"Пузырьковая Галактика"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо) по теме

Пайкова Татьяна Иннокентьевна

План конспект занятия по изо, посвященный Дню космонавтики. Занятие сочетает такие техники нетрадиционного рисования, как "пузырьковое выдувание" и "Граттаж"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Пузырьковая галактика75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка открытого занятия в студии художественного мастерства «Свой стиль»

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету — Ведь другой, похожей, нету!

Тема: «Пузырьковая галактика»

Цель урока: Научить воспитанников выполнять декоративную композицию, соединяя  технику «граттаж», «пузырьковое выдувание» и аппликацию

Возраст обучающихся: 8 – 10 лет

Задачи:

  • Изучение нового вида изобразительной деятельности
  • Познакомить учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране.
  • Расширять кругозор, развивать устную речь, переключаемость и устойчивость внимания.
  • Формировать познавательную активность.
  • Воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование и материалы: 

Для воспитанников: бумага для граттажа (покрытая воском и красками заранее), перья для процарапывания рисунка, стаканчики с разведенной краско-мыльной смесью, полые трубочки для краски, белая  бумага, ножницы, клей.

Для педагогов: бумага для граттажа (покрытая воском и красками заранее), перья для процарапывания рисунка, стаканчики с разведенной краско-мыльной смесью, полые трубочки для краски, белая  бумага, ножницы, клей для демонстрации приемов выполнения работ. Мольберт, указка, план урока.

Мультимедийная презентация  по теме урока.

Мультимедийное обеспечение

Ход занятия

Цель на данном этапе

Организационный момент

(слайд – Добро пожаловать в волшебную школу рисования)

(Вступительное слово педагога в образе Карандаша)

Здравствуйте, дорогие мои художники. Я вновь рада приветствовать вас в нашей волшебной школе рисования, и со мной мой волшебный карандаш, а это значит, что сегодня вас вновь ждет необычный урок. Вместе с вами и моей подругой – кисточкой, мы отправимся в удивительный мир изобразительного искусства.

Только что-то кисточка немного опаздывает. Ну, что ж, мы не будем ждать ее, а, пожалуй, придумаем, чем бы интересным нам с вами заняться….

(входит кисточка)

Кисточка – Как это не будем ждать? Здравствуйте, мои юные друзья. Извините за опоздание, но, поверьте, меня задержали очень важные дела.

Карандаш – Позволь узнать, что это за дела? Очень любопытно…

Кисточка – Конечно, я вам расскажу. Сегодня большой праздник. И я спешила к вам, чтобы рассказать о нем.

Организовать ребят, настроить на урок, заинтересовать предстоящей работой.

(слайд – Какое событие отмечают 12 апреля)

Карандаш – Интересно, интересно, кажется, я догадываюсь, о чем речь… Ребята, а вы знаете, что за праздник такой сегодня 12 апреля отмечают все жители нашей большой страны?

(ответы детей)

Рассказать учащимся о первом космонавте планеты, познакомить с основными датами первого полета в космос. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за принадлежность к своей Родине

(слайд – стихотворение)

Кисточка –А давайте, я вам помогу:

В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.

(слайд – видео, запуск космической ракеты)

Карандаш – Совершенно верно. Ровно 50 лет назад, 12 апреля 1961 года с космодрома «Байконур» стартовал космический корабль- спутник «Восток», пилотируемый Юрием Алексеевичем Гагариным . Этому обычному весеннему дню суждено было навсегда войти в историю человечества  и называется он День космонавтики. Хотите посмотреть, как это было? Тогда наш волшебный телевизор перенесет нас на 50 лет назад…

(слайд – портрет Гагарина + песня»Он сказал, поехали»)

Кисточка – Все Россияне гордятся этим днем, ведь именно наш космонавт первым совершил полет вокруг земли. Посмотрите на него еще раз. Запомните его имя – Юрий Алексеевич Гагарин, человек, открывший эпоху космонавтики!

(слайд – После слов …. Как слышите меня? – Видео – Барбарики (заканчивается словами ждем новых сообщений)

Карандаш – И мне кажется, я уже придумала, что мы сегодня будем рисовать… А вы догадались, ребята?

(предположения детей)

Кисточка – Замечательное предложение! А помогут нам мои космические друзья – Барбарики. Они живут на далекой планете Барбарелла и знают о космосе все-все. Давайте попробуем выйти с ними на связь.

(слайд видео)

Кисточка – Прием.. прием… земля вызывает барбариков… как слышите меня?

Барбарики – Слышим нормально. Приветствуем юных землян! Рады помочь вам..

Карандаш – Здравствуйте, барбарики. Сегодня мы с ребятами хотим немного попутешествовать в космосе, но не знаем, с чего начать. Может быть вы поможете нам?

