Урок природоведения в 5-м классе «Галактики. Многообразие галактик» по теме «Вселенная» по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина.
презентация к уроку по биологии (5 класс) по теме
Урок «Галактики. Многообразие галактик» по теме «Вселенная» (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока – обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы, использовать слайд-шоу, позволяющий расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по природоведению для 5 класса
по теме «Галактики. Многообразие галактик.»
Окорокова Елена Семеновна, учитель высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №72, Ленинского района г.Нижнего Новгорода
УМК «Биология. 5 класс» Н. И. Сонина
Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
познакомить учащихся со звездными системами; расширить представления учащихся о строении Вселенной.
Задачи урока:
Образовательная:
формирование у учащихся представлений о Галактике, ее возникновении, составе, расстояниях между звездами, измеряемых с помощью астрономической единицы длины – светового года, расширение представлений о множестве галактик во Вселенной.
Развивающая:
продолжение формирования интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать), развитие умений учащихся применять полученные знания конкретно на практике, развивать инициативу учащихся.
Воспитательная:
воспитание у учащихся интереса к обучению, привитие навыков коммуникативного общения, развитие культуры речи.
Оборудование:
рисунки с изображением созвездий, тесты «Выбери из трех» (Приложение1), карточки с игровым заданием, таблички с названием комических кораблей «Восток», «Восход», «Союз», мультимедийное оборудование, компьютерная презентация (Приложение2).
Ход урока:
- Организационный момент
Класс делится на три группы (три космических корабля), назначаются командиры кораблей.
В течение урока за каждый правильный ответ на вопрос команда получает поощрительный жетончик в виде солнышка. Команда, получившая наибольшее количество жетончиков, становится победительницей, получает отметку «отлично». Две другие команды делят второе и третье места, получают отметку «хорошо».
- Мотивация
Учитель:
Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня у нас необычный урок. Урок-путешествие. Вы отправляетесь в космическое путешествие на космических кораблях: «Восток», «Восход», «Союз», а чтобы добраться до намеченной цели, вам нужно будет выполнить задания и узнать тему урока. Мне доверено руководить вашим полетом из «центра управления полетами». Итак, ключ на старт, запускаем ракетные реактивные двигатели. Поехали! Счастливого полета вашим кораблям.
Мне поступают сведения, что все идет по плану: корабли вышли на космическую орбиту.
- Проверка знаний учащихся
Учитель: И сейчас мы узнаем, как вы справитесь с первым заданием.
1. Разминка: вопросы каждой команде.
- Корабль «Восток» поднялся на высоту 80 - 100 км, и какие-то вспышки мешают движению. Что за вспышки в атмосфере Земли?
2. Корабль «Восход» приближается в межпланетное пространство Марса и Юпитера. К чему
готовиться экипажу?
3. Внимание, на горизонте корабля «Союз» «хвостатое чудовище». Как вы объясните это
явление?
(Ответы: 1) метеоры, 2) астероиды, 3)комета.)
(Ребята дают развернутое объяснение).
Учитель: Молодцы! С первым заданием вы справились отлично.
2. Рефлексия (размышление) «Горячий стул».
Учитель: Внимание, внимание! На кораблях обнаружены неисправности. Командиры кораблей должны выйти в космическое пространство и устранить поломки.
(Командиры по очереди выходят, и садятся на стул, лицом к классу, спиной к доске. Учитель на доске пишет понятие, термин. Учащиеся групп, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.
Термины: сверхгигант, планета, Вселенная).
Учитель: Молодцы, командиры устранили неисправности, и вы летите дальше.
3. Тест «Выбери из трех». Работа в группах.
Учитель:
Ребята, ваши космические корабли следуют заданному маршруту, вам необходимо заполнить «маршрутные листы» (Тест «Выбери из трех») Приложение1. На это задание вам дается 5 минут.
Заполненные «маршрутные листы» «перешлите на Землю».
Приложение1
Тест: «Выбери из трех»
1.Какое небесное тело располагается в центре в моделях Вселенной по Аристотелю и Птолемею?
а) Луна; б) Солнце; в) Земля.
2.Кто одним из первых высказал мысль о том, что в центре Вселенной находится
Солнце?
а) Аристотель; б) Аристарх Самосский; в) Галилей.
3. Кто первый предположил, что Земля имеет форму шара?
а) Аристотель; б) Пифагор; в) Бруно.
4. Кто первым для исследования небесных тел стал использовать телескоп?
а) Николай Коперник; б) Джордано Бруно; в) Галилео Галилей.
5. Какая самая маленькая планета Солнечной системы?
а) Марс; б) Земля; в) Плутон.
6. Самая дальняя от Солнца планета нашей системы?
а) Венера; б) Плутон; в) Меркурий.
7. Кто из ученых создал первую модель мира?
а) Галилей; б) Пифагор; в) Аристотель.
8. Какая планета-гигант?
а) Сатурн; б) Венера; в) Плутон.
