Модифицированная программа по изо 8 -- 9 классы на основе программы Т. Я. Шпикаловой.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему
Данные материалы содержат модифицированую программу по изобразительному искусству для 8 -- 9 классов. В ней находится пояснительная записка и календарно -- тематическое планирование. Она уже опробованна в работе и даёт хорошие результаты. Ученики с удовольствием занимаются и получают хорошие оценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 71.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
I. Содержание………………………………………………………………..стр. 1.
II. Пояснительная записка………………………………………………стр. 2 – 8.
1. Общая характеристика учебного предмета…………………………стр. 2.
2. Структура рабочей программы
по изобразительному искусству…………………………………стр. 2 – 5.
3. Система оценки достижения планируемых
результатов освоения предмета………………………………….стр. 5 – 6.
4. Структурные отличия государственной и рабочей программы…..стр. 7.
5. Содержание рабочей программы курса
«изобразительное искусство»……………………………………стр. 7 – 8.
6. Требования к уровню подготовка учащихся
за курс 8 класса...............................................................................стр. 8 – 9.
7. Учебно – методическое, материально – техническое информационное
обеспечение образовательного процесса……………………....стр. 9 – 10.
8. Структурные отличия государственной и рабочей программы…стр. 10.
9. Содержание рабочей программы курса
«изобразительное искусство»…………………………………стр. 10 – 11.
10. Требования к уровню подготовка учащихся
за курс 8 класса...........................................................................стр. 11 – 12.
11. Учебно – методическое, материально – техническое информационное
обеспечение образовательного процесса……………………..стр. 12 – 14.
III. Календарно тематическое планирование……………………….стр. 15 – 18.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета
Программа – нормативный документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Программа по курсу «Изобразительное искусство» модифицирована на основе программы «Изобразительное искусство 5 – 9 классы» авторского коллектива под руководством Т. Я. Шпикаловой (М.; Просвещение, 2010 год).
При работе по данной программе предлагается использование методической и вспомогательной литературы (пособия для учителя и учащихся, аудиозаписи, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).
Структура рабочей программы по изобразительному искусству
Обучение и художественное воспитание в 8 – 9 классе посвящено изучению темы «Пластические искусства в пространстве культуры разных эпох». Учебный материал распределяется на четыре части по четвертям: в первой четверти обучающиеся знакомятся с историческими и бытовыми жанрами в искусстве; материалы второй четверти показывают личность человека в разных видах искусствах (живописи, графике, скульптуре); в третей четверти произведение искусства выступает как ценностное ядро в характеристике эпохи и раскрытии картины мира в представлении человека того времени; учащиеся знакомятся с искусством оформления книги и жанра натюрморта. Содержание четвёртой четверти направлено на изучение основных течений в изобразительном искусстве начала XX века. Цели программы:
- Формирование воспитания произведений пластических искусств как памятников материальной и духовной культуры народов мира, хранящих на протяжении веков научные и эстетические представления человека о нем самом и окружающем его мире;
- постижение нравственно-эстетических идеалов в пространстве культуры;
- развитие творческой активности учащихся в процессе посильного самостоятельного создания художественных композиций и поисковой работы.
Цель модификации:
- формировать значение художественного процесса и обогащение опыта художественно – творческой деятельности учащихся;
- разнообразить творческие задания с учётом возрастных особенностей, интереса и предпрофильной подготовки учащихся.
