программа 7 класс изобразительное искусство по Неменскому
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Полякова Виктория Александровна

Программа составлена по программе Б.М. Неменского "Изобразительное искусство" художественный труд 1-9 класс, в соответствии с ФГОС и направлена на развитие творческих способностей учащихся 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_izobrazitelnoe_iskusstvo.doc175.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная областная академия (Наяновой)»

Утверждаю:

Декан ФОО

Согласовано:

специалист по учебно-методической работе

        

Рассмотрено на заседании кафедры

 искусств

протокол   №1 от  26.08.2015 сентября

А.Л. Вышкин

И.А.Горшенева

Зав. кафедрой  

В.Ф.Коваленко

Рабочая  программа по учебному предмету

«Изобразительное искусство»

Класс

7 А, 7 Б, 7 Г,7 В

Учебный год: 2015- 2016

                                                                                                                                                                                                                                                       Разработал:

Полякова Виктория Александровна,

преподаватель кафедры искусства

2015 год

Пояснительная записка 

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе следующих нормативно правовых документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт  основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17.12. 2010 г. № 1897;
  2. Основная образовательная программа основного общего образования СГОАН, утвержденная приказами ректора № 443-к от 27.08.2013 года, от 26.08.2015 года.
  3.  Программы основного общего образования по изобразительному искусству и рабочей программы предметной линии учебников Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Г.Е. Гуров, А. А. Кобозев, Л.А. Неменская, А. С. Питерских. Авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011.

Цель и задачи

Целью курса формирование у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала. Развитие интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;  развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Задачи курса:

- развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

- гармонизацию эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основу формирования целостного представления о мире;

- на подготовку обучающегося к основному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

  • формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Общая характеристика учебного предмета

         Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование  его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

      Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется  в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Изобразительное искусство» относится к образовательной области «Искусство» и входит в инвариантную часть учебного плана СГОАН.

        Количество учебных часов, определенных учебным планом образовательного учреждения, для изучения предмета «Изобразительного искусства» в 7  классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

Программой предполагается проведение практических работ на отработку отдельных технологических приемов. Основной формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного, письменного опроса, оценки качества исполнения практических учебных работ.

Система оценки достижений учащихся:

● пятибалльная

Форма аттестации: аттестация (оценка) за семестр и год.

Критерии оценки художественно-творческой работы:

- адекватность выбранного художественного материала;

- оригинальность замысла;

- использование языка художественного материала и средств художественной выразительности для создания образа.

Критериями оценки проектной деятельности может являться следующее:

- решение проектной проблемы;

- новизна и оригинальность;        

- владение материалом, в котором проект выполнен;

- экономичность; эстетичность.

В конце каждого урока анализируется проделанная работа, рассматривается степень продвижения к цели и решение задач урока; проводится итоговая выставка и обсуждение работ учащихся. Желающих высказаться и выбрать лучшие работы всегда очень много. Дети сами оценивают, находят ошибки. Если работы можно исправить, предлагают, как это сделать. Учащиеся наглядно видят свои успехи и недоработки, видят результаты работы своих товарищей, всего класса. Это способствует развитию художественного вкуса и правильной самооценке результатов работы. Усилия направлены на решение творческой задачи, которые раскрывают индивидуальность каждого ребёнка.

Итоговую оценку за работу ставит учитель.

На оценку «5» рисунок оценивается по критериям:

1. Должен отвечать теме.

2. Правильно выполнено в цвете.

3. Полное заполнение листа.

Дополнительно, если работа выполнена в своём стиле, с большей фантазией.

На оценку «4» рисунок оценивается по критериям:

1. Должен отвечать теме.

2. Правильно выполнено в цвете (допускаются не большие ошибки)

3. Полное заполнение листа.

На оценку «3» рисунок оценивается по критериям:

1. Должен отвечать теме.

2. Если работа выполнена только в карандаше или в карандаше и частично в цвете.

Оценка «2» ставится в исключительных случаях, когда учащиеся регулярно не готовы к уроку.

Инструментарий для оценивания результатов являются творческие работы, система оценки – проектная работа.

         

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета курса.

