урок изобразительного искусства "Живой свет свечи"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме
Данный урок предназначен для учителя и учащихся 4-х классов, занимающихся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivoy_svet_svechi.doc | 120.88 КБ |
zhivoy_svet_svechi.ppt | 519 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока изобразительного искусства 4 класс Учитель: Герасимова О.А.., учитель начальных классов МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области | |
Тема урока Цели урока Тип урока Методы обучения Виды учебной деятельности Оборудование УМК Планируемый результат | Живой свет свечи - содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; - создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать (сравнивать, выделять главное, классифицировать) познавательный объект; - содействовать развитию умений использовать научные методы познания (наблюдение); - содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности; - содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической речи; - развивать эмоциональную сферу учащихся, привлекая материал по живописи, истории, литературе - корректировать общую моторику и мелкую моторику рук урок (открытого) нового знания наглядный, рефлексия планирование учебного действия; построение речевого высказывания в устной форме; контроль; коррекция; альбом, краски акварельные, мелки, гуашь, свеча в подсвечнике, презентация, проигрыватель, учебник С.Г.Ашикова «Изобразительное искусство» учебник для 4 класса: – Самара: Издательский дом «Федоров», 2014 Личностных УУД: ценностного отношения к свету живого огня и его художественному изображению. Регулятивных УУД: самоконтроль и самооценка достигнутого результата. Познавательных УУД: направленный поиск и обработка информации. Коммуникативных УУД: умение работать в коллективе; соблюдать правила вербального и невербального общения. |
Ход урока
Этапы урока | Характеристика деятельности | УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | - На доске светит яркое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучики к вашим щечкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Актуализация и пробное учебное действие. | Звучит тихая музыка (звуки природы) (зажигаем свечи) Сегодня мы будем рассматривать хорошо вам известное и в то же время необыкновенно интересное и красивое явление. Он может родиться, окрепнуть и вырасти. Или зачахнуть и умереть. Он может быть трепетным и ласковым или коварным, жадным и яростным. Он набрасывается, пожирает, проглатывает. С ним борются - он отступает побежденный. Он может принести спасение или обернуться ужасной трагедией. Что это? (Огонь) До сих пор не известна формула живого огня. Как он появляется? Откуда приходит к нам и что это такое? Но все знают одно – живой огонь свечи завораживает, огонь костра согревает не только тело, но и души людей… – Любите ли вы смотреть на живой огонь? – С кем и когда вам доводилось наблюдать живой огонь? – Почему свет свечи и костра называют живой огонь? – Почему мы до сих пор любим зажигать свечи? – Когда и где люди зажигают свечи? - Вы наверное догадались, что мы с вами будем сегодня рисовать? Кто попробует сформулировать тему урока? («Живой свет свечи») - Какую цель мы поставим перед собой? (передать в рисунке живой свет свечи) | Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. |
Учебно-познавательная деятельность | Давайте внимательно посмотрим на свечу. Какие мысли, чувства, воспоминания вызывает у вас пламя свечи? -напоминает о пламени костра - горят свечи около икон - на Новый год - как часть Солнца Все романтические встречи, таинственные гадания происходят при свечах. Почему? (варианты ответов: интереснее) Действительно: при свечах создается полумрак, что усиливает таинство необычности, таинственности Пламя свечи – это маленький огонек большого огня. Учитель зачитывает отрывок из поэмы Эсхила «Прикованный Прометей» «……Огонь Я смертным дан и вот за что наказан, Похитил я божественную искру, Скрыл в стволе сухого тростника И людям стал огонь любезным братом, Помощником, учителем во всем…» (эти слова и на доске) Долгое время древние люди обходились без огня (рисунок древних людей) и лишь поняв и подчинив его себе, они стали использовать его в своей жизни. - Где человек использует огонь? (варианты ответов: готовит пишу, обогревает жилище) - Но огонь не только друг, но и грозный враг (пожары) - Мы сегодня на уроке исследуем «божественную искру» и посмотрим на пламя свечи глазами исследователя. Давайте с вами внимательно рассмотрим пламя свечи и постараемся ответить на вопрос: ЧТО ТАКОЕ ПЛАМЯ? (варианты ответов: огонь) Работа по материалу учебника на с. 54–55 - Рассмотрите внимательно репродукции картин. Какого цвета на них свет свечи? - Сколько в нем цветов и оттенков? - Рассмотрите и опишите цвет каждой зоны пламени. Первая зона – темный конус, он имеет голубоватую окраску. Вторая зона – светящийся конус, который совсем не похож на нижнюю часть пламени, он более подвижен, оранжевого цвета. Третья зона пламени (внешняя) – это самый яркий конус. - Чем могут отличаться три зоны пламени? (температурой) - Где по вашему мнению температура самая высокая - Как они переходят друг в друга? - Почему пламя вытянутой формы? (восходящий поток воздуха) - Освещены ли соседние со свечой предметы? - Как это передано художниками, с помощью чего? Работа по материалу учебника на с. 54–55 - Рассмотрите картины и опишите цвет света свечи - Какова обстановка, в которой зажгли свечу? - Кто держит свечу? - В Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге находится картина «Натюрморт со свечой». А что такое «натюрморт»? - Рассмотрите репродукцию этой картины в учебнике на с.54. Что по вашему необычного в картине «Натюрморт со свечой»? - Автор этой картины