разработка урока ИЗО в 5 классе
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
разработка урока ИЗО с презентацией, 5 класс "Жостовский поднос"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема " Искусство Жостово, история и современное развитие промысла "
Цель: Знакомство с народным промыслом Жостово, обучение выполнению элементов жостовской росписи.
Оборудование: гуашь, бумага, кисти, листы цветной бумаги (шаблоны), рисунок комнаты в деревенской избе, аудиозапись песни «Ах вы сени, мои сени».
Ход урока:
- Создание эмоционального настроя.
- Я вам предлагаю совершить путешествие во времени. Мы отправимся с вами в 19 век, чтобы открыть секрет жостовской чудо – росписи. Сто крылец, сто колец, сто вестей, сто коней – так начинается наша сказка. Вся земля наша – земля мастеров. Все может человек; превратить дерево в терем расписной, камень – в украшение или в шкатулку, глину – в игрушки забавные или посуду, железо – в подносы, красоты невиданной.
Жил да был на свете мастер. Был он очень трудолюбивый, потому и делал изумительные подносы. Вдруг случилось чудо. Как-то принес ветер к избе мастера два цветка. Один - с северной стороны, другой - с южной. Пригляделся мастер к ним, а цветы и впрямь были необычные.
(Под музыку учитель показывает два цвета: красный и голубой)
Вот это цветок – огонь, а другой цветок – снежинка. Посадил их мастер, у себя дома. Но не знал мастер, что они волшебные. В первый же вечер, как только уснул мастер, а месяц вышел из-за тучи и коснулся их серебряным светом, превратились цветы в красивых девиц-мастериц на все руки. Пока старый мастер спал, красны девицы расписали все подносы. Слайд №1. А под утро снова в цветы превратились. Проснулся мастер и чуду невиданному подивился. Кто же так ночью поработал? Но, увидев, что на листьях у цветов краска осталась, догадался, кто ему помог. Попросил мастер цветы, чтобы показали они чудо всем жителям села.
Как взмахнул цветок – огонь, своей шапочкой - разлетелись в разные стороны искры и тут же превратились в цветы и узоры красоты невиданной.
Как упали несколько цветов на подносы, так и засияли там букеты. Слайд №2. Второй цветок взмахнул своей шапочкой – разлетелись вокруг серебряные нити, переплелись в сине-голубые цветы, как на ковре. Посмотрите: в нашем классе тоже есть удивительной красоты цветы. Все они вот на этих подносах.
Цветы сотворили чудо, да и разлетелись в разные стороны. Один на север, другой на юг, а о них осталась память. Смотрят люди на подносы, любуются и сами создают красоту теперь.
Но это сказка, а на самом деле история жостовского промысла своеобразна.
Она восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) Слайд №3.— Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Наряду с табакерками и другими небольшими предметами — портсигарами, кошельками, коробочками и другими, в 1830–1840-х годах в отдельных мастерских стали изготавливаться подносы, овальные или круглые, орнаментированные довольно скромно — чаще всего лишь золотыми бордюрами. Материалом для них служило папье-маше. Слайд №4.
В середине и особенно во второй половине XIX века производство подносов в Жостове и окрестных селениях увеличилось, причем папье-маше заменило железо. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости. Изготовлялись подносы из обычного листового железа. Прежде они вырезались из железного листа и ковались вручную, ныне эти трудоёмкие операции выполняются на механических прессах. Слайд №5.
Жостовские подносы имеют разнообразную форму. Они могут быть круглые, овальные, квадратные, прямоугольные, треугольные, фигурные – фестончатые, гитарные. Слайд №6.
Перед тем как попасть к художнику подносы шлифуют, грунтуют, и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному), с просушкой каждого слоя в печи. Слайд №7.
Расписываются подносы масляными красками на скипидаре, узор наносится мягкими беличьими кистями. Многослойная роспись выполняется в несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой.
Роспись выполняется в несколько приёмов. Каждый этап росписи имеет свое, специфичное название: Слайд №6.
Замалевок: основа композиции узора, разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.
Тенежка (от слова "тень"): художник наносит основные тени, у цветов появляется объем.
Прокладка цветом: очень ответственный этап послойной жостовской росписи, форма букета обретает плоть — уточняются детали,вся композиция становится более гармоничной.
Бликовка: наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит.
Чертежка: заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.
Привязка: предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
Уборка краев подноса: украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может быть и роскошной. Без оформления борта поднос выглядит незаконченным.
После завершения росписи поднос покрывается несколькими слоями масляного лака, сушится и полируется. Последняя операция: наводка зеркального блеска, выполняется ладонями рук с использованием тончайшего мелового порошка.
Эти сложившиеся в промысле традиционные приемы каждый мастер использует по-своему. В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них буквальных копий или повторений.
Самые распространенные мотивы росписи жостовских подносов — букеты и натюрморты, цветы, вазоны, гирлянды. Основа жостовской росписи - цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Слайд№7.
По назначению подносы делятся на две группы: Слайд №8.
- для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи);
- как украшение.
Жостовские подносы - это не только предмет быта, а произведение искусства, которое украсит любой интерьер.
- Новый материал. Практическая работа.
Сегодня мы станем мастерами и будем расписывать подносы. Но сначала внимательно посмотрите последовательность работы.
Слайд №9-12.
- Самостоятельная работа.
Теперь самостоятельно распишем шаблоны. Дети работают под музыку. Анализ детских работ.
Физминутка :
Наши алые цветки распускают лепестки. | Медленно разгибают пальцы из кулачков. Покачивание кистями рук вправо-влево. Медленное сжимание пальцев в кулаки. Покачивание кулачков вперед-назад. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)
Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться художественному видению окружающего мира; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2. Воспитательные...
Модульное обучение на уроках русского языка. Разработка урока в 7 классе.
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школеРазработка модульного урока в 7 классе по теме « Правописание частицы НЕ с разными частями речи»...
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс
Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...