Задачи программы:
- продолжать воспитывать интерес и уважительное отношение к отечественному искусству и искусству народов мира, ориентировать на постижение духовно-нравственных ценностей в произведениях пластических искусств;
- дать представление об актуальности художественного наследия в рамках разных эпох;
- развивать умение выделять национальный идеал в художественном произведении;
- формировать зрительскую компетентность на основе углубления знаний об историческом и бытовом жанрах, портрете и автопортрете, натюрморте, скульптуре и архитектуре, синтезе искусств, на основе раскрытия понятия творческой индивидуальности художника;
- создавать условия для решения разнообразных художественно-творческих задач изображения человека (с натуры, по памяти, по представлению) с целью передачи состояния портретируемого;
- учить созданию скульптурного портрета-аллегории, образа-символа по мотивам народного творчества;
- развивать творческую активность в работе над композицией, в поиске художественного образа и выразительных средств его передачи в серии художественно-творческих заданий, отражающих стилистику авангардного искусства начала XX века и экспрессию образа в современной пластике;
- использовать приёмы художественного конструирования;
- знакомить с архитектурными стилями русского зодчества XVIII – XX века и развивать умения и навыки передачи в зарисовках примечательных архитектурных объектов, стилистических особенностей времени их создания;
- знакомить с традициями народного семейно-бытового праздника на примере свадебного обряда (региональный компонент) и отображения его в искусстве и в собственном творчестве учащихся с использованием элементов художественного конструирования;
- развивать коммуникативные качества личности в процессе разных видов коллективной художественно-творческой деятельности и поисковой работы в искусствоведческих группах;
- активизировать действия учащихся в эстетическом преобразовании среды, углублять эмоционально-эстетические оценки в их высказываниях о мире прекрасного, развивать способность выразить эти оценки в пластических образах своих художественных композиций.
Задачи модификации:
- формировать эстетическое восприятие действительности и искусства, его научно – теоретическое обоснование и практическую художественную деятельность;
- формировать устойчивую потребность учащихся в контактах с искусством и в собственной художественно-творческой деятельности;
- развивать умение работать в различных техниках и материалах, проявляя творческую активность и свободу при выборе средств изображения;
- углублять и закреплять знания: изображения на плоскости и в объёме, по памяти и представлению;
- объёмно-пространственного моделирования, проектно-конструктивной деятельности;
- совершенствовать коммуникативные способности в процессе коллективного творчества и поисковой работы, направленной на изучения искусства и культуры.
Уроки изобразительного искусства имеют большое значение для умственного и художественно-эстетического развития школьников.
Умственное развитие школьника определяется тем, что в изобразительной деятельности учащиеся передают свои переживания, чувства, впечатления, полученные от взаимодействия с объектом.
Программные материалы, предлагаемые Министерством образования для работы, не всегда оправдывают интерес педагога и самого ребёнка. Некоторые предложенные темы в программе не вызывают творческий интерес у детей, или предложенные для работы художественные материалы вызывают затруднения при выполнении творческих заданий. Но как заставить детей не просто «отсиживать» урок, а чтобы он стал, лично значим, переживаем, интересен для каждого ребёнка? В этой связи возникают вопросы, а каким должен стать урок, как лучше провести себя педагогу, как подвести подростка к пониманию своей деятельности? Проработав год в восьмых и девятых классах, я пришла к выводу: что не все предлагаемые темы интересны. Проведя опрос учеников, я предлагаю модифицировать программу «изобразительное искусство 8 – 9 классов » автор, Т. Я. Шпикалова. Цели изменения некоторых тем программы заключаются в следующем:
- подвести учащихся через художественно – творческую деятельность к предстоящей предпрофильной подготовке;
- раскрыть творческий потенциал каждого ученика;
- использовать межпредметные связи, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
- повышать технику и художественно – творческое мастерство;
- повышать мотивацию к предмету через использование новых технологий.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предлагается использовать на уроке диалог. Любой диалог – это симбиоз общения, взаимопонимания, внутренней самообращённости.
В программу введён графический блок заданий и задания по работе над формой. Графический блок заданий представляет собой ряд упражнений, направленных на развитие воображения, пространственного мышления, освоения графических навыков работы с линией, пятном, плоско- объёмными формами. Благодаря темам по конструктивному дизайну учащиеся через выразительные средства познают связь искусства с повседневной жизнью.
По желанию самих учащихся в программу включены темы с элементами черчения, которые способствуют развитию графических навыков и творческого воображения. Дети проявили интерес к работе с бумагой, что развивает моторику рук и абстрактное мышление. Отсутствие учебников повлекло за собой интерес по сбору информации к темам урока из разных источников.
