Урок на тему Маринистический жанр. Композиция "Путешествие парусника". 5 класс.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Цель урока: расширить представление о живописи, как виде изобразительного искусства, закрепить понятие о выразительных средствах живописи, маринистическом жанре, познакомить с творчеством И. К. Айвазовского; развивать цветочуствительность, цветовосприятие, образное мышление, наблюдательность, зрительную память; совершенствовать навыки работы красками; воспитывать любовь к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_marinisticheskiy_zhanr_ogarok_a._s.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
5 КЛАСС
Тема: Маринистический жанр. Композиция «Путешествие парусника».
Цель урока: расширить представление о живописи, как виде изобразительного искусства, закрепить понятие о выразительных средствах живописи, маринистическом жанре, познакомить с творчеством И. К. Айвазовского; развивать цветочуствительность, цветовосприятие, образное мышление, наблюдательность, зрительную память; совершенствовать навыки работы красками; воспитывать любовь к природе.
Тип урока: интерактивный.
Техника исполнения: живопись.
Оборудование: для учителя – таблица «Наше настроение», презентация «Маринистический жанр. Айвазовский И. К.», детские работы с изображением морского пейзажа, кораблики для рефлексии; аудиозаписи: песня «Если видишь на картине…», увертюра И. Дунаевского к к/ф «Дети капитана Гранта», А. Вивальди «Шторм», звуки моря, инструментальная музыка;
для учащихся – альбомный лист, акварель, кисти; столы сдвинуты по три, 6 человек садятся вокруг них.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Ребята, на таблице «Наше настроение» изображены три личика-смайлика в разном настроении:
- улыбающийся,
- равнодушный,
- грустный.
У меня сейчас настроение хорошее, я рада вас видеть. А какое настроение у вас? У кого настроение соответствует смайлику № 1, № 2, № 3? Почему? Я надеюсь, что наша совместная работа вам понравится, и настроение по окончании урока у всех будет прекрасным.
- Объявление темы и цели урока
Тема нашего урока: Маринистический жанр. Композиция «Путешествие парусника».
- Мотивация учебной деятельности
Ответьте на вопросы:
Что такое живопись? /вид ИЗО, произведения которого создаются красками и кистями/.
Какое самое главное выразительное средство живописи? /цвет/.
Как называется жанр, о котором идет речь в песне «Если видишь на картине…?» Звучит аудиозапись /пейзаж/.
Какие бывают пейзажи по сюжету? /сельские, городские, индустриальные, лесные, горные, морские/.
Учитель напоминает, что пейзажи могут быть написаны в разное время года и суток, при различных погодных условиях. И всегда природа будет выглядеть иначе.
Сегодня мы подробнее остановимся именно на морском пейзаже, ведь море всегда влекло к себе человека своими тайнами и красотой. Даже существует отдельный жанр – маринистический – название которого произошло от слова «марина» (лат.) – морская.
- Изучение нового материала
Показ презентации «Маринистический жанр. Айвазовский И. К.»
Учитель рассказывает о жизни и творчестве всемирно известного художника-мариниста, самого выдающегося певца моря – Ивана Константиновича Айвазовского.
- И. К. Айвазовский родился 17 июля 1817 г. в г. Феодосия в Крыму в семье купца. С детства постоянно изображал море.
- В 16 лет Иван поступил в Императорскую Санкт-Петербургскую Академию художеств. Закончил ее в 1839 г.
- В 1880 г. художник едет стажироваться в Италию.
- В 1884 г. возвращается оттуда академиком 4 европейских академий, известным маринистом.
- И. К. Айвазовский был живописцем Главного морского штаба.
- Занимался меценатством. В г. Феодосии, на деньги от продаж картин, построил: типографию, водопровод, церковь, галерею, училище.
- За 63 года творческого пути написал около 6000 полотен. Свои полотна писал в мастерской по памяти.
Учитель демонстрирует репродукции картин мариниста. Обращает внимание на колорит полотен, передачу цветом состояния морской стихии, освещенности, времени суток.
Ребята, вы сегодня побудете в роли художников-маринистов и изобразите композицию «Путешествие парусника». Созвучным нашей сегодняшней теме является стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус».
