рабочая программа 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Меркулова Елена Анатольевна

рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса под редакцией Б.М. Неменского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izo_5_klass.docx98.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Цнинская средняя общеобразовательная школа №2

Тамбовский район Тамбовская область

Принята на                       методическом совете

Протокол №_1____

от «_27__»__08___2013г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

_______Черникова С.В.

Приказ №____

от «_28__»__08______2013г.

Рабочая программа

по учебному курсу «Изобразительное искусство»

на 2013 -2014 учебный год

для 5 класса

Автор учебника: Горяева Н.А., Островская О.В.

2013 год

   

                                                                     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по  изобразительному искусству составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования,  примерной программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией

Б.М. Неменского, 6-е издание, М. Просвещение 2010.  

Составитель рабочей программы Меркулова Е.А., учитель первой квалификационной категории.

Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 классов и реализуется на основе следующих документов:

  1. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
  2. Базисный учебный план.
  3. Требования к уровню подготовки учащихся с учетом регионального компонента.
  4. Стандарт основного общего образования по химии.
  5. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  6. Конвенция о правах ребенка.
  7. Государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  8. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год.
  9. Авторская программа Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2009.
  10. Н.А. Горяева, О.В. Островская Изобразительное искусство. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека. 5 класс Учебник  для общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2011.

Рабочая программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса изобразительного искусства в основной школе.

Структура документа

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства обучения;  календарно-тематическое планирование.

Цели:

  1. развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  2. воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; формирование устойчивого интереса к  изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
  3. освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
  4. овладение навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); в декоративной и художественно-конструктивной работе; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а такжепсихологической разгрузки и релаксации.

Задачи:

  1. формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:

- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;

- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов;

- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества;

  1. формирование художественно-творческой активности:

- обучение в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание  в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;

- овладение способностью выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;

- проявление  наблюдательности, эрудиции и фантазии при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений;

  1. формирование художественных знаний, умений, навыков.

 Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

  1. Объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).
  2. Частично-поисковый, основанный на использовании знаний по изобразительному искусству, жизненного и познавательного опыта обучающихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.
  3. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности обучающихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Исследовательский метод используется:
  1. При подготовке материалов сообщений на заданную  искусствоведческую тему.
  2. При выборе материалов для выполнения заданного рисунка.
  3. При работе над проектами на заданную или выбранную тему.

Основные формы и виды организации учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса является  урок, включает в себя мини- лекции, практические работы, фронтальный опрос, индивидуальную работу, самостоятельную работу. Основной  тип занятий – комбинированный урок. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

  1. создание оптимальных условий обучения;
  2. исключение психотравмирующих факторов;
  3. сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
  4. развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;
  5. развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Типы урока:

  1. Урок ознакомления с новым материалом.
  2. Урок формирования новых знаний, умений и навыков.
  3. Урок творческого применения умений и навыков.
  4. Урок применения знаний и умений.
  5. Урок закрепления изученного материала.
  6. Урок обобщения и систематизации.
  7. Урок обобщающего контроля
  8. Комбинированный урок.

Формы организации работы учащихся:

  1. Индивидуальная.
  2. Коллективная:
  1. фронтальная;
  2. парная;
  3. групповая.

Особенности организации учебного процесса. Используемые технологии 

Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности обучающихся. Выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой, а также, личностно-ориентированному и  дифференцированному подходам.

         В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии).

Интеграция традиционной, модульной, игровой, компьютерной технологий и развивающего обучения.

Формы учебных занятий

  1. Игры;
  2. Мини – лекции;
  3. Диалоги и беседы;
  4. Практические работы;
  5. Лабораторные работы;
  6. Проектные работы. 

Виды деятельности учащихся

  1. Устные сообщения;
  2. Выполнение практической работы;
  3. Выполнение творческой работы;
  4. Обсуждения;
  5. Работа с источниками;
  6. Доклады;
  7. Защита презентаций;
  8. Рефлексия;
  9. Защита проектов.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

        

Межпредметные и внутрипредметные связи

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем  используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия, геометрические тела и фигуры, схематическое изображение предметов с опорой на сходство с геометрическими фигурами, телами), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика), музыкой (отражение настроения и общего впечатления от музыкального произведения средствами живописи, рисунка, согласованность музыки и  изображения), литературой (знание и иллюстрирование литературных произведений),архитектурой родного края, скульптурой (особенности передачи формы с помощью пластического материала), дизайном (русский народный, азиатский и европейский костюм различных эпох), геральдикой (символическое значение геральдических элементов), технологией (художественная обработка материалов).

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 240 часов для обязательного изучения «Искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». В том числе: на «Изобразительное искусство» в 5, 6, 7  классах – по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю и 18 часов в 8 классе из расчета 0,5 часа в неделю. Примерная программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 120 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 12 учебных часов (или 10 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» являются:

Познавательная деятельность:

  1. использование для познания мира искусства различных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  2. проведение простейшего анализа содержания художественных произведений разных  видов  и  жанров,  определение   выразительных средств изображения, их воздействия на чувства зрителя;
  3. рисование с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы  и несложные натюрморты из 2—3 предметов; доступными   графическими   или   живописными   средствами   передача в изображении строение и перспективные изменения предметов, цвет натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающего;
  4. изображение  фигуры  человека  с  натуры,  по  памяти  и   по  представлению   карандашом,   акварелью,   передача   в   рисунке основное строение,  пропорции, объем фигуры человека,  находящегося  в  движении   (идет,   бежит,  прыгает,   играет  в  волейбол и т. д.);
  5. сравнение своего графического или живописного рисунка с изображаемым предметом и исправление замеченных ошибок;
  6. использование  цвета   как  средства   выразительности;   применение цветового контраста, теплого и холодного колорита и др.;
  7. самостоятельное   выполнение   эскизов  декоративной   композиции   на  основе изображения  цветочной росписи,  геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жизни детей;                            
  8. использование  в  рисунках  особенности  традиций  искусства родного края;
  9. соблюдение последовательности графического и живописного изображения.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  1. владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  2. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  1. владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  2. организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся

Виды контроля

  1. вводный;
  2. промежуточный;
  3. текущий;
  4. тематический;
  5. итоговый.

Методы контроля

  1. практический (рисунок, аппликация);
  2. устный.

Формы контроля

  1. устный опрос;
  2. самостоятельные работы по изученному материалу;
  3. практические (индивидуальные, групповые и коллективные) работы.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.
  4. Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.)

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Изобразительное искусство» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико - ориентированного и личностно - ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, составлять, распознавать опытным путем, вычислять.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

ОСНОВНОЕ   СОДЕРЖАНИЕ  (34 часа)

Тема I четверти:

«Древние корни народного искусства» (9 ч)

Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом Белгородской области и народно-праздничными обрядами.

Древние образы в народном искусстве.

Декор русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.

В результате изучения темы обучающиеся должны

знать / понимать

  1. основные виды и жанры  изобразительного искусства, их отличительные особенности;
  2.  возможности человека и природы;
  3. историю зарождения русской одежды, традиций, обычаев;
  4. как в жилище разных народов выражено представление об идеале, совершенстве;
  5. выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный);
  6. типы орнаментальных композиций: линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая;
  7. названия украшений, свойства материалов; наиболее крупные художественные музеи России и мира;
  8. значение изобразительного искусства в художественной культуре.

уметь

  1. различать виды изобразительного искусства;
  2. понимать назначение труда человека;
  3. создавать продукт творчества своими руками;
  4. отличать разные народности по одежде, праздникам;
  5. характеризовать быт славян, различать музыкальные инструменты, виды одежды;
  6. определять по элементам декора определять национальность, сопоставлять быт и нравы различных народов;
  7. отличать художественные и природные материалы;
  8. применять художественные материалы и выразительные средства изобразительного искусства в творческой деятельности;
  9. выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы;
  10. использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства, условность языка орнамента;
  11. работать с выбранным материалом, используя выразительные возможности языка ДПИ: символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа;
  12. применять различные материалы в художественно-творческой работе;
  13. ориентироваться в основных явлениях русского искусства, узнавать изученные произведения.

использоватьприобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

  1. восприятия и оценки произведений искусства;
  2. взаимосвязь пользы и красоты в предметах быта и трудакрестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения;
  3. самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи, в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно – конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Форма контроля: творческая работа (рисунок).

Тема II четверти:

«Связь времен в народном искусстве» (8 ч)

Включение детей  в поисковые группы по изучению  традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского  промысла.  При изучении  Борисовской керамики  обратить  внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.

Древние образы в современных народных игрушках. Старооскольская игрушка.

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

В результате изучения темы обучающиеся должны

знать / понимать

  1. названия украшений, свойства материалов; наиболее крупные художественные музеи России и мира;
  2. манеру выполнения изделий мастеров Гжели, Хохломы, Старого Оскола, Городца, Жостова, Борисова;
  3. назначение посуды;
  4. что такое орнамент, его виды, назначение, природные мотивы орнаментов;
  5. основы изобразительной грамоты(цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
  6. наиболее крупные художественные музеи России и мира;
  7. значение изобразительного искусства в художественной культуре.

Уметь

  1. использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности;
  2. ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета;
  3. владеть навыками работы в конкретном материале (акварель);
  4. передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета;
  5. применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе;
  6. использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета;
  7. выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции;
  8. владеть навыком работы с бумагой;
  9. различать виды изобразительного искусства;
  10. создавать продукт творчества своими руками;
  11. применять художественные материалы и выразительные средства изобразительного искусства в творческой деятельности;
  12. ориентироваться в основных явлениях русского искусства, узнавать изученные произведения.

использоватьприобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

  1. восприятия и оценки произведений искусства;
  2. самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи, в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно – конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера);
  3. взаимосвязь пользы и красоты в предметах быта и трудакрестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения;

Форма контроля:  творческая работа (рисунок).

Тема III четверти:

«Декор – человек, общество, время» (9 ч)

        Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность.         Акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности.   Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

        Ознакомление с гербами и эмблемами Белгородской области,  о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.

Введение в проблематику: «Зачем людям украшения».

Декор и положение человека в обществе.

Одежда говорит о человеке.

Костюмы  древних цивилизаций.

Коллективная работа «Бал в интерьере дворца».

О чем рассказывают гербы и эмблемы.

О чём рассказывают гербы Белгородской области.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

В результате изучения темы обучающиеся должны

знать / понимать

  1. образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина.
  2. наиболее крупные художественные музеи России и мира;
  3. основные виды и жанры изобразительного искусства;
  4. выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  5. особенности быта прошлого людей;
  6. значение изобразительного искусства в художественной культуре.

уметь

  1. использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности;
  2. видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора;
  3. творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ;
  4. работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция;
  5. создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом;
  6. ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета;
  7. владеть навыками работы в конкретном материале (акварель);
  8. передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета;
  9. применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе;
  10. использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета;
  11. выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции;
  12. владеть навыком работы с бумагой;
  13. создавать продукт творчества своими руками;
  14. ориентироваться в основных явлениях русского искусства, узнавать изученные произведения.

использоватьприобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

  1. восприятия и оценки произведений искусства;
  2. самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи, в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно – конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера);
  3. взаимосвязь пользы и красоты в предметах быта и трудакрестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения;

Форма контроля:  творческая работа (рисунок), презентация проектных работ.

Тема IV четверти:

«Декоративное искусство в современном мире» (8 ч)

Знакомясь на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., всматриваясь в образный строй произведений, учащиеся воспринимают их с точки зрения единства формы (способ существования содержания, его конкретное воплощение и выражение) и содержания («функция» и «идея», здесь функция может быть не только утилитарно-практической, но и эстетической), выявляют средства, используемые художником в процессе воплощения замысла (умение превратить мысленный образ в плоть, в «тело» предмета).

Современное выставочное искусство.

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале (выполнение вазы, игрушки, витража, мозаики.

Народные художники нашего края.

