Урок по изобразительному искусству ФГОС
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1_drevnie_obrazy_v_narodnom_iskusstve1.docx | 36.18 КБ |
prezentatsiya_drevnie_obrazy_slavyan_1_urok.pptx | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по изобразительному искусству ФГОС
Урок 1 «Древние образы в народном искусстве».
Технологическая карта урока
Учебный предмет | Изобразительное искусство |
Класс | 5 |
Тип урока | комбинированный урок |
Методы | словесный, наглядно-демонстрационный |
Формы проведения | Фронтальная, индивидуальная |
Тема урока | Древние образы в народном искусстве |
Цель урока | Формирование духовно-нравственного развития; воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине к ее истокам; привитие интереса и бережное отношение к традициям народа; развитие художественного вкуса учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в символах отдалённого прошлого; познакомить учащихся с традиционными образами и символами в народном искусстве. |
Основные термины, понятия | Свастика, (мать-земля макошь, древо жизни, образ коня, образ птицы, солнечные знаки, водяные знаки, знак земли) |
Планируемый результат
Личностные | Сформировать: уважительное отношение к культуре и искусству своей страны целостное мировоззрение коммуникативную компетентность в общении со сверстниками потребность в самостоятельной практической творческой деятельности умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
Метапредметные | Уметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение (Регулятивные УУД); уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера (Коммуникативные УУД) уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Предметные | Уметь сравнивать, оценивать форму, распознавать солярные знаки; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы в опоре на презентационный материал; осваивать характерные элементы народного орнамента (символы) и особенности цветового решения. |
Организация пространства
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная работа Работа в группах Индивидуальная работа | Учебник для 5 класса Изобразительное искусство. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», авторы Н.А.Горяева, О.В.Островская, Таблицы с мотивами символов, предметы быта с солярными знаками. Мультимедийная презентация. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые умения |
Организационный этап. Подготовка к основному Этапу занятия (мотивирующий этап) Подготовка к основному этапу занятия Усвоение новых знаний и способов действий Первичная проверка понимания Закрепление знаний и способов действий Подведение итогов занятия Информация о домашнем задании | - Здравствуйте, ребята! Проверьте, как организовано ваше рабочее место, всё лишнее уберите с парт. Ребята посмотрите пожалуйста на этот знак (знак свастика) - Да, вы правильно сказали, что свастика в 20 веке получила известность как символ нацизма и гитлеровской Германии и в Западном мире стала устойчиво ассоциироваться именно с гитлеровским режимом и идеологией. Но не все знают, что у свастики как символа, много значений, у древних славян она была символом движения, жизни, Солнца, света, благополучия. Гимн свастике Древний символ Руси Родовой оберег. Людям счастье несешь, Ты не год и не век. Опорочен врагом Им посажен на шест, Обрубив рукава Получается крест - Ничего! Он не скажет тебе О славянких мирах, Их богах и судьбе, Отсекается память Эгрегор родной! Вот уж все позабыв Служишь силе чужой, Но поднимешься вновь Вспомнишь веру свою, Время свастик придет! Не случайно выставлены в классе произведения народного творчества. Посмотрите, что объединяет все эти предметы (полотенце с орнаментом салфетки и предметы быта). Правильно, конечно это орнамент, знаки на предметах. Солярная символика – символика солнечной стихии, Солнца, солнечных светлых богов. Солярные знаки изображались не просто как один из элементов убранства, а вполне осмысленно, с глубоким символическим значением. Они никогда не помещались изолированно, а всегда в комплексе с другими символами. знаков. Итак, символы зародились давно, в древности. Перед нами изделия с изображёнными на них образами-символами. Ребята попробуйте сформулировать тему урока. Конечно, мы с вами рассмотрим знаки и их значения в символике древних славян и тема нашего урока «Древние образы в народном искусстве». Будем рассматривать, наблюдать, анализировать, творить. Верю, что каждого ученика ждет успех. Презентация «Древние образы в народном искусстве» Сегодня мы познакомимся с символикой древних славян. Еще наши предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы и защититься от злых. И делал он это при помощи своего искусства. И украшал вещи, которые его окружали в быту. Декоративно – прикладное искусство - это художественное оформление предметов, которые человек использует в быту. Оно получило название от латинского – украшаю. Наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься. И делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор. Символ солнца Солярный образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней как символ прихода весны можно найти в разных видах народного творчества. Образ земли А теперь рассмотрим символы земли. В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображались в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента. Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов. Символы воды. Как вы думаете в древности могли изображать воду? (ответ – волнистой линией) Волнистая горизонтальная линия – вода Волнистая вертикальная линия – дождь. В древности, люди не поливали свои поля. Вся надежда была только на дождь. О дожде молились особенно усердно в четверг, т.к. этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди всесильному богу, дождь редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – «после дождичка в четверг». Следующий образ – образ матери-земли. Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: мать-сыра земля, великая богиня земли и плодородия Макошь, что означает «мать хорошего урожая». Вместо головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца. Образ коня. Конь - один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца. Конь олицетворял движущееся по небу солнце. В поэтических представлениях образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков. Конь на крыше избы – знак солнца, под защитой которого находится крестьянская изба. Изображение коней, всадников в вышивке на полотенце – олицетворение стихий, подвластных матери сырой земли. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака, грозовые тучи. Образ птицы. В давние времена люди верили, что своим пением птицы отгоняли зиму и приносили на крыльях весну. Люди особенно готовились к встрече весны, выпекали печенье в форме птиц-жаворонков. Птицы изображались нарядные, с пышным хвостом, напоминали волшебную жар-птицу. Древо жизни В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода. Изображалось в виде раскидистого дерева с крупными цветами, чудо-птицами, сидящими на ветках. Вопросы для повторения:
Подготовка к творческой работе. Мы познакомились со всеми древними образами в народном искусстве. Нарисуйте тарелку на альбомном листе используя древние символы изученные сегодня на уроке:
Композицию можно дополнить (сверху и снизу) рядами орнаментов из знаков земли и плодородия. Выставка работ на доске. Акцентирую внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Домашнее задание: Подобрать иллюстрации с изображением русской избы в книгах русских сказок. Итог урока Покажите (с помощью большого пальца - ) какое у вас настроение? - Спасибо за урок! Учитель выставляет оценки за урок | Проверка готовности рабочих мест; создание положительного настроя учащихся на урок. Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей. Осознанно слушают и отвечают на вопросы Задачи, которые предстоит решить на уроке Формируют тему и цель урока Просмотр презентации, ребята осознанно слушают Учащиеся отвечают на вопросы Ученики рисуют контур по шаблону, и расписывают тарелку, Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат. Показывают | Познавательные: -действие смыслообразования; - становление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Самоконтроль по организации рабочего места Коммуникативные -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные -формирование логических действий Регулятивные -целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные -умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Коммуникативные: -умение выражать свои мысли и аргументировать свой ответ; -осваивать культуру общения, слушать товарища. Познавательные: -постановка и решение проблемы. Личностные -учиться понимать точку зрения другого. Коммуникативные -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -осваивать культуру общения, слушать товарища. Личностные глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту. Регулятивные -умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей -умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию -умение осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы Познавательные -умение структурировать знания оценка процессов и результатов деятельности Регулятивные -волевая саморегуляция осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Свастика - это древний Славянский символ. Он повсеместно содержится на старых Славянских вышивках, орнаментах, предметах быта, архитектурных памятниках как на территории России так и по всему миру. Означает он суть мироздания, вращение вселенной и всех процессов внутри её .
Декоративно – прикладное искусство Декоративно – прикладное искусство - это художественное оформление предметов, которые человек использует в быту. Оно получило название от латинского – украшаю.
Символика древних славян Наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься. И делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор.
Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней.
Символы земли В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображали в виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента. Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов.
Символы воды В древности, люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг. Этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну.
Древняя богиня Женская фигура ( берегиня ) – это божество, выражающее представление о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода.
Женская фигура ( берегиня ) – это божество, выражающее представление о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля , Макошь , что означает “мать хорошего урожая”.
Образ коня Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.
Птица В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную. Люди особенно готовились к встрече весны – выпекали в форме птиц обрядовое печенье “жаворонки”. Птицы символизировали свет, тепло.
Древо жизни В произведениях народного искусства встречается причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.
Практическая работа Нарисуйте тарелку на альбомном листе используя древние символы изученные сегодня на уроке: С симметричным расположением центрального мотива (древо жизни с цветами и птицами; богиня земли со всадниками); С ритмическим повтором одного или двух образов. Работая над образами древа жизни, матери – земли, птиц, коней, солнца, используйте гуашь, цветные карандаши, акварель.
Домашнее задание: Подобрать иллюстрации с изображением русской избы в книгах русских сказок.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.
Урок по изобразительному искусству. ФГОС. 6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока: Комбини...
Конспект урока по изобразительному искусству "Изобразительное искусство в семье пластических искусств"
Знакомство с основными видами искусств....
"Народный праздничный костюм." Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС ( 5 класс) с технологической картой урока и презентацией к уроку.
Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС для 5 класса "Народный праздничный костюм".1. Технологическая карта урока (с УУД)2. Презентация к уроку...
Библейские темы в изобразительном искусстве. Презентация к уроку по изобразительному искусству в 7 классе.
Библейские темы в изобразительном искусстве. Презентация к уроку по изобразительному искусству в 7 классе по программе Б.М.Неменского...
Методическое пособие по созданию современного урока по изобразительному искусству "Отличия традиционного урока от урока по ФГОС"
Современный урок – это урок по ФГОС. Современное Российское образование перешло на ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) второго поколения. Целью современного образования с...
Презентация для проведения урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему: "Жанры изобразительного искусства. Анималистический жанр"
В презентации представлен материал для краткого ознакомления учащихся с жанрами изобразительного искусства и для более подробного с анималистическим жанром. Может использоваться при дистанционном обуч...
Конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе по теме «Ты-архитектор», учителя изобразительного искусства МБОУ «Средняя школа №1» города Гагарин, Марковой О.А.
Конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе по теме «Ты-архитектор», учителя изобразительного искусства МБОУ «Средняя школа №1» города Гагарин, Марковой О.А.В...