программа 2 класс изобразительное искусство
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Программа по изобразительному искусству составлена по программе Т.Я. Шпикаловой и Л.В.Ершовой в соответствии с ФГОС. Добавлены дополнительные темы в соответствии с особенностями учебного процесса. Программа реализуется в учебно-методическом комплексе "Перспектива".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_klass_izobrazitelnoe_iskusstvo.doc | 279.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная областная академия (Наяновой)»
Утверждаю: Декан ФОО | Согласовано: специалист по учебно-методической работе
| Рассмотрено на заседании кафедры искусств протокол №1 от 26.08.2015 сентября |
А.Л. Вышкин | И.А.Горшенева | Зав. кафедрой В.Ф.Коваленко |
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»
Класс: 2 А, Б, В, Г
Учебный год: 2015-2016
Разработала:
Полякова Виктория Александровна
преподаватель высшей категории
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно правовых документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009г. № 373;
- Основная образовательная программа начального общего образования СГОАН, утвержденная приказами ректора № 443-к от 27.08.2013 года, № 318-к от 26.08.2015 года.
- Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под ред. Т. Я. Шпикаловой. 1–4 классы / Т. Я. Шпикалова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
• развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную. Они в разной мере присутствуют почти на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания. В связи с увеличением количества часов были добавлены практические работы в каждом разделе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Изобразительное искусство» относится к образовательной области «Искусство» и входит в инвариантную часть учебного плана СГОАН.
Количество учебных часов, определенных учебном планом СГОАН, для изучения изобразительного искусства во 2 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часа (34 учебные недели)».
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов изобразительного искусства.
Основной формой учебной деятельности является практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного, письменного опроса, оценки качества исполнения практических учебных работ.
Инструментарием для оценивания результатов являются творческие работы, проектные работы.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью на духовно- нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для ребёнка экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.
Метапредметные результаты:
умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основное содержание учебного предмета во 2 классе
Мир изобразительных (пластических) искусств
Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Особенности художественного творчества. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью.
Жанры изобразительных искусств: пейзаж (на примере произведений И. И. Левитана, А. И. Куинджи, В. Ван Гога); натюрморт (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору).
Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой.
Патриотическая тема в произведениях отечественных художников.
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России, в том числе с Государственной Третьяковской галереей.
Художественный язык изобразительного искусства
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); декоративно-прикладного искусства на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика), декоративно-прикладной (ор-наменты, росписи) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж). Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов (гуашь, акварель, графические материалы, фломастеры).
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, про-странства, линии, штриха, пятна, орнамента, (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Расширение кругозора: экскурсии в краеведческий музей, музей народного быта и т. д.
Тематическое планирование
№ | Наименование темы, раздела | Основные характеристики деятельности обучающихся |
В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная | ||
1 | Тема лета в искусстве. Сюжетная композиция: композиционный центр, цвета тёплые и холодные | Рассматривать произведения живописи, в которых художники отобразили жизнь природы и человека летом. Высказывать суждение о том, как по- разному художники отразили жизнь природы и человека летом в сюжетной картине, пейзаже, натюрморте. Сопоставлять произведения живописи и народного мастера о лете. Находить в них тёплые и холодные цвета, цветовой контраст, композиционный центр, различать по размерам фигуры человека и предметов на разных планах композиции, свет и цвет. Работать по художественно-дидактическим таблицам. Распределять цвета по группам (тёплые и холодные), прослеживать, как один цвет переходит в другой. Анализировать различное расположение героев на композиционных схемах и находить соответствия им на картинах художников. Участвовать в обсуждении содержания произведений живописи и народного искусства на тему лета, их сюжетов, художественно-выразительных средств. Объяснять смысл понятий контраст, многосюжетное произведение. Отбирать сюжет из летних впечатлений и наблюдений для своей творческой работы. Решать, что войдёт из них в композицию «Мой летний отдых». Определять главных и второстепенных героев и сюжеты, со- ставлять композиционную схему. Намечать в рисунке размер фигуры главного героя, его действия и место в многосюжетной композиции. Выделять цветом главное и передавать с помощью контраста тёплых и холодных цветов радость и тепло летнего дня. Рисовать по памяти, по представлению сюжетную композицию «Мой отдых летом», использовать в работе живописные материалы и художественные выразительные средства, композиционный центр, тёплые и холодные цвета и их оттенки, цветовой контраст. Выражать в твор- ческой работе своё отношение к красоте природы и человека средствами художественного образного языка живописи. Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
2 | Осеннее многоцветье земли в живописи. Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет | Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и состояние. Рассматривать произведения художников-пейзажистов и выражать своё отношение к ним. Находить признаки реальной природы в художественном воспроизведении её на картинах и в поэзии, контраст тёплых и холодных цветов в пейзажах живописцев. Рассказывать о происходящих переменах в природе по мере наступления осени, о цветовом богатстве родной земли. Работать по художественно-дидактическим таблицам. Определять расположение линии горизонта на композиционных схемах пейзажей и находить соответствие им на картинах художников. Исследовать возможности живописи в освоении приёмов раздельного мазка по форме, по виду (удлинённый, точка) и по направлению (горизонтальное, вертикальное, наклонное) с по- мощью таблицы. Творческое задание с использованием средств выразительности языка живописи. Материалы: акварель, кисть, бумага. Изображать по памяти, по представлению, какой ты видишь землю своего города, деревни, посёлка осенью. Использовать в рисунке высокую линию горизонта, передавать осеннее многоцветье в пейзаже с помощью удлинённого раздельного мазка, разного по направлению. |
