Монотипия - самый живописный вид графики
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Монотипия - самый живописный вид графики, и самый доступный среди непрофессионалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monotipiya_4.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Монотипия - самый живописный вид графики
Фомичева Г.В., учитель ИЗО МОУ – Лицей №2, г.Саратов.
Я засею Вселенную
Звездным песком,
Нарисую луну
Золотистою охрой.
Пять мазков и дорожка
Засветится мокро,
И волна изогнется
Цветным лепестком.
А наутро я смою
Все краски с холста.
И ворвется рассвет
В теплой сливочной гамме.
Это просто мой холст
В перевернутой раме...
Только, что так волнует
Его простота?
Я кормлю себя лестью,
Что старости нет,
И лелею свое
Ненадежное стремя.
И ловлю я в капкан
Неуемное Время,
И обманом его
Запираю в багет.
(Татьяна Сорокина)
Монотипия - самый живописный вид графики, и самый доступный среди непрофессионалов.
Монотипия — техника свободы и Божественного вмешательства!
Монотипия — уникальная нетиражная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи.
Монотипия: Два слова: «моно» и «типия». Монотипия (от «моно» - один и греч. «τυπος» — отпечаток, оттиск, касание, образ...) — вид печатной графики.
Если просто сказать: одно касание, прикосновение, надавливание...... наверное, можно найти много еще словесных аналогов. Но, главное, это художественное произведение, выполненное за один прием!
Первыми монотипистами, наверное, были еще древние люди, оставившие следы отпечатков своих рук на стенах своих пещер... Лик Христа на плащанице — тоже своего рода монотипия! Можно найти много всевозможных вариантов монотипии в природе...
В современной художественной жизни монотипия относится к графической технике. Многие мастера-графики экспериментировали в этой технике. Но, к удивлению, к ней, как к отдельно взятой технике, относятся как к чему-то несерьезному! А при внимательном рассмотрении данная техника таит в себе необычайно богатые возможности с приятным элементом свободы и ожидания того непредсказуемого результата, который получается. Но тот, кто поработал в этой технике немного больше, смело скажет, что непредсказуемостью вполне можно управлять и получать великолепные графические листы.
Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне.
Для произведений, выполненных в технике Монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью. Техника монотипии известна с 17 в., однако распространение получила только с конца 19 в. Среди наиболее известных мастеров: итальянец Джованни Кастильоне (1616-1670), англичанин Уильям Блейк (1757-1828), француз Эдгар Дега (1834-1917), соединивший монотипию с темперой («Концерт в кафе "Амбасадор"»).
Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново "открывшей"эту технику в начале ХХ века и создавшей собственную школу. В начале ХХ века русская художница Елизавета Кругликова, работавшая над цветным офортом, самостоятельно "открыла" монотипию . Лирические , созерцательные, спокойные пейзажи, букеты роз, ромашек, маргариток сразу вспоминаются при упоминании имени художницы. Её парижская мастерская была притягательным центром. где учились и работали м.А.Добров, К.Е.Костенко, М.Н.Волошин, И.С.Ефимов, Н.Я. Симонович-Ефимова, Л.В.Яковлев, В.П.Белкин. Прославленными мастерами стали также ее ученики-французы Моро и Дюнуайе де Сегонзак.
В семидесятые годы прошлого столетия американский математик Беноит Мандельброт написал книгу по фрактальной геометрии (Benoit The Fractal Geometry of Nature, 1983). Она сразу же стала бестселлером в научном мире а самого автора стали величать "Эвклидом ХХ века. Не будем углубляться в дебри математики, а лишь отметим, что под фракталами понимаются геометрические фигуры, состоящие из последовательно уменьшающихся фрагментов, повторяющих( хотя бы приблизительно0 исходную фигуру. Мандельброт показал, что большинство объектов природы и космоса являются фракталами (растения. облака. горы, береговая линия, снежинки, галактики и др.). В этой книге( её ещё называют манифестом Мандельброта) есть интересный рисунок- фрагмент картины "Потоп" Леонардо да Винчи, на котором Мандельброт обнаружил фрактальные структуры.
В 2000 г. была установлена фрактальная природа значительной части монотипий и введен термин "фрактальная монотипия".
Таким образом, монотипию можно отнести к фрактальному искусству, причем получаемому не на компьютерах(компьютерная графика), а физико-химическим способом. Возможно фрактальная пленочная химия найдет применение не только в искусстве.
Материалы и инструменты.
Покончив с историческими хрониками преступим к материальной части нашего вопроса. Итак, как уже говорилось ранее, монотипия считается графической техникой.
Начнем с красок. По отношению к краскам эта техника всеядна! Акварель, гуашь, темпера, акрил, масляные краски, офортные, типографские, для полного отрыва можно использовать и строительные виды красок. Краски используются как с разбавителями так и в чистом виде — в зависимости от задач. Также широк и многообразен выбор поверхностей, с которых можно делать оттиски: бумага, различные виды картонов, пластик разной толщины, пластины из разных металлов-цинк-медь-сталь-латунь. Стекло, оргалит и фанера! Холст и дерево, камень!!! Главное, чтобы фактура поверхности соответствовала Вашим задачам и целям. А вот вопрос внутреннего ощущения того, какая должна быть поверхность, приходит с Вашим личным опытом.
Краска наносится на поверхность также различными инструментами: рука и пальцы художника, кисти, мастихины, различные шпатели, в том числе фигурные. Также применяются валики с различными фактурами. Ну и напоследок, тем, что придет в Вашу творческую голову. :)
Для отпечатка с листов пластика и металлических листов используют офортные станки. Для отпечатка с литографского камня — используется литографский печатный станок.
