Фигура человека в движении. Танец "Семь девушек". Лепка из глины
методическая разработка (7 класс) по теме
Разработка занятия "Фигура человека в движении", объединение "Художественная керамика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
039_sem_devushek.doc | 628.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОМ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ Г. ЯНАУЛ МУНИЦИПАЛЬНОГОРАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Разработка занятия По художественной керамике Тема: Фигура человека в движении. «Семь девушек» Автор- педагог МБОУ ДОД ДПШ г. Янаул Татьяна Ефимовна Бигильдина Янаул 2013г. |
Тема: Фигура человека в движении. «Семь девушек»
Тип занятия: Интегрированный.
Цель занятия: используя национальные традиции башкир, научить детей выполнять из глины элементы народного костюма.
Задачи: - развитие навыков работы с глиной;
- освоение новых приёмов лепки при выполнении элементов башкирского костюма;
- формирование чувства пропорции и объёма;
- знакомство с культурой башкирского народа: его костюмом и танцами;
- воспитание умения взаимодействовать в коллективе;
- воспитание патриотизма.
Зрительный ряд:
1. Изображения девушек в национальном башкирском костюме;
2. Фотография танцевального ансамбля в танце «Семь девушек»;
3. Глиняная модель фигуры башкирской девушки в танце.
Материалы:
1. Глина.
2. Подставки для лепки 2 шт.(крышки от майонезных банок).
3. Две тряпочки (одна мокрая, другая сухая).
4. Стеки.
5. Заготовки – конусы для лепки юбок.
План занятия
1. Приветствие. Сообщение темы……..………………………………….2мин.
2. Теоретическая часть……………….…….………………………..……15мин.
3. Лепка фигурки башкирской девушки в танце…………………….….30мин.
4. Уборка рабочих мест, завершение занятия…………………….………5мин.
Ход занятия
- Приветствие;
Поэтическое слово:
Башкирия,
Моя земля и небо,
Моя любовь,
Мой соловьиный край!...
Мне жаль того,
Кто здесь не разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай…
Башкирия,
Мое второе сердце,
Второе солнце у меня в огне!
Чтоб на тебя досыта наглядеться,
Не два,
А двадцать глаз иметь бы мне!...(Г.Молодцов).
Тема нашего занятия : « Фигура человека в движении».
Вопрос: Скажите, в каком действии движение человека наиболее выразительны?
Примерные ответы: Спорт, физическая работа, танец.
Я с детства помню башкирский танец «Семь девушек», и, меня всегда поражала слаженность и синхронность движений танцовщиц. Такую же слаженность в выполнении работы по лепке необходимо продемонстрировать сегодня и нам. Дело в том, что конечным результатом нашей работы должна стать композиция по мотивам этого танца.
2.
Есть в Башкирском Зауралье озеро Культубан, с названием которого связана красивая легенда. Когда-то в давние времена тут жили кочевые племена башкир. И вот напали на них казахи, перебили мужчин, взяли в плен самых красивых женщин, в том числе семь сестер, силой увезли с собой. А чтобы не убежали плененные женщины, они, надрезав им ступни ног, вставили туда конский волос. Однако не смогли гордые сестры вынести плен, и решили они убежать. Глубокой ночью, когда все уснули, они убежали в башкирские степи. Казахские воины, обнаружив побег, погнались за ними. Девушки босиком, их ноги колет и режет конский волос, бежать больно…. А казахские воины на конях, и они вот-вот догонят беглянок. Впереди было озеро, и отчаянные девушки, взявшись за руки, вошли в озеро... И утонули свободолюбивые башкирские девушки в озере. В память о семи сестрах озеро назвали Культубан, что в переводе с башкирского – «Конский волос». У башкир есть танец с названием «Семь девушек». Под мелодичную музыку выходят, взявшись за руки, семь девушек и танцуют плавный танец. Красивый танец, но соль не в этом. Весь танец девушки танцуют, с опущенными глазами, (их ведь нет, они как бы умерли), и лишь в одно мгновенье – они, выстроившись лицом к зрителям, все разом поднимают глаза - и тут же опускают...
Этот момент мы и изобразим. А семь лучших работ будут использованы в нашей композиции.
Поэтическое слово:
Башкирка
Сияют очи словно звёзды,
И лик белее, чем луна,
Танцует юная башкирка,
Весны и грации полна.
