Урок "Самый, самый, самый я, а вместе мы - одна семья!"
план-конспект урока по физкультуре (8 класс) по теме

     Важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов общеобразовательной школы, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся, формы здоровьесбережения.

   Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одного из самых актуальных образовательных подходов, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья.  В здоровьесберегающей педагогике урок строится с учётом потребности детей: в саморазвитии, в подражании, в приобретении опыта.

   Великие педагоги и психологи К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Р.С. Немов, И.П. Подласый уделяли внимание нетрадиционным формам обучения, как одному из условий формирования и становления творческой, активной, самостоятельной личности.

   Нетрадиционные уроки в школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения, субъект- субъектными отношениями.

   С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся и здоровьесбережения.

   Нетрадиционные уроки развивают способности и личность ученика, формируют устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности, оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей.

В школе можно использовать следующие виды нетрадиционных уроков: уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВН, викторины, аукционы); урок-путешествие; урок-фантазия; урок-сказка; урок-сюрприз; урок-отчет; урок-зачет, урок здоровья, уроки с использованием компьютерной техники.

Опыт работы показывает, что проведение нетрадиционных уроков возможно на любом этапе работы над учебным материалом, как во время приобретения новых знаний, так и при формировании умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, на уроках повторения, контроля.

В подготовке и проведении нетрадиционных уроков помогают творческие принципы:

1.     Отказ от шаблона в организации урока, формализма в проведении.

2.     Максимальное вовлечение учащихся класса в активное взаимодействие на уроке с использованием различных форм групповой работы на уроке.

3.     Занимательность и увлечение, а не развлекательность - основа эмоционального тона урока.

4.     Поддержка альтернативности, учет множества мнений.

5.     Развитие функции общения на уроке, как условия обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовольствия.

6.     «Скрытая» дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям, склонностям.

7.     Использование оценки в качестве формирующего, а не только результирующего инструмента.

Сегодня урок физической культуры должен фор­мировать не только исполнителя, но и полноправного участника творческого процесса обучения физичес­ким упражнениям, быть интересным для учащихся, побуждать их к активной деятельности.

   В настоящее время востребовано умение работать в группе, сотрудничать — соответ­ственно, возникает необходимость форми­рования коммуникативной компетенции.

   Возросшие возможности выбора в жизни человека, потребность в развитии его инди­видуальности, «самости» выдвигают задачу формирования компетенции в личностном самоопределении. Без этого ребёнок не смо­жет сделать осознанный выбор, ему сложно будет самореализоваться в жизни.

Чтобы  заинтересовать учащихся  учёбой необходимо создание условий.

   Ситуации успеха способствуют формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом. Снижая эмоциональную напряжённость, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса, тем самым, реализуя основы здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса.

   Добиться повышения качества образования по физической культуре можно, применяя на практике различные виды деятельности, создавая условия для выполнения физических упражнений различными способами, средствами, методами, технологиями.

       В ходе поисков инновационных подходов к орга­низации учебных занятий я поняла, что всё больше необходимо учитывать особую значимость игровой деятельности. Этому помогает урок – соревнование, он позволяет решить важнейшие задачи работы с детьми и под­ростками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические качества, но так­же умственные и творческие способности, нравствен­ные качества личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_luchshiy_urok.doc971 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционный урок как форма здоровьесбережения в школе.

     Важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов общеобразовательной школы, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся, формы здоровьесбережения.

   Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одного из самых актуальных образовательных подходов, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья.  В здоровьесберегающей педагогике урок строится с учётом потребности детей: в саморазвитии, в подражании, в приобретении опыта.

   Великие педагоги и психологи К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Р.С. Немов, И.П. Подласый уделяли внимание нетрадиционным формам обучения, как одному из условий формирования и становления творческой, активной, самостоятельной личности.

   Нетрадиционные уроки в школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения, субъект- субъектными отношениями.

   С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся и здоровьесбережения.

   Нетрадиционные уроки развивают способности и личность ученика, формируют устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности, оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей.

