Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Рабочая программа для 5 класса, обучающегося по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma_fgos_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_5_klass.doc | 192.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основной целью изучения данного предмета является развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Развитие осуществляется в результате применения практической, деятельностной формы обучения, в процессе личностного художественного творчества.
Задачи:
- Формирование опыта смыслового и эмоционально- ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- Обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
- Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
- Развитие творческого опыта, определяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
- Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- Овладение средствами художественного изображения;
- Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами основного общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, примерной программой основного общего образования по изобразительному искусству, авторской программой Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2009.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическое художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, включающий в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Тема 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвященная изучению группы декоративного искусства связанного фольклором. Здесь наиболее полно раскрывается свойственный детям наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В Федеральном базисном учебном плане в 5 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 35 часов (35 учебных недель).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты:
– формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
– освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
– воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
– приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
– приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
– развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение и художественное воспитание ребенка в 5 классе посвящено собственно изучению декоративно-прикладного и его значения в жизни человека.
В основу тематического деления года положен принцип поэтапного освоения материала. В первом разделе рассматриваются традиционные образы в народном искусстве, далее дети включаются в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России, знакомятся с социальной ролью декоративного искусства. Каждый вид декоративно-прикладного искусства рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания и последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя того или иного промысла.
ДЕКОРАТИНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция, декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Связь времен в народном искусстве.
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декор – человек, общество, время
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке.
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство.
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ | Тема урока | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||
Понятия | Предметные результаты | Метапредметные | Личностные результаты | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| ||||||
1. | Древние образы в народном искусстве | Как изображать солярные знаки и древние символы в декоративно-прикладном искусстве? | солярные знаки, древо жизни, берегиня, символы | знание глубинных смыслов основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, умение создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов. | Р: выбор действия в соответствии с поставленной задачей, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном П: знаково-символические действия, создание художественных образов согласно поставленной цели; классификация К: умение выражать свои мысли, аргументировать свою позицию | знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа. |
2. | Декор русской избы | Как нарисовать деревянный наличник окна? | народное искусство, декор, изба, резьба, наличник | понимание целостности образного строя традиционного крестьянского жилища, знать символическое значение знаков-образов в декоративном убранстве избы, создавать эскизы декоративного убранства избы | Р: определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата, внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия П: создание художественных образов согласно поставленной цели, синтез К: умение задавать вопросы, формулировать свои затруднения | ценностное отношение к культуре своего края, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа. |
3. | Внутренний мир русской избы | Как построить перспективу комнаты с одной точкой схода? | интерьер, линейная перспектива, убранство | умение выполнять карандашный рисунок интерьера крестьянской избы с учетом законов линейной перспективы | Р: преобразование познавательной задачи в практическую, контроль, коррекция П: определение объектов внутреннего пространства крестьянского дома, сопоставление, сравнение, выбор оснований и критериев для сравнения К: оказание взаимопомощи в сотрудничестве, умение аргументировать свою позицию | самооценка на основе критериев успешной деятельности, умение находить национальные черты в искусстве, признание национального своеобразия |
4. | Конструкция и декор предметов народного быта и труда | Как выполняется рисунок прялки, какими орнаментами она украшается? | народный быт, классификация ДПИ, орнамент | умение изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее, выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. | Р: умение применять установленные правила в решении задачи, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения П: умение структурировать знания, создание художественных образов согласно поставленной цели, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К: формировать собственную позицию, уметь аргументировано отстаивать свое мнение | ценностное отношение к природному миру, к культуре своего народа |
5. | Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки | Как применяются национальные мотивы в орнаментах русской вышивки? | орнамент, вышивка, мотив, символика | умение создавать самостоятельные варианты орнамента с опорой на народную традицию, владение величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) | Р: составлять план и последовательность действий , контроль, коррекция П: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К: умение задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю, умение формулировать свои затруднения, уважительное отношение к иному мнению. | знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа |
