"Мамин платок"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ «Цнинская СОШ №2» в с. Донское
Урок изобразительного искусства в 3 классе.
Тема урока « Мамин платок»»
Автор: Учитель ИЗО, 1 категории
Меркулова Е.А.
Цель урока: создание узора для платка.
Задачи урока:
Художественно-творческие –
- продолжать формировать умение воспринимать искусство украшения предметов окружающего мира, в частности искусство росписи по ткани;
- уточнить представления детей о геометрическом и растительном орнаментах; формировать умение сравнивать два вида орнамента, находить сходство и различие;
- познакомить с техникой нанесения росписи на платок (набойка, контурный рисунок, батик, кистевая роспись);
- Формировать умение ориентироваться в различных техниках росписи.
- Учить выполнять штамп из картошки; пользоваться гуашевыми красками.
- Закрепить представления о красивых цветосочетаниях; побуждать детей пользоваться цветовым кругом.
- Самостоятельно находить творческие мотивы выполнения геометрического или растительного орнаментов.
Развивающие и воспитательные –
- Развивать умение устанавливать взаимосвязь декора платка от принадлежности человека определенного возраста.
- Формировать навык ориентировки в пространстве определенной геометрической формы (центр, углы, стороны, кайма)
- Воспитывать положительные эмоции в процессе выполнения задания.
Оборудование урока: павлопосадские платки, иллюстрации, эскизы цветов.
Видео фильм «Платки», подборки платков, предыдущие работы учащихся с различной техникой росписи. Учебная литература: ''Искусство вокруг нас'' под ред Б.М. Неменского.
Ход урока:
– Сегодня на уроке мы с вам будем путешествовать по местам рождения русских узоров. Приглашаю вас в старинный город Павловский Посад. Под музыку девочки медленно выходят в хоровод с платками, а мальчики играют на ложках. Видеофильм. Сегодня мы должны понять, как может изменить головной убор человека и почему украшения, которые делает художник на платке соответствует возрасту людей..
Показ образцов платков (выставка в классе).
- Представьте себе, что вы на выставке платков. Посмотрите, какие они разные по форме, цветовому строю и назначению. Выберите платок для себя или сестрички, для мамы и для бабушки. Попробуйте обыграть его.
- Дети рассматривают платки, выбирают, примеряют и обыгрывают.
Игра.
… Вот сидит на скамеечке старенькая бабушка в темном большом платке, грустит и вспоминает свою жизнь.
Весело скачет девочка - попрыгушка, мелькают кончики её желтенького маленького платочка… Подбежала к бабушке, обняла ее и помчалась дальше. Погрозила бабушка внучке пальцем и пошла домой.
А вот выходит на улицу молодая женщина. На ней красивый Павловский платок. Идет она, красуется. За ней выходят и другие женщины. У кого на плечах платок, у кого косынка. Рассматривают они платки, обсуждают узоры – кому какой платок подходит.
- Мне нравятся яркие, большие платки из Павловского Посада. Этот платок хорош и к зимней одежде, и весенним днем. Посмотрите, какие крупные цветы по углам, как они переплетены кружевной отделкой.
- - А мне больше нравятся платки шелковые, без кистей и с крупным рисунком в холодных тонах.
- Я люблю только косыночку на плечи, с рисунком только на одном уголке.
- Выбегает девочка и говорит, что ей нравится яркая косыночка или платочек с игрушками. А вот бабушка такой носить не будет. В итоге приходим к заключению, что платок – это настроение. Платок может подчеркнуть красоту женщины, а может и не соответствовать тонкой красоте.
Например: если на голове старушки яркий, броский платок, то он еще сильнее подчеркнет возраст, старость, усилит бледность лица, обострит морщинки. А темный платок приглушит молодость и красоту молодой девушки или женщины. Есть платки праздничные, будничные и скорбные…
– Какой платок можно назвать праздничным? (красивый, яркий, броский и др.).
– Какой платок можно носить в будни? (простой, с незатейливым узором, более приглушенный, сдержанный).
– Какой платок ближе женщине, когда у нее горе? (темный, черный).
– Вот мы и выяснили, что платки есть на все случаи жизни, на любой возраст.
– Как вы думаете, где делают такие красивые платки? (на фабрике). Сейчас я вам расскажу о том, где и как делают такие замечательные платки (историческая справка о возникновении промысла).
Практическая работа.
Посмотрели мы разные платки, а теперь узнаем, как над ними работали мастера Украшения.
Есть платки с каймой и без неё. Платки украшаются мелким и крупным узорам.
На примере платков рассмотрим разное композиционное решение.
Показ платка и выделение композиции (кайма – противоположные углы; один угол – разные углы; все углы – центр платка.
Вы, наверное, обратили внимание на повторяющиеся элементы. Они могут быть однотонными с графическим рисунком; в одной цветовой гамме; в теплой цветовой гамме с кистевой расплывчатой росписью, наложением одного цвета на другой; платки с яркими, контрастными цветами (гармония в 2-3 цвета); платок или косынка в светлы тонах с детским рисунком.
Показ приемов и способов работы:
Самостоятельная работа детей.
А теперь мы приступим к росписи платка. Дети используют заранее подготовленную тонированную бумагу для платка или косынки. Ребята! Кто сегодня из братьев-мастеров ведущий и будет нам помогать? (мастер Украшения. Подумайте, где можно расставить акценты – или в центре платка, или по углам. Рисунок схемы платка советую сделать
вам светлой краской, чтобы он не мешал в дальнейшей работе. После того как эта работа будет сделана, можно, подключив свою фантазию, продолжать роспись платка.
– Только не забывайте, для кого вы его будете создавать – для бабушки, для мамы или для сестры.
Учитель напоминает, что в текстиле такой рисунок будет хорош, когда сочетаются три размера элементов украшения: крупный, средний и мелкий.
Классификация платков по принципу применения его людьми разного возраста (учитель обращает внимание детей на колорит, характер узора и дополнительные творческие элементы, внесенные детьми по воображению).
Итог урока
Устроить выставку платков. Отметить их разнообразие, яркость, праздничность, неповторимость. Восхититься любовью ребят к бабушкам, мамам, сестренкам. Поблагодарить ребят за работу.
Урок закончить словами «Если мы платки расстелем на поля, то еще красивей станет вся земля».
Домашнее задание: Подумать, над чем еще работали художники декоративно-прикладного искусства в доме, что еще в доме они расписывали.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мамин платок. Павлово - Посадские платки.
Презентация к уроку в 3 классе по программе Б. М. Неменского. Рассказывается о создании Павлово - Посдских платков. Представлен хороший иллюстративный материал....
Презентация " Платок, как головной убор; платок, как вид одежды"
Платок снова в моде! Но как его носить? Посмотрев внимательно презентацию многие из Вас найдут свой способ ношения платка....
Презентация на тему «Мамин платок» 3 класс
Презентация к уроку по изобразительному искусству в 3 классе....
Конспект урока на тему «Мамин платок» 3 класс
Конспект урока изобразительного искусства на тему «Мамин платок» 3 класс...
Технологическая карта урока " Мамин платок". Неменский, ФГОС, 3 класс
Технологическая карта урока " Мамин платок". Неменский, ФГОС, 3 класс...
Проект урока «Мамин платок. Композиция из кленовых листьев». Предмет: изобразительное искусство Класс: 3 класс
Проект урока «Мамин платок. Композиция из кленовых листьев».Предмет: изобразительное искусствоКласс: 3 классМесто в учебном плане: I триместр, урок 6Учитель: Матвеева Ирина Геннадьевна, уч...
Сценарий праздника к 8 марта для средней группы Мамины дочки и мамины сыночки.
Основа сценария взята на просторах интернета. Сценарий обработан, дополнен и адаптирован к возможностям детей....