3 | Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы | Рассматривать драгоценные камни и минералы в природе, произведения изобразительного и декоративноприкладного и народного искусства. Высказывать своё отношение к ним. Определять оттенки цвета в самоцветах в произведениях живописцев и на примере слов (изумрудный, лиловый, янтарный и т. д.). Рассказывать о форме самоцветов (симметричный, многогранный и т. п.). Объяснять смысл понятий сближенные цвета, нюансы, симметрия, ритм, силуэт. Выполнять творческое задание с использованием нюансовых цветовых сочетаний и известных выразительных декоративных средств в создании узора. Материалы: акварель, гуашь, кисть, бумага. Решать, какие мотивы (листья, звёзды, птицы, цветы) включать в орнамент, какое чередование эле Ментов (повторение одинаковых или один за другим следуют разные мотивы). Рисовать силуэт девичьего праздничного головного убора и украшать его декоративной ком позицией — орнаментальным украшением девичьего головного убора (венец или корона). Включать древние образы-символы в украшение праздничного венца (короны); использовать ритм, симметрию, цвет и нюансы как выразительные средства узора. Выполнять эскиз декоративной композиции — девичьего головного убора согласно условиям. Выражать в творческой работе своё осознанное уважение к традициям народного искусства в создании праздничного женского костюма, головного убора, ювелирных украшений. Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
4 | В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира: форма изделия и декор | Народными мастерами Древней Греции и Дагестана (аул Балхары), и различать их по форме и узору. Высказывать своё отношение к художественному совершенству этих керамических изделий. Сопоставлять балхарские сосуды с древнегреческими (форма изделия и декор). Определять сходство и различия в форме глиняных сосудов, их цветовом решении, декоре. Объяснять смысл понятий керамика, гончар, меандр,пальметта. Диалог об искусстве. Анализ формы со суда (горловина, тулово, поддон) и расположение орнамента, выявляющего красоту формы и объёма сосуда; сохранение древней символики орнаментальных мотивов. Участвовать в обсуждении композиции орнаментов, украшающих поверхность сосудов Древней Греции и Дагестана, расположения их на поверхности глиняных сосудов разной формы. Работа по художественно-дидактической таблице «Орнаментальные мотивы керамики Древней Греции». Работать по художественно-дидактической таблице. Выявлять природную основу древних орнаментов. Определять, какие (крупные или мелкие) элементы орнамента и на каких частях поверхности сосуда (горловина, тулово, поддон) располагают народные мастера, чтобы подчеркнуть пластическую форму и объём сосуда. |
5 | Природные и рукотворные формы в натюрморте. Натюрморт: композиция, линия, пятно, штрих, светотень | Рисовать с натуры натюрморт, составленный из сосуда и овощей или фруктов. Применять выразительные графические средства в работе (линия, пятно, штрих, светотень). Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к природным и рукотворным формам. Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
6 | «Осенний натюрморт» | Выполняют скульптурную композицию из соленого теста. Применяют выразительные возможности пластического материала. |
7 | «Осенний натюрморт» | Выполняют роспись акриловыми красками |
8 | Коллективный проект «Волшебный город» | Знакомство с новыми графическими материалами. Соединять различные графические материалы в одной работе над образом; (базовые упражнения). |
9 | Выполнение черепицы, фасадов | Применяют различные графические материалы в одной работе |
10 | Оформление городка | Применяют различные графические материалы |
11 | Жители волшебного города | Квыполняют аппликацию |
12 | Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. Графическаякомпозиция: линии разные по виду и ритму, пятно, силуэт | Называть, какими средствами рисунка (линия, штрихи разные по виду и ритму, пятно, силуэт, чёрный и белый цвет) художники создают выразительный образ деревьев в графическом пейзаже и натюрморте. Объяснять понятия силуэт, ритм. Участвовать в обсуждении использования графиками различных ритмических чередований (предметы разных размеров или форм, светлые и тёмные пятна, чёрные и белые пятна, силуэтное изображение чёрное на белом, белое на чёрном), разнообразных линий (живые, тонкие и толстые, прямые и кривые, волнистые, кривые, дугообразные, одиночные, сгруппированные в штриховку и т. п.). Рисовать с натуры комнатные цветы вырази- тельными средствами графики: линии, разные по виду и ритму, пятно, силуэт. |
13 14 | Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. Цветовой круг: основные и составные цвета, цветовой контраст | Рассматривать произведения декоративно-прикладного и народного искусства (гобелены, керамическое панно) и живописи на темы народного праздника. Высказывать своё отношение к ним. Исследовать возможности живописи, создавать цветовой контраст, смешивая поочерёдно друг с другом основные и составные цвета. Объяснять смысл понятий цветовой круг, цветовой контраст. Творческое задание с использованием выразительных средств живописи. Выбирать сюжет для творческой работы из предлагаемых или запомнившихся из наблюдаемых осенних праздников в своём крае, городе (посёлке). |
15 | В мастерской мастера-игрушечника. Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров | Рассматривать народные глиняные игрушки из села Филимоново Тульской области. Вспоминать глиняные народные игрушки: дымковские, каргопольские, о которых узнали в 1 классе, и сравнивать филимоновскую игрушку с ними. Рассказывать о различии и общности в создании образа глиняной игрушки в центрах народных художественных промыслов разных регионов России Выполнять упражнение: повторять за народным масте- ром элементы филимоновских узоров. Рисовать последовательно узоры кистью от светлых тонов к тёмным (жёлтый, красный, тёмно-зелёный). Творческое задание с использованием выразительных средств народного искусства (учитывать стилистику филимоновской игрушки). Материалы: гуашь, акварель, кисть, бумага. Создавать декоративную композицию «Хозяйство деда Филимона». Варьировать мотивы народной росписи, изображать знаки-символы в филимоновской росписи. Передавать специфику стилистики произведений народного художественного промысла России (с учётом местных условий). Выражать в творческой работе своё отношение к образному языку народной глиняной игрушки.Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да-вать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. |
16 | Роза ветров (коллективная работа). | Познакомиться с древним изображением карты как произведением искусства, что такое «роза ветров»,Осуществлять контроль своего участия в ходе коллективных творческих работ |
17 | Красный цвет в природе и искусстве. Декоративная композиция с вариациями знаков-символов | Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного искусства. Рассказывать о красном цвете как основном, об использовании красного цвета как выразительного средства в изобразительном искусстве. Находить соответствие красного цвета в произведении искусства реальному цвету в натуре, объяснять символическое значение красного цвета в композициях с предметами, имеющими в реальной жизни другую окраску. Рисовать красную птицу-паву по мотивам народной вышивки (на основе собственного поиска её изображений или используя информацию в учебнике), считая клеточки. Материалы: фломастер красного цвета, бумага в клеточку. Передавать знако-символический смысл языка народного искусства. Выражать в творческой работе своё отношение к создаваемому образу птицы-павы. |
18 | Найди оттенки красного цвета. Натюрморт: композиция, расположение предметов на плоскости и цвет | Рассматривать произведения живописи (портрет, натюрморт, пейзаж), высказывать своё суждение о них. Называть оттенки красного цвета в природе и находить их в картинах художника. Объяснять роль красного цвета в передаче образа человека и природы. Рассказывать, как получить оттенки красного цвета,находить их путём смешивания красок на практике или по цветовому кругу Определять на цветовом круге основные и составные цвета, находить на нём оттенки этих цветов и называть их. Определять, где (ближе — дальше, один за другим) на композиционных схемах расположены предметы, и объяснять, как переданы их соотношения. Творческое задание с использованием выразительных средств живописи. Материалы: гуашь, акварель, кисть, бумага. Решать, какие предметы включить в композицию натюрморта, где и как их расположить. Сверять свои действия с таблицей. Рисовать с натуры натюрморт, учитывать в его композиции простейшие приёмы перспективы в расположении предметов на плоскости (ближе — дальше, агораживание), применять разные оттенки красного цвета. Применять в творческо-худо-жественной деятельности знания о разных жанрах изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт) и композиции.Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников |
19 | Краски заката и рассвета | Познакомиться с особенностями цветового освещения Земли при закате и на рассвете |
20 | Краски на воде. Краски под водой | Различать особенности изображения подводного мира (аппликация рыбы) |
21 22 | Загадки белого и чёрного. Графика: линия, штрих, силуэт, симметрии | Рассматривать произведения художников-графиков, мастеров декоративно-прикладного и народного искусства. их. Объяснять смысл понятия симметрия. Находить симметрию в произведениях изобразительного искусства. Сравнивать произведения графики. Находить общее и различное в композиции, средствах выразительности (характер и ритм линий, штрихов, их разнообразие по виду и направлению, силуэт, чёрный и белый цвета и их тональные оттенки, контраст). Рассказывать о художественной выразительности вологодского кружева. Определять характерные признаки (прозрачность, изящество, блеск и т. п.) изделий из стекла (хрусталя) и называть их Прослеживать, как передать тоновый контраст, и выполнять растяжение цвета от чёрного до серого, называть последовательность рисования предметов симметричной формы: определять положение оси симметрии, наносить разметку основных парных орнаментов на горизонтальных линиях, получать очертания силуэта по парным ориентирам. Творческое задание с использованием выразительных средств графики. Материалы (по выбору): белая гуашь, белый мелок или белая пастель, затонированная чёрным цветом бумага, кисть. Выбирать графические материалы согласно замыслу творческой работы. Рисовать с натуры вазу из обычно го стекла, применять выразительные средства графики: белые линии, штрихи разной толщины, направления и ритма, силуэт, симметрию. Выражать в творче- ской работе своё отношение к выразительности чёрного и белого цветов в искусстве графики. Подведение итогов. Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художественной дея тельности. Страница для любознательных. Графика. Живопись. Фотография. Изовикторина. Задания контрольные (на повторение), творческого и поискового характера Выполнять контрольные задания (на повторение).Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания в изменённых условиях |
Познавательные УУД:постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Регулятивные УУД: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Коммуникативные УУД:Потребность в общении со взрослыми и сверстниками; Умение договариваться, находить общее решение, Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества | ||
В гостях у чародейки-зимы | ||
23 24 | В мастерской художника Гжели. Русская керамика: форма изделия и кистевой живописный мазок | Рассматривать произведения керамики из Гжели. Высказывать своё отношение к ним. Работать по художественно-дидактической таблице Н. Бидак: прослеживать постепенный переход от тёмного к светлому оттенка синего цвета, осваивать приёмы гжельского живописного мазка (мазок с растяжением, мазок с тенями, примакивание). Выполнять упражнение. Повторять за народным мастером из Гжели элементы росписи Гжели (фигурные и растительные: «усики», «завитки», «капельки», «листочки»). Творческое задание с использованием выразительных средств декоративно-прикладного и народного искусства. Материалы: тёмно-синяя гуашь, кисть, бумага. Рисовать силуэт изделия (фарфорового чайника), украшать его росписью по мотивам Гжели. Согласовывать декор с формой изделия. Использовать приёмы кисте вой росписи гжельского стиля (повтор, вариации). Вы ражать в творческой работе своё отношение к красоте гжельского фарфора. Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников |
25 | Фантазируй волшебным гжельским мазком. Пейзаж: композиция, линия горизонта, планы, цвет | Наблюдать зимнюю природу, изменения в её состояниях неба, деревьев, снежного покрова при разной освещенности. Наблюдать зимнюю природу, изменения в её состояниях неба, деревьев, снежного покрова при разной пределять, какие из композиционных схем соответствуют пейзажам, представленным в учебнике. Выделять разные планы пейзажа в произведениях живописцев и художника из Гжели (Н. Бидак). Находить ли- нию горизонта. Аргументировать свой ответ. Творческое задание с использованием средств выразительного языка декоративно-прикладного искусства и живописи. Материалы: гуашь, акварель, кисть, бумага. Решать, какое состояние зимней природы будешь изображать в творческой работе. Намечать линию горизонта и располагать деревья на ближнем и дальнем планах. Подбирать цвета для неба и снега. Изображать приёмами гжельского живописного мазка деревья и кусты. Рисовать по памяти, по представлению «Зимний пейзаж», использовать в нём свои наблюдения природы. Сочетать разные художественно-выразительные средства: широкий мазок по сырому, «живописный мазок», линию горизонта, планы, цвет. |
26 | Морозные узоры (коллект. работа) «Волшебный город зимой» | Применение техники симметричного вырезания, тонирования, аппликации. |
27 28 | Маска, ты кто? Учись видеть разные выражения лица. Декоративная композиция: импровизация на тему карнавальной маски | Рассматривать маски, представленные в учебнике Прослеживать последовательность рисования лица маски (овал, расположение глаз, носа, губ, ушей), как меняется линия губ, бровей, выражение глаз при разных эмоциональных состояниях человека (сердится, смеётся, спокоен). Наблюдать за выражением лиц людей и своего собственного. Различать по мимике лица разные эмоциональные состояния человека. Творческое задание с использованием подручных и природных материалов: ткань, кора, трава, перья, стружка, ленты, пуговицы, бубенцы, кусочки цветной бумаги и ткани и т. д. (по выбору). Сочинять маску необычного фантастического персонажа для новогоднего карнавала, использовать свои наблюдения за выражениями лиц человека. Планировать свою работу: решать, какой (весёлый, чудаковатый, страшный) образ придать маске, определять последовательность рисования (изображение овала (вытянутый, угловатый, круглый и т. п.), на- мётка расположения и характер черт лица, глаза, нос, губы (и какие по виду), выбор цветов и материалов согласно замыслу — образ маски своего персонажа). Выполнять быстрые линейные наброски выражения лица: человек смеётся или сердится, спокоен или гневается. Создать эскиз карнавальной маски — образ сказочного или фантастического персонажа. Работать в разной технике и с разным материалом (подручный и природный). Выполнить эскиз карнавальной маски, согласно условиям задания изготовить маску в цвете и с использованием разных материалов. Подведение итогов Обсуждать твор ческие работы одноклассников. Выбирать маски для детского представления на школьном новогоднем празднике. Высказывать своё суждение об изображении героев народных сказок, былин, фантастических животных в масках |
29 | Мастер золотые руки – стеклодув | Познакомиться с одним из способов росписи стекла (ваза инкрустированная природными материалами и расписанная) Выполнение росписи елочной игрушки |
30 31 | Цвета радуги в новогодней ёлке. Сюжетная композиция | Рассматривать произведения разных видов изобразительного искусства, посвящённые новогодним праздникам. Выбирать изобразительные материалы соответственно замыслу творческой работы. Описывать словами, кто станет героем композиции, какое место в ней займёт новогодняя ёлка, как будут располагаться на вет- вях ёлочные украшения. Рисовать по представлению или наблюдению композицию «Новогодняя ёлка в комнате или на улице». Использовать цветной контраст как основное выразительное средство в передаче празд- ничного новогоднего настроения. Передавать цветом радостное чувство праздника с помощью яркого света на поверхности стеклянных игрушек и сверкающего блика. Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников. Составлять коллективное праздничное панно композиций для украшения новогоднего школьного интерьера |
