Рабочая программа по ИЗО 7 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Митько Анастасия Игоревна

основанна на прогорамме Неменского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_7_klass.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21» города Магнитогорска

Утверждаю:

Директор МОУ «СОШ № 21»

 _______________ Подабутова С.Д.

«_______»_______________ 2014 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО КУРСА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

ДЛЯ 7 КЛАССА

на 2014 – 2015 уч. г.

Составитель: Митько Анастасия Игоревна

2014 -2015  учебный год

Пояснительная  записка

Представленная программа составлена в строгом соответствии со стандартными требованиями к содержанию основного общего образования. При составлении рабочей программы и календарно-тематического плана использовались следующие нормативно-правовые, инструктивно-методические документы:

- федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ

- федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

- приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год».

- примерная программа основного общего образования по направлению «изобразительное искусство и художественный труд»;

- программы общеобразовательных учреждений Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы (с методическими рекомендациями) разработана под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского,6-е издание, М., «Просвещение», 2010.

В соответствии с годовым календарным графиком учебного времени МОУ СОШ № 21 на 2014-2015 учебный год предмет «Изобразительное искусство» в 7 классе будет изучен за 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю. Рабочая   программа предусматривает гибкость распределения учебного материала по усмотрению учителя в зависимости от используемых форм подачи материала и уровня развития детей, поэтому существенных изменений в составлении рабочей программы не несет.


Цели курса

Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования. Особенности содержания обучения изобразительному искусству в основной школе обусловлены спецификой искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания, а также многолетними традициями отечественной педагогики.

 Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение изобразительного искусства, которое направлено:

 —     развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры;

 —     на развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

 —     на гармонизацию эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основу формирования целостного представления о мире;

 —     на развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире;

 —     на овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;

 —     на подготовку обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Программа строится так, чтобы дать школьникам представление о значении искусства в их личностном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Практическая работа детей на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства.

Задачи курса

Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства.  Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного  приобретения навыков и умений. Изменение языка изображения в истории искусства рассматривается как выражение изменений  ценностного понимания и видения мира.

        Особое внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлении о целостности  композиции, образных возможностей  изобразительного искусства, особенностях его метафорического строя. За период обучения учащиеся знакомятся с  классическими картинами, составляющими золотой фон мирового и отечественного искусства.

        Определенное место в программе отведено знакомству  с проблемами художественной жизни 20 века, с множественностью одновременных  и очень разных процессов в искусстве.

        Принцип «от жизни – через искусство – к жизни» способствует развитию творческой наблюдательности за окружающей реальностью, развивает интерес к жизни других людей, поднимает содержательное значение каждого момента в жизни человека, вводит его собственное бытие в контексты культуры.

        Проблема « слово и изображение» затрагивается через  знакомство с особенностями художественной иллюстрации. Наиболее глубоко она раскрывается  через библейские темы в изобразительном искусстве.

Итоговая художественно - практическая работа учащихся осуществляется в форме художественно- творческого проекта с выполнением необходимых этапов работы, идентичных процессу профессиональной деятельности. Это позволяет добиться более глубокого понимания роли искусства в жизни людей, а также пройти интересный творческий путь, формирующий исследовательские и созидательные интересы учащихся.


Формирование художественных знаний, умений и навыков

учащихся 7 класса

Учащиеся должны знать:

- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимание изменений видения мира и способов его изображения,

- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах( бытовом и историческом, мифологической и библейской темах в искусстве),

- о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов,

- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном  построении произведения, о роли формата, о выразительном  значении размера произведения, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле,

- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художника, о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира,

- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории,

- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми,

-  о роли художественной иллюстрации,

- о поэтическом( метафорическом  претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства, о разнице сюжета и содержания в картине, о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике, скульптуре,

- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве, понимать особую культурно- строительную роль русской тематической картины 19- 20 столетия.

Учащиеся должны иметь представление:

- об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей  и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника,

- о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства  в 20 веке.

         В процессе практической работы учащиеся должны:

- получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека  с натуры и по представлению,

- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне,

- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности,

- получить творческий опыт в построении тематической композиции, предполагающей сбор художественно- познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения,

- получить навыки соотнесения собственных переживаний  с контекстами художественной культуры.

Региональный компонент в рамках учебного предмета «Изобразительное искусство» 7 класс

Согласно рекомендациям Челябинского ИППКРО «О преподавании и наполнении содержания регионального компонента учебных предметов в области «Искусство» в условиях реализации ОБУП в 2012-2013 уч. году» региональный компонент содержания образования реализуется во взаимодействии с федеральной и региональной политикой на всех ступенях образования. На региональный компонент содержания рекомендуется выделить не менее 10-15% учебного времени из инвариативной части.

В содержании регионального компонента предмета ИЗО на муниципальном уровне должны быть ограниченно представлены и традиционное народное и профессиональное во всём его богатстве.

