РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ МУСОРКИНОЙ ИРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС) ДЛЯ 6 КЛАССА
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) на тему
Составлена на основе программы курса «Информатика и ИКТ». 5-7 класс, авторы: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова
Учебники: Л.Босова. Информатика и ИКТ. 6 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Количество часов по учебному плану школы – 35 (1 ч/нед)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6_klass_2013-2014.docx | 55.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 г. Балтийск Калининградская область
«Рассмотрено» Руководитель МО _____ ____/Лысенок В.Н./ Протокол №____ от «___» _________ 2013г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _________/Назарова О.Н./
«___» _________ 2013г. | «Утверждено» Директор школы ________ /Захаренко Л.А./ Приказ № ______ от «___» _________ 2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
МУСОРКИНОЙ ИРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС)
ДЛЯ 6 КЛАССА
Составлена на основе программы курса «Информатика и ИКТ». 5-7 класс, авторы: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова
Учебники: Л.Босова. Информатика и ИКТ. 6 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Количество часов по учебному плану школы – 35 (1 ч/нед)
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Цели обучения информатике и информационным технологиям в 6-7 классах могут быть определены следующим образом:
- формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
В основу курса информатики для 5-7 классов положены такие принципы как:
- Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного, обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (базовый курс) и 10-11 (профильные курсы) классах.
- Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Имеют место упрощение, адаптация набора понятий для школьников.
- Ориентированность на практику, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиск нужной информации, инструментирование всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
- Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
- Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и ИКТ, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).
Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.
Умение построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или буквенной форме – залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного направления в курсе строятся логические, табличные, логические модели, решаются нестандартные задачи.
Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к полному и точному описанию своих действий помогает школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения.
Задача современной школы – обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.
Модель организации обучения – параллельный подход к изложению учебного материала (1 час в неделю, 34 часа в год), когда в соответствии со структурой учебника в первой части идет изложение теоретического материала, а во второй части урока идет освоение практических навыков работы на компьютере.
Курс преподается 1 час в неделю, поэтому задействовать в полной мере дополнительный материал учебника (5 класс - глава 3, 6 класс – глава 4 «Материал для любознательных») не представляется возможным – он используется частично на уроке и во внеурочной подготовке. Выполняются все основные задания и практические работы, включены творческие дополнительные задания, мини-проекты для продвинутой группы учащихся.
Классы 6 аб
Количество часов
Всего 35 час; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе программы курса «Информатика и ИКТ». 5-7 класс, авторы: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова
Учебники: Л.Босова. Информатика и ИКТ. 6 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Кол-во уроков | Наименование разделов и тем | Основное содержание раздела | Основные понятия | Формы контроля |
