Рабочая программа по Изобразительному искусству для 5 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Крылова Татьяна Робертовна

 Реализация программы обеспечивается УМК:

учебник для 5 класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Б.М. Неменский, Н.А. Горяева, О.В. Островская.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_izo_s_uud_5_kl2015.docx60.81 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

Изучение изобразительного искусства в 5 классе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития    личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования.

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе:

  • приказа Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» ( в редакции приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
  • постановления  Главного  государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию к реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об учреждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (в редакции приказов Минобрнауки России от 13.12.2013 №1342, от 28.05.2014 №598)
  • примерной учебной программы по предмету «Изобразительное искусство» (автор: Неменский Б.М Н.А. Горяева, О.В. Островская, М.: Просвещение, 2013 г.);
  • приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 760 от 27.07.2012 года;
  • учебного плана МКОУ Копенкинская СОШ на 2015-2016 учебный год.

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена с учетом логики учебного процесса общего среднего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у обучающихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала обучающихся на материале изобразительного искусства.

В примерную учебную программу внесены следующие изменения и дополнения:

-  в последовательность изучения тем  (тема 6 «Воронежский  народный орнамент » перенесена на тему 4 «Конструкция и декор предметов народного быта.» в разделе 1. «Древние корни народного искусства»; её изучение целесообразно до изучения темы 6, что объясняется логической взаимосвязью изучаемых ключевых понятий данных тем, а так  же модульным подходом к преподаванию);

-  в содержание учебного предмета:

-  тема 7 «Народная праздничная одежда» объединена с темой  «Головные уборы», что обусловлено целесообразностью (или рациональностью)  изучения ключевых понятий указанных выше тем в рамках одной темы;

-содержание тем 2,4,6,7,8,9 Дополнено вопросами, углубляющими и расширяющими базовые знания, связанными с региональным компонентом образовательной области «Изобразительного искусства».

   Программа выстроена по принципу концентрических возвращений к основам изобразительного искусства, изученным ранее, их постоянного углубления и более широкого раскрытия.

Цель и задачи  учебного предмета

Цель: формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира.

Задачи:

—    развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

—    гармонизация эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основы формирования целостного представления о мире;

—    развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире;

—    подготовка обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Общая характеристика учебного предмета

Особенности содержания обучения изобразительному искусству в 5 классе обусловлены спецификой искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания, а также многолетними традициями отечественной педагогики. 

Изучение изобразительного искусства в 5 классе направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся. Заложенные в начальной школе навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности должны обрести новое качество.

Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществознание, русский язык и литература). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п.

Ведущими подходами при изучении предмета являются системно-деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества.

Основными видами учебной деятельности обучающихся являются: восприятие произведений пластических искусств; практическая творческая деятельность в различных жанрах, видах, художественных материалах и техниках, проектная деятельность.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МКОУ Копёнкинская СОШ. Предмет «Изобразительное искусство»  изучается в 5 классе в объеме 35 часов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Обучение обучающихся изобразительному искусству должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов.

Личностные результаты изучения изобразительного искусства в 5 классе:

• в ценностно-ориентационной сфере:

—    формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

—    принятие мультикультурной картины современного мира;

• в трудовой сфере:

—    формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

—    готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

• в познавательной сфере:

—   умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в   5 классе  проявляются:

• в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира; 

• в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;

• в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;

• в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.

В области предметных результатов МКОУ Копёнкинская СОШ предоставляет возможность ученику 5 класса  научиться:

• в познавательной сфере:

—    познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;

—    осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;

—    приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

—    различать изученные виды пластических искусств;

—    воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;

—    описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;

• в ценностно-ориентационной сфере:

—    формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;

—    развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;

—    понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;

—    уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства; 

— ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

• в коммуникативной сфере:

—    ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;

—    организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;

• в эстетической сфере:

—    реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;

—    развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;

—    воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

—    проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;

• в трудовой сфере:

—    применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.

Основными содержательными линиями при изучении изобразительного искусства являются: 

- возникновение и виды пластических искусств; язык и жанры изобразительного искусства; 

- художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; связь времен в искусстве на примере эволюции художественных образов.

Содержание учебного предмета

№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего часов

1.

Древние корни народного искусства

9

2.

Связь времен в народном искусстве

7

3.

Декор: человек, общество, время

10

4.

Декоративное искусство в современном мире

8

Итого:

34

Учебно-тематический план по предмету ИЗО в 5 классах на 35  часов  в год

Темы уроков

часы

Цветовой круг

1

Единство конструкции и декора в народном жилище.

