Организация контрольно-оценочной деятельности на уроках изобразительного искусства.
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) по теме
В работе рассматриваются вопросы:
В чём разница между оценкой и отметкой?
Что такое "самооценка" школьника?
Что является ядром учебной самостоятельности ребёнка?
В чём заключается контрольно-оценочная деятельность ученика?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursy2.docx | 14.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся
на уроках изобразительного искусства.»
Разработала
Фёдорова Ольга Михайловна
учитель изобразительного искусства
М АОУ Гимназия им. А.С.Пушкина.
г. Сыктывкар
2014
Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся
на уроках изобразительного искусства и музыки.
1) В чем разница между оценкой и отметкой?
2) Что такое «самооценка» школьника?
3) Что является ядром учебной самостоятельности ребенка?
4) В чем заключается контрольно-оценочная деятельность ученика (составляющие контрольно-оценочной деятельности)?
- В педагогической литературе отметка трактуется как количественная характеристика оценки, которая может выражаться в баллах (5, 50, 12, 100-балльная), цветом, каким-либо символом и т.п. В толковых словарях (см. С.И. Ожегов, Д.Н. Ушаков) отметка – это установленное (государством) обозначение степени знаний учащихся. Безотметочной системе оценивая, как правило, имеется в виду отказ от количественной характеристики оценки. Безотметочная система оценивания усиливает роль самоконтроля и самооценки школьников, поворачивает педагогическую работу учителя на обучение детей этим действиям.
- Самооценка нужна не сама по себе, она должна являться средством принятия решения самого ребенка о дальнейших своих действиях в процессе учения, а организация обучения самоконтролю есть средство в этом процессе видеть (предвидеть) возможные ошибкоопасные места по ходу решения задачи.
- Формирования контрольно-оценочной самостоятельности, которая является ядром и основной формой развития всей учебной самостоятельности ребенка.
Целенаправленная работа учителя должна быть направлена на становление у младшего школьника способности к оценке границ своих знаний и умений. Эта способность является условием самостоятельной постановки учеником задачи следующего шага обучения в основной школе.
Составляющими контрольно-оценочной самостоятельности являются: умение опознать задачу как новую, оценить свои возможности действовать в новой ситуации, отделить известное от неизвестного.
Этапы построения контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в оценке своих знаний и умений.
Первый этап становления контрольно-оценочной самостоятельности (первый класс).
На этом этапе дети учатся обнаруживать совпадение, сходство, различие; договариваются о выборе образца для сопоставления. Постепенно дети переходят от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному. Центральное место в деятельности учащихся на этом этапе обучения отводится пооперационному контролю.
В оценочной деятельности ретроспективная оценка ученика предшествует учительской оценке.
На этом этапе обучения появляются различные формы фиксации оценки по заданным критериям (линеечки, ступеньки, оценочные листы и т.п.).
Ребенку дается право самому выбирать ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю (сверстнику) для оценки. Он сам может назначать критерий оценивания.
К концу первого года обучения большая часть детей класса могут:
- сравнивать действие (отдельные операции) и результат с готовым образцом;
- по заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя;
- предъявить на оценку свои достижения по заданному или назначенному самим ребенком критерию;
- отделить известное от неизвестного в знаниях (способах действия с предметом), задать «умный» вопрос.
Второй этап контрольно-оценочной самостоятельности (2-4 классы)
происходит совершенствование работы учащихся над пооперационным (процессуальным) контролем освоения способов деятельности.
Учащиеся на этом этапе работают над освоением разных типов заданий, направленных на освоение рефлексивного контроля (контроля за способом действия).
На этом этапе начинается работа над прогностической оценкой.
Дети уже начинают задавать себе вопросы типа: «Справлюсь ли я с решением?», выбираются задания для самостоятельной работы на «уровень притязания» – из данного пакета заданий с обозначенной сложностью требуется взять какое-то для решения и т.п.
