Конспект урока по ФГОС - анализ формирования ууд
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Конспект урока по ФГОС -  анализ формирования  ууд 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                        ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра развития образования

Дополнительная профессиональная образовательная  программа

повышения квалификации педагогических и руководящих работников

«Проектирование рабочей предметной программы и формирование универсальных учебных действий»

ИТОГОВЫЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ  ПРОЕКТ

Проектирование урока изобразительного искусства  

по теме «« Конструкция головы человека и ее пропорции.»» в 6 классе

Слушатель                ФИО Батыр Людмила Васильевна

Должность                 учитель по изобразительному искусству

Место работы          Гимназия №21 Электросталь М О  

Москва

ТЕМА:

Проектирование приемов  формирования УУД  на уроке Изобразительного искусства.

Цель проекта: разработать приемы формирования и развития  УУД   на уроке Изобразительного искусства.

.

ВВЕДЕНИЕ:

       В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств  личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества, толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессиального состава российского общества.  

Системно-деятельностный подход, предполагает также:

ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

        При подготовке к уроку педагог учитывает требования основных нормативных документов, определяющих содержание и результаты учебной деятельности по предмету: государственный образовательный стандарт, конвенцию о правах ребенка, базовые образовательные программы ОУ, содержание основных учебников и учебно-методических комплексов по преподаваемому предмету, допущенных или рекомендованных Минобрнауки РФ, основные учебные программы, УМК, методических и дидактических материалов  по преподаваемому предмету и т.д.

  В связи с отсутствием методических разработок по ФГОС 2 поколения возникла необходимость разработки гипотезы  формирования и развития  УУД   в процессе урока в средней школе.

1 Классификация УУД

Стандарт II поколения ставит целью образования: Фундаментальное ядро образования и формирование УУД: Обобщённые способы действий.  Планируемые результаты освоения предметных программ являются одним из важнейших механизмов реализации ФГОС:

 Личностные результаты (Самоопределение внутренней позиции школьника, национальной самоидентификации, самоуважение, самооценка);  смыслообразование (мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»); Ценностная и морально этическаяориентация:( ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблемна основе децентрации; оценка своих поступков) . Метапредметные  результаты (Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией ;работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем  решения; выполнение логических операций сравнения,  анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие )Предметные результаты (Основы  системы научных  знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованиюи применению нового знания Предметные и метапредметные  действия с учебным материалом.)

Для достижения данных результатов целесообразно формировать соответствующие УУД : Личностные УУД: Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. самоопределения,  (Построение «Я - образа»; Формирование идентичности личности; Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; Построение жизненных планов.)  Смыслообразования  (Поиск ответа на вопрос: Какой смысл для меня имеет учение?)и нравственно-этической ориентации (  формирование гражданской идентичности. Выделение морально-этического аспекта в событиях и действиях; Построение системы нравственных ценностей; Нравственно-этическое оценивание; Осуществление личностного выбора)Регулятивные УУД Формирование произвольности поведения. Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Саморегуляция Оценка.

Познавательные УУД  Общеучебные универсальные действия Знаково-символические действия Логические действия Постановкаи  решение проблемы. Коммуникативные УУД  Планирование учебного сотрудничества. Постановка вопросов. Разрешение Конфликтов. Умение выражать свои мысли. Управление поведением партнёра.

Информационные УУД  предполагают поиск информации тесно связаны с остальными УУД. И  предполагает их усовершенствование с помощью современных технических средств.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2 Формирование УУД на уроке изобразительного искусства,

 по теме: « Конструкция головы человека и ее пропорции.»

Планируемые результаты:

Метапредметные  результаты  (Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция (Целеполагание. Саморегуляция, планирование.

Контроль, инициативность и самостоятельность. (самооценка, рефлексия) )

Коммуникативные: речевая деятельность (Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка. Умение выражать свои мысли, формировать навыки сотрудничества.

Познавательные: работа с информацией ;работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем  решения; выполнение логических операций сравнения,  анализа, обобщения, классификации.( Получение и обработка информации о конструкции основных пропорций головы человека. Проанализировать элементарные сведения по пропорциям лица человека и изучить последовательность работы над рисунком портрета.