1

Древние образы в народном искусстве.

1

Конструкция и декор предметов народного быта.

2

Воронежский  народный орнамент.

1

Народная праздничная одежда.

2

Головные уборы.

1

Праздничные народные гуляния

1

Древние образы в современных народных игрушках.

2

Народные промыслы и современное развитие

9

Зачем людям украшения.

1

ДПИ Древнего Египта.

1

ДПИ Древней Греции.

1

Эмблемы и гербы

1

ДПИ Западной Европы 17 века

1

Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества.

2

Роль ДПИ в жизни человека.

1

Современное выставочное декоративное искусство.

3

Создание коллективной работы из мозаики.

3

Итого

35

Универсальные учебные действия (УУД)

  1. Древние корни народного искусства

Личностные универсальные учебные действия:

— на личностное самоопределение;

— на нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

— на организацию и осуществление сотрудничества;

— тренинги коммуникативных навыков;

— ролевые игры;

Познавательные универсальные учебные действия:

— задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;

— задачи и проекты на проведение теоретического исследования;

Регулятивные универсальные учебные действия:

— на рефлексию;

— на оценивание;

  1. Связь времен в народном искусстве

Личностные универсальные учебные действия:

— на развитие Я-концепции;

— на мотивацию;

— на нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

— на организацию и осуществление сотрудничества;

— тренинги коммуникативных навыков;

Познавательные универсальные учебные действия:

— задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;

— задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;

Регулятивные универсальные учебные действия:

— на оценивание;

— на принятие решения;

  1. Декор: человек, общество, время

Личностные универсальные учебные действия:

— на личностное самоопределение;

— на мотивацию;

— на нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

— на организацию и осуществление сотрудничества;

— на передачу информации и отображение предметного содержания;

— тренинги коммуникативных навыков;

— ролевые игры;

Познавательные универсальные учебные действия:

— задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;

— задачи и проекты на проведение теоретического исследования;

Регулятивные универсальные учебные действия:

— на рефлексию;

— на оценивание;

— на самоконтроль;

  1. Декоративное искусство в современном мире

Личностные универсальные учебные действия:

— на личностное самоопределение;

— на развитие Я-концепции;

— на нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

— на передачу информации и отображение предметного содержания;

— тренинги коммуникативных навыков;

Познавательные универсальные учебные действия:

— задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;

— задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;

— задачи на смысловое чтение.

Регулятивные универсальные учебные действия:

— на планирование;

— на рефлексию;

— на оценивание;

— на принятие решения;

— на самоконтроль;

Учебно-методический комплекс

Интернет-ресурсы:

http://school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];

http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];

http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];

http://urokizo.ru [Сайт «Урок ИЗО»];

http://videouroki.net [Сайт видеоуроков];

Горяева Н.А., Островская О.В. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство 5 класс М. Просвещение 2013 год.

Алексеев В.В. Что такое искусство? - Вып.2.-М.,1979.

Гачев Г. Национальные образы мира. - М.,1988.

Геронимус Т. Сам себе мастер. - М.,2003.

Громыко М.М. Мир русской деревни -М.,1991.

Даркевич В.П. Народная культура средневековья - М.,1988.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. -М.,1988.

История моды. -в кн.: Я познаю мир. Энциклопедия - М.,1988.

Костерин Н.П. Учебное рисование. -М.,1984.

Мифологический словарь - М., 1991.

Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры - М.,1983.

Рондели Л.Д./ Народное декоративно-прикладное рисование/ - М.,1984.

Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия/. - М.,1990.

Материально-техническое обеспечение

 Библиотечный фонд (печатная продукция)

1.

Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

2.

Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству

3.

Авторские программы по изобразительному искусству

4.

Учебно-методические комплекты к программе по, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства

5.

Учебники по изобразительному искусству

6.

Рабочие тетради

7.

Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства)

8.

Методические журналы по искусству

9.

 Учебно-наглядные пособия

10.

Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства

11.

Энциклопедии по искусству, справочные пособия

12.

Альбомы по искусству

13.

Книги о художниках и художественных музеях

14.

Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры

15.

Словарь искусствоведческих терминов

16.

Портреты русских и зарубежных художников

17.

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

18.

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

19.

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

20.

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

21.

