лепка фигуры человека
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме
лепка фигуры человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лепка фигуры человека | 16.18 КБ |
конспект урока 7 класс | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пропорции фигуры человека. Лепка фигуры человека в движении.
Цель урока: Закрепление знаний о пропорциях фигуры человека из глины с передачей характерного движения.
Задачи урока:
- Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.
2. Формирование понимания общественного назначения искусства как средства отражения познания окружающего мира.
3. Формирование художественно-творческой активности.
4. Формирование художественных знаний, умений и навыков.
Оборудование:
- для учеников: глина, рабочие доски, ткань, инструменты: палочки, петли скульптурные и др.
- для учителя: учебная таблица “Пропорции фигуры человека”, иллюстрации скульптурных произведений.
Ход урока:
- Вступительная беседа.
Когда-то наш далекий предок впервые обратил внимание на то, что комок глины можно мять и при этом он принимает различную форму. Так было положено начало искусству лепки. Римляне ввели в оборот слово “скульптура”, что значит “вырезать”, “высекать”. Древние славяне назвали это искусство “ваянием”. Древние греки разработали каноны (нормы) совершенных пропорций тела человека. Красота созданных ими произведений остается непревзойденной. Пропорции всякого живого организма, развиваясь, изменяются. Эти изменения отчетливо видны в человеческой фигуре. Пропорции маленького ребенка сильно отличаются от пропорций взрослого человека. У взрослого человека размер головы занимает 1/7 часть всего его роста, а у ребенка 4-5 лет – 1/4 или 1/5 часть.
Существуют соотношения частей тела: концы пальцев опущенной руки взрослого человека, когда он стоит, приходятся приблизительно немного ниже середины бедра. Бедро немного длиннее голени. Предплечье короче плеча.
Работа по таблице “Пропорции фигуры человека” .
II. Выполнение практического задания.
1. Подготовить глину.
2. Распределить глину по массам частей тела.
3. Работа над моделированием фигуры человека и проработка форм.
4. Передача движения.
III. Иосиф Моисеевич Чайков – знаменитый скульптор, который попытался в скульптуре решить необычные, несвойственные для нее задачи – передать полет. Над ее решением он работал всю жизнь, создавая необычные композиции.
Одной из таких композиций являются его «Футболисты». Спортсмены запечатлены в момент борьбы за мяч. Один из них падает. Он держится лишь соприкосновением с землей одной ногой. Его соперник в прыжке пытается отнять мяч. В этой композиции нет статичности, свойственной скульптуре вообще. И.Чайкову удалось остановить мгновение и мастерски передать движение футболистов. Волосы и одежда спортсменов еще больше усиливают это впечатление движения.
Их позы, положения рук и ног – все это воплощает напряженный момент игры. Создается иллюзия, что футболисты вот-вот сорвутся с мест и продолжат игру. Один упадет на поле, не удержав равновесия, а его соперник помчится дальше с победно захваченным мячом.
Композиция «Футболисты» создавалась в 20 – 30-е годы двадцатого века. Это были первые опыты Чайкова запечатлеть момент прыжка, полета. Вся композиция держится на одной точке соприкосновения с опорой – ноге падающего спортсмена. Второй футболист незаметно закреплен в той точке, где его нога соприкасается с мячом и ногой первого футболиста.
Конечно, специалисты увидят здесь много неточностей, отклонений от скульптурной убедительности. Но у простого зрителя эта скульптура вызывает лишь восхищение. Ведь мастеру удалось в бронзе передать движение, полет, оторванность от земли, когда один спортсмен завис в падении, а второй застыл в прыжке. На меня эта композиция произвела огромное впечатление.
Для тех, кто соберется самостоятельно попробовать полепить нечто подобное, перечислю несколько общих правил, о которых нужно помнить во время работы.
1. Смотрите внимательно и пытайтесь уловить, что же вы на самом деле видите.
2. Прищуривайтесь, когда смотрите на модель. Это очень простое, но очень полезное правило. Прищурившись, вы отсекаете детали и видите только общее, а это именно то, что вам нужно уловить.