Понятия «ценности» и «культура» соотносятся между собой, но не тождественны друг другу, поскольку культура включает лишь ценности, созданные человеком. Личность в процессе деятельности овладевает системой ценностей, являющихся элементом культуры и соотносящихся с базовыми элементами культуры: познавательной, труда и быта, коммуникативной, этической, эстетической.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания.

Коммуникативные ценности  формируются в процессе общения, обсуждения произведений искусства, работ учащихся в результате формируется грамотная речь, использование терминов и символики, вести диалог, выслушивать мнения оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

•   воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

•   развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения

      В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

      Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

      Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

        Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Содержание  учебного предмета, курса

Изобразительное искусство в жизни человека  

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

Содержание

Кол-во часов

Изображение фигуры человека и образ человека

8

Поэзия повседневности

7

Великие темы жизни

12

Реальность жизни и художественный образ

8

Всего

34

Тематическое планирование

Наименование темы, раздела

Основные характеристики деятельности обучающихся

Изображение фигуры человека и образ человека

1

Изображение фигуры человека в истории искусства

Беседовать о изобразительном искусстве, о материалах и инструментах. Повторять смысл понятий изобразительное искусство, изобразительной деятельности, живопись, пейзаж, художественный образ. Три сферы удожественного творчества (изобразительная, декоративная, конструктивная .Жанры и виды изобразительного искусства. Ознакомиться с видами изобразительного искусства – живопись, графика, скульптура.

Сравнивать произведения художников, находить в них общее и различное .

Вести диалог об искусстве разных видов искусства.

Определять виды изобразительного искусства.

 Познакомиться с изображением человека в искусстве разных эпох. «Палеолитическая Венера», рельефы  и росписи древнего Египта, Мирон «Дискобол» античное искусство, Поликлет «Дорифор», Пракситель «Афродита Книдская», Лисипп «Геракл в борьбе со львом», Микеланджело «Давид», Джорджоне «Юдифь», А.А. Пластов «Весна». Пропорции фигуры человека. История развития жанра.

2

Пропорции и строение фигуры человека

Упорядочить представления учащихся об пропорциях человеческого тела Различать каноны пропорций С.Ботичелли и Микеланджело., пропорции разного возраста. Формировать навыков работы в технике аппликации. .Понятия :пропорции, канон, «Золотое сечение». 

3-

4

Красота фигуры человека в движении. Лепка фигуры человека.(спортсмен)

Понимать визуально-пространственной формы.понятия скульптура, каркас, пропорция. Знакомить со скульптурой, ее средствами художественной выразительности. Объёмные изображения в скульптуре. Круглая скульптура трёхмернавиды: бюст,статуя, статуэтка, торс. Рельеф, художественные материалы в скульптуре и их свойства: глина, камень, металл, дерево и др. Закрепление понимания отличия скульптуры от других видов ИЗО искусства.

Формировать навыки в технике лепки и создание образа в материале. Лепка фигуры человека в движении из пластилина. Наброски с натуры фигуры учащегося.

Развивать уважения к искусству, выраженной в скульптуре

5

«Великие скульпторы»

Изучить жизнь и творчество великих скульпторов мира.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру искусства.

Формировать навыки поисковой работы, творческую и познавательную активность, навыки публичного выступления. Слушать рефераты о художниках- скульпторах: Мирон, Фидий, Скопас, Пракситель, Лисипп, Микеланджело, О. Роден, А. Майоль, К.Менье, В. Мухина, Е. Белашова, А.Голубкина, Клодт, И.Шадр, С.Коненков, И.Мартос и др.

6-7

Изображение фигуры с использованием таблицы.

Наброски фигуры человека с натуры

Познакомить с понятиями набросок, эскиз, пропорции.

Развивать глазомер, ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.

формировать умения составлять пропорциональные фигуры, Зарисовки схем фигуры человека в движении

 Формировать практических навыков в изображении фигуры человека .

8-9

Человек и его профессия. «Моя будущая профессия»

 Формировать знаний о языке их художественной выразительности – цвет, линия, пятно, объем и др.

Развать эстетического вкуса, чувства уважения к собственному творчеству и человеку в труде. Познакомить детей с произведениями, отражающими труд и профессии человека. Освоить практических навыков владения линией, штрихом, тоном – основой языка рисунка

Личностные УУД - формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание. Проявление особого интереса к новому материалу.