-  в процессе ознакомления с конструкцией головы, пропорциями лица работать с учебными моделями (схемами). Использовать знаково-

Символические средства (схемы пропорций головы);

-  применять логические операции, а именно: анализировать последовательные этапы построения головы. Обобщать знания, полученные на 1).предыдущем уроке в процессе  первичного опроса 2) в процессе итоговой рефлексии и при домашней работе. Сравнение пропорций лица между собой.

- Составлять графически схему пропорций по образцу. И творческая работа со схемой.

Предметные результаты  (Основы  системы научных  знаний. Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные  действия с учебным материалом.) : формирование навыка изображения головы человека, развитие глазомера;

 твердости руки и навыков  использования различных материалов.

Метапредметные - углубленное ознакомление и закрепление на практике с понятиями: пропорции конструкция, форма.

                  Для достижения данных результатов целесообразно формировать соответствующие УУД :

В традиционную структуру урока включаются современные УУД, отвечающие требованиям ФГОС:

       Педагог планирует работу таким образом, чтобы получать информацию об уровне усвоения учебного материала различными обучающимися. Регулятивные УУД: Самооценка, контроль (На всех этапах урока);

Коммуникативные УУД «Всегда на связи» «Мы вместе 

         Познавательные у у д.

Деятельность ученика:

 Действия ученика: устный анализ, ответы на вопрос. Познавательные у у д  «Мыслю логически»  (выполнение логических операций,  анализа(разбиение процесса рисования на определенные действия) и синтеза)

Действия ученика: 

Устный аналитический диалог. Отвечаем на вопросы.   Опираясь на схематическую таблицу ученик описывает последовательность выполнения рисунка головы. Ученик производит операции устного сравнения пропорций головы. А также анализ конструкции частей и деталей головы.

Познавательные логические УУД (использование знако-символических средств, общей схемы построения пропорций)

Познавательные логические УУД (использование знако-символических средств, общей схемы построения пропорций) впроцессе построения собственной работы. ( использование демонстрационных таблиц  при рисовании портрета однокласника )

Познавательные у у д  «Мыслю логически»  (выполнение логических операций, сравнения и  анализа нового материала)

 «Мыслю логически». (Такие формы представления нового учебного материала, как:  демонстрация видео, Показ  презентации , методических таблиц и схем ) анализ и синтез, сравнение - логические операции в ходе : вводной бесседы (при анализе просмотренного видеофрагмента) (К понятию «конструкция» мы обращались при изучении формы предметов. Наша голова складывается из геометрических форм или тел. Взгляните на рисунки Г. Гольбейна)

и ПРИ ИЗУЧЕНИИ НОВОЙ ТЕМЫ, рассказа по теме  (Показ  презентации, методических таблиц и схем пропорций головы человека. И одновременно их анализ - рассказ об основных  этапах построения ,пропорциях головы человека. Постановка вопросов по отдельным пунктам и ответы на них учениками.... « Все вы внимательно выслушали новый материал, обобщите (сделайте вывод)  и ответьте мне на вопросы:

- С чего мы начинаем рисовать портрет?  (Рисуем овал лица)

- Сравните на схеме размеры  вертикальной оси от линии волос до линии бровей; от линии бровей до линии основания носа; от линии основания носа; до линии подбородка.

- На втором этапе  этапе мы рисуем ось, какую? Укажите на схеме. (Вертикальную – делим овал на 2 равные части;)

-Затем мы рисуем 2 горизонтальные оси и делим овал на 3 равные части, покажите мне их на схеме  назовите.» )

    ПРИ ЗАКРЕПЛЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА: («Во время  выполнения практической работы учитель проходит по классу, измеряя пропорции на рисунке каждого ученика, комментирует их. При необходимости указывет на ошибки и пути их исправления.» - индивидуальный логический анализ)…при подведении итогов: В процессе самооценки постановка вопросов:  Поднимите руки. Возможно, вам что-то не нравится в собственной работе? Расскажите, что именно вызвало трудности. Может, какой-то этап? (анализ своей работы, структурирование знаний, определение параметров оценивания)

…ПРИ РЕФЛЕКСИИ НА ВСЕХ ЭТАПАХ УРОКА (первоначальная проверка изученного ранее материала -  синтез изученных  ранее понятий…

–Кто попытается ответить на вопросы однокласников? … и в подведении итогов ( какие элементы работы вам не удались?)  Практическое применение логических операций в процессе практической деятельности …ПРИ ЗАКРЕПЛЕНИИ ИЗУЧЕННОГО (домашняя работа ) …..Общеучебные Познавательные у у д .  Работа с схемами различных видов. «Читаю и анализирую схему, говорю, понимаю» .)…

          Регулятивные УУД  Действия ученика: 1.ответы на вопросы….2. (управление своей деятельностью) – постановка целей анализа при просмотре видеофрагмента.3 УУД : Выполнение работы по алгоритму. (управление своей деятельностью) – постановка целей практической работы и их выполнение.

