Рабочие программы по ИЗО 1-4 классы.ФГОС.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_i_ktp.rar | 87.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАВЛОДАРСКИЙ ФИЛИАЛ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
МОИСЕЕВО-АЛАБУШСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
УВАРОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрена и рекомендована к утверждению МС Протокол № 1 от «30» августа 2012 г. Председатель МС Г.Е.Гладышева_______________ | «Согласовано» Завуч филиала ____________Г.Е.Гладышева | «Утверждена приказом» Приказ № 1 от «30» августа 2012 г. Заведующий филиалом Т.С.Лапшина____________ |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 1,2,3,4 классов
2012 -2017 г.г.
Изобразительное искусство 1,2,3 классы
УМК системы Л.В.Занкова
Пояснительная записка
1. Роль и место дисциплины | Содержание программы «Изобразительное искусство» направлен на формирование общей культуры учащегося начальной школы, на его духовно-нравственное, социальное, личностное развитие, создание основы для самостоятельной организации учебно-познавательной и художественно-творческой деятельности. Программа разработана на основе дидактических принципов и типических свойств методической системы развивающего обучения Л. В. Занкова и в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, авторской программы С. Г. Ашиковой. В соответствии с системно-деятельностным подходом содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической и познавательной деятельности учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственности с уже имеющимся у детей опытом и на подготовку к дальнейшему образованию, формирование мотивации детей к художественному творчеству, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время. |
2. Адресат | Программа адресована обучающимся с 1 по 3 классы Павлодарского филиала МБОУ М.-Алабушской сош |
3. Нормативные правовые документы | Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» для 1-3 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Москва, Министерство образования России, «Просвещение», 2010 г.) и авторской программы С.Г. Ашиковой «Изобразительное искусство». Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Планируемых результатов начального общего образования. ( Москва, Просвещение 2011г) Учебного плана Павлодарского филиала МБОУ Моисеево-Алабушской сош на 2013-2014 учебный год |
4.Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа | Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе авторской программы С.Г. Ашиковой «Изобразительное искусство». 2012 г. |
5. Цели и задачи | Цель обучения - духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности. Задачи: - развитие эмоционально-эстетического отношения к явлениям жизни; - воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения к культуре народов других стран; - реализация творческого потенциала учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии ребенка; - воспитание потребности учащихся в «общении» с произведениями искусства, формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра; - расширение общего и художественного кругозора учащихся; - развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений; - знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности; - развитие способности младших школьников к сотрудничеству в художественной деятельности. |
6. Специфика программы | В основу данной программы положена идея реализации объективно существующего единства двух форм искусства: художественного восприятия и художественного выражения (языка изобразительного искусства). Художественное восприятие имеет доминирующее значение в развитии эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка (художественное выражение) позволит младшему школьнику проявить себя в творчестве, поможет при освоении смежных дисциплин. Сочетание, с одной стороны, эстетического восприятия жизни и художественного восприятия искусства и, с другой стороны, художественного выражения будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. |
7. Информация о количестве учебных часов | В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в 1 классе отводится 33 часа в год ,по 1 часу в неделю, во 2, 3 классах отводится 35 часов в год по 1 часу в неделю. |
8. Формы организации учебного процесса | Наряду с основной формой (уроком),рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, использовать видеоматериалы по художественным музеям и картинным галереям; интегрированные уроки с музыкой. Предусмотрены индивидуальные и коллективные формы выполнения заданий. |
9. Виды и формы контроля | Текущий, фронтальный, комбинированный. |
10. Информация об используемом учебнике. | 1. Ашикова С.Г. Изобразительное искусство : учебник для 1,2,3 классов / под ред. А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012 |
Содержание рабочей программы.
