Модифицированная программа по изо 8 -- 9 классы на основе программы Т. Я. Шпикаловой.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему

Данные материалы содержат модифицированую программу по изобразительному искусству для 8 -- 9 классов. В ней находится пояснительная записка и календарно -- тематическое планирование. Она уже опробованна в работе и даёт хорошие результаты. Ученики с удовольствием занимаются и получают хорошие оценки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа71.83 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

I. Содержание………………………………………………………………..стр. 1.

II. Пояснительная записка………………………………………………стр. 2 – 8.

1.        Общая характеристика учебного предмета…………………………стр. 2.

2.        Структура рабочей программы

          по изобразительному искусству…………………………………стр. 2 – 5.

3.        Система оценки достижения планируемых

          результатов освоения предмета………………………………….стр. 5 – 6.

4.        Структурные отличия государственной и  рабочей программы…..стр. 7.

5.        Содержание рабочей  программы курса

          «изобразительное искусство»……………………………………стр. 7 – 8.                                  

6.        Требования к уровню подготовка учащихся

           за курс 8 класса...............................................................................стр. 8 – 9.

7.        Учебно – методическое, материально – техническое информационное  

          обеспечение образовательного процесса……………………....стр. 9 – 10.

8.       Структурные отличия государственной и  рабочей программы…стр. 10.

9.       Содержание рабочей  программы курса

          «изобразительное искусство»…………………………………стр. 10 – 11.

10.     Требования к уровню подготовка учащихся

           за курс 8 класса...........................................................................стр. 11 – 12.

11.     Учебно – методическое, материально – техническое информационное  

          обеспечение образовательного процесса……………………..стр. 12 – 14.                    

III. Календарно тематическое планирование……………………….стр. 15 – 18.  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика учебного предмета

            Программа – нормативный документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Программа по курсу «Изобразительное искусство» модифицирована на основе программы «Изобразительное искусство 5 – 9 классы» авторского коллектива под руководством Т. Я. Шпикаловой (М.; Просвещение, 2010 год).

           При работе по данной программе предлагается использование методической и вспомогательной литературы (пособия для учителя и учащихся, аудиозаписи, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).

Структура рабочей программы по изобразительному искусству

           Обучение и художественное воспитание в 8 – 9  классе посвящено изучению темы «Пластические искусства в пространстве культуры разных эпох». Учебный материал распределяется на четыре части по четвертям: в первой четверти обучающиеся знакомятся с историческими и бытовыми жанрами в искусстве; материалы второй четверти показывают личность человека в разных видах искусствах (живописи, графике, скульптуре); в третей четверти произведение искусства выступает как ценностное ядро в характеристике эпохи и раскрытии картины мира в представлении человека того времени; учащиеся знакомятся с искусством оформления книги и жанра натюрморта. Содержание четвёртой четверти направлено на изучение основных течений в изобразительном искусстве начала XX века. Цели программы:

  • Формирование воспитания произведений пластических искусств как памятников материальной и духовной культуры народов мира, хранящих на протяжении веков научные и эстетические представления человека о нем самом и окружающем его мире;
  • постижение нравственно-эстетических идеалов в пространстве культуры;
  • развитие творческой активности учащихся в процессе посильного самостоятельного создания художественных композиций и поисковой работы.

Цель модификации:

  • формировать значение художественного процесса и обогащение опыта художественно – творческой деятельности учащихся;
  • разнообразить творческие задания с учётом возрастных особенностей, интереса и предпрофильной подготовки учащихся.