Умение самовыражаться, умение выражать свое отношение к произведениям искусства.

Познавательные УУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Выбор оснований для сравнения объектов ( форма, цвет, объем, пластика, тон и т. д.) ученики должны рассуждать.

Коммуникативные УУД - обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Умение слушать других и выражать свои мысли.

 Регулятивные УУД - умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы. Умение выполнять поставленные перед собой свои же задачи.

Поэзия повседневности

10

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

Знакомиться с многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Повседневная жизнь отраженная в бытовом жанре. Жанровые сцены в жизни Японии. Формировать практические навыки работы над картиной в бытовом жанре. Подготовить сообщения учащихся на тему «Малые голландцы»

11

12

Тематическая ( сюжетная ) картина.

        Бытовой и исторический жанры.

Сформировать представление о сюжетной картине.Подготовить сообщения учащихся на тему «Малые голландцы»

Знакомиться с понятиями бытовой и исторический жанр живописи. Научиться различать их. Изучить произведения исторического и бытового жанров, репродукции Веласкес «Сдача Бреды», Босх «Страшный суд», «Сад наслаждений», Брейгель Старший «Охотники на снегу» и др. Изображение бытовых сцен «Завтрак» или «На уроке»

13

Сюжет и содержание в картине

Основы композиции.

Знакомятся спроизведениями искусства Искусство композиции основа дизайна и архитектуры. Понятиями Сюжет, содержание в картине.  Гармония, контраст, выразительность, симметрия,  асимметрия и динамическое равновесие, Движение и статика. Ритм.Прямые линии и организация пространства. Цвет – элемент композиции. (уч стр13-25).Подготовить  рефераты о творчестве художников А. Венецианова, П. Федотова

14

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве

Знакомство с бытовым жанром в России, Творчество «передвижников».Зачитывают рефераты о творчестве художников А. Венецианова, П. Федотова, «Передвижниках».

15

Жизнь в моем городе в прошлые века

«Старая Самара»

Знакомство с городским пейзажем творчество С.Ф. Щедрина, Ф.А. Алексеева.Работают над изображением быта в заданном эмоц. состоянии: праздничный, грустный, таинственный. Изучают Цветовая организация картины. Завершают  работы над проектом.

16

        Праздник и карнавал

Знакомяться темой праздника и карнавала в живописи. Праздник как отражение мировоззрения и жизни народов.

        Личностные УУД- формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание.

Познавательные УУД- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД- Обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить).

Регулятивные УУД- Умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы.

Великие темы жизни

17

3 четверть

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох

Познакомиться с изображением мифологических сюжетов в искусстве разных эпох. ТворчествоВ.И.Сурикова. Понятия: исторический жанр, сюжет, содержание.С.Ботичелли «Рождение Венеры» и др.

18

Тематическая картина в русском искусстве XIX века. (Русская усадьба)

Познакомиться с искусством в России XIX в. К.П. Брюллов, А.А. Иванов, И.Н.Крамской, Ф.А. Рубо, И. Репин, А.Саврасов, А.Куинджи, И. Шишкин, И. Левитан, И. Айвазовский

19

Процесс работы над тематической картиной. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

 Эпоха и стиль в формировании культуры  изображения портретов, фигур и быта разных людей Дизайн и архитектура моего сада уч. Стр 147-153. с.127-146.

20

Библейские темы в изобразительном искусстве

Познакомиться с библейскими образами в  творчестве Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рубенса, Рембрандта, Веласкеса, Караваджо, Рублева, Крамского, Сурикова, Брюллова. Росписи, фрески, иконы, картины.Выполняют рисунок «Рождество» Поисковая работа по разработке и написанию реферата.

21

Библейские темы в изобразительном искусстве

Выполняют рисунок «Рождество»,

22

Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказок.

Познакомиться с творчеством И.Билибин, В.Васнецов Выполняют рисунок к сказке в манере Билибина.