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

Технические средства обучения (ТСО)

1

Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением

2

Мультимедиа проектор

3

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций

4

Экран (на штативе или навесной)

5

Фотоаппарат

Экранно-звуковые пособия

1

Аудиозаписи

2

Видеофильмы:

- по памятникам архитектуры

- по художественным музеям

- по видам изобразительного искусства

- по творчеству отдельных художников

- по народным промыслам

- по декоративно-прикладному искусству

- по художественным технологиям

Календарно-тематический план.

5 класс

Тема: «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека»

№ урока

Тема урока

Элементы содержания изучаемого материала

Количество часов

Содержание урока

УУД

дата

по

пла

ну

фактичес

ки

1

«Цветовой круг»

Цель: Познакомить детей с понятием живопись, основы цветоведения, смешанные и основные цвета, спектр

Живопись, спектр, основные и смешанные цвета.

1

.

Практическое упражнение по смешиванию цветов.

Познавательные: определять тёплые, холодные тона, контрастные и сближенные по цвету, основные и составные цвета.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР:  доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

2

«Единство конструкции и декора в народном жилище»

Цель: Изучение языка декоративно-прикладного искусства, знакомство с сюжетно-декоративной композицией.

Познакомить учащихся с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище; сформировать понятия духовное и материальное

Стр.6-9

Декоративно-прикладное искусство, конструктивные особенности строения народного

жилища,

особенности украшения фронтона. Интерьер.

1

Органичное единство функционального и эстетического значения вещи в интерьере крестьянского жилища. Удобство конструкции мебели, посуды, подчёркивание формы и конструкции узором. Внимательное отношение народных мастеров к особенностям материала, из которого сделаны предметы быта (дерево, металл, глина). История декоративно-прикладного искусства.

Задание: беседа с показом слайдов, выбор тем для более пристального изучения, начало индивидуальной

работы над рисунком по теме «В крестьянской  избе», выбор композиции интерьера избы.

Материалы: бумага, мелки, простые карандаши можно пастель.

Зрительный ряд: примеры интерьеров крестьянского жилища (слайды, открытки, книжные иллюстрации, компьютерные вёрстки, репродукции картин художников).

Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР:  доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

3

«Древние образы в народном искусстве»

Цель: познакомить учащихся с понятием и языком ДПИ, открыть содержательный смысл художественного образного языка ДПИ, его связь с явлениями жизни.

Стр. 12-19

Древние образы. Связь времён в народном искусстве. Виды декора. Символика цвета и формы.

Древние корни народного искусства, специфика его образно-символического языка.

1

Народное искусство, его традиционные образы важно раскрыть ребятам как память народа, глубокими корнями уходящую в историю народных представлений о мироздании. Древние образы- солнечные диски, конь, птица, баба, древо жизни- были проникнуты поэтическим восприятием мира в его связях с жизнью людей, с ритмическими чередованиями времени суток, времён года, праздниками, традициями, погодными явлениями и т.д. Специфические изобразительные виды декора: сюжетное изображение, символическое изображение, орнамент. Символика цвета и формы.

ПРОЕКТ -  Задание:

Изобразить чудо- птицу, древо жизни, чудо- коня или композицию из различных элементов древнерусской символики;

Импровизация на тему древних образов в узорах вышивок на полотенцах, росписях и резьбе по дереву;

Изображение фронтона дома, украшенного резьбой в стиле древних мастеров или украшение наличника для окон дома.

Материалы: восковые мелки или акварель, возможно использование гуаши, кисти, бумага, также модно использовать тушь, палочку, перо, цветную бумагу.

Зрительный ряд: солярные знаки, варианты изображения коня, птицы, дерева, примеры сюжетных и символических изображений, народного орнамента, слайды с примерами древних образов на прялках, на вышитых полотенцах, в резьбе по дереву, детали декора экстерьера избы.

.   Музыкальный ряд: народная музыка или звуки природы.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

Коммуникативные: формулировать вопросы по данной проблеме.

Регулятивные: определять последовательность действий

4

«Воронекжский народный орнамент».

Цель: Познакомить детей с особенностями Воронежского народного орнамента, его  символами на примере вышивки. Стр. 44-49

Особенности русского орнамента Символы. Кружево. Вышивка. Композиция. Орнамент. Цвет.

.

1

Мир крестьянина был заполнен красочным цветением росписи, резными узорами, вышивками и затейливыми кружевами. Они доставляли радость людям и имели символическое значение. Виды вышивок. Их происхождение. Задание: придумать образец вышивки для украшения полотенца.

Материалы: цветные карандаши, фломастеры.

Зрительный ряд: образцы вышивок и кружев.

Музыкальный ряд: классическая музыка

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению.