3. Вначале работайте быстро, крупными движениями. Глина любит, чтобы ее гоняли туда-сюда целыми пластами. В конце работа идет более размеренно, но все равно не нужно терять темпа. Если чувствуете, что не продвигаетесь – сделайте перерыв и вернитесь к работе.
4. Работайте над всеми частями одновременно. Не зависайте на какой-то одной детали, поддерживайте все части композиции примерно в одной степени проработанности.
5. Смотрите на хорошие классические скульптуры и картины.
IV. Передача движения.Важнейшим достижением классической античной скульптуры была разработка проблемы передачи движения. Обычно изображают момент кульминации. Когда одно движение как бы закончено и начинается другое – как в статуе Дискобол (скульптура, Мирон, V в. до н.э., рис.10), который отвёл правую руку с диском назад и вверх до крайнего положения и как бы винтообразно пружинно закрутил своё тело и скоро он стремительно развернётся в обратном направлении и выбросит руку с диском вперёд.
Мы угадываем и представляем себе предшествующее и последующее движение. Изображение танца даёт богатейшие возможности и для передачи движения. Передать движение в своей работе и выставить свою работу.
V. Итог урока. Выставка работ.
Литература:
1.Материалы из интернета.
2.Скульптурные материалы Одноралов.
3.Журналы «Юный художник»
Предварительный просмотр:
Тема: Тематическая картина в русском искусстве XIX века.
«Значительные события русской истории в произведениях
В.И.Сурикова».
История не терпит суесловья,
Трудна её народная стезя,
Её страницы, залитые кровью,
Нельзя любить бездумною любовью
И не любить без памяти нельзя.
Я.Смоляков
Цель урока: расширить кругозор учащихся, поддерживать интерес их к изучению истории русского искусства, творчества и личности мастера исторического жанра В.И.Сурикова, раскрыть своеобразие его глубоко национального таланта, мастерство наиболее значительных монументальных картин: «Утро стрелецкой казни» «Боярыня Морозова»(1887); развивать речь учащихся, совершенствуя её образность и выразительность, пополняя их лексикон новыми терминами; учить составлять тексты искусствоведческого характера; совершенствовать монологическую и диалогическую речь; учить оценивать ответ товарища, используя убедительные доказательства.
Оборудование: репродукции картин В.И.Сурикова на исторические темы: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Поход Суворова через Альпы», «Степан Разин»; автопортрет художника (1913), грамзапись либретто М.Мусоргского к музыкальной драме из эпохи стрелецких бунтов конца XVII в., (DVD диск «Шедевры русской живописи»).
План урока.
I Организационный момент
Вступительное слово учителя.
DVD диск «Шедевры русской живописи» И.Е.Репин «Портрет П.М.Третьякова»
II. Проверка знаний учащихся по теме (викторина, тест)
Ведущие жанры художников-передвижников и их представители.
III. Постановка цели урока.
Сегодня у нас встретятся новые слова, объясните их значение?
DVD: Автопортрет художника 1913 (Третьяковская галерея).
IV. Общая характеристика исторических полотен В.И.Сурикова.
V. Обращение к эпиграфу урока.
VI. «Утро стрелецкой казни».
Далее учащиеся представляют инсценировку эпизода на выставке.
VII. Выступления учеников - «искусствоведов».
VIII. Оценка выступлений «экскурсоводов-искусствоведов» членами экспертной комиссии.
IX. Коллективное собеседование по картине В.И.Сурикова «Боярыня Морозова».
X. Подведение итогов урока.
Выставка детских работ на исторические темы.
XI. Домашнее задание.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Тема сегодняшнего урока «значительные события русской истории в произведениях В.И.Сурикова»
Сегодня мы вновь совершим мысленно экскурсию по знаменитой Третьяковской галерее в Москве.
DVD диск «Шедевры русской живописи» И.Е.Репин «Портрет П.М.Третьякова». Вы, конечно, узнали этот знаменитый репинский портрет. Да этот портрет П.М.Третьякова, человека, который ни разу в жизни не взял карандаша и кисти в руки, не создал ни одной картины и тем не менее вошел в историю русской художественной культуры. Его частная коллекция выросла в большой национальный музей искусств, где наиболее полно представлены художники XVII-XIXвв. (а в последствии и древние иконописцы), в первую очередь современные ему художники-реалисты. Большую их часть представляют художники-передвижники, с творчеством которых мы с вами уже знакомы. Я напомню вам, что на их полотнах правдиво воссоздавалась жизнь русского народа, прежде всего крестьянства. Они активно отстаивали его интересы, выражали его взгляды, мысли, чувства, народные представления о справедливости, добре и красоте; в своих произведениях часто поднимались до беспощадного обличения его угнетателей, невыносимо тяжелых условий его труда, своим творчеством способствовали развитию русского освободительного движения.
