рабочая программа для неделимых классов 8 класс (26/01/16)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему
Рабочая програма по изо и черчению для нежелимых классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ п. НИВЕНСКОЕ БАГРАТИОНОВСКОГО РАЙОНА
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
« Утверждаю»
Директор школы
Г. Г. Гроховская
« »_____________ 2014 года
Рабочая программа
по изобразительному искусству и черчению 8 класс
(для коррекционных классов) на 2014-2015 учебный год ( 35 часов)
Составлено на основании программы общеобразовательных учреждений и рекомендовано Министерством Образования и науки РФ.
Учебник : «изобразительное искусство 5-8 класс»Автор: Шпикалова Т.Я. Ершова Л. В. Москва . «Дрофа» 2013г.
Составитель программы
учитель изо 1 категории
Галкина Е.В
Согласовано Рассмотрено на заседании МО
учителей политехнического цикла
Зам.директора по УВР Руководитель МО
Т. А. Корнева Соколова Г.Ю.
« » ___________ 2014 года « »____________ 2014 года
Рабочая программа по курсу ИЗО и черчению 7-9 класса
(для интегрированных классов ОВЗ 7 вида)
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе примерной программы для общеобразовательных школ, « Изобразительное искусство и черчение)», 7-8 классы. // Черчение и графика: программы для средних общеобразовательных учреждений, в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне.
При составлении программы учитывались нормативные документы:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 19.05.98 №1276);
- Федеральный базисный учебный план. Утвержден приказом Минобразования России от 9 марта 2004г. №1312.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
- Базисный учебный план для образовательных учреждений, реализующих программ общего образования
Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических и графических работ – 35 уроков.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства и черчения на ступени среднего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
- В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности. специфика работы с интегрированными классом и учащимися ОВЗ 7 вида
- Работа с такими детьми происходит дифференцированно с применением следующих методических приемов:
- Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
- Перемена видов деятельности
- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
- Упрощенные задания на дом
- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания
- Использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
- Использование упрощенных упражнений
- Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
- Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
- Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
- Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
- Оценка переделанных работ.
- Использование системы оценок достижений учащихся на их личном примере
Концепция программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы
Основные положения. Курс изо и черчения в школе направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности. Понятие «графическая культура» широко и многогранно. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Применительно к обучению школьников под графической культурой подразумевается уровень совершенства, достигнутый школьниками в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей. Формирование графической культуры учащихся есть процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности. Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. Курс черчения у школьников формирует аналитические и созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником развития статических и динамических пространственных представлений учащихся. Творческий потенциал личности развивается посредством включения школьников в различные виды творческой деятельности, связанные с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач. Процесс усвоения знаний включает в себя четыре этапа: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решение творческих задач. Этапы связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Без последнего этапа процесс обучения остается незавершенным.
Поэтому процесс усвоения учебного материала каждого раздела должен содержать решение пропедевтических творческих задач, локально направленных на усвоение соответствующих знаний.
Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала учащихся, который в конце обучения реализуется при решении задач с элементами технического конструирования. Творческая деятельность создает условия для развития творческого мышления, креативных качеств личности учащихся (способности к длительному напряжению сил и интеллектуальным нагрузкам, самостоятельности и терпения, умения доводить дело до конца, потребности работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др.). Результатом творческой работы школьников является рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого потенциала личности, развивает коммуникативную культуру.
Перечисленные концептуальные положения взаимосвязаны, взаимообусловлены и раскрывают современные представления о графической подготовке школьников.
Цели и задачи курса. Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности, развитие ключевых компетенций. Цель обучения предмету конкретизируется в основных задачах:
- формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
- научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения; - развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.;
- развивать графическую культуру;
- научить самостоятельно пользоваться учебными и справочными материалами;
- формировать умение применять графические знания в новых ситуациях.
В результате изучения курса учащиеся должны иметь представление о форме предметов и геометрических тел, их составе, структуре, размерах форме, положении и ориентации в пространстве.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7-8 класса
Учащиеся должны знать:
- правила выполнения чертежей в соответствии с основными стандартами ЕСКД и приемы основных геометрических построений;
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
- основные правила выполнения и обозначения сечений, а также их назначение.
Учащиеся должны уметь:
Изобразительная деятельность (рисование с натуры , по представлению, по памяти – живопись, рисунок)
Декоративно- прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий , дизайн, аппликации, изобразительные техники)
Наблюдение за видимым миром (беседа)
- рационально использовать чертежные инструменты;
- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
- анализировать графический состав изображений;
- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения предметов;
- выбирать необходимое число видов на чертежах;
- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
- применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.