Летит по небу белый лебедь,
Тугие косы — два крыла,
Весь мир собою покоряет
Башкирок дивная краса.
Изгиб её ладоней нежный
Приводит зрителей в восторг,
Хранит сей танец безмятежный
Уральских гор суровый рок.
Танцует юная башкирка,
Кружась в степи из века в век,
И нежный смех её наполнен
Журчанием башкирских рек.
Но, прежде чем мы приступим к работе, познакомимся с особенностями женского башкирского костюма:
Женская одежда была очень разнообразна. Нательной одеждой башкирок были платья и шаровары. На платье надевали приталенную безрукавку или халаты, обшитую рядами позументов, блях и монет. Старинные еляны и чекмени вышивались разноцветным узором, украшались цветным сукном, позументом, нашивками кораллов, сердолика, перламутра, монет, ювелирных блях. Головные уборы демонстрировали возрастное, семейное, социально-имущественное положение женщин. Головные уборы, особенно праздничные, отличались яркой декоративностью.
Охранную, гигиеническую, экологическую функцию несли и налобные повязки-хараусы. Хараусы украшались трудоемкой вышивкой. Их принято было носить в праздники и при гостях, демонстрируя свое высокое общественное положение и богатство. У башкирских девушек, которым позволялось показывать красоту волос до замужества, на затылке сзади к волосам прикреплялся накосник — треугольник с преобладанием красного цвета тоже охранного значения. Треугольник — половинка равностороннего ромба, означал, что у этой девушки нет еще мужа, ее пары. Ткань вышивалась или орнаментировалась символичными узорами. С внутренней стороны к треугольнику прикреплялся пучок конских волос, вплетаемый в косу девушки.
3.
- Начнём выполнение женской фигуры с юбки. Для этого на заготовку-конус, покрытую фольгой, методом последовательного наращивания жгутов формируем колокол юбки.
- В нижней части юбки выполняем два ряда оборок.
- Конус выдавливаем, фольгу вынимаем.
- Пропорционально юбке, на пальце формируем верхнюю часть туловища.
- Прилепляем её к юбке, совместив отверстия. Заглаживаем место присоединения, сделав акцент на талии и груди.
- Пропорционально туловищу формируем голову с шеей, заостряем подбородок, прилепляем нос. Двумя пальцами одновременно слегка надавливаем на область глаз.
- Голову прилепляем, заглаживаем место присоединения. Придаём голове характерное данному моменту в танце положение, слегка повернув и наклонив её вправо.
- Выполняем елян. Сначала делаем прямоугольный воротник, состоящий из двух половин, сходящихся сзади на шее. Затем выделяем край подола тонкими жгутами. Со стороны еляна заглаживаем их.
- Из тонких жгутов плетём косы, прикрепляем их к голове, формируем волосяной покров головы, украшаем косы - монетами, голову – накосником.
- Лепим одновременно две руки, прилепляем их к туловищу, выделяем ладони.
- Придаём рукам характерное движение в танце, согнув их в локтях, подняв ладони вверх и сместив руки вправо относительно туловища.
- Изнутри протыкаем голову толстой спицей так, чтобы на поверхности не появилось отверстие.
- Ставим изделие на просушку.
4. Уборка рабочих мест, завершение занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Лепка фигуры человека» 2 класс Скульптура.
Тема: Лепка фигуры человекаЦель: Научить с помощью пластичного материала лепить фигуру человека, передавать объем тела, конфигурацию, позу, характер, пропорции. Прививать аккуратность в работе, развив...
Урок изобразительного искусства на тему "Фигура человека в движении", проведенного в 6 классе
Материал содержит план -конспект урока изобразительного искусства ,прведенного в 6 классе, на тему "Фигура человека в движении"....
Открытый урок по ИЗО на тему: "Красота фигуры человека в движении. Скульптура"
Открытый урок ИЗО "Красота фигуры человека в движении. Скульптура"Цели урока: расширить знания учащихся о скульптуре, предметах изображения в скульптуре, выразительных возможностях скульптуры; по...
Методическое пособие к урокам на тему "Изображение фигуры человека в движении".
В этом пособии представлен урок "Красота движений человека", который формирует у учащихся пространственное, логическое мышление, творческое воображение, познавательный интерес; эстетический...
лепка фигуры человека
лепка фигуры человека...
7 кл. ИЗО Фигура человека в движении.
7 кл. ИЗО Фигура человека в движении....