Барбарики – Внимание! Для путешествия во вселенной вам нужно создать свою галактику. Это поможем вам не заблудиться и не попасть в черную дыру.  Немного фантазии и помощь волшебной кисточки и у вас все получится. Успехов… Ждем новых сообщений…

Мотивировать воспитанников на учебную деятельность

Практическая работа. Часть 1.

Кисточка -  Ну, если дело только в фантазии, тогда у нас все получится, правда, ребята, ведь мы с вами занимаемся вместе уже не первый день и фантазируете вы лучше всех на свете. А я вам буду помогать. Мы с вами вместе создадим Пузырьковую галактику, такой еще никто не создавал.

Познакомить воспитанников с нетрадиционной техникой рисования – «Пузырьковым выдуванием», научить выполнять работы в этой технике

(слайд- для работы вам потребуется…)

Карандаш – А для работы вам потребуется чистые белые листы бумаги. Трубочки для выдувания пузырей. И стаканчики в которых мы растворили краску, смешав ее с замечательным волшебным жидким мылом.

(слайды 8 – 12, (4), этапы выполнения  пузырьковой техники)

Кисточка – Сейчас мы с вами займемся самым увлекательным, интересным делом – мы будем выдувать мыльные пузыри, а потом ставить разноцветные отпечатки на белой бумаге. Чем  больше цветов – тем радужнее будут ваши планеты. Посмотрите, как это сделаем мы

(демонстрация  изготовления мыльных отпечатков)

(слайд – песня «Разукрасим все планеты»)

Выполнение ребятами   отпечатков

Закрепить  полученные знания на практике

Карандаш -  А теперь отложим наши волшебные  разноцветнопузырчатые листочки в сторону, пусть они подсохнут. Но знаешь, о чем я подумала, кисточка, ведь до нашей Пузьрьковой галактики так просто не дойти, может быть, мы еще раз обратимся за помощью к твоим друзьям?

Кисточка – Конечно! Земля вызывает барбариков…

Мотивировать воспитанников на продолжение учебной деятельности

(Слайд- видео «Барбарики»)

Как слышите меня?

Барбарики – Слышим вам хорошо. Мы поняли вашу проблему. Для передвижения в космосе вам необходим специальный летательный аппарат.  Отправляем вам схемы. Хорошей работы!

(смена слайда)

(Слайд «Галактика» 16 картинок в одном слайде + музыкальное сопровождение)

Карандаш – Но прежде, чем мы продолжим  волшебное рисование, я предлагаю вам немного поразмяться, ведь для космического путешествия нужно быть в отличной форме. Мы с вами отдохнем, а заодно поиграем.

Физминутка
В небе ясном солнце светит. Космонавт летит в ракете. –
(Потягивания — руки вверх.)
А внизу леса, поля— расстилается земля.
(Низкий наклон вперёд, руки разводятся в стороны.)
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:

(загибаем пальчики поочередно на обоих руках)
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

В космос мы слетали, пальчики размяли,

А теперь пора опять рисованье продолжать!

Сменить вид деятельности, подготовить воспитанников к следующему этапу урока. Расширить кругозор учащихся.

Практическая работа. Часть 2.

(слайд – космические корабли – 5 картинок в одном слайде)

Карандаш – Ах, каких только кораблей не придумали за эти 50 лет. Посмотрите, ребята, ракета, похожая на конфету,  такой красивый звездолет, а это летающая тарелка. Сейчас каждый из вас на минутку закроет глаза и представит свой звездолет. Представили? А теперь  пора приступить к его изготовлению.

Закрепить материал, изученный на предыдущих занятиях, повторение этапов выполнения работ в технике граттаж

(слайд «Граттаж»)

Кисточка – Выполнять наш звездолет мы будем в технике «Граттаж».

(слайд «Выполнение граттажа»

18 – «Для работы вам потребуются

19-22 – этапы выполнения граттажа)

Многие из вас уже знакомы с этой техникой. Кто сможет нам рассказать, как она выполняется? Совершенно верно. Прошу внимания на экран…

Бумагу для граттажа мы приготовили заранее. Для этого мы взяли лист бумаги, покрыли его разноцветными красками, дали им хорошо высохнуть. Затем взяли обыкновенную свечку и хорошенько натерли цветные листы парафином. Мы постарались сделать  очень толстый слой парафина, чтобы вам было легче работать. А затем, еще раз покрыли наши листы краской, насыщенного темного цвета,

Ведь

Окрашен космос в чёрный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня.
Здесь нет земной голубизны,
Здесь виды странны и чудны:
И звёзды сразу все видны,
И Солнце, и Луна

Кисточка – выполнять наши звездолеты мы будем с помощью вот таких вот острых перьев

(слайд – видео)

Барбарики – Внимание! Тревога! Вы взяли в руки колющие предметы. Каждый космонавт знает, что работая с ними нужно быть предельно осторожными. Не толкайтесь, не направляйте перья в сторону соседа, окончив работу, уберите перья в специальные футляры!

