Рабочая программа по ИЗО 9 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2009 год издания).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_9_klass.docx | 54.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 41
городского округа Тольятти
«РАССМОТРЕНО»: на заседании МО учителей Протокол № от «___» ____________20__ г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УВР _________Марчук М.А. «___» сентября 20___ г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБУ средней школы №41 ______/ Давыдов О.М. «___» сентября 20___ г. |
|
Рабочая программа
по
Изобразительному искусству
для 9 класса «А, Б»
на 2014-2015 учебный год
Составитель:
учитель
высшей категории
Севостьянова Е.В.
г.о. Тольятти
2014-2015
Паспорт рабочей программы
Тип программы | Программа общеобразовательных учреждений |
Статус программы | рабочая программа учебного курса |
Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа; | программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2009 год издания). |
Категория обучающихся | Учащиеся__9___ класса МБУ средней школы №41 городского округа Тольятти |
Сроки освоения программы | 1 год |
Объём учебного времени | _34__часа |
Форма обучения | очная |
Режим занятий | _1_ час в неделю |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2009 год издания).
Технология обучения
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Цели художественного образования:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения «Искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». В том числе: на «Изобразительное искусство» в 5, 6, 7 и 9 классах – по 34 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Примерная программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 136 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 учебных часов (или 10 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Проверка знаний учащихся
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1. Активность участия.
2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
1. Викторины
2. Кроссворды
3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
9 класс (34 часа)
Для изучения раздела программы «Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств»-8ч. Синтетические искусства и изображение. Театр и экран. Сценография и театрально - декорационное искусство. Сценография как искусство и производство. Костюм, грим, маска. Театр кукол. Театрализованный показ проделанной работы. Художественные технологии.
Для изучения раздела программы «Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.»-9ч. Эстафета искусств. Фотография - расширение изобразительных возможностей. Грамота фотографирования и операторского мастерства. Всеобщность законов композиции. Фотография -искусство светописи. Натюрморт, пейзаж в фотографии. Человек на фотографии. События в кадре. "Мой фотоальбом". Выставка работ учащихся.
Для изучения раздела программы «Фильм- искусство и технология»- 7ч. Кино - запечатлённое движение. Изобразительный язык и монтаж. Сюжет в кино. Из истории кино. Киножанры.
Мир и человек на телеэкране. Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме.
Для изучения раздела программы «Азбука экранного искусства» - 10ч. Ты - архитектор. Проектирование города. Компьютер на службе художника. О природе художественного творчества. Связи искусства с жизнью человека. Искусство среди нас. Каждый народ Земли художник. Язык и содержание 3-х групп пластических искусств. Синтетические искусства. Современные проблемы синтетических искусств. Вечные истины искусства.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
(базовый уровень)
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
уметь анализировать произведения архитектуры;
знать основные этапы развития и истории архитектуры;
уметь конструировать объёмно-пространственные композиции;
работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий;
конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;
реализовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур.
При решении художественно-творческих задач на уроках формируются следующие навыки:
создание с натуры и по воображению архитектурного образа графическими материалами и др.;
работа над эскизом монументального произведения : витража, мозаика, роспись, монументальная скульптура;
использование выразительного языка при моделировании архитектурного ансамбля;
использование разнообразных материалов (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, заготовки
Календарно-тематическое планирование.