23

Монументальная скульптура и образ истории народа

Знакомятся с понятиями : монументальное искусство, скульптура.  Найти в интернете сообщение о современных видах монументального искусства. Изображение монументального произведения скульптуры – памятник в честь исторического деятеля или события.

24

Место и роль картины в искусстве XX века

Раскрывать роль живопис. портрета в истории искусства. Композиция в портрете. Познакомиться с обобщенным образом человека.Эмоциональные пейзажи.»Серебряный век»

Малевич Практическая работа Абстрактная композиция.

25

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

Понятия :Доклады на тему «Великие музеи мира» : Британский музей, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Лондонская Национальная галерея, Национальный музей живописи Прадо в Мадриде, Картинная галерея Уффици во Флоренции, Лувр в  Париже, Анализ  выступлений.

26

Эрмитаж – сокровищница мировой культуры

Художественные музеи мира, страны, родного города

Презентация проектов.Защита рефератов. защита рефератов  «Великие музеиРоссии»; Государственный музей изобразительных искусств им А.С. Пушкина, Эрмитаж –отделы выставки Эрмитажа, Русский музей, Государственная Третьяковская галерея. Их оценка.

Личностные УУД- формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание.

Познавательные УУД- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД- Обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить).

Регулятивные УУД- Умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы.

Реальность жизни и художественный образ

27

4 четверть

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

Познакомить с понятием иллюстрация ( разворотная, страничная, полуполосные стр.211),техники, приемы, методы иллюстрации.Примеры.

Воспитывать бережное отношение к работам художников, понимание  красоты, её вечности. Формировать навыки анализа художественного произведения. Знакомство с творчеством русских художников

(история, литература). Применять различные художественные материалы

28

Конструктивное и декоративное

начало в изобразительном искусстве

Познакомить с основами графической композиции в дизайне и архитектуре.Законы композиции.

Формировать навыки анализа архитектурного произведения Знакомство с творчеством  художников , архитекторов.

(Применять различные художественные материалы

Отличать  архитектурные стили Применять различные художественные материалы и средства художественной  выразительности.

29

Плакат и его виды.

Знакомить с понятием – плакат. Графический дизайн. С. 39-45. Основы макетирования уч. Стр. 32-

Рассмотривать отношение художника кплакату, событию, образное его восприятие, эмоциональный отклик на его красоту. Понимать эмоциональный смысл визуально -пространственной формы.

анализировать произведения искусства, самостоятельно размышлять, уметь вести беседу. Продумать эскиз плаката «Берегите природу» («Мир, Лес, воду, землю, растения, животные»)

30

Шрифты

Формировать. Понятие построения шрифтов их история. Правила написания. Знакомить с понятием – шрифт. Уч. Стр 29 -31.Познакомить с видами тиражной графики: офорт, монотипия, линогравюра, гравюра, ксилография.

Разработать сказочный шрифт для своей сказки.

31

Книга.

Знакомить спонятиями книга, обложка, переплет, титул, иллюстрация, страница и фронтиспис, форзац, суперобложка и т. д. Создание коллективной работы «Волшебная книга сказок» Разработка сюжета, иллюстраций, шрифта своей страницы сказок.

32

Книга.

Возможности передачи пространства в иллюстрации(Геометрия, черчение) Формировать навыки в передаче образа в иллюстрации к книге. Выполнять оформление обложки книги(коллективная работа») и своей страницы. Объединение страниц книги. Творческое обсуждение работ. Принять участие в беседе.

33

Книга

Знакомиться с историей возникновения книгопечатания.  Знакомство с понятием – орнаментально-декоративное украшение..

Изучить значение колорита в разные исторические периоды (классицизм, романтизм, импрессионизм)

Индивидуальные работы над колоритом в пейзаже. Формировать умение создавать цветовое единство изображения .

34

Личность художника и мир его

времени в произведениях искусства

Определяют понятие  единства природы и человека.

Познакомить с понятием пейзаж, эпический и романтический пейзаж Европы,  с изображением животных и природы древними людьми их отношением ко всему их окружающему.

Воспитывать бережное отношение к природе, понимание её красоты, её вечности. Формировать навыки анализа художественного произведения. Знакомство с творчеством русских художников

(история, литература). Применять различные художественные материалы

Личностные УУД- формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание.