5

«Конструкция и декор предметов народного быта. Стилизация формы. Работа над созданием орнамента»

Цель: Познакомить детей с понятием стилизация формы, с принципами стилизации.

Стр.30-43

Стилизация. Декорирование. Принципы стилизации.  Композиция. Симметрия и ассиметрия.

1

Декорирование формы и отдельных её элементов. Стилизация как декоративное обобщение и подчёркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приёмов. Принципы стилизации: превращение объёмной формы в плоскую и упрощение конструкции; обобщение формы и изменение абриса; обобщение формы в её границах; обобщение и усложнение формы добавление деталей, отсутствующих в натуре. Элементы построения орнамента. Обобщение формы живописными средствами: реалистическое изображение; декоративное изображение; абстрактное изображение. Стилизация формы графическими средствами.

Задание: творческое задание по выбору учащихся: Используя принципы стилизации выполнить стилизацию формы живописными средствами, Нарисовать любой предмет крестьянского быта.

Материалы: кисти, гуашь, бумага или чёрная тушь, гуашь, палочка, перо.

Зрительный ряд: варианты стилизации различных форм живописными и графическими средствами.

Музыкальный ряд: классическая музыка.

Познавательные: использовать общие приемы задач.

Коммуникативные: формировать собственную позицию.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: ценностное отношение к природному миру.

6

«Конструкция и декор предметов народного быта. Виды орнаментов»

Цель: Сформировать навыки создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета, познакомить учащихся с основными видами орнаментов и принципами композиционного построения.

Стр. 20-29

Орнамент- как основа декоративного украшения. Виды орнаментов. Утварь. Композиция.

Народное художественное творчество. Орнаменты народов России и зарубежных стран.

1

Подробное рассмотрение различных предметов народного быта.
Прялка, её значение в жизни крестьянской семьи, её конструкция и символика
орнамента. Ковши в форме птицы, утицы. Деревянные резные и расписные ложки бочонки, солонки и т.д. Знакомство с русским народным орнаментом, северный орнамент, орнамент центральных областей,
национальными орнаментами

Виды орнаментов: замкнутый, ленточный, сетчатый, а также их деление на геометрические, растительные, животные, символические, комбинированные и т.д.

Задание: творческое задание по выбору учащихся: Рисование различных предметов народного быта и их роспись орнаментом с включением древних образов; Рисование различных предметов разных народов и их роспись в соответствии с национальным стилем росписи. Материалы: бумага, кисти, гуашь.

Зрительный ряд: изображения предметов крестьянского быта, репродукции орнаментов разных народов. Музыкальный ряд: русская народна, национальная музыка.

Познавательные: рассуждать о характерных признаках  народного жилища.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

ЛР:

ценностное отношение к культуре своего края.

7-8

«Народная праздничная одежда».

Цель: Познакомить учащихся с особенностями русского праздничного костюма, сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды, закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции.

Стр. 50-55

Народный костюм. Символическое значение костюма. Цвет.

2

Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Особенности пошива в разные исторические эпохи, особенности узоров и украшений, их значение. Особенности национальной одежды своего региона.

Задание: работа над эскизами костюмов- импровизация по мотивам старинной праздничной одежды.

Материалы: бумага, карандаши.

Зрительный ряд: репродукции, слайды с примерами старинной праздничной одежды, нарядных головных уборов, вышитых рубах и юбок, плетёных поясов или сами предметы.

Содержание: обсуждение принесённого учащимися материала. Заслушивание докладов.

Задание: выполнение проектов праздничных костюмов с орнаментами (национальные костюмы, вышитые рубахи, сарафаны, пояски и т.д.)

Материалы: бумага, ножницы, клей, гуашь, акварель, кисти, мелки, пастель, цветная бумага, ленточки, фантики от конфет и шоколадок, фольга, всё необходимое для индивидуального проекта.

Зрительный ряд: репродукции, слайды с примерами старинной праздничной
одежды.

Музыкальный ряд: народная музыка.

Литературный ряд: произведения национальных писателей по теме       урока

Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задачи.

Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме.

Регулятивные: определять последовательность действий.

ЛР:

уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

9

««Народная праздничная одежда».

»

Цель: Познакомить детей с народными головными уборами, их особенностями. Установить связь между всеми частями народного костюма и народного жилища.

Стр. 56-59

Взаимосвязь одежды и жилища. Символы. Композиция костюма. Орнамент. Цвет.

1

Национальные головные уборы, их значение. Современные головные уборы, их значение.

