Кроссенс – «пересечение смыслов» или изучение искусства с помощью логической игры.
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) на тему
Искусство – часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира. К искусству относят разновидности человеческой деятельности, объединяемые художественно-образными формами воспроизведения действительности, - живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, художественную литературу, театр, танец, кино.Образно мыслят буквально все. Тем более художник. В процессе формирования ещё не закрепленного в произведении художественного образа его творец уже оперирует образностью (и общего свойства, и специфически художественного). По характеру своей деятельности образно мыслят также архитектор, дизайнер, создатель предметов прикладного искусства, творец парка или телеканала. Так же и оратор, выступающий на тему, далекую от искусства, считает необходимым украсить свою речь образными выражениями (метафорами, сравнениями и т.д.). Образ – это результат отражения объекта в сознании человека. На чувственной ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, а на уровне мышления – понятия, суждения и умозаключения. Во время изучения изобразительного искусства образы стоят на первом месте. Поэтому при создании проверочных тестов необходимо включать изображения художественных произведений, портреты, и образы связанные с изучаемой эпохой. Для создания заданий хорошим методом является игра для эрудитов – кроссенс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krossens_-_peresechenie_smyslov._urok_izo_6_klass.docx | 571.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Кроссенс – «пересечение смыслов» или изучение искусства с помощью логической игры.
«Если ученик в школе не научился
сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет
только подражать, копировать...».
Л. Н. Толстой
Искусство – часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира. К искусству относят разновидности человеческой деятельности, объединяемые художественно-образными формами воспроизведения действительности, - живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, художественную литературу, театр, танец, кино.
В более широком значении слово «искусство» относят к любой форме деятельности человека, если она совершается умело, мастерски, искусно.
Всё разнообразие окружающего нас мира и отношение человека к нему, мысли и чувства, идеи и представления, верования людей – всё это передаётся человеком в художественных образах.
В культурологии образ – это явление, возникающее как результат запечатления одного объекта в другом, выступающем в качестве воспринимающей информации, духовной или физической; образ есть претворение первичного бытия в бытие вторичное, отраженное и заключенное в чувственно доступную форму. Для наук о культуре понятие «образ» чрезвычайно важно, ибо культура в своем происхождении и содержании и есть образ – отражение воспринимаемого сознанием бытия (С. Левит. Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998 г.)
Образно мыслят буквально все. Тем более художник. В процессе формирования ещё не закрепленного в произведении художественного образа его творец уже оперирует образностью (и общего свойства, и специфически художественного). По характеру своей деятельности образно мыслят также архитектор, дизайнер, создатель предметов прикладного искусства, творец парка или телеканала. Так же и оратор, выступающий на тему, далекую от искусства, считает необходимым украсить свою речь образными выражениями (метафорами, сравнениями и т.д.). Образ – это результат отражения объекта в сознании человека. На чувственной ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, а на уровне мышления – понятия, суждения и умозаключения.
Образы тесно связаны с ассоциациями, рождающимися в мыслях в ответ на эмоциональный раздражитель. Они могут формироваться на основе различных источников – речи, текста, изображения, звука, видео. Образ художественного произведения чаще всего формируется с помощью языка художественной выразительности, например, цвет, линия, форма, образ архитектуры - из знаний стилевых направлений. Самым интересным в этом смысле может стать образ эпохи во время изучения искусства разных народов. Образ культуры народа собирается из множества визуальных и воображаемых картинок, складывающихся подобно мозаике в оригинальный прихотливый узор. Причем у каждого этого узор получится особенным. Если десяти людям предложить в небольшом тексте заменить каждое слово картинкой, то ни один коллаж не повторится. В этом также кроется специфика использования образов. Безусловно, при грамотном подходе, подобные сюжетные и глобальные образы могут иметь огромный воспитательный и образовательный эффект.
Во время изучения изобразительного искусства образы стоят на первом месте. Поэтому при создании проверочных тестов необходимо включать изображения художественных произведений, портреты, и образы связанные с изучаемой эпохой. Для создания заданий хорошим методом является игра для эрудитов – кроссенс.
Головоломку для интеллектуалов, названную кроссенсом, придумали летом 2002 года С. Федин и В. Бусленко. Кроссенс представляет собой таблицу из девятикартинок на самые разные темы. Задача – найти ассоциативную связь между соседними картинками.
Например, если на одной картинке изображена статуя Геракла, а на другой – овёс, то ассоциативная цепочка будет такой: Геракл – Геркулес (римское имя Геракла) – овсяная каша «Геркулес» - овёс.
Или, например, соседями оказались колорадский жук и картина «Красные виноградники в Арле», связь будет более замысловатой, но не менее убедительной: «Красные виноградники в Арле» - автор Ван Гог – «Едоки картофеля» (первый шедевр Ван Гога) – колорадский жук (он тоже «едок картофеля!»).
Разумеется, что ответ не всегда однозначен (в этом особая прелесть, поскольку можно постепенно приближаться к истине, находя все более тесные связи), но, как показывает практика, в большинстве случаев отгадывающие находят одну и ту же цепочку.
Таким образом, каждый кроссенс представляет собой совокупность двенадцати (по числу соседних пар) ассоциативных задачек, требующих для отгадки не только стандартной эрудиции (как в большинстве кроссвордов или телевизионных игр для знатоков), но и широкого образования, прекрасного ассоциативного мышления и, наконец, сообразительности. Поэтому кроссенс - головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений. А теперь попробуйте разгадать этот кроссенс на тему: «Портрет» (ИЗО 6 класс)
1 | 2 | 3 |
8 | 9 | 4 |
7 | 6 | 5 |
Используемая литература
- Учебник Искусство 8 – 9 Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. Москва «Просвещение» 2011
Интернет – ресурсы
- http://libsib.ru/estetika/chudozhestvenniy-obraz-gnoseologiya-iskusstva/vse-stranitsi
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение мотивации к изучению математики с помощью интегрированных уроков.
Статья о межпредметных связях при проведении интегрированных уроков математики. Повышение интереса к изучению математических дисциплин при проведении взаимосвязанных уроков различных предметов и матем...
Процесс изучения текста с помощью технологии "Инсерт"
Дана пошаговая инструкция изучения учебного материала с использованием технологии "Инсерт"...
Логическая игра на тему "Семья"
Логическая игра на закрепление лексики по теме "Моя семья", а также грамматической темы "Степени сравнения прилагательных"....
Разработка плана действий и его запись. Логическая игра "Черный ящик"
Данный урок проведен согласно календарно-тематического планирования: урок № 30, 5 класс по программе Л.Л.Босовой. Учебный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями учащих...
Математическая (логическая) игра путешествие в страну "Матемании".
Представляемая Вашему вниманию логическая игра рассчитана на учащихся 6-7 класса. Она не проверяет конкретные математические знания. Любой ученик, способный рассуждать логически, может справитьс...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (на примере изучения искусства Гжели и народной игрушки)
Данный материал предназначен для педагогов по изобразительному искусству. На примере занятий по декоративно-прикладному искусству раскрывается их содержание....
Логическая игра "Заполни", 2 класс
Презентация содержит логические задания. Рекомендуется для 1,2 классов....