Раздел программы

Вопросы РК

Кол-во уч. часов

Поэзия повседневности и видения мира

Умение видеть мир вокруг себя. Выполнение набросков или зарисовок, сцен на улице – по возможности с натуры, по памяти и представлению. «В городском парке», «На улицах города»

2

Великие темы жизни

Процесс работы над тематической картиной. Эскизы к будущему творческому проекту. «Так начиналась Магнитка»

2

Основное содержание всех тем

7 класс

Тема года «Изобразительное искусство в жизни человека».

I  четверть «Изображение фигуры человека и образ человека».                              8 часов

Образ человека стоит в центре искусства, но есть разница между изображением человека и задачей изображения его фигуры. Представления о красоте человека, о наиболее существенном в его облике и в его действиях менялись в истории искусства.

Овладение даже первичными навыками изображения фигуры и передачи движений человека несомненно представляет трудность для ученика, однако представления о разных подходах и способах изображения облегчает эту задачу. Последовательность заданий позволяет постепенно наращивать этот навык. Материал четверти включает  работу во всех основных видах изобразительной деятельности: рисунок, лепка, живопись. Художественно- практическая работа учащихся связана содержательно с изучением истории искусства и развитием навыков восприятия.

II четверть «Поэзия повседневности»

7 часов

Материал четверти посвящен бытовому жанру в изобразительном искусстве. Понятие жанра формируется в европейском искусстве Нового времени, однако изображение  бытовых занятий  присутствует в искусстве на всех этапах его истории и создает для нас возможность представить жизнь разных народов в их культурах.

Учащиеся должны осознать, что в произведениях бытового жанра при изображении самых простых, обычных действий людей художник способствует раскрыть глубину и поэзию понимания мира и себя в этом мире.

Материал четверти включает в себя последовательность ярких творческих заданий, направленных на развитие наблюдательности, поэтического видения реальной жизни и формирования навыков композиционного мышления учащихся.

III четверть «Великие темы жизни»

10 часов

Живопись- монументальная и станковая. Монументальные росписи- фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика.

Появление станкового искусства. Обращенность монументального искусства к массе людей, обращенность станкового искусства к индивидуальному  восприятию. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический  жанры в искусстве 17 века.

Беседа о развитии навыков восприятия  произведений изобразительного искусства.

IV четверть «Реальность жизни и художественный образ»

8 часов

Заключительная четверть по изучению изобразительного искусства имеет обобщающий характер. Материал четверти в большей степени посвящен итоговым теоретическим знаниям об искусстве, но главной задачей  изучения искусства является обучение ребенка живому восприятию ради нового понимания и богатого переживания жизни.

Итоговые обобщения материла на уроках проходят в форме беседы, дискуссии, в игровых и театрализованных формах.

В течение всей четверти ведется художественно- практическая деятельность. Это работа над графическими иллюстрациями к выбранному литературному произведению и создание индивидуальных, коллективных творческих проектов. Работа над иллюстрациями помогает учащимся острее увидеть соотношение и ее выражения в искусстве, т. е. проблему художественного образа и его пластического смысла.

Учебно-тематический план 7 класс

№ п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

1

Изображение фигуры человека и образ человека

8

2

Поэзия повседневности

7

3

Великие темы жизни

12

4

Реальность жизни и художественный образ

6

5

Резерв рабочего времени

1

Итого

34

Таблица межпредметных связей

№ п/п

Раздел, тема урока

Межпредметные связи

1

Изображение фигуры человека и образ человека

История, обществознание, литература,

технология, математика, геометрия

2

Поэзия повседневности

История, обществознание, экономика, музыка, литература

3

Великие темы жизни

История, литература, обществознание, краеведение

4

Реальность жизни и художественный образ

История, литература, экономика, биология, технология


Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 7 классе

№ урока

Тема урока

Дата

Примечание (коррекция)

Изображение фигуры человека и образ человека

1

Изображение фигуры человека в истории искусства

2

Пропорции и строение фигуры человека. Выполнение аппликации

3-4

Красота фигуры человека в движении. Лепка фигуры человека (спортсмена)

5

Великие скульптуры

6

Изображение фигуры с использованием таблицы

7

Набросок фигуры человека с натуры

8

Человек и его профессия. Выставка работ «Моя будущая профессия»

Поэзия повседневности

9

Тематическая (сюжетная) картина

10

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. Что я знаю о «малых голландцах»?

11

Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники жанровой живописи в России: А. Венецианов и П. Федотов

12

Передвижники

13

Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея»

14-15

Создание тематической картины «Жизнь моей семьи»

Великие темы жизни

16

Историческая тема в искусстве. Творчество В. И. Сурикова

17-19

Сложный мир исторической картины

20

Зрительские умения и их значение для современного человека

21

Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов «Последний день Помпеи»

22

Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки

23

Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь. Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына»

24

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

25

Эрмитаж – сокровищница мировой культуры

26

Художественные музеи моего города
(края)

27

Знакомые картины и художники

Реальность жизни и художественный образ

28-30

Плакат и его виды. Шрифты

31-33

Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации

34

Резерв рабочего времени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...