разработка урока ИЗО в 5 классе
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Лебедева Юлия Валериевна

разработка урока ИЗО с презентацией, 5 класс "Жостовский поднос"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема    " Искусство Жостово, история и современное развитие промысла "

Цель: Знакомство с народным промыслом Жостово, обучение выполнению элементов жостовской росписи.

Оборудование: гуашь, бумага, кисти, листы цветной бумаги (шаблоны), рисунок комнаты в деревенской избе, аудиозапись песни  «Ах вы сени, мои сени».

Ход урока:

  1. Создание эмоционального настроя.

- Я вам предлагаю совершить путешествие во времени. Мы отправимся с вами в 19 век, чтобы открыть секрет жостовской чудо – росписи.                         Сто крылец, сто колец, сто вестей, сто коней – так начинается наша сказка. Вся земля наша – земля мастеров. Все может человек; превратить дерево в терем расписной, камень – в украшение или в шкатулку, глину – в игрушки забавные или посуду, железо – в подносы, красоты невиданной.
         Жил да был на свете мастер. Был он очень трудолюбивый, потому и делал изумительные подносы. Вдруг случилось чудо. Как-то принес ветер к избе мастера два цветка. Один - с северной стороны, другой -  с южной. Пригляделся мастер к ним, а цветы и впрямь были необычные.
(Под музыку учитель показывает два цвета: красный и голубой)
Вот это цветок – огонь, а другой цветок – снежинка. Посадил их мастер, у себя дома. Но не знал мастер, что они волшебные. В первый же вечер, как только уснул мастер, а месяц вышел из-за тучи и коснулся их серебряным светом, превратились цветы в красивых девиц-мастериц на все руки. Пока старый мастер спал, красны девицы расписали все подносы. Слайд №1. А под утро снова в цветы превратились. Проснулся мастер и чуду невиданному подивился. Кто же так ночью поработал? Но, увидев, что на листьях у цветов краска осталась, догадался, кто ему помог. Попросил мастер цветы, чтобы показали они чудо всем жителям села.
         Как взмахнул цветок – огонь, своей шапочкой - разлетелись в разные стороны искры и тут же превратились в цветы и узоры красоты невиданной.
         Как упали несколько цветов на подносы, так и засияли там букеты.
Слайд №2. Второй цветок взмахнул своей шапочкой – разлетелись вокруг серебряные нити, переплелись в сине-голубые цветы, как на ковре.                         Посмотрите: в нашем классе тоже есть удивительной красоты цветы. Все они вот на этих подносах. 
Цветы сотворили чудо, да и разлетелись в разные стороны. Один на север, другой на юг, а о них осталась память. Смотрят люди на подносы, любуются и сами создают красоту теперь.

Но это сказка, а на самом деле история жостовского промысла своеобразна.
Она восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) Слайд №3.— Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.       Наряду с табакерками и другими небольшими предметами — портсигарами, кошельками, коробочками и другими, в 1830–1840-х годах в отдельных мастерских стали изготавливаться подносы, овальные или круглые, орнаментированные довольно скромно — чаще всего лишь золотыми бордюрами. Материалом для них служило папье-маше. Слайд №4.
       В середине и особенно во второй половине XIX века производство подносов в Жостове и окрестных селениях увеличилось, причем папье-маше заменило железо. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости.
        Изготовлялись подносы из обычного листового железа. Прежде они вырезались из железного листа и ковались вручную, ныне эти трудоёмкие операции выполняются на механических прессах. Слайд №5.

 Жостовские подносы имеют разнообразную форму. Они могут быть круглые, овальные, квадратные, прямоугольные, треугольные, фигурные – фестончатые, гитарные. Слайд №6.

    Перед тем как попасть к художнику подносы шлифуют, грунтуют, и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному), с просушкой каждого слоя в печи.
 Слайд №7.

Расписываются подносы масляными красками на скипидаре, узор наносится мягкими беличьими кистями. Многослойная роспись выполняется в несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой.

        Роспись выполняется в несколько приёмов. Каждый этап росписи имеет свое, специфичное название: Слайд №6.

Замалевок: основа композиции узора, разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом. 

Тенежка (от слова "тень"): художник наносит основные тени, у цветов появляется объем.

Прокладка цветом: очень ответственный этап послойной жостовской росписи, форма букета обретает плоть — уточняются детали,вся композиция становится более гармоничной.

Бликовка: наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит.

Чертежка: заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник  рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.

Привязка: предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.

Уборка краев подноса: украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может быть и  роскошной.  Без оформления борта поднос выглядит незаконченным.

 После завершения росписи поднос покрывается несколькими слоями масляного лака, сушится и полируется. Последняя операция: наводка зеркального блеска, выполняется ладонями рук с использованием тончайшего мелового порошка.


       Эти сложившиеся в промысле традиционные приемы каждый мастер использует по-своему. В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них буквальных копий или повторений.
Самые распространенные мотивы росписи жостовских подносов
 — букеты и натюрморты, цветы, вазоны, гирлянды. Основа жостовской росписи - цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Слайд№7.

По назначению подносы делятся на две группы: Слайд №8.

  •  для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи);
  • как украшение.

Жостовские подносы - это не только предмет быта, а произведение искусства, которое украсит любой интерьер.

  1. Новый материал. Практическая работа.

Сегодня мы станем мастерами  и будем расписывать подносы. Но сначала внимательно посмотрите последовательность работы.

Слайд №9-12.

  1. Самостоятельная работа.

Теперь самостоятельно распишем шаблоны. Дети работают под музыку. Анализ детских работ.

Физминутка :

Наши алые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.

Медленно разгибают пальцы из кулачков. Покачивание кистями рук вправо-влево. Медленное сжимание пальцев в кулаки. Покачивание кулачков вперед-назад.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Модульное обучение на уроках русского языка. Разработка урока в 7 классе.

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школеРазработка модульного урока  в 7 классе по теме « Правописание частицы НЕ с разными частями речи»...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...