9. На какой планете находится большое красное пятно?
а) Нептун; б) Сатурн; в) Юпитер.
10. Какая ближайшая к нам звезда?
а) Сириус; б) Альдебаран; в) Солнце.
11. Какую планету Солнечной системы называют красной?
а) Марс; б) Венера; в) Плутон.
12. Что такое метеорит?
а) космические тела, упавшие на Землю; б) падающая звезда; в) кусок планеты.
13. Что такое Вселенная?
а) небесные тела; б) планеты, которые вращаются вокруг Солнца;
в) космическое пространство и все, что его заполняет.
14. Что относится к небесным телам?
а) звезды Московского кремля; б) морская звезда; в) комета Галлея.
15. Что изучает астрономия?
а) природу; б) небесные тела; в) форму и строение Земли.
Ключ: 1-в, 2-б, 3-б, 4-в, 5-в, 6-б, 7-в, 8-а, 9-в, 10-в, 11-а, 12-а, 13-в, 14-в, 15-б.
4. Сообщения.
Учитель: В иллюминаторы вы наблюдаете звезды на небе, а что такое созвездия?
(Ответы ребят).
Учитель: А какие мифы о созвездиях вы знаете?
(Выступление ребят от каждой команды по 2 человека с сообщениями о созвездиях, сопровождающиеся демонстрацией рисунков: Ковш Большой Медведицы, Близнецы, Кассиопея, Цефей, Андромеда, Пегас, Персей).
5. Игровое задание «Космический бой». Работа в парах.
Учитель: Ребята, вы летите все дальше и дальше, и теперь настало время определить тему нашего урока. Определить тему вы сможете, сыграв в небольшой «космический бой».
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | |
1 | Г | ||||||
2 | М | Н | А | ||||
3 | Л | О | |||||
4 | |||||||
5 | Б | К | |||||
6 | Р | ||||||
7 | Т | И | |||||
8 | З | ||||||
9 | Е |
Б1, Ж2, А3, Ж2, Ж5, Б7, Е7, Ж5, Е7.
А2, Д2, Б3, Б1, Б3, Б3, В5, Г6, Ж2, Е8, В8, Г9 Б1, Ж2, А3, Ж2, Ж5, Б7, Е7, Ж5.
(Учащиеся в парах определяют тему урока: «Галактики. Многообразие галактик.» и формулируют цель: познакомиться со звездными системами, расширить представление о строении Вселенной).
- Изучение нового материала
(Рассказ учителя сопровождается компьютерной презентацией Приложение2).
Полет продолжается, цель определена, открыли свои «бортовые журналы» и записали тему урока: «Галактики. Многообразие галактик».
(Слайд №1).
Наша Солнечная система – маленькая частица громадной звездной системы, которую называют Галактикой. В Галактику входят все те звезды, которые мы видим в созвездиях и невооруженным глазом, и в телескоп. Наша Галактика – это Млечный Путь, протянувшийся подобно ожерелью из драгоценных камней от одного края неба до другого.
(Слайд №2).
Долгое время природа Млечного Пути оставалась неизвестной. Ученые думали, что это сияние в воздухе нашей планеты. Только в 1609 году Галилео Галилей с помощью телескопа обнаружил, что Млечный Путь состоит из множества звезд. В телескоп видно и скопление слабых, далеких звезд, и скопление ярких, близких звезд.
(Слайд №3).
Итак, давайте запишем: « Галактика – это огромное скопление звезд, звездная система». Существует миф древних греков, что Млечный Путь напомнил им молоко, брызнувшее из груди богини Геры.
Запишем: «Галактика (от греческого слова «галактикос» - млечный, молочный).
(Слайд №4)
Что же представляет собой Млечный Путь? Млечный Путь представляет собой уплощенный диск с выделяющимся ядром. Но диск не сплошной. Он состоит из спиральных ветвей, или рукавов. Спиральные ветви состоят из звезд, газовых и пылевых туманностей, которые закручиваются вокруг ядра. Солнце находится в одном из рукавов диска галактики Млечный Путь. Откройте учебники с. 41. Вы видите рисунок Млечного Пути, зарисуйте в ваши «бортовые журналы». (Ребята рисуют).
(Слайд №5).
Расстояние между звездами так велико, что его неудобно измерять в километрах. Поэтому астрономы пользуются особой единицей длины – это световой год.
Запишем:
«Световой год – это путь, который проходит свет за один год.
Скорость света – 300 тысяч километров в секунду.
За год свет преодолевает 10 триллионов километров.
Среднее расстояние между звездами около 5 световых лет (т. е. примерно 50 трлн. лет).
(Слайд №6)
Раньше считали, что между звездами - пустота. Но затем определили, что пространство между звездами заполнено разреженным газом и твердыми частичками – межзвездной пылью. Межзвездный газ состоит из водорода и гелия. Межзвездное вещество является тем материалом, из которого образуются новые звезды и планеты. Ученые считают, что наша Галактика возникла 12 млрд. лет назад из гигантского вращающегося облака, образованного в основном водородом и гелием.
