Открытый урок
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Открытый урок по изобразительному искусству на тему: "Дымковская игрушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

                    Открытый  урок по изобразительному искусству

                                 на тему « Дымковская игрушка».

                                         Учитель : Рамих Н.Н.

Цель урока

1.. Познакомить  детей  с Дымковской игрушкой , с  характерных особенностях ее  росписи ,  формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).

2.Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

3.Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером

Оборудование для учителя:

ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентации «Дымковская игрушка»

Оборудование для учеников:

-кисточка, краски, игрушки из глины, трафареты  силуэтов игрушек, образцы росписи.  

  План урока (45 мин.)

1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.

2.Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией дымковских игрушек, плакатов, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.

3.Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.

4.Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

                                             Ход урока

Организационный момент: Дорогие дети, я рада видеть вас в творческой мастерской. Посмотрите друг на друга, на меня. Улыбнитесь!

Введение в тему. Создание проблемной ситуации.

От вашей улыбки стало светлее, а может от того, что к нам в гости пришли эти удивительные игрушки . Назовите, кого вы видите? (на слайде филимоновская и дымковские игрушки)

-Давайте поиграем в игру «Третий лишний» и найдём среди этих игрушек одну лишнюю.

-Почему исключили эту игрушку? В чём различие? (в росписи, во внешнем виде)

-Это филимоновская игрушка , с этими  игрушками мы уже знакомы  а две другие дымковские. Именно они нас сегодня интересуют.       Вот перед вами дымковская игрушка. (Показ слайдов ) Эти игрушки делают Дымковской слободе (сейчас заречная часть г. Кирова), что на реке Вятке.

 (Учитель показывает дымковские игрушки)

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.

(В.Фофанов)

Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?

Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ''Свистунья''. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

(Учитель демонстрирует игрушки, слайды, презентации и др. Обращает внимание на особенности дымковской игрушки)

- Часть исследователей связывает изготовление этой игрушки с весенней ярмаркой «свистуньей» или «свистопляской», некогда проходившей на горе Раздерихе (близ Вятки). Пробуждение природы, прилет птиц, надежды на будущий урожай (а закупка зерна именно и происходила на этой ярмарке) - все это витало в воздухе и рождало веселое настроение, радостное ожидание, а вместе с тем и веселые игрушки, какой была дымковская игрушка. Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию или наигрыш. Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготовляемой на продажу. И здесь происходит как бы изменение ее значения: из обыкновенной игрушки-свистульки она превращается в произведение искусства, дошедшее к нам из «старины глубокой».

– Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки,кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

Посмотри, как хороша
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

(Народное творчество)

- Дымковские кавалеры, генералы осанисты, с чувством собственного достоинства. Чаще изображаются верхом или в паре с барыней.

 Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом. Показ слайда

- Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок. Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг -символ солнца. Показ слайда

- И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.

Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!

(П. Синявский)

(Конец показа слайдов, презентаций)

Вопрос: Что общего у всех этих игрушек?

Ответ: Веселые, праздничные, нарядные.

Вопрос: Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?

Вопрос: Как можно расписать игрушки, какие элементы лучше отобрать?

Ответ: Кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.

Вопрос: Какие цвета любят мастера Дымково?

Ответ: Яркие нарядные: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.  Каждый цвет у народных умельцев имел свое значение. Например, белый цвет – это цвет чистоты, а красный цвет связывали с солнышком. Обратите внимание, что каждая игрушка при расписывании имеет фон.

Вопрос: На каком фоне написаны все кружочки, овалы, линии, крестики?

Ответ: На белом.

Белый цвет придает игрушкам яркий, нарядный и праздничный вид.

Учитель предлагает детям стать настоящими народными мастерами и расписать модели дымковской игрушки. Обращает внимание на основные этапы росписи (от крупных деталей к мелким).

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку.                                

 Итог урока.

 В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои рисунки  на специальную подставку  и  каждый  рассказывает о своей игрушке.

Поделитесь: чему вы научились на уроке? Что нового для себя узнали?

Ответы детей.

  Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...