Познавательные УУД- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД- Обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить).

Регулятивные УУД- Умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Наименование объектов

Наличие

Библиотечный фонд

1

Стандарт основного общего образования

Д

2

Примерная программа по изобразительному искусству

Д

3

Рабочие Программы «Изобразительное искусство 5-9 класс»  Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Г.Е. Гуров, А. А. Кобозев, Л.А. Неменская, А. С. Питерских. – М. : Просвещение, 2013

Д

4

Изобразительное искусство 7 класс: поурочные планы по программе под ред. Б.М. Неменского/ авт.-сост. О.В. Свиридова.- Волгоград: Учитель, 2013. – 223 с.

Д

5

Учебник. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. А.С.Питерских

Г.Е.Гуров -  Москва «Просвещение» 2008 год

Д

6

Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М. : Просвещение, 2013.

К

7

Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 7 класс : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.]. – М. : Просвещение, 2013.

Д

8

 Шпикалова, Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство». 7 класс / Т. Я. Шпикалова. – М. : Просвещение, 2013.

9

Энциклопедия Искусство 1,2 т. -М «Аванта», 2002 г.

Д

10

Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья».

Д

11

Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТ–ПРЕСС КНИГА, 2011. – 104 с. – (Золотая библиотека увлечений).

Д

12

  1. Все о технике: живопись маслом. -М., Арт-Родник, 1998
  2. Все о технике: иллюстрация. -М., Арт-Родник, 2002
  3. Все о технике: анатомия для художника-М., Арт-Родник, 2002
  4. Алан Гир, Барри Фристоун Роспись по стеклу-М., Арт-Родник, 2004
  5. Глассфорд К. Рисунок пером и тушью: линия, фактура, цвет/ Пер. О.Герасиной- М.: ООО «Издательство АСТ»»Астрель», 2004-63 с.
  6. Курс промышленного дизайна.-М., ООО»Художественно-педагогическое издательство», 2003
  7. Школа изобразительного искусства, 5т.-М. «Академия художеств СССР», 1962
  8. Школа учитель искусство — М., «Просвещение», 1981:Феникс, 2008
  9. Венди Тейд Рисуем цветы акварелью. Кристина& Ко
  10. Поллют У. Живопись масляными красками-М. «Астрель», 2003-63 с.
  11. Ноэль Грегори Живопись маслом.Кристина& Ко
  12. Ноэль Грегори Рисуем цветы маслом.Кристина& Ко
  13. Паранюшкин Р.В. Цветоведение для художников: колористика-Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.-96.
  14. Л.Н. Миронова Цвет в изобразительном искусстве-Минск «Беларусь», 2003
  15. В.Визер Живописная грамота основы пейзажа, «Питер», 2007.-197 с.
  16. В.Визер Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве, «Питер», 2007.-192 с.
  17. Н.П. Бесчастнов Изображение растительных мотивов: учебное пособие для студентов -М: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2004 — 176 с.
  18. Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. Пособие-М.: Астрель: АСТ, 2006.-202 с.
  19. Хазэл Харрисон Энциклопедия техник рисунка. Подробный путеводитель 50 техник-М, АСТ: Астрель, 2005
  20. Тарабарина Т.И., Оригами и развитие ребенка. Ярославль, 1998.
  21. Нагибина М.И., Чудеса из ненужных вещей. Ярославль, 1998.
  22. Гульянц Э.К., Что можно сделать из природного материала. М., Просвещение 1984.
  23. Щеблыкин И.К., Аппликационные работы в начальных классах. М., Просвещение, 1990.
  24. Богатеева З.А., Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях М., Просвещение, 1986.
  25. Выгонов В.Н., Изделия из бумаги. М., МСП, 2001.
  26. С. Морган, Научитесь лепить подарки. Минск, Попурри, 2003
  27. Х. Уолтер, Узоры из бумажных лент. М., Ниола – пресс, 2006.
  28. Сержантова Т.Б., 366 моделей оригами. М., Айрес – пресс, 2004
  29. Бельтюкова Н., Папье – Маше, пластилин. М., Эксмо, 2003. Учимся лепить.
  30. С. Гирндт, Разноцветные поделки из природных материалов  М., Айрес – пресс, 2004
  31. П. Педевилла, Веселый мир прищепок. М., Аркаим, 2004.
  32. Милан К., Удивительные прищепки. М., Аркаим, 2004.
  33. Соленое тесто. М., Эксмо, 2004
  34. Жадько Е., Игрушки своими руками. Ростов н/д,  Феникс, 2004.
  35. Н. Соколова Узоры из бумаги.– Кубай, 2006.
  36. Огерчук Л.Ю. Примерные тестовые задания М, 2005         и      др.

