сценарий урока в 7 классе по теме: «Великие темы жизни. Историческая картина»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему
сценарий урока в 7 классе по теме: «Великие темы жизни. Историческая картина»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
velikie_temy_zhizni.docx | 50.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Великие темы жизни. Историческая картина»
Организационная структура (сценарий) урока
Тип урока:
Изучение новых знаний
Цель:
Духовное развитие личности ребенка.
Создать условия для формирования у учащихся представлений об особенностях развития исторической картины в русском искусстве; способствовать расширению знаний учащихся о творчестве великих русских художников, пониманию значения живописной картины как события и общественной жизни, развитию умения устно выражать свою эстетическую позицию, рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа
Задачи:
- Сформировать представление об историческом жанре в живописи.
- Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.
- Воспитание средствами изобразительного искусства личности школьника, обогащение его нравственного опыта эстетических потребностей, формирование уважительного отношения к искусству и культуре России.
Планируемые результаты обучающихся:
Предметные результаты:
Познакомятся с картинами В. Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова».
Получат возможность научиться: сравнивать объекты по заданным критериям; характеризовать значение тематической картины XIX в. в развитии русской культуры.
Научатся самостоятельно составлять устный рассказ-рассуждение и анализировать наиболее известные исторические картины великих русских художников.
Метапредметные результаты:
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии об увиденном, работают по плану, сверяясь с целью, делают выводы; самостоятельно создают алгоритм действия при работе над анализом художественного произведения; определяют цель урока (научиться различать содержание и сюжет при восприятии произведения).
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивают свои достижения на уроке.
Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы
Личностные результаты.
Проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, контролируют их; проявляют познавательную активность; осознают свои интересы и цели; умеют анализировать образный язык изобразительного искусства.
Методы и формы обучения
Методы: беседа с постановкой проблемы, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический, творческий поиск.
Формы: индивидуальная, фронтальная
Оборудование к уроку:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран
Наглядно- демонстрационный материал:
Мультимедийный ряд:
презентации «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни»
Фронтальная работа
Вступительная беседа с постановкой проблемы. «Зачем художникам разных времен необходимо обращаться к исторической теме»?
Исторический жанр – один из важнейших в изобразительном искусстве. Он объединяет произведения, в которых запечатлены важнейшие исторические события. Создать полотно, посвященное страницам истории невозможно без широких исторических знаний, понимания закономерностей развития общества, умения обобщать и раскрывать сущность явлений. Исторический живописец должен знать историю, археологию, подробности быта той эпохи, к которой он обращается. Он должен обладать богатой творческой фантазией, чтобы силой воображения убедительно и достойно воссоздать историческое событие на полотне. От художника требуется не только талант, но и огромный упорный труд.
Именно с таким художником, творчество которого стало драгоценным вкладом в историю нашей национальной культуры, мы и познакомимся сегодня.
Объяснительно иллюстративный.
Частично поисковый.
Одним из наиболее ярких представителей исторического жанра в русской живописи является Василий Иванович Суриков. Каждая картина Сурикова: «Уро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ярмаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин» и т.д. – это целая поэма о борьбе и страданиях, героизме и трагических испытаниях русского человека.
Сегодня на уроке, знакомясь с творчеством этого художника, мы остановимся на двух, наиболее значительных его картинах: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова».
Ознакомимся с работой наших поисковых групп.
Презентация поисковой группы «Библиографы».
Презентация «Биография Сурикова». Слайды 1-10.
Василий Суриков родился 12(24) января 1848 года в Красноярскекомю Крещён 13 января во Всех-Святской церкви.
В искусстве и судьбу Василия Ивановича Сурикова все ярко, неповторимо, талантливо. Родом он был из старинного сибирского города Красноярска. Предки художника по отцовской линии – потомственные казаки, те самые, что вместе с Ярмаком пришли в Сибирь с Дона. Талант и упорство, привели Сурикова, как некогда великого М.И. Ломоносова, из заснеженной Сибири в Петербург, в академию художеств, которую он закончил с золотой медалью.
Дед — Василий Иванович Суриков (умер в 1854 году), двоюродный брат деда — Александр Степанович Суриков (1794—1854), был атаманом Енисейского Казачьего полка.
