Игровые приемы обучения на уроках изобразительного искусства
учебно-методическое пособие по изобразительному искусству (изо) на тему

Гаевая Наталья Федоровна

Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых педагог  формирует у школьников конкретные умения и навыки, делает урок интересным и запоминающимся. Включение игровых моментов на уроках позволяет корректировать психологическое состояние учащихся. Дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру, а у учителя есть возможность своевременно менять содержание и характер заданий в зависимости от обстановки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гаевая Наталья Федоровна,                                                                                                                педагог дополнительного образования                                                                                                МАУ ДОД «Центр эстетического                                                                                           воспитания детей «Отрада»

Методическая разработка                                                                                   «Игровые приемы обучения на уроках изобразительного искусства»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Игровые технологии

Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности ребенка.

Игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

развлекательную:    это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие,          воодушевить, пробудить интерес;

коммуникативную:    освоение диалектики общения;

самореализации в игре как в полигоне человеческой практики;

игротерапевтическую:    преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;      

диагностическую:  выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

межнациональной коммуникации:  усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения.

Большинству игр присуще четыре главные черты:

  • свободная развивающая деятельность, принимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
  • творческая, в значительной мере импровизационная, очень активная по характеру этой деятельности;
  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность.

      В структуру игры как деятельности органично включаются целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

  • роли, взятые на себя играющими;
  • игровые действия как средство реализации этих ролей;
  • игровое употребление предметов, т. е. замещение вещей игровыми, условными;
  • реальные отношения между играющими;
  • сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить креативно-развлекательными возможностями. Являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с давних времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике.

Игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельной технологии для освоения комплекса понятий, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элемент более обширных технологий;
  • в качестве одного из методов проведения занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технология проведения внеурочной работы по предмету.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенными признаками: четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровые ситуации на занятиях выступают как средство побуждения, стимулирования школьников к выбранному ими виду  деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций в урочной форме происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель перед учащимися ставится в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства;
  • успешное выполнение задания связывается с игровым результатом.

Следует разделять игры по виду деятельности:

  • физические (двигательные);
  • интеллектуальные (умственные);
  • трудовые;
  • социально-педагогические.

По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотерапевтические.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.

Роль педагога в проведении игр и упражнений на уроках

 Педагог, проводящий игру, должен уделить внимание тем ученикам, у которых что-то не получается, рекомендовать им приемы и упражнения для тренировки нужных качеств, объяснять правила проведения игры.

Поскольку дети могут вносить свои коррективы в уже имеющиеся правила игры, учителю следует поддерживать их инициативу и творческий подход.

При проведении игры важно обеспечить положение, при котором соревнующиеся будут равны по силам и находиться в равных условиях. Необходимо создать такую обстановку, которая предопределит правильное отношение к игре со стороны детей.

Позиция взрослого в игре всегда должна быть активной. Роль арбитра, посредника, члена жюри позволяет давать оценки, характеризовать поведение учеников. Педагог может принимать участие в игре, превращая ее в воспитательный фактор, что способствует гармонизации отношений «преподватель — ученик». Это основная функция игровой позиции педагога, способствующей созданию творческой атмосферы. Игровая позиция преподавателя представляет собой своеобразный стиль отношений между взрослыми и детьми.

Преподаватель  с помощью игры может выявить психоэмоциональное состояние ученика, дифференцировать задачу урока, учитывая творческую индивидуальность ребенка, его мироощущение, понимание окружающей действительности, тяготение к тому или иному стилю изобразительного искусства, виду материала.

Организуя сюжетные игры, педагог имеет возможность влиять на реальные взаимоотношения в игровой группе через их игровые взаимоотношения путем продуманного распределения ролей.

Основные функции игровой позиции педагога:

  • гуманизация взаимоотношений педагога с детьми;
  • повышение творческого потенциала коллективной деятельности;
  • обеспечение гибкого поведения учителя.

Игра как средство самовоспитания

Игра — это путь к познанию своих возможностей. Самопроверка всегда побуждает к самосовершенствованию. Поэтому детские игры — важное средство самовоспитания. В них переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению, сознательной работе над формированием воли, характера, положительных привычек. Приобретению необходимых умений происходит естественно и незаметно. Этот переход обеспечивается игровым интересом. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, неутомимости, целеустремленности. Детям нравится сам процесс игры, для них — это работа, требующая усилий. Они преодолевают в игре серьезные трудности, тренируя свои силы, ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки.