1 | 9 | Компьютер и информация 1.Компьютер – универсальная машина для работы с информацией 2.Файлы и папки 3.Системы счисления 4.Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления 5.Тексты в памяти компьютера 6.Кодирование текстовой информации 7.-8.Кодирование графической информации. Векторная и растровая графика 9. Единицы измерения и. | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Общие представления о файловой системе, основные операции с файлами и папками. Первичное представление о структуре компьютерной памяти Расширить знания о приложении «Калькулятор» Познакомить с идеей растрового изображения в цифровом виде. Познакомить с идеей векторного кодирования изображения в цифровом виде. Дать представление о единицах измерения и | информация, данные, информатика, компьютер файл, имя файла, тип файла, пака, файловая система, операции с файлами бит, двоичное кодирование, система счисления, непозиционная и позиционная система счисления двоичная система счисления, двоичное кодирование кодовая таблица, двоичное кодирование текстовой и., надпись. графический объект, пиксель, растровое кодирование бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт | Опрос, автоматизированный контроль (тест), практические работы, проверка рабочих тетрадей Контрольная работа по теме «Компьютер и и.» |
6 | Текстовый процессор WORD
| Расширить представление о возможностях и закрепить навыки форматирования документов в Word сформировать навыки структурирования текстовой и. с помощью нумерованных и маркированных списков сформировать навыки структурирования информации с помощью таблиц познакомить их с возможностями текстового процессора Word по созданию графических изображений. | Текстовый документ, этапы создания текстового документа: ввод, редактирование, форматирование. Надпись, нумерованный, маркированный список | Разноуровневая практическая работа «Властелин колец» практические работы | |
2 | Графический редактор PAINT
| Сформировать навыки планирования работы в графическом редакторе, углубить знание по применению инструментов редактора Paint. | графический объект, пиксель, растровое кодирование, | Практические работы | |
9 | Человек и информация
5.– 8. Суждение как форма мышления 9. Умозаключение | обобщить представления учащихся о чувственном познании окружающего мира; познакомить учащихся с логикой – наукой о законах и формах человеческого мышления; сформировать представление о понятии, как одной из форм мышления. дать общее представление о суждении как форме мышления; дать общее представление об умозаключении как форме мышления | ощущение, восприятие, представление. логика, объект, признак, понятие. анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение суждение, умозаключение | Опрос, автоматизированный контроль (интерактивный тест), практические работы, проверка рабочих тетрадей | |
6 | Алгоритмы и исполнители
| сформировать представление об алгоритме как фундаментальном понятии информатики систематизировать представления об исполнителях, сформировать представления о функциях, выполняемых человеком, компьютером, исполнителем алгоритмов сформировать представление о линейных, разветвленных циклических алгоритмах и выработать навыки их разработки. | постановка задачи, исходные данные, результат, алгоритм, тип алгоритма, линейный, разветвленный и циклический алгоритм | Опрос, автоматизированный контроль (интерактивный тест), проверка рабочих тетрадей | |
3 | Мастер презентаций
| Творческие работы в среде мастера презентаций. Обобщают навыки работы с различными объектами | Объекты – текст, звук, графика Анимация, презентация | Практические работы |
Календарно - тематическое планирование для 6 класса
№ урока | Дата | Тема | Основное содержание урока | Д/з | Самостоятельная работа (лабораторная, практическая и т.д.) | Примечание |
1 | 1.09 6.09 | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией | Цель урока – актуализировать знания, полученные в 5 классе, повторить правила техники безопасности. Основные понятия: информация, данные, информатика, компьютер. Учебник § 1.1, § 4.14 – 4.18 (материал для любознательных) Выполнение заданий №3, 4 на стр.4 раб. тетради Работа на клавиатурном тренажере в режиме «Практика со словами» | § 1.1 РТ: № 1,2 (стр.3) | Практическая работа с клавиатурным тренажером «Клавиатор» в режиме ввода слов | |