(Слайд №7)
Галактика Млечный Путь находится в постоянном движении. Она вращается и одновременно «мчится» в космическом пространстве с огромной скоростью. Наша Солнечная система обращается вокруг центра Галактики.
Запишем:
«Скорость нашей Галактики – 1 млн. 500 тыс. км в час.
Скорость Солнечной системы вокруг Галактики – 800 тыс. км в час.
Один оборот Солнечной системы вокруг Галактики – 200 млн. лет».
(Слайд №8)
Кажется, как огромна, как необъятна наша Галактика, но она – лишь небольшая часть Вселенной. Сегодня известно, что существуют миллиарды галактик.
Ближайшие к нам галактики – Большое и Малое Магеллановы Облака. Они расположены от нас на расстоянии 150 тыс. световых лет. Обе эти галактики меньше нашей. Их можно увидеть невооруженным глазом в Южном полушарии. Впервые их наблюдали участники кругосветного путешествия Ф. Магеллана.
(Слайд №9)
А мы можем увидеть на звездном небе галактику Андромеды. Она крупнее нашей и находится от нас на расстоянии свыше 2 млн. световых лет. Галактики Большое и Малое Магеллановы Облака и галактика Андромеды изображены и у вас в учебнике (с. 40 – 41).
(Слайд №10).
Галактики различны по форме, размерам, составу, удаленности от нашей Галактики, они образуют скопления. Также схема внешнего вида галактик изображена в учебнике (с. 42).
(Слайд №11).
Современные телескопы позволяют наблюдать и изучать множество галактик, некоторые из них вы сейчас видите, пролетая на своем «корабле».
(Слайды №12 - №22).
Скопления галактик могут включать от нескольких галактик до нескольких тысяч. Их называют «Местные галактики». Эти «Местные галактики» могут образовывать еще огромные группы – Сверхгалактики, а Сверхгалактики образуют Метагалактики. Вот как удивительно строение Вселенной. Каково же наше место в этой бесконечной Вселенной? Ответ на него может дать следующий адрес:
Бесконечная Вселенная
«Наша» Метагалактика
«Наша» Сверхгалактика
«Местное скопление» Галактик
Наша Галактика
Солнечная система
Планета Земля
Материк Евразия
Страна Россия
Город Нижний Новгород
Запишите.
(Слайд №23)
- Закрепление
Вопросы.
Итак, что вы узнали сегодня, путешествуя в космосе?
Что такое Млечный Путь?
Что такое галактика?
Каково строение нашей галактики?
Как движется галактика?
Что такое световой год?
Из чего состоит межзвездное вещество Галактики?
Какие вы запомнили галактики?
(Ответы ребят)
Учитель. Ребята, ваш полет подходит к завершению.
Итак, вы благополучно вернулись на Землю, в свою школу, на свой урок. А сейчас поменяйтесь «маршрутными листами», и по «ключам» проверьте ответы ваших одноклассников. (Учитель раздает «ключи»). Правильный ответ – один балл. На маршрутных листах проставьте баллы и верните команде.
(Затем каждая команда подсчитывает заработанные жетончики и получает соответствующие отметки).
- Задание на дом
Домашнее задание: выучить записи в тетрадях.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Галактики. Многообразие Галактик
Закрепление материала по пройденной теме "Небесные тела". Рссмотрение темы " ГАЛАКТИКИ. МНОГООБРАЗИЕ ГАЛАКТИК"....
Развитие творческих способностей на уроке природоведения в 5-м классе
Данный урок способствует изучению строения и формы вулканов, развитию логического мышления, анализу, развитию речи, творческих способностей,воспитанию умения правильно действовать в экстре...
Урок природоведения "Живые клетки" , 5 класс
Урок природоведения знакомит учащихся со строением и многообразием клеток;раскрывает значение органоидов клетки; раскрывает понятия о оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; знакомит с историей увел...
Презентация к уроку природоведения Погода. Климат 5 класс
Презентация предназначена для использования на уроке природоведения Погода. Климат.5 класс...
Календарно-тематическое планирование по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина по природоведению в 5 классе.
Представляю календарно-тематическое планирование по природоведению в 5 классеПРОГРАММА А.А. ПЛЕШАКОВА, Н.И. СОНИНА. ПРИРОДОВЕДЕНИЕ.5 КЛАСС. МОСКВА. «ДРОФА».2010УЧЕБНИК А.А. ПЛЕШАКОВ, Н.И. СОНИН....
Урок природоведения в 5-м классе «Мир звезд» по теме «Вселенная» по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина.
Урок "Мир звезд" по теме "Вселенная" проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Разработка этого урока с использованием цифро...
Презентация к уроку природоведения "ПРИЗНАКИ ЖИВОТНЫХ" 5 класс
В помощь учителю и обучающимся при изучении темы "Признаки животных" на уроке природоведения в 5 классе...