Урок изобразительного искусства – 5 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Урок изобразительного искусства – 5 класс
УМК – Н.А. Горяева, О.В. Островская по программе Б.М. Неменского
Тема: «Хохломская роспись»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели:
Содержательная: познакомиться с Хохломской росписью. Ввести новые понятия: «травка», «письмо под фон», «кудрина». Прививать любовь к русскому быту с помощью стихотворений, русской музыки.
Деятельностная: Вызвать у детей желание расписать посуду по собственному замыслу, учитывая форму предмета, передавая свое отношение к изделиям.
Учитель изобразительного искусства МАОУ СОШ № 13 г. Балаково, Саратовской области – Иванова Елена Викторовна
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты (УУД) | Время |
1. Мотивация к учебной деятельности | Вступление учителя: Мир, в котором мы живем, переполнен информацией, новыми технологиями. Он постоянно подгоняет нас вперед, но ДПИ возвращает нас к нашим корням, к природе, вере русского народа в то, что красота, созданная их руками, защитит и принесет счастье. Наши предки жили среди природы и умели видеть красоту земли. Цветы и травы, звери и птицы – все, что было вокруг, о чем знали из сказок, они переносили в быт в виде узоров. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками (К), самоопределение (Л) | 1мин. | |
2. Актуализация (повторение знаний) | Учитель показывает презентацию и задает вопросы: посмотрите на слайд № 1 и скажите, знаете ли вы росписи здесь представленные? - Какие цвета встречаются в Гжельской росписи? - Из какого материала изготавливается Гжельская посуда? - Только посуду делают гжельские мастера? - Назовите элементы росписи. - Какие цвета используют мастера в Городце? - Какой материал используют городецкие мастера? - Назовите основные мотивы росписи? | Ученики отвечают на вопросы: - Да, (Городец, Гжель) - Голубой, синий, фиолетовый. - Глина. - Скульптуру (людей, животных, сценки из жизни). - Розы, тюльпаны, астры, сеточка, жилка, усики, елочка, завитки. - Красный, желтый, зеленый, синий, белый, голубой. - Дерево. - Жанровые сцены, фигуры коней, петухов, цветочные узоры. | Анализ, синтез, обобщение, аналогия (П), осознание и произвольное построение речевого высказывания (П), подведение под понятие (П), выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К), аргументация своего мнения (К), учет разных мнений (К). | 3мин. |
3. Объяснение нового материала:
| - Есть ли незнакомая роспись? - Назовите, какие цвета используют художники в этой росписи? Слайд № 2 - Назовите элементы росписи. - Откройте учебник стр.78 и прочитайте 1 и 2 абзацы. - Как называется эта роспись? - Где появилась? - Из какого материала изготавливаются изделия? - Что расписывают мастера? Учитель читает стихотворение: Роспись хохломская Словно колдовская, В сказочную песню Просится сама. И нигде на свете Нет таких соцветий- Всех чудес чудесней Наша хохлома! - Посмотрите этапы изготовления посуды. Слайд № 3.
- Ребята, давайте рассмотрим основные приемы росписи на стр.80, 81, 82. (Травка, под фон, кудрина). | - Да. - Красный, желтый, черный. - Листья, цветы, птицы, рыбки, ягодки. - Хохломская. - На Волге, близ Городца. - Дерево. -Ложки, блюда, солонки, утицы. Рассматривают вместе с учителем. | Анализ, синтез, сравнение (П), структуирование знаний (П), постановка и формулирование проблемы (П), выражение своих мыслей (К), аргументация своего мнения (К), извлечение необходимой информации из текстов (П). | 7мин. |
4. Первичное закрепление с проговариванием вслух | Учитель предлагает обучающимся выполнить тренировочные упражнения по таблице «Элементы Хохломской росписи» Слайд № 4 | Выполняют мини-упражнения на освоение элементов травного узора по таблице (лежит на парте) (Осочки, травка, капелька, завитки, криуль, узор листочки, узор ягодки) | Анализ и сравнение по таблице (П), выражение своих мыслей (К). | 7мин. |
Физкультминутка | ||||
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (Во время с/р звучит русская народная музыка) | Учитель предлагает посмотреть мультфильм «Технология создания Хохломской росписи» и просит уточнить: - тему урока, - задачу урока, - назвать алгоритм выполнения росписи. Обучающиеся на протонированном желто-охристом листе бумаги в форме тарелки (сделали дома заранее) выполняют роспись в живой импровизационной манере. | - Хохломская роспись. - Расписать посуду по собственному замыслу. - Наводка стебля криуль, - расположение по обе стороны ягодок или цветов, - привязка к стеблю травки, - ободок. | Выполняют действия по алгоритму (П), анализируют, сравнивают по эталону (П), осуществляют коррекцию (Р), саморегуляция в ситуации затруднения (Р). | 19мин. |
6. Включение в систему знаний | Учитель задает вопросы: - Назовите основные элементы росписи. - Чем Хохлома отличается от Гжели? - Пользуетесь ли вы в быту Хохломской посудой? Учитель предлагает поменяться работами и поставить оценку. | Ответы: - Травка, капелька, завиток, криуль, кудрина. - Цвет, элементы росписи, материал. - Да. Ложки, чашки. Обучающиеся проверяют работы и выставляют оценки. | Сравнение росписи с другими (П), построение логической цепи рассуждений (П), контроль, коррекция, оценка (Р), умение адекватно воспринимать критику (Л). | 3мин. |
7. Домашнее задание | Найти в Интернете примеры Хохломской росписи (3-4) и приклеить в тетрадь | Нахождение необходимой информации (П), осознание ответственности за д/з (Л). | 1мин. | |
8. Рефлексия учебной деятельности | Учитель предлагает составить синквейн со словом Хохлома, желающие зачитывают свои варианты Пример: Хохлома Золотая, колдовская Удивляет, восхищает, вдохновляет Напоминает родную милую сторонку Праздник Выставка работ. | Выражение своих мыслей (К), адекватное понимание причин успеха, (неуспеха) (Л). | 4мин. |
Используемые материалы:
Н.А. Горяева, О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство» учебник для 5 класса
https://www.google.ru/search?client=opera&q=%D1%85%D0%BE%D1%85%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B0+%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&sourceid=opera&ie=utf-8&oe=utf-8&channel=suggest - слайд № 1, 2, 3 в презентации
http://lib.znate.ru/pars_docs/refs/58/57512/57512_html_11129052.jpg- таблица «Этапы выполнения росписи», слайд № 4
http://posramit.ru/1-hjfbj.pl - стихи о Хохломе
http://www.youtube.com/watch?v=oh6Lc-IUW9I мультфильм «Технология создания Хохломской росписи»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе"Анималистический жанр в изобразительном искусстве"
Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, Посвященный изображению животных. Главным образом в живописи, графике, скульптуреи декоративно- прикладном искусстве. Часто главной задач...
План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"
Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...
Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»
Опытно - методическая разработка Тема:«Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...
Итергированный урок изобразительного искусства и истории в 7 классе "18 век - звездный час для России и переломный момент в ее истории. Воплощение величия и противоречивости этого времени в изобразительном искусстве"
Конспект интегрированного урока изобразительного искуссства и истории России...
Урок изобразительного искусства в 7 классе.«Библейские темы в изобразительном искусстве».
Конспект урока в 7 классе с презентацией на тему: «Библейские темы в изобразительном искусстве»....
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и...
Урок по предмету изобразительное искусство: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА», 6 класс Тема урока: Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Конспекты уроков содержат основной материал по некоторым темам для учащихся 6, 7-х классов....