На конец второго этапа формирования действий контроля и оценки у младших школьников они могут:
- определять возможные «ошибкоопасные» места, например, в тексте;
- устанавливать возможные причины возникающих ошибок и намечать план их индивидуальной ликвидации и коррекции;
- устанавливать границу применимости того или иного способа действия (рефлексивный контроль), выделять из группы заданий то, которое не соответствует данному способу решения;
- классифицировать задания по сложности, выбирать объем и уровень сложности заданий для индивидуальной самостоятельной работы;
- формализовать оценку своих действий с помощью, например, баллов на основе суммы разных умений (по совокупности критериев).
Третий этап становления контрольно-оценочной самостоятельности (4-5 классы)
учащиеся вместе с учителем выходят на полный цикл контроля и оценки.
К концу переходного этапа из начальной в основную школу (конец 5-го класса) осваивают полный цикл контрольно-оценочной деятельности:
- определяют, то, что будет проверяться (работа с критериями);
- составляют проверочные задания (в том числе, с «ловушками») под составленные критерии;
- выделяют сложность заданий, приписывают баллы сложности;
- создают (или ищут) образец для проверки задания (работы);
- составляют полученные данные с образцом;
- дают характеристику ошибок и выдвигают гипотезы об их причинах;
- составляют (или ищут) корректировочные задания или новую «индивидуальную» проверочную работу с последующим их выполнением;
- сообщают учителю (сверстнику) о готовности предъявить свои достижения (результаты) для публичной оценки;
- переводят (по необходимости) формализованные свои оценочные шкалы в общепринятую пятибалльную систему оценивания.
- Становление контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников связано, прежде всего, с формированием основ умения учиться (индивидуального учебного действия).
Это действие, в котором существует или осуществляется собственное отношение ребенка к средствам и способам понимания учебного содержания.
Педагогические приемы, которые помогают учителю формировать контрольно-оценочные действия у младших школьников в начальной школе:
- «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);
- «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);
- «задания-ловушки» (задания на анализ (рефлексию) освоения способа действия);
- «составление заданий с ловушками» (определение или установление возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);
- «работа с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);и т.д
На начальных этапах (1-5 классы) контрольно-оценочные действия направлены на определение соответствия способа действия объективным условиям решаемой задачи, то на этапе подростковой школы (6-9 классы) целью контроля и оценки со стороны учащегося должно стать выявление субъективных возможностей выполнения того или иного действия. Основой личной самооценки учащегося на подростковом этапе становится рефлексия, придающая учебной деятельности смысл соизмерения.
В подростковой школе содержание контроля и оценки со стороны учащегося составляют способы и результаты самостоятельной деятельности в рамках учебного предмета, а так же, в отличие от 1-5 классов – личностно значимые для подростка вопросы и способы действия.
«В чем заключается контрольно-оценочная деятельность ученика на уроках изобразительного искусства?»
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика.
Возникает вопрос как о развитии творческих возможностей ребёнка, так и об активизации его самостоятельности (формировании и развитии элементов самостоятельной контрольно-оценочной деятельности), что является его основным вектором взросления. Необходимо, чтобы оцениванию на уроках ИЗО подлежали не только специальные художественные способности школьника, но и его творчество, инициатива, составляющие основу созидательной деятельности. Важно наряду с художественным творчеством оценивать интеллектуальные инициативные творческие проявления школьника: оригинальность его вопросов, самостоятельных поисков дополнительного материала, высказанных интересных предположений и т.д. При определении критериев оценивания художественно-творческих достижений учащихся необходимо учитывать, что нужна такая система оценивания, которая позволила бы:
- отслеживать путь развития ребёнка на протяжении всей его учебной деятельности (познавательной, созидательной);
- оценивать мотивационную деятельность;
- предоставить картину роста личностных достижений для родителей ученика;
- более эффективно участвовать в накопительной системе («портфолио»).
При определении критериев оценивания нужно не разъединять критерии оценки детского рисунка и детского художественного творчества, а обозначать их условно, ибо творческий процесс – целостный и обязательно включает в себя конечный продукт (в данном случае детский рисунок), без которого вообще нет смысла говорить о каком-либо творчестве.
Всю познавательную и созидательную деятельность школьника на уроке оценивать по четырем критериям:
- готовность к сотрудничеству с учителем;
- отношение, интересы, способности детей (в том числе к самоанализу), проявляющиеся в художественном творчестве;
- мастерство (способы творческих действий) с учетом качества детской продукции;
- общественно-полезная значимость результатов художественного труда школьников, важна значимость результата, как для развития школьника, так и окружающих.