Задание: выполнение проектов головных уборов по выбору учащихся, отличительная черта выбранного орнамента.

Материалы: бумага, кусочки ткани, гуашь, кисти, бусинки и т.д.

Зрительный ряд: репродукции, слайды с примерами старинных головных уборов (девичьих женских, мужских).

Музыкальный ряд: народная музыка.

10

«Праздничные народные гуляния»

Цель: обобщить знания и навыки по теме «Древние корни народного искусства», устный, музыкальный и  художественный фольклор.

Стр. 60-63

ДПИ. Символы. Орнамент. Стилизация. Декор. Композиция костюма.

1

Урок направлен на обобщение и закрепление знаний учащихся о декоративном крестьянском искусстве. Организован в форме выступления поисковых групп с рассказами о народном искусстве.

Задание: ПРОЕКТ оформить альбом «Народное декоративно-прикладное искусство»

Материалы: бумага, краски, кисти, клей, ножницы и т.д.

Музыкальный ряд: народные мелодии-плясовые, протяжные и т.д.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

11-12

«Древние образы в современных народных игрушках. ДЫМКА»

Цель: Знакомство с древней русской игрушкой: филимоновской, каргопольской, дымковской.

Стр. 66-75

Дымковская игрушка. Декор. Стилизация. Промысел. Обжиг. Сушка. Грунтовка. Мазок.

2

Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека. Современный интерес к народным промыслам. Игрушки в жизни людей (филимоновская, каргопольская и т.д.). История появления дымковской игрушки Изготовление игрушки. Основные элементы росписи. Единство формы и декора в игрушках. Современный промысел Дымковской игрушки

Задание: вылепить дымковскую игрушку.

Материалы: глина, стеки, вода, тряпочка, подкладная доска.

Зрительный ряд: иллюстрации игрушек (филимоновской, каргопольской, дымковской). Электронная презентация.

Музыкальный ряд: народная и классическая музыка.

Содержание: Особенности росписи Дымковской игрушки Создание единства формы и декора игрушки, композиции и ритма, цветовых пятен и элементов. Использование лучинок «глазнички», «пятнушечки». Применение такой техники как «мазание». Стилизация форм в росписи: яблоки-кружочки, колечки, точки, змейки- волнистые и прямые линии и т.д. Применение в росписи линейного и сетчатого орнаментов.

Задание: Роспись Дымковской игрушки.

Материалы: лучинки, гуашь, кисти тонкие, тряпочка, вода.

Зрительный ряд: материалы с элементами росписи Дымковской игрушки.

Музыкальный ряд :классическая музыка.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.

Коммуникативные:

задавать вопросы;

вести устный диалог

осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные:

Адекватно использовать речь;

Составлять план работы по достижению планируемого результата.

ЛР: ценностное отношение к труду и культуре своего народа.

13-14

«Народные промыслы, их истоки и современное развитие. ГЖЕЛЬ»

Цель: Познакомить учащихся с народными промыслами России, выявить их отличия и общность, сформировать навыки составления декоративной композиции, работы открытым мазком без предварительного рисунка.

Стр.76-81

Гжельская керамика. Декор. Стилизация. Промысел.

Роспись.

Оформление.

Обрамление.

Обжиг. Глазурь.

2

Что такое промысел. Особенности изготовления и росписи гжельской керамики. Разнообразие и стилизация форм. Декоративное оформление частей предметов.

Задание: используя технику папье-маше выполнить посуду (тарелочки, чашки, стаканчики и т.д. по выбору учащихся)

Материалы: основа, газетная бумага, вода, клей, ножницы, наждачная бумага.

Зрительный ряд: иллюстрации или изделия гжельской керамики. Электронная презентация.

Содержание: Особенности использования чёрного и синего кобальта в росписи. Значение глазури. Использование замкнутого и ленточного орнаментов.
Особенности нанесения мазков без прорисовки. Основные мотивы росписи:

Задание: используя основные мотивы росписи расписать сделанное на предыдущем уроке изделие.

Материалы: синяя и белая гуашь, кисти разной толщины, вода, палитра, лак.

Зрительный ряд: Образцы основных мотивов гжельской росписи. Музыкальный ряд: народная и классическая музыка.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к народным традициям

15-16

«Народные промыслы, их истоки и современное развитие. МАТРЁШКА»

Декор.  Матрёшка. Стилизация. Промысел.

Роспись.

Оформление.

Обрамление.

Инкрустация.

