"Бело-синее чудо в круге"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Наплекова Наталья Анатольевна

Материал содержит конспект открытого урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon belo-sinee_chudo_v_kruge._konspekt.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока изобразительного искусства в 5 классе.

Учитель Наплекова Н.А.

Тема: Декоративное рисование. «Бело-синее чудо в круге».

Цели:

Развивать умение составлять эскиз узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелки.
Продолжить формирование навыков работы художественными материалами (кистью и красками, фломастером)

Познакомить учащихся с Гжельской керамикой, особенностью росписи.

Воспитывать аккуратность при работе с акварелью;

Корректировать мелкую моторику рук, внимание.

Оборудование: альбом, краски, фломастер, кисти, баночка с водой,  карандаш,  резинка,  палитра, шаблоны вазы.

Зрительный ряд: презентация «Бело-синее чудо в круге».
Форма работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, метод  стимулирования.

Ход урока

1.Организационный момент: 

Добрый день, 5 класс

Мне приятно видеть вас

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг, другу улыбнитесь

Молодцы теперь садитесь.

 Проверка готовности к уроку и рабочего места. 

Для того, чтобы вам удобно было работать, вспомним как организовать своё рабочее место и разложить необходимые материале на столе.

2.Актуализация знаний.

 Сегодня мы продолжим изучение народных промыслов. Давайте вспомним, какие мы знаем народные промыслы?

Дети называют.

3.Сообщение темы урока.

 «Бело-синее чудо в круге» - так звучит тема нашего урока, мы будем  составлять узор по мотивам Гжели для украшения тарелочки. 

   Родина Гжели – Московская область. Слово «Гжель» пришло к нам из седой старины и обозначает “жечь, обжигать”. Издавна этот край был богат залежами гончарных глин.

Гжель не всегда была сине - белой. Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью, покрывали глазурью. Это майолика. Её делают и сейчас.

Вслед за майоликой появилась бело -синяя гжель.

4.Экскурсия по цехам Гжели.

Фарфоровые  изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах.

Инструмент живописца – кисточки, стеклянная палитра, шпатель для смешивания красок, баночка с окисью кобальта.

 Кобальт – особая керамическая краска,

чёрный как сажа порошок и ярко синяя после обжига.

Изделия, прошедшие обжиг, расписывает  живописец. Гжельская роспись считается подглазурной, т.е. расписывается сначала просто обожженный черепок,  после нанесения рисунка изделие окунают в глазурь и отправляют снова в печку при - 1350˚. Там глазурь делается прозрачной как стекло, а кобальт меняет цвет.

Каждое изделие расписывается вручную.

Художник ставит свою подпись на каждом изделии.

Из глубины веков до наших дней,

Стараньем мастеров умелых,

Русь украшает чудо-Гжель.

Узором синим в платьях белых.

Гжельский фарфор - это вазы, предметы для сервировки, украшения стола и интерьера, сервизы, а также разнообразные сувениры.

5.Особенности гжельской росписи.


Традиционная роспись фарфора - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты.
Основные элементы гжельской росписи – линии, точки, бордюры.

Капельки.

Усики, ягодки, листочки.

Мазки с тенью.
Мастерица набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладёт мазок на поверхность сосуда. Получаются переходы от светлого к тёмному.

  

 6.Физминутка для глаз.

7. Практические рекомендации по выполнению росписи тарелочки.

Начинаем роспись с центра, обычно он украшается большим цветком.

 Листочки изображаем путем прикладывания кисти.

Не забывайте в своей работе использовать палочку- тычок, с его помощью можно быстро нарисовать кружочки, цветочки, ягодки.

Тонкие усики, травинки, штрихи можно нарисовать фломастером.

Акварелью работаем аккуратно.
8. Самостоятельная работа.

- А сейчас придумайте узор, используя различные приемы, которые мы рассмотрели, и нанесите его на тарелочку. Начинаем писать с крупных элементов, которые будут располагаться в центре. Узор может состоять из одного цветка. Можно нарисовать еще стебель и листья. Бордюры нужны, чтобы оформить изделие, сделать его красочным и выразительным.

(Во время самостоятельной работы звучит русская народная мелодия «Калинка»).

9. Выставка, просмотр и оценка работ.

  -  Посмотрите, какая красота родилась под вашей кистью, какие сказочно красивые узоры и это притом, что в росписи используется всего один цвет – синий.

10.Закрепление изученного материала.

Кроссворд.

1.Название промысла -- Гжель

2.Основной цвет гжельской росписи --синий

3.Элемент росписи –листок

4.Инструмент художника – кисть

5.Приём работы кистью – мазок

6.Керамика,  покрытая глазурью -майолика

11. Рефлексия.

- Ребята, у вас на столах лежит по одному лепестку. Выразите в цвете свое отношение к этому уроку рисования (учитель напоминает о соотношении цвета и настроения, дети заполняют цветом лепестки, из которых потом собирается цветок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Бело-синее чудо в круге"

Материал содержит конспект открытого урока....

"Бело-синее чудо в круге"

Материал содержит конспект открытого урока....

Презентация к уроку на тему: "Бело-синяя роспись фарфора Китая, Голландии и России"

Всем известный монохромный рисунок бело-голубой гаммы пришел к нам из Китая через Нидерланды....

Статья "Чудо ручки - чудо штучки"

Статья посвящена выставке детского творчества "Чудо ручки - чудо штучки" (работы 3D ручками)...

Конспект открытого занятия «Чудо-птичка на палочке», в рамках реализации социально-творческого проекта "Дети мастерят. Чудо-птичка на палочке"

Конспект открытого  занятия  «Чудо-птичка на палочке»,в рамках реализации социально-творческого проекта"Дети мастерят. Чудо-птичка на палочке"...

Мнемосхема песни «Белый, синий, красный» Музыка и слова Смирновой С.

Мнемосхема  песни «Белый , синий, красный» Музыка и слова Смирновой С....