№ | Наименование темы, раздела | Триместр | Кол-во часов | № недели | Месяц | Домашнее задание §, стр. |
1 | Синтетические искусства и изображение. | 1 | 1 | 1 | сентябрь | стр.6-13 |
2 | Театр и экран. | 1 | 1 | 2 | сентябрь | стр.13-20 |
3 | Сценография и театрально - декорационное искусство. | 1 | 1 | 3 | сентябрь | стр.20-27 |
4 | Сценография как искусство и производство. | 1 | 1 | 4 | сентябрь | стр.27-35 |
5 | Костюм, грим, маска. | 1 | 1 | 5 | октябрь | стр.35-51 |
6 | Театр кукол. | 1 | 1 | 6 | октябрь | стр.51-60 |
7 | Театрализованный показ проделанной работы. | 1 | 1 | 7 | октябрь | стр.60-72 |
8 | Художественные технологии. | 1 | 1 | 8 | октябрь | стр.72-78 |
9 | Эстафета искусств. | 1 | 1 | 9 | ноябрь | стр.78-84 |
10 | Фотография - расширение изобразительных возможностей. | 1 | 1 | 10 | ноябрь | стр.84-92 |
11 | Грамота фотографирования и операторского мастерства. | 2 | 1 | 11 | ноябрь | стр.92-97 |
12 | Всеобщность законов композиции. | 2 | 1 | 12 | ноябрь | стр.97-106 |
13 | Фотография -искусство светописи. | 2 | 1 | 13 | декабрь | стр.106-113 |
14 | Натюрморт, пейзаж в фотографии. | 2 | 1 | 14 | декабрь | стр.113-119 |
15 | Человек на фотографии. | 2 | 1 | 15 | декабрь | стр.119-127 |
16 | События в кадре. | 2 | 1 | 16 | декабрь | стр.127-131 |
17 | "Мой фотоальбом". Выставка работ учащихся. | 2 | 1 | 17 | январь | стр.131-136 |
18 | Кино - запечатлённое движение. | 2 | 1 | 18 | январь | стр.136-140 |
19 | Изобразительный язык и монтаж. | 2 | 1 | 19 | январь | стр.140-146 |
20 | Сюжет в кино. | 2 | 1 | 20 | январь | стр.146-150 |
21 | Из истории кино. Киножанры. | 2 | 1 | 21 | февраль | стр.150-156 |
22 | Мир и человек на телеэкране. | 2 | 1 | 22 | февраль | стр.156-164 |
23 | Игровой (художественный) фильм. | 3 | 1 | 23 | февраль | стр.164-168 |
24 | Драматургическая роль звука и музыки в фильме. | 3 | 1 | 24 | март | стр.168-172 |
25 | Ты - архитектор. Проектирование города. | 3 | 1 | 25 | март | стр.172-174 |
26 | Компьютер на службе художника. | 3 | 1 | 26 | март | стр.174-179 |
27 | О природе художественного творчества. | 3 | 1 | 27 | март | стр.179-183 |
28 | Связи искусства с жизнью человека. | 3 | 1 | 28 | апрель | стр.183-189 |
29 | Искусство среди нас. | 3 | 1 | 29 | апрель | стр.189-195 |
30 | Каждый народ Земли художник. | 3 | 1 | 30 | апрель | стр.195-200 |
31 | Язык и содержание 3-х групп пластических искусств. | 3 | 1 | 31 | апрель | стр.200-209 |
32 | Синтетические искусства. | 3 | 1 | 32 | май | стр.209-212 |
33 | Современные проблемы синтетических искусств. | 3 | 1 | 33 | май | стр.212-215 |
34 | Вечные истины искусства. | 3 | 1 | 34 | май | стр.215-219 |
|
|
|
|
|
|
|
Итого: | 34 | час. |
Список методической литературы
1. Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.
2. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000.
3. Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995.
4. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. – Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.
5. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. – М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.
6. Искусство первобытного общества // Педсовет. – № 8. – 1998.
7. Каменева, Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.
8. Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. – № 4. – 1999.
9. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.
10. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. – М.: Росмэн, 1997.
11. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.
12. Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).
13. Петербург: три века северной столицы. 1703 год // Первое сентября. Искусство. Специальный выпуск. – 2001. – № 15, 16.
14. Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Юный художник. – 1984.– № 11.
15. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).
16. Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI–XII веков. – М.: ВЛАДОС, 1997.
17. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. – Обнинск: Издательство «Титул», 1996.
18. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты. – М.: ВЛАДОС, 2000.
19. Шаг за шагом. Искусство. – М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995.
20. Шелешнева-Солодовникова. Н. Гауди // Первое сентября. – Искусство. – 2001. – № 11 (227).
21. Шпаковская, В. У стен замшелых неприступных... // Семья и школа. – 1990. – № 2.
22. Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. – М.: Астрель, 2002.
25. Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.
Цифровые образовательные ресурсы:
Собственные компьютерные презентации;
«Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;
«Рождение картины. В мастерской художника». Русский музей – детям. 2003-2005г. Студия «Квадрат Фильм»;
«Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;
«Народное искусство». Серия образовательных видеофильмов. 2000 Студия «Квадрат Фильм»;
«Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;
«Три века русского искусства». Государственный русский музей, 2004 Государственный Русский музей;
Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;
Мастера портрета», Издательский Дом «РАВНОВЕСИЕ», 2006;
«Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.
Интернет – ресурсы:
Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/
Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
Виртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/
Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5
Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...