32 | Храмы Древней Руси. Архитектура: объёмы, пропорция, симметрия, рит | Рассматривать белокаменные храмы, представленные в учебнике, высказывать своё суждение о них. Узнавать и называть памятники архитектуры своего Отечества. Устно описывать наиболее известные памятники зодчества Древней Руси на основе иллюстраций учебника и художественных альбомов, а также непосредственного наблюдения. Объяснять смысл понятий зодчество, храм, церковь,собор, колокольня Различать сочетание архитектурных объёмов одноглавого храма (нижнее основание храма, основная частьхрама, глава, барабан, купол). Творческое задание с использованием средств выразительности языка живописи и декоративно-прикладного искусства. Материалы: акварель, гуашь, кисть, цветная или тонированная бумага. Выбирать изобразительные материалы соответственно замыслу творческой работы. Изображать по памяти или по представлению силуэт одноглавого белокаменного храма. Использовать ось симметрии и парные ориентиры на горизонтальных линиях при построении изображения симметричной формы. Использовать в ком- позиции выразительное сочетание архитектурных объёмов, а также выразительные средства языка живописи и декоративно-прикладного искусства. Выражать в творческой работе своё отношение к историко-культурному наследию своего Отечества.Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художе-ственной деятельности |
33 | Чудеса архитектуры | Рассмотреть особенности изображения города, стоящего на воде, отражение, перспектива |
34 | Измени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, цвет и свет | Рассматривать произведения живописи, посвящённые красоте родной природы в зимнее время. Находить цвета и их оттенки, подмеченные в природе, в пейзажах живописцев. Выражать своё отношение к окружающе- му миру природы и произведениям художников. Сравнивать пейзажи живописцев. Находить в них общее и различное. Называть месторасположение линии горизонта в пейзажах. Участвовать в обсуждении зависимости цвета от освещённости, роли света и цвета в передаче пространства в зимнем пейзаже Различать расположение линии горизонта, характер расположения снежного покрова. Выполнять упражне- ние на получение нежных оттенков приёмом смешения яркого цвета с белилами. Творческое задание с использованием выразительных средств живописи. Материалы: акварель, гуашь, кисть, бумага. Выбирать сюжет для своего зимнего пейзажа, определять линию горизонта в нём, составлять его композиционную схему, намечать место снежного покрова и деревьев, решать, какое время дня и почему выбрать для своего пейзажа, подбирать соответствующую цветовую гамму. Изображать зимний пейзаж по памяти, по представлению. Составлять на палитре нежные оттенки приёмом смешения белил с яркими цветами для снега и неба и использовать их в своём пейзаже. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте родной природы. Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников. Высказывать свои суждения о передаче зимнего колорита в работах одноклассников |
35 | Здравствуй, Венеция! | (коллективная работа) (силуэтное вырезание, позитив – негатив) |
36 | Зимняя прогулка. Сюжетная композиция: пейзаж с фигурой человека в движении | Воспринимать и эмоционально оценивать произведения на спортивные темы. Выражать своё отношение к спортивным сюжетам на картинах А. Дейнеки Участвовать в обсуждении содержания и художественных особенностей произведений искусства на тему спорта, своеобразия передачи в них стремительных и плавных движений человека. Работа по таблице «Пропорции фигуры человека в движении» (ходьба на лыжах, катание на коньках). Работать по таблице. Осваивать передачу пропорций в изображении фигуры человека в движении. Творческое задание с использованием средств выразительности языка живописи, смешения ярких цветов с белилами. Материалы: акварель, гуашь, кисть, бумага. Создавать композицию на заданную тему «Зимняя прогулка». Решать, какой сюжет изображать в ней: прогулку с друзьями на лыжах, катание на коньках или с гор на санках, игру в снежки и др. Определять, какая композиция будет соответствовать творческому замыслу (главный и второстепенные герои, их место и действия на фоне зимнего пейзажа). Использовать схематические рисунки пропорций человеческой фигуры в движении при поиске движений героев собственной композиции. Определять, какая цветовая гамма будет соответствовать твоему замыслу (солнечный или пасмурный день). Подбирать нежные цвета на палитре, смешивая яркие цвета с белой гуашью. Выражать в творческой работе своё отношение к человеку и природе. Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
37 | Белые сны севера, или бархатный песок юга | Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы. Работать с картинами: наблюдение, вопросы, мнение |
38 | Русский изразец в архитектуре. Декоративная композиция: импровизация по мотивам русского изразца | Рассматривать старинные изразцы в декоре храмов, старинных печей в боярских палатах. Высказывать своё суждение о них. Находить соответствие композиционной схемы расположения узоров на квадрате в изразцах из декоративного убранства храмов или печей. Создавать декоративную композицию «Муравленый изразец», импровизировать по увиденным сюжетам. Использовать форму изразца — квадрат или прямоугольник. Строить композицию узора на ней с учётом симметрии для растительных мотивов и свободно от неё при изображении фантастических зверей, птиц или людей. Применять зелёный цвет с разнообразными оттенками. Проявлять в творческо-художественной деятельности своё осознанное уважение к самобытным культурным ценностям и духовной жизни родного края, России. Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
39 | Старик-годовик | Построение фигуры человека |
40 | Изразцовая русская печь. Сюжетнодекоративная композиция по мотивам народных сказок | Рассматривать старинные русские печные изразцы, представленные в учебнике, и произведения художников, воссоздавших образ русской печи. Высказывать своё суждение о них. Называть сказки, в которых печь была героиней. Находить народные знаки-символы в изразцах и составлять единую сюжетную композицию из них по частям Участвовать в обсуждении художественных особен ностей старинных печных изразцов, эмоциональной роли цвета, использовании народных знаков-символов, сюжетных и декоративных мотивов в их украшении. Работа по художественно-дидактической таблице «Рисунок печи в крестьянской избе. Обозначение её частей (опечье, шесток, устье, печурки, дымоход)». Работать по художественно-дидактической таблице. Изображать печь в единстве её частей (опечье, шесток,устье, печурки, дымоход) в крестьянском доме. Творческое задание с использованием художественно-выразительных средств живописи, декоративно-прикладного искусства. Материалы: кисть, акварель, гуашь, бумага. Изображать сюжетно-декоративную композицию по мотивам народной сказки, в которой печь помогает героям. Прорисовывать характерные части печи, передавать движения героев и ответное волшебное действие печи на их просьбу. Выражать в творческой работе своё отношение к сказочным образам в народной сказке, народном искусстве. Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
41 | Проект «Волшебная книга» | Сборник сказочных иллюстраций и текстов детей |