2 | 8.09 13.09 | Файлы и папки | Цель урока – дать общие представления о файловой системе, познакомить с основными операциями с файлами и папками. Основные понятия: файл, имя файла, тип файла, пака, файловая система, операции с файлами(модификация, копирование, удаление, перемещение), окно «Мой компьютер» Материал излагается в соответствии с § 1.2 учебника и сопровождается работой в РТ (№5,8-10). Теоретический материал поддерживается практической работой № 1 | § 1.2 РТ: №6 (стр.5), №7 (стр.6) | Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками» | |
3 | 15.09 20.09 | Системы счисления | Цель урока – дать первичное представление о структуре компьютерной памяти, актуализировать полученные на уроках математики подходы к представлению числовой и., познакомить с текстовым процессором Word. Основные понятия: бит, двоичное кодирование, система счисления, непозиционная и позиционная система счисления. Используется мультимедийная презентация (представлена в электронном приложении), материал учебника § 1.3, § 4.1-4.10 РТ (№11,13-10). Практическая работа № 2 (задание 1) | §1.3 (стр.16-17), §4.3 РТ: №12,14 (стр.10), №15,16 (стр.11) | Практическая работа № 2 «Знакомимся с текстовым процессором» (задание 1) | |
4 | 22.09 27.09 | Цель урока – расширить представление о позиционных системах счисления, сформировать навыки двоичного кодирования целых десятичных чисел, закрепить навыки создания текстовых документов. Основные понятия: двоичная система счисления, двоичное кодирование. Материал учебника § 1.3 (стр.18-19) РТ №17,19 – закрепляется 1 способ перевода. РТ №18 – закрепляется 2 способ перевода. Практическая работа № 2 (задание 2) | §1.3 (стр.18-19) РТ: №17,18 (стр.12-13) | Практическая работа № 2 «Знакомимся с текстовым процессором» (задание 2) | ||
5 | 29.09 4.10 | Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления | Цель урока – показать способы перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления, расширить представление о возможностях приложения Калькулятор. Основные понятия: двоичная система счисления, двоичное кодирование. Материал учебника § 1.3 (стр.20-21) РТ № 20, 22, 23 | §1.3 (стр.20-21) РТ: №21 (стр.15-16) | Задание (компьютерный эксперимент) в учебнике на стр. 20-21) с использованием программы Калькулятор (инженерный вид) | |
6 | 6.10 11.10 | Тексты в памяти компьютера | Цель урока – дать общее представление о двоичном кодировании текстовой информации, расширить представление о возможностях форматирования документов в Word. Основные понятия: кодовая таблица, двоичное кодирование текстовой и., надпись. Материал учебника § 1.3 (стр.21-23) РТ № 24, 25, 26, 29,30 Практическая работа № 3 (задание 1) | § 1.3 (стр.21-23) РТ № 25, 26, 29,30 | Практическая работа № 3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи.» (задание 1) | |
7 | 13.10 18.10 | Кодирование текстовой и. | Цель урока – закрепить представление о двоичном кодировании текстовой и., показать различные варианты кодирования букв русского алфавита, закрепить навыки форматирования документов в Word. Основные понятия: кодовая таблица, двоичное кодирование текстовой и., надпись. Материал учебника § 1.3 (стр.21-23) РТ № 31,32,34, рассматривается алгоритм выполнения задания 35. Практическая работа № 3 (задание 2) | § 1.3 (стр.21-23) РТ № 32-35 | Практическая работа № 3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 2) | |
8 | 20.10 25.10 | Создание документов в текстовом процессоре Word. | Цель урока – систематизировать и обобщить изученный материал, проверить уровень сформированности навыков создания текстовых документов. Основные понятия: кодовая таблица, двоичное кодирование, текстовый документ, этапы создания текстового документа: ввод, редактирование, форматирование. РТ № 36. Разноуровневая практическая работа «Властелин колец» (3 варианта, от простого к сложному) на стр. 189 методических рекомендаций | Нет д/з | Разноуровневая практическая работа «Властелин колец» на 3 варианта | |