В результате изучения темы обучающиеся должны

знать / понимать

  1. виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка.
  2. роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ;
  3. образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина;
  4. особенности быта прошлого людей;
  5. наиболее крупные художественные музеи России и мира;
  6. основные виды и жанры изобразительного искусства;
  7. выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  8. значение изобразительного искусства в художественной культуре.

уметь

  1. использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе
  2. использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности;
  3. видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора;
  4. творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ;
  5. работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция;
  6. создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом;
  7. ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета;
  8. владеть практическими навыкамивыразительного использования фактуры, формы, объема;
  9. владеть навыками работы в конкретном материале (акварель);
  10. владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения;
  11. передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета;
  12. применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе;
  13. создавать продукт творчества своими руками;
  14. ориентироваться в основных явлениях русского искусства, узнавать изученные произведения.

использоватьприобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

  1. восприятия и оценки произведений искусства;
  2. самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи, в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно – конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Форма контроля:  творческая работа (рисунок), презентация проектных работ.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Названиетемы, раздела

Количествочасов

Количествопроверочныхработ

«Древние корни народного искусства» (9 ч)

1

Древние образы в народном искусстве.

1

2

Декор русской избы.

1

3

Внутренний мир русской избы.

2

4

Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

1

5

Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки

1

6

Народный праздничный костюм

1

7

Народные праздничные обряды.

2

«Связь времен в народном искусстве» (8 ч)

8

Древние образы в современных народных игрушках. Старооскольская игрушка.

1

9

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

2

10

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

1

11

Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла.

2

12

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

1

13

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

1

«Декор – человек, общество, время»(9 ч)

14

Введение в проблематику: «Зачем людям украшения».

1

15

Декор и положение человека в обществе.

1

16

Одежда говорит о человеке.

Костюмы  древних цивилизаций.

Коллективная работа «Бал в интерьере дворца».

3

17

О чем рассказывают гербы и эмблемы.

3

18

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

1

«Декоративное искусство в современном мире» (8 ч)

19

Современное выставочное искусство.

1

20

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале (выполнение вазы, игрушки, витража, мозаики).

6

21

Народные художники нашего края.

1

Итого

34

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ

В результате изучения изобразительного искусстваобучающиеся 5 класса должны

знать / понимать

  1. истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  2. особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
  3. семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
  4. несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).

уметь

  1. различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы);
  2. различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.);
  3. выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора;
  4. умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
  5. передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  6. умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  7. создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
  8. владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;
  9. владеть навыками работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.).

использоватьприобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

восприятия и оценки произведений искусства;

самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи ( с натуры, по памяти, по воображению), в иллюстрациях к произведениям  литературы и музыки, декоративных и художественно – конструктивных работах ( дизайн предмета, костюма, интерьера).

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Литература для учителя

  1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.
  2. Бега Г.В. Основы изобразительной грамоты.- М.: Просвещение, 1989.
  3. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011
  4. Горяева Н.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011
  5. Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Подред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2012
  6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.
  7. Кирцер Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.
  8. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
  9. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.
  10. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.
  11. Программы. Изобразительное искусство. 5- 8 классы. Утверждено Министерством образования РСФСР. Москва «Просвещение» 1991
  12. Популярная художественная энциклопедия. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. М.: Советская энциклопедия, 1986
  13. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.
  14. Сокольникова Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.
  15. Сокольникова  Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.
  16. Сокольникова  Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.
  17. Сокольникова  Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.
  18. Школа изобразительного искусства. В десяти выпусках. Издание третье, исправленное и дополненное, М.: Изобразительное искусство, 1988

Литература для обучающихся

  1. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011
  2. Горяева Н.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011
  3. Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Подред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2012

