Критерии успешного урока по изо искусству
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Губарева Ольга Александровна

«Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить», – писал В. М. Лизинский. 
Учителя в формулу «знания – умения – навыки» не загонишь. Инструмента, которым можно измерить благородство души, неповторимые частицы творчества в повторяющемся учебном процессе, озарения, бесконечные диалоги с самим собой, нет. И задача этого педсовета не оценить того или иного учителя, а в процессе обсуждения выявить, что нужно для того, чтобы учитель работал успешно и качественно.

Результатами работы любого учителя являются:

  • знания, умения и навыки;
  • воспитанность;
  • здоровье и тесно с ним связанное психическое состояние наших учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriterii_uspeshnogo_uroka_po_izo.docx61.14 КБ

Предварительный просмотр:

Критерии успешного урока по ИЗО

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий

В своей педагогической деятельности в образовательный процесс обучения я включаю  инновационные  образовательные технологии формирующие и развивающие у учащихся универсальные учебные действия.

http://kutukova.ucoz.ru/kr4/1.jpg 

Считаю, что именно эти технологии обеспечивают высокий результат моей  профессиональной деятельности. За годы  работы в школе я пришла к выводу, что делаю правильно, работая в системе развивающего образования (интеграция обязательного и дополнительного школьного образования),  где каждый урок должен давать воспитывающий эффект через чёткую организацию познавательной деятельности, требовательность и творческую взаимопомощь, привитие любви и уважения к предмету, использование воспитательных возможностей специфики предмета.

Стараюсь создать условия для формирования целостной системы знаний по предмету, стимулирующие мотивацию деятельности в школьном коллективе на моих уроках:

комфортная  учебная и рабочая среда;

благоприятный психологический климат;

формирование совместимых рабочих групп для делового  сотрудничества;

творческая атмосфера, поддержка  новых идей учеников и инновационных проектов;

независимость инновационной деятельности ученика от моего  внешнего  давления;

целесообразный подбор и расстановка учеников в соответствии с их возможностями и способностями;

постоянное стимулирование  изобретательности ученика.

Внедрение информационных технологий  в образовательный процесс  .

 Объем информации в современном мире увеличивается  очень быстро, и поток ее обрушивается на ребенка, который с трудом может ему противостоять. И поэтому в настоящее время  каждый учитель  все чаще задает себе вопросы: чему учить  и как учить.  Общеизвестно, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе.

Наилучший результат дает применение ИКТ сразу в нескольких направлениях.

Во-первых, это непосредственное применение в учебном процессе.

 Во-вторых, это применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся на уроках ИЗО и черчения.

В-третьих, применение для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.).

Наиболее оптимальная реализация  функций урока возможна при применении презентаций, созданных учителем, и через самостоятельную работу учащихся по выполнению презентаций.  

Можно выделить следующие типы уроков с использованием презентаций:

лекции  (помогают  дать сложный  материал  учащимся);

уроки-иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких    зрительных образов;  

уроки - наглядные пособия, помогающие  создавать  учащимся подобные работы самостоятельно.

Учащиеся  самостоятельно  на уроках – семинарах или при подготовке дома выполняют:

Индивидуальные творческие задания, оформленные в виде презентации с последующей их демонстрацией.

Презентации - сопровождение при защите реферата.

Презентации - «конечный продукт» проектной деятельности на уроке.

Выполнять тестовые задания.

Я применяю компьютерные тесты  на разных этапах урока, чаще  на этапе закрепления знаний.

Лучший образовательный эффект от применения ИКТ достигается в предметном обучении тогда, когда они используются в сочетании с другими активными методами и  технологиями обучения.

Не менее значим и метод проблемного обучения, применяемый мной на  уроках изобразительного искусства в целях развития творческих способностей обучающихся. По Г.К. Селевко «Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных  вопросов, требующих актуализацию знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами явление, закон…:

Ставя учебную проблему, я выслушиваю все варианты и переопределения.

Не только ученик, но и я (по мнению ребенка) не знаю ответа на поставленный вопрос: «Как получить коричневую краску?». И я, и ученик ищем ответ на этот вопрос. Не только ученик, но и я  заранее не знаю, какие «сюрпризы» возникнут в ходе урока, и чем они закончатся.

Никогда не забываю о том, что при построении проблемных уроков необходимо соблюдать дидактические принципы:

научность и доступность,

систематичность и последовательность,

сознательность и активность учащихся при решении данной проблемы.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Моя задача: создать на уроке проблемную ситуацию, направить учащихся на ее решение, организовать поиск решения, т.е. поставить ребенка в позицию субъекта своего обучения, в результате чего у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

Проблемное обучение для меня – это процесс развивающего обучения, включение учащихся в творческую деятельность.

