Рабочая программа по изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 классов разработана на основе программы « Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_rabochaya_programma_dopolnennaya_fgos.doc | 275.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 классов разработана на основе программы « Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Общая характеристика учебного предмета.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе – продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.
Тема 6 класса - «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре. Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную.
Тема 7 класса – «Дизайн и архитектура в жизни человека» - посвящена изучению архитектуры и дизайна, т.е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.
Тема 8 класса – «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» - является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства – театр, кино, телевидение – непосредственно связанные с изобразительными и являются сегодня господствующими.
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство». Время, необходимое для изучения предметов, курсов, период их изучения (классы) стандартом не определяются. Предмет «Изобразительное искусство» рекомендуется изучать в 5-9 классах в объёме не менее 170 часов (по 34 часов в каждом классе).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально- нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность — это способ организации общения людей и прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель — формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности — сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально- ценностных критериев жизни.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
2. Письмо Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области «О рабочих программах» от 15.04.2011 № 75-37-0541/11.
3. Положение о рабочих программах по предметам муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 17»
Цели изучения курса
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально- пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
• развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
• развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
• освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
• приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально- пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
• приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
• развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
• осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
• развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Планируемые результаты изучения учебного предмета (УУД)
По окончании основной школы учащиеся должны:
5 класс:
• знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
• знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
• знать несколько народных художественных промыслов России;
• различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
• различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
• выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
• умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
• выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
• создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
• владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
• владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.);
6 класс:
• знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
• знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
• понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
• знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
• называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
• понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
• знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
• знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
• пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
• видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
• видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
• создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
• активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;
7 класс:
• знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития
искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его
изображения;
• знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве);
• понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;
• знать о композиции как о целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
• чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве
художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
• знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о
влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
• знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста
знать о поэтическом претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли
конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и
скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации;
• называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий;
• иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
• иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке;
• получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
• научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
• развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
• получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры; получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;
8 класс:
• уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
• понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
• знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;
• конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);
• моделировать в своем творчестве основные этапы художественно- производственного процесса в конструктивных искусствах;
• работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием
конкретных зданий и вещной среды;
• конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объмов, статику и динамику тектоники и фактур;
• владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре; создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
• создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения; использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
• использовать разнообразные художественные материалы.
- Структура курса
№ | Модуль (ГЛАВА) | Примерное количество часов |
5 класс | ||
Древние корни народного искусства | 8 | |
Связь времен в народном искусстве | 8 | |
Декор- человек, общество, время | 12 | |
Декоративное искусство в современном мире | 6 | |
6 класс | ||
Виды изобразительного искусства и основы образного языка. | 9 | |
Мир наших вещей. Натюрморт. | 9 | |
Вглядываясь в человека. Портрет. | 9 | |
Человек и пространство в изобразительном искусстве. Пейзаж | 7 | |
7 класс | ||
Изображение фигуры человека и образ человека. | 8 | |
Поэзия повседневности. | 9 | |
Великие темы жизни. | 11 | |
Реальность жизни и художественный образ (обобщающая) | 6 | |
8 класс | ||
Архитектура и дизайн – конструктивные средства в ряду пространственных искусств. Мир который создает человек | 8 | |
В мире вещей и зданий | 8 | |
Город и человек | 11 | |
Человек в зеркале дизайна и архитектуры | 7 |
- Контроль реализации программы
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
- Викторины
- Кроссворды
- Тестирование
- Урок-игра
- Творческие работы
- Календарно-тематический план
5 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Сроки | Примечание |
1. | Древние образы в народном искусстве | 1 | ||
2. | Декор русской избы. | 1 | ||
3. | Внутренний мир русской избы | 1 | ||
4. | Внутренний мир русской избы | 1 | ||
5. | Конструкция, декор предметов народного быта и труда. | 1 | ||
6. | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки | 1 | ||
7. | Народный праздничный костюм | 1 | ||
8. | Народные праздничные обряды. | 1 | ||
9. | Древние образы в современных народных игрушках. | 1 | ||
10. | Древние образы в современных народных игрушках. | 1 | ||
11. | Древние образы в современных народных игрушках. | 1 | ||
12. | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла | 1 | ||
13. | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла | 1 | ||
14. | Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. | 1 | ||
15. | Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. | 1 | ||
16. | Роль народных промыслов в современной жизни. | 1 | ||
17. | Зачем людям украшения | 1 | ||
18. | Декор и положение человека в обществе. | 1 | ||
19. | Декор и положение человека в обществе | 1 | ||
20. | Декор и положение человека в обществе | 1 | ||
21. | Одежда говорит о человеке | 1 | ||
22. | Одежда говорит о человеке | 1 | ||
23. | Одежда говорит о человеке | 1 | ||
24. | Одежда говорит о человеке | 1 | ||
25. | О чем рассказывают гербы и эмблемы | 1 | ||
26. | О чем рассказывают гербы и эмблемы | 1 | ||
27. | О чем рассказывают гербы и эмблемы | 1 | ||
28. | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | 1 | ||
29. | Современное выставочное искусство | 1 | ||
30. | Современное выставочное искусство | 1 | ||
31. | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства | 1 | ||
32. | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства | 1 | ||
33. | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства | 1 | ||
34. | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства | 1 |
6 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Сроки | Примечание |
1. | Изобразительное искусство в семье пластических искусств. | 1 | ||
2. | Рисунок – основа изобразительного творчества. | 1 | ||
3. | Чёрное и белое – основа языка графики. | 1 | ||
4. | Линия и её выразительные возможности. | 1 | ||
5. | Пятно | 1 | ||
6. | Цвет. Основы цветоведения. | 1 | ||
7. | Цвет в произведениях живописи. | 1 | ||
8. | Объёмные изображения | 1 | ||
9. | Основы языка изображения . | 1 | ||
10. | Реальность и фантазия | 1 | ||
11. | Изображение предметного мира. Натюрморт. | 1 | ||
12. | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | 1 | ||
13. | Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. | 1 | ||
14. | Освещение. Свет и тень. | 1 | ||
15. | Натюрморт в графике. | 1 | ||
16. | Цвет в натюрморте. | 1 | ||
17. | Цвет в натюрморте. | 1 | ||
18. | Выразительные возможности натюрморта. | 1 | ||
19. | Образ человека – главная тема | 1 | ||
20. | Конструкция головы человека и её пропорции. | 1 | ||
21. | Изображение головы человека в пространстве. | 1 | ||
22. | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. | 1 | ||
23. | Портрет в скульптуре. | 1 | ||
24. | Сатирические образы человека. | 1 | ||
25. | Портрет в живописи. | 1 | ||
26. | Роль цвета в портрете. Образные возможности освещения в портрете. | 1 | ||
27. | Музеи мира. Великие портретисты. | 1 | ||
28. | Жанры в изобразительном искусстве. | 1 | ||
29. | Изображение пространства. | 1 | ||
30. | Правила линейной | 1 | ||
31. | Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. | 1 | ||
32. | Пейзаж-настроение. Природа | 1 | ||
33. | Городской пейзаж. | 1 | ||
34. | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык | 1 |
7 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Сроки | Примечание |
Изображение фигуры человека в истории искусства. | 1 | |||
Пропорции | 1 | |||
Лепка фигуры человека. | 1 | |||
Лепка фигуры человека. | 1 | |||
Набросок фигуры человека | 1 | |||
Набросок фигуры человека | 1 | |||
Набросок фигуры человека | 1 | |||
Понимание красоты человека в европейском | 1 | |||
Поэзия повседневной жизни | 1 | |||
Поэзия повседневной жизни | 1 | |||
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. | 1 | |||
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. | 1 | |||
Сюжет и содержание в картине. | 1 | |||
Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. | 1 | |||
Жизнь в моём городе | 1 | |||
Жизнь в моём городе | 1 | |||
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве | 1 | |||
Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. | 1 | |||
Тематическая картина | 1 | |||
Процесс работы над тематической картиной. | 1 | |||
Библейские | 1 | |||
Библейские | 1 | |||
Монументальная скульптура | 1 | |||
Тема Великой Отечественной войны и её сегодняшнее звучание. | 1 | |||
Тема Великой Отечественной войны и её сегодняшнее звучание. | 1 | |||
«Укрощение» коней в живописи и скульптуре. | 1 | |||
Место и роль картины | 1 | |||
Место и роль картины | 1 | |||
Искусство иллюстрации. Слово | 1 | |||
Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. | 1 | |||
Зрительские умения и их значение для современного человека. | 1 | |||
История искусства | 1 | |||
Личность художника и мир его времени | 1 | |||
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. | 1 |
8 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Сроки | Примечание |
Основы композиции в конструктивных искусствах | 1 | |||
Прямые линии и организация пространства | 1 | |||
Прямые линии и организация пространства | 1 | |||
Цвет – элемент композиционного творчества | 1 | |||
Буква-строка-текст. Искусство шрифта | 1 | |||
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне | 1 | |||
Многообразие форм графического дизайна | 1 | |||
Многообразие форм графического дизайна | 1 | |||
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету | 1 | |||
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете | 1 | |||
Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля | 1 | |||
Важнейшие архитектурные элементы здания | 1 | |||
Вещь как сочетание объемов и образ времени | 1 | |||
Форма и материал | 1 | |||
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве | 1 | |||
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве | 1 | |||
Образы материальной культуры прошлого | 1 | |||
Образы материальной культуры прошлого | 1 | |||
Пути развития современной архитектуры и дизайн | 1 | |||
Живое пространство города | 1 | |||
Городской дизайн | 1 | |||
Городской дизайн | 1 | |||
Интерьер и вещь в доме. | 1 | |||
Дизайн пространственно-вещевой среды интерьера | 1 | |||
Организация архитектурно-ландшафтного пространства | 1 | |||
Ты — архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление. | 1 | |||
Ты — архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление. | 1 | |||
Мой дом — мой образ жизни. | 1 | |||
Интерьер, который мы создаем | 1 | |||
Пугало в огороде, или ... под шепот фонтанных струй | 1 | |||
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды | 1 | |||
Встречают по одежке | 1 | |||
Автопортрет на каждый день | 1 | |||
Имидж: лик или личина? Сфера имиджа-дизайна | 1 |
- Перечень проверочных работ
№ | Тема |
1. | Не предусмотрено |
2. |
- Перечень практических работ
№ | Тема |
1. | Учащиеся на каждом уроке выполняют практическую работу (рисунок) |
2. |
- Учебно-методическое обеспечение курса
- Программа « Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.»;
- Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.5 класс: учебник для общеобразовательных организаций /Н.А. Горяева, О.В.Островская; под ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
- Неменская Л.А.Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций/Л.А.Неменская; под ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.
- Питерских А.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций /А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.
- Питерских А.С. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре кино на телевидении. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций /А.С.Питерских; под ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.
- Энциклопедия тайн и загадок «Чудеса света» -Белый город, Москва, 2008
- Искусство. Энциклопедия. Авторы: Абеляшева Г.В., Аристова В.В. и др. Москва, РОСМЭН, 2005
- Энциклопедия рисования. Редакторы А.Смит и Д.Тетчелл. Москва «РОСМЭН», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.
Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...