II. Проверка знаний учащихся по теме (викторина, тест)
Ведущие жанры художников-передвижников и их представители:
Бытовой жанр (В.Г.Перов, К.Е.Маковский, И.Л.Прянишников, В.М.Максимов, К.А.Савицкий).
Жанр портрета (И.Р.Крамской, И.Е.Репин, В.Г.Перов).
Пейзажный жанр (И.Шишкин, В.Д.Поленов, И.М.Левитан, А.И.Куинджи).
Исторический жанр (Н.Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»); И.Е.Репин «Иван Грозный убивает своего сына», «Запорожцы пишут письмо Турецкому султану»; В.И.Суриков «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Поход Суворова через Альпы», «Степан Разин».
III. Постановка цели урока.
Сегодня мы обратились к творчеству В.И.Сурикова который вошел в историю русской художественной культуры как непревзойденный мастер исторического жанра, приоткроем двери мастерской художника, попытаемся полностью раскрыть сложный процесс рождения его монументальных (словарная работа) полотен: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова».
УЧИТЕЛЬ: Сегодня у нас встретятся новые слова, объясните их значение? (В случае затруднения учитель объясняет значение слов).
Приобретение после выставок всех картин П.М.Третьяковым было свидетельством признания таланта Сурикова, эстетической и общечеловеческой ценности его полотен.
DVD диск «Шедевры русской живописи» Автопортрет художника 1913 (Третьяковская галерея).
- Каким вы видите художника? (Автопортрет, внешне немногословен, в цвете и психологически. В нем нет никакого намека на профессию – Суриков и не стремится показать себя художником. Он пристально вглядывается лишь в лицо. Перед нами человек простой и серьезный, собранный и волевой. Лицо у него русское, простонародное, постриженными сбоку темными волосами, с чуть усталыми умными глазами, в которых светится живая мысль. Художник, как всегда, правдив. Таким его запомнили современники.)
IV. Общая характеристика исторических полотен В.И.Сурикова.
Художник обращается к сложным переломным эпохам в истории России. Он переносит зрителя в прошлое нашей страны, и мы оказываемся свидетелями далеких событий. Суриков раскрывает в своих картинах трагические противоречия истории, рассказывает об испытаниях, выпавших на долю русского народа, закаливших его характер в борьбе исторических сил во времена Петра I, в эпоху раскола, в годы народных движений (восстания под предводительством Степана Разина, Емельяна Пугачёва). Художник ничего не писал бесстрастно, во всё вкладывал душу, всё сам пережил, зритель не может не ощутить искреннюю любовь автора к тому что он изображает.
V. Обращение к эпиграфу урока.
Смысл эпиграфа: искусство, которому Суриков отдался с истинной страстью, стало для него делом всей жизни.
VI. «Утро стрелецкой казни».
Представьте что мы входим в зал Сурикова Третьяковской галереи и останавливаемся перед огромным полотном, первой исторической картиной художника «Утро стрелецкой казни». Впервые она была представлена на девятой передвижной выставке. Первый день марта 1881 г. пришелся на хмурое Петербургское воскресенье. Василий Иванович тяжело болел воспалением легких и потому послал своё детище свернутым в трубку и зашитым в холст. Илья Ефимович Репин приложил немало усилий и стараний, чтоб картина Сурикова оказалась вовремя натянутой на подрамник и вставленной в большую золотую раму, которую Илья Ефимович сам заказал. Он был горячим поклонником «Утро стрелецкой казни», о чём свидетельствовали строки из письма к П.М.Третьякову, посланного на кануне открытия выставки.
DVD. «Утро стрелецкой казни».