6. | Народный праздничный костюм | Как правильно выполнить рисунок народного костюма? | народный костюм, рубаха, сарафан, онучи, лапти, славянские головные уборы | умение соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков, создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов | Р: оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы, определять последовательность действий. П: использовать знаково-символические средства для решения задачи, установления причинно-следственных связей К: умение ставить вопросы по данной проблеме, взаимодействие и сотрудничество | осознание значения традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народа, уважительное отношение к труду и культуре своего народа. |
7 | Народный праздничный костюм | Как правильно выполнить рисунок народного костюма? | народный костюм, рубаха, сарафан, онучи, лапти, славянские головные уборы | умение соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков, создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов | Р: оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы, определять последовательность действий. П: использовать знаково-символические средства для решения задачи, установления причинно-следственных связей К: умение ставить вопросы по данной проблеме, взаимодействие и сотрудничество | осознание значения традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народа, уважительное отношение к труду и культуре своего народа. |
8 | Народные праздничные обряды. | Как правильно построить многофигурную композицию? | хоровод, гулянья, ярмарка | умение понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, выполнять построение многофигурной композиции, синтезировать на основе ранее полученных знаний новый творческий опыт | Р: оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников, контроль, коррекция П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации, умение произвольно и структурировано строить речевое высказывание, создание художественных образов согласно поставленной цели К: формировать собственное мнение, участвовать в коллективном обсуждении, умение интегрироваться в группу сверстников | уважительное отношение к труду и культуре своего народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа |
| ||||||
8. | Древние образы в современных народных глиняных игрушках. | Как правильно нарисовать филимоновскую игрушку? Дымковскую, каргопольскую? | глиняная игрушка, промысел, филимоново дымково каргополя | умение сравнивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам, распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. | Р: составлять план работы по достижению планируемого результата, преобразование познавательной задачи в практическую П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности. К: задавать вопросы; вести устный диалог | знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа |
9. | Искусство гжели. Истоки и развитие промысла | Изображение выразительной посудной формы с характерными деталями на листе бумаги | гжель, мазок, приемы росписи, мотив, композиция | осваивать приемы гжельского кистевого мазка, создавать композицию росписи в процессе практической творческой деятельности, уметь выполнять основные мотивы гжельской росписи | Р: оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников, контроль, коррекция П: сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели К: эмоционально воспринимать, выражать свое отношение. давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики | понимать значение промысла для отечественной культуры |
10. | Искусство городца. Истоки и развитие промысла | Изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определенной народной традицией | глиняная посуда с декором городецкой росписи | иметь представление о видах городецкой росписи, различать их, создавать композицию | Р: составлять план и последовательность действий , контроль, коррекция П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности. К: эмоционально воспринимать, выражать свое отношение. давать эстетическую оценку произведениям хохломского промысла, задавать вопросы; вести устный диалог | знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа |
11. | Искусство хохломы. Истоки и развитие промысла | Изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определенной народной традицией | хохлома, кудрина, под листок, верховое письмо, письмо под фон | иметь представление о видах хохломской росписи, различать их, создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора | Р: составлять план и последовательность действий , контроль, коррекция П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности. К: эмоционально воспринимать, выражать свое отношение. давать эстетическую оценку произведениям хохломского промысла, задавать вопросы; вести устный диалог | знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа |
12. | Искусство городца. Истоки и развитие промысла | Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций | жостово, поднос, форма, композиция, схема | знание истории развития художественного промысла, выполнение разнообразных форм подносов | Р: составлять план работы по достижению планируемого результата, преобразование познавательной задачи в практическую П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности. К: задавать вопросы; вести устный диалог | знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа |
13. | Предметы народных промыслов в повседневной жизни. Мезенская роспись. | Значение мезенской росписи в украшении берестяной деревянной утвари Русского Севера, ее своеобразие. | мезень, береста, туесок, элемент, роспись | различать и называть характерные особенности мезенской росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику, создавать композицию росписи или ее фрагмент | Р: составлять план и последовательность действий , контроль, коррекция П: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К: умение задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю, умение формулировать свои затруднения, уважительное отношение к иному мнению. | |