Задачи учебного курса:
∙ Формирование опыта смыслового и эмоционально- ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
∙ Обеспечение условий понимания эмоционального смысла визуально-пространственной формы;
∙ Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей в пространственных формах;
∙ Развитие творческого опыта, определяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
∙ Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
∙ Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды;
∙ Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
∙ Овладение средствами художественного изображения;
∙ Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.
Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
Перемена видов деятельности
- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
- Упрощенные задания на дом
- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания
- Использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
- Использование упрощенных упражнений
Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
- Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
- Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
- Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
- Оценка переделанных работ.
- Использование системы оценок достижений учащихся на их личном примере
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;
о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ;
основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
особенности творчества и значение в отечественной культуре веливих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Учащиеся должны:
уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 классов
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
уметь анализировать произведения архитектуры;
знать основные этапы развития и истории архитектуры;
уметь конструировать объёмно-пространственные композиции;
работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий;
конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию; реализовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур.
При решении художественно-творческих задач на уроках формируются следующие навыки:
создание с натуры и по воображению архитектурного образа графическими материалами и др.;
работа над эскизом монументального произведения : витража, мозаика, роспись, монументальная скульптура;
использование выразительного языка при моделировании архитектурного ансамбля;
использование разнообразных материалов (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, заготовки и др.
характеристика классов: Мотивация учения в классе: ученики стараются запоминать новый материал, накапливать знания, применять их в своей практической деятельности. В классе большинство учеников «хорошисты», но есть ученики, которые вот-вот станут отличниками, если исправят некоторые предметы. Есть ученики, которые имеют оценки ниже 4 баллов.
Отношение к учению: не все ученики добросовестно готовятся к урокам.. Но есть в классе и ученики, которые слушают новую информацию. В целом, в классе, если создать благоприятную обстановку, а главное интересно преподносить новый материал, то ученики не будут отвлекаться на посторонние вещи и предметы.
Принимая во внимание что работа происходит с корректирующими классами, положение о формировании различных понятий в действии, неизбежно, что и специфические для рисования и черчения мыслительные операции могут быть освоены только в действии. При сохранении в структуре урока преемственных связей, замена одного вида деятельности другим, способствует более глубокому и прочному изучению свойств предметов.
Тематическое планирование уроков ИЗО и черчения в 8 классе.
№ п/п | Тема урока. раздел | часы | Тип урока , формы и виды работ | Формы и методы контроля | Сроки | Примечание |
1 | Вводное занятие | 1 | 06/09 | |||
2 3 | Исторический сюжет в твоей композиции | 1 | Сообщения учащихся из поисковых групп о произведениях исторического жанра. Выбор сюжета композиции. Работа над композицией в цвете | Беседа, практическая работа. | 13/09 | |
4 | Анализ геометрической формы предметов. | 1 | Мысленное разделение детали на простые геометрические тела и построение чертежей Основные геометрические тела, составляющие формы деталей и предметов. Алгоритм анализа геометрической формы предметов. | Построение проекций предметов и геометрических предметов | 20/09 | |
5 | Графическая работа «чертежи предметов» | 1 | Повторение темы «Построение аксонометрических проекций». | Графическая работа по индивидуальным карточкам (построение чертежа) | 27/09 | |
6 7 8 | Твой автопортрет в историческом костюме | 3 | Понятие стиля исторического костюма. Сообщение учащихся. Основные этапы становления жанра портрета. Виды портретов. | Беседа, практическая работа | 04/10 11/10 18/10 | |
9 10 | Мудрый старец | 2 | Учащиеся подбирают произведения, в которых запечатлен образ старца. Сообщения. Собственные произведения | Беседа, практическая работа. | 25/10 14/11 | |
11 | Портрет в скульптуре | 1 | Создание портрета героя литературного произведения. | Построение технического рисунка предмета (фронтально). | 21/11 | |