В школе можно использовать следующие виды нетрадиционных уроков: уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВН, викторины, аукционы); урок-путешествие; урок-фантазия; урок-сказка; урок-сюрприз; урок-отчет; урок-зачет, урок здоровья, уроки с использованием компьютерной техники.

Опыт работы показывает, что проведение нетрадиционных уроков возможно на любом этапе работы над учебным материалом, как во время приобретения новых знаний, так и при формировании умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, на уроках повторения, контроля.

В подготовке и проведении нетрадиционных уроков помогают творческие принципы:

  1. Отказ от шаблона в организации урока, формализма в проведении.
  2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активное взаимодействие на уроке с использованием различных форм групповой работы на уроке.
  3. Занимательность и увлечение, а не развлекательность - основа эмоционального тона урока.
  4. Поддержка альтернативности, учет множества мнений.
  5. Развитие функции общения на уроке, как условия обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовольствия.
  6. «Скрытая» дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям, склонностям.
  7. Использование оценки в качестве формирующего, а не только результирующего инструмента.

Сегодня урок физической культуры должен фор мировать не только исполнителя, но и полноправного участника творческого процесса обучения физичес ким упражнениям, быть интересным для учащихся, побуждать их к активной деятельности.

   В настоящее время востребовано умение работать в группе, сотрудничать — соответ ственно, возникает необходимость форми рования коммуникативной компетенции.

   Возросшие возможности выбора в жизни человека, потребность в развитии его инди видуальности, «самости» выдвигают задачу формирования компетенции в личностном самоопределении. Без этого ребёнок не смо жет сделать осознанный выбор, ему сложно будет самореализоваться в жизни.

Чтобы  заинтересовать учащихся  учёбой необходимо создание условий.

   Ситуации успеха способствуют формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом. Снижая эмоциональную напряжённость, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса, тем самым, реализуя основы здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса.

   Добиться повышения качества образования по физической культуре можно, применяя на практике различные виды деятельности, создавая условия для выполнения физических упражнений различными способами, средствами, методами, технологиями.

       В ходе поисков инновационных подходов к орга низации учебных занятий я поняла, что всё больше необходимо учитывать особую значимость игровой деятельности. Этому помогает урок – соревнование, он позволяет решить важнейшие задачи работы с детьми и под ростками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические качества, но так же умственные и творческие способности, нравствен ные качества личности.

Урок – соревнование имеет:

1. Воспитательное значение.

Возникает дисциплиниро ванное подчинение интересам коллектива, а также развиваются умения владеть собой, уважение, честность, чувство ответственности, воспитывается характер.

2. Общеоздоровительное значение.

Способствует укреплению органов, формированию тела и улучшению самочувствия занимающихся. Постоянная смена напряжения и рассла бления положи тельно влияет на сосудистую систему и дыхание. В процессе урока выявляется ловкость и находчивость, реакция и координация; развиваются мышцы и становиться красивой осанка.
   Систематическое использование игр способствует оптимизации двигательного режима, улучшению здоровья, повышению умствен ной  и физической работоспособности детей.

Такие уроки предоста вляют множество двигательных возможностей и в рамках правил  требуют собственного само стоятельного действия. На них можно за ниматься без особых финансовых затрат и мате риального обеспечения. А чтобы детям хотелось идти на урок физкультуры, необходимо выискивать новые пути, подходы к уроку, придумывать, что может заинтересовать наших детей. Да, а ведь лучшие подсказчики нового – это сами дети. Наша идея – их действия  и есть результат совместного труда. Ведь дети - творцы нового.

Будут здоровы дети, значит, будет и успех. Результат от таких уроков один: (по опросам и анкетированию детей) почаще проводить. Ничего не делающих на таком уроке нет. Всем (по физическому развитию, психологическим качествам, по состоянию здоровья) должны быть подобраны задания. Чтобы ни один ребёнок не был забыт и ущемлён. Для этого учителю необходимо знать психологию каждого ребёнка, его физические данные. Действия учителя на таком уроке – роль ведущего. Даже свои умения и навыки учащиеся оценивают самостоятельно. В конце таких уроков – обязательно вывод. Более объективно, конкретно, с разъяснениями дети подводят итог и делают заключение о проделанной работе. Домашнее задание даёт учитель, подсказывая над, чем каждому нужно поработать.