Картина Сурикова производит на всех неотразимое глубокое впечатление. Все в один голос высказали готовность дать ей самое лучшее место; у всех написано на лицах – она наша гордость на этой выставке… могучая картина! Ну далее еще напишут о ней… решено Сурикову предложить сразу члена нашего Товарищества (И.Е.Репин).
Заглянем подключив наше воображение, на вернисаж (словарная работа), который шел своим чередом.
Далее учащиеся представляют инсценировку эпизода на выставке.
Суриковское полотно «Утро стрелецкой казни» обступила толпа.
- Да что вы мне говорите! – шумел какой-то бородач профессорского вида – здесь нет простора… толпа сгрудилась…фигура налезает на фигуру… храм Василия Блаженного обезглавлен… и потом где воздушная перспектива?..
- Вы придираетесь к мелочам, - возражал молодой кудлатый юноша в косоворотке. –Непревзойденная картина! Незыблемая в своём художественном значении!
- И всё же я утверждаю, что здесь много непродуманного, - вмешался сухой, высокий господин в визитке. Время от времени он сдергивал с узкой переносицы золотое пенсне на шнурке и протирал его платком, брезгливо щурясь. – Я утверждаю, что наряду с прекрасно выписанными персонажами фигура Меншикова возле Петра просто небрежно намалевана.
Но у сухопарого скептика тут же появились противники:
- А если Суриков намеренно хотел погасить интерес зрителя к этой личности? Вы бы лучше обратили внимание на центральные фигуры. Какие женские образы! Сколько подлинных чувств!
Толпа то приливала, то отливала от картины, но ни кто не уходил равнодушным.
УЧИТЕЛЬ: Увы, ни на следующий, ни в последующие дни обзора выставки и рецензий на картины, выставленные художниками, от Владимира Васильевича Стасова не появилось. С четырех часов пополудни Петербург погрузился в траур. Были отменены все концерты и зрелища, всюду были погашены огни. Лишь в церквях затрепетали тысячи свечей заупокойных поминаний, и в сером тумане неумолчно стонал колокол. В этот день, 1 марта 1881 г. Народовольцы совершили казнь над Александром II.
Теперь более столетия спустя, мы смогли познакомиться с монографиями, статьями, этюдами, очерками многих исследователей, изучавших наследие В.И.Сурикова (работы В.В.Стасова, М.Г.Мошковцева, Д.В.Сарабьянова, Н.П.Кончаловской, написавшей романтическую быль о своем знаменитом деде).
VII. Выступления учеников-«искусствоведов».
Я хочу представить сейчас группу искусствоведов из числа учащихся нашего класса, которая будет держать своеобразный экзамен на скромное звание «начинающий искусствовед», и экспертную комиссию опять же из числа ребят нашего класса и присутствующих, желающих присоединиться к их числу, которая даст оценку их выступлениям в виде рецензий.
Цель выступлений группы искусствоведов: выступить с искусствоведческим текстом к картине В.И.Сурикова, раскрыв один из следующих вопросов, записанных на доске:
- Историческая основа картины.
- Замысел, тема, идея картины, подготовительная работа.
- Содержание «Утро стрелецкой казни»:
а) Композиция (многофигурность, три части картины; пейзаж и его роль в произведении; выразительность архитектурных памятников);
б) Глубина психологической характеристики персонажей.
4. Мастерство художника (колорит, живописность, «озвученность» картины, изображение бытовых деталей, оценка автором своей картины).
Группа экскурсоводов-искусствоведов: (назначается).
Экспертная группа: (назначается).
Звучит отрывок из либретто М.Мусоргского к музыкальной драме «Хованщина».
1-й э к с к у р с о в о д. Эта могучая, тревожная даже какая-то будоражащая музыка М.Мусоргского помогает воссоздать обстановку одной из трагических страниц истории русского народа – времени стрелецких бунтов конца XVIIв.
Это было непростое время первых лет царствования Петра I, его крутых государственных преобразований, которые вызвали недовольство народных масс, потому что с превращением России в более сильное в политическом и экономическом отношении государство преимущественными правами стали пользоваться дворяне-помещики, усиливая крепостной гнет и притеснения трудового народа.
