Ты сам – мастер декоративно - прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале. Маки.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
урок по изобразительному искусству в 5 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: Ты сам – мастер декоративно - прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале. Маки.
Цели урока:
- познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере выполнения практических работ;
- раскрыть внимание в ходе восприятия произведений современного декоративно-прикладного искусства на единство формы и содержания, на зависимость характера формы от характера содержания и материала, на средства, используемые художником для выражения своего замысла;
развивать художественную осведомленность, фантазию;
Задачи урока:
воспитывающая – осмысление места декоративного искусства в жизни общества, дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся, понимания особенностей декоративного прикладного искусства;
обучающая – закрепление знаний детей о месте и роли декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена, формирование умения учащихся отражать в рисунках и проектах единство формы и декора на доступном уровне;
развивающая – развитие образного мышления, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, развитие умения сравнивать и обобщать, развитие способностей эстетического восприятия.
Материалы: альбом, карандаш, ластик, акварельные краски,вода, соль.
Использование ИКТ: презентация к уроку.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: - словесные (инструктаж, рассказ);
- наглядные (демонстрация пособий, использование ИКТ – презентации по теме урока);
- социальный (сочетание индивидуальной работы);
- метод стимулирования и мотивации (создание проблемной ситуации, выполнение практического задания, создание ситуации успеха).
Формы организации работы на уроке:
- фронтальная.
Ход урока:
1. Организационный момент:
проверка наличия учащихся, их готовность к уроку;
повторение правил техники безопасности;
оценка благоприятности психосферы учебного занятия.
2. Изучение нового материала:
Теперь ты сам можешь выступить в роли настоящего художника ДПИ.
На этих уроках вы сможете своими руками сделать красивые декоративные вещи. Они оживят интерьер школы или вашего дома, наполнят их теплом, но самое главное – вы подарите радость всем, кто умеет по - настоящему ценить красоту.
Декоративно-прикладное искусство охватывает ряд отраслей, которые создают художественные изделия главным образом для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие и т. д.
Основные виды декоративно-прикладного искусства:
Батик
Художественная роспись по дереву
Художественная роспись по металлу
Художественное вырезание из бумаги
Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с одним из разновидностей ДПИ - Батик. В словаре Брокгауза и Эфрона читаем: «Батик, способ окрашивания тканей, впервые применённый туземцами на острове Ява, оттуда перенесенный в другие страны Азии, а в новейшее время получивший распространение и в Европе».
По словарю Ожегова. Батик - многоцветная ткань у народов Индонезии.
По толковому словарю Даля Батик (малайск.)
1. Техника художественной росписи тканей.
2. Многоцветная ткань, украшенная такой росписью.
нанесение рисунка на ткань с помощью узлов - одна из древнейших форм ручной отделки текстиля, широко распространенная у восточных народов; вид многоцветной ткани: каждый цвет наносят на ткань, освобождая ее для этого от слоя воска, - производство батика особенно развито у народов Индонезии.
Изделия из батика ручной работы по натуральному шелку - это эксклюзивные работы, это редкость. Они экстравагантны и в то же время практичны; их можно не только носить, но и просто наслаждаться их видом, получая эстетическое удовольствие (батик картина).
Современные техники росписи ткани очень разнообразны.
Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики.
Существует горячий и холодный батик.
Горячий батик - В качестве резерва в горячем батике используется воск.
Воск наносится с помощью специального инструмента. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение.
Горячий батик называется так потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде.
Этот способ используется в основном для росписи по хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется.
Холодный батик - в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, при этом роль резерва выполняет специальный материал. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится специальными инструментами — стеклянными трубочками.
Холодный батик требует более аккуратной работы, так как он создаётся «в один слой». Также в технике холодного батика имеется больше возможностей для свободной росписи и создания живописных работ. Техника «в одно касание» позволяет создавать работы, сходные по восприятию с «мокрой» акварелью. Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли.