     Коррекция. Саморегуляция.

   На этапе итоговой рефлексии и домашнее задание. Регулятивные УУД Контроль. Коррекция ……)ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей; (после проверки  на последующем уроке возможна реактуализация знаний – повторение в  виде реактуализации знаний ).:….. (ПРИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ РЕФЛЕКСИИ: Учитель задает наводящие вопросы по материалу видеофрагмента в случае затруднений у ученика (дифференцированная работа с отстающими учениками)… при подведении итогов: В процессе самооценки постановка вопросов:  Поднимите руки. Возможно, вам что-то не нравится в собственной работе? Расскажите, что именно вызвало трудности. Может, какой-то этап? (определение параметров оценивания)

( В ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ: РАЗНОУРОВНЕВОЕ ЗАДАНИЕ)

Учитель ставит цель и задачи, структурирующие и организующие деятельность учащихся на каждом из этапов урока. 

- Учитель использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать. 

 А также Регулятивные УУД Контроль. Коррекция. ( в процессе самооценки и коррекции).

- Учитель демонстрирует умение включать новый материал в систему уже освоенных знаний обучающихся:

 Оперирование и Последовательное применение регулятивных УУД  и Общеучебных и логических Познавательных

УУД . А также

         коммуникативные УУД.  

Действия ученика:     ученики просматривают видеофрагмент и озвучивают свои версии разбиения процесса построения портрета  на несколько этапов.

Задают вопросы. Отвечают. «какие у вас еще возникли вопросы?  – Кто попытается ответить на вопросы однокласников?»

На начальном этапе урока (проверка полученных ранее знаний). В вводной бесседе.  Использование полученного ранее понятия «пропорций» при построении головы человека.(в основной и заключительной (рефлексия) части урока)

- Учитель демонстрирует умение организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.). Информационные УУД (задание на дом – представить реферат по одной из тем:  «цвет в портрете» или «юмористическое изображение человека»)

- Учитель умеет сочетать методы педагогического оценивания,  взаимооценки и самооценки обучающихся.  Регулятивные УУД Самооценка, Контроль Коррекция.


Регулятивные УУД : Целеполагание. Саморегуляция.  ПРИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ РЕФЛЕКСИИ: контроль, коррекция Учитель задает наводящие вопросы по материалу видеофрагмента в случае затруднений у ученика (дифференцированная работа с отстающими учениками)(Здесь контроль)…… ПРИ ИЗУЧЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА: выполнение практической работы по заданному алгоритму (постановка целей на каждом этапе практической деятельности и выбор путей достижения необходимых на данном этапе).  ПРИ ЗАКРЕПЛЕНИИ МАТЕРИАЛА: ……. ЗАДАНИЕ НА ДОМ: Сделать набросок портрета по образцу, согласно инструкции. (Образец с инструкцией – в электронном дневнике (в присоединенном файле). Задание более высокого уровня сложности – набросать портрет кого – либо из близких… При успешном выполнении задания ученик должен на следующем уроке самостоятельно назвать и выполнить основные этапы рисования портрета.(упражнения творческого характера)… Основная цель  задания–приобрести навыки рисования  портрета и запомнить последовательность выполнения работы….

Учитель демонстрирует способность устанавливать отношения

сотрудничества с учащимися, умение вести с ними диалог. Регулятивные УУД :  «Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю»  Саморегуляция  (Рефлексия) «Всегда на связи» «Мы вместе» (В процессе устного  анализа видеофрагмента; вопросы в процессе обьяснения новой темы, при самооценке в итоге практической работы, коррекции; при итоговой рефлексии)  Целеполагание. Планирование (последовательности действий. На каждом этапе урока.)

- Учитель использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать

Личностные  УУД : Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Действия ученика: заполняя кроссворд ученик определяет границы собственного знания и создает мотивацию к самооценке в дальнейшем. При подведении итогов ученики осуществляют самооценку.