Игры дополняют учебный процесс, способствуют развитию важнейших психических свойств, необходимых для трудовой деятельности и творчества. Большинство игр построено на самопроверке своих возможностей, на стимулировании их развития. Это важное психолого-педагогическое средство развития и воспитания.

Целевая ориентация игр

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

  • Воспитывающие:  воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок.  Воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, комуникативности.

  • Развивающие:  развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальное решение.  Развитие мотивации учебной деятельности.

  • Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, самореализация; обучение общению; психотерапия.

Игры и упражнения на уроках изобразительного искусства

Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых педагог  формирует у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения учащимися материала.

Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего урока следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы.

Чередование в течение занятия всех видов деятельности дает возможность более рационально использовать  время, повышать интенсивность работы детей.

Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятию.

Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно возрастает.

Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя».

Включение игровых моментов на уроках позволяет корректировать психологическое состояние учащихся. Дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру, а у учителя есть возможность своевременно менять содержание и характер заданий в зависимости от обстановки.

Значительное место в системе учебных ситуаций занимают упражнения. В ходе выполнения упражнений абстрактного характера возникающие образы конкретизируются и находят индивидуальное воплощение в определенной теме. В сочетании с конкретным заданием упражнения развивают у детей сложную мыслительную деятельность, в которой анализ и синтез как два психологических процесса выступают во взаимосвязи и единстве.

Степень самостоятельности учащихся зависит от характера упражнения. Зрительный диктант требует повторения за учителем каждого действия, у всех при этом должен получиться одинаковый результат. Быстрые наброски с натуры или короткие живописные упражнения представляют собой творческую работу.

Содержание упражнений охватывает все основные учебные темы, а характер — предполагает варианты решения, т. е. возможность творческого выбора в рамках конкретной учебной задачи.

По форме упражнения могут быть:

  • Изобразительными  (рисунок, живопись, лепка);
  • устными  (ответы по теоретическим вопросам);
  • письменными (анализ произведений искусства).

Зрительный диктант может применяться во всех видах работы: в рисовании, лепке, конструировании.

Целесообразно проводить упражнения с использованием печатной основы: дорисовывание, закрашивание, расписывание готовых изображений, вырезанных из бумаги силуэтов. Готовая основа позволяет четко выделить учебную задачу и решить ее в кратчайший срок.

При ознакомлении с цветом учащимся можно предложить упражнения на передачу цветом определенного настроения, что способствует осознанию содержательного, выразительного аспекта цвета.

При решении пространственных задач готовая основа помогает передать ощущение зрительной глубины на листе. Это задание целесообразно выполнить после изучения способов передачи глубины пространства. Можно предложить учащимся найти ошибки в композициях.

Упражнения отвлеченного характера развивают мыслительную деятельность.

С подобными упражнениями ученики справляются за короткий срок (3—15 минут). Таким образом, готовая печатная основа служит вспомогательным средством для решения конкретных учебных задач и выработки навыков по всем учебным темам, а также средством повышения интереса учащихся к изобразительной деятельности.

Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено своеобразными связями игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему.

На уроках изобразительного искусства игры решают одну или несколько задач. Можно выделить следующие группы игр:

  • внимание;
  • развивающие глазомер;
  • тренирующие наблюдательность;
  • развивающие творческие способности;
  • воздействующие на эмоции и чувства;
  • раскрывающие личностные возможности ребенка.

Большинство игр переводят ребенка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, в позицию творца.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

I. Игры и упражнения на выполнение изображений  из готовых фигур геометрической и произвольной формы.

Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение.

  • Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур.
  • Используя изображенные на доске геометрические фигуры, учащиеся в альбомах рисуют предметы (как вариант этого упражнения — индивидуальные задания каждому ученику. Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?».
  • Из готовых силуэтов составьте натюрморт. Игра может проводиться в виде соревнования двух (трех) команд. Работа ведется на магнитной доске. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные решения.