Задачи программы:

  • продолжать воспитывать интерес и уважительное отношение к отечественному искусству и искусству народов мира, ориентировать на постижение духовно-нравственных ценностей в произведениях пластических искусств;
  • дать представление об актуальности художественного наследия в рамках разных эпох;
  • развивать умение выделять национальный идеал в художественном произведении;
  • формировать зрительскую компетентность на основе углубления знаний об историческом и бытовом жанрах, портрете и автопортрете, натюрморте, скульптуре и архитектуре, синтезе искусств, на основе раскрытия понятия творческой индивидуальности художника;
  • создавать условия для решения разнообразных художественно-творческих задач изображения человека (с натуры, по памяти, по представлению) с целью передачи состояния портретируемого;
  • учить созданию скульптурного портрета-аллегории, образа-символа по мотивам народного творчества;
  • развивать творческую активность в работе над композицией, в поиске художественного образа и выразительных средств его передачи в серии художественно-творческих заданий, отражающих стилистику авангардного искусства начала XX века  и экспрессию образа в современной пластике;
  • использовать приёмы художественного конструирования;
  • знакомить с архитектурными стилями русского зодчества XVIII – XX века и развивать умения и навыки передачи в зарисовках примечательных архитектурных объектов, стилистических особенностей времени их создания;
  • знакомить с традициями народного семейно-бытового праздника на примере свадебного обряда (региональный компонент) и отображения его в искусстве и в собственном творчестве учащихся с использованием элементов художественного конструирования;
  • развивать коммуникативные качества личности в процессе разных видов коллективной художественно-творческой деятельности и поисковой работы в искусствоведческих группах;
  • активизировать действия учащихся в эстетическом преобразовании среды, углублять эмоционально-эстетические оценки в их высказываниях о мире прекрасного, развивать способность выразить эти оценки в пластических образах своих художественных композиций.

Задачи модификации:

  • формировать эстетическое восприятие действительности и искусства, его научно – теоретическое обоснование и  практическую художественную деятельность;
  • формировать устойчивую потребность учащихся в контактах с искусством и в собственной художественно-творческой деятельности;
  • развивать умение работать в различных техниках и материалах, проявляя творческую активность и свободу при выборе средств изображения;
  • углублять и закреплять знания: изображения на плоскости и в объёме, по памяти и представлению;
  • объёмно-пространственного моделирования, проектно-конструктивной деятельности;
  • совершенствовать коммуникативные способности в процессе коллективного творчества и поисковой работы, направленной на изучения искусства и культуры.                      

             Уроки изобразительного искусства имеют большое значение для умственного и художественно-эстетического развития школьников.

Умственное развитие школьника определяется тем, что в изобразительной деятельности учащиеся передают свои переживания, чувства, впечатления, полученные от взаимодействия с объектом.

           Программные материалы, предлагаемые Министерством образования для работы, не всегда оправдывают интерес педагога и самого ребёнка. Некоторые предложенные темы в программе не вызывают творческий интерес у детей, или предложенные для работы художественные материалы вызывают затруднения при выполнении творческих заданий. Но как заставить детей не просто «отсиживать» урок, а чтобы он стал, лично значим, переживаем, интересен для каждого ребёнка? В этой связи возникают вопросы, а каким  должен стать урок, как лучше провести себя педагогу, как подвести подростка к пониманию своей деятельности? Проработав год в восьмых и девятых классах, я пришла к выводу: что не все предлагаемые темы интересны. Проведя опрос учеников, я предлагаю модифицировать программу «изобразительное искусство 8 – 9 классов » автор, Т. Я. Шпикалова. Цели изменения некоторых тем программы заключаются в следующем:

  • подвести учащихся через художественно – творческую деятельность к  предстоящей предпрофильной подготовке;
  • раскрыть творческий потенциал каждого ученика;
  • использовать межпредметные связи, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
  • повышать технику и художественно – творческое мастерство;
  • повышать мотивацию к предмету через использование новых технологий.

            Для выполнения поставленных учебно-воспитательных  задач программой предлагается использовать на уроке диалог. Любой диалог – это симбиоз общения, взаимопонимания, внутренней самообращённости.

            В программу введён графический блок заданий и задания по работе над формой. Графический блок заданий представляет собой ряд упражнений, направленных на развитие воображения, пространственного мышления, освоения графических навыков работы с линией, пятном, плоско- объёмными формами. Благодаря темам по конструктивному дизайну учащиеся через выразительные средства познают связь искусства с повседневной жизнью.

