращение. Знаки препинания. Заключительная часть. Нумерация страниц, ширина поля, подпись. Структура делового письма. Работа с образцами структуры деловых писем. Выполнение заданий по образцам. Порядок отправки писем. Оформление корреспонденции. Конверты, их разновидность. |
- Второй год обучения.
Эпистолярно-художественная литература и художественное письмо. Эпистолярная художественная литература. Содержательно – концептуальная информация художественного письма. Выбор языковых средств. Эстетическая направленность реализация авторского замысла. Интимно-дружеские письма. Реальные письма. Адресат и адресант. Автобиографизм. Художественное письмо. Эмоциональное воздействие на адресата. Идейно-тематическое содержание произведения. Роль письма в развитии сюжета произведения. |
Практические занятия по обработке навыков написания писем. Различные виды писем. Знакомство с различными видами писем. Работа с образцами писем. Официально - деловые письма. Официально-деловые письма. Структура официально-деловых писем. Стили написания официально-деловых писем. Стили написания официально-деловых писем. Практикум по написанию официально-деловых писем. Шаблоны. Шаблоны писем. Правила заполнения шаблонов. Практикум по оформлению писем на компьютере. Профессионально-ориентированные письма. Профессионально-ориентированные письма. Образцы профессионально-ориентированных писем. Стили написания профессионально-ориентированных писем. Стили написания профессионально – ориентированных писем. Практикум по оформлению профессионально - ориентированных писем. Публицистические письма. Публицистические письма. Образцы публицистических писем. Стили написания публицистических писем. Стили написания публицистических писем. Практикум по оформлению публицистических писем. Художественное письмо. Художественное письмо. Образцы художественных писем. Стили написания художественного письма. Стили написания художественных писем. Практикум по оформлению художественных писем. |
Практические занятия по оформлению и отправки писем в соответствии с правилами. Структура письма. Виды писем. Структуры писем. Порядок оформления письма. Порядок оформления письма. Дата. Обращение. Подпись. Адрес. Рукописные варианты оформления писем. Шаблоны писем. Работа с шаблонами. Шаблон. Виды шаблонов. Форма. Шаблоны писем. Работа с шаблонами писем с использованием Мастеров пакета текстового процессора.. Обработка писем на компьютере. Оформление письма в текстовом процессоре. Работа с компьютерными шаблонами писем. Ответ на письмо. Ответ на письмо. Практикум по оформлению ответов на письма различных видов. |
- Используемая литература.
- Т. Трояновская. Как слово наше отзовётся.- Журнал «Наука и жизнь», № 1,3, 1998.
- И.И. Белунова. Искусство эпистолярия и художественное произведение. - Журнал «русский язык в школе», № 5, 1995.
- Т.А. Миллер. Античные теории эпистолярного стиля – М: Просвещение, 1999.
- Л.В. Нижникова. Письмо как тип текста. – АКД – Одесса, 1991.
- Е.М. Виноградова. Эпистолярные речевые жанры. – АКД – Москва, 1991.
- Р.М. Лазарчук. Дружеское письмо 2-ой половины XVIII века как явление литературы. – АКД – Ленинград, 1998.
- М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. – М: Просвещение, 1998.
- Методическое обеспечение образовательной программы.
№ п/п | Тема из плана | Форма занятия | Методы проведения занятия | Дидактические материалы | Техническое оснащение | Форма подведения итогов |
1. | Античная теория эпистолярного стиля. | Коллективная | Рассказ, беседа | Работы историков | - | Оценка педагога |
2. | Писмовники XVIII- XIX вв. | Коллективная | Демонстрация | Образцы фрагментов писем | - | Анализ работы учащихся, подведение итогов. Оценка педагога. |
3. | Виды писем. | Индивидуально-групповая | Диалог, практическая работа | Образцы писем | Работа на компьютере | Оценка педагога |
4. | Оформление писем за границу. | Колеективно-групповая | Демонстрация, практическая работа | Образцы писем | Работа на компьютере | Анализ работы групп. Оценка педагога. |
5. | Структура делового письма. | Групповая | Беседа, практическая работа в группах | Сема структуры письма | Работа с текстовым редактором | Оценка педагога |
6. | Порядок отправки писем. | Коллективно-индивидуальная | Беседа, практическая работа | Образцы писем | - | Подведение итогов. Оценка педагога |
7. | Эпистолярная художественная литература. | Индивидуальная | Рефераты | Образцы писем | - | Оценка педагога |
8. | Художественное письмо. | Коллективная | Практическая работа | Образцы писем | Работа на компьютере | Анализ работ. Оценка педагога |
9. | Написание писем. | Индивидуальная | Беседа, демонстрация, | Образцы писем | Работа на компьютере | Анализ работ. Оценка педагога. |
10. | Интимно – дружеские письма. | Групповая | Доклады, практическая работа | Образцы писем | - | Анализ работ. Оценка педагога. |
11. | Отправка писем в соответствии с правилами. | Групповая Индивидуальная | Практическая работа | Образцы писем и конвертов | Работа на компьютере | Оценка педагога. |
- Досуговые мероприятия.
1-ый год обучения.
- Заочные экскурсии по античной истории эпистолярного стиля.
- Конференция «Эпистолярное наследие русской культуры».
- Викторина «Моё письмо».
- Экскурсия на почтовое отделение связи д. Мамоново.
2-ой год обучения.
- Конкурс на лучшее письмо заграничному другу.
- Публикация работ в школьной газете.
- Библиотечный час «Художественное письмо».
- Экскурсия на почтовое отделение связи д. Мамоново.
- Конкурс на лучшее письмо для электронной почты /работа с Интернет/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...