Был он силы непомерной. Как-то в бурю оторвался от берега казачий плот, атаман бросился в реку, схватил бечеву и, как в былине богатырь, вытащил плот на берег. В его честь назван остров Атаманский на Енисее.
Дед Василий Иванович Торгошин служил сотником в Туруханске.
Отец — коллежский регистратор Иван Васильевич Суриков.
Мать — Прасковья Фёдоровна Торгошина.
В 1854 году отца перевели на службу в акцизное управление в село Сухой Бузим.
Справка поисковой группы «Историки».
Конец XVII века в России – сложное, противоречивое время. Московское восстание 1682 года, стрелецкое восстание 1698 года и жестокая расправа над их участниками стали трагической страницей русской истории. Стрельцы – старое допетровское войско, которое Петр заменил регулярной армией. Царевна Софья, мечтавшая о самодержавной власти, чувствуя недовольство измученных постоянными войнами, нищетой и бесправием стрельцов, возглавила мятеж. Их бунт расценивался как скрытый поединок между Петром I и царевной Софьей, который обернулся казнью более тысячи стрельцов, поверивших Софье.
В полотне «Утро стрелецкой казни» нашла отражение противоречивая, полная социальных конфликтов атмосфера петровского времени.
Презентация поисковой группы «Искусствоведы».
(Презентация. Слайды 1-10.)
Слайд 2 Тревожный пейзаж холодного утра пронизан ожиданием трагедии. Огромная народная толпа заполнила площадь. Скоро начнется казнь. Суриков тонко передает душевное состояние приговоренных к смерти и свидетелей казни, ощущение длящегося времени.
Слайд 3 В центре картины – стрелец, стоящий на телеге. Он прощается с народом, низко кланяясь ему по старинному русскому обычаю.
Слайд 4 Погружен в горькие и гневные размышления чернобородый стрелец. Этот человек не сломлен. В нем нет ни страха, ни смирения.
Слайд 5-8 Образ рыжебородого стрельца Суриков долго искал. С ненавистью и внутренней убежденностью смотрит рыжий стрелец на своего врага – царя. А тот словно отвечает ему остекленевшим от ярости взглядом. Пересечение их взглядов – непримиримость столкнувшихся сил.
Слайд 9 Великолепен портрет молодого Петра, с пламенем в глазах, в конвульсивно сжатым ртом ….
Слайд 10 Мглистый сумрак раннего утра, в котором еще виден свет горящих свечей, создает образ трудного, мучительного рождения нового дня и воспринимается как поэтическая метафора, обобщенно выражающая смысл исторической минуты – «начало славный дней Петра мрачили мятежи и казни» (А.С. Пушкин).
Предлагается учащимся проследить путь свечи – как главный психологический и композиционный ход картины, как средство воплощения замысла.
Познакомьтесь еще с одним произведением великого мастера - картиной «Боярыня Морозова».
(Презентация «Искуствоведы», слайды 11— 23).
Справка поисковой группы «Историки».
В картине «Боярыня Морозова» Суриков вновь выбирает тему конфликта, при котором главный не предает своих убеждений. Боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова (1632-1675) – раскольница, состоявшая в переписке с Авакумом, оказывавшая ему материальную помощь, вступила в личное противоборство с правящим режимом, за что была заживо погребена вместе со своей сестрой Евдокией Урусовой в земляной тюрьме в Боровске. В глазах народа она была героиней - мученицей, отдавшей жизнь за правое дело. Движение раскольников с XVII веке – движение сложное. Суть его заключается не только в непризнании церковной реформы Никона (1653-1656), в отстаивании старого обряда (например: защите двуперстного крещения, двукратного пения «Аллилуйя» и др.). Во второй половине XVII – XVIII века раскол был идейным знаменем антифеодальных и оппозиционных движений, своеобразной формой протеста против усилившегося гнета и закрепощения крестьян. К движению раскольников примкнуло большое количество простых людей.
Выполнение художественно-творческого задания.
Составьте устный рассказ-рассуждение о картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» по плану:
- Почему Сурикова привлекала боярыня Морозова?
- Что привлекает ваше внимание в картине, прежде всего?
- Где центр всей композиции?
- Каков характер героини?
- Какое впечатление производит Морозова на окружающих?
- Как художник показал борьбу идей, мнений?
- Охарактеризуйте людей изображенных справа от саней:
- юродивый,
- княгиня Урусова.