42 43 | Русское поле. Воины-богатыри. Сюжетная композиция: фигура воина на коне. Прославление богатырей — защитников земли Русской в искусстве | Рассматривать произведения разных видов искусства (живопись, графика, декоративно-прикладное и народное искусство, поэзия), посвящённые прославлению воинской доблести, подвигов воинов Древней Руси. Рассказать, как изображены русские воины-богатыри в этих произведениях. Сравнивать произведения разных видов изобразительного искусства. Находить общее и различное в композиции изображения воина-богатыря. с изображением костюма и доспехов русского воина (XI—XVI вв.). Рассматривать костюм и доспехи русских воинов далёкого прошлого, выделять их детали и декор. Творческое задание с использованием художественно-выразительных средств, живописных или графических (по выбору). Материалы (по выбору): живописные или графические. Выбирать материалы соответственно творческому замыслу. Изображать (по выбору) один из сюжетов: богатырь на коне в дозоре, или выступивший в поход на боевом коне, или стоящий на родной земле и готовый принять бой. Использовать центральное расположение фигуры воина-богатыря в композиции как важное выразительное средство. Сверять изображение костюма и доспехов русских воинов в своей работе с таблицей. Выражать в творческой работе своё чувство сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России — подвиги воинов Древней Руси. |
44 | Народный календарный праздник Масленица в искусстве. Народный орнамент. Узоры-символы весеннего возрождения природы: импровизация | Рассматривать произведения изобразительного искусства, воссоздавшие обрядовые действа яркого календарного народного праздника Масленицы. Рассказывать о традициях празднования Масленицы и впечатлениях об участии в этом народном календарном празднике в родном крае (городе, селе, посёлке). Различать признаки этого праздника и прихода весны, подмеченные в жизни и воспроизведённые на картинах живописцев и в произведениях народного мастера.Участвовать в обсуждении характерных признаков народного праздника, отражённых в сюжете произведения (наряды людей, узоры конской упряжи), стоянии природы (цвет неба, снежного покрова, деревьев, кустов), художественных приёмов передачи веселья и удали. Творческое задание с использованием художественных выразительных средств (образов-символов) народного искусства. Материалы: акварель, гуашь, кисть, бумага. Изображать силуэт саночек для катания на Масленицу. Украшать саночки, импровизируя образы-символы лучистого солнышка, земли. Вспоминать узоры, символы солнца и земли в росписи глиняной игрушки в 1 и 2 классах. Сочинять на их основе узор для декорирования саночек. Эмоционально откликаться в творческо-художественной деятельности на красоту народных праздников, отражённых в произведениях искусства и в жизни. Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
45 | Богатырская ладья | Смешанная техника |
46 | Натюрморт из предметов старинного быта. Композиция: расположение предметов на плоскости | Рассматривать старинные предметы быта в натуре и живописные натюрморты с их изображением. Высказывать своё суждение о них. Сопоставлять изображение старинных предметов быта в натюрморте с таблицей «Традиционная утварь», называть предметы (братина, скопкарь, крынка, горшок и др.) в живописном натюрморте и определять их назначение. Участвовать в обсуждении расположения предметов на плоскости с помощью приёмов перспективы и художественных выразительных средств передачи их формы и объёма в натюрмортах художников. Работа по художественно-дидактическим таблицам «Традиционная утварь», «Композиционные схемы». Работать по художественно-дидактической таблице. Закреплять знания о простейших приёмах перспективы в расположении предметов на плоскости, определять, какие предметы в натюрмортах расположены ближе, какие дальше, какие загорожены. Объяснять смысл понятия перспектива. Творческое задание с использованием выразительных средств живописи и известных приёмов техники. Материалы: гуашь, акварель, кисть, бумага. Использовать приёмы построения симметричных предметов с помощью оси симметрии и основных парных ориентиров на горизонтальной оси. Рисовать с натуры натюрморт «Предметы старинного быта», применять простейшие приёмы перспективы расположения предметов на плоскости, использовать известные приёмы и техники в живописном натюрморте. Эмоционально откликаться на красоту старинной утвари, созданной на- родными мастерами, выражать в творческой работе своё отношение к старинным предметам быта. Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
47 | ||
Познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); построение логической цепи рассуждений; знаково-символическое моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих предметную область Регулятивные УУД:прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию; к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Коммуникативные УУД:Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; Ориентация на партнера по общению, Умение слушать собеседника. | ||
Весна-красна! Что ты нам принесла? | ||
48 | «А сама-то величава, выступает буд- то пава...» Образ русской женщины. Русский народный костюм: импровизация | Рассматривать произведения изобразительного и других видов искусства, воссоздавшие образ женщины в праздничном народном костюме. Давать характеристику героиням русских народных сказок и песен. Устно описывать традиционную женскую одежду, которую встречал на иллюстрациях в книгах, видел в театральном представлении или кинофильме, в музее. Участвовать в обсуждении художественных выразительных средств (симметрия, пропорции, цвет, ритм узоров) передачи красоты и величия в образе красной девицы в праздничной народной одежде, каждый элемент которой свободно надевается на фигуру, а не облегает её. Работа по художественно-дидактической таблице «Элементы праздничной народной женской одежды». Работать по художественно-дидактической таблице. Использовать ось симметрии при изображении элементов народного женского костюма. Рисовать фигуру красной девицы в народной одежде. Изображать основные элементы народного костюма (рубаху, сарафан, душегрею, головной убор — венец или корону). Соблюдать симметрию. Использовать выразительные средства декоративно-прикладного и народного искусства (выразительность силуэта, цвет, ритм, симметрия, богатое узорочье). Выражать в творческой работе своё отношение к историко-культурному наследию своего Отечества — народному костюму. Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
49 | ||
50 | Чудо палехской сказки. Сюжетная композиция: импровизация на тему литературной сказки | Рассматривать миниатюры палехских народных мастеров. Высказывать суждение о них. Сопоставлять сюжеты в композициях палехских народных мастеров с событиями из сказок А. Пушкина и называть сказку поэта. Находить соответствия в действиях героев. Анализировать особенности декоративной композиции в миниатюре А. Котухина (многосюжетность, объединение действий, происходящих в разное время, декоративность, красочность и орнаментальность, созвучные красоте и гармонии сказочного мира в произведениях А. Пушкина Участвовать в обсуждении своеобразия композиций палехских лаковых миниатюр (сочетание разных планов, расположение главных героев по центру, на чёрном фоне, использование контрастной цветовой гаммы). Планировать свою работу (определять порядок её выполнения) в соответствии с последовательностью палехских мастеров (выбирать сюжет из сказки А. Пушкина, выполнять схематическую зарисовку композиции, изображать главных героев в действии по сюжету и детали (люди, фон, природа, архитектура), подбирать цветовую гамму для главных и второстепенных элементов композиции и завершать работу в цвете). Нарисовать свою иллюстрацию к «Сказке о царе Салтане...» А. Пушкина на выбранный сюжет из сказки. Изобразить главных героев в действии по сюжету, использовать цветовой контраст, подбирать яркие цвета для создания впечатления необычности, нарядности, сказочности композиции. Проявлять в творческо-художественной деятельности своё эмоционально-ценностное отношение к прекрасному в произведениях искусства. Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
51 | Праздники на Руси. Пасха | Выполнение птичек Аппликация, декор |