14. | Роль народных художественных промыслов в повседневной жизни. | Представление промыслов поисковыми группами | сувенир, выставка, народные промыслы | различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов | Р: составлять план и последовательность действий , контроль, коррекция своей работы и работы своей группы П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности. К: выражать свое личное отношение, анализировать творческие работы, участвовать в отчете поисковых групп, умение презентовать свою работу | понимать значение промысла для отечественной культуры |
| ||||||
16. | Зачем людям украшения | Предметы декоративного искусства как носители печати определенных человеческих отношений | украшения, фараон, древняя цивилизация, орнамент, цветовой строй | понимать смысл декора как социального знака, определяющего роль хозяина вещи, уметь создавать эскизы декоративных украшений с использованием этнических мотивов | Р: целополагение, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно П: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска К: участвовать в диалоге, уметь отстаивать свое мнение | усвоение национальных и мировых моральных и культурных ценностей |
17. | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | Роль декоративно-прикладного искусства в Древней Греции | меандр, орнамент, композиция | выявлять в декоративно-прикладных искусствах связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов | Р: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи действий П: знаково-символические действия, умение осознано структурировать знания К: способность общаться с помощью выразительных средств изобразительного искусства, способность к сотрудничеству | развитие чувства прекрасного через освоение мирового художественного наследия |
18. | Декоративное искусство Древней Греции. | Особенности построения краснофигурных композиций на древнегреческих вазах | амфора, килик, роспись, орнамент, краснофигурная композиция | знать особенности построения композиции орнамента на объемных предметах, умение выполнять краснофигурную композицию | Р: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, определение основной и второстепенной информации К:эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения искусства, давать им эстетическую оценку | знание культуры древних обществ, развитие чувства прекрасного в процессе непосредственной творческой деятельности |
19. | Одежда говорит о человеке | Костюм как знак положения человека в обществе | одежда, костюм, декор, статус, сословие | соотносить образный строй одежды с положением владельца в обществе, участвовать в создании творческой работы, передавать в своей работе цветом, формой, пластикой линий стилевое содержание | Р: составлять план и последовательность действий , контроль, коррекция П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности. К: эмоционально воспринимать, выражать свое отношение. давать эстетическую оценку | овладение навыками обобщения в процессе выполнения творческой работы |
20. | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы | Освоение понятий декоративность, орнаментальность, понимание изобразительной условности искусства геральдики | герб, эмблема, геральдика | определять и называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба | Р: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона П: формулирование проблемы и самостоятельное освоение способов решения проблем творческого характера К: развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов |
21. | Символы и эмблемы в современном обществе. | Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам | ДПИ, элементы, социум, основные признаки | размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно- прикладного искусства и его отличий от искусства крестьянского (народного) | Р: адекватная оценка собственных творческих способностей
П: выполнение различных аналитически-творческих заданий К: использовать в речи новые художественные термины | усвоение национальных и мировых моральных и культурных ценностей |
22. | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | Роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества | орнамент, композиция | выявлять в декоративно-прикладных искусствах связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов | Р: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи действий П: знаково-символические действия, умение осознано структурировать знания К: способность общаться с помощью выразительных средств изобразительного искусства, способность к сотрудничеству | развитие чувства прекрасного через освоение мирового художественного наследия |
| ||||||
23. | Современное декоративное выставочное искусство. | Ориентирование в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства | гобелен, мозаика, витраж, литье, ковка | находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного вида деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора | Р: определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата, внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия П: создание художественных образов согласно поставленной цели К: использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством | формулирование современного понимания красоты |
24. | Ты сам мастер ДПИ. Обобщающий урок. | Коллективная реализация разнообразных творческих замыслов | объем, цвет, форма, фактура | владеть практическими навыками использования формы, объема, цвета и фактуры в процессе создания декоративных композиций | Р: адекватная оценка собственных творческих способностей
П: выполнение различных аналитически-творческих заданий К: использовать в речи новые художественные термины | усвоение национальных и мировых моральных и культурных ценностей |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Учебно-методическое обеспечение.
- . Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011. -129с.
- Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011.
- Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»
- Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.Просвещение, 2010. – 48с. – (Стандарты второго поколения).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011.
2. Информационно-коммуникативные средства.
Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СD).
Познавательная коллекция. Энциклопедия (CD).
Живопись акварелью. Базовый уровень (DVD).
3. Наглядные пособия.
Таблицы. Основы декоративно-прикладного искусства. Спектр, 2007
Таблицы. Введение в цветоведение. Спектр, 2007
Портреты русских и зарубежных художников.
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
Альбомы с демонстрационным материалом.
Дидактический раздаточный материал.
4. Технические средства обучения.
Телевизор
DVD.
5. Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Стенды для вывешивания иллюстративного материала.
Приложение 1
РАЗВЁРНУТЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Дата проведения | Сетевой класс Белогорья | ||
план | факт | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
Р а з д е л 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 ч) | ||||||||||
1 | Древние образы в народном искусстве | 1 | Изучение нового материала | Познакомить учащихся с традиционными образами народного прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни | Знать язык народного крестьянского декоративного искусства Уметь использовать солярные знаки, древние образы в надомной резьбе, прялках, посуде, вышивке. | Работа над декоративной композицией на тему древних образов в резьбе и росписи по дереву, в орнаментах народной вышивки | ||||
2 | Декор русской избы. | 1 | Изучение нового материала,повторение и закрепление | Сформировать представление о единстве конструкции и декора в традиционном русском жилище | Знать о единстве конструкции и декора в традиционном русском жилище. Уметь использовать солярные знаки, растительные, зооморфные мотивы, геометрические элементы в украшении элементов избы. | Работа над украшением элементов избы - фронтон, наличники, причелина, лобовая доска. | ||||
3 | Внутренний мир русской избы | 1 | Изучение нового материала | Познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой | Знать устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символику (потолок-небо, пол- земля, подпол – подземный мир, окна-очи и. т. д.) | «В русской избе» Изображение интерьера избы в перспективе. | ||||
4 | Конструкция, декор предметного народного быта и труда | 1 | Изучение нового материала | Сформировать представление о русских прялках, деревянной фигурной посуде, предметов труда | Знать о единстве пользы и красоты, конструкции и декора Уметь изображать и украшать русские прялки, деревянную посуду, рубеля. | Изображение предметов быта и украшение их орнаментальной росписью. | ||||
5 | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки | 1 | Изучение нового материала | Познакомить учащихся с особенностями народного праздничного костюма, как целостностью художественного образа | Знать: понятия декоративно-прикладное искусство, орнамент; особенности хохломской росписи и её элементы | Изображение предметов быта и украшение их орнаментальной росписью. | ||||
6 | Народный праздничный костюм | 2 | Изучение нового материала | Познакомить учащихся с особенностями народного праздничного костюма, как целостностью художественного образа | Знать: понятие костюм, особенности национального костюма; произведение живописи с изображением персонажей в народном костюме. Уметь: выполнять эскиз русского национального (народного) костюма | Выполнение эскизов народного праздничного костюма разных регионов и народов России с использованием различных техник и материалов | ||||
7 | Народные праздничные обряды. Контрольное тестирование | 1 | Обобщение темы | Активная беседа по теме «Календарные народные праздники» | Знать истоки языка крестьянского декоративного искусства Уметь различать произведения народного искусства по региональным признакам. | |||||
Раздел 2. Связь времён в народном искусстве (8 ч) | ||||||||||
8 | Древние образы в современных народных игрушках. | 1 | Изучение нового материала | Познакомить учащихся с особенностями древних образов в современных народных игрушках | Знать о единстве формы и декора в игрушке Уметь отличать народные промыслы России. | Создание игрушки и украшение ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. | ||||
9 | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. | 2 | Изучение нового материала | Познакомить учащихся с историей развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью | Знать историю развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью Уметь выполнять виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией. | Вырезание из бумаги форм посуды и украшение их росписью с использованием традиционных для данного промысла приемов письма. | ||||
10 | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. | 1 | Изучение нового материала | Познакомить учащихся с историей развития городецкой росписи. Особенности городецкой росписи. | Знать историю развития городецкой росписи; виды и элементы орнамента Уметь выполнять узоры; выполнять узоры в полосе и эскиз декоративной росписи сосуда | Выполнение фрагментов росписи по мотивам городецкой росписи с использованием образа птицы, коня, растительных элементов. | ||||
11 | Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла. | 1 | Изучение нового материала, повторение | Познакомить учащихся с историей развития хохломской росписи. Особенности хохломской росписи. | Знать историю развития хохломского промысла. Уметь рисовать травный узор, покрывающий изделие; видеть различие между обыденной посудой и праздничной | Выполнение фрагментов росписи по мотивам хохломской росписи | ||||
12 | Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. | 1 | Изучение нового материала, повторение | Познакомить учащихся с историей развития жостовской росписи. Особенности жостовской росписи. | Знать историю развития жостовского народного промысла Уметь последовательно, поэтапно изобразить жостовский букет, применяя особый вид кистевой росписи. | Выполнение фрагментов жостовской росписи с включением в неё крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом | ||||