Темы, при изучении которых может быть использована данная игра:

  • Изображения на плоскости. Выполнение натюрморта «Мир моей бабушки».
  • Выполнение декоративной композиции «Коробейник».
  • Составление композиции натюрморта из вылепленных предметов.
  • Игра-головоломка.
  • Составьте из геометрических фигур изображения животных. Задание носит творческий характер.
  • Восприятие искусства. Беседа «Анималистический жанр».
  • ДПИ; форма, пропорции, конструкции. «Фантастическое животное, птица, рыба».
  • Дополните изображение.
  • Нитепечатанием учащиеся получают два одинаковых изображения. Варианты задания: дополнить изображения самому или поменяться с соседом по парте одним экземпляром изображения и дополнить его. Упражнение помогает развитию творческого воображения.
  • форма, пропорции, конструкции. «Фантастическое животное, птица, рыба».
  • Назовите предметы, похожие на геометрические тела.

Упражнение на логическое мышление.

 Форма. Рисование с натуры предметов простой формы.

 Выполнение натюрморта с натуры.

По цветоведению:

 1. Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета).

Учащиеся работают с готовыми геометрическими фигурами различных цветов. По просьбе педагога дети поднимают составленные пары. Это упражнение помогает усвоению основных понятий.

 Цвет. Композиция.

Выполнение эскиза вышивки платка.

 2. Назовите основные, дополнительные, производные цвета.

 Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводить фронтально,

 Рисование с натуры овощей и фруктов.

  Цвет. Композиция.

 Рисование с натуры натюрморта «Домашние фиалки».

 3. Холодные и теплые цвета. 

Учащиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, а второй — для оперения Жар-птицы. Упражнение на определение цвета и его выразительного аспекта.

4. Игра-соревнование «Кто больше?»

На полосках бумаги учащиеся делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше накрасок различной светлоты. Игра на закрепление понятий о разбеливании цвета.

Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий

1. Продолжите цепочку слов. 

 Такое упражнение можно проводить в начале урока. Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию. Например: архитектура, стиль, романский, готика, арка...

2. Объясните значение слова.

 Например: ритм — это…, дизайн — это…

3. Сгруппируйте слова по жанрам (видам).

На доске написаны различные понятия, термины, названия, которые необходимо объединить в смысловые группы.

Изображение на плоскости. Пейзаж.

Восприятие искусства. Беседа «Искусство в жизни общества и человека».

 Вычеркните лишнее слово.

 4. Блиц-контроль (вопрос — ответ).

Для проведения блиц-контроля можно использовать «волшебный куб». На столе учителя куб, грани которого окрашены в разные цвета. На доске таблица, в которой каждому цвету, грани куба соответствуют названия видов изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика,  дизайн. Ведущий поворачивает куб одной из граней к классу, а учащиеся должны поднять карточку с изображением нужного объекта. Можно использовать разные варианты задания.

5. Диагностическое упражнение «Вспомни слово». 

Задание постепенно усложняется. Такое упражнение можно использовать в начале урока.

Например: г_ашь (гуашь), гр_ф_ка (графика), к_р_м_ка (керамика) и т. д.

Игры и упражнения для развития восприятия искусства

 1. Подберите прилагательные, характеризующие произведение искусства (репродукция или слайд).

Побеждает тот из учащихся, который подберет большее количество. Это упражнение развивает способность переводить зрительный образ в словесный.

2. Сравните впечатления 

  • Учащиеся сравнивают два произведения искусства. При выполнении этого упражнения развивается культура восприятия произведений искусства, речь учащихся.
  • Цвет. Рисование с натуры натюрморта (овощи, фрукты).
  • Композиция на плоскости. Человек и предметный мир. Натюрморт «Мир моей бабушки».
  • Восприятие искусства. Беседа «Анималистический жанр».
  • Восприятие искусства. Беседа «Человек в искусстве. Жанр портрета».
  • Тема мифа в изобразительном искусстве.
  • Роспись ларца в ювелирных украшениях.
  • Восприятие искусства. Беседа «Бытовой жанр в изобразительном искусстве».
  • Лепка фриза для здания школы или детского сада.
  • Восприятие искусства. Беседа о взаимосвязи человека с окружающей средой.
  • Беседа о графическом дизайне.
  • Восприятие искусства. Беседа «Исторический и батальный жанры».
  • Восприятие искусства. Беседа «Библейские сюжеты в живописи, графике и скульптуре».

 3. «Войдите» в картину (представьте себя на месте героя произведения искусства).