            По желанию самих учащихся в программу включены темы с элементами черчения, которые способствуют развитию графических навыков и творческого воображения. Дети проявили интерес к работе с бумагой, что развивает моторику рук и абстрактное мышление. Отсутствие учебников повлекло за собой интерес по сбору информации к темам урока из разных источников.

            Включённые в программу темы предусматривают широкое привлечение жизненного опыта учащихся, живые примеры из окружающей  действительности.

            Работы на основе наблюдений и изучения окружающей реальности являются важным условием успешного освоения программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков школьников. Учащиеся от природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы.

            Очень важно организовать их художественно – творческую деятельность таким образом, чтобы каждый смог пройти «путь творца» от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми. Темы уроков, которые были использованы в программе, подбирались с учётом интересов учащихся и их возрастных особенностей, что способствует развитию коммуникативных и информационных компетентностей  у детей.

           Итоговая художественно-практическая работа учащихся может осуществляться в форме художественно творческих проектов с выполнением необходимым этапов работы, идентичных процессу профессиональной деятельности. Это позволяет добиться более глубокого понимания учащимися роли искусства в жизни людей, а также пройти интересный творческий путь, формирующий их исследовательские и созидательные интересы.

           В программе определены системы уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.

           В тематическом плане определены следующие виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства:

  • уроки графики;
  • уроки живописи;
  • уроки декоративного творчества и художественного конструирования;
  • уроки скульптуры;
  • уроки народного творчества;
  • диалоги об искусстве;
  • обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества и индивидуальной
  • работы на уроках;
  • изучение художественного наследия;
  • подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
  • выполнение мультимедийных презентаций.

           Темы и задания уроков предполагают умение учителя организовать уроки-диспуты, уроки творческие отчеты, роки-экскурсии. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками, смена художественных материалов, овладение выразительными возможностями стимулирует их интерес к предмету, к изучению искусства и является необходимым условием формирования их личности. 

           Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки, как из коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ

ДОСТИЖЕНИЯ ПАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

            Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «изобразительное искусство» является способность учащегося решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, учитываются при определении итоговой оценки.

             Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия.    

            Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приёма или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).

Критериями оценивания работ являются следующие параметры:

оформление (оригинальность, дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).

Критерии и показатели оценки результатов творческой композиции:

  • композиционная организация изображения в листе;
  • построение формы, передача пропорций;
  • умение использовать цвет при создании композиции, выразительность;
  • умение передавать собственное отношение к изображаемому через замысел;
  • оригинальность композиции.
  • соответствие теме, определенной идее (если тема и идея были заданы), анализ приобретенных художественно-творческих достижений в познавательной и созидательной деятельности (оценивается учащимся).

           Оценивание по данному критерию проходит через призму личностных достижений школьника, его художественно-творческого развития, возможности участия выполненной работы в выставках.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно, решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

«4» («хорошо») – учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передает в изображении наиболее характерное.

«3» («удовлетворительно») – учащийся слабо справляются с поставленной целью урока;

допускает неточность в изложении изученного материала.

«2» («плохо») - учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.

СТРУКТУРНЫЕ ОТЛИЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

8 класс

Содержание программного материала

Количество часов

общеобразовательная

программа

рабочая программа

1.

Человек и среда его обитания в их взаимопроявлениях в изобразительном искусстве.

8 ч.

9 ч.

2.

Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве.

8 ч.

8 ч.

3.

Народный мастер – носитель национальной культуры.

10 ч.

10 ч.

4.

Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство.

8 ч.

8 ч.

итого

33 часа

33 часа.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

КУРСА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

8 КЛАСС (34 часа)

Место курса «Изобразительное искусство»

в базисном учебном (образовательном) плане:

           Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение изобразительного искусства на этапе основного общего образования в объеме 1 часа  в  неделю, всего на курс: в 1 классе – 34 ч в год.

           Поурочное планирование используется в модифицированном виде.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента среднего общего образования.

Тема года: «Пластические искусства в пространстве культуры разных эпох» (34 ч.)