2

Матрёшка- собирательный образ, берущий своё начало от древней Берегини. Изготовление в разных местах в России: в Загорске, Полхов- Майдане, Семёнове. Отличие росписи матрёшек разных регионов. Разнообразие пластических форм Особенности росписи. Особенности рисования матрёшки.

Задание: продумать и нарисовать эскиз матрёшки по выбору учащихся, продумать роспись и материалы с которыми придётся работать на следующем уроке

Материалы: бумага, простой карандаш.

Зрительный ряд: матрёшки или иллюстрации, рисунки учащихся, физическая карта России. Электронная презентация.

Музыкальный ряд: народная и классическая музыка.

Литературный ряд: произведения поэтов и прозаиков, посвященные этой замечательной игрушке.

Содержание: Знакомство и применение на практике тонкостей росписи матрёшек.

Материалы: по возможности токарная форма, если нет то бумага с эскизом, гуашь или акварель

Зрительный ряд: материалы с росписью матрёшек разных регионов России.

Музыкальный ряд: народная и классическая музыка.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

Коммуникативные: формулировать вопросы по данной проблеме.

Регулятивные: определять последовательность действий.

17-18

«Народные промыслы, их истоки и современное развитие. ГОРОДЕЦ.»

Стр. 82-85

Городецкая роспись. Декор. Стилизация. Промысел.

Роспись.

Оформление.

Обрамление.

Обжиг.

2

Возникновение искусства Городецких мастеров, его особенности.

Задание: выполнить наброски по выбору: прялки, разделочные доски, короба, игрушки, предметы мебели и т.д., продумать декоративные элементы какие будут использованы в будущей росписи.

Материалы: токарная форма, если нет то бумага, простой карандаш.

Зрительный ряд: образцы предметов с использованием Городецкой росписи или иллюстрации. Электронная презентация.

Музыкальный ряд: народная или классическая музыка.

Литературный ряд: произведения поэтов и прозаиков, посвященные описанию данного промысла.

Особенности городецкой росписи.

Задание: выполнить роспись на заготовленных токарных формах или на приготовленных набросках, составление орнамента по фантазии учащихся.

Материалы: токарные формы или бумага, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: иллюстрации с элементами Городецкой росписи.

Музыкальный ряд: народная или классическая музыка.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к народным традиции ям.

19-20

«Народные промыслы, их истоки и современное развитие. ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА.»

Стр. 86-91

Особенности росписи золотой хохломы. Декор. Стилизация. Промысел.

Роспись.

Оформление.

Обрамление.

Обжиг.

2

Именем старинного торгового села в Горьковской области стала называться роспись деревянной посуды и мебели. Особенности изготовления таких изделий (используемые виды древесины). Особенности обработки таких изделий (использование глины «вапы», олифы, серебристого алюминиевого порошка, масляных жаростойких красок). Почему роспись называется «Золотая хохлома» (готовую вещь несколько раз олифят и сушат в печи, после чего после чего серебро даёт золотистый оттенок, а красные узоры еще больше пламенеют на золотом и чёрном фоне, поэтому Хохлому называют «золотой» и «пламенной»).

Задание: выполнить наброски деревянных изделий и продумать элементы орнамента которые будут использованы для росписи.

Материалы: бумага, простой карандаш.

Зрительный ряд: изделия «Золотой хохломы», иллюстрации с изделиями и
росписью. Электронная презентация.

Литературный ряд: произведения поэтов и прозаиков, описывающих промысел.

Содержание: Особенности хохломской росписи.

Задание: выполнить роспись на заготовленных набросках, использование орнамента по выбору учащихся.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: элементы хохломской росписи, иллюстрации с готовыми изделиями.

Музыкальный ряд: народная или классическая музыка.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

Коммуникативные: формулировать вопросы по данной проблеме.

Регулятивные: определять последовательность действий.

21

«Народные промыслы, их истоки и современное развитие. ЖОСТОВО, ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА, ЧЕКАНКА»

Стр.92-95

Жостовские подносы. Лаковая миниатюра. Декор. Стилизация. Промысел.

Роспись.

Оформление.

Обрамление.

Литьё.

Миниатюра. Замалёвок.

1

«Лаковые промыслы».

Содержание: Познакомить детей с лаковой миниатюрой   История возникновения этого промысла в России. Знакомство с произведениями мастеров Палеха. Мстёры, Холуя, Федоскино. Своеобразие каждого из центров лаковой живописи.