13 | Предметы народных промыслов в повседневной жизни. Мезенская роспись | 1 | Изучение новго материала | Познакомить учащихся с историей развития мезенской росписи. Особенности мезенской росписи. | Знать историю развития мезенскогонародного промысла Уметь последовательно, поэтапно изобразить основные элементы мезенской росписи | Выполнение фрагментов росписи по мотивам мезенской росписи | ||||
14 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни | 1 | Обобщение темы | Сформировать понятия промысла как искусства художественного сувенира. Проведение беседы по данной теме. | Знать народные промыслы России Уметь отличать виды росписей разных промыслов. | Контроль выполнения практической работы | ||||
Раздел 3. Декор – человек, общество, время (11 ч) | ||||||||||
14 | Зачем людям украшения | 2 | Изучение нового материала | Познакомить учащихся с понятиями «декоративность», «орнаментальность», «геральдика» | Знать о социальной функции декоративного искусства в организации общества, познакомить с эволюцией и образным значением одежды. | Беседа по теме урока. | ||||
15 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | 1 | Изучение нового материала, повторение и закрепление | Раскрытие темы по примеру роли декоративного искусства в Древнем Египте | Знать: особенности декора, костюма, быта разного времени Уметь: соотносить время и быт, сказки и литературные произведения | Выполнение эскизов браслетов, ожерелий, ваз по мотивам декоративного искусства Древнего Египта | ||||
16 | Декоративное искусство Древней Греции | 1 | Изучение нового материала, повторение и закрепление | Раскрытие темы по примеру роли декоративного искусства в Древнем Египте | Знать: особенности декора, костюма, быта разного времени Уметь: соотносить время и быт, сказки и литературные произведения | Выполнение эскизов браслетов, ожерелий, ваз по мотивам декоративного искусства Древнего Египта | ||||
17 | Одежда говорит о человеке | 2 | Изучение нового материала, повторение и закрепление | Сформировать представление о том, что одежда служит не только практическими целями, она является особым знаком – знаком положения человека в обществе и его намерений | Знать: понятие костюм, особенности национального костюма; произведения живописи с изображением персонажей в народном костюме Уметь: выполнять эскиз русского народного костюма | Индивидуально-коллективная работа – создание декоративного панно на тему «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш.Перро «Золушка» | ||||
18 | О чем рассказывают гербы и эмблемы | 2 | Изучение нового материала | Познакомить учащихся с понятиями «декоративность», «орнаментальность», «геральдика» | Знать: виды орнамента, о связи орнамента и стиля эпохи, о декоре архитектурных сооружений | Создание проекта собственного герба или герба своей семьи, своей школы, своего класса с использованием декоративно-символического языка орнамента со светотеневой разработкой; лепить элементы декора для украшения зданий | ||||
19 | Символы и эмблемы в современном обществе | 1 | Изучение нового материала | Познакомить учащихся с современными символами | Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам | Выполнение эскизов эмблемы школы | ||||
18 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Контрольное художественно-практическое задание | 2 | Обобщение и систематизация знаний | Игра – викторина по теме четверти с широким привлечением учебных работ, показом слайдов произведений декоративно-прикладного творчества разных времён | Знать: шедевры деревянного и каменного зодчества России; устройство крестьянского дома; специфику образно-символического языка внутреннего устройства дома. Уметь выполнить иллюстрации к литературному произведению о жизни народа прошлых веков. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы | ||||
Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире (8 ч) | ||||||||||
19 | Современное выставочное искусство | 5 | Изучение нового материала | Познакомить учащихся с многообразием материалов и техник современного декоративно-прикладного творчества | Знать: шедевры деревянного и каменного зодчества России; устройство крестьянского дома; специфику образно-символического языка внутреннего устройства дома. Уметь выполнить иллюстрации к литературному произведению о жизни народа прошлых веков. | Изготовление декоративной работы по эскизам (материал выбирается произвольно). | ||||
20 | Ты сам – мастер декоративно - прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале. Контрольное художественно-практическое задание | 3 | Изучение нового материала | Коллективная реализация в конкретном материале наиболее удачного из замыслов | Знать: шедевры деревянного и каменного зодчества России; устройство крестьянского дома; специфику образно-символического языка внутреннего устройства дома. Уметь выполнить иллюстрации к литературному произведению о жизни народа прошлых веков. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.
Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...