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом. —
Что́ ищет он в стране далекой?
Что́ кинул он в краю родном?
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит;
Увы! — он счастия не ищет
И не от счастия бежит! —
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой: —
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
- Ребята, какое настроение навевает вам стихотворение М. Ю. Лермонтова? Как бы вы изобразили море, прослушав первый куплет, второй, третий?
Учитель демонстрирует построение яхты и парусника на доске. Напоминает, что важно продумать размещение судна на плоскости листа – лодку надо изображать в нижней части листа, так как пропорционально ее высота в 5-6 раз меньше, чем высота мачт. Линия горизонта должна быть нарисована гораздо выше лодки. Прописывать сначала нужно фон - небо и море, затем корабль, завершать работу - детальной моделировкой.
- Практическая деятельность учащихся
Сегодня выполнять морские пейзажи вы будете в группах.
Упражнение «Цветовые ассоциации» (выполняют все учащиеся класса).
Лист надо разделить линией на две половины. Так как цветом можно не только передать окрашенность того или иного предмета, а также выразить впечатление, настроение, чувства, эмоции, каждую половину листа нужно заполнить произвольными, абстрактными пятнами цветов, выражающими те или иные чувства, эмоции. Например, радость и печаль, счастье и горе. /3 минуты, группы демонстрируют результаты по очереди с места/.
Композиция «Путешествие парусника» (работа в группах).
Представитель группы выбирает одну из карточек:
«море в штиль»,
«море в шторм»,
«туман на море»,
«море на закате»,
«море ночью».
Цель: изобразить парусник, передать цветом состояние стихии в разное время суток, в различных погодных условиях.
Перед рисованием проводится
Игра «Характер моря» (выполняют все группы, результаты зачитывают по очереди).
Членам группы нужно одним прилагательным охарактеризовать море, которое они изображают, записать все слова на табличке с заданием.
/ Пример – «Море в шторм»: злое – грозное – тревожное – мрачное – темное – опасное/.
Учащиеся изображают пейзажи. Во время работы фоном звучит музыка: увертюра И. Дунаевского к к/ф «Дети капитана Гранта», А. Вивальди «Шторм», звуки моря, инструментальные композиции.
- Подведение итогов урока
Группы представляют морские пейзажи у доски, совместно с учителем анализируют и оценивают их. Учитель выделяет наиболее удачные работы.
На доске рефлексия - три волны нарисованы мелом на разном уровне:
1. низкая – урок не понравился;
2. средняя – урок понравился средне;
3. высокая – урок очень понравился.
Учащимся нужно расположить кораблики, вырезанные из клейкой бумаги, на том или ином уровне.
- Домашнее задание
Написать мини-сочинение о картине И. К. Айвазовского, которая понравилась более других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему "Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки"
Урок проводится в 5 классе при изучении фольклора. Даёт полное представление учащимся о жанрах пословицы и поговорки. В ходе урока используются игровая технология, уделяется внимание развитию речи уча...
Методическая разработка урока по теме "Малые жанры фольклора"
Урок для учеников 5 класса...
Открытый урок по теме "Эпистолярный жанр - в прошлом?"
В красную книгу отечественной культуры с полным основанием можно уже записать древнее, благородное, некогда процветавшее в России эпистолярное искусство - умение писать пись...
Презентация к уроку на тему Маринистический жанр. Композиция "Путешествие парусника". 5 класс.
Цель урока: расширить представление о живописи, как виде изобразительного искусства, закрепить понятие о выразительных средствах живописи, маринистическом жанре, познакомить с творчеством И. К. Айвазо...
План открытого урока по теме: « Музыкальные жанры в русской музыке: детские потешки, протяжные песни».
План открытого урока по теме: « Музыкальные жанры в русской музыке: детские потешки, протяжные песни».Предназначен для младшего школьного возраста....
Семинар-практикум для одарённых детей. Урок по теме "Основные жанры литературы"
Дать полное представление о родах и жанрах литературы, научить их правильно определять...
Итоговый урок-игра/ обобщение по теме "Малые жанры фольклора" 5 класс
Используется в 5 классе...