Работа с текстом "Пузырьковая камера"
учебно-методический материал по физике (9 класс)
Задание на формирование естественно - научной грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
printsip_deystviya_puzyrkovoy_kamery.docx | 13.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Принцип действия пузырьковой камеры
В начале пятидесятых годов прошлого столетия Дональд Глейзер придумал прибор, регистрирующий элементарные частицы. Он получил название пузырьковой камеры. Основная часть модели камеры — стеклянная колба с эфиром объемом несколько кубических сантиметров. Жидкость нагревается и находится под давлением около 20 атм. Специальное устройство позволяет быстро сбрасывать давление. Если во время «ожидания» пролетала заряженная частица, то вдоль следа появлялись пузырьки пара. Сфотографировав след, можно было снова повысить давление, пузырьки исчезали — и прибор снова в работе.
Почему пузырьки появлялись именно на пути частицы?
Возьмем две пробирки, одну из них тщательно вымоем, проследим, чтобы на стенках не было царапин или посторонних частиц, и наполним ее дистиллированной водой (приблизительно 10 см3). Во вторую пробирку нальем такое же количество водопроводной воды и еще бросим кусочек мела. Будем подогревать пробирки в одинаковых условиях и при отсутствии прямого соприкосновения с огнем.
В пробирке с водопроводной водой кипение начнется раньше, и процесс этот будет проходить достаточно спокойно и непрерывно, пузырьки пара образуются в основном на кусочке мела. В пробирке с дистиллированной водой процесс кипения начнется позже (при большей температуре) и будет происходить неравномерно. В лаборатории удается очистить сосуд и воду так хорошо, что кипение не наступает вплоть до температуры 140°С. Если в такую воду, названную перегретой, бросить крупинку, произойдет взрыв — так быстро образуются пузырьки с паром. Для того чтобы процесс кипения происходил равномерно, в сосуд помещают так называемые «кипелки» — обломки стеклянных и фарфоровых трубок, кусочки мрамора и т. п.
Описание описанных свойств жидкости связано с силами поверхностного натяжения, которые стремятся раздавить образовавшийся пузырек. Дополнительное давление тем больше, чем меньше радиус пузырька. Так что процесс кипения подавляется в самом зародыше. Именно потому однородную жидкость удается перегревать.
Вопросы и задания
1.С какой целью проводился эксперимент, описанный в тексте?
2.Почему в пробирке с водопроводной водой пузырьки образуются в основном на кусочке мела? Что является «кипелкой» для процесса кипения воды в обычном чайнике?
3.Объясните, как вы понимаете смысл понятия «перегретая жидкость».
4.Почему важнейшим условием работы камеры Глейзера является однородность жидкости и чистота ампулы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чудо - прибор (использование документ - камеры на уроках в общеобразовательной школе)
В статье идет речь о преимуществах использования документ - камеры на уроках в общеобразовательной школе....
Камера хранения
Об этом стоит серьезно подумать...
Презентация на тему: "Использование ИКТ на уроках географии. Документ-камера (Из опыта работы)"
Презентация предназначена для ознакомления с основными возможностями документ-камеры при работе в учебных заведениях...
Мастер-класс по работе с документ-камерой.
Использование ИКТ для оптимизации учебного поцесса....
Применение документ - камеры на уроках математики( из опыта работы)
Как выглядит это компактное и очень многофункциональное устройство было показано в моей презентации. В этой статье я рассказываю,. какими основными функциями и возможностями обладает этот ...
исследовательская работа поастрономии "Камера-обскура актуальность в наши дни"
исследовательский проект по астрономии с использованием возможностей камеры-обскура...
Как работают камеры
Данная презентация предназначена для учащихся 5 классов, которые работают по программе FORWARD Вербицкая. ...