Тема первая: «Исторический и бытовой жанры в искусстве» (7 ч.)

  1. Историческая тема  в искусстве.
  2. Рекламная упаковка товара.
  3. Эскиз упаковочной коробки.
  4. Свадебный наряд невесты.
  5. Необычный натюрморт.

Тема вторая: «Личность человека в разных видах искусства»  (11 ч.)

  1. Портрет и автопортрет.
  2. Дружеский шарж.
  3. Портреты времён года.
  4. Африканские маски.
  5. Образы античных богов.
  6. Портрет – перевёртыш.

Тема третья: «Произведения искусства как ценное ядро эпохи и раскрытия картин мира» (10 ч.)

  1. Геометрические построения, звезда
  2. Геометрия в искусстве (оригами).
  3. Шрифты в книгах
  4. Архитектура  русских народов.        
  5. Дизайн интерьера.
  6. Любимые места твоего города.

Тема четвёртая:  Искусство XX века  – поиск новых художественных форм изображения действительности»  (6 ч.)

  1. Основные направления в искусстве начало XX века».
  2. Цветы из бумаги» (оригами).
  3. Русский авангард: фарфор.
  4. Абстрактная композиция в живописи.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС

8 КЛАССА

            В результате изучения изобразительного искусства в соответствии с примерной программой обучающиеся к концу года должны знать:

  • социальную функцию изобразительного искусства в жизни людей, основные

отличия различных течений и направлений изобразительного искусства конца

XІX – начала XX в. (за рубежом и в России), традиции русской реалистической

художественной школы;

  • как анализировать произведения архитектуры и дизайна;
  • каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
  • особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно – образных начал и их социальную роль;
  • основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции

современного конструктивного искусства значение синтеза искусств в традициях национального семейно-бытового праздника на примере национальных обрядов, а также на примере искусства интерьера;

простейшую систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива, конструктивное строение, светотень, цветоведение, композиция);

последовательность ведения работы по любому виду художественно – творческой деятельности – по рисунку, живописи, тематической или декоративной композиции:

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать произведения пластических искусств, обосновывать свои суждения определять, к какому направлению относится то или иное произведения искусства;
  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: линию, пятно, тон, цвет, композицию и др. – в работе над тематической композицией и натюрмортом;
  • различать стилистические особенности народных росписей и вышивок разных регионов России создавать с натуры  и по воображению архитектурные образы графическими материалами  и другими;
  • владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона и др.)работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,

монументальная скульптура);

  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
  • активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамотности

в работах любого вида художественного творчества (рисование с натуры, на тему, иллюстрирование, декоративно – прикладная работа, дизайн);

  • самостоятельно применять художественно – выразительные средства (линия, колорит, светотень, законы композиции и т.п.).

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

п/п

Виды

обеспечения

Наименование

1.

Программы

1. «Изобразительное искусство 5 – 9 классы». Программы общеобразовательных учреждений. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Т. Я. Шпикалова и др. – М.: Просвещение, 2011.

2. Сборник рабочие программы Изобразительное искусство 5 – 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Автор Т. Я. Шпикалова Л. В. Ершова, и др. – М.: Просвещение, 2011 г.

2.

Учебники

Изобразительное искусство 8 класс. Учебник для общеобразовательных школ. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой, автор  Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова и др. М,: Просвещение 2012 г.

3.

Методические пособия

Изобразительное искусство. Поурочные разработки 8 класс. /Составитель О. В. Свиридова, – Волгоград, «Учитель» 2011г.

4.

Рабочие тетради

отсутствует

5.

Демонстрационные материалы

Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 5 – 9 классов начальной школы./Составитель  Т. Я. Шпикалова – М.: Просвещение 2011

6.

Тематические и контрольные тесты

1. Изобразительное искусство. Проверочные и контрольные тесты 5 – 8 классы. В помощь преподавателю. Автор-составитель О. В. Свиридова – Волгоград: «Учитель» 2011г.

