Дымковская игрушка
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Технологическая карта 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dymka.docx34.54 КБ

Предварительный просмотр:

Сырбыкай Шораан Мергеновна – педагог по внеурочной деятельности «Акварелька»

МБОУ СОШ №1 пгт Каа-Хем

Технологическая карта

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся(УУД)

познавательные

коммуникативные

регулятивные

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

1

2

3

4

5

6

7

Организационный этап. Подведение к цели урока.

Задача : включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

В кабинете оформлена выставка Дымковских игрушек, на доске висят изображения дымковской игрушки. В кабинете звучит песня « Дымковская карусель»

  • Цели и задачи:
  • Для учителя – познакомить учащихся с традиционным промыслом, его историей, традициями и технологией промыслы;
  • Учитель – Ребята! Посмотрите, кто к нам пришел? ( демонстрируется крупно на экран изображение « Дымковской барыни»)
  • Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка.

Почему эту игрушку называют дымковской ? ( по месту их рождения – из слободы Дымково)

  • Учитель – А сейчас мы посмотрим видеоролик о истории создания Дымковской игрушки.

  Дымковская игрушка, пожалуй, один  из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Дымковская игрушка (вятская, кировская игрушки), русский народный художественный промысел издавна существует в слободе

Дымково, что на окраине старинного русского города Хлынов (позже г. Вятка, ныне г. Киров).Дымковская игрушка существует на вятской земле более четырёхсот лет. Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья («свистопляска»), к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

  Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришла с чужой земли. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они "военную" хитрость. Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают победу веселой "Свистуньей". В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и старинный праздник.

Удалой город Хлынов располагался на востоке от Москвы. В 16 веке население Хлынова стало пополняться выходцами из Северной Двины и Великого Устюга. Пришельцы основали на низком правом берегу вятки своё селение, Дымковскую слободу. После половодья здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Этот случай способствовал развитию сначала гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Так родилась Дымковская игрушка – уникальное явление в народном творчестве. Развитие игрушечного промысла связано не только с обнаружением глины, а ещё и с древним обычаем.  Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е годы 20 в. и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А.Мезрину, Е.Пенкину, Е.Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».

   Позднее расширился круг тем за счет внесения в игрушку новых бытовых сюжетов, сказочных тем, разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний.

   Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Ей присущ несложный геометрический рисунок орнамента, росписи, яркий колорит, в котором много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого.

  • Учитель – Понравилась ли вам история ребята? А дымковская игрушка?

Давайте внимательно рассмотрим игрушки на нашей ярмарке.  (Рассматривают, трогают руками)

Организованное самоуправление и развитие коллективного творческого общения по конкретной теме

Осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа будущего декора на примерах фольклорных и исторических мотивов и символов

Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме

Планирование из учебного сотрудничества

Осуществляют мотивационную установку на предстоящую работу

Волевая саморегуляция

Этап « Постановка цели и задач уроков». Освоение нового материала.

Задача: познакомиться с традиционными видами росписи, технологии и материалами.

Закрепление изученного материала  (мультимедийная презентация)

Цели и задачи:

Для учителя – научить учеников особенностям дымковской игрушки, типу орнамента, цветовым характеристикам народного промысла и узорным построениям;

  • Какая характерная отличительная  черта у Дымковской игрушки?

Дымковская игрушка – белоснежная.( Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)

  • Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
  • Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии
  • Какие цвета брали для росписи игрушек?
  • Желтый, синий, красный, зеленый, белый(фон), черный.
  • Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга:
  • В ряд;
  • В шахматном порядке;
  • В клетке между линиями.
  • Обратите внимание на точки:
  • Между кольцами;
  • На кольцах;
  • По краю колец.

Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3-4цветов)

Знакомятся с  традиционными видами росписи, материалами технологиями Дымковского народного промысла

Научатся выполнять эскизы и простейшие геометрические композиции, кистевые упражнения по плоскости и объёмной модели

(макету)

Взаимодействуют друг с другом (в парах), в подгруппах (4-6 человек), фронтально(через главных художников, в сравнении и обсуждении)

Понимание расположения узора в ряд, в шахматном порядке, в клетках между линиями, точек между кольцами, на кольцах, по краю колец.