Под критерием готовность к сотрудничеству с учителем имеется в виду наличие необходимых художественных материалов, разноуровневый объем выполненного домашнего задания, поисково-исследовательская деятельность.
Второй критерий отношение, интересы – отражает степень увлеченности, вдохновения и стремления школьником выразить свое отношение к воспринимаемому и изображаемому в работе через определение уровней:
эмоционального отношения к воспринимаемому и изображаемому явлению (мотивы деятельности, их изменение, если есть, доставляющие детям удовольствие от работы и удовлетворение своими результатами);
волевых свойств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов (упорства и настойчивости в поисках решения нового произведения);
возникновения потребностей, интересов к творчеству (в связи с различными видами художественной деятельности).
Третий критерий – мастерство (способы творческих действий) призван определить уровень владения школьником художественными способностями, относящимися к изобразительной грамоте, через передачу формы, состоящей из линии (абриса), поверхности, и необходимыми навыками использования образных средств изображения и выражения в передаче данной формы. Составляющими являются:
передача чувства формы и фактуры (уровень передачи светотеневого объема; цветового решения и эмоционального использования цвета, гармоничного цветового строя; особенности в создании единства строя изображения, гармонии колорита);
сложность замысла предварительной продуманности школьником использования образных средств изображения и выражения (уровень соответствия детской работы художественным элементарным требованиям: композиционное решение замысла – выделение главного в композиции (фронтальное и угловое размещение предметов, наличие количества объектов, фигур людей от замысла, передача их величин, их взаимосвязь, связь композиционного центра со зрительным восприятием);
сложности применяемых техник и приемов (особенность использования изобразительных средств в композиции: линии, мазка и т.д.);
оригинальность, непосредственность, индивидуальность характера отражения своего отношения к данной теме.
Третий критерий по своей сути отражает оценку созидательной деятельности учащегося через учебную или творческую работу (упражнение, рисунок и др.). Рекомендуем в начальной школе оценивать его совместно с учеником, в средней школе – учеником.
Четвертый критерий – общественно полезная значимость результатов художественного труда школьников включает в себя:
соответствие детской работы теме, определенной идее (если тема и идея были заданы), анализ приобретенных художественно-творческих достижений в познавательной и созидательной деятельности (оценивается учащимся);
сопоставление самооценки учащегося с оценкой учителя (данная составляющая оценивается учителем).
Таким образом совокупность применения данных критериев будет способствовать оцениванию познавательной и созидательной деятельности ученика, т.е. будет оценен не сам исполнитель, а выполненная им работа.
Можно использовать балльную систему. Балльная система позволяет по каждому определенному критерию составить отдельно таблицу, отражающую градации по перечисленным уровням.
Особенность процедуры оценивания по данной системе состоит в том, что учитель кроме классного журнала заводит специальный журнал художественно-творческих достижений школьников в познавательной и созидательной деятельности (всего по четырем критериям).
Окончательный результат (в виде отметки) отмечать по завершению каждой четверти в классном журнале, определяя при этом в специальном журнале (в целях последующего ведения учителем сравнительной характеристики) минимальный уровень в баллах по каждому уроку и в целом по итогам четверти согласно требований к содержательному минимуму по дисциплине ИЗО.
Арсенал используемых форм оценивания учащихся на уроках ИЗО разнообразен.
Ведение «портфеля индивидуальных достижений учащегося», в котором будут отражены его увлечения в области изобразительной деятельности (объем времяпровождения за рисованием, просмотра телепередач, посещение музеев и др.). «Портфель» может представлять собой подборку личных работ ученика: творческие работы, отражающие его интересы; продукты учебно-познавательной деятельности – доклады, сообщения и пр. За основу составления таких «портфелей» целесообразно брать анализ художественно-творческих способностей ученика и его интересы. Лист «портфеля» может заполняться раз в две недели, как учителем, так и самим учеником (совместно с учителем или под его контролем).