2. Изобразительное искусство. Занимательные материалы. Кроссворды, тесты, викторины 5 – 7 классы. Автор-составитель О. В. Павлова – Волгоград, «Учитель» 2012 г.

7.

Интернет- ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://school collection.edu.ru/  Начальная школа (Электронный ресурс) – Режим доступа: www.zavuch.info./Социальная сеть работников

образования (Электронный ресурс) – Режим доступа: /nsportal.ru

СТРУКТУРНЫЕ ОТЛИЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

9 КЛАСС

Содержание программного материала

                  Количество часов

общеобразовательная

программа

рабочая программа

1.

Духовная культура Древней Руси и современное искусство.

8 ч.

9 ч.

2.

Национальные художественные традиции и современные тенденции в развитии синтетических видов искусств.

8 ч.

8 ч.

3.

Искусство и среда. Садово – парковое искусство как единство природы, архитектуры и скульптуры.

10 ч.

10 ч.

4.

Праздник и игровое начало в искусстве как проявление и обновление творческого потенциала человека и культуры

8 ч.

8 ч.

итого

34 часа

34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

КУРСА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

9 КЛАСС (34 часа)

Место курса «Изобразительное искусство»

в базисном учебном (образовательном) плане:

           Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение изобразительного искусства на этапе основного общего образования в объеме 1 часа  в  неделю, всего на курс: в 1 классе – 34 ч в год.

           Поурочное планирование используется в модифицированном виде.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента среднего общего образования.

Тема года: «Сохраняем и приумножаем отечественные традиции культурного и художественного наследия» (34ч.)

Тема первая: «Духовная культура Древней Руси и современное искусство» (8 ч.)

  1. Дорога к храму» (пейзаж с храмом).
  2. Волшебные ножницы. Аппликация из бумаги.
  3. Красота орнамента.
  4. Герои былинного эпоса.

Тема вторая: «Национальные художественные традиции и современные тенденции в развитии синтетических видов искусств»  (8 ч.)

  1. Дизайн обложки для блокнота.
  2. Натюрморт в витраже.
  3. Эскиз сценического костюма.
  4. Поздравительная открытка» оригами.
  5. Твоя маска для маскарада.

Тема третья: «Искусство и среда. Садово – парковое искусство как единство природы, архитектуры и скульптуры» (9 ч.)

  1. Поэзия садов, изящество стилей.
  2. Геометрические тела.
  3. Паковая скульптура.                                
  4. Прогулка по парку.                                
  5. В детском парке.        

Тема четвёртая: «Праздник и игровое начало в искусстве как проявление и обновление творческого потенциала человека и культуры» (9 ч.)

  1. Книжная графика, иллюстрация.  
  2. Чудо фигура» (оригами).
  3. Фестиваль искусств – праздник народов России.  
  4. Подарки для фестиваля.
  5. Оформление празднеств.

 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС 9 КЛАССА

           Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающиеся к концу девятого класса в соответствии государственным федеральным компонентом и с учётом примерной программы.

Обучающиеся должны знать:

  • значение синтеза искусства в передаче духовно – ценностных идеалов и религиозных символов в православном храмовом зодчестве и иконописи России;
  • своеобразие древнерусской живописи;
  • искусство архитектурно – паркового ансамбля как синтез искусства;
  • Единство эстетического и функционального в архитектуре и дизайнерского проектирования;
  • место высочайшей духовности отечественной культуры и искусства как вклад в мировую художественную культуру;
  • региональные особенности архитектуры соборов и церквей на территории России;
  • творчество художников театра в Русских сезонах в Париже;
  • стили орнаментов в декоре из металла в архитектурно-парковом ансамбле;
  • народное и декоративно-прикладное искусство разных регионов России.

Обучающиеся должны уметь:

  • выделить национальный идеал в народном и профессиональном искусстве;
  • изображать в перспективе пространство регулярного парка;
  • изображать фигуру человека в движении;
  • разрабатывать проекты объектов для выполнения изделий в разном материале;
  • конструировать театральную куклу;
  • различать особенности орнаментов народов России;
  • выполнять шрифтовую композицию;
  • работать в группе и создавать коллективные композиции;
  • вести поисковую работу в группе, выполняя записи и зарисовки по теме исследования.