52 | Цвет и настроение в искусстве. Декоративная композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа | Рассматривать произведения А. Саврасова, И. Левитана; произведения лаковой живописи, изображающие весеннюю природу. Рассказывать, какое впечатление и настроение возникает при восприятии картин и миниатюр, их колорита, как пейзажисты используют в своих произведениях свойства цвета для передачи настро- ения. Исследовать возможности живописи, изменять чистый цвет с помощью смешения чёрной и белой красок. Анализировать результаты полученных оттенков. Творческое задание с использованием выразительных средств живописи, смешения белой и чёрной красок для усиления эмо ционального звучания и Выразительности образа. Материалы: акварель, гуашь, кисть - Решать, какие весенние состояния природы изобразить в творческой работе. Передавать цветовыми пятнами и линиями радость пробуждения природы определять, какие цвета могут передавать настроение, выделять в композиции пейзажа композиционный центр. Рисовать яркую, по-весеннему звонкую композицию по памяти, по представлению и передавать цветом выразительный образ природы родного края, где ты живёшь, учитывая роль чёрной и белой красок при смешении цветов. Создавать средствами живописи эмоционально- выразительный образ родной природы. Проявлять в творческо-художественной деятельности своё эмоционально-ценностное отношение к прекрасному в искусстве и к природе родного края и своего Отечества. Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
53 | Мой друг рисует горы, далекие, как сон. Горы - это небо, покрытое камнем и снегом | Работать с картинами: наблюдение, вопросы, мнение. Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы |
54 | Космические фантазии. Пейзаж: пространство и цвет, реальное и символическое изображение | Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного и народного искусства, посвящённые космосу. Высказывать своё мнение о них. Рассказывать о первом полёте в космос и космонавте Юрии Гагарине, о Дне космонавтики — 12 апреля 1961 г. и радости людей на всей нашей планете Земля и особенно нашей страны, о том, что изображено на картинах живописца и в работе народного мастера. Участвовать в обсуждении своеобразия в отобра жении в искусстве мира фантастики цвета и композиции в его изображении, об особенностях выражения представлений художника о звёздном мире, о том, как выглядит Земля из космоса. Творческое задание с использованием сочетания средств живописи и графики и известных приёмов и техник. Материалы (по выбору): акварель, тушь, фломастеры, цветная бумага, кисть, перо, гелиевая ручка. Нарисовать фантастический пейзаж «Космические дали». Представлять себя летящим среди звёзд и передавать свои воображаемые космические впечатления в цвете, использовать известные приёмы и техники. Включать в композицию летательные аппараты необычной формы. Выражать в творческой работе своё чувство сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Подведение итогов Обсуждать творческие работы и составлять коллективное панно «Космические дали» |
55 | Низко – высоко | Познакомиться с особенностями изображения предметов на разной высоте в пространстве) |
56 | Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия | Наблюдать изменения в весенней природе. Любоваться её красотой. Воспринимать произведения живописи и графики, посвящённые весне. Высказывать своё мнение о них. Объяснять смысл понятий колорит, монотипия. Сопоставлять свои наблюдения цвета в натуре с весенним колоритом произведений живописи на тему весны. Называть цвета в колорите различных картин. Высказывать суждение о том, какие весенние пейзажи поразили своим колоритом. Давать свои определения красивому колориту представленных весенних пейзажей. Участвовать в обсуждении цветовой гаммы в пейзажах разноцветной весны, своеобразия техники монотипии. Творческое задание с использованием графических средств (монотипии). Материалы: акварель, фломастеры, тушь, кисть, перо, бумага. Исследовать возможности графики. Сделать пробный оттиск в технике монотипии — разового отпечатка. Выбирать вариант построения пейзажа для выполнения композиции на тему весны. Выполнять композицию «Весна разноцветная» в технике монотипии — разового отпечатка с дорисовкой. Сделать отпечаток. Рассмотреть отпечаток и рассказать, что видно на нём. Дорисовать увиденное кистью, фломастером или тушью. Использовать цвет как основное выразительное средство в своей творческой работе. Проявлять в творческо-художественной деятельности своё понимание образной природы искусства, давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к природе. Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художественной дея тельности |
57 | Хроматические и ахроматические цвета Близко – далеко | Изображать три предмета с передачей пространства ахроматическими цветами |
58 | Тарарушки из села Полховский Майдан. Народная роспись: повтор и импровизации | Рассматривать народные игрушки из Полховского Майдана. Вспоминать и называть народные игрушки, которые создают мастера в разных регионах России (Архангельской, Кировской, Тульской областях). Называть их материал, палитру и характерные элементы в узоре. Определять, как мастера из Полховского Майдана выражают своё представление в игрушках о мире, природе, людях. Понимать знаково-символический язык народной игрушки. Называть в росписи тарарушек цветовой контраст (красный — синий, зелёный — оранжевый, жёлтый — фиолетовый, синий — оранжевый). Диалог об искусстве. Игрушки из Полховского Майдана. Связь декоративного образа тарарушек с миром, природой, бытом в форме и росписи (природные формы (грибок, яйцо, яблочко), матрёшки, пейзажи, цветочные росписи). Разнообразие и специфика точёных форм. Цветовой строй росписи — яркость, контрастность чистого цвета (жёлтый, розовый, алый, красный, голубой, зелёный, фиолетовый), наводка чёрным цветом. Участвовать в обсуждении художественного своеобразия полховско-майданской росписи (контур, контрастные цвета). Выполнять упражнение на повтор за народным мастером из Полховского Майдана последовательности и приёмов росписи орнаментальных мотивов (большой цветок роза, листок, ягоды и яблочки на ветке). Сочинять по мотивам росписи тарарушек свою композицию орнамента, украшать силуэт игрушки. Рисовать полховско-майданскую игрушку по выбору и расписывать её. Использовать цветовой контраст, создаю- щий праздничное, радостное настроение. Учитывать стилистику декоративного образа игрушки. Творческое задание с использованием стилистики декоративного образа тарарушки: обобщение природных форм, цветовой контраст росписи, крупные цветы. Проявлять в творческо-художественной деятельности своё осознанное уважение традиций, самобытных культурных ценностей в области народной игрушки как части нашей культуры. |
59 | ||
60 | Печатный пряник с ярмарки. Декоративная композиция: прорезные рисунки с печатных досок | Рассматривать произведения народных мастеров-резчиков пряничных досок для печатных пряников. Высказывать своё суждение о них. Рассказывать о приёмах техники резьбы пряничных досок и образах-символах (птицы, конь, хоромы, терема и др.), характерных для резных пряничных досок Участвовать в обсуждении сюжетов для резных пряничных досок, приёмов стилизации и своеобразия художественных графических приёмов. Выбирать графические материалы согласно замыслу творческой работы. Сочинять рисунок для своей пряничной доски. Выбирать один из традиционных мотивов стилизации образа коня, птицы и др. в декоративном рисунке. Применять художественные графические приёмы (ритм штрихов в разном направлении, сочетание чёрного и белого) для получения чёткого изображения «прорезки» на пряничной доске. Выражать в творческо-художественной деятельности представления о том, что народное искусство во все времена украшало повседневную жизнь человека. Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
61 | Коллективная композиция «Печь Емели» | Обобщать пройденное уметь объединять частное в общее Использовать орнаменты изразцов русской печи для создания коллективной композиции «Печь Емели» |