Включённые в программу темы предусматривают широкое привлечение жизненного опыта учащихся, живые примеры из окружающей действительности.
Работы на основе наблюдений и изучения окружающей реальности являются важным условием успешного освоения программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков школьников. Учащиеся от природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы.
Очень важно организовать их художественно – творческую деятельность таким образом, чтобы каждый смог пройти «путь творца» от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми. Темы уроков, которые были использованы в программе, подбирались с учётом интересов учащихся и их возрастных особенностей, что способствует развитию коммуникативных и информационных компетентностей у детей.
Итоговая художественно-практическая работа учащихся может осуществляться в форме художественно творческих проектов с выполнением необходимым этапов работы, идентичных процессу профессиональной деятельности. Это позволяет добиться более глубокого понимания учащимися роли искусства в жизни людей, а также пройти интересный творческий путь, формирующий их исследовательские и созидательные интересы.
В программе определены системы уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.
В тематическом плане определены следующие виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства:
- уроки графики;
- уроки живописи;
- уроки декоративного творчества и художественного конструирования;
- уроки скульптуры;
- уроки народного творчества;
- диалоги об искусстве;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества и индивидуальной
- работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- выполнение мультимедийных презентаций.
Темы и задания уроков предполагают умение учителя организовать уроки-диспуты, уроки творческие отчеты, роки-экскурсии. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками, смена художественных материалов, овладение выразительными возможностями стимулирует их интерес к предмету, к изучению искусства и является необходимым условием формирования их личности.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки, как из коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ
ДОСТИЖЕНИЯ ПАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «изобразительное искусство» является способность учащегося решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, учитываются при определении итоговой оценки.
Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия.
Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приёма или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
Критериями оценивания работ являются следующие параметры:
оформление (оригинальность, дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).
Критерии и показатели оценки результатов творческой композиции:
- композиционная организация изображения в листе;
- построение формы, передача пропорций;
- умение использовать цвет при создании композиции, выразительность;
- умение передавать собственное отношение к изображаемому через замысел;
- оригинальность композиции.
- соответствие теме, определенной идее (если тема и идея были заданы), анализ приобретенных художественно-творческих достижений в познавательной и созидательной деятельности (оценивается учащимся).
Оценивание по данному критерию проходит через призму личностных достижений школьника, его художественно-творческого развития, возможности участия выполненной работы в выставках.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно, решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
«4» («хорошо») – учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передает в изображении наиболее характерное.
«3» («удовлетворительно») – учащийся слабо справляются с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
«2» («плохо») - учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.
СТРУКТУРНЫЕ ОТЛИЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
8 класс
№ | Содержание программного материала | Количество часов | |
общеобразовательная программа | рабочая программа | ||
1. | Человек и среда его обитания в их взаимопроявлениях в изобразительном искусстве. | 8 ч. | 9 ч. |
2. | Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве. | 8 ч. | 8 ч. |
3. | Народный мастер – носитель национальной культуры. | 10 ч. | 10 ч. |
4. | Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство. | 8 ч. | 8 ч. |
итого | 33 часа | 33 часа. |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
КУРСА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
8 КЛАСС (34 часа)
Место курса «Изобразительное искусство»
в базисном учебном (образовательном) плане:
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение изобразительного искусства на этапе основного общего образования в объеме 1 часа в неделю, всего на курс: в 1 классе – 34 ч в год.
Поурочное планирование используется в модифицированном виде.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента среднего общего образования.
Тема года: «Пластические искусства в пространстве культуры разных эпох» (34 ч.)
Тема первая: «Исторический и бытовой жанры в искусстве» (7 ч.)
- Историческая тема в искусстве.
- Рекламная упаковка товара.
- Эскиз упаковочной коробки.
- Свадебный наряд невесты.
- Необычный натюрморт.
Тема вторая: «Личность человека в разных видах искусства» (11 ч.)