Мультимедийные средства и Интернет-ресурсы

  1. http://www.liart.ru/- Российская государственная библиотека искусств
  2. http://www.mmoma.ru/ - Московский музей современного искусства
  3. http://www.artlib.ru/ - Библиотека изобразительных искусств
  4. http://www.arthistory.ru/- История изобразительного искусства
  5. http://www.metakultura.ru/- Виртуальная галерея современной живописи и искусства
  6. http://www.domnaschokina.ru/ - Музей современного мирового искусства
  7. http://www.museum-online.ru/ - Виртуальный музей искусств
  8. http://azbuka.gif.ru/ - Словарь искусства
  9. http://www.smirnova.net/ - Музеи мира - галереи искусств
  10. http://jivopis.ru/- Энциклопедия изобразительного искусства
  11. http://paintingart.ru/ - Искусство масляной живописи
  12. http://www.artdic.ru/ - Словарь терминов изобразительного искусства
  13. http://artschool.forum.ru/ - курс изобразительной грамоты
  14. http://www.koler.ru/ - Энциклопедия изобразительного искусства
  15. http://www.kubantsev.ru/ - Уроки рисования
  16. http://www.risovashka.ru/ - обучение рисованию
  17. http://risovat.ru/ - Уроки рисования
  18. http://picture06.narod.ru/ - Учусь рисовать
  19. www.fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция

цифровых образовательных ресурсов

www.edu.ru - Федеральный образовательный портал

www.openclass.ru - Образовательный портал

«Открытый класс»

Оборудование и приборы

  1. Комплект портретов художников для средней школы
  2. Комплект таблиц по декоративно- прикладному искусству,компакт- дисков, ДВД и В/Ф по изобразительному искусству для основной школы
  3. Комплект наглядных пособий для кабинета изобразительного искусства
  4. Комплект репродукций "Шедевры Государственной Третьяковской галереи"
  5. Комплект репродукций "Эрмитаж"
  6. Набор репродукций "Жанры Живописи"
  7. Таблицы по цветоведению
  8. Телевизор
  9. Магнитофон
  10. Персональный компьютер
  11.  МФУ
  12.  Веб - камера
  13. Мольберты


Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Цнинская средняя общеобразовательная школа №2

Тамбовский район Тамбовская область

Принята на                       методическом совете

Протокол №_1____

от «_27__»__08___2013г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

_______Черникова С.В.

Приказ №____

от «_28__»__08______2013г.

Календарно – тематическое планирование

по учебному курсу «Изобразительное искусство»

на 2013 -2014 учебный год

для 5 класса

составитель: Меркулова Е.А.

2013 год

                                                                                      КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Темаурока

Количествочасов

Тип урока  (форма и вид деятельности обучающихся.)

Элементысодержания

Внутрипредмет

ные и межпредметные связи

Виды и формыконтроля.

Срокипроведения

Примечание

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-я четверть «Древние корни народного искусства» (9 ч)

1.

Древние образы в народном искусстве

1

Урок  ознакомления с новым материалом.

Традиционные образы народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.  Рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву.

Искусствоведение    (народные промыслы): понимать условно-символический характер народного декоративного искусства

 Текущий. Устный опрос.Как отразились в древних образах народного искусства поэтические представления наших предков о земле, ее плодородии?

Практическая работа: найти иллюстрации с древними образами в росписи, резьбе, народной игрушке, вышивке.

Творческая работа: рисунок на тему древних образов.

2

Декоррусскойизбы.

1  

 Урок формирования новых знаний, умений, навыков.

Орнамент как основа декоративного украшения.  Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию. Выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный).Типы орнаментальных композиций: линейная, сетчатая, рамочная,

геральдическая.

Архитектура, история: иметь представление об элементах конструкции  старинной крестьянской избы.

Текущий. Устный опрос Практическая работа: рассмотреть крестьянскую избу, детали ее оформления с точки зрения конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности; найти изображения крестьянских жилищ разных народов, общее и различное в них.

Творческая работа: рисунок  элементов декоративного украшения дома.

3

Конструкция, декор предметов народного быта и труда

1

Урок формирования новых знаний, умений, навыков

Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной композицией (прялка, посуда).

Биология:  строение растений, животных.

История: образ эпохи и стиль в искусстве.

Текущий.  Устный опрос. Что роднит различные произведения крестьянских мастеров?

