Мир чувств 8 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему
Конспект урока музыки в 8 классе
Программа по музыке: Алеев В.В. Музыка. Учебник для 8 класса. - М.: Дрофа, 2011
Тема: "Мир человеческих чувств. Трагедия любви в музыке".
Форма урока: введение новых знаний на основе деятельностного подхода
Тип урока: проблемно-диалогический
Цели урока:
Предметные УУД
1. Научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть
жизни каждого человека.
2. Сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие
музыкальных произведений разных эпох, стилей и жанров.
3. Воспитывать способность воспринимать и анализировать смысл
художественного образа, музыкального произведения.
Метапредметные УУД
1. Познавательные - владеть смысловым чтением - самостоятельно вычитывать актуальную, подтекстовую информацию, классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям, устанавливать аналогии для понимания закономерностей. критически оценивать поступающую информацию; систематизировать её и представлять в виде текста.
2. Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации.
3. Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу в группе, преодолевать конфликты, договариваться с людьми.
Личностные УУД - аргументированно оценивать свои и чужие мнения, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него.
Оборудование:
Компьютер, интерактивное оборудование, музыкальный центр, фортепиано.
Презентация урока (приложение).
Музыкальный материал:
А.Рыбников, ст. Р.Тагора, рус. текст А.Адалис "Последняя поэма"
из к/ф "Вам и не снилось";
Л.-В.Бетховен, Соната №14 "Лунная", 1ч. и 3ч.
А.Рыбников, романс "Я тебя никогда не забуду" из рок оперы "Юнона и Авось".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pril1_2.ppt | 1.84 МБ |
mir_chuvstv.docx | 33.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рабиндранат Тагор 1861-1941 Индийский писатель, поэт, композитор, художник, общественный деятель. Его творчество сформировало литературу и музыку Бенгалии. Он стал первым среди не европейцев, кто был удостоен Нобелевской премии по литературе (1913).
Л.В.Бетховен 1770-1827
Джульетта Гвиччарди
"Мир человеческих чувств. Трагедия любви в музыке".
Применение нового знания. Первичное закрепление. С какой музыкой мы сегодня встретились на уроке? В какое время были созданы эти произведения? Что общего у этих произведений? Чему научила нас музыка сегодня? Как может звучать тема этого урока?
"Мир человеческих чувств. Трагедия любви в музыке".
Домашнее задание Найти информацию по теме «Рок-опера А. Рыбникова «Юнона и Авось». Сюжет рок-оперы. Какое место занимает в ней романс «Я тебя никогда не забуду»?
Рефлексия * Сегодня на уроке меня удивило то, что… * Мне понравилось… * Мне кажется, что… * Теперь я знаю точно, что…
Всех благодарю за работу.
Предварительный просмотр:
Стапанова Татьяна Леонидовна
Конспект урока музыки в 8 классе
Программа по музыке: Алеев В.В. Музыка. Учебник для 8 класса. - М.: Дрофа, 2011
Тема: "Мир человеческих чувств. Трагедия любви в музыке".
Форма урока: введение новых знаний на основе деятельностного подхода
Тип урока: проблемно-диалогический
Цели урока:
Предметные УУД
1. Научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть
жизни каждого человека.
2. Сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие
музыкальных произведений разных эпох, стилей и жанров.
3. Воспитывать способность воспринимать и анализировать смысл
художественного образа, музыкального произведения.
Метапредметные УУД
1. Познавательные - владеть смысловым чтением - самостоятельно вычитывать актуальную, подтекстовую информацию, классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям, устанавливать аналогии для понимания закономерностей. критически оценивать поступающую информацию; систематизировать её и представлять в виде текста.
2. Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации.
3. Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу в группе, преодолевать конфликты, договариваться с людьми.
Личностные УУД - аргументированно оценивать свои и чужие мнения, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него.
Оборудование:
Компьютер, интерактивное оборудование, музыкальный центр, фортепиано.
Презентация урока (приложение).
Музыкальный материал:
А.Рыбников, ст. Р.Тагора, рус. текст А.Адалис «Последняя поэма»
из к/ф «Вам и не снилось»;
Л.-В.Бетховен, Соната №14 «Лунная», 1ч. и 3ч.