Информационные ууд: Ученики вырабатывают при выполнении домашней работы.

При постановке целей, выборе форм и методов мотивирования и организации учебной деятельности педагог ориентируется на индивидуальные особенности и специфику взаимоотношений обучающихся. Представленные в конспекте методы выбраны в соответствии с возрастными  и индивидуальными особенностям учащихся, с которыми он работает. По источникам передачи и характеру восприятия информации учителем использовалась система традиционных методов (Е.Я. Голант, И.Т. Огородников, C.И .Перовский): словесные методы (рассказ, беседа, лекция .); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические(рисование ). По основным компонентам деятельности система методов Ю.К. Бабанского: методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, фронтальный и дифференцированный, практические работы) По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося по основным дидактическим целям и функциям (организации, развития, побуждения и контроля).

При выборе и сочетании методов обучения  необходимо руководствоваться следующими критериями: 1)соответствие целям и задачам обучения и развития; 2) соответствие содержанию темы урока; 3) соответствие реальным учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности (обученности, развитости, воспитанности), особенностям класса; 4) соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения; 5) соответствие возможностям самих учителей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, методической подготовленностью, уровнем психолого-педагогической подготовки.

Цель урока всегда соотносится с возможностями средств ее достижения, а к ним относятся содержание и методы обучения. Но при разном содержании методы могут быть разными, поэтому при выборе методов учитываются сразу все названные критерии.

На всех основных этапах урока использовались технологии рефлексивного управления. Системная рефлексия способствует приобретению учащимися  опыта рефлексии: своей индивидуальной   и общей,  групповой деятельности; опыта общения;  оценки результата. Учитель    использует    педагогическое    оценивание    как    метод повышения учебной активности и учебной мотивации учащихся.  ( нестандартная форма – кроссворд )

В структуру урока включаются современные информационно-коммуникативные технологии ( домашняя работа – найти материал на определенные темы)

При планировании урока учитель демонстрирует умение работать с различными информационными ресурсами и программно-методическими комплексами, современными информационно-коммуникативными технологиями, компьютерными и мультимедийными технологиями, цифровыми образовательными ресурсами.

                                3 Вывод:

Разработала конспект урока согласно принципу системно – деятельностного подхода. Реализовала ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Данный конспект урока, можно использовать в практической  деятельности  дальнейшем в дополнение к основным учебным программам, УМК, методическим и дидактическим материалам по изобразительному искусству.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с аспектным анализом. "Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина" 9 класс

Конспект урока с аспектным анализом.«Конспект урока по теме: Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина» 9 класс».Цели урока:Образовательные:Изучить научные и ...

Конспект урока с аспектным анализом по теме "Лишайники" 6 класс

Конспект урока с аспектным анализом.«Конспект урока по теме: «Первичное усвоение знаний» по теме: «Лишайники» в 6-класс»Цели урока:Образовательные:Создать условия для приобретения учащимися новы...

Конспект урока по литературе "Анализ стихотворения А.Блока "Незнакомка"

Урок является одним из цикла уроков по творчеству А.А. Блока, данная тема изучается после знакомства с циклом «Стихов о Прекрасной Даме», на данном уроке важно показать, как существенно м...

План-конспект урока по комплексному анализу текста "Душой весны природа ожила"

План-конспект урока по русскому языку комплексный анализ текста в 6 классе "Душой весны природа ожила". Личночтно-ориентированый, три уровня сложности, используется литературный материал стихотворения...

план-конспект урока по литературе Анализ эпизода "Встреча с вожатым" (Разработка урока) Выполнили - Алтухова И.В., Яременко М.Я.

Проследить за становлением личности Петра Гринева, определить роль личности Пугачева в истории Российского государства и в раскрытии основного конфликта повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», просл...

Конспект урока с аспектным анализом. Урок английского языка "Лучший друг планеты -это ты" в 8 классе.

Цели данного урока: увеличение объема знаний о проблемах экологии, обсуждение способов защиты окружающей среды. Развитие творческих способностей учащихся , способности логически излагать, сопоставлять...

Использование интерактивных возможностей информационного пространства (конспекты уроков с аспектным анализом) Урок истории в 9 классе Тема. Холодная война - порождение Соединенных Штатов Америки.

Цель урока: через посредство технологии ДЕБАТЫ доказать ведущую роль  одной из сверхдержав в мировой политике развязывания «Холодной войны»...