- Портрет и автопортрет.
- Дружеский шарж.
- Портреты времён года.
- Африканские маски.
- Образы античных богов.
- Портрет – перевёртыш.
Тема третья: «Произведения искусства как ценное ядро эпохи и раскрытия картин мира» (10 ч.)
- Геометрические построения, звезда
- Геометрия в искусстве (оригами).
- Шрифты в книгах
- Архитектура русских народов.
- Дизайн интерьера.
- Любимые места твоего города.
Тема четвёртая: Искусство XX века – поиск новых художественных форм изображения действительности» (6 ч.)
- Основные направления в искусстве начало XX века».
- Цветы из бумаги» (оригами).
- Русский авангард: фарфор.
- Абстрактная композиция в живописи.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС
8 КЛАССА
В результате изучения изобразительного искусства в соответствии с примерной программой обучающиеся к концу года должны знать:
- социальную функцию изобразительного искусства в жизни людей, основные
отличия различных течений и направлений изобразительного искусства конца
XІX – начала XX в. (за рубежом и в России), традиции русской реалистической
художественной школы;
- как анализировать произведения архитектуры и дизайна;
- каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
- особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно – образных начал и их социальную роль;
- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции
современного конструктивного искусства значение синтеза искусств в традициях национального семейно-бытового праздника на примере национальных обрядов, а также на примере искусства интерьера;
простейшую систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива, конструктивное строение, светотень, цветоведение, композиция);
последовательность ведения работы по любому виду художественно – творческой деятельности – по рисунку, живописи, тематической или декоративной композиции:
Учащиеся должны уметь:
- анализировать произведения пластических искусств, обосновывать свои суждения определять, к какому направлению относится то или иное произведения искусства;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: линию, пятно, тон, цвет, композицию и др. – в работе над тематической композицией и натюрмортом;
- различать стилистические особенности народных росписей и вышивок разных регионов России создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и другими;
- владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона и др.)работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,
монументальная скульптура);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамотности
в работах любого вида художественного творчества (рисование с натуры, на тему, иллюстрирование, декоративно – прикладная работа, дизайн);
- самостоятельно применять художественно – выразительные средства (линия, колорит, светотень, законы композиции и т.п.).
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ п/п | Виды обеспечения | Наименование |
1. | Программы | 1. «Изобразительное искусство 5 – 9 классы». Программы общеобразовательных учреждений. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Т. Я. Шпикалова и др. – М.: Просвещение, 2011. 2. Сборник рабочие программы Изобразительное искусство 5 – 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Автор Т. Я. Шпикалова Л. В. Ершова, и др. – М.: Просвещение, 2011 г. |
2. | Учебники | Изобразительное искусство 8 класс. Учебник для общеобразовательных школ. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой, автор Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова и др. М,: Просвещение 2012 г. |
3. | Методические пособия | Изобразительное искусство. Поурочные разработки 8 класс. /Составитель О. В. Свиридова, – Волгоград, «Учитель» 2011г. |
4. | Рабочие тетради | отсутствует |
5. | Демонстрационные материалы | Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 5 – 9 классов начальной школы./Составитель Т. Я. Шпикалова – М.: Просвещение 2011 |
6. | Тематические и контрольные тесты | 1. Изобразительное искусство. Проверочные и контрольные тесты 5 – 8 классы. В помощь преподавателю. Автор-составитель О. В. Свиридова – Волгоград: «Учитель» 2011г. 2. Изобразительное искусство. Занимательные материалы. Кроссворды, тесты, викторины 5 – 7 классы. Автор-составитель О. В. Павлова – Волгоград, «Учитель» 2012 г. |
7. | Интернет- ресурсы | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://school collection.edu.ru/ Начальная школа (Электронный ресурс) – Режим доступа: www.zavuch.info./Социальная сеть работников образования (Электронный ресурс) – Режим доступа: /nsportal.ru |
СТРУКТУРНЫЕ ОТЛИЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
9 КЛАСС
№ | Содержание программного материала | Количество часов | |
общеобразовательная программа | рабочая программа | ||
1. | Духовная культура Древней Руси и современное искусство. | 8 ч. | 9 ч. |
2. | Национальные художественные традиции и современные тенденции в развитии синтетических видов искусств. | 8 ч. | 8 ч. |
3. | Искусство и среда. Садово – парковое искусство как единство природы, архитектуры и скульптуры. | 10 ч. | 10 ч. |
4. | Праздник и игровое начало в искусстве как проявление и обновление творческого потенциала человека и культуры | 8 ч. | 8 ч. |
итого | 34 часа | 34 часа. |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
КУРСА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
9 КЛАСС (34 часа)
Место курса «Изобразительное искусство»
в базисном учебном (образовательном) плане:
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение изобразительного искусства на этапе основного общего образования в объеме 1 часа в неделю, всего на курс: в 1 классе – 34 ч в год.
