Города русской земли.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Урок по изобразительному искусству для 4 класса по программе Б.М.Неменского.Урок - путешествие в несколько русских городов. Это : Псков, Новгород, Владимир, Суздаль и Москва. Цель данного урока - дать представление об исторической архитектуре и памятниках древнерусских городов, познакомить детей с особенностями в облике городов, сформированном историей и характером деятельности жителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Города русской земли. | 26.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по программе Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство и художественный труд»
Учитель: Прынцева Галина Викторовна
ТЕМА: Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
4 класс, 2 четверть
Цель урока:
Дать представление об исторической архитектуре и памятниках древнерусских городов.
Познакомить с особенностями в облике городов.
Задачи урока.
Воспитательные.
1. Формировать личность с активной гражданской позицией, любящей свою Родину, бережно относящейся к её историческому прошлому.
2. Воспитывать творческую познавательную активность, нравственно эстетическое отношение к миру и искусству.
Образовательные.
Изучать архитектурные особенности древнерусского храма.
Изучать особенности древнерусских городов.
Развивающие.
1. Прививать навыки в изображении древнерусских храмов.
2. Создать образ храма.
3. Продолжать знакомство с графикой, мозаикой.
Предметные результаты: приобретение опыта создания художественного образа храма при работе различными материалами.
Метапредметные результаты:
Личностные УУД: Уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов создания храма. Анализировать соответствие результатов изображения храма поставленным задачам.
Регулятивные УУД: уметь организовать свое рабочее место; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; овладевать методом создания творческого проекта; формировать навыки работы с художественными материалами.
Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную при просмотре видеоряда.
Коммуникативные УУД: Уметь слушать и вступать в диалог. Уметь договариваться и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при создании собственной работы..
Оборудование для учителя: компьютер, плакаты.
Оборудование для учащихся: Цветной картон формат А4, бумага разных фактур, клей, черные маркеры или краска.
Зрительный ряд: авторский электронный образовательный ресурс – презентация «Города русской земли.», раздаточный материал.
Задание: создание храма (графика с элементами мозаики)
План урока
№ п\п | Этап урока | Содержание | Время | Примечание |
1 | Организационный | Подготовка материалов и инструментов к уроку | 1 мин. | |
2 | Введение | Вступительное слово учителя | 2 мин. | Слайды Плакаты Учебник |
3 | Постановка задачи | Ознакомление с новым материалом | 15 мин. | Слайды Плакаты Учебник |
4 | Творческая работа | Создание храма в графике и с использованием мозаики. | 20 мин. | Раздаточный материал. Слайды плакаты |
5 | Подведение итогов урока | Представление работ учащихся. Анализ работ. | 4 мин. | Выставка работ учащихся. |
6 | Рефлексия | Отвечают на вопросы (опираясь на свои личные ощущения) | 3 мин. | Слайд |
Технологическая карта
№ п/п | Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Педагогическая технология | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||||
1 | Организационный | Контроль за подготов кой рабочего места | Готовят рабочее место | Регулятивные УУД: Умение организовать свое рабочее место под руководством учителя | ||
2 | Введение | Вступи тельное слово | Приобретение новых знаний | Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог. | ||
3 | Постановка задачи | Показывает презентацию к уроку, ведет диалог с учащимися. | Поиск информации в процессе анализа учебника презентации к уроку | Проблемное обучение. Учебник Использование ИКТ. | Развивать умение анализировать произведения архитектуры и храмов. | Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания и анализировать архитектурные особенности храмов. Коммуникативные УУД: иметь представление и рассказывать о главных архитектурных элементах храмов. |
4 | Самостоятельная творческая работа учащихся | Следит за ходом творческой работы учащихся, помогает решить возможные вопросы | Самостоятельно выбирают архитектурную постройку, используя технику и материалы для выразительных возможностей при создании художественного образа храма. | Коллективная творческая работа | Изображать храм и его окружение. Уметь использовать выразительные средства и материалы для воплощения своего художественно-творческого замысла. | Регулятивные УУД: Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Овладевать методом создания творческого проекта. Формировать навыки работы с художественными материалами. Коммуникативные УУД: Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем при создании храма храма. Понимать особенности работы в графике Приобретать навыки работы над творческим проектом. |
5 | Подведение итогов урока | Координирует действия учащихся. | Дети представляют свои проекты. Высказывают мнения об уроке, о работах одноклассников и своих работах. | Социальная значимость для ребенка. | Анализировать полученные проекты храмов. | Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной. Адекватно использовать речевые средства для решения задач. Оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД: Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: Высказывать предположения на основе увиденного. |
6 | Рефлексия | Координирует действия учащихся | Вспоминают новые термины | Педагогика сотрудничества | Знать новые архитектурные отличия разных городов и новые термины. | Личностные УУД: уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль полученных знаний. |
2. Введение
Дорогие друзья!