Иван Фомич Хруцкий. Прочтите о нем. - Найдите в натюрморте Ивана Хруцкого такие «говорящие» детали. - Что изображено на картине слева? - Что справа? - О чем может рассказать такая деталь картины, как театральный бинокль? - А какую роль играет свеча в этой картине главную или второстепенную? - Представьте мысленно картину без свечи – что потерялось? - А теперь рассмотрите репродукцию картины чешского художника Альфонса Мухи «Женщина с горящей свечой». Как художник передал ощущение света горящей свечи? - Сравните образ свечи на картинах двух художников. Сделайте вывод, как живописцы показывают пламя свечи на темном фоне и на светлом фоне. Свеча – единственный источник освещения на этих картинах или есть еще другой? В учебнике показан уже знакомый пример работы масляной пастелью и акварельными красками (базовый уровень – рис. 1–2) и вариант работы с гуашевыми красками (задание повышенной сложности – рис. 3–6). Рис. 3. Вначале надо закрасить фон – подобрать красивый цвет, лучше составить его из двух-трех красок, чтобы получился глубокий и выразительный цвет темноты. Но не черный. Для этого нужно заглянуть в «Цветовой атлас» на страницы «с бабочками» и выбрать нужную комбинацию. Рис. 4. Черным контуром тонкой кистью нарисуй свечу и другие предметы, окружающие ее, если нужно; оттенками желтого раскрась огонек и верхушку свечи – появится таинственность и загадочность. А что дальше? Рис. 5. Добавляются холодные оттенки света в сам огонек и украшается ореол света, на соседних предметах появляются световые блики от свечи. Рис. 6. На соседних предметах и самой свече появляются оттенки света, полутени и тени. Перед тем, как вы приступите к работе вспомните, как вы будете располагать альбомный лист? | Познавательные: общеучебные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя. Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. Личностные: проявляют интерес к новым знаниям, выражают удивление, внимание |
Реализация построенного проекта. | - Приступайте к работе. Во время работы учитель наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. Контролирует соблюдение правил безопасной работы. | Познавательные: Общеучебные: умеют организовать творческое пространство, подготовить ра бочее место к работе; умеют на основе полученной информации принимать неслож ные практические решения; Логические: осуществляют по иск необходимой информации о вариантах выполнения работы Личностные: имеют знания о гигиене труда, составляют план работы, проговаривают вслух последовательность про изводимых действий, имеют желание работать, знают правила поведе ния на уроке Коммуникативные: умеют за давать вопросы для уточнения последовательности работы и техники изготовления поделки |
Включение в систему знаний и повторение. | Беседа - Что нового вы узнали о пламени свечи? - Сколько зон у пламени свечи? - Опишите каждую зону - О каких художниках вы узнали? Выставка лучших работ. | Познавательные: Общеучебные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Логические: установление причинно-следственных связей, доказательство Коммуникативные: владение монологической речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | Работа с презентацией. | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделии. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« ……Огонь Я смертным дан и вот за что наказан, Похитил я божественную искру, Скрыл в стволе сухого тростника И людям стал огонь любезным братом, Помощником, учителем во всем…» отрывок из поэмы Эсхила «Прикованный Прометей»
1.На уроке я работал……..потому что……… 2.Своей работой на уроке я……… 3.Урок для меня показался……. 4.За урок я….. 5. Материал урока мне был……… 6. Мое настроение……..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе "Свет и во тьме светит..." (по рассказам Л.Петрушевской)
Художественный мир Л.С.Петрушевской оставляет ощущение беспросветности, безысходности: люди, погруженные в бытовые проблемы, не способны к взаимопониманию. Но можно выделить ряд произведений, которые ...
Урок "Наблюдения за горящей свечой. Строение пламени"
Урок "Наблюдения за горящей свечой. Строение пламени" Цель: формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении строения пламени свечи и явлений, протекающих ...
ИТОГОВАЯ РАБОТА по теме «Применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства и народного творчества и их значение в процессе эстетического воспитания школьников, в свете внедряемых ФГОС для основной школы на примере занятий по народной жи
Приведенная нижа работа являлась отчетной на курсах "Народная живопись", проводимой СИПКРО в сентябре 2012 года. Краткое содержание:1. Введение. Цели и задачи проекта.2. Виды наглядных посо...
Стихотворение: " Жизнь коротка как яркий свет свечи"
Наша жизнь очень короткая. " А годы летят, наши годы как птицы летят" - так поётся в песне. И так жалко, что уходят годы и нельзя ничего вернуть....
Конспект урока по изобразительному искусству"Свет и тень"(6 класс)
Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания о правилах выполнения штриховки и получают представления о новых понятиях: рефлекс, полутень, падающая тень; сравнивают и анализируют;Коммуникати...
Технологическая карта урока изобразительного искусства 6 класс Освещение. Свет и тень.
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе "Освещение. Свет и тень" по программе Б.М.Нееменского разработана в соответствии с ФГОС ООО. Содержит цель, задачи урока, УМ...
План урока 9Б класса (Вторник 7 апреля ) Урок №69 "Преломление света. Физический смысл показателя преломления.Дисперсия света. Цвет тела ."
В рамках дистанционного обучения обучающимся предлагается подробный план занятия в соответсвии с учебным планом и тематическим планированием гуманитарного профиля. Занятие составлено с опрой на видео ...