Поурочное планирование используется в модифицированном виде.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента среднего общего образования.
Тема года: «Сохраняем и приумножаем отечественные традиции культурного и художественного наследия» (34ч.)
Тема первая: «Духовная культура Древней Руси и современное искусство» (8 ч.)
- Дорога к храму» (пейзаж с храмом).
- Волшебные ножницы. Аппликация из бумаги.
- Красота орнамента.
- Герои былинного эпоса.
Тема вторая: «Национальные художественные традиции и современные тенденции в развитии синтетических видов искусств» (8 ч.)
- Дизайн обложки для блокнота.
- Натюрморт в витраже.
- Эскиз сценического костюма.
- Поздравительная открытка» оригами.
- Твоя маска для маскарада.
Тема третья: «Искусство и среда. Садово – парковое искусство как единство природы, архитектуры и скульптуры» (9 ч.)
- Поэзия садов, изящество стилей.
- Геометрические тела.
- Паковая скульптура.
- Прогулка по парку.
- В детском парке.
Тема четвёртая: «Праздник и игровое начало в искусстве как проявление и обновление творческого потенциала человека и культуры» (9 ч.)
- Книжная графика, иллюстрация.
- Чудо фигура» (оригами).
- Фестиваль искусств – праздник народов России.
- Подарки для фестиваля.
- Оформление празднеств.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС 9 КЛАССА
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающиеся к концу девятого класса в соответствии государственным федеральным компонентом и с учётом примерной программы.
Обучающиеся должны знать:
- значение синтеза искусства в передаче духовно – ценностных идеалов и религиозных символов в православном храмовом зодчестве и иконописи России;
- своеобразие древнерусской живописи;
- искусство архитектурно – паркового ансамбля как синтез искусства;
- Единство эстетического и функционального в архитектуре и дизайнерского проектирования;
- место высочайшей духовности отечественной культуры и искусства как вклад в мировую художественную культуру;
- региональные особенности архитектуры соборов и церквей на территории России;
- творчество художников театра в Русских сезонах в Париже;
- стили орнаментов в декоре из металла в архитектурно-парковом ансамбле;
- народное и декоративно-прикладное искусство разных регионов России.
Обучающиеся должны уметь:
- выделить национальный идеал в народном и профессиональном искусстве;
- изображать в перспективе пространство регулярного парка;
- изображать фигуру человека в движении;
- разрабатывать проекты объектов для выполнения изделий в разном материале;
- конструировать театральную куклу;
- различать особенности орнаментов народов России;
- выполнять шрифтовую композицию;
- работать в группе и создавать коллективные композиции;
- вести поисковую работу в группе, выполняя записи и зарисовки по теме исследования.