62 | Русское поле. Памятник доблестному воину. Скульптура: рельеф, круглая скульптура | Восприятие каменного рельефа Михайловского златоверхого храма в Киеве, деревянного рельефа «Георгий Победоносец» (XV в.) неизвестного мастера, памятников, посвящённых Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., выполненных современными скульпторами Д. Митлянским, М. Аникушиным Рассматривать произведения скульптуры (круглой и рельефной). Высказывать своё суждение о них. Рассказывать, какие памятники в память о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. установлены в твоём городе (посёлке, селе). Представлять и различать разнообразные скульптурные произведения, включённые в различные монументальные решения (статуя, скульптурная группа, плита с рельефом). Объяснять смысл понятий скульптура, рельеф. Выбирать графические материалы согласно замыслу творческой работы. Выполнять композицию для памятной доски в честь героев-защитников Отечества. Передавать героизм и нравственную красоту подвига защит- ника Отечества. Использовать свой рисунок для лепки рельефного изображения памятной доски (рельеф-объём на плоскости). Выбирать сюжет для изображения (образ воина, символы-виды боевой техники, боевые ордена). Изображать в объёме выразительные образы во- ина-защитника Отечества. Выражать в творческой работе чувство сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художественной дея тельности |
63 | Каникулы Бонифация | Познакомиться с орнаментами и красками народов Африки. Изображать орнаменты народов Африки. |
64 | Братья наши меньшие. Графика, набросок, линии разные по виду и ритму | Восприятие произведений графиков В. Ватагина, Г. Захарова, народной дере вянной скульптуры, каменной статуи Ю. Александрова, произведений живописца К. Петрова-Водкина, художника декоративно-прикладного искусства М. Примаченко, в которых воссозданы выразительные образы животных. Рассматривать произведения разных видов изобразительного искусства, запечатлевшие образы животных Различать изображения животных в разных видах изобразительного искусства (графика, скульптура, жи- вопись), в декоративно-прикладном и народном искусстве. Рассказывать о своём отношении к защитникам животных. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного декоративно-прикладного и народного искусства, посвящённых образу животного мира. Творческое задание с использованием средств образного языка графики. Материалы (по выбору): фломастеры, тушь, перо, чёрная гелевая ручка, бумага. Изображать с натуры, по представлению фигуры животных с передачей характерных особенностей шерсти, формы, движения. Создавать выразительный образ домашнего животного и передавать своё отношение к нему. Выбирать и использовать различные известные приёмы художественного языка графики для передачи собственного художественного замысла. Выражать в творческой работе гармонию между человеком и окружающим миром |
65 | Маугли: жизнь в лесу | Использование природных материалов |
66 | Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов мира: форма изделия и декор | Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной дея тельности Восприятие искусства орнамента народов мира на примере декоративного фарфора из Китая и вазы из Индокитая. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Знакомство с несколькими наи- более яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Рассматривать произведения декоративно-прикладного искусства, выявлять природные формы в образном строе орнаментов народов мира. Высказывать своё суждение об этих произведениях. Сравнивать декоративные росписи тарелки из Китая и вазы из Индокитая. Объяснять, как орнамент в одном случае подчинён плоской поверхности тарелки, а в другом подчёркивает силуэтность, объёмность вазы. Участвовать в обсуждении художественных выразительных средств создания декоративного образа (силуэт, симметрия, ритм, цвет, образ-символ) в орнаментальном искусстве. Приводить примеры орнаменталь- ного искусства народов России. Работа по художественно-дидактической таблице «Композиционные схемы орнаментов» Работать по художественно-дидактической таблице. Читать композиционные схемы орнаментов народов |
67 | Базовые формы цветов | Рассматривать разнообразие форм лепестков, отличать лепестки различных цветов |
68 | Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект: доброе дело само себя хвалит | Давать оценку лучшим работам сверстников и систематизировать отобранные работы с учётом возможного уровня освоения азбуки искусства во 2 классе. Использовать выразительные средства изобразительного искусства (композиция, форма, ритм, линия, цвет, объём), декоративно-прикладного и народного искусства (композиция, связь декора с формой украша емого предмета, ритм, орнамент, симметрия — асимметрия, статика — динамика, тоновые и цветовые контрасты и нюансы, национально-региональное своеобразие) для передачи художественного замысла в собственной учеб- но-творческой деятельности. Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками, использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности. Создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека (передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека). Наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике. Выбирать творческую группу («Художники-пейзажисты», «Художники-графики», «Игрушечных дел мастера», «Знатоки натюрморта», «Искусствоведы», «Знатоки изображения ратных подвигов») для участия в оформлении одного из разделов итоговой выставки работ сверстников. Проявлять навыки сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях при обсуждении творческих работ, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Обсуждать и оценивать коллективную работу. Страница для любознательных. Сокровища России: Музеи Москвы и Санкт-Петербурга Творческое задание на систематизацию произведений изобразительного искусства в папке или альбоме «Моя домашняя коллекция. Художественные музеи России»: из собрания Русского музея (репродукции произведений И. Шишкина, И. Айвазовского, Н. Рериха, И. Репина, В. Сурикова, К. Петрова-Водкина); из собрания Третьяковской галереи (репродукции произведений (открытки) В. Васнецова, А. Куинджи, И. Левитана, А. Сав- расова, В. Поленова, П. Кончаловского, М. Врубеля, И. Машкова); из собрания художественных музеев своего региона (репродукции произведений живописи, графики, скульптуры (открытки), произведения народных мастеров). Узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры национального российского искус- ства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений |
Познавательные УУД: существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих предметную область ; построение логической цепи рассуждений; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Регулятивные УУД:оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,осознание качества и уровня усвоения;волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Коммуникативные УУД:Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;Учет разных мнений и умение обосновать собственное; Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору,Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
№ | Наименование объектов | Наличие |
Библиотечный фонд | ||
1 | Стандарт начального общего образования | Д |
2 | Примерная программа по изобразительному искусству | Д |
3 | Рабочие Программы «Изобразительное искусство 1-4» Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова М., Просвещение, 2013. – 314 с. | Д |
4 | Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова.-М., Просвещение, 2013. - 254 с. | Д |
5 | Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под ред. Т. Я. Шпикаловой. 1–4 классы / Т. Я. Шпикалова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011. | Д |
6 | Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М. : Просвещение, 2011. | К |