1. Основные содержательные линии курса | Требованиям Стандарта соответствуют основные содержательные линии курса, направленные на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к разнообразным видам художественно-творческой деятельности. Учебный материал представлен следующими тематическими разделами, отражающими деятельностный характер и нравственную сущность художественного образования: 1. Природа - главный художник (основы рисунка, графика). 2. Мир цвета (основы живописи, цветоведение). 3. Искусство в человеке (виды изобразительного искусства). 4. Человек в искусстве (портретный жанр). |
2. Структура программы | 1 класс Раздел 1. Знакомство с художественными материалами. 3 часа Материалы для рисования: карандаши, кисти, краски. Выполнение базовых упражнений. Раздел 2. Природа - главный художник. 7 ч. (Графика. Основы рисунка. Линия. Штрих. Цветовое пятно. Эскиз) Природа вокруг нас (передача в рисунке пространства неба и земли). Обитатели неба (передача пространства неба и земли другими материалами + дополнительный рисунок природных явлений в небе). Обитатели Земли (простой рисунок форм животного мира с детальными проработками фактуры их поверхности). Между небом и землей (рисунок явлений природы, которые соединяют небо и землю, опускаются с неба на землю; в различных Техниках). Природные стихии. Путешествие воды (изображение различных состояний воды, по выбору, простыми средствами). Живое тянется к солнцу (изображение пространства неба и земли и растительного мира в тре х стадиях роста - динамика развития растений). Коллективная работа: Шире круг (закрепление навыка - рисунок непрерывной линии, штриховки внутри формы и прорисовка мелких деталей в крупной форме; первый опыт коллективной деятельности и оформления класса). Раздел 3. Мир цвета. 8 ч. (Основы цветоведения. Основные цвета. Составные цвета. Цветовые гаммы. Цветовые оттенки) Краски неба и земли (цвето-тональное изображение пространства неба и земли, рисунок природных явлений). Где ночует радуга (порядок расположения цветов в радуге, цветные рисунки с элементами радужного спектра). По законам радуги (знакомство с основными и составными цветами). Зимой и летом- разным цветом (знакомство с теплой и холодной гаммой и ролью белой гуаши). Весна и осень - в гости просим (составление нежной и сдержанной цветовых гамм). Ходит солнышко по кругу (знакомство с цветовыми особенностями утра, дня, вечера и ночи, составление и подбор соответствующих цветовых гамм). Коллективная работа: Оранжевое небо (работа с оттенками оранжевого цвета - грунтовка поверхности ватмана, вырезание фигур из подготовленной бумаги, составление композиции из созданных изображений). Раздел 4. Искусство в человеке. 8 ч. (Виды изобразительного искусства. Живописец. Скульптор. Архитектор. Дизайнер) Художник -живописец (ученику предлагается роль художника-живописца, который сам выбирает сюжет своей будущей картины). Деревья поведали (изображение леса различными материалами по выбору). Скульптор (моделирование фигуры Снегурочки из соленого теста с помощью вспомогательных форм). Архитектор (рисунок – проект нового дома). Пряничный домик (создание объемной формы здания с помощью пластических материалов). Дизайнер (изготовление веера по выбору из трех вариантов). Золотая трава хохломы (знакомство с элементами русской росписи по дереву). Коллективная работа: Изумрудный город (обобщение знаний, приобретенных на уроках данного раздела). Раздел 5. Человек в искусстве. 4 ч. (Портретный жанр. Пропорции человека. Детский портрет) Человек - звезда (древний символ человека, пропорции человека в круге). Три возраста (знакомство с изображением человека в разном возрасте). Рисуем детский портрет (знакомство с особенностями изображения детского портрета, поэтапное изображение рисунка). Коллективная работа: Портрет класса(обобщение знаний, приобретенных на уроках данного раздела). Раздел 6. Знакомство с музеем 4 часа 2 класс Раздел 1. Природа – главный художник. (Рисунок и графика. Штрих. Фон. Фактура. Воздушная перспектива. Горный, морской пейзажи) (11 ч.) Азбука рисования: Мы- семья фломастеров. Воздушная перспектива горного пейзажа. Воздушная перспектива облаков. Впечатление. Выражение: Место встречи неба и земли (знакомство с линией горизонта). « Мой друг рисует горы, далёкие , как сон» ( передача воздушной перспективы с помощью графических знаков). « Горы- это небо, покрытое камнем и снегом» ( работа с картинами: наблюдение, вопросы, мнение). Белые сны севера или бархатный песок юга? (особенности пейзажа и линий горизонта на севере и на юге). « Запад есть запад, восток есть восток…» ( особенности пейзажа и линий горизонта на западе и востоке). « Славный остров Гдетотам…» ( знакомство с особенностями изображения острова). Шум далёкий водопада ( знакомство с особенностями изображения водопада). Коллективная работа: Роза ветров. Золотое кольцо России (знакомство с древним изображением карты как произведением искусства, что такое « роза ветров», связь между розой ветров и Золотым кольцом России – творческая работа). Раздел 2. Мир цвета. ( Живопись цвета. Иллюзия пространства. Ахроматические и хроматические цвета. Противоположные цвета) (7 ч) Азбука рисования: Ахроматические цвета (оттенки чёрного и белого цветов). Хроматические цвета (тональные оттенки одного цвета). Впечатление. Выражение: Близко-далеко (изображение трёх предметов с передачей пространства ахроматическими цветами). Низко-высоко (знакомство с особенностями изображения предметов на разной высоте в пространстве). Ночь и день (знакомство со светом и тенью в природе). Краски заката и рассвета (знакомство с особенностями цветового освещения Земли при закате и рассвете). Краски на воде ( особенности изображения водоёмов -цвет и отражение). Краски под водой (особенности изображения подводного мира). В мастерской художника: Красным по зелёному (о творчестве А. И. Куинджи). Загадка красных рыбок (о творчестве А. Матисса). Коллективная работа: Красота подводного мира (обобщение знаний, приобретённых на уроках данного раздела). Раздел 3. Искусство в человеке. ( Знакомство с композицией. Базовые формы цветов. Детали рисунка. Роспись.) (7ч.) Азбука рисования: Базовые формы цветов. Разнообразие форм лепестков. Впечатление. Выражение: « И аромат цветов плывёт…» ( знакомство с линией горизонта в поле, изображение перспективы пространства с помощью полевых цветов). Водяные лилии (способ изображения цветов на воде). Каменный цветок ( способ моделирования цветка из пластилина и украшение его дополнительными материалами).Мастер -золотые руки. Стеклодув (знакомство с одним из способов росписи стекла). Чудеса архитектуры (особенности изображение города, стоящего на воде, - отражение, перспектива). В мастерской художника: Пруд в саду Моне ( о творчестве К. Моне). Коллективная работа: Здравствуй, Венеция! (обобщение пройденного материала). Раздел 4. Человек в искусстве. ( Иллюстрация. Портрет. Ракурсы. Книжные иллюстрации. Стилизованный рисунок) ( 9 ч.) Азбука рисования: Ракурсы. Зоны. Точки. Фотография и картина. Впечатление. Выражение: Портрет (знакомство с жанром портрета, ракурсами). Женский портрет (изображение особенностей женского портрета). Мужской портрет (выделение характерных черт в мужском портрете). Старик-годовик (построение фигур человека и птицы на основе базовых форм). Маугли: жизнь в лесу; встреча с Ситой. Золотая рыбка (различные варианты на выбор для изображения фактуры рыбы и воды; создание своего способа). Каникулы Бонифация (знакомство с орнаментами и красками народов Африки). В мастерской художника: « Совсем портретчиком становлюсь…» (о творчестве В. А. Серова). « Я напишу сказку, ты её нарисуешь (о творчестве художников-иллюстраторов). Коллективная работа: Книга сказок (обобщение пройденного материала). Знакомство с музеем: (1ч) Государственный музей культуры народов Востока. Государственный музей изобразительных искусств им. А,С. Пушкина. Государственный музей палехского искусства. 3 класс Раздел 1. Природа - главный художник. (Рисунок и графика. Штрих. Фон. Фактура. Воздушная перспектива. Горный, морской пейзажи). Азбука рисования: Мы - семья фломастеров. Воздушная перспектива горного пейзажа. Воздушная перспектива облаков. Впечатление. Выражение: Место встречи неба и земли (знакомство с линией горизонта). «Мой друг рисует горы, далекие, как сон» (передача воздушной перспективы с помощью графических знаков). «Горы - это небо, покрытое камнем и снегом» (работа с картинами: наблюдение, вопросы, мнение). Белые сны севера или бархатный песок юга? (особенности пейзажа и линий горизонта на севере и на юге). «Запад есть запад, восток есть восток…» (особенности пейзажа и линий горизонта на западе и востоке). «Славный остров где - то там...» (знакомство с особенностями изображения острова). Шум далекий водопада (знакомство с особенностями изображения водопада). Коллективная работа: Роза ветров. Золотое кольцо России (знакомство с древним изображением карты как произведением искусства, что такое «роза ветров», связь между розой ветров и Золотым кольцом России - творческая работа). Раздел 2. Мир цвета. (Живопись цвета. Иллюзия пространства. Ахроматические и хроматические цвета. Противоположные цвета). Азбука рисования: Ахроматические цвета (оттенки черного и белого цветов). Хроматические цвета (тональные оттенки одного цвета). Впечатление. Выражение: Близко - далеко (изображение трех предметов с передачей пространства ахроматическими цветами). Низко-высоко (знакомство с особенностями изображения предметов на разной высоте в пространстве). Ночь и день (знакомство со светом и тенью в природе). Краски заката и рассвета (знакомство с особенностями цветового освещения Земли при закате и на рассвете). Краски на воде (особенности изображения водоемов цвет и отражение). Краски под водой (особенности изображения подводного мира). В мастерской художника: Красным по зеленому (о творчестве А.И. Куинджи); Загадка красных рыбок (о творчестве А. Матисса). Коллективная работа: Красота подводного мира (обобщение знаний, приобретенных на уроках данного раздела). Раздел 3. Искусство в человеке. (Знакомство с композицией. Базовые формы цветов. Детали рисунка. Роспись) Азбука рисования: Базовые формы цветов. Разнообразие форм лепестков. Впечатление. Выражение: «И аромат цветов плывет…» (знакомство с линией горизонта в поле, изображение перспективы пространства с помощью полевых цветов). Водяные лилии (способ изображения цветов на воде). Каменный цветок (способ моделирования цветка из пластилина и украшение его дополнительными материалами). Мастер - золотые руки. Стеклодув (знакомство с одним из способов росписи стекла). Чудеса архитектуры (особенности изображения города, стоящего на воде, отражение, перспектива). В мастерской художника: Пруд в саду Моне (о творчестве К. Моне). Коллективная работа: Здравствуй, Венеция! (обобщение пройденного материала). Раздел 4. Человек в искусстве. (Иллюстрация. Портрет. Ракурсы. Книжные иллюстрации. Стилизованный рисунок). Азбука рисования: Ракурсы. Зоны. Точки. Фотография и картина. Впечатление. Выражение: Портрет (знакомство с жанром портрета, ракурсами). Женский портрет (изображение особенностей женского портрета). Мужской портрет (выделение характерных черт в мужском портрете). Старик-годовик (построение фигуры человека и птицы на основе базовых форм). Маугли: жизнь в лесу; встреча с Ситой (задания индивидуально для мальчиков и для девочек). Золотая рыбка (различные варианты на выбор для изображения фактуры рыбы и воды; создание своего способа). Каникулы Бонифация (знакомство с орнаментами и красками народов Африки). В мастерской художника: «Совсем портретчиком становлюсь…» (о творчестве В.