Учащиеся должны применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- проявлять компетентность зрителя, понимающие непреходящие духовно-нравственные ценности искусства России и народов мира;
- активно участвовать в эстетическом преобразовании среды – дома, школы, села, города, проявлять активность художественно-творческой компетентности;
- быть активным проводником идей экологии природы и культуры;
- проявлять потребность в самостоятельной художественной деятельности и восприятии этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ п/п | Виды обеспечения | Наименование |
1. | Программы | 1. «Изобразительное искусство 5 – 9 классы». Программы общеобразовательных учреждений. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Т. Я. Шпикалова и др. – М.: Просвещение, 2011. 2. Сборник рабочие программы Изобразительное искусство 5 – 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Автор Т. Я. Шпикалова Л. В. Ершова, и др. – М.: Просвещение, 2011 г. |
2. | Учебники | Не выпущены |
3. | Методические пособия | Изобразительное искусство. Поурочные разработки 9 класс. /Составитель О. В. Свиридова, – Волгоград, «Учитель» 2011г. |
4. | Рабочие тетради | отсутствуют |
5. | Демонстрационные материалы | Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 5 – 9 классов начальной школы./Составитель Т. Я. Шпикалова – М.: Просвещение 2011 |
6. | Тематические и контрольные тесты | 1. Изобразительное искусство. Проверочные и контрольные тесты 5 – 8 классы. В помощь преподавателю. Автор-составитель О. В. Свиридова – Волгоград: «Учитель» 2011г. 2. Изобразительное искусство. Занимательные материалы. Кроссворды, тесты, викторины 5 – 7 классы. Автор-составитель О. В. Павлова – Волгоград, «Учитель» 2012 г. |
7. | Интернет- ресурсы | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://school collection.edu.ru/ Начальная школа (Электронный ресурс) – Режим доступа: www.zavuch.info./Социальная сеть работников образования (Электронный ресурс) – Режим доступа: /nsportal.ru |
Печатные пособия.
Таблицы в соответствии с основными разделами программы.
- Портреты русских и зарубежных художников.
- Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
- Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
- Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
- Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
- Альбомы с демонстрационным материалом.
- Дидактический раздаточный материал.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.
- Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы по предмету.
- Электронные библиотеки по искусству.
- Образовательные ресурсы (диски).
Технические средства обучения.
1. Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
2. Экспозиционный экран.
3. Персональный ноутбук.
4. Аудиомагнитофон.
5. Проектор для демонстрации слайдов.
6. Мультимедиа проектор.
Учебно-практическое оборудование.
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой.
- Краски акварельные, гуашевые, тушь.
- Акварельная бумага А4.
- Бумага цветная.
- Фломастеры.
- Восковые мелки.
- Кисти беличьи, кисти из щетины.
- Ёмкости для воды.
- Пластилин.
- Клей.
- Ножницы.
Модели и натурный фонд.
- Муляжи фруктов и овощей.
- Гербарии.
- Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
- Гипсовые геометрические тела.
- Керамические изделия.
- Предметы быта.
Оборудование класса.
- Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
- Стол учительский.
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
- Демонстрационная подставка.
Календарно – тематическое планирование
8 класс.