    Игра развивает фантазию ребенка, речь, носит творческий характер.

4. Подберите музыкальный фрагмент или стихи к произведению искусства.

Такие эстетические ситуации способствуют развитию образного мышления учащихся на основе единства изобразительных и выразительных средств искусства. Например, на доске расположены репродукции зимних пейзажей: К. Юон. «Конец зимы. Полдень»; И. Грабарь. «Февральская лазурь»; И. Шишкин. «На севере диком…», «Зима»; Г. Нисский. «Подмосковье. Февраль»; Л. Щемелев «Зима (Раков)».

Учащиеся должны подобрать к отрывку стихотворения соответствующую репродукцию с изображением зимнего пейзажа, объяснить свой выбор.

Заготовила зима                                                                          

Краски для всех сама.

Полю — лучшие белила,

Зорям — алые чернила,

Всем деревьям — чистые

Блестки серебристые.  

                                 В. Фетисов

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

                                  Ф. Тютчев

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

                                   А. Пушкин

В январе, в январе

Много снегу на дворе,

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

В небо дым идет столбом.

                                    С. Маршак

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

                                   С. Есенин

5. Игра «Угадай».

Преподаватель  подбирает стихи, загадки, по которым учащиеся должны догадаться, о каком произведении (предмете) искусства идет речь.

Игра развивает логическое мышление, эмоциональную культуру восприятия, активизирует внимание, стимулирует процесс запоминания художественной информации.

Роспись изделий по типу народных узоров.

6. Указать автора или название произведения.

Учащимся раздаются карточки с таблицей, в которой указаны фамилии художников, на доске расположены репродукции работ этих авторов с номерами. Ученики заполняют таблицу.

Данный вид задания может быть использован на уроках по восприятию искусства.

7. Отгадывание кроссвордов (составление).

При их составлении у учащихся развиваются навыки работы со словарями, различного рода справочной литературой. Процесс создания и разгадывания кроссвордов способствуют овладению содержанием основных понятий.

Тематические кроссворды выполняют функции:

  • обучающую;
  • контролирующую;
  • творческую.

При начертании геометрической формы кроссворда у учащихся развивается пространственное образное мышление.

Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому занятия изобразительным искусством должен “увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский “в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо”.

Дети, особенно младшие школьники, очень любят быть волшебниками; как они сами говорят, “играть в сказку”. Почему сказка любимый детьми жанр? Наверное, потому, что она несет в себе самое важное психологическое содержание, как говорят сами дети, “любовь, добро и счастье”, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства.

Но как бы велико ни было значение сказки для поддержания душевного мира детей, не одна она используется в качестве терапевтического средства на уроках изобразительного искусства. Тем и хорош этот урок, что он соединяет воедино многие искусства.

Список использованной литературы

 1. Азаров, Ю. П. Игра и труд / Ю. П. Азаров..

2. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева.

3. Выготский, Л. С. Роль игры в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии

4. Газман, О. С. В школу с игрой / О. С. Газман [и др

5. Жуковская, Р. И. Воспитание ребенка в игре / Р. И. Жуковская.

6. Занько, С. Ф. Игра и учение / С. Ф. Занько [и др.]..

7. Котикова, О. П. Эстетическое воспитание старшеклассников / О. П. Котикова.

8. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б. П. Никитин..

9. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко..

10. Шмаков, С. А. Игры учащихся — феномен культуры / С. А. Шмаков.

11. Шмаков, С. А. Культура — досуг — ребенок / С. А. Шмаков..

12. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин..

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

В статье  рассказывается об использовании интерактивных методов обучения на уроках ИЗО....

Игровые приёмы обучения на уроках изобразительного искусства

Преподавание искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки. Дидактическая и...

Игровые приёмы обучения на уроках изобразительного искусства.

        Не каждый ребёнок выбирает профессию художника или скульптора, но всякий становится творческой личностью, приобретает умение думать и выражать свои мысли и чувства в...

Использование метода проблемного обучения на уроках изобразительного искусства

Я надеюсь мой материал  поможет педагогам преподающим изобразительное искусство в основной школе, правильно использовать в своей работе технологию проблемного обучения с различными её методами и ...

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Целью данного доклада является ознакомление с использованием игровых технологий на уроках изобразительного искусства. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливаетс...