Развитие творческого потенциала личности в обучении
материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Итоговая работа по теме "Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по курсам повышения квалификации по ИОЧ
Вариативный блок
«Развитие творческого потенциала личности в обучении»
по теме:
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
(с 17 февраля 2014 года по 21 февраля 2014 года)
Выполнила:
Грядунова Елена Евгеньевна
учитель изобразительного искусства
ГБОУ СОШ № 7 г. о. Жигулевск
2014 год
Содержание.
- Актуальность проблемы.
- Цели и задачи.
- Развитие творческого потенциала личности обучающихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.
- Заключение.
- Список литературы.
- Ссылка на источник информации в Интернете.
Актуальность проблемы
Проблема развития творческого потенциала личности обучающихся чрезвычайно актуальна для современного российского общества.
Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных реальных ситуациях.
Жизнь требует от школы подготовки способного, умеющего адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного, творческого, креативного человека.
Не секрет, что «неталантливых детей не бывает» - бывают упущенные возможности.
По словам психолога Ананьева Б.Г. «Человеческое развитие
обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной) воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование личности),
собственной практической деятельности человека. Эти факторы
действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития».
И очень важно с начала учебной деятельности ребенка понять, что за возможности он «скрывает». Следовательно, выявление уже на начальном этапе творческого потенциала обучающегося, и в дальнейшем его развитие - определяет возможность достижения им более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
И также важно, с самого начала обучения правильно определить цели и основные задачи при развитии творческого потенциала личности в системе урочной и внеурочной деятельности.
Цели
- способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала обучающихся;
- научить стремиться к успешности, представляя результаты собственного труда в наиболее выгодном свете;
- решить проблему занятости во внеурочное время;
- сформировать следующие компетенции: коммуникативные – обогатить опыт культурного общения учащихся; интеллектуальные – расширить кругозор учащихся; практические – получить навыки изображения на плоскости и в объеме, в декоративной и конструкторской работе, развить навыки театральной деятельности.
Задачи
Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального и творческого развития детей. Разработать и внедрять прогрессивные технологии в работе с творчески одаренными детьми. Предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем через коллективную и самостоятельную работу.
«Развитие творческого потенциала личности обучающихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности»
«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они стали знаменитыми». Бенджамин Блум
Важнейшее условие формирования у детей жизненной успешности –личностно –ориентированное обучение.
Выявление творчески – одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений при выполнении практических заданий. Развитие талантливого и творческого ребенка требует особых подходов, и поэтому при выявлении таких детей я начинаю работать с ними по индивидуальной программе на протяжении всех лет обучения. Задания носят индивидуализированный характер с преобладанием знаний на повышенном уровне сложности, где ребенок максимально проявляет свои способности.
Одной из наиболее эффективных форм работы по развитию творческого потенциала личности ребенка является участие в фестивалях детского творчества, научно - практических конференциях, творческих мастерских, выставках, конкурсах, позволяющих обучающимся проявить свои возможности. Такая практика дают свои результаты. Мои ученики являются постоянными участниками городских, окружных, областных, всероссийских конкурсов и часто добиваются в них успехов. Достижения последних лет: городской конкурс живописи и графики «Родная глубинка» 2013 год – семь призовых мест (из них три первых); областной конкурс «Родная глубинка» - три призовых места (Дипломанты I и III степени, Лауреат II степени); городской конкурс живописи и графики «Родная глубинка» 2014 год – семь призовых мест (из них три первых); победа в конкурсе рисунков к юбилею ВОГЭС «Жигулевск – город энергетиков»;
Диплом II степени X областной конкурс детского рисунка «Моё любимое животное» - 2011 год; V областной конкурс рисунков «Мир глазами детей» - 3 место; диплом призера – III место Всероссийский конкурс «Мир заповедной природы» в рамках «Марша парков -2010»; победа в областном конкурсе «Спасибо деду за Победу!» - проект всероссийской политической партии «Единая Россия» - 2013 год; первое место в городском фестивале детского творчества «Молодежь – юбилею города» - 2012 год; диплом победителя I Всероссийского творческого конкурса рисунков «Моя малая родина» - 2013 год.
Также в работе я использую такую образовательную технологию как метод проектов. Суть проектного обучения состоит в том, что обучающийся в процессе работы учится ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Примером подобной формы являются уроки, посвященные архитектуре разных стран. Я предлагаю учащимся тему, и дети сами выбирают способ выполнения задания, например, изготовить работу в объеме, создать макет. Затем провожу анализ предстоящей деятельности, вместе с детьми обсуждаем какие материалы лучше использовать для создания продукта, технологию его изготовления, как оформить свою работу и т. д. Далее, уже во внеурочное время, учащиеся ищут необходимую информацию, работают самостоятельно. В процессе создания проекта консультируются по вопросам проекта, просят помочь в поиске информации по теме, по технологии изготовления, по оформлению работы.
