Интегрированный урок по творчеству А.А.Фета
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 10 класс) по теме

Интегрированный урок (литература, английский язык, изобразительное искусство, музыка) по творчеству А.А.Фета

Учителя:

Коваль Т.Е., Манвелян Г.Ю., Ганюшкина А.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok._fet.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (литература, английский язык, изобразительное искусство, музыка).

Учителя:Т.Е.Коваль, Г.Ю.Манвелян, А.А.Ганюшкина.

Тема:

А.А.Фет - поэт, художник, музыкант…

Задачи:

Развивать эстетическое восприятие художественного текста, выразительного чтения, умение систематизировать и анализировать изучаемые материалы, умение соотносить и сопоставлять звук и цвет, мелодии и картины,

умение видеть и чувствовать красоту окружающего мира.

Оборудование:

Портрет А.А.Фета, репродукции художников - импрессионистов.

Музыкальное сопровождение: ноктюрны Ф.Шопена, Ave Maria, романсы на стихи А.А.Фета под аккомпанемент гитары (Саадулаева А.) и фортепиано (Манвелян Г.Ю.).

Ход урока

Звучит Ave Maria в исполнении ученицы 10 класса Ивановой Веры.

Красота… Красота звука. Красота слова. Красота мелодии. Красота души. Красота окружающего нас мира… Красота. Это именно то, что объединяет народы, стирает границы, делает нас, людей, чище, а нашу жизнь наполняет смыслом.

Именно красоте посвятил свой талант поэт, о котором мы сегодня будем говорить. А.А.Фет.

Афанасий Афанасьевич Фет был абсолютно убеждён в том, что единственный выход из мира страданий и печали, из лабиринта сложностей, уготованных судьбой- красота.

И ,возможно, именно поэтому творчество А.А.Фета так интересно не только в нашей стране, но и за рубежом. Стихотворения поэта переведены на многие языки мира, но особенной любовью пользуется А.Фет в Англии.

                                             (   Биография на английском языке )

А.Фет был человеком сложным, противоречивым. Он был жестоким помещиком и нежным лириком; мечтал о возвышенной любви, а  женился по расчёту; писал мажорные стихи- был меланхоликом.

А.А.Фет считал себя несчастным человеком и причину своих несчастий усматривал в истории фамилии.

До 14 лет А.Фет носил фамилию Шеншин. Затем власти дознались, что брак родителей не был венчанным ( мать- Шарлотта Фет была католичкой ) и фамилия Шеншин была отобрана у Фета.

Ему понадобилось 50 лет, чтобы вернуть фамилию отца.

Образование А.А. получил в немецком пансионе. Затем учился на словесном отделении Московского университета.

За 1842-1843 гг  А.Фет опубликовал 85 стихотворений!

Талант Фета был замечен. Самый строгий критик В.Г.Белинский заметил Фета, сказав, что из живущих в Москве поэтов даровитее всех г-н Фет.

По окончании университета Фет поступил на военную службу.(Пробыл на в.с.8 лет –с 1845-1853гг)

В этот период А.А. не печатается в журналах: вырванный из московского литературного круга, Фет оказался в среде провинциальных офицеров, далёких от литературы.

История первой любви А.Фета.

(Звучат стихотворения, посвящённые М.Лазич)

С 1854 г А.Фет начинает печататься в некрасовском «Современнике». Период пребывания в «С» свидетельствует о высоком творческом подъёме. В 1859г Фет покидает «С»: приближающаяся революционная ситуация размежевала сотрудников «С» по политическим вопросам.

До середины 50-х г политические вопросы мало занимали А.Фета. Обострение классовой борьбы заставляет его чётко продумать свои политические взгляды. Фет становится сознательным защитником самодержавия.

В 1863 г Фет подводит итоги своей 25-летней поэтической деятельности, выпустив 2-х томник стихотворений. После этого 20 лет А.Фет печататься не будет. И о нём забудут…

Все эти 20 лет Фет будет писать «в стол», но более активно заниматься хозяйственными делами: возьмёт на себя обязанности мирового судьи, женится на Марии Боткиной.

Единственным близким другом в это время станет граф Л.Н.Толстой.

Л.Н.Толстой будет мучительно биться над вопросами о добре и зле, правде, а А.Фет будет отстаивать своё право ухода от скорбей и печалей в сферу чистой красоты.

Главная мысль всех стихотворений, написанных в это время, - КРАСОТА – ЕДИНСТВЕННАЯ ЗАДАЧА ИСКУССТВА.

В 1883г Фет удивит читателей новым сборником стихотворений , который он назовёт «Вечерние огни».

Затем, через 3 года, он выпустит ещё один сборник с таким же названием. Вернее, сдаст в типографию, выйдет этот сборник уже после смерти поэта.

А.Фет вошел в литературу как автор стихотворений-романсов.

Фет- один из наиболее музыкально одарённых поэтов.

Природа, любовь, творчество- вот треугольник , вобравший в себя всё пространство  лирики А.А.Фета.

Основной тон фетовской лирики- светлый, мажорный.

Основное настроение- упоение , восторг. Наслаждение.

Но! Мажорный тон поэзии А.Фета не говорит о жизненном оптимизме.

За прекрасной поэзией- глубоко пессимистическое настроение.

Мажорность стихов Фета- результат отбора впечатлений и переживаний: жизнь печальна- искусство должно быть радостным. Единственный выход из мира страданий и печали- красота.

Лучшая часть- стихотворения о природе.

Фет- один из самых сильных пейзажистов русской поэзии.

Фет дал  русской лирике пленер- вольный открытый воздух. В пейзажной лирике Фет воплотил  свет, небо, воздух.

Фетовский пленер близок к  импрессионизму-образ в минуту восторга.

Фет увидел, что природа – это не застывшее явление, а процесс. В природе нет застывших картин. Природа под пером Фета-  подвижный, текущий поток изменений. Объект восторга, любования.

Фет- поэт-живописец.  Некоторые стихотворенияА.Фета выдержаны в определенной цветовой гамме.

(Стихотворение на русском и английском языках)

Юность ассоциируется с алыми переливами, с отблесками зари; старость- с позолотой, жёлтым цветом увядающего осеннего листа; радость звучит в сиянии лазури.

Звучит стихотворение на русском и английском языках.

Импрессионизм. Художники- импрессионисты. Презентация.

Стихотворение на русском и английском языках.

Звучит романс на стихи А.Фета.

А.Фет - поэт-музыкант. А.А. Фет ввёл в русскую поэзию стихотворение-романс.

Музыкальности своей лирики Фет добивается разными средствами:

1) отказ от глаголов;

2) повтор одного и того же слова в определённых местах строфы;

3)мелодическое повторение местоимений( это утро- радость эта);

4)составные эпитеты(благовонные речи);

5) недосказанность переживания;

6) беглость,зыбкость, переходность чувств, как в музыкальном произведении;

7) сочетание вопросов и восклицаний, сложение их в музыкальную линию;

8) введение в стихотворение музыкальных образов-слов( песнь, сюита, серенада);

9) введение образа плача, рыдания ( далёкий друг, пойми мои рыданья).

Современники сравнивали стихотворения Фета с ноктюрнами Шопена.

Звучит стихотворение на русском и английском языках.

П.И.Чайковский говорил о Фете: « В лучшие минуты своей жизни он выходит из пределов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область…»

Звучит романс на стихи А. Фета в исполнении учащихся 10 класса.

Вывод: умение видеть, сохранять и дарить красоту миру- вот то, чему можно бесконечно учиться у А.А.Фета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый интегрированный урок по творчеству Н.А. Некрасова

Урок, объеденивший в себе работу по двум предметам: чтению и русскому языку в 8 классе школы VIII вида...

Конспект урока по творчеству А.А. Фета

Анализ стихотворения "Я тебе ничего не скажу..." дает учащимся представление об особенностях творчества Фета...

Урок по творчеству А. А. Фета в 5 классе

Урок  литературы по творчеству А. А. Фета в 5 классе создан с учетом новых ФГОС. Содержание урока соответствует содержанию программы и учебника.  В разработке урока учтены разные формы обуче...

презентация к уроку по творчеству А.А.Фета

К уроку в литературы в 6 классе по изучению творчества А.А.Фета...

Разработки уроков по творчеству Тютчева и Фета

Дана полная разработка уроков в 10 классе....

Интегрированный урок по творчеству А.А. Фета

Интегрированный урок (литература, английский язык, изобразительное искусство, музыка) по творчеству А.А. Фета  "А.А. Фет - поэт, художник, музыкант"...

Интегрированный урок по творчеству О.Генри

Данная методическая разработка интеграционного урока по предметам "Литература народов мира" и "Английский язык", выполнена преподавателями английского языка и литературы. Урок пост...