Главные художники помогаю – коррекционно, исправляют, дополняют ответы и действия учащихся, контролируют правильность  и полноту разработанного алгоритма узора

Осуществляют взаимоконтроль, применяют и сохраняют учебную цель  задачу, умеют слушать и высказываются по ходу обсуждения установки на урок

Этап «актуализация знаний». Упражнения на закрепление изученного материала

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытого нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося

Цели задачи:

Для учителя – научить учащихся основным приемам кмстевого письма в традициях промысла;

Для учащихся – выполнение упражнений на закрепление навыков кистевого приема росписи и умение использовать в росписи дымковские элементы.

  • Учитель – Посмотрите на доску. Вы видите, какие красивые игрушки тут нарисованы. Мне их передали мастерицы дымковской игрушки. Но они мне передали не только завершенные работы, но и недорисованные, и просили меня, чтобы я их передала вам. Ну, что ребята поможем мастерицам в их работе? (дети выполняют упражнение « дорисуй юбку»)

Учатся основным приёмам кистевого мазкового письма на плоскости и макете

Умение использовать в дымковской росписи традиционные мотивы и символические элементы

Озвучивают и демонстрируют последовательность выполнений упражнений

Построение монологических высказываний, уметь строить в коммуникации и понятные для партнеров способы действия, определять что он видит и понимает, а что нет

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания и упражнения в парах и подгруппах, регулятивная деятельность экспертов – «главных художников»

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, обнаруживать, исправлять отклонения от эталона, вносить коррективы и исправлять ошибки

Этап « Первичная проверка понимания». Игра « Найди свой узор».

Задача: организация командной игры для мотивации и закрепления художественных образов

  • Учитель – А сейчас давайте с вами поиграем. У вас на столах лежат листочки с дымковскими  игрушками, но они почему – то без узоров. Вам нужно будет подобрать необходимые для ваших фигурок узоры. Чья команда первой закончит и правильно подберет узор, та и победит в нашей игре.(дети выполняют задания игры)

Подведение этапного итога деятельности учащихся.

  • Молодцы, ребята, вы все великолепно справились с поставленной задачей.

Обучающиеся в подгруппах выбирают необходимые узоры, комментируют и демонстрируют выбранный вариант экспертам в подгруппах

Умение использовать выбранные варианты декора для конкретной формы, достраивать « в уме» фрагменты до целой композиции

Организуют самоуправление, озвучивают и мотивационно комментируют вариант ответа.

Развивают принципы коллективного творчества и сотрудничества по конкретной теме

Самоконтроль и саморегуляция теоретической деятельности для определения верного и оптимального решения поставленной задачи

Принимают и сохраняют поставленную учебную задачу

Этап « Профилактический». Физминутка.

Задача: проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии, а также профилактической гимнастики для глаз

Этап « Первичное закрепление умений». Постановка художественной задачи

Задача: выбор орнамента и цветовые решения для росписи игрушек в материале.

  • Учитель – Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера художники. Посмотрите у вас на столах лежат дымковские игрушки , но пержде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.

  • Учитель –

  • Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки?
  • Какие?
  • Какие элементы росписи будете использовать?
  • Учитель – Хорошо. Приступайте к работе (роспись игрушек по мотивам дымковских игрушек, во время самостоятельной работы детей звучит музыка)

Выбирают орнамент и цветовые решения для росписи игрушек и бумажных  макетов в материале, осуществляют анализ объектов народного художественного творчества с выделением конкретных мест для выполнения декора

Осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, наносят предварительные эскизы и карандашные наброски будущего узора

В парах и группах(4-6) кооперируют свои усилия по решению учебной задачи,сообщают свои действия и решения

Строят высказывания понятные партнеру. Рефлексия своих действий. Понимают на слух советы и ответы

Осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания, правильности построения узора в эскизах, набросках и предварительных рисунках по форме объекта.

Принимают и сохраняют поставленную учителем цель и задачу на данном конкретном этапе, умеют обнаружить и устранить отклонения от эталона – оригинальность

 

Этап « Применение освоенного в практической деятельности»

Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.

Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения;

Во время самостоятельной работы учащихся учитель под музыкальный фон зачитывает тематические стихи:

Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбки,

А ну, отгадайте, кто я?

Ели спят у большака

В инее седом

Спит деревня, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьётся голубой дымок,

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое

«Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки,

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно- расписные:

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой. Казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о «дымке» слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду,

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

О древней дымковской игрушке

Поведём сейчас рассказ.

Конь бежит

Земля дрожит.

В поле травушка-муравушка,

Ничком лежит.

Учитель проводит коррекционно-индивидуальную работу, контролирует и направляет процесс самоуправления – деятельность экспертов – главных художников, демонстрирует удачные и ошибочные варианты ученических работ, проговаривает способы устранения недочетов в работе

Анализируют оригинальные произведения. Мастера с целью выполнения практической задачи – росписи по форме, участвуют в обсуждении продуктивной деятельности.

Используют в практической росписи элементы и символы Дымковской игрушки, выполняют творческие композиции и импровизации на тему традиционного кистевого письма с использованием приемов и технологий в росписи кистевым мазком

Эксперты в группах кооперируют усилия по решению учебной задачи, озвучивают и демонстрируют удачные результаты практической деятельности в своих командах, комментируют их.

Рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах

Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль хода и результата выполненных практических задач

Вносят необходимые коррективы по ходу практической деятельности, после обсуждения и согласования в подгруппах выполняют импровизации – композиции с сохранением общей учебной цели и задачи и сохранением символики цвета и элементов росписи

Этап « информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»

Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных художественных промыслов

Учащимся предлагается найти различие и общность в других народных промыслах игрушек: Каргопольская глиняная, Филимоновская глиняная, Семеновская глиняная. Эксперты – художники обсуждают задачу на дом, выбирают свой поисковый вариант, озвучивают его и определяют ответственного за сообщение на выбранную тему на следующем уроке

Этап « Рефлексия ( подведение итогов задания). Оценка результатов.

Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.

Выставка работ.

Цели и задачи:

Обобщение темы урока, подведение итогов урока, организация и комментирование экспресс – просмотра детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся.

Учитель – Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера дымковской игрушки!

Сегодня вы славно и творчески поработали на уроке.

Сегодня мы еще раз подтвердили девиз на весь учебный год: тот, кто в жизни красивое сделал хоть раз, сделать плохо уже никогда не захочет!

Спасибо вам за творчество и труд.

Анализ дельты» УМЕЮ – НЕ УМЕЛ», комментирование и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку

Осознанно и произвольно обосновывают качество продуктивной деятельности в парах и своих группах

Взаимодействуют с экспертом, друг с другом и с учителем во фронтальном режиме

Уметь строить в коммуникации оценочные суждения на основе предложенного алгоритма оценки работ и сравнительных характеристик с оригинальным эталоном

Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах и подгруппах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий

Умеют находить отклонения от эталона и планируют в дальнейших практических работах корректировку и недопущения повторения подобных ошибок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема занятия «Дымковская игрушка – Вятский народный промысел »

Развитие мотивации воспитанников к декоративно прикладному творчеству, знакомство с  дымковской игрушой. ....

Дымковская игрушка

Фотографии в альбоме «Дымковская игрушка» zhital на Яндекс.Фотках...

Презентация "Дымковская игрушка"

Дымковская игрушка - создание, узоры...

2012. Дымковская игрушка: от идеи до костюма

Дымковская игрушка:от идеи до костюма _______________________________________________________________________________ История Дымковской игрушки и создания костюмов для коллекции "Русск...

Конспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"

Коспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"...