А.Рыбников, романс «Я тебя никогда не забуду» из рок оперы «Юнона и Авось».
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации.
Слайд №1
Тема урока намеренно не озвучивается. Её назовут учащиеся в конце урока.
Из тишины звучит песня А.Рыбникова на стихи Р.Тагора (русский текст А.Адалис), «Последняя поэма» из к/ф «Вам и не снилось».
Постановка проблемы
Учитель:
Каковы ваши впечатления?
О чём рассказывает песня; её характер и настроение?
Когда могла быть написана эта песня?
Может быть кому-то из вас известны авторы этой песни?
Поиск решения, открытие новых знаний
В ходе дискуссии приходим к заключениям, что это жанр современной поп музыки – песня. Написана она около 30 лет назад. Несмотря на то, что музыка современная, авторов определить не удаётся. А вот сюжет песни «прорисовывается» отчётливо. Песня - монолог, песня - признание, песня - расставание, песня – надежда. Выясняем, что текст песни – это настоящая поэзия.
Слайд № 2.
Учитель: Посмотрите на портрет этого человека и определите его национальность и эпоху, в которой он жил.
Ответы учащихся:
Среди разнообразных предположений верных ответов нет.
Учитель: Рабиндранат Тагор 7мая 1861 – 7 августа 1941гг. - индийский писатель, поэт, композитор, художник, общественный деятель. Его творчество сформировало литературу и музыку Бенгалии. Он стал первым среди неевропейцев, кто был удостоен Нобелевской премии по литературе (1913).
Слайд № 3.Афиша фильма «Вам и не снилось», портрет А.Рыбникова
Учитель: Иногда судьбы тех или иных художественных произведений абсолютно непредсказуемы. Так случилось с романом Р.Тагора «Последняя поэма».
Речь идёт о песне Алексея Рыбникова из фильма "Вам и не снилось"(1980г.), которая до сих пор будоражит романтические души. В "Вам и не снилось" сыграли прекрасные актёры, но зрителей сразило не только их мастерство и интересный сюжет, а прекрасная песня, звучащая на титрах и первых кадрах. Было указано, что песня написана на стихи Рабиндраната Тагора "Последняя поэма", и все кинулись к книжным полкам... Но в сборниках стихов Тагора такого стихотворения не оказалось, а был роман, написанный Тагором в 1929 году. Роман повествует о любви юноши Омито и девушки Лабонно, которые понимают, что земная любовь между ними невозможна, но связь между их сердцами вечна. Омито женится на другой, а Лабонно выходит замуж. Они обмениваются прощальными письмами. На самой последней странице романа мы находим строки из письма Лабонно, которые стали текстом песни (правда, в сокращённом варианте).
... Слышишь ли шорох летящего времени?
Вечно его колесница в пути...
Сердца удары нам слышатся в небе,
Звезды во тьме колесницей раздавлены, -
Как не рыдать им у тьмы на груди?..
Друг мой!
Время мне бросило жребий,
В сети свои захватило меня,
Мчит в колеснице опасной дорогой,
Слишком от мест, где ты бродишь, далекой,
Там, где уже не увидишь меня,
Там, где неведомо, что впереди...
Кажется мне: колесницей захвачена,
Смерть уже тысячу раз победив,
Вот я сегодня взошла на вершину,
В блеске зари обагренно-прозрачную... -
Как не забыть свое имя в пути?
Ветер ли старое имя развеял?
Нет мне дороги в мой брошенный край...
Если увидеть пытаешься издали, -
Не разглядишь меня...
Друг мой,
Прощай!
Учитель:
Какие эпохи, культуры, жанры и искусства пересекаются в этой песне?
Почему, по-вашему, спустя 30 лет песня остаётся известной и популярной?
Благодаря какой теме объединились в этой песне столь различные времена, жанры, культуры?
Ответы учащихся:
Эпохи рубежей XIX-XX и XX-XXI веков; культура Индии и СССР; жанры поэзии, романа; искусства музыки, кино, литературы.
В этой песне воспеты настоящие, высокие чувства, которые свойственны всем поколениям людей. Объединяющей точкой звучит тема любви.