9 | 27.10 15.11 | Растровое кодирование графической и. | Цель урока – актуализировать материал 1 четверти по теме «Двоичное кодирование», познакомить с идеей растрового изображения в цифровом виде. Основные понятия: графический объект, пиксель, растровое кодирование. Материал учебника § 1.3 (стр.23-26) РТ № 37, 39. Практическая работа строится на основании имеющихся в учебнике экспериментов (стр.25-26) | § 1.3 (стр.23-25) | Эксперименты с использованием растрового графического редактора Paint на стр. 25-26 учебника. | |
10 | 10.11 22.11 | Векторное кодирование графической и. | Цель урока – познакомить с идеей векторного кодирования изображения в цифровом виде, сформировать навыки структурирования текстовой и. с помощью нумерованных списков. Основные понятия: векторное кодирование, нумерованный список. Материал учебника § 1.3 (стр.26-27) РТ № 38, 40. Практическая работа № 4 (задания 1,2). В качестве дополнительного задания можно предложить оформить в виде нумерованного списка план действий по решению задачи из задания 3 данной практической работы. | § 1.3 (стр.26-27) РТ № 40 | Практическая работа № 4 «Нумерованные списки» (задания 1, 2) | |
11 | 17.11 29.11 | Единицы измерения и. | Цель урока – обобщить знания о представлении и. в памяти компьютера, дать представление о единицах измерения и., сформировать навыки структурирования текстовой и. с помощью маркированных списков. Основные понятия: бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, маркированный список. Материал учебника § 1.4 РТ № 42. Практическая работа № 5 (задания 1-3 для всех, 4 – для продвинутых учащихся). | § 1.4 РТ № 43, 44 (стр.38) | Практическая работа № 5 «Маркированные списки» (задания 1, 2,3) | |
12 | 24.11 6.12 | Информация и знания | Цель урока – проверить качество усвоения темы «Компьютер и и.», расширить представление учащихся об и., сформировать представления учащихся о возможностях представления и. в табличной форме в текстовом процессоре Word. Основные понятия: информация, информативность, знание, факт, правило. Контрольная работа по теме «Компьютер и и.» на 2 варианта (стр. 198 методических рекомендаций) Материал учебника § 2.1, мультимедийная презентация. Практическая работа № 5 (задания 1-3 для всех, 4 – для продвинутых учащихся). | § 2.1 РТ № 1-6 (стр.39-41) | ||
13 | 1.12 13.12 | Чувственное познание окружающего мира | Цель урока – актуализировать и обобщить представления учащихся о чувственном познании окружающего мира; сформировать навыки структурирования информации с помощью таблиц. Основные понятия: ощущение, восприятие, представление. Материал учебника § 2.2, мультимедийная презентация, задания и вопросы на стр. 35 учебника. Практическая работа № 6 (задания 1,2,4 для всех, 3 – для продвинутых учащихся). | § 2.2 РТ № 7 (стр.41) | Практическая работа № 6 «Создаем таблицы» (задания 1,2,4 для всех, 3 – для продвинутых учащихся) | |
14 | 8.12 20.12 | Понятие как форма мышления | Цель урока – познакомить учащихся с логикой – наукой о законах и формах человеческого мышления; сформировать представление о понятии, как одной из форм мышления. Основные понятия: логика, объект, признак, понятие. Материал учебника § 2.3 (стр.36-38), мультимедийная презентация, задания и вопросы на стр. 38 учебника. РТ № 8 (стр.42). Практическая работа № 7 | § 2.3 (стр.36-38) РТ № 9,10 (стр.43-44) | Практическая работа № 7 «Размещаем текст и графику в таблице» | |
15 | 15.12 27.12 | Как образуются понятия | Цель урока – дать учащимся общее представление об основных логических приемах формирования понятий – анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании, обобщении, познакомить их с возможностями визуализации числовых данных средствами текстового процессора Word. Основные понятия: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Материал учебника § 2.3 (стр. 38-40), мультимедийная презентация, задания и вопросы на стр. 40-42 учебника. Практическая работа № 8 (задания 1-2) | § 2.3 (стр. 38-40) РТ № 11 (стр.45), 17 (стр.48) | Практическая работа № 8 «Строим диаграммы» (задания 1-2) | |
16 | 22.12 29.12 | Структурирование и визуализация и. | Цель урока – закрепить представления об анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании, обобщении как методах обработки и., проверить навыки структурирования текстовой и визуализации числовой и. в текстовом процессоре Word. Основные понятия: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, структурирование, наглядное представление. Практическая контрольная работа (см.стр.211 методических рекомендаций, 3 варианта – от простого к сложному) | Нет д/з | Практическая контрольная работа | |