7 | Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 2 класс : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011. | Д |
8 | Шпикалова, Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство». 2 класс / Т. Я. Шпикалова. – М. : Просвещение, 2011. | |
9 | Энциклопедия Искусство 1,2 т. -М «Аванта», 2002 г. | Д |
10 | Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья». | Д |
11 | Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТ–ПРЕСС КНИГА, 2011. – 104 с. – (Золотая библиотека увлечений). | Д |
12 |
| Д |
Кабинетный фонд | ||
13 | Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения Портреты русских и зарубежных художников Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте Произведения изобразительного искусства: А. Дейнека. Клубника. На юге; А. Мыльников. Лето; Т. Маврина. По дороге в Александровскую слободу; Б. Шаманов. Васильки. Зеленая рожь; З. Попов. Осенняя уборка; Ю. Земсков. Сибирская деревня; М. Малютин. Обезово (фрагмент); В. Васнецов. Три царевны подземного царства; Н. Рерих. Сокровище гор; Д. Митрохин. Болгарский перец. Яблоки и груши; А. Коняшин. Пироги с калиной; Д. Рожкали. Соколик ржи; В. Фаворский. Пролетающие птицы; Г. Кроллис. Дерево солнца; П. Филонов. Цветы; С. Никиреев. Яблоня цветет; Н. Щеглов. Натюрморт; Л. Одайник. Праздник. Ткачество; Э. Розенбергс. Танец. Ткачество; Т. Маврина. Гладиолус. Букет под липой; И. Машков. Натюрморт с ананасом. К. Петров-Водкин. Купание красного коня; Ю. Кугач. Семья; А. Лентулов. Небосвод; Д. Левицкий. Портрет дочери Агаши в русском костюме; А. Дейнека. Цветы на ковре; П. Кончаловский. Натюрморт с красным подносом; Р. Шах. Блюдо; Л. Нагорный. Декоративные вазы; В. Лебедев. Иллюстрация к стихотворению С. Маршака «Багаж»; А. Житнева. Белый Бим Черное Ухо; Н. Ромадин. Лесная деревня; Т. Маврина. Зимний день; Л. Фроленкова. Новый год; В. Смирнов. Праздник. XIX в. А. Косоков. Церковь Покрова на Нерли; И. Сандырев. А. Рублев; К. Юон. Купола и ласточки; Т. Маврина. Юрьев-Польский; Н. Рерих. Звенигород; А. Остроумова-Лебедева. Зимний день; Н. Ромадин. Ночная тоска; А. Рылов. Трактор на лесных просторах; В. Гаврилов. Солнечный денек; А. Куинджи. Солнечные пятна на инее; Закат в лесу; И. Шишкин. На севере диком..; Т. Маврина. Чесноково; А. Дейнека. Лыжники; А. Дейнека. Коньки; В. Васнецов. Богатыри; В. Васнецов. Фронтиспис к «Слову о полку Игореве»; Б. Кустодиев. Масленица; Б. Стожаров. Братина и чеснок; В. Шумилов. Натюрморт с клюквой; К. Юон. Конец зимы. И. Эльконин. Из серии «Стекло»; неизвестный художник. Портрет мальчика; И. Левитан. После дождя; А. Саврасов. Грачи прилетели; Н. Ромадин. Млечный путь; Е. Николаева. Бисер. Рисунок на ситец; К. Юон. Новая планета; К. Юон. Солнечный весенний денек; Е. Зверьков. Последний снег; Е. Зверьков. Голубой апрель; Т. Маврина. Весна на Истре; Н. Ромадин. Розовая весна; В. Бакшеев. Голубая весна; А. Васнецов. Новгородский торг; Б. Кустодиев. Ярмарка; К. Петров-Водкин. Фантазия; Г. Захаров. Ферапонтово; М. Кагаров. Текстильщицы. Произведения народного декоративно-прикладного искусства: И. Баканов. Пастушок. Палех; Н. Смирнова. Осень. Шкатулка; ювелирные украшения – бармы, самоцветы Урала; дагестанская (Балхар), узбекская керамика; древнегреческие чернофигурные вазы; филимоновские игрушки; расписные изделия мастеров Хохломы; инкрустированные соломкой шкатулки и пластины кировских и белорусских мастеров; народная керамическая посуда; традиционные ветряки. Вологодское кружево; Т. Беспалова. Родительский дом. Панно «Городец»; изделия гжельских мастеров – А. Федотова, А. Азаровой, З. Окуловой, Н. Бидак; изделия городецких мастеров; маски народов мира – Япония, Монголия, Северная Америка; народные тканые коврики; половички различных регионов России; щепные птицы мастера А. И. Петухова. Старинные муравленые изразцы; А. Куландин. Александр Невский. Панно. Финифть; Т. Рукина. Ледовое побоище на Чудском озере. Городец; Т. Рукина. Три богатыря в дозоре. Городец; И. Билибин. Вологодская девушка в праздничном наряде; А. Котухина. Березка. Пластина. Палех; И. Зубков. Сказка о рыбаке и рыбке. Палех; Д. Буторин. У Лукоморья. Палех; А. Котухин. Сказка о царе Салтане... Палех; Н. Голиков. Добрыня. Палех; В. Миронов. Песни России. Палех; М. Грузинский. Катание на тройках. Федоскино; А. Тихов. Масленица. Плашка. Финифть; старинные расписные саночки. Архангельская область; традиционные лоскутные изделия с орнаментом из квадратов, треугольников; традиционные украшения из бересты. Игрушки и расписные пасхальные яйца Полховского Майдана; городецкие пряничные доски; М. Примаченко. Корова; декоративный фарфор. Китай; ваза. Индокитай; Набойная мастерская. Миниатюра. Палех. | Д |
Технические средства обучения | ||
14 | Компьютер с программным обеспечением Проектор | Д |
15 | Аудио / видеомагнитофон, CD / DVD-проигрыватели | Д |
Экранно-звуковые пособия | ||
16 | Видеофильмы DVD Большая электронная энциклопедия (CD). Аудиозаписи. Классическая музыка. Портрет. Шаньков (СD) Интернет-ресурсы. 1. Википедия : свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki 2. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа : http://www.4stupeni.ru 3. Педагогическое сообщество. – Режим доступа : http://www.pedsovet.su 4. Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа : http://pedsovet.org 5. Педсовет. – Режим доступа : http://pedsovet.org 6. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа :
Натурный фонд
| Д |
Оборудование класса | ||
17 | Ученические столы 2 местные с комплектом стульев Стол учительский с тумбой | К 1 |
Материалы для художественной деятельности: краски акварельные, гуашевые, тушь, ручки с перьями, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, пастель, сангина, уголь, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор), пластилин / глина, клей, ножницы, рамы для оформления работ. | К | |
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. | Д | |
Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала. | Д | |
Магнитная доска. | Д |
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д- демонстрационный материал (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), буквой Д также обозначается все оборудование, необходимое в единственном экземпляре;
Р- полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса) для школ с наполняемостью классов свыше 25 человек при комплектовании кабинета средствами ИКТ рекомендуется исходить из 15 рабочих мест учащихся;
Ф- комплект для фронтальной работы (в два раза меньше, чем полный комплект, не менее 1 экз., на двух учащихся),П- комплект для практической работы в группах, по несколько учащихся (5-7 экз).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство» 2 класс
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
предметнеые Обучающийся научится: ·различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; ·различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику; Обучающийся получит возможность научиться: ·воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; ·видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту); |
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится: ·создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; ·наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; Обучающийся получит возможность научиться: ·моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики; |
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Обучающийся научится: ·осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности; ·выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта. Обучающийся получит возможность научиться: ·изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Изобразительное иск...
Искусство XXI века в рамках школьной программы по изобразительному искусству
Материал может быть использован учителями ИЗО для подготовки к урокам по программе Б.М. Неменского....
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.
Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...