Данный урок - соревнование за звание « Самый, самый, самый Я, а вместе мы – одна семья!» можно проводить в одном классе  или между классами, в любом возрасте, только изменять сложность задания. (Данная разработка для 8 «Б» класса МОУ Лопанской СОШ №3)

Урок – соревнование.

«Самый, самый, самый Я, а вместе мы - одна семья!»

Цель:

 Способствовать формированию у детей жизненно важных умений и навыков, умению вести себя в любой ситуации. Принести победу команде  своей победой.

Задачи:

-охрана и укрепление здоровья учащихся;

- развитие двигательных умений и навыков;

- формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;

- воспитание  активности, нравственно – волевых черт личности;

- привитие навыков самостоятельности, ответственности;

- создание радостного и хорошего настроения, благода ря различным, постоянно меняющимся ситуациям.

Оборудование:  музыкальный центр, компьютер, диски с записями, мячи, обручи, скакалки, кегли,  гантели, гимнастические палки, секундомер,  флажки, шары, призы. Заранее заготовленные кроссворды, ребусы, загадки на ватмане или в компьютере.

Плакаты, пропагандирующие  здоровый образ жизни, мудрые утверждения, высказывания о спорте выдающихся людей, спортсменов.

Организационный момент:

  1. Выбираются  3 и более, (в зависимости от количества детей в классе) капитана. Они по очереди выбирают себе игроков. Тем самым подбираются равные по физическим данным команды.

  Капитаны команд – призёры Всероссийских соревнований «Шиповка юных» в Адлере и Сочи, учащиеся 8 «Б» класса.

Яковлев Александр, Шорбан Мария, Шевелёв Александр.

2. Команды выбирают название, придумывают девиз (можно заранее дать задание на дом), затем решают коллективно, кто в каком виде, т. е.  за какое звание, будет представлять их команду, потому  что победа присваивается и лично, и команде.

Названия команд и девизы

 Команда «Зенит». Девиз: «Зенит- чемпион, побеждает только он!»

 Команда «Спартак». Девиз: «Мы со спортом долго дружим, всех,  Конечно, победим!»

 Команда «Реал».  Девиз: «Нам соперник нипочём. Победить его готовы силой, ловкостью, умом.»

 3.   По количеству участников в команде - 4, подбираются виды состязаний в два, три раза больше, чтобы каждый смог принять участие в одном – двух видах, но не более, так как есть дети, которые могут победить во всех видах (проверено из опыта).  

 Это: самый быстрый, меткий, прыгучий, сильный, гибкий, ловкий,

умный …

   В каждом виде соревнуются отдельно мальчики и девочки.

 4.  Команда победитель определяется по наибольшему количеству набранных побед или званий «Самый, самый, самый Я!».

        Если есть возможность за каждый вид давать призы, это ещё больше подбадривает детей на победу, так как это лично – командное первенство и надо настроить детей, что звание и медали они получают себе, а победу принесут команде.

5. Судьями могут быть освобождённые учащиеся, ребята из других классов, учителя – предметники или родители.

6. Каждое задание выполняется под музыку, что поднимает настроение участников и поддерживает темп игры.

Ход урока:

Учитель: 

Сегодня не лёгким будет спор за каждую игру,          

В одно я верю искренне и свято:

Все те, кто любят спорт,

Надёжные ребята!

Если хочешь быть умелым

Быстрым, ловким, сильным, смелым,

Научись любить скакалку,

Никогда не унывай,

Прыгай, бегай и играй!

      Мы начинаем наш необычный урок,  урок – соревнование:

 «Самый, самый, самый Я, а вместе мы - одна семья!»

    Учитель:  «Сегодня мы узнаем, кто у нас в классе самый ловкий, самый сильный, самый быстрый, самый прыгучий…. Капитанам команд сдать рапорт главному судье о подготовке команды к соревнованиям».

  1. Капитаны команд сдают рапорт главному судьи соревнований, представителю от родителей Воробьёвой Елене Петровне, участники команд произносит клятву « Бороться честно, уважать победу соперника» Затем каждая команда произносят свой девиз.

