Статья "Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности"
статья по теме
В статье "Работа с одаренными детьми на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности" рассказывается об опыте работы в школе с одаренными детьми. Некоторые работы детей представлены в презентации "Творчество одаренных детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odarennymi_detmi_na_urokah_izo.doc | 37 КБ |
tvorchestvo_detey.ppt | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности
Сараева Н.П.
учитель ИЗО
Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании учащихся и решает конкретные задачи: содействовать идейному воспитанию учащихся; дать знания элементарных основ реалистического рисунка, сформировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства; развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, эстетические чувства, понимание прекрасного; воспитывать интерес и любовь к искусству.
Занятия изобразительным искусством развивают у детей творческую активность, эстетическое отношение к действительности; формируется самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, аккуратность, трудолюбие. Учащиеся осваивают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Изобразительное искусство помогает развить и сформировать зрительное восприятие, пространственное представление, память, чувства и другие психические процессы.
Знания, умения, навыки находят применение на других уроках и трудовой деятельности. Умение рисовать, зрительно представлять различные объекты необходимо во многих профессиях. С помощью линий, красок, композиции, динамики изображения учащийся удовлетворяет потребность рассказать, выразить свое отношение к увиденному. Испытание радости, наслаждения, встречи с прекрасным способствует воспитанию доброты, сопереживания, сочувствия окружающим. "Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка", - писал В. А. Сухомлинский.
Глобальные социально-экономические преобразования выявили потребность в людях творческих, активных неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.
Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области и государства в целом. Поэтому задача и работа с одаренными детьми сегодня актуальна.
Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В работе с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства я ставлю своей целью создание необходимых условий для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей детей и подростков в условиях общеобразовательной школы.
Важные принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при
минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природной деятельности в области художественного развития. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности.
В связи с этим я использую вариативные возможности в обучении школьников: провожу беседы «В мире прекрасного» (изобразительная деятельность), знакомлю с различными художественными техниками, побуждаю учащихся принимать участие в творческих конкурсах рисунков, применяю технологии проектного обучения.
В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования - учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад, рисунок, творческая работа и т.д.
Важно, что проектное обучение, по своей сути, является личностно ориентированным, а значит, позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.
Учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным. В то же время учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием. Формы работы с одаренными учащимися:
- творческие мастерские;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- спецкурсы;
- работа по индивидуальным планам;
- занятия в профильных классах.
По отношению к изобразительному искусству наиболее приемлема работа в творческой мастерской (оформление традиционных праздников, экспозиций и демонстрационных стендов и др.) и участие в конкурсах.
Активное участие в конкурсах принимают ученики 6-8 классов: Кириллова И., Каменова И., Макаров А., Зайцева Н., Оськина Ю., Хохлова Ю., Акивкина Д., Филатова М., Сомова О. и занимают призовые места.
При всех существующих трудностях в системе общего среднего
образования сегодня открываются новые возможности для развития
личности учащегося, и одаренной личности в частности. Работа с
одаренными учащимися предусматривает целенаправленную деятельность, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути.
Список литературы.
- Б.М.Неменский, Н.Н.Фомина "Изобразительное искусство"
- Г.Г.Виноградова "Уроки рисования с натуры"
- Б.Г.Ананьев "Очерки психологии"
- Энциклопедия русской живописи
- В.А.Яблонский "Преподавание предметов: "Рисунок" и "Основы композиции"
- Т.Я.Шпикалова "Народное искусство на уроках декоративного рисования"
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«На морском дне» Зайцева Н., 8 «А» класс
«В морских глубинах» Лукичева А., 6»а класс
«Дракон» Зайцева Н., 8 «А» класс
«Выбери здоровый образ жизни» Третьяк Е., 5»А» класс
Зайцева Н. Хохлова Ю .
Кириллова И. , 7 «А» класс
Рожина Д. Акивкина Д.
Феногентов А.
Снежицкая А., 4 «Г» класс
Кириллова И., 7 «А» класс
Кириллова И., 7 «А» класс
Третьяк Е., 5 «А» класс
Оськина Ю., 8 «А» класс
Оськина Ю., 8 «А» класс
Феногентов А., 7 «В» класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности
Выступление на окружном семинаре...
Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности
Выступление на окружном семинаре...
«Работа с одаренными детьми на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности»
Аннотация: в статье представлено обобщение опыта работы учителей физкультуры, подходы к работе с одаренными детьми.Ключевые слова: физическая культура, спортивная деятельность, спортивно одаренн...
Статья «Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства».
К большому сожалению, далеко не каждый человек способен самореализоваться . Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки, техники, искусством. Помочь...
Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности
Выступление руководителя кафедры иностранных языков Степняк Ирины Владимировны на июньском педсовете МБОУ "Гимназия № 19" Г.о.Балашиха Московской области по теме "Организация работы с о...
Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности
Презентация к выступлению на июньском педсовете по теме "Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности" за 2017 - 2018 учебный год...
Работа с одарёнными детьми на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.
Нужны ли России одаренные дети? Конечно, нужны. Одаренные дети – ресурс человеческого потенциала современной России....