Знают взрослые и дети много разного на свете,
Но пока идут года, строят люди города.
Славятся они церквами, расписными теремами,
В них звонят колокола и сверкают купола.
Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Да, правильно. Сегодня мы отправимся в новое путешествие и побываем в нескольких древних русских городах.
А зачем мы это сделаем? Какова цель нашего путешествия?
Ответ детей (постановка детьми целей и задач данного урока)
ГОРОДА, как люди, - у каждого свой характер, свой нрав и уклад.
Великий Новгород – древний русский город, он стоит на реке Волхов при впадении реки в озеро Ильмень. Здесь родились сказания о Садко, отсюда отправился он на кораблях со своими товарищами торговать, путешествовать, мир смотреть! Искал он счастье, но затосковал по Родине и понял, что только на Родине, только дома живет его счастье.
Посмотрите на стр.60 новгородский кремль. И что же вы видите главное - большое, обращающее на себя внимание?
Да, правильно – (дети отвечают: главный храм - он называется СОФИЙСКИЙ СОБОР, его фото на стр. 61, проводят анализ увиденного на слайдах и в учебнике)
Храм – очень большой, глав у него 5. Покрытые шлемами - куполами. Они напоминают древних воинов, сплотившихся вокруг своего полководца.
А теперь вспомним:
Сколько башен - куполов мы знаем на храмах…………Дети отвечают.
Какой формы бывают купола?
Какого цвета бывают купола?
Вывод: НОВГОРОД – город деловых, вольнолюбивых людей. Благородная простота и мужество – характерные признаки новгородского искусства. УКРАШЕНИЯМИ здесь НЕ УВЛЕКАЛИСЬ, правда со временим их становилось больше. На смену суровой силе приходила приветливость.
ПСКОВ (Дети рассказывают о городе, учитель направляет их рассказ) Город совсем недалеко от Новгорода и стоит на реке Великой. Псковичам выпала доля часто защищать свою землю, но они не ожесточились. (от немецких рыцарей) Псковские бояре не были так влиятельны, как новгородские, а крестьяне жили вольнее и это сказалось на архитектуре. БОГАТЫРСКИЕ СТРОЕНИЯ ПСКОВИЧЕЙ отличаются ОКРУГЛОЙ МЯГКОСТЬЮ ФОРМ, Поверхность так сильно не заглажена. Она леплена.
Строили здесь из местного камня, а он оказался не очень прочным, выветривался.
Вывод: СТЕНЫ храмов БЕЛИЛИ, для лучшей сохранности. Псковские мастера для лучшей вместимости окружали свои храмы множеством строений – это была одна из особенностей. Особенно это проявлялось в создании звонниц. СКВОЗНЫЕ ЗВОННИЦЫ СТАЛИ ОСОБЕННОСТЬЮ Псковской земли. В открытых проемах синеет небо, плывут облака (см. стр. 62 и 63)
ВЛАДИМИР И СУЗДАЛЬ. Все постройки этих городов создавались для КНЯЗЕЙ и по их почину.
