Методическая разработка по изобразительному искусству."Декоративная композиция по мотивам жостовской росписи".
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Методическая разработка по изобразительному искусству . "Декоративная композиция по мотивам жостовской росписи" 5 класс. Программа под ред. Б.М. Неменского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока. | 32.47 КБ |
Презентация к уроку. | 2.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока.
Технологическая карта урока.
Учитель: Базанова Лариса Александровна, учитель изобразительного искусства ГБОУ школа № 355.
УМК: Базовый учебник Горяева Н.А., Островская О.В. «Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского, Л.А.Неменская.
Тема урока: «Декоративная композиция по мотивам жостовской росписи».
Класс: 5
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: создать декоративную композицию по мотивам жостовской росписи в технике
коллаж. |
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся из предметов дпи выделять жостовские изделия.
Познакомятся с основными особенностями жостовской росписи.
Получат возможность выполнить творческую работу по мотивам жостовской росписи.
Метапредметные:
научатся определять цель в учебной деятельности, принимать учебную задачу;
получат возможности излагать свое мнение; делать выводы; планировать деятельность в учебной ситуации; аргументированно оценивать свою работу;
Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции.
Методы и формы обучения:
Беседа, практический, творческий поиск; индивидуальная, групповая (в парах), фронтальная.
Наглядно-демонстрационные материалы:
Презентация к уроку, предметы ДПИ, таблицы, работы из методического фонда.
У детей: готовый фон, заготовки цветов, клей, гелиевая ручка для творческой работы; учебник, технологическая карта учащегося.
Дидактическая структура урока
| Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (УУД) | Ресурсы |
1. Организационный момент 2м. | 1. Создание условий для потребности учащихся участвовать в учебном процессе. 2. Психологически подготовить учащихся к общению на уроке. | 1. Приветствие. 2. Проверка рабочего места. 3. Организация внимания. | 1. Проверяют готовность к уроку. 2. Слушают учителя. | Личностные: - принятие нравственных норм поведения (дисциплина, ответственность); Предметные: - оценивание своей готовности к работе. | |
2. Мотивация. Осмысление учебных задач. 7 мин. | 1. Актуализировать мыслительные операции, необходимые для готовности учащихся к работе на уроке: внимание, восприятие, мышление 2. Сформулировать тему, учебную цель и учебную задачу урока. | 1. Создание проблемы. Учитель предлагает диктант по ДПИ. Народные промыслы (хохлома, гжель, городец, жостово) (Прил. 1. Таблица.) 2. Предлагает определить тему урока, цель. 3. Обозначает задачу урока. | Учащиеся распределяют данные учителем объекты в таблице. Взаимопроверка (работа в парах). Оставшийся предмет относят к ещё не изученному, тем самым определяют тему урока. Участвуют в формулировании темы и цели. Принимают задачу урока. | Предметные: - самостоятельное выделение темы и формулирование познавательной цели; Регулятивные УУД: -осуществляют самоконтроль. -принятие задачи урока. | Приложение 1. |
3. Открытие нового знания. 12-15 мин. | 1. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала учащимися. 2. Подготовить учащихся к выполнению практического задания. | 1.Как слагается эта цветочная сказка? Полюбуемся жостовскими подносами. Слайд 2 (1 мин.) 2.Учащиеся работают с учебником и отвечают на вопросы (3 мин) Распределимся на 3 группы ( по рядам) 1 группа. Какие бывают формы подносов? 2 группа. Какие композиции встречаются? 3 группа. Что изображено на подносах? -Заслушивает ответы 1 ряда. Показывает 3 слайд. - круглой, прямоугольной, овальной, восьмиугольной, комбинированной -Заслушивает ответы 2 ряда. Показывает 4 слайд. Обобщает ответы. - букет, венок, полувенок, роспись с углов, букет в раскидку. --Заслушивает ответы 3 ряда. Показывает 5 слайд. Обобщает ответы. - сюжетные композиции, букеты цветов, часто изображают птиц. Этапы росписи. -Мастер расписывает подносы в несколько этапов, сразу красками, без предварительного рисунка. Эти этапы имеют свое название (6,7,8 слайды): 1.Грунтовка. Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку, ее грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает черным. 2.Замалевок. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев. 3.Тенежка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. 4.Прокладка. Уточняются многие детали. 5.Бликовка. Наложение бликов выявляет свет и объем. 6.Чертежка. Это заключительная часть работы над букетом. При помощи тонкой кисти наносятся штрихи – прожилки, кружевные края у листочков, прописываются “семенца” в центре чашечек. 7.Привязка. Прописываются стебельки и травинки. Букет объединяется в единое целое. 8.Уборка. Украшение борта подноса. Учитель обобщает, уточняет | 1 слушают, смотрят фильм, осмысливают учебный материал; 2. работают с учебником. 3. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. | Предметные: Познакомятся с основными особенностями жостовской росписи. Личностные УУД: знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России Коммуникативные УУД: - эмоционально воспринимать увиденное, принимать активное участие в беседе. Регулятивные УУД: - принимают и сохраняют учебную цель и задачу; -осуществляют самоконтроль. | Работа с учебником Приложение 2. Презентация. |
4. Творческая работа. (15-18 мин) | Организует работу учащихся, инструктирует, контролирует выполнение задания. | Слайд 9. 1. Предлагаю самим выполнить декоративную композицию по мотивам жостовской росписи, используя цветочные заготовки, расписать борт гелиевой ручкой (этап - Уборка) 2. Обеспечить контроль за выполнением задания. 3. По ходу работы даёт оценку, помогает учащимся. | 1. Овладевают новыми приёмами деятельности создания выразительной композиции 2. Выполняют изделие по намеченному плану, анализируют, контролируют правильность выполнения работы, оценивают свой результат. | ЛичностныеУУД: - осуществляют работу по выполнению работы в технике коллаж и украшении её декоративными элементами в соответствии с традицией жостовского промысла. Познавательные УУД: выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат Метапредметные связи: - межпредметные связи с технологией, музыкой, литературой. | Презентация. Художественные материалы. |
5. Итог урока. 3 мин. | Дать оценку результата учебной деятельности класса и отдельных учеников. | Подвести итог занятия вместе с учащимися. Чему научились, что нового узнали на уроке? | 1. Подводят итог своей учебной деятельности (УД), оценивают результат своей УД. | Коммуникативные УУД: - умеют использовать речь для регуляции своего действия; - строят понятные для собеседника высказывания. Регулятивные УУД: - осуществляют взаимоконтроль, оценивание. | |
6. Рефлексия. 3мин. | Организует рефлексию | Предлагает дать оценку результата учебной деятельности. | Оценивают свою работу Учащиеся выполняют рефлексию по типу «Как я сегодня поработал» (приложение 3) | Регулятивные УУД: - дают объективную самооценку результатов своей деятельности. | Приложение 3 |
Приложение 1.