Учащиеся должны применять полученные знания  и умения в практической деятельности  и повседневной жизни:

  • проявлять компетентность зрителя, понимающие непреходящие духовно-нравственные ценности искусства России и народов мира;
  • активно участвовать в эстетическом преобразовании среды – дома, школы, села, города, проявлять активность художественно-творческой компетентности;
  • быть активным проводником идей экологии природы и культуры;
  • проявлять потребность в самостоятельной художественной деятельности и восприятии этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

п/п

Виды

обеспечения

Наименование

1.

Программы

1. «Изобразительное искусство 5 – 9 классы». Программы общеобразовательных учреждений. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Т. Я. Шпикалова и др. – М.: Просвещение, 2011.

2. Сборник рабочие программы Изобразительное искусство 5 – 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Автор Т. Я. Шпикалова Л. В. Ершова, и др. – М.: Просвещение, 2011 г.

2.

Учебники

Не выпущены

3.

Методические пособия

Изобразительное искусство. Поурочные разработки 9 класс. /Составитель О. В. Свиридова, – Волгоград, «Учитель» 2011г.

4.

Рабочие тетради

отсутствуют

5.

Демонстрационные материалы

Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 5 – 9 классов начальной школы./Составитель  Т. Я. Шпикалова – М.: Просвещение 2011

6.

Тематические и контрольные тесты

1. Изобразительное искусство. Проверочные и контрольные тесты 5 – 8 классы. В помощь преподавателю. Автор-составитель О. В. Свиридова – Волгоград: «Учитель» 2011г.

2. Изобразительное искусство. Занимательные материалы. Кроссворды, тесты, викторины 5 – 7 классы. Автор-составитель О. В. Павлова – Волгоград, «Учитель» 2012 г.

7.

Интернет- ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://school collection.edu.ru/  Начальная школа (Электронный ресурс) – Режим доступа: www.zavuch.info./Социальная сеть работников

образования (Электронный ресурс) – Режим доступа: /nsportal.ru

Печатные пособия.

Таблицы в соответствии с основными разделами программы.

  • Портреты русских и зарубежных художников.
  • Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
  • Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
  • Схемы по правилам рисования  предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
  • Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
  • Альбомы с демонстрационным материалом.
  • Дидактический раздаточный материал.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.

  • Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы по предмету.
  • Электронные библиотеки по искусству.
  • Образовательные ресурсы (диски).

Технические средства обучения.

1. Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

2. Экспозиционный экран.

3. Персональный ноутбук.

4. Аудиомагнитофон.

5. Проектор для демонстрации слайдов.

6. Мультимедиа проектор.

Учебно-практическое оборудование.

Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой.

  • Краски акварельные, гуашевые, тушь.
  • Акварельная бумага А4.
  • Бумага цветная.
  • Фломастеры.
  • Восковые мелки.
  • Кисти беличьи, кисти из щетины.
  • Ёмкости для воды.
  • Пластилин.
  • Клей.
  • Ножницы.        

Модели и натурный фонд.

  • Муляжи фруктов и овощей.
  • Гербарии.
  • Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
  • Гипсовые геометрические тела.
  • Керамические изделия.
  • Предметы быта.

Оборудование класса.

  • Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
  • Стол учительский.
  • Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
  • Демонстрационная подставка.


Календарно – тематическое планирование

8 класс.

Общая тема года «Пластические искусства в пространстве культуры разных эпох»

Содержание урока.

Кол-во

уроков.

Дата

проведения

Требования к уровню подготовки

учащихся.

Повторение.

Нестандартные

уроки.

Тема первая: «Исторический и бытовой жанры в искусстве» (7 часов)

Блок первый, тема: «Исторические события в зеркале искусства» (4ч.)

1.

«Историческая тема  в искусстве».

2ч.

1-2 нед. 09.