Д

Кабинетный фонд

13

Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения

Портреты русских и зарубежных художников

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

Д

Технические средства обучения

14

Компьютер с программным обеспечением

Проектор

Д

15

Аудио / видеомагнитофон, CD / DVD-проигрыватели

Д

Экранно-звуковые пособия

16

Видеофильмы  DVD

 Большая электронная энциклопедия (CD). Аудиозаписи. Классическая музыка.

Портрет. Шаньков (СD)

Интернет-ресурсы.

1. Википедия : свободная энциклопедия. – Режим доступа :

http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа :

http://www.4stupeni.ru 

3. Педагогическое сообщество. – Режим доступа :

http://www.pedsovet.su

4. Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа :

http://pedsovet.org

5. Педсовет. – Режим доступа : http://pedsovet.org

6. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа :

http://festival.1september.ru

  1. Интернет сайт Страна Мастеров
  2. Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям
  3. Видеофильмы (памятники архитектуры, народные промыслы, художественные музеи, творчество отдельных художников, художественные технологии) в соответствии с программой обучения
  4. Слайды (диапозитивы): произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, объекты природы в разных ракурсах

Натурный фонд

  1. Муляжи: фруктов, овощей, грибов, ягод.
  2. Гербарии
  3. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
  4. Гипсовые геометрические тела
  5. Модуль фигуры человека
  6. Керамические изделия (вазы, кринки и др.)
  7. Драпировки
  8. Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)
  9. Подставки для натуры

Д

Оборудование класса

17

Ученические столы 2 местные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой  

К

1

Материалы для художественной деятельности: краски  акварельные, гуашевые, тушь, ручки с перьями, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, пастель, сангина, уголь, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор), пластилин / глина, клей, ножницы, рамы для оформления работ.

К

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

Д

Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.

Д

Магнитная доска.

Д

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д- демонстрационный материал (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), буквой Д также обозначается все оборудование, необходимое в единственном экземпляре;

Р- полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса) для школ с наполняемостью классов свыше 25 человек при комплектовании кабинета средствами ИКТ рекомендуется исходить из 15 рабочих мест учащихся;

Ф- комплект для фронтальной работы (в два раза меньше, чем полный комплект, не менее 1 экз., на двух учащихся),П- комплект для практической работы в группах, по несколько учащихся (5-7 экз).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Обучающийся научится:

·различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

·различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

·эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

·узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

·приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

учащиеся научатся различать:

Истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • Особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов традиционных образов, мотивов, сюжетов);
  • Семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
  • Несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами художественного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов - Майдан, Жостово).

учащиеся должны уметь:

  • Различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17в.);
  • Различать по материалу, техники исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т. д.);
  • Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного)связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

учащиеся должны:

  • Умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
  • Передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • Умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • Создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи):

Применять знания по цветоведению, законы перспективы и композиции. Участвовать в коллективной деятельности по завершению проекта Определять центр композиции, место и характер расположения плодов относительно него. Выполнять упражнение.

Объяснять смысл понятий изобразительное  искусство, живопись, пейзаж, художественный образ.

Исследовать художественные произведения, возможности графических и пластических материалов, цвета, применять знания цветоведения: смешивать на палитре белую гуашь с красками других цветов с целью получения различных оттенков определенного цвета.

Обучающийся получит возможность научиться:

·воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

·видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);

    ·высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...

Рабочей программы по изобразительному искусству«Изобразительное искусство. 1-4 кл.» Б.М. Неменский «Просвещение»

Рабочей программы по изобразительному искусству«Изобразительное искусство. 1-4 кл.» Б.М. Неменский «Просвещение»...