Открытый урок в 6 классе "Великие портретисты"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме
Открытый урок по изобразительному искусству " Великие портретисты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
великие портретисты http://LearningApps.org/534147 тест. | 25.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Великие портретисты прошлого
Цель урока: обобщить знания о жанре портрета, развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность. Показать выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах.
Познакомить учащихся с творчеством великих мастеров европейского и русского искусства.
Задачи: Познакомить учащихся с известными портретистами Европы и России.
Понимать значение великих портретистов для характеристики эпох.
Планируемые результаты:
Личностные: нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству через знакомство с особенностями живописного портрета на примере художников европейского и русского искусства.
Приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении и создании композиционного портретного образа.
Регулятивные:
Уметь рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника в портрете. Проводить контроль и самоанализ ,полученных знаний.
Познавательные: Знать основные вехи в истории развития портретного жанра в отечественном искусстве. Приводить примеры известных художников портретистов. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, формулировать выводы.
Коммуникативные: воспринимать авторскую позицию художника; уметь ощущать себя частью дружного коллектива, помогать коллективу в решении ответственных задач; брать на себя инициативу и учитывать интересы одноклассников в зависимости от ситуации.
Предметные: Приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении и создании композиционного портретного образа
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Тип урока: информационно-сообщающий.
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование и материалы: ПК, проектор, экран, художественные материалы, учебник для 6 класса Л.А. Неменская «Искусство в жизни человека».
^ Зрительный ряд: презентация учителя, презентации, созданные обучающимися (Леонардо да Винчи «Джоконда», В.Л.Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной», И.Н.Крамской «Неизвестная», В.А.Серов «Девочка с персиками»).
Музыкальный ряд: Вивальди «Времена года» ; Ф. Шопен «Ноктюрн»
Оформление доски:
|
|
|
План урока:
Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности- Цели и задачи урока.
Актуализация знаний- Ход урока
Повторение. - Практическая часть
Информация о домашнем задании
Итоги урока. Рефлексия
Ход урока:
I.
Хочется начать наш урок со слов Н.Заболоцкого:
Любите живопись, поэты!
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно…
Зрительный ряд: проекция на экран альбома «Великие портретисты»
Музыкальный ряд: В паузах – выступления искусствоведов и поэтов.
1слайд: Портрет А.П.Струйской. Рокотов Ф.С.
«искусствовед» (Конюхова Ариша)
- Александра Петровна Струйская, урождённая Озерова, прожила долгую и непростую жизнь. Мать восемнадцати детей, она пережила многих из них за время своего 43-летнего вдовства.
О характере и душевных свойствах А.П.Струйской нам говорит портрет работы Рокотова, отозвавшийся в душе и сердце поэта Николая Заболоцкого поэтическими строками:
Читает стихотворение «Портрет» учащийся
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
«Искусствовед»:
- На портрете изображена женщина натуры поэтичной и несколько загадочной, полной обаяния и душевного богатства.
Звучит музыка, смена слайда.
2слайд:И,Н,Крамской .Неизвестная
«искусствовед»
- В ноябре 1883 года на XI выставке передвижников появилась картина Н.Н.Крамского с изображением красивой темноволосой дамы. Холст получил название «Неизвестная».
Художник скрыл имя прекрасной модели, что и будоражило воображение современников. Кто она , эта неизвестная?
Особенно популярной стала эта картина с появлением блоковского стихотворения «Незнакомка».
«поэт» (учащийся)
Блок. Незнакомка.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
...
«Искусствовед»: - Дама недоступна в своей величавой красоте, но напускное хладнокровие не может скрыть внутренней энергии, страстности, которые заключены в её взгляде и позе.
Крамской создал образ, в котором отразилось его собственное понимание красоты.
Современники долго спорили о том, кто изображён на картине. Некоторые видели в ней Анну Каренину Толстого, кто-то узнавал известных актрис того времени. Некоторые находили сходство с петербургскими аристократками. А что, если какого - то конкретного прототипа не существовало?
«Неизвестная» - образ собирательный, плод воображения Крамского. И хотя имя этой дамы неизвестно, но, как справедливо заметил один из критиков прошлого столетия, «в ней сидит целая эпоха».
Звучит музыка, смена слайда
3 слайд:.В.П.Боровиковский. Портрет М.И.Лопухиной.
Я.Полонский. «К портрету М.И.Лопухиной».
(«поэт»-Анисимова Маша)
Она давно прошла – нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень, любви и мысли – тень печали…
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела.
И будет взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить – страдать – прощать – молчать…»
Искусствовед: (учащийся)
Это стихотворение Я.Полонского «К портрету М.И.Лопухиной». Оно
может служить эпиграфом ко всему творчеству В.Боровиковского.
Портрет М.И.Лопухиной признанный шедевр Боровиковского. Он воплотил здесь представления своего времени о женской прелести.
Прелести удивительной, почти неземной, однако, увы, недолговечной – Лопухина скончалась в возрасте 22 лет. Но пока ничто не омрачает её прекрасных черт – это подлинно гармоничный человек в расцвете красоты. Колористическое решение холста продиктовано замыслом. Голубые, сиреневые, жемчужно-белые, золотистые тона – нет ни единого резкого акцента. Словно намекая на незримые нити, связывающие человека и природу, Боровиковский прибегает к перекличке цветов в передаче одежды и пейзажа: голубой пояс – голубые васильки, сиреневая шаль – сиреневая роза.
Ритмы спокойны – контурам фигуры вторят изгибы крон деревьев, колосьев васильков, роза наклонена также, как голова девушки.
Боровиковский – виртуоз живописной техники. С каким покоряющим мастерством передаёт он теплоту человеческой кожи, материальность предметного мира.
Учитель: Спасибо нашим гостям – искусствоведам и поэтам. Они очень образно, поэтично, грамотно и интересно описали представленные на выставке портреты и познакомили нас с Великими русскими портретистами.
II Повторение и обобщение изученного.
А теперь вернёмся к портретам и дадим краткую характеристику каждому
( по трём признакам: по количеству изображенных людей; камерный-парадный; в рост- погрудный -поясный ит.д.)
Дети высказывают свое мнение
«Живописный портрет – это форма выражения глубокого интереса к личности человека. Через живописный портрет нам раскрывается также образ эпохи, духовные ценности того времени, когда жил и творил художник».
4 слайд
« фламандские художники»
П.П.Рубенс Портрет
Фронтальная работа
III Практическая часть урока.
Учитель, обращаясь к слайду с пустыми рамками.
-С выставки пропало два очень известных портрета, работы неизвестного мастера. Давайте поможем их найти.
1. На картине изображена, женщина с загадочной улыбкой на устах. Кому она улыбается, как вы думаете?
2. Этого художника называют королем живописи. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. Кто эта дама?
IV. Итог урока.
Выставка работ. Выбор работы наиболее соответствующей описанию.
V. Домашнее задание. Зарисовать портрет незнакомки или незнакомца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...