17 | 10.01 12.01 | Содержание и объем понятия | Цель урока – сформировать представления о содержании и объеме понятия, о единичных и общих понятиях, актуализировать и углубить знания о возможностях создания компьютерной деловой графики. Основные понятия: содержание понятия, объем понятия, единичное понятие, общее понятие. Материал учебника § 2.3 (стр.42-44), мультимедийная презентация, задания 4,6,8 на стр. 44-45 учебника. Практическая работа № 8 (задания 3-5) | § 2.3 (стр. 42-44) РТ № 21,22 (стр.50-51) | Практическая работа № 8 «Строим диаграммы» (задания 3-5) | |
18 | 17.01 19.01 | Отношения тождества, пересечения и подчинения | Цель урока – сформировать представления об общих подходах к сравнению понятий; познакомить их с отношениями тождества, пересечения и подчинения: отработать навыки построения круговых диаграмм. Основные понятия: отношение тождества, отношение пересечения, отношение подчинения. Материал учебника § 2.3 (стр.45-48), мультимедийная презентация, задания 4,6,8 на стр. 44-45 учебника. Практическая работа № 8 (задания 3-5) | § 2.3 (стр. 42-44) РТ № 21,22 (стр.50-51) | Практическая работа № 9 (задания 1-3) | |
19 | 24.01 26.01 | Отношения соподчинения, противоречия и противоположности | Цель урока закрепить представления об общих подходах к сравнению понятий; познакомить с отношениями соподчинения, противоречия и противоположности; актуализировать знания о графических возможностях компьютера; сформировать представление о приемах эффективного построения графических изображений. Основные понятия: отношение соподчинения, отношение противоречия, отношение противоположности. | § 2.3 (стр. 48-50) РТ № 26 (стр.57-58), № 31 (с. 64) | Практическая работа № 9 (задания 4-7) | |
20 | 31.01 2.02 | Определение понятия | Цель урока познакомить с одним из приемов построения определений; углубить представление о возможностях редактирования графических изображений. Основные понятия: понятие, определение понятия. 1.Вопросы на стр. 222 метод. рекомендаций. 2.Вопросы 1-4 на с.50 учебника. 3.№ 235 и 31 на с. 57-58, 64 РТ. | § 2.3 (стр. 51-53) РТ № 32 (стр.64-65) | Практическая работа № 10 (задания 1, 2 или 3 – выбрать дно из заданий дифференцировано) | |
21 | 7.02 9.02 | Классификация | Цель урока – углубить представления учащихся о классификации понятий; познакомить с естественной и вспомогательной классификацией; закрепить приемы эффективного построения изображений. Основные понятия: классификация, основание классификации, естественная классификация, вспомогательная классификация. | § 2.3 (стр. 54-55) Задание 3 на с. 55 учебника РТ № 29 (стр.62) | Практическая работа № 10 (обязательно одно из зад. 1-6) | |
22 | 14.02 16.02 | Суждение как форма мышления | Цель урока – дать общее представление о суждении как форме мышления; познакомить их с возможностями текстового процессора Word по созданию графических изображений. Основные понятия: суждение, простое суждение, сложное суждение, необходимое условие, достаточное условие. 1.Вопросы на с. 226 метод. реком. 2.Вопросы 1-2 на с.55 учебника. 3. обсудить зад.№3 на с.55 учебника (д/з). | § 2.4 РТ № 34, 35 (стр.67-72) | Практическая работа № 11 (зад. 1-3) | |
23 | 21.02 1.03 | Умозаключение как форма мышления | Цель урока – дать общее представление об умозаключении как форме мышления, сформировать навыки создания графических изображений средствами текстового редактора Word. Основные понятия: умозаключение. | § 2.5 РТ № 36-38 (стр.73-74), № 38 не обязательно. | Практическая работа № 11 (зад. 4-6) | |
24 | 28.02 15.03 | Что такое алгоритм | Цели – проверить качество усвоения материала по теме «Человек и информация», сформировать представление об алгоритме как фундаментальном понятии информатики. Основные понятия: постановка задачи, исходные данные, результат, алгоритм. Изложение материала в соответствии с § 3.1 + мультимедийная презентация. РТ № 4,5 с.76-77 Задания на с.65 учебника. | § 3.1 (для любознательных § 4.11) РТ № 1-3 (стр.75-76), № 6 (стр. 78) | Контрольная работа в форме интерактивного теста на 2 варианта. Практическая работа № 12 | |