Передавайте перья тупым концом вперед! Удачной работы!

Повторить технику безопасности при работе с колющими предметами, в данном случае - перьями

(слайд – «Примеры выполнения рисунка + музыка на время выполнения ребятами работы)

Карандаш – Спасибо вам, барбарики. Ребята будут очень осторожны, правда ребята. Ну, что ж, вы готовы. Тогда приступим к выполнению наших звездолетов.

Посмотрите, какие интересные  модели звездолетов и летающих тарелок нам прислали барбарики. Может быть, ваши звездолеты будут такими же, а может быть , вы придумаете свои летательные аппараты.

Закрепить изученный материал на практике. Проследить за степенью усвоения воспитанниками материала

(демонстрация педагогом поэтапного выполнения рисунка, ребята одновременно с педагогом работают над своими рисунками. Необходимо заострить внимание учащихся на расположении ракет, ведь необходимо оставить пространство для выполнения аппликации)

Кисточка – Какие красивые звездолеты у вас получились. А сейчас давайте с вами вернемся к нашим пузырьковым планетам. Ведь наши отпечатки совсем высохли и пора взять в руки ножницы!

(слайд – видео ТБ)

Барбарики – Внимание! Тревога! При работе с ножницами следует четко соблюдать правила безопасности: подавать ножницы кольцами вперед, не оставлять их открытыми, работать осторожно. Удобнее выразать, если поворачивать в руках не ножницы, а бумагу!

Повторить технику безопасности при работе с режущими предметами, в данном случае - ножницами

(слайд – 2 картинки)

Кисточка – Правда, ребята, давайте с вами возьмем в руки ножницы и вырежем круглые планеты с мыльно-красочными отпечатками. Резать вам будет удобнее, если вы будете поворачивать не ножницы, а бумагу. Теперь возьмите клей, намажьте чистую сторону и приклейте ваши разноцветные планеты на вашу работу. Очень красиво получается… А сейчас давайте разместим свои работы вот здесь, так, чтобы  все увидели их!

Научить воспитанников выполнять  декоративную композицию, соединяя нетрадиционные техники рисования – «пузырьковое выдувание» и «граттаж» и аппликацию

(слайд – видео)

Барбарики – Земля. Прием! Мы очень рады, что у вас все получилось. До новых встреч!!! Любите друг друга! Берегите друг друга! Будьте добрыми!

Подведение итогов занятия

Карандаш – Итак, к полету в открытый космос все готово. Юные космонавты, просим вас Пузырьковую галактику считать открытой! Доложите обстановку на вашей планете..

(педагоги вместе с ребятами обсуждают рисунки, дают позитивную оценку каждой работе),

Дать позитивную оценку работе каждого воспитанника, тем самым, мотивируя их для последующей успешной деятельности в области изобразительного искусства

(слайд – Стихотворение)

Кисточка – Вот и подошло к концу наше волшебное путешествие. Сегодня мы с вами научились выполнять декоративную композицию, соединяя  технику «граттаж» и аппликацию. Кто-то узнал что-то новое для себя, а кто-то вспомнил. Главное помнить, что

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету — Ведь другой, похожей, нету

Подвести итог урока,  «проговорить» изученный материал, для закрепления.

(слайды 29 – 30)

Мы живем на прекрасной планете. Мы живем в прекрасной стране, которая открыла для людей космические дали. И давайте вместе с вами гордиться своей страной, своей планетой. А когда вы вырастете, и, кто знает, может быть на самом деле полетите в открытый космос, вспомните, этот урок, наши фантазии и нас. Спасибо вам за интересное занятие.

(слайд – песня «Что такое доброта»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Галактика жизни

мастерская о ценностных ориентациях...

Классный час "Мы дети галактики"

Презентация к классному часу "Мы дети галактики" учителя Завьяловой Е.В....

Программа детской организации "Галактика"

Работая старшей вожатой в детской организации, накопила свой опыт.Хочу поделиться составлением программы детсой организации. "Нада видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо прин...

Анализ работы ДО "Галактика"

Анализ работы ДО "Галактика" за 2010-2011 учебный год...

Галактики. Многообразие Галактик

Закрепление материала по пройденной теме "Небесные тела". Рссмотрение темы " ГАЛАКТИКИ. МНОГООБРАЗИЕ ГАЛАКТИК"....

Урок природоведения в 5-м классе «Галактики. Многообразие галактик» по теме «Вселенная» по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина.

Урок «Галактики. Многообразие галактик» по теме «Вселенная» (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока – обеспечение условий для становления ребе...

Работа с текстом "Пузырьковая камера"

Задание на формирование естественно - научной грамотности...