Актуализация знаний
Следующий музыкальный фрагмент – загадка.
Учитель: Прозвучит 3 часть известного вам произведения, вы знакомились с ним в 7 классе, а именно, с 1 частью этого произведения. Сюжет вам тоже известен. Ваша задача как можно точнее определить эпоху, жанр, автора и, можно, название произведения.
Звучит Л.В.Бетховен, соната №14, «Лунная», 3-я часть
Ответы учащихся:
В ходе дискуссии приходим к выводам, что прозвучавшая музыка полна страсти, драматизма. Музыка очень эмоциональна. Безошибочно определяется эпоха Романтизма с её изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров. Музыка рубежа XVIII-XIX веков. С определением авторского стиля особых сложностей тоже не возникает. Страстный бетховенский темперамент, неудержимый порыв. Конечно, Бетховен! Бетховен смело противопоставляет крайние регистры (а в то время играли в основном в среднем), широко использует педаль (к ней тогда тоже обращались редко), употреблял массивные аккордовые созвучия. По сути, именно он создал фортепианный стиль далёкий от изысканно-кружевной манеры клавесинистов. Последний классик и первый романтик!
Слайд № 4.Портрет Л.В.Бетховена
Учитель: Осталось только назвать произведение! Внимание подсказка!
Звучит Л.В.Бетховен, соната №14, «Лунная», 1-я часть
Учитель: Вы её узнали! В истории музыки мало найдется произведений, которые могут сравниться по популярности с «Лунной сонатой». Давайте вспомним историю создания произведения.
Слайд № 5 Портрет Дж. Гвиччарди
Ответы учащихся: Соната посвящена 17-летней графине Джульетте Гвиччарди, которой Бетховен в 1801 году давал уроки музыки. Композитор был влюблен в юную графиню и хотел на ней жениться.
«Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня и любима мною». — Бетховен, из письма Францу Вегелеру 16 ноября 1801 года. В марте 1802 года соната №14— с посвящением Джульетте— была опубликована в Бонне, хотя с первых месяцев 1802 года Джульетта оказывала явное предпочтение композитору Венцелю Галенбергу и, в итоге, вышла за него замуж. После измены Джульетты, которая предпочла ему бездарного композитора графа Галленберга, Бетховен уехал в имение своего друга Марии Эрдеди. Он искал одиночества. Три дня он бродил по лесу, не возвращаясь домой. Его нашли в отдалённой чаще обессилевшим от голода. Ни одной жалобы никто не услышал. У Бетховена не было потребности в словах. Всё было сказано музыкой.
Учитель: Теперь давайте вспомним форму классической сонаты.
Ответы учащихся: На вершине своего развития (рубеж 18 и 19 вв.) план классической сонаты включал три, иногда четыре части: подвижную первую, медленную, менуэт и быстрый финал.
Учитель: У Бетховена соната начинается тем, что обычно является средней частью сонатного цикла — медленной, сумрачной, довольно скорбной музыкой. Как вы думаете, почему?
Ответы учащихся:
Связанное с одним из самых сильных в жизни Бетховена сердечных переживаний, это произведение отличается особой эмоциональной свободой и лирической непосредственностью. Композитор назвал ее «Sonata Quasi una Fantasia» (в духе фантазии), подчеркнув этим свободу построения; первая часть очень похожа на похоронный марш, в ней он как бы хоронит свою любовь, свои чувства, свои надежды.
Учитель: Известный музыкальный критик Александр Серов находит в первой части сонаты выражение «смертельного уныния». Соната имеет линейную траекторию развития - от медленной первой части к бурному финалу. Такое отклонение от традиционной схемы является намеренным. В своем анализе Лунной сонаты, немецкий критик Paul Bekker утверждает: «Бетховен восстает против предопределенного характера первой части. Ему нужна прелюдия, интродукция, а не экспозиция». 3-я часть сонаты, в которой Бетховен обозначает темп и характер — «очень быстро, взволнованно», — звучит как буря, все сметающая с пути. Музыка всей части воплощает образ бурного трагического волнения. Вихрь смятенных чувств, вопли отчаяния, бессилие и протест, смирение и гнев слышатся в этом потрясающем по своей силе финале. Мы слышим четыре волны звуков, накатывающиеся с огромным напором. Каждая волна завершается двумя резкими ударами, словно волны ударяются о скалу. Исполинское величие чувствуется в этой схватке человека с самим собой. Финал — главенствующая часть сонаты и естественное завершение ее драматических событий. Как вы думаете, Бетховен сдался перед ударом судьбы? Случайно ли в финале мы слышим неистовую борьбу?