Общая тема года «Пластические искусства в пространстве культуры разных эпох»
№ | Содержание урока. | Кол-во уроков. | Дата проведения | Требования к уровню подготовки учащихся. | Повторение. | Нестандартные уроки. |
Тема первая: «Исторический и бытовой жанры в искусстве» (7 часов) Блок первый, тема: «Исторические события в зеркале искусства» (4ч.) | ||||||
1. | «Историческая тема в искусстве». | 2ч. | 1-2 нед. 09. | Знания: Роли и истории тематической картины в искусстве и её жанровых видах. Процесс работы художника над | Жанры изобразительного искусства. | |
2. | «Рекламная упаковка товара». Эскиз упаковочной коробки. | 2ч. | 3-4 неделя сентября | Предлагаемая тема № 1. | ||
Блок второй, тема: «Человек и круг его жизни в народной культуре и искусстве» (3ч) | ||||||
1. | «Свадебный наряд невесты». (Эскиз). | 1ч. | 1 нед. 10 | картиной, о роли эскизов и этюдов. Знать о композиции и особенностях | Основы составления композиции. | |
2. | «Необычный натюрморт» (графика). | 2ч. | 2-3 неделя октября | Тема № 2. | ||
Тема вторая: «Личность человека в разных видах искусства» (11 часов.) Блок третий, тема: «Реалистический и мифологический образ человека» (11ч.) | ||||||
1. | «Портрет и автопортрет» (зарисовки). | 2ч. | 4-5 нед. 10 | их построения. Освоить приёмы выполнения оригами. | Пропорции человека. | |
2. | «Дружеский шарж» | 2ч. | 1-2 нед. 11 | Тема № 3. | ||
3. | «Портреты времён года» | 2ч. | 3-4 нед. 11 | Умения: Изображать тематические композиции. Изображать пропорции человека. Владеть материалами графики. Показывать в работе навыки дизайна. | Технику работы цветными карандашами. | |
4. | «Африканские маски» (зарисовки) | 1ч. | 1-2 нед. 12 | Тема № 4. | ||
5. | «Образы античных богов» | 2ч. | 3-4 нед. 12 | |||
6. | «Портрет – перевёртыш». | 2ч. | 2неделя января | |||
Тема третья: «Произведения искусства как ценное ядро эпохи и раскрытия картин мира» (10 часов.) Блок четвёртый, тема: «Старинные книги – памятник духовной и материальной культуры народов мира» (5ч.) | ||||||
1. | «Геометрические построения, звезда». | 1ч. | 3нед. января | Анализировать разные по стилю предметы быта, создавать их эскизы. Уметь иллюстрировать произведения. | Графические навыки. | Тема № 5. |
2. | «Геометрия в искусстве» (оригами). | 2ч. | 4н.01-1н. 02 | Тема № 6. | ||
3. | «Шрифты в книгах». | 2ч. | 2-3 нед. 02 |
Блок пятый теме: «Архитектура и скульптура как каменная летопись страны и родного края» (5ч.).
1. | «Архитектура русских народов». | 1ч. | 1нед. марта. | Навыки: Владеть навыками передачи цвета в пространстве. Развивать навыки наблюдательности, способности | Закрепить знания о линейной и воздушной перспективе. | |
2. | «Дизайн интерьера» (детская комната) | 2ч. | 2-3нед.03 | Тема № 7. | ||
3. | «Любимые места твоего города». | 2ч. | 4н.03-1н.04 | |||
Тема четвёртая: Искусство XX века – поиск новых художественных форм изображения действительности» (6 часов.) Блок шестой, тема: «Авангардное искусство» (6ч.) | ||||||
1. | «Основные направления в искусстве начало XX века». | 1ч. | 2неделя апреля | образного видения. Закрепить навыки конструирования и построения формы предмета и его изображения на плоскости. Развивать навыки самостоятельного применения художественных средств. | Виды композиций и приёмы построения. Последовательность выполнения работы. Основные понятия цвет, тон, колорит. | |
2. | «Цветы из бумаги» (оригами). | 2ч. | 3-4нед.04 | Тема № 8. | ||
3. | «Русский авангард: фарфор» | 1ч. | 1-2нед.05 | |||
4. | «Абстрактная композиция в живописи» (удивительные животные). | 2ч. | 3-4 неделя мая | Тема № 9. |
Занятия проходят по 1 часу в неделю.
Всего за год 34 часа.