Знания: Роли и истории тематической картины в искусстве и её жанровых видах. Процесс работы художника над

Жанры изобразительного искусства.

2.

«Рекламная упаковка товара».

Эскиз упаковочной коробки.

2ч.

3-4 неделя

сентября

Предлагаемая

тема № 1.

Блок второй, тема: «Человек и круг его жизни в народной культуре и искусстве»  (3ч)

1.

«Свадебный наряд невесты». (Эскиз).

1ч.

1 нед. 10

картиной, о роли эскизов и этюдов. Знать о композиции и особенностях

Основы составления

композиции.

2.

«Необычный натюрморт» (графика).

2ч.

2-3 неделя

октября

Тема № 2.

Тема вторая: «Личность человека в разных видах искусства»  (11 часов.)

Блок третий, тема: «Реалистический и мифологический образ человека» (11ч.)

1.

«Портрет и автопортрет» (зарисовки).

2ч.

4-5 нед. 10

их построения. Освоить приёмы выполнения оригами.

Пропорции

человека.

2.

«Дружеский шарж»

2ч.

1-2 нед. 11

Тема № 3.

3.

«Портреты времён года»

2ч.

3-4 нед. 11

Умения: Изображать тематические композиции. Изображать пропорции человека. Владеть материалами графики. Показывать в работе навыки дизайна.

Технику работы

цветными

карандашами.

4.

«Африканские маски» (зарисовки)

1ч.

1-2 нед. 12

     Тема № 4.

5.

«Образы античных богов»

2ч.

3-4 нед. 12

6.

«Портрет – перевёртыш».

2ч.

2неделя января

Тема третья: «Произведения искусства как ценное ядро эпохи и раскрытия картин мира» (10 часов.)

Блок четвёртый, тема: «Старинные книги – памятник духовной и материальной культуры народов мира» (5ч.)

1.

«Геометрические построения, звезда».

1ч.

3нед. января

Анализировать разные по стилю предметы быта, создавать их эскизы. Уметь иллюстрировать произведения.

Графические

навыки.

Тема № 5.

2.

«Геометрия в искусстве» (оригами).

2ч.

4н.01-1н. 02

Тема № 6.

3.

«Шрифты в книгах».

2ч.

2-3 нед. 02

Блок пятый теме: «Архитектура и скульптура как каменная летопись страны и родного края» (5ч.).

1.

«Архитектура  русских народов».

1ч.

1нед. марта.

Навыки: Владеть навыками передачи цвета в пространстве. Развивать навыки наблюдательности, способности  

Закрепить знания о

линейной и воздушной перспективе.

2.

«Дизайн интерьера» (детская комната)

2ч.

2-3нед.03

Тема № 7.

3.

«Любимые места твоего города».

2ч.

4н.03-1н.04

Тема четвёртая:  Искусство XX века  – поиск новых художественных форм изображения действительности»  (6 часов.)

Блок шестой, тема: «Авангардное искусство» (6ч.)

1.

«Основные направления в искусстве начало XX века».

1ч.

2неделя апреля

образного видения. Закрепить навыки конструирования и построения  формы предмета и его изображения на плоскости. Развивать навыки самостоятельного применения художественных средств.

Виды композиций и  приёмы построения.

Последовательность

выполнения работы.

Основные понятия цвет, тон, колорит.

2.

«Цветы из бумаги» (оригами).

2ч.

3-4нед.04

Тема № 8.

3.

«Русский авангард: фарфор»

1ч.

1-2нед.05

4.

«Абстрактная композиция в живописи» (удивительные животные).

2ч.

3-4 неделя мая

Тема № 9.

        

 Занятия проходят по 1 часу в неделю.

  Всего за год 34 часа.

Календарно – тематическое планирование

9 класса

Тема года: «Сохраняем и приумножаем отечественные традиции культурного и художественного наследия»

Содержание урока.

Кол-во

уроков.

Дата

проведения

Требования к уровню подготовки

учащихся.

Повторение.

Нестандартные

уроки.

