Живопись
По меткому замечанию художника К. Юона, "живое письмо или письмо о живом". На первый взгляд это может показаться парадоксальным: ведь живое письмо и письмо о живом совсем не одно и то же. Но в данном случае парадоксальность этого утверждения только кажущаяся. Словами " письмо о живом" художник раскрывает предмет живописи, а "живое письмо "- ее средства. В живописи передается форма предмета, его цвет, фактура материала, пространство, в котором находится изображаемый предмет. Поэтому живопись пользуется такими конкретными изобразительными средствами, как линия, цвет, светотень, воздушная и линейная перспектива и т.д. Эти изобразительные средства позволяют создать на плоскости иллюзию трехмерности, верно передать ощущение объемности предметов окружающего нас мира, сохранить и умножить многокрасочность природы и т.д. "На своих холстах, - писал Паустовский о Ван Гоге, - он изобразил землю. Он как бы промыл ее чудотворной росой, а она осветилась красками такой яркости и густоты, что каждое старое дерево превратилось в произведение скульптуры, а каждое клеверное поле - в солнечный свет, воплощенный во множестве скромных цветочных венчиков". Это - о Ван Гоге и в то же время - о живописи вообще. Живописец воссоздает реальный мир, используя для этой цели краски, накладываемые на специально подготовленную поверхность. Объемная, трехмерная, полная дыхания жизнь как бы застывает на двухмерной плоскости. Многокрасочное, переливающееся множеством оттенков, насыщенное игрой светотени полотно подлинного мастера рельефно передает в разнообразной цветовой палитре все богатство жизни. Не ведет к обеднению действительности и плоскостная живопись. Накладывая краски на холст или любую другую поверхность, живописец превращает их в цвет, создающий представление и о материальных качествах (фактуре) изображаемого предмета, и об его окраске, и т. д. Ввиду того, что явление жизни неоднокрасочных и неодноцветны, живопись изображает не только цвет каждого отдельного предмета, но и то сложное сочетание, которое образуют предметы, обладающие различным цветом, когда они расположены в определенном виде и даны в совокупности. Сочетание цветов, цветовая гармония и образуют в живописи колорит. Колорит имеет столь большое значение, что иные художники даже утверждают, будто вся живопись основана преимущественно на одном колорите. Они полагают, что впечатления, которые художник получает от жизни, в картине превращаются в "чисто колористические ценности". Конечно, без колорита нет живописи. Средствами колорита художник выражает содержание картины, вызывает определенное настроение при ее восприятии. И часто бывает так, что зритель еще не успевает вникнуть в сюжет, а колорит сразу же создает определенное психологическое отношение к картине, вызывает соответствующее чувства радости, настороженные и т.д. Благодаря колориту живопись вызывает в зрителе определенное настроение, сопереживание, понимание мыслей и чувства людей, которые изображены на картине. Но колорит - не самоцель в искусстве, а средство. Цветовая гамма, живописные качества картины приобретают большую или меньшую ценность в прямой зависимости от того, в какой мере они помогают раскрытию идейно - эстетического замысла. Такой является, например, гениальная картина В.Сурикова "Утро стрелецкой казни". Богатейшая цветовая гамма картины - ее темный, густой колорит, лиловый туман, белые рубахи стрельцов, мерцающие на их фоне отсветы огней - все это не "буйство красок ", а изумительное мастерство, которое ярчайше передает один из драматических моментов русской истории. Колористические решения в картине нашего современника Г.Нисского "120-й километр" поражает силой художественного видения мира. Сюжет картины не сложен - через реку переброшен мост, зритель видит его железную конструкцию, впадающую в него дорогу, перед ним открываются необозримые просторы, он видит в дымке неба борозду, оставленную самолетом. Но свежесть, чистота и прозрачность цветовой гаммы, ее тонов и оттенков наполняют картину высокой поэзией, выражают большое социальное звучание. Индийский общественный деятель Сохан Синг-Джош назвал "Песнь кули" С.Чуйкова выдающимся художественным произведением не потому, что это картина просто отличается отличным колоритом: в ней звучит песнь о душе человеческой. В известной работе Т.Салахова "Портрет композитора Кара Караевна" суровый колорит, построенный на резких контрастах крупных цветовых пятен, служит выявлению главного, чем интересен был художнику портретируемый, - его напряженной творческой мысли. В натюрмортах В. Стожарова колористические решения не отличаются внешней броскостью, но как раз при помощи хорошо организованного на полотне, не бьющего яркостью цвета художник, изображая домашнюю утварь, деревянные туески и другие атрибуты крестьянского быта, выражает красоту обыденного. В натюрмортах В.Стожарова цветовые решения служат утверждению радости бытия. Живописное произведение создается не одним цветом. Каркасом картины является рисунок. Рисунок передает форму предмета, его очертания. Нельзя умалять значения рисунка за счет преувеличения значения цвета. Теоретики антиреалистических течений в живописи, в частности сторонники абстрактного искусства, не только умаляют, а попросту игнорируют значение рисунка. Иные из них утверждают, будто цвет в живописи может играть такую же роль, что и звук в музыке: дело якобы заключается не в реалистическом изображении предметов окружающего нас мира, а в том, чтобы одним только цветом вызвать соответствующие ассоциации у зрителя. Живопись делится на монументальную и станковую. Монументальная живопись связана с архитектурой - это роспись фасадов зданий, стен, потолков и т.д. Это, как правило, крупные по своим размерам произведения с назначением архитектурных сооружений. Станковая живопись складывается из тех произведений, которые имеют самостоятельное значение, безотносительно к тому, где они будут выставлены, в музеях, Домах культуры или частных квартирах. Станковая живопись с архитектурой не связана. Понятие «монументальная живопись» применяется исключительно для обозначения вида искусств, а не для выражения монументальности, то есть значительности выраженных ею идей и в том отношении станковая живопись не менее монументальна. Высокими идеями и значительными художественными качествами должны в равной мере отличаться как монументальная, так и станковая живопись. Основными жанрами живописи является тематическая картина: историческая, батальная, мифологическая, бытовая (или, иначе, жанровая), а также портрет, пейзаж, натюрморт и т.д. Тематическая, или сюжетная, картина занимает ведущее место в советской живописи. Портрет – жанр, в котором не только (и даже не столько) передается внешнее сходство, но раскрывается внутренняя сущность портретируемого человека. На хорошем портрете человек порой даже более похож на себя, чем в жизни, ведь художник нередко делает явным то, что для самого портретируемого было тайной. В пейзаже через изображение природы выражается определенное человеческое состояние. Это верно применительно и к эпическому и к лирическому пейзажу. Каждый из них духовно обогащает, воспитывает в человеке чувство красоты. Широко охватывая явления жизни, живопись выступает в виде совокупности всех своих жанров, в том числе натюрмортного, анималистического и т.д.
|