Вопрос к детям – и какие же они были тогда? (ответы детей)
Поэтому они отл. ВЕЛИКОЛЕПИЕМ И НАРЯДНОСТЬЮ
ВЛАДИМИРО - СУЗДАЛЬСКОЕ ИСКУССТВО ОТЛИЧАЛОСЬ УТОНЧЕННОСТЬЮ, ИЗЯЩЕСТВОМ,
(все смотрим Дмитриевский собор.) Дети рассуждают. КАМЕННЫЕ РЕЛЬЕФЫ с изображением зверей, птиц. Самые разные сказочные и легендные сюжеты.
ПОКРОВА НА НЕРЛИ – самый замечательный собор ВЛАДИМИРСКОЙ ЗЕМЛИ,
Рассматриваем с детьми, обсуждаем.
МОСКВА столица, укреплялся и перестраивался древний Московский Кремль, возводились новые каменные соборы.
(смотрим соборную площадь, анализируем с ребятами)
Уже в древности Москва имела архитектурный облик, выделявший ее среди других городов.
Вывод: Зодчие – строители первыми задумались, как объединить разные постройки, чтобы получился величественный ансамбль. В то время поставили колокольню ИВАНА ВЕЛИКОГО. (смотрим с детьми, анализируем).
Поводим итог: в чем разница и в чем великолепие русских городов.
Постановка задачи
Сегодня мы выполним рисунок храма графическими материалами (тушью или маркерами). А стены храма украсим мозаикой из рваной бумаги.
Творческая работа
Подведение итогов
Создавая свои храмы, вы дали простор своей фантазии, выдумке, изобретательности. Давайте устроим выставку ваших работ. Учащиеся высказывают мнения о работах одноклассников и своих работах, что удалось и достигнут ли поставленный результат в создании храма.
Рефлексия (детям выдается анкета)
На уроке я работал активно/пассивно
Своей работой на уроке я доволен/не доволен
Урок для меня показался коротким/длинным
За урок я не устал/устал
Мое настроение стало лучше/стало хуже
Материал урока мне был понятен/не понятен
полезен/безполезен
легким/трудным
Домашнее задание: Посмотреть в интернете архитектуру Московского Кремля.
Уборка рабочих мест
Всем спасибо за урок.
Литература к уроку
1. Грабарь И. Э. О русской архитектуре. М., 1969.
2. Л. Е. Красноречьев, Л. Я. Тынтарева «Как мера и красота скажут»
Лениздат. 1971.
3. Л. А. Неменская «Изобразительное искусство». Просвещение. 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока «Города Русской Земли»
Урок изобразительного искусства в 4 классе Цель: Знакомство с древними русскими городами, с архитектурными особенностями, постройками, основными элементами древнего города. Создание проекта Древнерусс...
Презентация "ГОРОДА РУССКОЙ ЗЕМЛИ"
Данная презентация посвящена памятникам древнерусской архитектуры....
Устный журнал на тему: «Самый лучший город на земле»
Устный журнал «Самый лучший город на земле» - методическая разработка внеклассного мероприятия по духовно - нравственному воспитанию. В нём описываются самые значимые страницы истории гор...
Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме: « Древние города нашей земли. Древнерусский город-крепость»
Форма урока и используемые методы дают возможность учащимся в увлекательной и творческой форме усвоить материал, раскрыть свой потенциал. Урок выстроен таким образом, что работа учащихся направлена на...
План-конспект открытого урока в 4 классе "Города русской земли. Золотое кольцо России".
Данный урок изобразительного искусства преднозначен для учеников 4 классов. Цель урока - воспитать художественный вкус и любовь к своей Родине! Данный урок трактуется как урок искусства. Итогом ...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Города Русской земли".
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Города Русской земли". 4 класс, ФГОС....
Информация о городском массовом мероприятии " Городская выставка-конкурс художественного творчества "Русская земля-Отечество Героев" среди обучающихся образовательных организаций города Курчатова
В данном материале - краткий анализ итогов проведения городской выставки-конкурса рисунков "Русская земля - Отечество Героев", приуроченной ко Дню Героев Отечества....