Распределить в таблице данные объекты согласно промыслам.
Чашки(3, 5), деревянные доски (1,2), деревянная посуда(4, 6), железные подносы (7, 8).
С предметами какого промысла вы ранее не встречались на уроке?
Хохломские изделия. | Городецкие изделия | Гжель | Жостово. |
Приложение № 2
Поработаем с учебником. Тема: Жостово. Роспись по металлу.
1 ряд. Какие бывают формы подносов?
Прочитай материал в учебнике (стр. 92, 4 абзац), рассмотри рисунки (стр.92-93)
2 ряд. Какие композиции встречаются?
Прочитай материал в учебнике (стр. 92, 3 абзац), рассмотри рисунки (стр.92-93)
3 ряд. Что изображено на подносах?
Прочитай материал в учебнике (стр. 92, 2 абзац), рассмотри рисунки (стр.92-93)
Приложение№ 3
Подведем итоги. Как я сегодня поработал?
Как называется новый промысел ____________________________________
Отметь на данном рисунке линию, обозначающую, как ты сегодня поработал и сколько узнал.
(у подножья – я не работал и ничего не узнал; на середине горы – поработал хорошо, что - то узнал, а что- то пропустил, творческую работу не закончил;
на вершине горы – поработал отлично, работу сделал.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ.
Фамилия, имя___________________________________________ Класс 5___
Задание№1.
Распределить в таблице данные объекты согласно промыслам.
Чашки(3, 5), деревянные доски (1,2), деревянная посуда(4, 6), железные подносы (7, 8).
С предметами какого промысла вы ранее не встречались на уроке?
Хохломские изделия. | Городецкие изделия | Гжель | Жостово. |
Задание №2. Поработаем с учебником. Тема: Жостово. Роспись по металлу.
1 ряд. Какие бывают формы подносов?
Прочитай материал в учебнике (стр. 92, 4 абзац), рассмотри рисунки (стр.92-93)
2 ряд. Какие композиции встречаются?
Прочитай материал в учебнике (стр. 92, 3 абзац), рассмотри рисунки (стр.92-93)
3 ряд. Что изображено на подносах?
Прочитай материал в учебнике (стр. 92, 2 абзац), рассмотри рисунки (стр.92-93)
Задание №3. Подведём итоги. Как я сегодня поработал?
Как называется новый промысел ___________________________________________
Отметь на данном рисунке линию, обозначающую, как ты сегодня поработал и сколько узнал
(у подножья – я не работал и ничего не узнал; на середине горы – поработал хорошо, что - то узнал, а что- то пропустил, творческую работу не закончил; на вершине горы – поработал отлично, работу сделал.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского).
В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личностные, метапр...
Методическая разработка урока изобразительно искусства Тема. «Народные промыслы. Искусство Гжели» 5 класс
Методическая разработка урока изобразительно искусстваТема. «Народные промыслы. Искусство Гжели»5 класс...
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели» (по программе Б.М. Неменского)
Урок продолжает цикл уроков 2 четверти «Связь времен в народном искусстве». В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Нем...
Методическая разработка урока. Презентация. Тема: Декоративные композиции по мотивам стихотворений русских поэтов. Зима.
Методическая разработка и презентация к уроку. Используя условный язык силуэта, приемы силуэтного, симметричного вырезания, учащиеся научатся передавать красоту образов природы в технике к...
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе на тему: «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»
Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»Цель: развитие у обучающихся мотивации к познанию, развитие творческих спос...
Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Виды и жанры изобразительного искусства" 5 класс
Цель (культурлогическая): воспитание эстетического вкуса учащихся. ориентация в мире духовных ценностей. Формируемая компетентность: художественно - эстетическая. коммуникативная. Задача: понимать по ...
Методическая разработка раздела изобразительного искусства «Композиция на уроках изобразительногоискусства в современной школе»
Урок изобразительного искусства- это особый урок. И требования к нему особые. Он должен строиться по законам искусства, решать задачи нравственно-эстетического воспитания. Искусство предполагает духов...