25 | 6.03 22.03 | Исполнители вокруг нас | Цели – систематизировать представления об исполнителях, сформировать представления о функциях, выполняемых человеком, компьютером, исполнителем алгоритмов. Основные понятия: исполнитель, система команд исполнителя. Закрепить на многочисленных заданиях и упражнениях в РТ к данной теме. | § 3.2, 3.3 РТ № 7-10 (стр.79-80) | ||
26 | 5.04 | Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов | Цели – систематизировать и расширить знания учащихся о формах записи алгоритмов; проверить навыки учащихся по созданию графических изображений. Основные понятия: список и таблица как форма записи алгоритма, блок-схема. | Нет д/з | Практическая контрольная работа на 3 варианта (с. 241-242 метод. реком.) | |
27 - 28 | 12.04 19.04 | Линейные алгоритмы | Цели урока: развить представление об алгоритмах; сформировать представление о линейных алгоритмах и выработать навыки их разработки. Основные понятия: тип алгоритма, линейный алгоритм. 1.Вопросы на стр. 243 метод. реком. 2.РТ № 24 (стр.95) – выполняется совместно 3.введение понятия «линейный алгоритм» на основании учебника (№3 стр.72, №3 стр.78) и РТ (№25-29 стр.95-98). 4.практическая работа № 13 | 1 урок: § 3.4 (стр.73) РТ № 27 (стр.97) 2 урок: РТ № 28 (стр.97) Подобрать четверостишия о временах года | Практическая работа № 13 Презентация «Часы» | |
29-30 | 26.04 3.05 | Алгоритмы с ветвлениями | Цели урока: развить представление об алгоритмах; сформировать представление об алгоритмах с ветвлениями и выработать навыки их разработки. Основные понятия: тип алгоритма, условие, ветвление, гиперссылка. 1.Вопросы на стр. 248 метод. реком. 2.проверка д/з 3.введение понятия «алгоритм с ветвлениями» на основании учебника и РТ. 4.практическая работа № 14 | 1 урок: § 3.4 (стр.74-76) РТ № 34, 35 (стр.102-103) 2 урок: § 3.4 (стр.74-76) РТ № 42 (стр.109) | Практическая работа № 14 Презентация «Времена года» | |
31-32 | 10.05 17.05 | Циклические алгоритмы | Цели урока: развивать представления учащихся об алгоритмах, сформировать представление о циклических алгоритмах и выработать навыки их разработки. Основные понятия: тип алгоритма, циклический алгоритм. | 1 урок: § 3.4 (стр.76-77) РТ № 44 (стр.110-112) 2 урок: § 3.4 (стр.76-77) РТ № 45, 46 (стр.113-114) | Практическая работа № 15 Презентация «Скакалочка» | |
33 | 24.05 | Систематизация информации | Цели урока: проверить качество усвоения учебного материала по теме «Алгоритмы и исполнители»; сформировать у учащихся навыки систематизации информации на электронных носителях. Основные понятия: алгоритм, исполнитель, линейный алгоритм, алгоритм с ветвлением, циклический алгоритм, блок-схема, файл, папка. В первой части урока обсудить вопросы на стр. 259 метод. рекомендаций. | Нет д/з или подобрать материал для творческой работы, закончить творческую работу | Интерактивный тест на 2 варианта | |
34-35 | 31.05 | Резерв учебного времени | Творческие работы:
Конференция-выставка лучших творческих работ. | Нет д/з или подобрать материал для творческой работы, закончить творческую работу | 34-35 |
Содержание курса информатики и информационных технологий
для 5-7 классов
Содержание курса информатики и информационных технологий для 5-7 классов представлено следующими укрупненными модулями:
- Теоретическая информатика
Информация. Виды информации по способу восприятия её человеком (зрительная, звуковая, обонятельная, осязательная, вкусовая) и по форме представления (текстовая, числовая, звуковая, графическая, видео). Кодирование информации. Двоичное кодирование. Универсальность двоичного кодирования. Измерение информации. Единицы измерения информации (байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт). Понятие информационного процесса. Основные информационные процессы: сбор, представление, обработка, хранение и передача информации. Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной системой счисления, запись в ней целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Решение логических задач.