Так же в своей работе использую метод проектов, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Проекты выполняются по различным тематикам по выбору самих учащихся: архитектура, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство.

В проект входит небольшая самостоятельная исследовательская работа, теоретическое обоснование проблемы. Ребята защищают свои проекты перед классом, защищают практическую, художественную ценность.

Метод проектов позволяет сохранить и развить индивидуальность, потенциальные возможности ребенка.

Личностно-ориентированный и деятельный подход в обучении учащихся необходим мне  для воспитания и развитие  ребят с учетом их индивидуальных особенностей:

возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;

образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;

выделение групп детей по знаниям, способностям;

распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, профессиональной направленности;

отношение к каждому ребёнку как к уникальности. 

Использовать игровые технологии в учебном процессе возможно с детьми любого возраста. Эмоциональные и игровые приемы являются необходимыми элементами в решении познавательных, воспитательных задач в обучении изобразительному искусству в школе. Игра – хороший стимул в достижении успеха. Урок может стать незабываемым путешествием в мир сказки или  «На другую планету», дать возможность не только сильным, но и слабым ученикам проявить свой творческий потенциал. Игра влияет на развитие познавательной активности. Она таит в себе огромное нравственное начало, так как делает труд радостным, творческим и увлекательным. Игра на уроке помогает мне быстро вовлечь всех участников в деятельность, вызывает эмоциональный настрой, что способствует установлению тесного контакта с учениками, располагает к активной работе.

    С помощью дидактических игр "На развилке трех дорог", "Волшебные ковры" я учу пятиклассников эмоциональному восприятию цвета. Цвета добра и зла, радости и уныния должны быть различными.

   Прием перевоплощения применяю на разных уроках. Например, на уроке "Эти забавные животные" даю задание: "Вообрази себя кошкой, вспомни, как она двигается, мурлычет, ласкается. Проделай то же самое". "Представь себя космонавтом, который встретился с инопланетянами". "Представь себя богатырем, который попал в царство Добра или Зла. Какие сказочные герои живут там? Какие животные, птицы, насекомые обитают? Какими красками можно изобразить царство Добра и царство Зла?". Перевоплощаясь в разные образы, дети становятся "артистами" и перестают чувствовать себя скованно. Их рисунки получаются более "живыми".

   Игры в "Кляксографию" помогают развивать глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. Они всматриваются в кляксы и с большим удовольствием превращают их в птиц, зверушек, рыб, сказочных героев. С помощью трубочки для коктейля кляксу можно превратить в икебану. Способом выдувания кляксы превращаются в стебли, цветы, ветки, сучки.

    Большой популярностью пользуются у ребят дидактические игры: "Выставка картин", "Найди ошибку",  "Похоже-непохоже",  "Радость или грусть",   "Экзамен художника Тюбика". С помощью компьютерных игр: "Тихо, идет экзамен!", "Интерактивные тесты" по видам и жанрам изобразительного искусства учащиеся обобщают знания, приобретенные на уроках ИЗО.

   На уроках ИЗО я реализую проектную, поисково-исследовательскую, индивидуальную, групповую и консультативную деятельность учащихся. Эта работа помогает развивать способности учеников к отбору и анализу информации, использованию новейших компьютерных технологий. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, семинарских занятиях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях обеспечивает оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовку их к осознанному выбору профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет по теме "Критерии успешности учителя"

В этом педсовете использовались интернет ресурсы. К сожалению не могу вспомнить все сайты, которые были использованы в подборе материала....

Критерии успешности учителя.

Все уроки нужные и неглавных нет. Важно все, что ученик получит. ...

«Критерии успешной профессиональной деятельности учителя»

В настоящее время школы переходят на новые образовательные стандарты. А значит, перед школой ставятся новые задачи по адаптации образования к требованиям нового документа....

Детальный рефлективный отчет о процессе планирования развития школы, включающий постановку временных рамок, цели, определение ожидаемых результатов и критериев успешности

    Какие  методы  и  подходы  я  планировала для  преобразования  школы? Это анкетирование, интервью, наблюдение  и  изучение,  Прог...

Педагогические критерии успешности воспитателя, учителя, воспитанника.

Качества общения, которые больше всего ценят педагоги и родители учащихся:Þ специально планирует коммуникативные задачи;Þ создаёт в классе обстановку доверия, психологической безопасности, дети открыт...

Применение инновационных технологий на уроках истории и обществознания как один из критериев успешности деятельности педагога и его обучающихся

Практическое обучение и воспитание 2022: реализация образовательных и профессиональных стандартов в современных условиях...