 Учитель:

- Кто же сегодня победит? А победить сегодня сможет любой из вас, так как принять участие сможет каждый в любом виде соревнования, но не более двух раз. Поэтому вы, сейчас в командах посоветовавшись, решите, кто  же будет у вас бороться  за какое звание. Задача ясна? Очень хорошо.

Каждый вид соревнования может быть любой сложности: просто добежать до приза, забрать его и вернуться в команду, или бег с какими- нибудь препятствиями.

  1. Ну как, команды, готовы?

Прошу подойти тех, кто хочет завоевать первое звание «Самый быстрый».

Посоветовавшись заранее в своей команде,                                                      выходят те, кто будет бороться за звание «Самый быстрый».

Приготовились, по свистку – марш! Звучит музыка.

Ребята выкрикивают кричалки, которые придумывают сами.

(«Саша наш летит к победе, Саша скоро победит»)

- Молодцы, ребята, все стремились к победе, но выиграл один – это Воробьёв Александр.

Следующий забег у девочек.

Девочки, готовы? Марш!

У девочек самой быстрой оказалась Шорбан Мария.

- Вот мы и узнали, кто же в классе самый быстрый среди мальчиков и среди девочек.

  II. Продолжаем борьбу за следующее звание «Самый прыгучий»

Командам  необходимо выбрать участника, который хорошо прыгает на скакалке и дольше всех сможет это сделать.

- Ну, что, выбрали?

Побеждает, кто последний заронит. Первыми к старту подходят мальчики.

- Начали.

(Кричалки: «Мальчишки наши любят прыгать,

Мальчишки наши хороши»).  

Девочки выкрикивают и хлопают в ладоши. 

Звучит музыка.

первым из соревнований выбывает Яковлев Александр,

второй Погорелов Александр, и, наконец, мы узнаём второго победителя, им стал Шевелёв Александр.

     Следующие к старту идут девочки.

  И опять каждая команда болеет за своего игрока,  подбадривая его кричалкой: «Наша Настя лучше всех! Настю нашу ждёт успех!»

Итак, первой из соревнований выбывает, Мусаева Седа,

Второй Шорбан Мария.

- И, наконец, мы узнаём победителя у девочек за звание «Самый прыгучий» это Барахоева Зура.

     

III. Приглашаем следующего участника

 на звание «Самый сильный».

- Необходимо  правильно,  не опуская руки,  выполнить  наибольшее количество сгибаний и разгибаний руки с гантелей.

- Да, это очень тяжёлое испытание. Думаю, что не перевелись ещё на Руси богатыри, вы тоже так  думаете, ребята?

Ну что, проверим.  «Наш Саид сильнее всех, слава ждёт его, успех!»

- Ну, вот и увидели мы наших богатырей, им стал Саидов Саид

    - Ребята, я думаю, вы знаете, что силу должны иметь не только мальчики, но и девочки, чтобы суметь защитить себя в любой трудной, непредвиденной ситуации.

«Ну - ка, Танечка, давай, смело, ловко поднимай.  И команда, и друзья, все болеют за тебя!»

 У  девочек получила звание

 «Самой сильной» - Кузьминова Татьяна.

 IV. А вот в следующем этапе соревнования мы проверим вашу меткость.  

- Есть,  кто готов выполнить наибольшее количество попаданий в корзину (или в цель)? Я думаю, что найдутся такие.    

  - Кто хочет получить звание

 

            «Самый меткий».

            Ну что, начинаем считать?

           « Все мы знаем наперёд, Саша нас не подведёт!»

            Побеждает: Погорелов Александр.

           «Настя так легко бросает,

            Настя метко попадает!

Раз, два, три, четыре, пять

мы устали все считать!»

 У девочек больше всех мячей в корзину забросила Попова Анастасия

Следующее звание:

V. «Самый ловкий».  

Задача: обвести мячом быстро кегли и

 постараться  не сбить их.

Посоветовавшись, на старт выходит тот, кого

 вы считаете самым ловким  в вашей команде.

Учитель: 

- Вперёд за этим званием, построились, друзья!

- И вот, наконец, мы узнали, кто из мальчиков и девочек получает это звание. Это Яковлев Александр и Шамилова Фатима.

- Доказать сейчас готовы, гибкий в классе вашем есть?