Бунт московских стрельцов в 1698 г., которым попыталась воспользоваться в личных целях, стремясь к единовластию, сводная сестра Петра царевна Софья, оценивался как бунт против прогрессивных преобразований Петра. Он был направлен и против усиливающихся служебных тягот и притеснений. Московские стрельцы, участвовавшие в Азовских походах Петра I (1695-1696г.г.) были оставлены в Азове, а в 1697г. Четыре полка стрельцов вместо ожидаемого возвращения в Москву были отправлены в Великие Луки. По пути стрельцы голодали, из-за отсутствия лошадей везли на себе орудия. 175 стрельцов в марте 1698 г. Бежали в столицу, чтобы подать жалобу. Тайно они установили связь с царевной Софьей Алексеевной, рассчитывая на её заступничество. Стрельцы несмотря на сопротивление, были отосланы обратно в свои полки, в которых начались брожения. 6 июня стрельцы сместили своих начальников, избрали по четыре выборных от каждого полка и направились к столице, готовясь к расправе с боярами и иноземцами, которых обвиняли в своих невзгодах. В 40 верстах от Москвы стрельцы были разбиты. В результате следствия 57 из них были казнены, остальные направлены в ссылку. Срочно вернувшийся из-за границы Петр I возглавил новое следствие (известное в истории как «Великий розыск»). С сентября 1699г. Были казнены 1182 стрельца, биты кнутом, клеймены и сосланы 601. царевна Софья была отрешена и заключена в Новодевичий монастырь.
Такова историческая основа картины.
2-й э к с к у р с о в о д. Летом 1877 г. В.И.Суриков приезжает из Петербурга в Москву для работы над росписями в храме Христа Спасителя и остается здесь навсегда. Древний русский город, столь непохожий на столичный Петербург, всколыхнул в художнике те глубокие народные струны, которые зародила в нём Сибирь. На него повеяло в Москве родным и близким. Московский кремль, московские соборы, узенькие улочки с деревянными домами перенесли его в старину, в историю народа, которую он очень любил. Он с жадностью познает Москву, с восторгом пишет в письме матери и брату о том, что видел Москве и её окрестностях: колокольню Ивана Великого, Архангельский и Успенский соборы, Троице - Сергиеву лавру, скит под землей, где жили монахи затворники.
Здесь в Москве, возможно во время прогулок по Красной площади, зрел замысел его первой исторической картины «Утро стрелецкой казни», которая принесла ему известность.
О стрельцах, их бунтах и жестокой расправе с ними он знал еще с детства. Тема стрельцов была ему хорошо знакома, но оформиться в зрительный образ она смогла только в Москве, когда художник сам вступил на эту землю, ту площадь, где когда-то разыгралась стрелецкая трагедия.
Читаем его воспоминания: «И вот однажды иду я по красной площади, кругом ни души. Остановился недалеко от лобного места, засмотрелся на очертания Василия Блаженного, и вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина. Поспешил домой и глубокой ночи всё делал наброски то общей композиции, то отдельных групп». Уже в первом, очень беглом карандашном наброске довольно отчетливо определилась центральная и левая части композиции с фигурами рыжебородого стрельца в телеге, стрельчихи сидящей на земле, девочки рядом с ней, седого стрельца и рыдающей женщины, уткнувшейся ему в колени.
Но как ни сильно было воображение, этого ещё было мало для исторической картины. Суриков чтил правду в искусстве превыше всего, и поэтому, для того чтобы она убеждала зрителя, он принялся за изучение исторического материала, за поиски натуры для задуманных образов. Он основательно знакомился с дневником Корба – секретаря Австрийского посольства в России, который был свидетелем жестоких пыток и казней, учиненных Петром I над стрельцами. Из «дневника…» художник почерпнул сведения о том, что во время допросов, и перед казнью стрельцы держались стойко, гордо, что на одну из казней (а их было 8) осужденные были привезены на телегах (по одному в каждой телеге), что царь на одной из казней присутствовал, сидя верхом на коне, наблюдали казнь иностранцы, был выстроен гвардейский полк.
В.И.Суриков воспользовался из дневника Корба только деталями, которые были ему нужны, чтобы сделать картину верной изображаемой эпохе, правдивой и художественно выразительной.