4

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

1

Комбинированный

урок

Крестьянская вышивка -  сокровищница древних образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение. Эскиз узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров. Использование в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства, условность языка орнамента

История: роль и символическое значение вышивки в жизни русского крестьянства.

Текущий. Устный опрос. В чем секрет красоты народной вышивки?

Практическая работа: раскрыть особенности художественного языка вышивки на конкретных примерах; роль линии- шва, шва – узора в вышивке. Творческаяработа: выполнениеэскизавышитогополотенца.

5

Народныйпраздничныйкостюм

1

Комбинированныйурок

Народный праздничный костюм -целостный художественный образ. Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов

История: народный праздничный костюм северных и южных районов России, элементы женского и мужского костюма,  роль цвета,  символическое значение элементов украшения.

Текущий. Устный опрос. Отличие народного праздничного костюма от современного, роль узоров в убранстве крестьянского костюма?

Творческая работа: эскиз народного праздничного костюма или макет- игрушка со съемными деталями костюма.

6

Убранстворусскойизбы.

1

Комбинированныйурок

Единство пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян.  Взаимосвязь пользы и красоты в предметах быта и трудакрестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения. Коллективнаяработа «В русскойизбе».

История: образ эпох и его отражение в интерьере.

Текущий.  Творческая работа: выполнение композиции рисунка « В русской избе».

7

Внутренниймиррусскойизбы

1

Комбинированный урок

8

Народныепраздничныеобряды, праздники

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Роль декоративно- прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Зрительный ряд: Б. М. Кустодиев, «Масленица»; В. Суриков, «Взятие снежного городка». Изготовление куклы Масленицы.

Обрядовые действия народного праздника их символическое значение. Синкретичностьнародногоискусства.

История: традиции, праздники  и обряды русского народа

Текущий. Устный опрос. Почему ни один народ не может жить без праздников? Чем отличается традиционный народный праздник от современного?

Практическая работа:  Подобрать иллюстрации к русским народным сказкам с изображением на родных гуляний.

9

Народныепраздничныеобряды, праздники

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Литература: загадки, пословицы, прибаутки, поговорки к праздникам.

Музыка: народные песни и песенки

Текущий. Практическая работа: найти  загадки, прибаутки, пословицы и поговорки, народные песни к праздничному действу

«Связь времен в народном искусстве» (8 ч)

10

Древние образы в современных народных игрушках

Единство формы и декора в старооскольских народных игрушках

1

Комбинированный урок

Живучесть древних образов в современных народных игрушках. Особенности пластической
формы, цветового строя и элементов
росписи глиняных игрушек (филимоновской, дымковской, каргополь
ской,  старооскольской игрушек). Создание и росписьигрушкипомотивамодногоизпромыслов.

Биология: строение растений, животных.

Анатомия: строение тела человека.

История: история промысла, отличительные особенности прошлого и настоящего. Скульптура:особенностипередачиформы с помощьюпластическогоматериала.

Текущий. Устный опрос. Что отличает глиняные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, и что между ними общего?

Творческая работа:  выполнение игрушки (импровизация формы) и украшение ее в традициях одного из промыслов.

11

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

1

Урок ознакомления с новым материалом.

История развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи. Вырезание из бумаги разверток посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма.

История:  история русских промыслов - Гжель.

Биология: строение растений, животных.

Анатомия: строение тела человека.

Архитектура: передача в рисунке изображений архитектурных построек.

Текущий. Устный опрос. Как в изделиях Гжели проявляется конструктивная, изобразительная и декоративная деятельность?

Творческая работа: вырезание формы предмета посуды и роспись в стиле Гжели.  

12

Искусство Гжели.

1

Урок применения знаний и умений.

Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи. Вырезание из бумаги разверток посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма.

Текущий. Творческая работа: вырезание формы предмета посуды и роспись в стиле Гжели.  

13

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла

1

Комбинированныйурок

История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи.Применение  художественных материалов  (гуашь) и языка декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе.

История:  история русских промыслов – Городец.

Биология: строение растений, животных.

Анатомия:строение тела человека.

Текущий. Устный опрос. Что значит образ в росписи? В чем своеобразие городецкой росписи?