- коленопреклонённая старуха-нищенка,
- странник,
- пожилая горожанка, держащая платок, расшитый жемчугом,
- низко склонившаяся боярышня в золотом платке и сине-голубой шубке,
- монашка,
- дети.
- Дайте характеристику людям изображенным слева от саней (единомышленники или недруги)?
- Что создаёт у нас впечатление движения, волнения в толпе, которая стоит неподвижно?
- Как передано движение саней?
- Проанализируйте колорит картины?
Слушаем составленные рассказы-рассуждения (дополняем сообщения своих товарищей, аргументируем свои дополнения).
Сегодня мы познакомились с историческими картинами В.И. Сурикова. Мы узнали, что художник не случайно обращается к историческим событиям.
Художники выбирали и выбирают те исторические события, на основе которых могли и могут сказать что-то важное не только об истории, но и о сегодняшнем времени, о сути отношений людей, о смысле подвига, страданий, побед и поражений. В искусстве всегда существует не только «текст» - сюжет, но и подтекст – иносказание, то, что скрыто за сюжетом. Часто в тексте невозможно сказать так тонко, личностно, многозначно, как в подтексте. Художник, внешне говоря об одном событии, фактически говорит о многом другом, главном для себя и, как он надеется, - для зрителя. И вот это иносказание нужно уметь увидеть и осознать.
Подумать о том, какие исторические события и почему вы хотели бы нарисовать.
Феодосия Прокопьевна Морозова - верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царем Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Паф- нутьево-Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода. Почитается старообрядческой церковью как святая.
Дочь окольничего Прокофия Федоровича Соковнина. В 17 лет вышла замуж за Глеба Ивановича Морозова, представителя рода Морозовых, родственников правящей семьи Романовых, царского спальника и дядьку царевича, владельца усадьбы Зюзино под Москвой. Брат Глеба Ивановича, Борис Иванович Морозов, владелец огромного состояния, умер бездетным в 1662 г., оставив наследство Глебу Морозову. Вскоре умер и Глеб Иванович, и совокупное состояние обоих братьев номинально досталось малолетнему сыну Глеба и Феодосии Морозовых - Ивану Глебовичу.
Фактически же наследством своего малолетнего сына распоряжалась боярыня Морозова. В одном из многочисленных имений Морозовых - подмосковном селе Зюзино - была обустроена по западному образцу одной из первых в России роскошная усадьба. При царском дворе Феодосия занимала чин верховой боярыни, была приближенной царя Алексея Михайловича. Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. По воспоминаниям современников, «дома прислуживало ей человек с триста. Крестьян было 8000; другов и сродников множество много; ездила она в дорогой карете, устроенной мозаикою и серебром, в шесть или двенадцать лошадей с гремячими цепями; за нею шло слуг, рабов и рабынь человек сто, оберегая ее честь и здоровье».
Боярыня Морозова была противницей реформ патриарха Никона, тесно общалась с протопопом Аввакумом. Феодосия Морозова занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих и юродивых. Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а ее московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Но поддержка ею старообрядчества, судя по письмам Аввакума, была недостаточной: «Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля, и то с оговором».
Академик А. М. Панченко, исследуя письма Морозовой к Аввакуму, пишет, что в них нет рассуждений о вере, и считает, что Феодосия «не мрачная фанатичка, а хозяйка и мать, занятая сыном и домашними делами».
Царь Алексей Михайлович, всецело поддерживающий церковные реформы, пытался повлиять на боярыню через ее родственников и окружение, а также отбирая и возвращая поместья из ее вотчины. От решительных действий царя удерживало высокое положение Морозовой и заступничество царицы Марии Ильиничны. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось как вынужденное «малое лицемерие». Но после тайного пострига в монахини под именем Феодоры Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий.
Под предлогом болезни она 22 января (1 февраля) 1671 г. отказалась от участия в свадьбе царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Отказ вызвал гнев царя, он направил к ней боярина Троекурова с уговорами принять церковную реформу, а позднее и князя Урусова, мужа ее сестры. Морозова обоим ответила решительным отказом.