Он задумал показать не саму казнь, а народную трагедию. Поэтому местом действия в своей картине он избрал Красную площадь (казни стрельцов происходили и в двух других районах столицы). Красная площадь - центр Москвы, центр Русского государства, она свидетельница многих важных событий, она как символ России. Именно Красная площадь воскрешала в памяти картины прошлого, рождала мыли о всей сложной истории русского народа.
3-й э к с к у р с о в о д. В.И.Сурикова восхищало мужество стрельцов (перед их стойкостью и героизмом он всегда преклонялся), привлекала возможность показать на картине сильных людей. И здесь помогли ему сибирские впечатления – они подсказывали ему лица стрельцов, народные характеры. «у меня стрелец с черной бородой – это Степан Федорович Торгошин, брат моей матери. А бабы – это, знаете ли, у мня в родне были такие старушки. Старик – это ссыльный один, лет 70-ти. Помню, шел, мешок нес, раскачивался от слабости – и народу кланялся».
Чтобы задуманные лица, характеры ожили в картине, художнику потребовалось много поработать с натуры. В Третьяковской галерее рядом с картиной висят этюды; некоторые лишь с немногими изменениями вошли в картину, в других найдены нужные поза, жест, цвет.
Рыжебородого старика он списывал с могильщика Кузьмы, злого взъерошенного, с пронзительными глазами. А испуганная девочка с полуоткрытым ротиком в красном платке – это дочь Сурикова, Оленька. Чтобы уловить нужное ему выражение страха и испуга на лице девочки, он начал рассказывать ей сказку о страшном волке. И когда он доходит до слов: «вот ты где! Ну, сейчас я тебя съем» - он видит ужас на лице девочки. Вот оно! Вот оно то, что ему нужно! В одно мгновенье несколькими штрихами Василий Иванович сообщает выражение ужаса детскому лицу на рисунке. Вот он уже в мастерской перед своей почти законченной картиной. Вот они все! Все стрелецкие семьи, выплеснувшие море скорби и отчаяния на площадь перед Кремлём.
Угольком в руке художник короткими твердыми движениями уверенно начинает вырисовывать личико девочки в пустое пространство на холсте между двумя сидящими на земле стрельчихами. Он так вжился в сюжет картины, так наглядно представил себе кровавую расправу, что она ему мерещилась. Ужасные сны видел, кровью кругом пахнет. Боялся суриков, как бы переживаемый им ужас не перешел на картину. Не устрашить зрителя он хотел, он хотел раскрыть перед ним борьбу, столкновении е двух враждующих сил, обреченность одной из них и не смотря на это, её героическую стойкость.
«Торжественность последних ми нут мне хотелось показать, а совсем не казнь».
И ожила настоящая жизнь в его картине, предстало ощутимо и конкретно событие далекого прошлого.
4-й э к с к у р с о в о д. Огромное многофигурное полотно на первый взгляд кажется сложным, не объединенным композицией. Но это впечатление обманчиво. Построение картины такое, когда естественность сочетается с продуманностью, смысловой ясностью, которые позволяют выделить главное. Вся левая и центральная части картины распадаются на отдельные группы – осужденный, вокруг него – семья, их объединяет голос крови, сила, которая связывает семью в одно целое. Левая часть картины вся в движении, очень подвижная.
Храм Василия Блаженного своими пестрыми башнями и куполами, своим асимметрическим силуэтом как бы вторит волнующейся толпе, словно сливается с ней, широко раскинувшись, как бы обнимая её.
Для художника древние памятники ценны не только тем, что хранят память об исторических событиях, совершившихся возле них. Они сами связаны со всем ходом народной жизни. Они всё видели, они всё слышали, они свидетели.
В правой части картины – ряды солдат преображенцев, выстроенные вдоль Кремлевской стены, грозная фигура Петра на коне. Аккомпанементом служат четкие и стройные (по контрасту с храмом Василия Блаженного) силуэты кремлевских башен.
Петра I, присутствующего при совершении казни, Суриков не только не сделал главным действующим лицом картины, но и вообще отвел ему третьестепенное, хотя и заметное место. И зрителю становится понятным, что задача художника заключалась не в изображении столкновения старого с новым и победы нового, а в восхищении характерами русских людей, не сдающихся перед смертью. И в образах – смысл всей картины.