VI. Кто готов получить звание «Самый гибкий»?

«Гибкость Танину мы знаем, ей соперник нипочём!

Сантиметров 30 смаху, достаёт и будь здоров!» 

В этом виде побеждают:

у мальчиков Субочев Сергей

у девочек: Кузьминова Татьяна

Дать ответ, что там,  в конверте вы готовы?  Подходи.

VII. Бороться за звание «Самый умный» будут

от команды  «Спартак» Воробьев Александр,

от команды «Арсенал» Шевелёв Александр,

 от команды «Зенит» Кузьминова Татьяна

Участники выбирают любой конверт, в нём могут быть: загадка, ребусы, кроссворды. Или можно дать тестовые задания из раздела «Теоретические знания по физической культуре», используя  компьютер, выбрать правильные ответы за одну минуту.

 Учитель:

- И вот, наконец,  соревнования  за звания у нас закончились, каждое звание нашло своего победителя, но, так как у нас соревнования и личные и командные, «Самый, самый, самый Я, а вместе мы - одна семья!», то не хватает чего?

- Ну, конечно, эстафеты.

Эстафета, эстафета! 

Пронесёмся, как ракета, 

Есть в ней правило одно –

Один за всех и все за одного!

Для определения команды победителя можно дать несколько различных  видов эстафет.

  -  Подошла торжественная часть нашего урока: награждение победителей.

Вы все честно боролись за звания «Самый, самый, самый я, а вместе мы - одна семья!», но победили сильнейшие.

Ребята приветствуют победителей бурными аплодисментами, звучит песня

«Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена»

Для награждения на пьедестал почёта приглашаются победители званий

«Самый  быстрый» ___________

«Самый прыгучий»_______________ 

«Самый меткий»___________________

«Самый сильный»_________________

«Самый гибкий»___________________

«Самый умный»____________________

«Самый ловкий»…

Учитель:

- Я думаю, что все заслуженно, получили медали и звания.

                  Пусть ещё до олимпийцев

                  Вам дорога далека,        

                  Пусть бумажные медали  

                  Получили вы пока,                                                                              

                  Но надеяться я буду,

                  Всё конечно впереди,

                  Настоящие медали

                  Я увижу на груди.

                  Молодцы, ребята!

     А сейчас заключительный и торжественный этап урока.

  Грамотой (призом) награждается команда, победившая в эстафетах, и та, учащиеся которой больше получили званий «Самый, самый, самый».

 Помните цель урока? Принести победу команде - своей победой. Награждает команды главный судья соревнований.

Победила команда «Арсенал» капитан команды Шевелёв Александр, второе место у команды «Спартак» капитан Шорбан Мария и  третье место у команды «Зенит». капитан Яковлев Александр.

Учитель:

- И в заключении мне хочется всем пожелать:

Со спортом дружите, в походы ходите,

                                     И скука вам будет тогда нипочём.

  Мы праздник кончаем и всем пожелаем:

                                     Здоровья, успехов, побед и наград!

Звучит песня:  «До свиданья, до новых встреч!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс для 8-9 классов "Вместе мы - одна семья"

Элективный курс для 8-9 классов общеобразовательной средней школы, направленный на изучение судьбы различных народов в СССР. Цель: воспитание гражданской идентичности и национальной толерантности....

Семейное развлекательное шоу для родителей и детей: «Моя семья самая, самая».

Семейное развлекательное шоу для родителей и детей.(День аиста.)...

сценарий дня толерантности "Вместе мы одна семья!"

Цель:Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам.Задачи:Формировать у детей интерес и уважение к людям разных стран мира и наци...

Методическая разработка классного часа на тему: "Вместе мы одна семья"

Мероприятие посвящено толерантности и воспитанию патриотизма...

Конспект занятия "Вместе мы одна семья!"

Цель занятия: Сплочение детского и коллектива через формирование способностей конструктивно взаимодействовать с членами группы  для достижению общей цели. Задачи:1. формировать стремлен...

«Мы вместе- одна семья»

Педагогический проект. Работа с семьями обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Сценарий спортивного праздника "Ты и я, вместе мы одна семья!"

Спортивный, семейный праздник для учащихся и их родителей....