Творческая работа: эскиз предмета быта и его украшение по мотивам Городецкой росписи.

14

Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Из истории промысла. Преобладающие цвета и элементы росписи. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи. Применение  художественных материалов  (гуашь) и языка декоративно-прикладного искусства в творческой работе.

История:  история русских промыслов – Хохлома.

Биология:строениерастений.

Текущий. Устный опрос: почему хохломские изделия называют золотыми? Что такое образ в росписи? Почему промысел славится по всей России?

Творческая работа: создание интересной формы предмета быта и его роспись травяным орнаментом с ягодами и цветами.

15

ИскусствоХохломы. Хохломскаяроспись.

1

Урок применения знаний и умений.

Преобладающие цвета и элементы росписи. Разнообразие форм  и мотивов росписи. СовременнаяХохлома.

Биология:строениерастений.

Текущий.  Творческая работа: создание из грунтованной полоски, расписанной хохломским орнаментом, карандашницы.

16

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

1

Комбинированныйурок

Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций (рамочная и геральдическая). Художественные особенности жостовской росписи и приемы письма;  использование гуаши в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета

Изо: орнамент, особенности его построения, разновидности орнамента.

Биология: строение растений.

История: история промысла, музеи Жостова.

Текущий. Устный опрос: в чем особенности жостовской росписи ее декоративность, в чем жизненность промысла?

Творческая работа:  вырезание из бумаги разверток различных форм подносов, украшение их росписью.

17

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Роль народных промыслов в современной жизни

1

Комбинированный

урок

Основной материал, образы, техника работы со щепой, берестой, роспись по лубу, дереву. Плетение туесов. Мезенская роспись. Преемственность в народных промыслах. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве. Социальная роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных времен и народов.

История: история берестяного, лубочного промыслов.

Текущий. Устный опрос. Народные художественные промыслы России, в чем своеобразие каждого из них?

Откуда народные мастера черпают образы, сюжеты, орнаменты?

Творческая работа:  изготовление карандашницы в технике, имитирующей просечную бересту.

«Декор – человек, общество, время» (9 ч)

18

Зачемлюдям украшения

1

Урок формирования новых знаний, умений, навыков

Предметы декоративного искусства несут печать определенных человеческих взаимоотношений. Украсить – значит наполнить вещь смыслом. Образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина.

История: роль украшений с древних времен до настоящих дней.

Текущий. Устный опрос.

19

Декор и положение человека в обществе

1

Урок формирования новых знаний, умений, навыков

Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнамента Египта.

История: история Древнего Египта, связь истории царствования фараонов с искусством.

Текущий. Устный опрос.Какую роль играло декоративное искусство в Древнем Египте?

Творческая работа:

презентация  творческих  работ  по истории искусства Древнего Египта  или  выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.

20

Одеждаговорито человеке

1

Комбинированный урок

Одежда как знак положения человека в обществе. Одежда Древнего Китая, Японии (императорская и высших чиновников, крестьянская), костюм аристократии в Европе (Франция, Голландия).

История: история Древнего Китая и Японии.

Дизайнодежды.

 Текущий.  Устный опрос: можно ли по одежде судить о месте человека в обществе?

Творческая работа:   выполнение костюма человека восточных стран (Япония, Китай).

21

Костюмы древних цивилизаций. Одежда Европы 17 века.

1

Урок формирования новых знаний, умений, навыков.

Значение одежды и основных элементах костюма в различные эпохи.

Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского, древнекитайского своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора одна - выявить социальный статус людей

История: история декоративно- прикладного искусства Западной Европы.

Дизайн одежды: особенности европейского костюма.

Текущий. Устный опрос: какой костюм характерен для представителей знатного рода в Древнем Египте, Китае,  Европе 17 века?

Практическая работа: найдите изображения костюмов разных времен и народов. К какому времени они относятся?

Творческая работа:

коллективная работа «Бал во дворце».

22

Костюмыдревнихцивилизаций

1

Урок применения знаний и умений.

Анатомия: строение тела человека.

Дизайн одежды: особенности европейского костюма.

