Ты сам – мастер декоративно - прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале. Маки.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Борисова Галина Николаевна

урок по изобразительному искусству в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Ты сам – мастер декоративно - прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале. Маки.

Цели урока:

- познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере выполнения практических работ;

- раскрыть внимание в ходе восприятия произведений современного декоративно-прикладного искусства на единство формы и содержания, на зависимость характера формы от характера содержания и материала, на средства, используемые художником для выражения своего замысла;

развивать художественную осведомленность, фантазию;

Задачи урока:

воспитывающая – осмысление места декоративного искусства в жизни общества, дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся, понимания особенностей декоративного прикладного искусства;

обучающая – закрепление знаний детей о месте и роли декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена, формирование умения учащихся отражать в рисунках и проектах единство формы и декора на доступном уровне;

развивающая – развитие образного мышления, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, развитие умения сравнивать и обобщать, развитие способностей эстетического восприятия.

Материалы:  альбом, карандаш, ластик, акварельные краски,вода, соль.

Использование  ИКТ:  презентация к уроку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы:   - словесные (инструктаж, рассказ);

     - наглядные (демонстрация пособий, использование ИКТ – презентации по теме урока);

        - социальный  (сочетание индивидуальной работы);

       - метод стимулирования и мотивации (создание проблемной ситуации, выполнение практического задания, создание ситуации успеха).

Формы организации работы на уроке:

            - фронтальная.

Ход урока:

1. Организационный момент:

проверка наличия учащихся, их готовность к уроку;

повторение правил техники безопасности;

оценка благоприятности психосферы учебного занятия.

2. Изучение нового материала:

Теперь ты сам можешь выступить в роли настоящего художника ДПИ.

На этих уроках вы сможете своими руками сделать красивые декоративные вещи. Они оживят интерьер школы или вашего дома, наполнят их теплом, но самое главное – вы подарите радость всем, кто умеет по - настоящему ценить красоту.

Декоративно-прикладное искусство охватывает ряд отраслей, которые создают художественные изделия главным образом для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие и т. д.

Основные виды декоративно-прикладного искусства:

Батик

Кружевоплетение 

Художественная резьба 

Керамика 

Вышивка 

Макраме 

Ювелирное искусство 

Лаковая миниатюра 

Художественная роспись по дереву 

Художественная роспись по металлу 

Художественное вырезание из бумаги 

Художественная обработка кожи 

Витраж 

Мозаика

Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с одним из разновидностей ДПИ - Батик. В словаре Брокгауза и Эфрона читаем: «Батик, способ окрашивания тканей, впервые применённый туземцами на острове Ява, оттуда перенесенный в другие страны Азии, а в новейшее время получивший распространение и в Европе».

По словарю Ожегова. Батик - многоцветная ткань у народов Индонезии.

        По толковому словарю Даля Батик (малайск.)

1. Техника художественной росписи тканей.

2. Многоцветная ткань, украшенная такой росписью.

нанесение рисунка на ткань с помощью узлов - одна из древнейших форм ручной отделки текстиля, широко распространенная у восточных народов; вид многоцветной ткани: каждый цвет наносят на ткань, освобождая ее для этого от слоя воска, - производство батика особенно развито у народов Индонезии.

Изделия из батика ручной работы по натуральному шелку - это эксклюзивные работы, это редкость. Они экстравагантны и в то же время практичны; их можно не только носить, но и просто наслаждаться их видом, получая эстетическое удовольствие (батик картина).

Современные техники росписи ткани очень разнообразны.

 Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики.

Существует  горячий и холодный батик.

Горячий батик - В качестве резерва в горячем батике используется воск.

 Воск наносится с помощью специального инструмента. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. 

Горячий батик называется так потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде.

Этот способ используется в основном для росписи по хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется.

Холодный батик -  в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, при этом роль резерва выполняет специальный материал. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится специальными инструментами — стеклянными трубочками.                                                      

Холодный батик требует более аккуратной работы, так как он создаётся «в один слой». Также в технике холодного батика имеется больше возможностей для свободной росписи и создания живописных работ. Техника «в одно касание» позволяет создавать работы, сходные по восприятию с «мокрой» акварелью. Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли.