Для выбирания краски с печатной поверхности используют, начиная от простой ткани, до всевозможных специфических материалов: спички, стальная губка для чистки посуды, ушные палочки...
Ну и наконец, виды поверхностей, на которые отпечатывают оттиск: бумага, различные виды — от простой до офортной, цветные бумаги, пластик, фанера, камень, стекло, металл, холст художественный и разные ткани. В общем, есть повод для фантазии.
Направления развития монотипии.
Настала очередь рассказать об основных стилистических направлениях в монотипии.
Первый способ, из самых простых, его еще называют — «фрактальная монотипия».
Берете выбранную Вами твердую поверхность, в творческом трансовом порыве наносите краску нужным Вам инструментом, сверху накладываете бумагу, продавливаете ее сверху руками или резиновым валиком. Плавно снимаете лист. Исследуете полученный оттиск. Как правило, этот способ достаточно трудно управляем. Особенно, если Вы будете использовать водные краски: акварель, гуашь, акрил, темперу. Затем многие художники, всматриваясь в получившийся оттиск, пытаются увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию и слегка дорабатывают оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии.
Второй способ.
Когда краска наносится на пластины из металла или пластика, накладывается сверху бумага и производится оттиск с помощью офортного или литографского станка. В этом приеме, как правило, чаще используют масляные и офортные краски. Этот способ позволяет достаточно точно управлять творческим процессом и достаточно точно угадывать нужный творческий результат. Здесь можно создавать практически живописные реалистичные произведения. Для того, чтобы на бумагу не приставало масло из краски, ее перед печатью смачивают водой!
Третий способ.
Пишете художественное произведение масляными красками на холсте или картоне. Затем накладываете бумагу, ткань или такой же холст — аккуратно, а можно и не очень. Все зависит от Вашего темперамента. Продавливаете бумагу, также используя различные приемы продавливания. Как показывает опыт, можно сделать до трех оттисков, и не один из них не будет повторять предыдущий. Получаются очень тонкие живописные вещи. Которые можно доделывать уже поверх монотипии. Но это будет уже смешанная техника.
Четвертый способ.
Этот способ требует от художника твердого уверенного рисования, так как исправления невозможны.
Берете пластик или стекло. Валиком накатываете нужное место или всю поверхность листа равномерным слоем краски, предварительно удалив лишнее масло из краски, выложив ее на некоторое время на газету. Все это приобретается опытным путем. Если Вы неуверенны, в том, что можете сразу нарисовать и скомпоновать Ваше произведение на листе то, до того, как Вы положите его на краску, легкими движениями простого карандаша можете наметить основную композицию и после этого, не придавливая, опускаете лист на накатанную краской поверхность. А далее, Вы начинаете рисовать то, что Вы наметили, работая карандашом, простой ручкой, черенком от кисточки — все зависит от толщины линии, которую Вы хотите получить.
Руками на бумагу желательно не опираться. Выполнив свои экзерсисы на бумаге, аккуратно снимаете лист. Как и любой из видов монотипий, его можно доработать и завершить работу, уже видя, что с ней происходит.
Пятый способ. Акваграфия
Наливаете в фотованночку воду. Берете типографские краски, разводите их в разных баночках до жидкого состояния бензином или специальным растворителем. Потом берете кисти и, в зависимости от Вашего внутреннего живописного состояния, брызгаете краски на воду, регулируя, какого цвета необходимо больше или меньше. А далее начинается самое интересное : перемешиваете краски черенком кисти и увидите тот неповторимый узор, который, как Вам кажется, необходим.
Необходимо работать быстро, но аккуратно: накладываете лист бумаги на воду, а потом только, как бы по дуге, второй край. И так же его надо снимать: сначала один, а потом по дуге второй. Перемешиваясь в воде краски создают удивительные живописные сочетания как в калейдоскопе.
Ну и шестой способ — смешанная техника.
Когда за базу берется созданная монотипия и потом дорабатывается различными другими материалами: пастель масляная, сухая, акрил, масло, темпера, фактурные пасты и так далее.........
Ну и еще раз хотелось бы сказать - что сама прелесть монотипии в том, что существует в ней Божественная непредсказуемость, которая и вносит в монотипию это удивительное ощущение ожидания чуда! Пусть небольшого, но все же чуда, которое и заставляет радостно трепетать сердце художника. Процесс в монотипии — наверное, самое захватывающее из всего действия!
Монотипия навсегда войдет в Вашу творческую жизнь и принесет много приятных творческих мгновений!
«Творчество не приходит по какому-то наитию… Творчеству надо учить».
В.А.Сухомлинский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Самый, самый, самый я, а вместе мы - одна семья!"
Важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов общеобразовательной школы, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся, формы здоров...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "САМЫЕ, САМЫЕ, САМЫЕ..."
Презентация "Самые, самые, самые..." или "Чудеса природы" может быть использована как на уроках биологии, так на уроках географии и во внеклассной работе....
Конспект урока ИЗО в 5 классе "Живописные упражнения. Монотипия "Веселые кляксы"
Конспект урока ИЗО в 5 классе по программе В.С. Кузина....
«Самая РОДНАЯ, самая ВАЖНАЯ, самая НУЖНАЯ, самая..." Внеклассное мероприятие совместно с родителями.
Внеклассное мероприятие совместно с родителями, посвященное Дню Матери...
Монотипия - самый живописный вид графики
Монотипия - самый живописный вид графики, и самый доступный среди непрофессионалов....
План конспект урока по декоративной композиции в 1 классе живописного отделения «Техника монотипия»
План конспект урока по декоративной композиции в 1 классе живописного отделения «Техника монотипия»...
«Культурные коды (живописный, музыкальный, образный) как средства само и взаимопонимания»
интегрированный урок живописи, музыке, технологии...