урок изобразительного искусства "Живой свет свечи"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме

Герасимова Ольга Анатольевна

Данный урок предназначен для учителя и учащихся 4-х классов, занимающихся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivoy_svet_svechi.doc120.88 КБ
Office presentation icon zhivoy_svet_svechi.ppt519 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока изобразительного искусства

4 класс

                                                                                                    Учитель: Герасимова О.А.., 

                                                                                                 учитель начальных классов

                                                                                                    МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

                                                                                          Белгородской области

Тема урока

Цели урока

Тип урока

Методы обучения

Виды учебной деятельности

Оборудование

УМК

Планируемый результат

Живой свет свечи

- содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;

- создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать (сравнивать, выделять главное, классифицировать) познавательный объект;

- содействовать развитию умений использовать научные методы познания (наблюдение);

- содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

- содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической речи;

- развивать эмоциональную сферу учащихся, привлекая материал по живописи, истории, литературе

- корректировать общую моторику и мелкую моторику рук

урок (открытого) нового знания

наглядный,  рефлексия

планирование учебного действия; построение речевого высказывания в устной форме; контроль; коррекция;

альбом, краски акварельные, мелки, гуашь, свеча в подсвечнике, презентация, проигрыватель, учебник

С.Г.Ашикова «Изобразительное искусство» учебник  для 4 класса: – Самара: Издательский дом «Федоров», 2014

Личностных УУД: ценностного отношения к свету живого огня и его художественному изображению.

Регулятивных УУД: самоконтроль и самооценка достигнутого результата.

Познавательных УУД: направленный поиск и обработка информации.

Коммуникативных УУД: умение работать в коллективе; соблюдать правила вербального и невербального общения.

Ход урока

Этапы урока

Характеристика деятельности

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

- На доске светит яркое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучики к вашим щечкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные!

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную

ответственность за будущий результат.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие.

Звучит тихая музыка (звуки природы)  (зажигаем свечи)

Сегодня мы будем рассматривать хорошо вам известное и в то же время необыкновенно интересное и красивое явление.

Он может родиться, окрепнуть и вырасти. Или зачахнуть и умереть. Он может быть трепетным и ласковым или коварным, жадным и яростным. Он набрасывается, пожирает, проглатывает. С ним борются - он отступает побежденный. Он может принести спасение или обернуться ужасной трагедией. Что это? (Огонь)

До сих пор не известна формула живого огня. Как он появляется? Откуда приходит к нам и что это такое? Но все знают одно – живой огонь свечи завораживает, огонь костра согревает не только тело, но и души людей…

– Любите  ли вы смотреть на живой огонь?

– С кем и когда вам доводилось наблюдать живой огонь?

– Почему свет свечи и костра называют живой огонь?

– Почему мы до сих пор любим зажигать свечи?

– Когда и где люди зажигают свечи?

- Вы наверное догадались, что мы с вами будем сегодня рисовать? Кто попробует сформулировать тему урока? («Живой свет свечи»)

- Какую цель мы поставим перед собой? (передать в рисунке живой свет свечи)

Познавательные: 

общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Учебно-познавательная деятельность

       Давайте внимательно посмотрим на свечу. Какие мысли, чувства, воспоминания вызывает у вас  пламя свечи?

-напоминает о пламени костра

- горят свечи  около икон

-  на Новый год

- как часть Солнца

        Все романтические встречи, таинственные гадания происходят при свечах.  Почему?

 (варианты ответов: интереснее)

        Действительно: при свечах создается полумрак, что усиливает таинство необычности, таинственности

        Пламя свечи – это маленький огонек большого огня.

Учитель зачитывает отрывок из поэмы Эсхила «Прикованный Прометей»

«……Огонь

Я смертным дан и вот за что наказан,

Похитил я божественную искру,

Скрыл в стволе сухого тростника

И людям стал огонь любезным братом,

Помощником, учителем во всем…» (эти слова и на доске)

         Долгое время древние люди обходились без огня (рисунок древних людей) и лишь поняв и подчинив его себе, они стали использовать его в своей жизни.

- Где человек использует огонь? (варианты ответов: готовит пишу, обогревает жилище)

- Но огонь не только друг, но и грозный враг (пожары)

- Мы сегодня на уроке исследуем «божественную искру»  и посмотрим на пламя свечи глазами исследователя.  Давайте с вами внимательно рассмотрим пламя свечи и постараемся ответить на вопрос: ЧТО ТАКОЕ ПЛАМЯ? (варианты ответов: огонь)

Работа по материалу учебника на с. 54–55

- Рассмотрите внимательно репродукции картин. Какого цвета на них свет свечи?

- Сколько в нем цветов и оттенков?

- Рассмотрите и опишите цвет каждой зоны пламени.

    Первая зона – темный конус, он имеет голубоватую окраску.

    Вторая зона – светящийся конус, который совсем не похож на нижнюю часть пламени, он более подвижен, оранжевого цвета.

    Третья зона пламени (внешняя) – это самый яркий конус.

- Чем могут отличаться три зоны пламени? (температурой)

- Где по вашему мнению температура самая высокая

- Как они переходят друг в друга?

- Почему пламя вытянутой формы? (восходящий поток воздуха) 

- Освещены ли соседние со свечой предметы?

- Как это передано художниками, с помощью чего?

Работа по материалу учебника на с. 54–55

- Рассмотрите картины и опишите цвет света свечи

- Какова обстановка, в которой зажгли свечу?

- Кто держит свечу?

- В Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге находится картина «Натюрморт со свечой». А что такое «натюрморт»?