Техника узелкового батика  

Он был распространён в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «Горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».

3. Закрепление изученного материала:

Какие основные виды декоративно-прикладного искусства вы сегодня запомнили?

Что такое холодный и горячий батик?

     Физкультминутка.

4. Практическая творческая работа:

Сегодня на уроке мы используем технику холодного батика на примере Красного мака с добавлением соли.

Выполнить предварительный эскиз (в тонких линиях) изображения на тему «Маки»;

сделать заливку цветом, соответственно цветовой гамме вашего цветка;

посыпать солью;

дать высохнуть.

Давайте окунемся в историю. Что символизирует «красный мак»

Египет. Для жителей этой страны цветок был символом молодости, женской красоты и очарования

Античность. Можно сказать, что в Древнем Риме и Элладе этот цветок почитали более всего, именно оттуда родом несколько легенд о его происхождении. Согласно одной легенде, Венера после смерти Адониса долго плакала, ничто не могло ее успокоить. И каждая ее слезинка превращалась в мак.

Восток В персидской культуре мак - символ счастья, вечной любви, радости. Буддисты были твердо убеждены в том, что мак появился после того, как засыпающий Будда коснулся ресницами земли.

В Китае цветок ассоциировали с успехом, красотой, отдыхом и отдаленностью от суеты

Новое время Существовало поверье, что не просто так красные маки растут на полях сражений. Они якобы символизируют кровь погибших солдат

Красный мак  — символ памяти жертв  Первой мировой войны, а впоследствии — жертв всех военных и гражданских вооружённых конфликтов, начиная с1914 года.

Посмотрите на красоту этих цветов.

Текущий инструктаж. Во время практической работы учащихся учитель проводит обходы рабочих мест с целью:

контроля за правильностью выполнения приемов работы;

 оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения в работе;

контроль объема и качества выполненной работы.

5. Анализ и итоги урока:

         В конце занятия провести анализ творческих работ учеников с точки зрения следующих критериев: декоративность, содержательность, условная выразительность, оригинальность решения творческого задания. Выставление оценок.

Д/з.   Принести материалы для выполнения творческой работы: картон, клей ПВА, ножницы, куски ткани разного цвета, куски веревки, толстых ниток.

 6.  Рефлексия

 “Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы. На доске изображена ваза. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку.   Цвета:

  • красный - восторженное;
  • оранжевый - радостное, теплое;
  • желтый - светлое, приятное;
  • зеленый – спокойное;
  • синий - неудовлетворенное, грустное;
  • фиолетовый - тревожное, напряженное;
  • черный - упадок, уныние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс :Использование различных материалов в декоративно - прикладном искусстве

Универсальный  материал обертки от конфет - можно сделать практически все, что душе угодно. Яркие красочные бумажки могут стать отличным дополнением или  украшением предметов, а может и изде...

Рабочая программа по курсу Изобразительное искусство.Модуль:" Декоративно- прикладное искусство в жизни человека" Уровень образования: среднее, 5 класс

Программа разработана в соответствиии с требованиями ФГОС основного общего образования. Разработана на основе примерных программ по ИЗО "Просвещение" 2013г., " Изобразительное искусство и художественн...

Технологическая карта учебного занятия раздела «Декоративное искусство в современном мире» Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» 5 класс

Учебник   «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс. Учебное занятие раздела «Декоративное искусство в современном мире». Тема: «Ты сам – мастер декоративно-пр...

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...

Презентация к МО "Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительного искусства и декоративно – прикладного искусства."

Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительного искусства и декоративно – прикладного искусства....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» (КОМПЛЕКСНАЯ) по учебным предметам «БУМАГОПЛАСТИКА» «АППЛИКАЦИЯ» «РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ» «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ТВОРЧЕСТВА»

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства,  комплексного учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» разработан...