Жостовская роспись представляет собой цветочную композицию. Художнику необходимо угадать правильное соотношение между росписью и фоном. Как правило дополняется золотой орнаментальной рамкой составленной из элементов, которые называются ёлочкой, травкой, лентой, рожочками, дождичком и др Последовательность жостовской росписи: замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка, лакировка, полировка. Использование лаковых изделий.

Зрительный ряд: открытки с изображениями лаковых изделий, готовые изделия по возможности, слайды и т.д.

Литературный ряд: произведения писателей, где описываются лаковые промыслы.

Музыкальный ряд: народная музыка.

«Чеканные изделия».

Содержание: Причудливые узоры из трав, цветов, многофигурные композиции украшают многие старинные блюда, ковши, чаши, оклады икон, оправы оружия из золота или серебра, а также и современные изделия. Сделаны они в технике рельефной чеканки. Материалы использующиеся для чеканки мягкий листовой материал: медь, латунь, алюминий и т.д.) Рабочие принадлежности- чеканы, давильники, молотки, коврики, ящики, подушки, «смола» и т.д. Подготовка материала к чеканке. Изготовление чеканки. Изделия мастеров Москвы, Новгорода, волжских сёл Красное, Подольское, Северного Кавказа, Урала. Собрание экспонатов музеями мира (Оружейная палата, Лувр, Эрмитаж и др.).

Литературный ряд: произведения писателей о кустарном производстве- чеканка.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

Коммуникативные: формулировать вопросы по данной проблеме.

Регулятивные: определять последовательность действий.

22

«Зачем людям украшения?»

Цель: Сформировать понятие социальной функции декоративного искусства в организации общества, познакомить с эволюцией и образным значением одежды.

Стр. 106-107

Ювелирное искусство.

1

Обратить внимание на выражение через декор принадлежности к различным социальным группам в определённые периоды развития общества.  Речь идёт одновременно о влиянии мировоззрения и условий жизни людей разных стран и разных эпох на образный строй произведений декоративного искусства.

В классе создаются новые поисковые группы для сбора материала по декоративному искусству Древнего Египта и Древней Греции.

Зрительный ряд: Электронная презентация по теме.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению.

23

«Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта».

Цель: Познакомить учащихся с понятием ювелирное искусство, с языком древнего декоративного искусства, особенностями искусства Древнего Египта, сформировать умение различать декоративное искусство разных времён по стилистическим особенностям.

Стр. 108-117

Ювелирное искусство. Орнамент. Композиция.

1

Мифология Древнего Египта. Ювелирное искусство. Особенности костюмов. Женские украшения. Особенности орнамента.

Задание: выполнить эскиз ювелирного украшения в стиле древнеегипетского искусства: солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения.

Материалы: бумага, мелки.

Зрительный ряд: Электронная презентация.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.объяснять и обосновывать свой выбор, и последовательность действий

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к труду и работам других участников творческого процесса.

24.

«Декоративно-прикладное искусство Древней Греции».

Цель: Познакомить учащихся с декоративным искусством Древней Греции, сформировать понимание места и роли декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена. Познакомить со стилями и сюжетами древнегреческой живописи по керамике.

Орнамент. Глиптика. Гончарное искусство. Роспись.

1

Мифология. Особенности одежды. Декоративное искусство. Глиптика. Греческая вазопись. Виды греческих ваз. Виды росписи и её особенности.

Задание: Изобразить мифологический сюжет в чёрнофигурном стиле на сосуде любой формы.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, чёрная тушь.

Зрительный ряд: греческая архитектура, скульптура, иллюстрации мифов, древнегреческая глиптика.

Музыкальный ряд: мелодия «Сиртаки», шум моря.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению.

25

«Эмблемы и Гербы, зачем они нужны?»

Цель: Познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере гербов, флагов, эмблем, сформировать навыки составления композиции герба, сочетания цветов.

Стр. 134-139

Эмблема. Герб. Цвет. Символический язык.

1

Герб. Герольды. Форма герба. Геральдические фигуры. Цветовая гамма в оформлении гербов её значение. Композиция герба. Эмблемы. Флаги. Значение цветовой гаммы. История герба и флага России.

Задание: ПРОЕКТ выбрать образ нового города (город сад, город фантазий и т.д.). Определить и выбрать соответствующую образу символику. Составить эмблему города.

Материалы: по выбору учащихся.

Зрительный ряд: электронная презентация.

Музыкальный ряд: музыка Вивальди.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

26

«Декоративное искусство Западной Европы 17 века»

Цель: Познакомить учащихся с декоративным искусством в стиле барокко, сформировать понимание места и роли декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена, сформировать навыки создания проектов предметов среды, объединённых единой стилистикой.