Календарно – тематическое планирование
9 класса
Тема года: «Сохраняем и приумножаем отечественные традиции культурного и художественного наследия»
№ | Содержание урока. | Кол-во уроков. | Дата проведения | Требования к уровню подготовки учащихся. | Повторение. | Нестандартные уроки. |
Тема первая: «Духовная культура Древней Руси и современное искусство» (8 часов) Блок первый, тема: «Православный храм как синтез искусства» (8ч.) | ||||||
1. | «Дорога к храму» (пейзаж с храмом). | 2ч. | Знания: Знать, как анализировать произведения архитектуры и дизайна. Основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства. Познакомится с приёмами | Жанры изобразительного искусства. | ||
2. | «Волшебные ножницы» Аппликация из бумаги. | 2ч. | Предлагаемая Тема № 1. | |||
3. | «Красота орнамента» (циркуль). | 2ч. | Тема № 2. | |||
4. | «Герои былинного эпоса» | 2ч. | ||||
Тема вторая: «Национальные художественные традиции и современные тенденции в развитии синтетических видов искусств» (8 часов.) Блок третий, тема: «Опера и балет на рубеже XIX и XX вв. – яркое проявление взаимосвязи национальных традиций и художественного новаторства» (3ч.) | ||||||
1. | «Дизайн обложки для блокнота». (Эскиз обложки). | 1ч. | деления окружности на равные части. Иметь представление о разнообразии ландшафтной архитектуры. | Пропорции человека. | Тема № 3. | |
2. | «Натюрморт в витраже». | 2ч. | Тема № 4. | |||
3. | «Эскиз сценического костюма» | 2ч. | Умения: Уметь конструировать объёмно-пространственные композиции. Уметь передавать в работе своё настроение, и выражать свои ощущения. Уметь работать по памяти, с натуры и по воображению над зарисовкой | Технические приёмы выполнения оригами. Технику работы цв. карандашами. | ||
4. | «Поздравительная открытка» оригами. | 2ч. | Тема № 5. | |||
5. | «Твоя маска для маскарада» | 1ч. | ||||
Тема третья: «Искусство и среда. Садово – парковое искусство как единство природы, архитектуры и скульптуры» (9 часов.) Блок четвёртый, тема: «Дворцовые архитектурно – парковые ансамбли Санкт – Петербурга и его окрестностей» (9 ч.) | ||||||
1. | «Поэзия садов, изящество стилей» | 1ч. | и проектированием конкретных заданий и внешней среды. | Понятия ландшафтной архитектуры, скульптуры. | Урок беседа | |
2. | «Геометрические тела» (Шахматки). | 2ч. | Тема № 6. | |||
3. | «Паковая скульптура» | 2ч. | ||||
4. | «Прогулка по парку» | 2ч. | ||||
5. | «В детском парке» (эскиз игровой площадки). | 2ч. | Навыки: Владеть навыками передачи цвета в пространстве. Развивать навыки наблюдательности, способности | Закрепить знания о линейной и воздушной перспективе. | ||
Тема четвёртая: «Праздник и игровое начало в искусстве как проявление и обновление творческого потенциала человека и культуры» (9 часов.) Блок шестой, тема: «Фестиваль народного искусства как праздник многонациональной культуры России» (9ч.) | ||||||
1. | «Книжная графика, иллюстрация». | 2ч. | образного видения. Развивать навыки самостоятельного применения художественных средств. Овладеть навыками формирования, использования объёмов в дизайне и архитектуре. Развивать навыки самостоятельного применения художественно – выразительных средств. Прививать навыки создания творческих работ по собственному замыслу. | Виды композиции, приёмы построения. | Тема № 7. | |
2. | «Чудо фигура» (оригами). | 2ч. | Этапы Последователь-ного выполнения творческих работ. | Тема № 8. | ||
3. | «Фестиваль искусств – праздник народов России» (эскиз эмблемы). | 1ч. | ||||
4. | «Подарки для фестиваля» (изделия народных промыслов). | 2ч. | Основные понятия - цвет, тон, колорит. | |||
5. | «Оформление празднеств» (афиша фестиваля). | 2ч. |
Занятия проходят по 1 часу в неделю.
Всего за год 34 часа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе программы по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С.Сухова, С.Н.Исакова «Биология: программы: 5-11 классы, линия «Живая природа» - М.: Вентана -Граф, 2017».
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С. Сухова, С.Н. Исакова , линия "Живая природа"....
Рабочая программа по русскому языку на основе программы начального общего образования, авторской программы Нечаевой Н. В., Белорусец К. С. 1-4 классы
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе программы начального общего образования, авторской программы Нечаевой Н. В., Белорусец К. С., 1-4 классы....