Ответы учащихся:
Конечно, Бетховен не сдался! Если бы он сдался, то 1-ю и 3-ю части он поменял бы местами. Бетховен – борец, оптимист, в 3-ей части пытается «вырвать» свою любовь из сердца, он борется. В его музыке всё, как в жизни, как у многих людей, для которых жить — значит бороться, побеждать страдания. Об этом можно сказать только словами самого Бетховена: «Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть меня ей не удастся…»
Хоровое пение
Слайд № 6 Романс «Я тебя никогда не забуду» из рок оперы А.Рыбникова и стихи А. Вознесенского «Юнона и Авось» (Видео фрагмент)
Беседа с учащимися о характере и настроении произведения. Разучивание мелодии со словами.
Применение нового знания. Первичное закрепление.
Слайд№8
Учитель:
С какой музыкой мы сегодня встретились на уроке?
В какое время были созданы эти произведения?
Что общего у этих произведений?
Чему научила нас музыка сегодня?
Как может звучать тема этого урока?
Ответы учащихся: «Любовь и страдание», «Муки любви» и т.п.
Слайд №9 название темы урока.
Учитель: Учитель обобщает ответы детей и делает вывод, что и в наши дни, и во всех других эпохах люди любят, страдают, проносят свои чувства через любые невзгоды и испытания, как и герои произведений, которые сегодня звучали на уроке. Урок подошёл к концу, но я надеюсь, что он заставит нас с вами еще и еще раз поразмышлять над чувствами и взаимоотношениями людей.
Вторичное закрепление
Слайд №10
Домашнее задание: найти информацию по теме Рок опера А.Рыбникова «Юнона и Авось». Сюжет рок оперы; какое место в ней занимает романс «Я тебя никогда не забуду».
Рефлексия
Слайд №11
- Сегодня на уроке меня удивило то, что...
- Мне понравилось...
- Мне кажется, что...
- Теперь я знаю точно, что...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии в 9 классе коррекционной школы по теме "Органы чувств. Орган зрения"
Урок предназначен для изучения темы "Органы чувств. Орган зрения". В доступной форме с использованием презентации идет изучение новой темы....
Открытый урок литературы по теме "Дар чувствовать, понимать..." (по пьесе А.Вампилова "Свидание"). 7-й класс
Цель урока: привлечь внимание учащихся к творчеству одного из самых интересных драматургов нашего времени, земляка А.Вампилова в канун 70-летия со дня рождения;Воспитать вежливое уважительное от...
Использование наречий и прилагательных после глаголов чувства и восприятия (10 класс с углубленным изучением английского языка)Учебник О.В. Афанасьева, И.В.Михеева
Данный задание направлено на устранение у учащихся трудностей по выбору прилагательного или наречия после глаголов чувства и восприятия....
Органы чувств. Биология 7 класс
эволюция органов чувств животных, начиная простейшими и заканчивая млекопитающими....
Презентация по окружающему миру "От эмоций к чувствам". 4 класс.
Презентация по окружающему миру "От эмоций к чувствам" предназначена для работы по программе Виноградовой Н.Ф. Учащимся предлагалось выполнить тест - описать чувства, свое эмоциональное состояние при ...
Мастер класс проведения родительского собрания в школе с применением метода коучинг. Тема - «Как воспитать у ребенка чувство ответственности? »
Коучинг — это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение. (Тимоти Гол) ...
Урок – семинар «Чувства добрые я лирой пробуждал» (литература, 9 класс)
Подготовка к семинаруВывешивается план семинара (желательно с начала изучения темы). Учащиеся в ходе работы над творчеством поэта выбирают микротему и объединяются в группы. В каждой группе назначаетс...