- Рассмотрите репродукцию этой картины в учебнике на с.54. Что по вашему необычного в картине «Натюрморт со свечой»?

- Автор этой картины Иван Фомич Хруцкий. Прочтите о нем.

- Найдите в натюрморте Ивана Хруцкого такие «говорящие» детали.

- Что изображено на картине слева?

- Что справа?

- О чем может рассказать такая деталь картины, как театральный бинокль?

- А какую роль играет свеча в этой картине главную или второстепенную?

- Представьте мысленно картину без свечи – что потерялось?

- А теперь рассмотрите репродукцию картины чешского художника Альфонса Мухи «Женщина с горящей свечой». Как художник передал ощущение света горящей свечи?

- Сравните образ свечи на картинах двух художников. Сделайте вывод, как живописцы показывают пламя свечи на темном фоне и на светлом фоне. Свеча – единственный источник освещения на этих картинах или есть еще другой?

В учебнике показан уже знакомый пример работы масляной пастелью и акварельными красками (базовый уровень – рис. 1–2) и вариант работы с гуашевыми красками (задание повышенной сложности – рис. 3–6). Рис. 3. Вначале надо закрасить фон – подобрать красивый цвет, лучше составить его из двух-трех красок, чтобы получился глубокий и выразительный цвет темноты. Но не черный. Для этого нужно заглянуть в «Цветовой атлас» на страницы «с бабочками» и выбрать нужную комбинацию. Рис. 4. Черным контуром тонкой кистью нарисуй свечу и другие предметы, окружающие ее, если нужно; оттенками желтого раскрась огонек и верхушку свечи – появится таинственность и загадочность. А что дальше? Рис. 5. Добавляются холодные оттенки света в сам огонек и украшается ореол света, на соседних предметах появляются световые блики от свечи. Рис. 6. На соседних предметах и самой свече появляются оттенки света, полутени и тени.

Перед тем, как вы приступите к работе вспомните, как вы будете располагать альбомный лист?

Познавательные: 

общеучебные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя.

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.

Личностные: проявляют интерес к новым знаниям, выражают удивление, внимание

Реализация построенного проекта.

- Приступайте к работе.

Во время работы учитель наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. Контролирует соблюдение правил безопасной работы. 

Познавательные:

Общеучебные: умеют организовать творческое пространство, подготовить ра бочее место к работе; умеют на основе полученной информации принимать неслож ные практические решения;

Логические: осуществляют по иск необходимой информации о вариантах выполнения работы

  Личностные: имеют знания о гигиене труда, составляют план работы, проговаривают вслух последовательность про изводимых действий, имеют желание работать,  знают правила поведе ния на уроке

Коммуникативные: умеют за давать вопросы для уточнения последовательности работы и техники изготовления поделки

 Включение в систему знаний и повторение.

Беседа

- Что нового вы узнали о пламени свечи?

- Сколько зон у пламени свечи?

- Опишите каждую зону

- О каких художниках вы узнали?

Выставка лучших работ.

Познавательные:

Общеучебные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Логические: установление причинно-следственных связей, доказательство

Коммуникативные: владение монологической речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Работа с презентацией.

Личностные: 

обладают первичными умениями оценки работ

и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный

характер отзыва о готовом изделии.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

« ……Огонь Я смертным дан и вот за что наказан, Похитил я божественную искру, Скрыл в стволе сухого тростника И людям стал огонь любезным братом, Помощником, учителем во всем…» отрывок из поэмы Эсхила «Прикованный Прометей»

Слайд 6

1.На уроке я работал……..потому что……… 2.Своей работой на уроке я……… 3.Урок для меня показался……. 4.За урок я….. 5. Материал урока мне был……… 6. Мое настроение……..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе "Свет и во тьме светит..." (по рассказам Л.Петрушевской)

Художественный мир Л.С.Петрушевской оставляет ощущение беспросветности, безысходности: люди, погруженные в бытовые проблемы, не способны к взаимопониманию. Но можно выделить ряд произведений, которые ...

Урок "Наблюдения за горящей свечой. Строение пламени"

Урок "Наблюдения за горящей свечой. Строение пламени"     Цель: формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении строения пламени свечи и явлений, протекающих ...

ИТОГОВАЯ РАБОТА по теме «Применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства и народного творчества и их значение в процессе эстетического воспитания школьников, в свете внедряемых ФГОС для основной школы на примере занятий по народной жи

Приведенная нижа работа являлась отчетной на курсах  "Народная живопись", проводимой СИПКРО в сентябре 2012 года. Краткое содержание:1. Введение. Цели и задачи проекта.2. Виды наглядных посо...

Стихотворение: " Жизнь коротка как яркий свет свечи"

Наша жизнь очень короткая. " А годы летят, наши годы как птицы летят" - так поётся в песне. И так жалко, что уходят годы и нельзя ничего вернуть....

Конспект урока по изобразительному искусству"Свет и тень"(6 класс)

Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания о правилах выполнения штриховки и получают представления о новых понятиях: рефлекс, полутень, падающая тень; сравнивают и анализируют;Коммуникати...

Технологическая карта урока изобразительного искусства 6 класс Освещение. Свет и тень.

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе "Освещение. Свет и тень" по программе Б.М.Нееменского разработана в соответствии с ФГОС ООО. Содержит цель, задачи урока, УМ...

План урока 9Б класса (Вторник 7 апреля ) Урок №69 "Преломление света. Физический смысл показателя преломления.Дисперсия света. Цвет тела ."

В рамках дистанционного обучения обучающимся предлагается подробный план занятия в соответсвии с учебным планом и тематическим планированием гуманитарного профиля. Занятие составлено с опрой на видео ...