- Средства информатизации
Основные компоненты компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции. Программный принцип работы компьютера. Файл. Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню).
- Информационные технологии
Компьютерная графика (растровая, векторная, фрактальная). Интерфейс графических редакторов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов.
Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов).
Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Стилевое форматирование.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы.
Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Композиция и монтаж.
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение.
- Алгоритмизация и программирование
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Способы записи алгоритмов.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.
Требования к подготовке школьников в области информатики и ИКТ (6 класс)
Учащиеся должны:
- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
- понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
- приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
- различать необходимые и достаточные условия;
- иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
- уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
- иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
- иметь представление об исполнителях и системах команд исполнителей;
- уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
- определять назначение файла по его расширению;
- выполнять основные операции с файлами;
- уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования, форматирования текстов, создания списков, таблиц;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
- создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
- иметь представление об этических нормах работы и информационными объектами.
УМК иное дидактическое обеспечение курсов.
Учебный и программно-методического комплекс по курсу «Информатика. 6 класс» включает:
- Л.Босова. Информатика и ИКТ. 6 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Л.Босова. Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь. 6 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Л.Босова, А.Босова. Уроки информатики в 5-7 классах. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Л.Босова. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Л.Босова. Информатика и ИКТ.
- Электронное приложение - набор цифровых образовательных ресурсов: файлы-заготовки (тексты, рисунки), необходимые для выполнения работ компьютерного практикума; демонстрационные работы; текстовые файлы с дидактическими материалами (для печати); плакаты (цифровой аналог печатных наглядных пособий); презентации по отдельным темам; интерактивные тесты; логические игры; виртуальные лаборатории). Издательство БИНОМ, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ МУСОРКИНОЙ ИРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС) ДЛЯ 5 КЛАССА
Составлена на основе программы курса «Информатика и ИКТ». 5-7 класс, авторы: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова Учебники: Л.Босова. Информатика и ИКТ. 5 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012Количество часов ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ МУСОРКИНОЙ ИРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС) ДЛЯ 7 КЛАССА
Составлена на основе программы курса «Информатика и ИКТ». 5-7 класс, авторы: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова Учебники: Л.Босова. Информатика и ИКТ. 7 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012Количество часов ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ МУСОРКИНОЙ ИРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ДЛЯ 8 КЛАССА
Составлена на основе программы курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса средней общеобразовательной школы, авторы: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова Учебники: Л.Л.Босова. А.Ю.Босова Информатика и ИКТ. 8 класс. М.:...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ МУСОРКИНОЙ ИРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ДЛЯ 9 КЛАССА
Составлена на основе программы курса «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов средней общеобразовательной школы, авторы: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова Учебники: Л.Л.Босова. А.Ю.Босова Информатика и ИКТ. 8 класс. ...
Аттестационный материал на высшую квалификационную категорию по должности учитель (информатики)
Пакет документов на аттестацию на высшую квалификационную категорию по должности учитель (информатики):1. Заявление.2. Приложение к заявлению.3. Лепестковая диаграмма.4. Лист самооценк...
Рабочая тетрадь по истории. Пропедевтический курс 5 класс.
Данное методическое пособие (рабочая тетрадь) разработано для обучающихся 5 класса к пропедевтическому модулю "Что изучает история?". Данное пособие представлено здесь не полностью....
Рабочая программа учителя первой квалификационной категории Жучковой Елены Викторовны, учителя высшей квалификационной категории Черновой Любови Викторовны по родному русскому языку 5-9 классы
Рабочая программа по родному русскому языку составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО....