Деятельность учителя | Деятельность обучающихся(УУД) |
познавательные | коммуникативные | регулятивные |
Осуществляемые действия
|
Формируемые способы действия
|
Осуществляемые действия
|
Формируемые способы действия
|
Осуществляемые действия
|
Формируемые способы действия
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Организационный этап. Подведение к цели урока. Задача : включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. |
В кабинете оформлена выставка Дымковских игрушек, на доске висят изображения дымковской игрушки. В кабинете звучит песня « Дымковская карусель» - Цели и задачи:
- Для учителя – познакомить учащихся с традиционным промыслом, его историей, традициями и технологией промыслы;
- Учитель – Ребята! Посмотрите, кто к нам пришел? ( демонстрируется крупно на экран изображение « Дымковской барыни»)
- Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка.
Почему эту игрушку называют дымковской ? ( по месту их рождения – из слободы Дымково) - Учитель – А сейчас мы посмотрим видеоролик о истории создания Дымковской игрушки.
Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Дымковская игрушка (вятская, кировская игрушки), русский народный художественный промысел издавна существует в слободе
Дымково, что на окраине старинного русского города Хлынов (позже г. Вятка, ныне г. Киров).Дымковская игрушка существует на вятской земле более четырёхсот лет. Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья («свистопляска»), к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришла с чужой земли. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они "военную" хитрость. Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают победу веселой "Свистуньей". В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и старинный праздник.
Удалой город Хлынов располагался на востоке от Москвы. В 16 веке население Хлынова стало пополняться выходцами из Северной Двины и Великого Устюга. Пришельцы основали на низком правом берегу вятки своё селение, Дымковскую слободу. После половодья здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Этот случай способствовал развитию сначала гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Так родилась Дымковская игрушка – уникальное явление в народном творчестве. Развитие игрушечного промысла связано не только с обнаружением глины, а ещё и с древним обычаем. Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е годы 20 в. и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А.Мезрину, Е.Пенкину, Е.Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка». Позднее расширился круг тем за счет внесения в игрушку новых бытовых сюжетов, сказочных тем, разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний. Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Ей присущ несложный геометрический рисунок орнамента, росписи, яркий колорит, в котором много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого. - Учитель – Понравилась ли вам история ребята? А дымковская игрушка?
Давайте внимательно рассмотрим игрушки на нашей ярмарке. (Рассматривают, трогают руками)
| Организованное самоуправление и развитие коллективного творческого общения по конкретной теме | Осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа будущего декора на примерах фольклорных и исторических мотивов и символов | Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме | Планирование из учебного сотрудничества | Осуществляют мотивационную установку на предстоящую работу | Волевая саморегуляция |
Этап « Постановка цели и задач уроков». Освоение нового материала. Задача: познакомиться с традиционными видами росписи, технологии и материалами. |
Закрепление изученного материала (мультимедийная презентация) Цели и задачи: Для учителя – научить учеников особенностям дымковской игрушки, типу орнамента, цветовым характеристикам народного промысла и узорным построениям; - Какая характерная отличительная черта у Дымковской игрушки?
Дымковская игрушка – белоснежная.( Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке) - Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
- Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии
- Какие цвета брали для росписи игрушек?
- Желтый, синий, красный, зеленый, белый(фон), черный.
- Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга:
- В ряд;
- В шахматном порядке;
- В клетке между линиями.
- Обратите внимание на точки:
- Между кольцами;
- На кольцах;
- По краю колец.
Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3-4цветов)
| Знакомятся с традиционными видами росписи, материалами технологиями Дымковского народного промысла | Научатся выполнять эскизы и простейшие геометрические композиции, кистевые упражнения по плоскости и объёмной модели (макету) | Взаимодействуют друг с другом (в парах), в подгруппах (4-6 человек), фронтально(через главных художников, в сравнении и обсуждении)
| Понимание расположения узора в ряд, в шахматном порядке, в клетках между линиями, точек между кольцами, на кольцах, по краю колец. | Главные художники помогаю – коррекционно, исправляют, дополняют ответы и действия учащихся, контролируют правильность и полноту разработанного алгоритма узора | Осуществляют взаимоконтроль, применяют и сохраняют учебную цель задачу, умеют слушать и высказываются по ходу обсуждения установки на урок
|
Этап «актуализация знаний». Упражнения на закрепление изученного материала Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытого нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося |
Цели задачи: Для учителя – научить учащихся основным приемам кмстевого письма в традициях промысла; Для учащихся – выполнение упражнений на закрепление навыков кистевого приема росписи и умение использовать в росписи дымковские элементы.
- Учитель – Посмотрите на доску. Вы видите, какие красивые игрушки тут нарисованы. Мне их передали мастерицы дымковской игрушки. Но они мне передали не только завершенные работы, но и недорисованные, и просили меня, чтобы я их передала вам. Ну, что ребята поможем мастерицам в их работе? (дети выполняют упражнение « дорисуй юбку»)
| Учатся основным приёмам кистевого мазкового письма на плоскости и макете | Умение использовать в дымковской росписи традиционные мотивы и символические элементы | Озвучивают и демонстрируют последовательность выполнений упражнений | Построение монологических высказываний, уметь строить в коммуникации и понятные для партнеров способы действия, определять что он видит и понимает, а что нет | Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания и упражнения в парах и подгруппах, регулятивная деятельность экспертов – «главных художников» | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, обнаруживать, исправлять отклонения от эталона, вносить коррективы и исправлять ошибки
|
Этап « Первичная проверка понимания». Игра « Найди свой узор». Задача: организация командной игры для мотивации и закрепления художественных образов |
- Учитель – А сейчас давайте с вами поиграем. У вас на столах лежат листочки с дымковскими игрушками, но они почему – то без узоров. Вам нужно будет подобрать необходимые для ваших фигурок узоры. Чья команда первой закончит и правильно подберет узор, та и победит в нашей игре.(дети выполняют задания игры)
Подведение этапного итога деятельности учащихся. - Молодцы, ребята, вы все великолепно справились с поставленной задачей.
| Обучающиеся в подгруппах выбирают необходимые узоры, комментируют и демонстрируют выбранный вариант экспертам в подгруппах | Умение использовать выбранные варианты декора для конкретной формы, достраивать « в уме» фрагменты до целой композиции | Организуют самоуправление, озвучивают и мотивационно комментируют вариант ответа. | Развивают принципы коллективного творчества и сотрудничества по конкретной теме | Самоконтроль и саморегуляция теоретической деятельности для определения верного и оптимального решения поставленной задачи | Принимают и сохраняют поставленную учебную задачу |
Этап « Профилактический». Физминутка. Задача: проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии, а также профилактической гимнастики для глаз |
Этап « Первичное закрепление умений». Постановка художественной задачи Задача: выбор орнамента и цветовые решения для росписи игрушек в материале. |
- Учитель – Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера художники. Посмотрите у вас на столах лежат дымковские игрушки , но пержде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.
- Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки?
- Какие?
- Какие элементы росписи будете использовать?
- Учитель – Хорошо. Приступайте к работе (роспись игрушек по мотивам дымковских игрушек, во время самостоятельной работы детей звучит музыка)
| Выбирают орнамент и цветовые решения для росписи игрушек и бумажных макетов в материале, осуществляют анализ объектов народного художественного творчества с выделением конкретных мест для выполнения декора | Осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, наносят предварительные эскизы и карандашные наброски будущего узора | В парах и группах(4-6) кооперируют свои усилия по решению учебной задачи,сообщают свои действия и решения | Строят высказывания понятные партнеру. Рефлексия своих действий. Понимают на слух советы и ответы | Осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания, правильности построения узора в эскизах, набросках и предварительных рисунках по форме объекта. | Принимают и сохраняют поставленную учителем цель и задачу на данном конкретном этапе, умеют обнаружить и устранить отклонения от эталона – оригинальность
|
Этап « Применение освоенного в практической деятельности» Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся. |
Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения; Во время самостоятельной работы учащихся учитель под музыкальный фон зачитывает тематические стихи:
Весёлая белая глина, Кружочки, полоски на ней, Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней. Кормилицы и водоноски, И всадники, и ребятня, Собаки, гусары и рыбки, А ну, отгадайте, кто я? Ели спят у большака В инее седом Спит деревня, спит река, Скованная льдом. Мягко падает снежок, Вьётся голубой дымок, Дым идёт из труб столбом, Точно в дымке все кругом, Голубые дали, И село большое «Дымково» назвали. Там любили песни, пляски, В селе рождались чудо-сказки, Вечера зимою длинны, И лепили там из глины Все игрушки не простые, А волшебно- расписные: Белоснежны, как берёзки, Кружочки, клеточки, полоски – Простой. Казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор. И пошла о «дымке» слава, Заслужив на это право, Говорят о ней повсюду, Удивительному чуду Мы поклонимся не раз. О древней дымковской игрушке Поведём сейчас рассказ. Конь бежит Земля дрожит. В поле травушка-муравушка, Ничком лежит. Учитель проводит коррекционно-индивидуальную работу, контролирует и направляет процесс самоуправления – деятельность экспертов – главных художников, демонстрирует удачные и ошибочные варианты ученических работ, проговаривает способы устранения недочетов в работе | Анализируют оригинальные произведения. Мастера с целью выполнения практической задачи – росписи по форме, участвуют в обсуждении продуктивной деятельности. | Используют в практической росписи элементы и символы Дымковской игрушки, выполняют творческие композиции и импровизации на тему традиционного кистевого письма с использованием приемов и технологий в росписи кистевым мазком | Эксперты в группах кооперируют усилия по решению учебной задачи, озвучивают и демонстрируют удачные результаты практической деятельности в своих командах, комментируют их. | Рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах | Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль хода и результата выполненных практических задач | Вносят необходимые коррективы по ходу практической деятельности, после обсуждения и согласования в подгруппах выполняют импровизации – композиции с сохранением общей учебной цели и задачи и сохранением символики цвета и элементов росписи |
Этап « информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении» Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных художественных промыслов Учащимся предлагается найти различие и общность в других народных промыслах игрушек: Каргопольская глиняная, Филимоновская глиняная, Семеновская глиняная. Эксперты – художники обсуждают задачу на дом, выбирают свой поисковый вариант, озвучивают его и определяют ответственного за сообщение на выбранную тему на следующем уроке |
Этап « Рефлексия ( подведение итогов задания). Оценка результатов. Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне. |
Выставка работ. Цели и задачи: Обобщение темы урока, подведение итогов урока, организация и комментирование экспресс – просмотра детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся.
Учитель – Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера дымковской игрушки!
Сегодня вы славно и творчески поработали на уроке. Сегодня мы еще раз подтвердили девиз на весь учебный год: тот, кто в жизни красивое сделал хоть раз, сделать плохо уже никогда не захочет! Спасибо вам за творчество и труд. | Анализ дельты» УМЕЮ – НЕ УМЕЛ», комментирование и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку | Осознанно и произвольно обосновывают качество продуктивной деятельности в парах и своих группах | Взаимодействуют с экспертом, друг с другом и с учителем во фронтальном режиме | Уметь строить в коммуникации оценочные суждения на основе предложенного алгоритма оценки работ и сравнительных характеристик с оригинальным эталоном | Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах и подгруппах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий | Умеют находить отклонения от эталона и планируют в дальнейших практических работах корректировку и недопущения повторения подобных ошибок |