Техника узелкового батика
Он был распространён в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «Горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».
3. Закрепление изученного материала:
Какие основные виды декоративно-прикладного искусства вы сегодня запомнили?
Что такое холодный и горячий батик?
Физкультминутка.
4. Практическая творческая работа:
Сегодня на уроке мы используем технику холодного батика на примере Красного мака с добавлением соли.
Выполнить предварительный эскиз (в тонких линиях) изображения на тему «Маки»;
сделать заливку цветом, соответственно цветовой гамме вашего цветка;
посыпать солью;
дать высохнуть.
Давайте окунемся в историю. Что символизирует «красный мак»
Египет. Для жителей этой страны цветок был символом молодости, женской красоты и очарования
Античность. Можно сказать, что в Древнем Риме и Элладе этот цветок почитали более всего, именно оттуда родом несколько легенд о его происхождении. Согласно одной легенде, Венера после смерти Адониса долго плакала, ничто не могло ее успокоить. И каждая ее слезинка превращалась в мак.
Восток В персидской культуре мак - символ счастья, вечной любви, радости. Буддисты были твердо убеждены в том, что мак появился после того, как засыпающий Будда коснулся ресницами земли.
В Китае цветок ассоциировали с успехом, красотой, отдыхом и отдаленностью от суеты
Новое время Существовало поверье, что не просто так красные маки растут на полях сражений. Они якобы символизируют кровь погибших солдат
Красный мак — символ памяти жертв Первой мировой войны, а впоследствии — жертв всех военных и гражданских вооружённых конфликтов, начиная с1914 года.
Посмотрите на красоту этих цветов.
Текущий инструктаж. Во время практической работы учащихся учитель проводит обходы рабочих мест с целью:
контроля за правильностью выполнения приемов работы;
оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения в работе;
контроль объема и качества выполненной работы.
5. Анализ и итоги урока:
В конце занятия провести анализ творческих работ учеников с точки зрения следующих критериев: декоративность, содержательность, условная выразительность, оригинальность решения творческого задания. Выставление оценок.
Д/з. Принести материалы для выполнения творческой работы: картон, клей ПВА, ножницы, куски ткани разного цвета, куски веревки, толстых ниток.
6. Рефлексия
“Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы. На доске изображена ваза. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку. Цвета:
- красный - восторженное;
- оранжевый - радостное, теплое;
- желтый - светлое, приятное;
- зеленый – спокойное;
- синий - неудовлетворенное, грустное;
- фиолетовый - тревожное, напряженное;
- черный - упадок, уныние.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс :Использование различных материалов в декоративно - прикладном искусстве
Универсальный материал обертки от конфет - можно сделать практически все, что душе угодно. Яркие красочные бумажки могут стать отличным дополнением или украшением предметов, а может и изде...
Мастер - класс :Использование различных материалов в декоративно - прикладном искусстве (приложение)
2я часть мастер - класса...
Рабочая программа по курсу Изобразительное искусство.Модуль:" Декоративно- прикладное искусство в жизни человека" Уровень образования: среднее, 5 класс
Программа разработана в соответствиии с требованиями ФГОС основного общего образования. Разработана на основе примерных программ по ИЗО "Просвещение" 2013г., " Изобразительное искусство и художественн...
Технологическая карта учебного занятия раздела «Декоративное искусство в современном мире» Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» 5 класс
Учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс. Учебное занятие раздела «Декоративное искусство в современном мире». Тема: «Ты сам – мастер декоративно-пр...
конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»
В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...
Презентация к МО "Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительного искусства и декоративно – прикладного искусства."
Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительного искусства и декоративно – прикладного искусства....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» (КОМПЛЕКСНАЯ) по учебным предметам «БУМАГОПЛАСТИКА» «АППЛИКАЦИЯ» «РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ» «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ТВОРЧЕСТВА»
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства, комплексного учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» разработан...