Трудно представить, что весь правый кусок холста с каретой был пришит к картине позднее.
Художник, таким образом, умело вводит в композицию картины архитектурные памятники, используя их выразительность и образность. Они несут на себе особую смысловую нагрузку.
Важной составной частью композиции является и пейзаж, хмурый какой-то неуютный. Сырое холодное утро, еще не рассеявшийся туман, лужи, грязь – во всем этом предчувствуется что-то недоброе и тревожное.
5-й э к с к у р с о в о д. Красная площадь перед храмом Василия Блаженного заполнена народом, людское море шумит, волнуется. Тревожно мерцающие огоньки зажженных свечей в руках тех, кто обречен на смерть, яркие пятна их белых рубах сразу приковывают наше внимание, ведут нас от одного стрельца к другому. К ним обращены взоры всех: и близких, и врагов, и просто глазеющих, как люди за круглой каменной оградой Лобного места, и изучающих, как Австрийский посол возле кареты, пытающийся разгадать событие чужой жизни, происходящее перед ним.
Я думаю, что мастерство Сурикова выразилось не только в том, что он сумел глубоко раскрыть психологическое состояние каждого присутствующего. Каждый по-своему чувствует и ведет себя в последние трагические минуты перед казнью: и те, кто готовится к смерти, и те, кто прощается с ними.
Вот очень выразительная фигура рыжебородого стрельца, Кузьмы. В его напряженной позе, в его ястребином лице столько ярости и гнева! Его глаза, горящие ненавистью, устремлены на самого Петра I, он как будто забыл о близкой смерти, готов и сейчас броситься в бой. Не покорился и чернобородый стрелец, только он затаил злобу, ушел в себя, никого вокруг не замечает. Напрасно старается повернуть к себе его жена, отчаявшаяся, убитая тем, что и в эти последние минуты жизни он упрямо думает о том деле, за которое погибает. Как-то весь застыл седобородый стрелец. Его рука безучастно лежит на голове обессилившей от горя и уставшей от рыданий, уткнувшейся в колени дочери. Но и в его остановившихся глазах нет раскаяния. А дальше поднявшийся над толпой стрелец, прощается с народом низко кланяясь по старому русскому обычаю. Он ослабел физически, весь поник, но и он ни в чём не раскаивается. Одиноко и беспомощно стоит девочка между двух старых женщин. Её списывал художник со своей дочери Оленьки.
Слева от девочки, прямо на земле, сидит старая женщина в темном коричневом платье. Рядом с ней другая старая женщина, но лица её не видно. Низко опустив голову, она сжимает в кулаке погашенную свечу: великое горе сокрушило её.
Дальше вправо запечатлен один из самых драматических эпизодов всей картины. Молодого стрельца офицер ведет к виселице. Прощание с женой и сыном сломило его. Он едва переступает заплетающимися ногами; голова его упала на грудь, руки висят как плети. Упал на землю красный кафтан, гаснет свеча, скоро погаснет и жизнь.
Только большим настоящим художником, я убеждена, с такой глубиной может быть создана картина подлинного человеческого горя.
Отчетливо противопоставлен Петр со своей свитой стрельцам и всей людской толпе. Он в зеленом польском кунтуше: проезжая через Польшу, в знак солидарности он обменялся одеждой и оружием с польским королем Августом, таким же силачом и великаном, как он сам.
Петр неумолим и грозен. Даже на лицах его сторонников (среди них и Меншиков), на лице австрийского посла Гварнента вместе с соболезнованием написано и сострадание. Один Петр с гневом смотрит на стрельцов, в нем чувствуется железная воля. Он уверен в своей правоте. Дальше, за иностранцем, карета, на запятках которой сидят два арапчонка в тюрбанах. Из кареты глядит растерянное лицо сестры Петра – царевны Марфы. А рядом с Гварнентом стоит боярин – князь Черкасский, щеголь в малиновой шубе. Точно тот, о котором рассказал художник Лев Николаевич Толстой. И может быть, подсознательно В.И.Суриков придал Черкасскому какое-то неуловимое сходство с Толстым…
Я думаю, то, к чему стремился художник – историческая тема, многофигурное полотно, естественность и красота композиции, живость и убедительность изображения, - в «Утре стрелецкой казни» автором было решено в совершенстве и с блеском.
6-й э к с к у р с о в о д. мне кажется, что мастерство художника выразилось и подборе колорита (сочетание белого с красным создает впечатление тревоги, взволнованности), и в тщательном изображении деталей картины.
Как выразительно написаны руки! Рука стрельчихи, которая в отчаянии подняла левую руку к лицу, а правой как-то судорожно ухватилась за ворот; рука офицера-преображенца как-то даже заботливо охватила спину стрельца, направляющегося к виселице; а рука Петра I в гневе сжата в кулак.
А вот четыре выразительных портрета. Мрачен, угрюм чернобородый стрелец, жена его с полным скорби лицом, безутешным, белым, как маска. Сколько страдания и горя в её заплаканных опухших глазах! Между ними лицо солдата, исполняющего свой долг, он не смеет выдавать своего чувства, хотя в глазах его глубоко запрятанная жалость. А рядом с ним женская голова: по лицу женщины видно, что у неё нет никого близких из обреченных, она просто находится под впечатлением этих страшных минут прощания.
Каждая деталь в картине пришла из настоящей жизни: как мастерски выписаны сверкающие синим блеском сквозь комья грязи железные ободья колес, лужицы в колеях под телегами, или веревка, заплетенная за перекладину телеги, или узор платка у матери рыжего стрельца, или узор на дуге, складки одежды на молодой стрельчихе – всё это надо было выискать, зарисовать с любовью.
Мастерство художника и в «озвучивании картины». Мы как будто слышим рыдания женщин, испуганный крик девочки в красном платочке, слышим скрип колес, фырканье лошадей, гул многоликой людской толпы.
VIII. Оценка выступлений «экскурсоводов-искусствоведов» членами экспертной комиссии.
При оценке учитывается доказательность, аргументация своей оценки, речь, глубина анализа.
IX. Коллективное собеседование по картине В.И.Сурикова «Боярыня Морозова».
- Сюжет картины.
- Единый композиционный центр - Боярыня Морозова. Смысл её образа. Какой её изобразил художник?
- Кто из персонажей картины привлек особо ваше внимание? Почему?
- Выражение движения в композиции. Как оно выражено?
- Колорит картины. Звучность живописи В.И.Сурикова.
X. Подведение итогов урока.
Выставка детских работ на исторические темы.
XI. Домашнее задание.
Нарисовать рисунок на историческую тему. Наблюдение за фигурой человека в движении.
Словарь С.И. Ожегова
Эксперт – специалист, дающий заключение при рассматривании какого-нибудь вопроса.
Аккомпанемент – музыкальное сопровождение.
Асимметрия - отсутствие, нарушение симметрии.
Симметрия – соразмерность, пропорциональность в расположении частей чего-нибудь по обе стороны от середины, центра.
Монументальный – величественный, производящий впечатление величиной, мощью.
Вернисаж – торжественное открытие художественной выставки.
Искусствовед – специалист по искусствоведению.
Искусствоведение – наука об искусствах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»
Цель урока:1. Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека2. Развивать навыки овладения техникой рисования3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности4. Учить в...
Фигура человека в движении. Танец "Семь девушек". Лепка из глины
Разработка занятия "Фигура человека в движении", объединение "Художественная керамика"...
ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Лепка фигуры человека» 2 класс Скульптура.
Тема: Лепка фигуры человекаЦель: Научить с помощью пластичного материала лепить фигуру человека, передавать объем тела, конфигурацию, позу, характер, пропорции. Прививать аккуратность в работе, развив...
презентация по ИЗО "Лепка фигуры человека"
Лепка фигуры человека, приемы лепки...
"Лепка фигуры человека"
Скульптура ( лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполня...
Урок по предмету изобразительное искусство: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА», 6 класс Тема урока: Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Конспекты уроков содержат основной материал по некоторым темам для учащихся 6, 7-х классов....
Презентация по изобразительному искусству для 7 класса "Лепка фигуры человека"
Презентация является наглядным материалом к 1 уроку из 2 по данной теме. С помощью презентации можно познакомить учащихся с видами скульптуры, с величайшими мировыми скульптурными произведениями и про...