"Правила линейной и воздушной перспективы"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Конспект урока изобразительного искусства в 6, включая просмотр презинтации и самостоятельную работу обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx22.29 КБ
Файл izo_izobrazhenie_prostranstva_.pptx1.73 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Правила линейной и воздушной перспективы"

Класс: 6 Б

Дата:29.04.15

Цель: Научить передавать пространство на плоскости изображения.

Задачи:

Обучающая: Научить изображать пейзаж по законам перспективы с передачей глубины пространства.

Развивающая: Развить навыки рисования перспективы.

Воспитывающая: Воспитывать интерес и наблюдательность к окружающему миру.

Оборудование и материалы:

Для учителя: репродукции картин художников, презентация.

Для учеников: альбом, карандаш, ластик, акварель или гуашь.

Термины: линейная и воздушная перспектива, линия горизонта, плановость.

План урока:

  1. Организационная часть.
  2. Сообщение темы урока.
  3. Повторение изученного материала.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление.
  6. Постановка художественной задачи.
  7. Физкультминутка.
  8. Практическая работа.
  9. Итог урока.
  10. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационная часть.

 – приветствие;

 – проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы урока.

На сегодняшнем уроке мы с вами разберем правила линейной и воздушной перспективы, и выясним, для чего художникам нужны эти правила. Как вы думаете?(Обучающиеся ставят цели урока).

Ход урока

3. Повторение изученного материала.

Но для начала вспомним, о чем мы говорили на предыдущем уроке.

Ребята, скажите, что изображено на этой картине? (пейзаж)

Что художник изображает в пейзаже? (природу, пространство)

Сегодня нам понятно, что пейзаж – это, прежде всего изображение пространства. Давайте вспомним, какие способы изображения мы изучили ранее.

В эпоху Древнего Египта фронтальная перспектива изображения никогда не создавали иллюзию объёма. Изображение переносилось на плоскость не в том виде, в котором оно предстает глазу, а в том, которое наиболее выражает ее суть.

Обратная линейная перспектива  - вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности.

В эпоху Возрождения в искусстве преобладал интерес к изучению реально наблюдаемого мира и личности человека. Родилось понятие – перспектива, линия горизонта, точка схода.

Перспектива — это изображение предметов так, как их видит человеческий глаз. Перспектива нам нужна для того, чтобы изображать предметы реалистично.

4. Изучение нового материала 

Показ презентации.

Во время презентации вам даётся возможность зафиксировать основные понятия на выданных карточках для дальнейшего обсуждения и запоминания, в дальнейшем их можно приклеить на обратную сторону листа вашего рисунка.

Для того чтобы научиться изображать объёмные предметы необходимо  знать законы построения линейной и  воздушной перспективы.

Основной отличительной особенностью линейной перспективы (будь она прямой или обратной) является фиксированный угол зрения и наличие общей точки схода (обычно на линии горизонта).  

Представим себе железную дорогу. Все знают, что рельсы лежат параллельно, а это значит, что они нигде не пересекаются.

Но если мы встанем на пути и посмотрим вдаль, то будет казаться, что с удалением от нас, рельсы сходятся ближе, ближе, пока, наконец, не сольются в одну точку.

Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют "точкой схода или точка зрения  ". Эта точка всегда лежит на линии горизонта.

Слово «горизонт» всем конечно, знакомо. Этим словом мы называем линию, отделяющую видимое небо от видимой земли.

Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз.

Линия горизонта бывает высокой и низкой, это средство выразительности. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения, а когда линия горизонта расположена у нижнего края картины, мы видим просторы небес.

Воздушная перспектива — кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменения цвета, очертаний и степени освещенности предметов, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой.  

Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает передать в рисунке пространство, подчеркивает плановость в композиции. В творческой работе необходимо учитывать перспективные изменения воздушной среды, благодаря которым дальние планы кажутся светлее передних, контуры предметов расплываются, теряют четкость. Особенно это заметно в горах или на равнине, поросшей лесом.

Обычно принято говорить о планах – переднем (первом), среднем (втором) и дальнем (третьем). На переднем плане все предметы воспринимаются наиболее объёмно, их светотень и окраска наиболее контрастны. На втором – всё это несколько смягчается, на третьем – сливается в воздушной дымке.

Передний план. Все предметы воспринимаются объемно, цвет наиболее контрастен.

Средний план. Объем и цвет постепенно смягчаются.

Задний план. Все сливается в воздушной дымке.

5. Закрепление

Пришло время на практике проверить, как вы усвоили изученный материал.

Показ  репродукций.

Что изображено на картинах? Обсуждение.

Что называется точкой зрения или точкой схода?

6. Постановка художественной задачи.

А сейчас, используя полученные знания, вы нарисуете пейзаж. Ваша задача на сегодняшний урок: выполнить построение по всем правилам линейной и воздушной перспективы. Для того чтобы получить хорошую оценку, вы должны в своей работе правильно показать линию горизонта, точку схода, перспективное сокращение дороги (тропинки), и по возможности применить правила воздушной перспективы. Весь рисунок выполняется от руки, без помощи линеек. Построение выполняем тонкими линиями, чтобы при необходимости можно было легко исправить.