А. Серова). «Я напишу сказку, ты ее нарисуешь» (о творчестве художников-иллюстраторов). Коллективная работа: Книга сказок (обобщение пройденного материала). Знакомство с музеем: Государственный музей культуры народов Востока. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Государственный музей палехского искусства. |
3. Требования к результатам | 1 класс Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: - интерес к русской художественной культуре на основе знакомства с произведениями И.И. Шишкина, И.И. Левитана, З.Е. Серебряковой и др.); - основа для восприятия художественного произведения, определение его основного настроения; - эмоциональное восприятие образов природы, в том числе растительного и животного мира, отраженных в рисунке, картине; - первоначальное представление о поликультурности изобразительного искусства; - положительное отношение к занятиям изобразительным искусством, интерес к отдельным видам художественно- творческой деятельности; - чувство гордости за свой народ через знакомство с народным творчеством; интерес к человеку, его чувствам, мыслям через восприятие портретов, в том числе детских образов, автопортретов известных художников; - основа для развития чувства прекрасного через доступные для детского восприятия художественные произведения. Обучающийся получит возможность для формирования: - понимания значения изобразительного искусства в жизни человека; - понимания роли изобразительного искусства в собственной жизни; - внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ; - первоначальной ориентации на оценку результатов собственной художественно-творческой деятельности; - уважения к чувствам и настроениям другого человека, представления о дружбе, доброжелательном отношении к людям; - мотивации к коллективной творческой работе; представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека; - личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать учебную задачу; - оценивать совместно с одноклассниками и учителем результат своей художественно-творческой деятельности; - понимать выделенные учителем ориентиры - адекватно воспринимать предложения учителя. Обучающийся получит возможность научиться: - принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике; - на первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения; - осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности; - воспринимать мнение и предложения сверстников, родителей. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - ориентироваться на первоначальном уровне в информационном и иллюстративном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации в справочном материале; - использовать рисуночные и простые символические варианты выполнения работы; - понимать содержание художественных произведений; - читать простое схематическое изображение. Обучающийся получит возможность научиться: - соотносить произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности; - делать несложные выводы; - строить рассуждения о доступных, наглядно воспринимаемых свойствах изобразительного искусства; - соотносить содержание рисунков в рубриках «Впечатление» и «Выражение». Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - допускать существование различных точек зрения о произведении изобразительного искусства; - участвовать в работе парами, в групповом создании творческих работ; - контролировать свои действия в коллективной работе; - принимать настроение других людей, их эмоции от восприятия репродукций картин и фотоматериалов. Обучающийся получит возможность научиться: - соотносить собственное впечатление от произведения искусства и мнение других людей о нем; - обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и ее результаты; - использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи; - следить за действиями других участников в процессе совместной деятельности. Предметные результаты Восприятие искусства и виды художественной деятельности Обучающийся научится: - эмоционально и эстетически воспринимать художественные фотографии и репродукции картин, сравнивать их, находить сходство и различие, воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства; - группировать и соотносить произведения разных видов искусств по характеру, эмоциональному состоянию; - владеть графитными и живописными материалами в достаточном разнообразии для своего возраста; - осознавать, что архитектура и декоративно- прикладные искусства во все времена украшали жизнь человека; - называть ведущие художественные музеи России. Обучающийся получит возможность научиться: - понимать содержание и выразительные средства художественных произведений; - принимать условность и субъективность художественного образа; - сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства, и объяснять разницу; - выражать в беседе свое отношение к произведению изобразительного искусства Азбука искусства. Как говорит искусство? Обучающийся научится: - владеть простейшими основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства, дизайна; - создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (рисунок, живопись); - применять начальные навыки изображения растений, животных, человека, явлений природы; - использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи; - различать основные и составные, теплые и холодные цвета; - применять на их основе различные материалы для живописи, чтобы передавать образы явлений в природе; - использовать простые формы для создания выразительных образов человека в скульптуре. Обучающийся получит возможность научиться: - создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного; - выбирать характер линий для изображения того или иного образа; - овладевать на практике основами цветоведения; - использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании детского портрета; - использовать приемы пластических средств при трансформации готовых форм предметов в целостный художественный образ. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство Обучающийся научится: - выбирать художественные материалы для создания образов природы, человека, явлений; - решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения; - передавать характер объекта в живописи, графике и скульптуре. Обучающийся получит возможность научиться: - создавать средствами живописи эмоционально- выразительные образы природы; - видеть и изображать красоту и разнообразие природы, предметов; - изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение. 2 класс Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: - эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению произведения изобразительного искусства, включая образы природы Земли; - образ Родины, отраженный в художественных произведениях, в том числе через восприятие пейзажей городов Золотого кольца России; - представление о труде художника, его роли в жизни общества; - приобщение к мировой художественной культуре, архитектуре разных стран (рубрика «Приглашение в путешествие»); интерес к художественно- творческой деятельности; - понимание чувств других людей; - первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека; - понимание значения иллюстраций к литературным произведениям (сказкам), живописи в мультипликации; - выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений. Обучающийся получит возможность для формирования: - нравственно- эстетических переживаний художественных произведений; - представления о разнообразии и широте изобразительного искусства; - интереса к характерам и настроениям людей и личностной идентификации через восприятие портретного жанра изобразительного искусства; - принятия на первоначальном уровне нравственного содержания произведений изобразительного искусства; - понимания значения изобразительного искусства в собственной жизни; - первоначальной потребности воплощать в реальную жизнь эстетические замыслы; - позиции зрителя и автора художественных произведений. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; - планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной работы; - выполнять действия в устной форме; - осуществлять контроль своего участия в ходе коллективных творческих работ. Обучающийся получит возможность научиться: - понимать смысл заданий и вопросов, предложенных в учебнике; - осуществлять контроль по результату и способу действия; - выполнять действия в опоре на заданный ориентир; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы; - выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек). Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - расширять свои представления об искусстве (например, обращаясь к разделу «Знакомство с музеем»); - ориентироваться в способах решения исполнительской задачи; - читать простое схематическое изображение; - различать условные обозначения; - осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых, сверстников; - сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных видов искусств (литература, музыка) и жизненного опыта. Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять поиск дополнительной информации (задания типа «Найдите на сайте…») с помощью взрослых; - работать с дополнительными текстами (рубрика «Советуем прочитать»); - соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности; - соотносить схематические изображения с содержанием заданий; - выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя; - строить рассуждения о воспринимаемых произведениях. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи, принимать участие в их обсуждении; - формулировать собственное мнение и позицию; - выполнять работу со сверстниками; - воспринимать и учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства; - договариваться, приходить к общему решению. Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать действия других участников в процессе коллективной творческой деятельности; - понимать содержание вопросов и воспроизводить их; - контролировать свои действия в коллективной работе; - проявлять инициативу, участвуя в создании коллективных художественных работ; - узнавать мнение друзей или одноклассников; - вести диалог с учителем и одноклассниками, прислушиваясь к их мнению, и выражать свое терпимо и убедительно. Предметные результаты Восприятие искусства и виды художественной деятельности Обучающийся научится: - различать виды художественной деятельности (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, дизайн); - узнавать и воспринимать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека; - различать и передавать в художественно- творческой деятельности эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка; - воспринимать красоту архитектуры и понимать ее роль в жизни человека; - понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии; Обучающийся получит возможность научиться: - воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания; - видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, дизайн; - высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу. Азбука искусства. Как говорит искусство? Обучающийся научится: - использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы; - изображать простейшую линию горизонта и ее особенности; - различать хроматические и ахроматические цвета; - владеть дополнительными приемами работы с новыми графическими материалами; - выбирать характер линий для передачи выразительных образов природы разных географических широт; - использовать базовые формы композиции: геометрическая форма - предмет; - моделировать цветок из простейшей базовой формы; - создавать средствами рисунка и живописи образы героев сказок народов. Обучающийся получит возможность научиться: - различать и изображать различные виды линии горизонта; - подбирать соответствующий материал для выполнения замысла; - передавать воздушную перспективу в пейзаже графическими и живописными приемами; - применять хроматические и ахроматические цвета для передачи объема или пространства; - соблюдать пропорции человека и особенности передачи его портрета; - передавать эмоциональное состояние героев литературных произведений средствами рисунка и живописи Значимые темы искусства. О чем говорит искусство Обучающийся научится: - видеть разницу между пейзажами, ландшафта разных частей света и использовать соответствующую пейзажу линию горизонта; - использовать различные художественные материалы для передачи пейзажей разных географических широт; - передавать характер и намерения объекта в иллюстрации к русским и зарубежным сказкам; - осознавать красоту окружающей природы и рукотворных творений человека и отражать их в собственной художественно- творческой деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: - передавать настроение в пейзажах; - соединять различные графические материалы в одной работе над образом; - изображать старинные русские города по памяти или представлению; - создавать узоры народов мира; - подбирать соответствующие художественные материалы для изображения главных героев произведений; - совмещать работу на плоскости и в объеме. 3 класс Личностные универсальные учебные действия - эмоциональная отзывчивость на произведения изобразительного искусства различного образного содержания; - представление о своей гражданской идентичности через принятие образа Родины, представление о ее богатой истории, о культурном наследии России; - чувство сопричастности к художественной культуре России через знакомство с творчеством А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, а также знакомство с городом музеев Санкт - Петербургом; - положительное отношение к урокам изобразительного искусства, интерес к занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения изобразительного искусства в собственной жизни; - основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными произведениями разных эпох, стилей и жанров; - эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им, открытость, первоначальная готовность к диалогу, творческому сотрудничеству; - представление о добре и зле, должном и недопустимом; первоначальные навыки оценки и самооценки художественного творчества; - представление о содержательном досуге. Обучающийся получит возможность для формирования: - умения реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач; - эмоционально-ценностного отношения к разнообразным явлениям действительности, отраженным в изобразительном искусстве; - мотивации творческого самовыражения, сотрудничества и взаимоподдержки; - осознания нравственного содержания художественных произведений и проекции этого содержания в собственных поступках; - трудолюбия, оптимизма, ответственности за другого человека; положительной самооценки Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную, в том числе художественно творческую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы; - планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и собственным замыслом работы, различая способ и результат собственных действий; - выполнять действия в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир; - эмоционально откликаться на образы, созданные в изобразительном искусстве; - выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек); - выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя; - осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: - выполнять предложенные в учебнике задания, в том числе на самопроверку; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы с учетом характера сделанных ошибок; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебной (художественной) задачи; - выполнять действия, опираясь на заданный в учебнике ориентир. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - осуществлять поиск информации в справочном материале учебника и в дополнительных источниках; - использовать знаковосимволические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач; - воспринимать тексты (фрагменты из сказок, статья), соотносить их с визуально представленным материалом; - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; - использовать примеры иллюстраций при обсуждении особенностей творчества того или иного художника; - представлять информацию в виде небольшого сообщения; - осознанно строить речевое высказывание в устной форме; выбирать способы решения художественной задачи. Обучающийся получит возможность научиться: - самостоятельно расширять свои представления о живописи; - соотносить различные произведения по настроению и форме; - строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах искусства; - обобщать учебный материал; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; - устанавливать аналогии; - работать со схематическим изображением, соотносить его с рисунком, картиной; -сравнивать средства художественной выразительности в разных видах искусства. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - выражать свое мнение о произведении живописи; - принимать активное участие в различных видах совместной деятельности; - понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы; - проявлять инициативу, участвуя в создании групповых работ; - контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения; - понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; - понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми; - принимать мнение, отличное от своей точки зрения; - стремиться к пониманию позиции другого человека. Обучающийся получит возможность научиться: - понимать значение изобразительного искусства в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми; - контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы; - продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности; - формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера; - стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - проявлять творческую инициативу в коллективной творческой деятельности. Предметные результаты Восприятие искусства и виды художественной деятельности Обучающийся научится: - расширять свои представления о русских и зарубежных художниках; - различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно - творческой деятельности; - различать основные виды и жанры пластических искусств; - эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер и эмоциональное состояние средствами художественного языка; - расширять свои представления о ведущих музеях России и музеях своего региона воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; Обучающийся получит возможность научиться: - воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; - видеть проявления художественной культуры вокруг себя: музеи, архитектура, зодчество, скульптура, декоративное искусство в театре, дома, на улице; - высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу, человека в различных эмоциональных состояниях Азбука искусства. Как говорит искусство? Обучающийся научится: - изображать несложные композиции передачи пространства на плоскости; - использовать вертикаль и горизонталь для построения главных предметов композиции; - использовать базовую форму построения человека для создания композиции группового портрета; - понимать на доступном уровне роль белой и черной красок; света, полутени, тени и рефлекса в живописи; - пользоваться перспективой и пропорциями предметов при их построении; - использовать разнообразие цветовых оттенков теней на первоначальном уровне; - применять простые способы оптического смешения цветов; - распознавать разнообразие природных форм и передавать их на плоскости; - различать контрасты в рисунке; - использовать новые возможности графитного карандаша и передавать с его помощью разнообразные фактуры; - создавать роспись по дереву. Обучающийся получит возможность научиться: - передавать движение предмета на плоскости; - изображать построение архитектурных форм; - смешивать краски, разбеляя или затемняя их, для создания множества новых оттенков. - применять разнообразие художественных техник в живописи и отличать их друг от друга; - передавать объем в изображении насекомых, рыб, птиц графическими приемами; - передавать различные фактуры поверхности дерева, оперения, меха животных; - передавать в живописи объем круглых предметов; - передавать образ человека в разных культурах; - выполнять простые рисунки с помощью компьютерной графики в программе Paint. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство Обучающийся научится: - понимать, что Земля - наш общий дом и отражать это в собственной художественно-творческой деятельности; - выбирать художественные материалы и средства художественной выразительности для создания образа природы, передачи ее разных состояний; - воспринимать и переживать шедевры мировой живописи, замечая больше подробностей и деталей; - представлять и изображать быт, жилище, одежду и окружение в русской народной традиции; - изображать узоры и орнаменты других народностей. Обучающийся получит возможность научиться: - участвовать в различных видах изобразительной деятельности; - эмоционально и личностно воспринимать шедевры мирового и русского искусства; - выражать эмоциональное состояние человека в портрете, используя вертикаль оси и знание пропорций лица; - передавать легкость и свежесть красок, благодаря оптическому смешению цветов; - передавать эмоциональное состояние радости и скромности русской души; - работать с разнообразными художественными материалами, в том числе в смешанной технике; - самостоятельно изготавливать бересту; - передавать главную мысль в рисунке или живописи. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Работа по данному курсу обеспечивается учебниками и дополнительной литературой:
1. Ашикова С.Г. Изобразительное искусство : учебник для 3 класса / под ред. А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров».