Тема первая: «Духовная культура Древней Руси и современное искусство» (8 часов)

Блок первый, тема: «Православный храм как синтез искусства» (8ч.)

1.

«Дорога к храму» (пейзаж с храмом).

2ч.

Знания: Знать, как анализировать произведения архитектуры и дизайна. Основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства. Познакомится с приёмами

Жанры

изобразительного искусства.

2.

«Волшебные ножницы»

  Аппликация из бумаги.

2ч.

Предлагаемая

Тема № 1.

3.

«Красота орнамента» (циркуль).

2ч.

Тема № 2.

4.

«Герои былинного эпоса»

2ч.

Тема вторая: «Национальные художественные традиции и современные тенденции в развитии синтетических

 видов искусств»  (8 часов.)

Блок третий, тема: «Опера и балет на рубеже XIX и XX вв. – яркое проявление взаимосвязи национальных традиций и художественного новаторства» (3ч.)

1.

«Дизайн обложки для блокнота».

(Эскиз обложки).

1ч.

деления окружности на равные части. Иметь представление о разнообразии ландшафтной архитектуры.

Пропорции

человека.

Тема № 3.

2.

«Натюрморт в витраже».

2ч.

Тема № 4.

3.

«Эскиз сценического костюма»

2ч.

Умения: Уметь конструировать объёмно-пространственные композиции.  Уметь передавать в работе своё настроение, и выражать свои ощущения.

Уметь работать по памяти, с натуры и по воображению  над зарисовкой

Технические приёмы

выполнения оригами.

Технику работы цв. карандашами.

4.

«Поздравительная открытка» оригами.

2ч.

Тема № 5.

5.

«Твоя маска для маскарада»

1ч.

Тема третья: «Искусство и среда. Садово – парковое искусство как единство природы, архитектуры и скульптуры» (9 часов.)

Блок четвёртый, тема: «Дворцовые архитектурно – парковые ансамбли Санкт – Петербурга и его окрестностей» (9 ч.)

1.

«Поэзия садов, изящество стилей»

1ч.

 и проектированием конкретных заданий и внешней среды.

Понятия ландшафтной архитектуры,

скульптуры.

Урок беседа

2.

«Геометрические тела» (Шахматки).

2ч.

Тема № 6.

3.

«Паковая скульптура»

2ч.

4.

«Прогулка по парку»

2ч.

5.

«В детском парке» (эскиз игровой площадки).

2ч.

Навыки: Владеть навыками передачи цвета в пространстве. Развивать навыки наблюдательности, способности  

Закрепить знания о линейной и  воздушной перспективе.

Тема четвёртая: «Праздник и игровое начало в искусстве как проявление и обновление творческого потенциала

человека и культуры» (9 часов.)

Блок шестой, тема: «Фестиваль народного искусства как праздник многонациональной культуры России» (9ч.)

1.

«Книжная графика, иллюстрация».  

2ч.

образного видения. Развивать навыки самостоятельного применения художественных средств. Овладеть навыками формирования,

использования объёмов в дизайне  и архитектуре. Развивать навыки самостоятельного применения художественно – выразительных средств. Прививать навыки создания творческих работ по собственному замыслу.

Виды композиции, приёмы построения.

Тема № 7.

2.

 «Чудо фигура» (оригами).

2ч.

      Этапы

Последователь-ного выполнения  творческих  работ.

Тема № 8.

3.

«Фестиваль искусств – праздник народов России» (эскиз эмблемы).  

1ч.

4.

«Подарки для фестиваля» (изделия народных промыслов).

2ч.

Основные понятия - цвет, тон, колорит.

5.

«Оформление празднеств» (афиша фестиваля).

2ч.

        

Занятия проходят по 1 часу в неделю.

Всего за год 34 часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Рабочая программа по русскому языку на основе программы начального общего образования, авторской программы Нечаевой Н. В., Белорусец К. С. 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку  разработана на основе программы начального общего образования,  авторской программы  Нечаевой Н. В., Белорусец К. С.,  1-4 классы....