Текущий.  Творческая работа:

коллективная работа «Бал во дворце».

23

О чем рассказывают гербы и эмблемы

1

Комбинированный урок

Гербы Западной Европы. Геральдика. Геральдические и негеральдические фигуры. Щит, щитодержатели. Корона, щит, девизгерба. Эмблема.

 История гербов и эмблем Западной Европы 14-15 веков и современности.

Геральдика: символическое значение геральдических элементов.

Текущий.  Устный опрос. О чем могут рассказать герб, эмблема, что можно рассказать о языке геральдики?

Творческая работа: создание герба своей семьи. Работанадпроектом.

24

Символы и эмблемы в современном обществе.

1

Комбинированный урок

Геральдика. Геральдические и негеральдические фигуры. Щит, щитодержатели. Корона, щит, девиз герба. Эмблема.

Геральдика: символическое значение геральдических элементов.

Текущий. Устный опрос: как выглядит герб твоего города? Что он обозначает?

Творческая работа: создание герба своей семьи.

25

Символы и эмблемы в современном обществе.

1

Урокзакрепленияизученногоматериала

Геральдическое искусство в наше время.

Текущий. Практическая работа: презентация проектных работ.

26

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

1

Урокобобщения и систематизации.

Декоративно-прикладное искусство в повседневной жизни человека.

Текущий. Практическая работа: составление и выполнение групповых заданий по пройденной теме

«Декоративное искусство в современном мире» (8 ч)

27

Современноевыставочноеискусство

1

Урок ознакомления с новым материалом

Многообразие материалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведения ДПИ. Изменение соотношения пользы и красоты. Виды ДПИ. Керамика, майолика. Художественное стекло. Ковка, литье. Ткачество, батик.

История современного ДПИ, его основные направления.

Технология: технология  художественной обработки материалов.

Текущий.  Устный опрос: выступления обучающихся по теме.

28

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)

1

Урок формирования новых знаний, умений, навыков.

Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа. Витраж, цвет и линия

Технология: технология  художественной обработки материалов.

Текущий. Практическая работа:  подобрать изображения художественных изделий современного декоративно- прикладного искусства, охарактеризовать их.

Творческая работа: проработка идей выполнения проекта «Украшение окна»

29

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)

1

Комбинированный урок

Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа.

Технология: технология  художественной обработки материалов.

Текущий. Творческая работа: выполнение проекта «Украшение окна».

30

Ты сам -мастер декоративно-прикладного искусства (ваза)

1

Урокобобщения  исистематизации.

Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ. Основавазы, шпагат, мешковина, декоративныеэлементыукрашения.

Технология: технология  художественной обработки материалов.

Текущий. Творческая работа: проработка идей выполнения проекта «Украшение окна»

31

Ты сам -мастер декоративно-прикладного искусства (ваза)

1

Комбинированныйурок.

Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ

Технология: технология  художественной обработки материалов.

Текущий. Творческая работа:  изготовление декоративной вазы для украшения интерьера.

32

Ты сам -мастер декоративно-прикладного искусства (декоративная кукла)

1

Комбинированныйурок.

Многообразие материалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведения ДПИ. Изменение соотношения пользы и красоты. Виды ДПИ.  Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ.

Технология: технология  художественной обработки материалов.

История: история создания тряпичной куклы.

Текущий. Устный опрос. Каковы материалы, необходимые для создания куклы? Элементы украшения?

Творческая работа:  изготовление тряпичной куклы.

33

Ты сам-мастер декоративно-прикладного искусства (мазаичное панно)

1

Урок творческого применения умений и навыков.

Этапы работы над произведением ДПИ

Технология: технология  художественной обработки материалов.

Текущий. Творческая работа:  разработка эскизов панно или витражей для украшения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией. Коллективное выполнение панно по наиболее удачному эскизу. Рефлексия:  эстетическая оценка результата коллективной деятельности.

34

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

Художникинашегокрая.

1

Урок обобщающего контроля

Древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве. Декор, человек, общество, время. Декоративное искусство в современном мире искусства Тамбовщины.

История: музеи родного края

Текущий. Творческая работа. Детские сообщения и презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...