Стиль. Архитектура. Инкрустация. Резьба по дереву. Интерьер. Гобелен. Гуашь.

1

Стиль барокко. Особенности архитектуры. Декор мебели. Орнамент. Инкрустация. Гобеленовое искусство. Особенности художественного языка классического декоративного искусства

Задание: Коллективная работа «Бал во дворце» по созданию интерьера дворца. Мебели.

Зрительный ряд: Электронная презентация.

Материалы: бумага, ватман А0, гуашь.

Познавательные:

узнавать, называть, определять основные характерные черты стиля барокко;

Коммуникативные:

обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа.

Регулятивные:преобразовать познавательную задачу в практическую.

27-28

«Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества. Одежда французского двора второй половины 17 века»

Цель: Познакомить учащихся с особенностями средневековой одежды различных слоёв общества, сформировать умение придерживаться в работе единства формы и декора, сформировать навыки работы над аппликацией из ткани и цветной бумаги.

Стр.118-133

Стиль. Стилевое единство. Коллаж.

2

Стилевое единство декора одежды, предметов быта, архитектуры и т.д. Регламентация одежды для разных слоёв общества.

Задание: выполнить эскизы костюмов придворных аристократов в технике коллаж.

Завершение работы над проектом «Бал во дворце».

Материалы: цветная бумага, кусочки ткани, клей, ножницы и т.д.

Зрительный ряд: Электронная презентация.

Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.

Участвовать

в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.

29

«Роль декоративного искусства в жизни человека»

Цель: обобщить и проверить знания учащихся по теме «Декор-человек, общество, время».

Стр.142-147

1

Игра-викторина «Роль декоративного искусства в жизни человека».

Познавательные: ориентироваться в разнообра-зии способов решения задачи.

Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата

ЛР: эстетические чувства

30

«Современное повседневное и выставочное декоративное искусство»

Цель: Познакомить учащихся с современным декоративным искусством, показать тенденции современного декоративного искусства и его отличие от традиционных народных промыслов.

Стр. 148-167

Декор. Витраж. Коллаж. Батик. Аппликация. Керамика. Ковка. Гобелен. Выставочное искусство.

1

Использование декоративного искусства в оформлении интерьеров зданий различного назначения. Виды современного декоративного искусства. Витраж. Мозаика, Керамика. Художественное стекло. Изделия из металла. Художественная ковка. Гобелен. Батик. Значение выставочного искусства.

Зрительный ряд: Электронная презентация.

Познавательные:

узнавать, называть, определять основные характерные черты современного декоративно - прикладного искусства;

Коммуникативные:

обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа.

Регулятивные:преобразовать познавательную задачу в практическую.

31-32

«Современное декоративное искусство. Витраж»

Цель: Познакомить учащихся с искусством витража, сформировать навыки и умения создания художественного образа в декоративной работе.

Стр. 180-183

Витраж. Цвет. Свет.

2

Витраж. Светофильтр. Особенности витражного искусства.

Задание: выполнить эскиз декоративной композиции для техники витража, имитацию витража

Материал: краски, кисти, цветная бумага, цветная плёнка, пластилин, прозрачная твёрдая плёнка.

Зрительный ряд: готические витражи и современные витражи.

Познавательные:

узнавать, называть, определять основные характерные черты современного декоративно - прикладного искусства;

Коммуникативные:

обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа.

Регулятивные:преобразовать познавательную задачу в практическую.

33-35

«Создание коллективной работы из мозаики»

Цель: познакомить учащихся с искусством мозаики, повторить знания по созданию композиции, сформировать навыки коллективной работы.

Стр.168-179, 184-189

Мозаика. Цвет. Фактура. Нюансы цвета. Спектр.

2

Искусство мозаики. Используемые материалы. История возникновения. Фактура.

Задание: ПРОЕКТ выполнить коллективную работу «Моя деревня» в технике мозаики.

Материалы: цветная бумага, опил крашенный, манная крупа, испитой чай и т.д., клей, ножницы.

Коммуникативные: умение выступать перед большой аудиторией,высказывать и защищать своё мнение. Уметь правильно и грамотно формулировать свою мысль.

Регулятивные: предвидеть возможные сложности и проблемы во время защиты проекта, и продумать способбы их урегулирования.

ЛР: эстетические чувства, чувства удовлетворения от достигнутой цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Изобразительному искусству 5 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,

Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...

Рабочая программа по Изобразительному искусству 6 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,

Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (по программе Б.М. Неменского)

Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреж...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...