Введение продуманной методики «Портфеля личных достижений ученика» призвано обогатить систему оценивания, представить учителю, родителю дополнительную информацию об индивидуальном развитии ребенка, поспособствовать активизации детей в оценке своей собственной работы (развитии навыков контрольно-оценочной деятельности).
На основе обобщения учителем итоговых результатов по окончании учебного года в сравнении с результатами предыдущих тестовых данных (стартовой работы) ему, возможно, будет выстроить аналитическую работу по корректировке и планированию изучения учеником содержания как предмета ИЗО, так и других курсов данной образовательной области в следующем учебном году.
Контрольно-оценочная деятельность на уроках изобразительного искусства может выстраиваться по трем направлениям:
- фиксация и анализ оценочных суждений детей при обсуждении рисунков
- фиксация и анализ характера детских действий при коллективном решении учебных задач;
- анализ результатов занятий по показателям уровней творческой активности и уровней освоенности общих способов, вводимых на данном занятии.
Сами занятия по изобразительному искусству могут иметь следующую структуру: 1) обсуждение рисунков – оценка совместно учениками и учителем результата предыдущих уроков; 2) учебная работа – освоение разных способов художественной деятельности при совместном решении учебных задач; 3) самодеятельность детей – творческая реализация детьми опробованных способов в рисунках по индивидуальным замыслам.
Контрольно-оценочная деятельность на уроках изобразительного искусства должна разворачиваться в трех аспектах:
- внешняя оценка творчества и инициативы ученика через осознание собственного авторства и его социальное признание;
- оценка учителем результатов проведенного занятия как средство контроля над воздействием обучения на развитие детей. При этом целью контроля должна стать проверка влияния методических и организационных приемов, применяемые учителем в ходе занятия на развитие детей;
- Формирование действий самоконтроля и самооценки у учащихся с целью сделать контроль и оценку средством активности и инициативы самого ученика как субъекта учебной деятельности.
Средствами письменной фиксации результатов контрольно-оценочной деятельности на уроках изобразительного искусства могут быть:
- доска творческих достижений, выставки детских работ, детские литературно-эстетические журналы, фотогазеты, самодеятельные видеофильмы с детскими музыкальными концертами и т.п.;
- оценочные листы учителя (либо в отдельной тетради, либо в классном журнале), которые отражают динамику, с одной стороны, творческой активности учащихся, с другой стороны, уровень освоенности того или иного способа учебно-художественной или учебно-музыкальной деятельности;
- позиционно-рефлексивные сочинения учащихся, отзывы учащихся, взрослых (педагогов, родителей) на творческие детские работы.
Урок ИЗО 6 класс
Тема: « Линия и ее выразительные возможности.»
Оборудование: бумага.карандаш.гелевая ручка.
Учащиеся должны уметь:
Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры.цвета.формы.объёма.пространства.
Владеть навыками работы в конкретном материале.
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договориться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Таблица. Система оценивания работ учащихся по ИЗО.
№ | ФИО учащегося | Передача общего простр. полож. | Использ. площади листа бумаги | Соотношения величин основных частей | Выразительное использование материала | оценка |
1 |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проектная деятельность на уроках изобразительного искусства
В презентации показана последовательность выполнения учебных проектов. Дана авторская разработка серии проектных уроков по предмету "изобразительное искусство" в начальной школе и в средней школ...
Уроки-беседы как вид учебной деятельности на уроке изобразительного искусства
Уроки-беседы незаслуженно отодвинуты на второй план в процессе обучения изобразительному искусству. В них содержится неисчерпаемый запас новых педагогических идей и приемов, с помощью грамотного постр...
Организация коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства
Коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующ...
Организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства ( из опыта работы)
Организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства ( из опыта работы)...
Организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства.
Проект-как элемент творчества.Спецефические особенности проекта....
Технология веб-квест как средство организации проектной деятельности на уроках изобразительного искусства в 5 классе
Методическая разработка предназначена для реализации на уроках изобразительного искусства в 5 классе при изучении темы «Образ плодородия земли в изобразительном искусстве» по программе «Изобрази...
«Формы организации коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства»
В данном матермале охарактеризовано, как совместная эстетическая деятельность способствует формированию у обучающихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения со...