В ночь на 16 (26) ноября 1671 г. в дом Морозовой по приказу царя пришел архимандрит Чудова монастыря Иоаким (впоследствии Патриарх Московский) и думный дьяк Иларион Иванов. Они провели допрос Феодосии и ее сестры (чтобы выказать свое презрение к пришедшим, обе сестры легли в постели и лежа отвечали на вопросы). После допроса сестер заковали в кандалы, но оставили под домашним арестом. Затем Феодосия была перевезена в Чудов монастырь, откуда после допросов ее перевезли на подворье Псково-Печерского монастыря. Несмотря на строгую стражу, Морозова продолжала поддерживать общение с внешним миром, ей передавали еду и одежду. В заключении она получала письма от протопопа Аввакума и смогла даже причаститься у одного из верных старой вере священников. Вскоре после ареста Феодосии скончался ее сын Иван. Имущество Морозовой было конфисковано в царскую казну, а двое ее братьев сосланы.
Патриарх Питирим просил царя за сестер, но царь, называя Морозову «сумасбродкой лютой», ответил патриарху, что «...много наделала она мне трудов и неудобств показала» и предложил ему самому провести допрос боярыни. Патриарх в присутствии духовных и гражданских властей беседовал с Феодосией Прокопьевной в Чудовом монастыре. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать ее освященным маслом, но Феодосия воспротивилась. Боярыню вернули под арест.
В конце 1674 г. боярыня Морозова, ее сестра Евдокия Урусова и их сподвижница, жена стрелецкого полковника Мария Данилова, были приведены на Ямской двор, где пытками на дыбе их пытались переубедить в верности старообрядчеству. Согласно житию Морозовой, в это время уже был готов костер для ее сожжения, но Феодосию спасло заступничество бояр, возмущенных возможностью казни представительницы одного из шестнадцати высших аристократических семейств Московского государства. За Феодосию заступилась и сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна.
По распоряжению Алексея Михайловича боярыня Морозова и ее сестра, княгиня Урусова, были высланы в Боровск, где были заточены в земляную тюрьму в Боровском городском остроге, а 14 их слуг за принадлежность к старой вере в конце июня 1675 г. сожгли в срубе. Евдокия Урусова вскоре скончалась от полного истощения. Феодосия Морозова также была уморена голодом и, попросив перед смертью у своего тюремщика позволения вымыть в реке свою рубаху, чтобы умереть в чистой сорочке, скончалась 2(12) ноября 1675 г.
Законодательные и нормативные документы
- Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273–ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
- Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с. (Стандарты второго поколения 5-9 классы.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная литература
- Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М, 2007.
- В мире искусств: словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства/ сост. Т. К. Каракаш, А. А. Мелик-Пашаев. – М, 2001.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк : кн. для учителя. 3-е изд. - М. Просвещение, 1991 -90с.
- Долгоаршинных Н.А. Компьютерные технологии в профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства: учебно-методическое пособие. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010.
- Кашекова И.Э. Язык пластических искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура. М.: Просвещение, 2003.
- Неменский Б.М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский. – М., 2007.
- Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. – М.: Просвещение, 2006.
- Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Агар, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест для 7 класса по теме "Великие темы жизни"
Тест по изобразительному искусству 7 класс....
Разработка урока географии в 5 классе по ФГОС на тему Великие географические открытия. Открытия Нового света.
Данная тема рассматривается в 5 классе по учебнику Н. Петровой и Максимовой по ФГОС. Хотелось перед структуру урока....
Презентация к уроку ИЗО в 7 классе по теме "Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов "Последний день Помпеи"
Данный материал представляет собой презентацию к уроку ИЗО в 7 классе по теме "Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов "Последний день Помпеи"...
Урок музыки во 2 классе. Тема "Великий колокольный звон. Звучащие картины"
Данный урок проводится во II классе, II четверть, 1-й урок раздела «О России петь - что в храм стремиться».Тип урока: урок изучения нового материалаЦели: Обучающие:...
План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»
Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....
Тема 5. Первые шаги: человек принимает планету. Урок по окружающему миру на тему "Великие географические открытия древности."
прослеживаем хронологию путешествий кроманьонцев с целью открытия и изучения новых земель;продолжаем формирование умений шестиклассников работать с книгой, учебником, картами;развиваем логическое мышл...
Сценарий урока-композиции с презентацией на тему "Как могут эти дни забыться..." (Великая Отечественная война в произведениях кубанских писателей")
Урок знакомит с кубанскими писателями и поэтами - участниками Великой Отечественной войны....