12 | Графическая работа №2: « технический рисунок» | 1 | Построение технического рисунка (индивидуальные задания). | Беседа, практическая работа. | 28/11 | |
13 | Эскизы. | 1 | Уточнение понятий «эскиз», «чертеж». Назначение эскиза. Изображение на эскизе. Правила выполнения. Последовательность выполнения эскиза | Выполнение эскизов деталей по наглядному изображению | 05/11 | |
14 | Графическая работа «Эскиз детали» | 1 | Выполнение эскиза детали | Графическая работа по индивидуальным карточкам | 12/12 | |
15 16 | Старинные книги в твоём натюрморте (гуашь) | 2 | Изображение книги в натюрморте как символе времени и мудрости. Зарисовки с натуры стопки книг. Передача по памяти образа времени в натюрморте со старинными книгами через декор, предметы быта.. | Беседа, практическая работа. | 19/12 26/12 | |
17 | Архитектура города | 1 | Зарисовки городских улиц, домов, транспорта. Компоновка в календарь. Оформление титульного листа календарных листов. | Беседа, практическая работа. Репродукции | ||
18 19 | Плакат на тему охраны памятников культуры | 2 | Искусство плаката. Средства выразительности плаката. | Отработать навыки построений эскизов | 23/01 30/01 | |
20 | Абстрактная композиция в живописи. Творчество | 1 | Использование цвета и ритма пятен в беспредметной композиции | Беседа, практическая работа. Презентация | 06/02 | |
21 22 | Художественное конструирование | 2 | Задачи художественного конструирования. Симметрия. Степень активности симметрии. Нарушение масштабности | Решение задач на создание целостного образа | 13/02 20/02 | |
23 | Художественное проектирование предметов графическими средствами | 1 | Метод художественного конструирования, стадии приёмы худ. конструирования | Выполнение эскизов, набросков предметов | 27/02 | |
24 | Графическая работа « изменение формы предмета» | 1 | Обобщение ранее полученных знаний | Выполнение эскизов | 3/03 | |
25 | Графическая работа: «образование формы мебели» | 1 | Обобщение ранее полученных знаний. Конструирование красивой формы мебели | Выполнение эскизов деталей | 11/03 | |
26 | Нанесение размеров с учётом формы предметов | 1 | Рациональное нанесение размеров на чертежах | Выполнение эскизов деталей | 17/03 | |
27 | Натюрморт в стиле кубизма | 1 | Зарисовка натюрморта со стеклянной посудой, искажение формы, утрирование конструкции | Выполнение эскизов | 31/03 | |
28 | Абстрактная композиция в живописи. Творчество | 1 | Использование цвета и ритма пятен в беспредметной композиции | Беседа, практическая работа. Презентация | 07/04 | |
29 | Практическая работа | 1 | Повторение теоретических знаний и отработка практических навыков | Решение задач на построение деталей | 14/04 | |
30 31 | «Экспрессия образа в современной пластике» | 2 | Пропорции человека. Изображение человека в разном эмоциональном состоянии. Утрирование формы человеческого тела | Беседа, практическая работа. | 21/04 | |
32 | Решение занимательных задач | 1 | Решение нестандартных задач, задач на логическое мышление с применением полученных ранее знаний. | Закрепление ранее полученных знаний.. | ||
33 34 | Контрольное тестирование | Закрепление ЗУНов полученных при изучении курса изо и черчения | ||||
35 | Обобщение знаний | Решение нестандартных задач, задач на логическое мышление с применением полученных ранее знаний. | Закрепление ранее полученных знаний. Отработка навыков работы с чертежными инструментами. | |||
ВСЕГО:35 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/29/picture-75496-1695990899.jpg)
рабочая программа для неделимых классов 8 класс (26/01/16)
Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.Основным предназначением образовательной области «Технология» ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/05/picture-375714-1388942123.jpg)
Рабочая программа по технологии (5 класс)для неделимых классов
Рабочая программа по технологии (5 класс)для неделимых классов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/05/picture-375714-1388942123.jpg)
Рабочая программа по технологии (6 класс)для неделимых классов
Рабочая программа по технологии (6 класс)для неделимых классов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/05/picture-375714-1388942123.jpg)
Рабочая программа по технологии (8 класс)для неделимых классов
Рабочая программа по технологии (8 класс)для неделимых классов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/25/picture-650511-1437815648.jpg)
Рабочая программа по технологии. 8 класс. (неделимый класс)
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по технологии (М.: «Просвещение», 2011 г.) в соответствии с содержанием указанных учебников. Учебники: Тех...
Рабочая программа по технологии. 5 класс (для неделимых классов). По учебнику Н. В. Синица - универсальная линия "Алгоритм успеха"
Учебно-методический комплекс:1. Письмо комитета по образованию «Методические рекомендации по организации изучения учебного предмета «Технология» в общеобразовательных орг...
рабочая программа по технологии 5 класс (неделимые классы) по программе Сасовой И.А.
Рабочая программа по направлению «Технология. Технический труд» составлена для обучающихся5, 6, 7,8 классов на основе следующих документов:Нормативная база:Федеральный Государственны...