Пример такого взаимодействия – создание серии макетов Андреем Шаврыгиным. Андрей с третьего класса стал проявлять свои способности в макетировании, и в дальнейшем он неоднократно участвовал в конкурсах, научно-исследовательских конференциях, где его работы всегда отмечались призовыми местами. Проект «Русская изба» получил дипломом III степени на городском конкурсе художественно-поэтического творчества «Я – автор» и диплом в городском конкурсе декоративно-прикладного творчества; проект «Макет часовни» - II место на городской конференции учебно-исследовательских работ. Его работы, также как и работы других учащихся были представлены в экспозициях краеведческих музеев г. г. Тольятти и Жигулевска, а также в выставочном зале г. Жигулевска.
Поощрением для ученика стали и неоднократные публикации в СМИ, в том числе, Андрей был приглашен в телевизионную передачу на ФТВ-Жигулевск, посвященную его творчеству.
Важным фактором, влияющим на развитие творческого потенциала личности обучающегося и на выявление скрытых способностей, является внеурочная работа.
Не секрет, что с раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с искусством. И одним из видов искусства является театр, и формирование театральной культуры обучающихся является одним из факторов успешной социализации ребенка, так как в театре сконцентрирован духовный опыт человечества.
Несколько лет назад в школе был организован детский кукольный театр. Он был создан на основе программы по изобразительному искусству под ред. Б. Неменского. В программе предмета ИЗО есть тема «Художник и зрелище», где ребята не только изучали историю театра, но и изготавливали несложных театральных кукол. В дальнейшем это реализовалось в проект – кукольный театр «Русская сказка».
Любой спектакль – это единство живописи, декоративно – прикладного искусства, музыки и слова, и в каждом из этих видов деятельности можно себя проявить. Весь реквизит, в том числе и кукол, создают сами учащиеся. Младшие школьники делают головы, старшие шьют костюмы, изготавливают декорации и афиши. Кто – то отвечает за музыкальное оформление, а кто – то пробуют свои силы на литературном поприще и пишет сценарии по мотивам русских народных сказок или сказок русских писателей.
В нашем маленьком театре все как во взрослом. Есть и свои достижения. Театр получил диплом победителя Второго городского конкурса грантов 2004 г.; стал призером городских театральных конкурсов 2007 и 2008 г.г. и лауреатом премии мера – 2009 г. В СМИ были неоднократные положительные отзывы о нашей работе, также о деятельности театра был снят фильм телевидением ФТВ-Жигулевск.
Сейчас «Русская сказка» продолжает работать: показывает представление ученикам начальных классов, родителям, принимает участие в школьных мероприятиях, гастролирует по детским садам города.
Заключение. Познавательный интерес и творческие способности ребенка необходимо поддерживать и развивать, инициативу всячески поощрять. И поэтому в своей работе я стараюсь применять разнообразные методы, которые дают возможность одаренным детям выбрать подходящие формы и виды творческого самоопределения. В профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства я решаю не глобальные проблемы, а конкретные задачи. Выстраиваю урочную и внеурочную деятельность таким образом, чтобы обучающийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах творчества. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие области деятельности обучающегося.
Список литературы
1. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
2. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
3. Деммени Е. «Призвание - кукольник» Л; Искусство , 1986.
4. Деммени Е. «Школьный кукольный театр» Л; Детгиз - 1960.
5. «Концепция модернизации образования на период до 2020 года»
6. Образцов С. «Актер с куклой» Кн. 1. - М; Искусство , 1973.
7.Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.
8. «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования». М.: Просвещение. 2012.
Ссылка на источник информации в Интернете
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном процессе"
Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном п...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/05/picture-65047.jpg)
Проектная деятельность как способ развития творческого потенциала личности ученика
В статье отображены теоретические аспекты проектной технологии и практическое применение в деятельности учителя иностранного языка (французского)....
Развитие творческого потенциала личности учащихся
Статья о возможностях развития творчества у детей начального звена. Информация будет полезна педагогам и заинтересованным родителям....
Развитие творческого потенциала личности через систему воспитательной работы в классе
Воспитательная работа с обучающимися сегодня – сложнейшая из нынешних задач. Педагог сегодня – это спектр функций, главная из которых воспитание человека в самом широком смысле слова.Представляю анали...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/16/picture-86189-1452962948.jpg)
«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства».
Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...
Развитие творческого потенциала личности в обучении
Работа содержит различные примеры игр и заданий для творческого развития личностти....