2. Словари и энциклопедии по изобразительному искусству.
3. Искусство: учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО. М.: Первое сентября.
4. Искусство в школе: общественно-педагогический и научно-методический журнал. М.: Искусство в школе.
5. Юный художник: журнал по изобразительному искусству для детей и юношества. М.: Юный художник.
2. Специфическое оборудование:
- репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
- портреты русских и зарубежных художников;
- таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
- таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
- схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
- таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;
- открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, цветов и натюрмортов; животных и птиц; насекомых;
- стеллажи для хранения художественных материалов, бумаги и детских работ, книг, таблиц;
- складные мольберты с планшетами;
- демонстрационные столики;
- разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества.
3. Электронно-программное обеспечение (по возможности):
- электронные библиотеки по искусству, DVD-фильмы по изобразительному искусству, о природе, архитектуре;
- записи классической и народной музыки;
- специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы).
4. Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор, DVD-плееры, МР3-плееры;
- компьютер с художественным программным обеспечением;
- музыкальный центр;
- демонстрационная доска для работы маркерами;
- цифровой фотоаппарат;
- сканер, ксерокс и цветной принтер
Список литературы
ИЗО 3 класс
Для учителя
" Ашикова С.Г. Методические рекомендации 3 класс. Издательский дом Федоров, 2013
" Костерин Н.П. Учебное рисование -М.: Просвещение, 1984.
"Программы начального общего образования. Система Занкова. Часть 2. – Изд. «Федоров», 2012
" Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе.- М.: Просвещение, 2006.
Для учащихся:
" АшиковаС.Г.Изобразительное искусство 3 класс. - Изд. Фёдоров, 2012
" Графические орнаменты. Рабочая тетрадь по искусству – Мозаика-Синтез, 2012
"Первые уроки дизайна. Рабочая тетрадь по искусству – Мозаика-Синтез, 2012
Программное обеспечение:
" Чудеса света. Энциклопедия школьника. - ИДДК, 2007
" Великие русские художники. Шишкин И.И. Репин И.Е. - ИДДК, 2005
" Прогулка по Санкт-Петербургу
"Искусство и архитектура. Энциклопедия школьника. - ИДДК, 2007
" Популярная художественная энциклопедия - М.: Директмедиа, 2008
Интернет-ресурсы
1. Википедия : свободная энциклопедия. – Режим доступа :
2. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа :
Педагогическое сообщество. – Режим доступа :
4. Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа :
5. Педсовет. – Режим доступа : http://pedsovet.org
6. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа :
- Страна мастеров – творчество для детей и взрослых. Режим доступа :
http://stranamasterov.ru/gallery
Информационно-коммуникативные средства.
1. Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).
2. Большая электронная энциклопедия (CD).
3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).
4. Аудиозаписи. Классическая музыка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 5 класс ФГОС (по программе Т.А. Ладыженской)
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС к учебнику "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях", Москва, "Просвещение", 2012, авторы:М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование к учебнику "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях ФГОС", Москва, "Просвещение", 2012, авт...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (ФГОС) по программе Б. М.Неменского
Рабочая программа разработана по ФГОС для работы с учащимися 5 классов, по программе Б.М.Неменского...
Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС), составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы
Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС), составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы + КТП...
Рабочие программы по обществознанию 7, 8 класс ФГОС, 9, 11 класс ФК ГОС
Рабочие программы по обществознанию на 2018-2019 учебный год составлены в соответствии с требованиями ФГОС (7 класс, 8 класс) и Федерального компонента ГОС (9 класс, 11 класс)...
Рабочие программы по технологии 5-8 класс (ФГОС ООО), адаптированные программы для детей с ОВЗ
Представленные программы без календарно-тематического планирования....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...