1.  Располагаем лист горизонтально.

2.  Проводим линию горизонта (высокую)

3.  Рисуем дорогу с точкой схода на линии горизонта.

4.  Деревья, начиная с первого плана.

5.  Работаем красками.

6. В завершении, более детально прорабатываем предметы, находящиеся на переднем плане.

7. Физкультминутка.

8. Практическая работа.

Ученики самостоятельно выполняют эскиз пейзажа, применяя на практике полученные знания.

9.  Итог урока.

По итогам активной работы на уроке я могу положительно оценить…

Для дальнейшей результативности рекомендую вам понаблюдать за природой и проанализировать как меняется в течении дня цветовая гамма выбранного вами вида, обратить внимание на линейное построение улиц нашего города.

  1. Домашнее задание. Домашним заданием будет дорисовать начатый в классе рисунок, по результатам которого я выставлю оценки.

  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правила линейной и воздушной перспективы АППОЛИНАРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ. КРЫМ. 1890 .

Слайд 2

Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют " точкой схода или точка зрения ". Эта точка всегда лежит на линии горизонта. Слово « горизонт » всем конечно, знакомо. Этим словом мы называем линию, отделяющую видимое небо от видимой земли. Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз. Линия горизонта бывает высокой и низкой, это средство выразительности. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения, а когда линия горизонта расположена у нижнего края картины, мы видим просторы небес. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Слайд 3

1.По мере удаления от наблюдателя размер объектов уменьшается соответственно. 2.Параллельные прямые изображают непараллельными. Но пересекаются они не непосредственно на самом изображении, а в точке схода, т.е. их пересечение не является видимым (смотрим на рисунок с построением куба). Исключение в этом случае составляют линии, располагающиеся вертикально или идущие параллельно линии горизонта. 3.Перпендикулярные линии пересекаются не под прямым углом (опять же смотрим на грани куба: на самом деле они строго перпендикулярны, но в перспективе пересечение происходит под острым или тупым углом). ПРАВИЛА ИЗОБРАЖЕНИЯ ЛИНЕЙНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ .

Слайд 4

Обычно принято говорить о планах – переднем (первом), среднем (втором) и дальнем (третьем). На переднем плане все предметы воспринимаются наиболее объёмно, их светотень и окраска наиболее контрастны. На втором – всё это несколько смягчается, на третьем – сливается в воздушной дымке. Передний план. Все предметы воспринимаются объемно, цвет наиболее контрастен. Средний план. Объем и цвет постепенно смягчаются. Задний план. Все сливается в воздушной дымке. ПОНЯТИЕ «ПЛАНЫ»

Слайд 5

1 закон - Все ближние предметы воспринимаются подробно, а дальние – обобщённо . ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ АЙВАЗОВСКИЙ. ВЕНЕЦИЯ. 1842 ПРАВИЛА ИЗОБРАЖЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ

Слайд 6

2 закон - Для передачи пространства надо делать контуры ближних предметов резче, а удалённых - мягче. АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ САВРАСОВ. ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ. 1879.

Слайд 7

3 закон – Удалённые светлые предметы слегка затемняются, а тёмные - осветляются. ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ПОЛЕНОВ. ВИД НА ОКУ РЕКУ С ВОСТОЧНОГО БЕРЕГА. 1898.

Слайд 8

4 закон – Ближние предметы изображаются объёмно, а дальние - плоско. ИВАН ИВАНОВИЧ ШИШКИН. РОЖЬ. 1878 .

Слайд 9

5 закон – Все удалённые предметы в завесе дымки воздуха принимают голубоватый цвет, ближние предметы ярко окрашены. ФЁДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ ВАСИЛЬЕВ. МОКРЫЙ ЛУГ. 1872 .

Слайд 10

ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН . ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ.1895 . 6 закон – Ближние предметы многоцветны, а удалённые – одноцветны.

Слайд 11

ИВАН ИВАНОВИЧ ШИШКИН. Среди долины ровныя . 1883. Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила линейной и воздушной перспективы

конспект урока изобразительного искусства в 6 классе, по программе Б.М.Неменского...

Методическая разработка по изобразительному искусству на тему "Правила линейной и воздушной перспективы".

Разработка к уроку изобразительного искусства на тему "Правила линейной и воздушной перспективы" включает себя подробный план-конспект урока и презентацию с наглядным материалом....

Мультимедийная разработка урока по теме "Правила линейной и воздушной перспективы"

Данный урок рассчитан на учащихся 6 класса, обучающихся по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». Урок рассчитан на обучающихся средних и высоких учебных возможностей.Структура урока с...

разработка урока ИЗО с презентацией "Правила линейной и воздушной перспективы" 6 класс

Урок в 6 классе на тему «Правила линейной и воздушной перспективы». Одним из выразительных средств создания пейзажа является пространство. Поэтому законы перспективы весьма значимы в поним...

Правила линейной и воздушной перспективы

Воздушная перспектива – изменение цвета предметов под воздействием воздушной среды и пространства, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя....

Правила линейной и воздушной перспективы

Разработка урока ИЗО на тему "Правила линеейной и воздушной перспективы" 6 класс...