рабочая программа "Изобразительное искусство" 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
ФГОС Рабочая программа "изобразительное искусство" предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_5_a_fgos.doc | 241.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Валуйки Белгородской области
«Согласовано» Руководитель МО ____________ Протокол № 1 от «__ » 06. 2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы МОУ СОШ №4» г. Валуйки Белгородской области Щербакова Е.И. Индина Е.Н. «____»____________2013г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ №4» г. Валуйки Белгородской области ___________Зеленская Г.В. Приказ № _____от «___» 08. 2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Лукьяновой Жанны Ивановны
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
5 а класс
Базовый уровень
2013год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для учащихся 5 класса составлена на основе Федерального Государственного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству (2010 г), авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского 5-9 классы «Просвещение» 2011.
Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство»
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи художественного образования:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.
В рабочую программу внесены следующие изменения.
Авторская программа «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского 5-9 классы «Просвещение» 2011, в 5 классе рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 35 часов в год. В рабочей программе 2 часа отведены на стартовый и итоговый контроль знаний учащихся (в форме тестирования), поэтому в рабочей программе уменьшено количество часов по темам: «Декоративные корни народного искусства», «Декоративное искусство в современном мире». Промежуточный контроль совмещён с темой «Роль народных художественных промыслов в современной жизни».
В соответствии с Концепцией художественного образования в РФ (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403) (приказ Департамента образования, культуры и молодежной политики г. Белгорода) в рабочую программу введен региональный компонент, в котором учитываются аспекты этнокультурного образования, через изучение художественных традиций и промыслов Белгородской области. На основе регионального компонента изучаются темы: «Древние образы в современных народных игрушках» - «Единство формы и декора старооскольской народной игрушки»; «О чём рассказывают нам гербы и эмблемы» - «О чём рассказывает герб Белгородской области», «О чём рассказывает герб Валуйского района», «Герб моей семьи».
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Обязательное применение здоровьесберегающих технологий обучения:
- учет периодов работоспособности детей на уроках (период вхождения в работу, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);
- учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);
- создание благоприятного морально-психологического климата на уроке и во внеклассной деятельности;
- наличие эмоциональных разрядок на уроках;
- использование оздоровительных методик, регулирующих двигательную активность учащихся;
- чередование позы с учетом видов деятельности;
- использование физкультурных пауз на уроках.
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма и любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащегося к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливого отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познанияжизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды. В понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, др.);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Содержание учебного курса
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (35 ч)
1четверть. Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве
Убранство русской избы
Внутренний мир русской избы
Входное тестирование по материалу начальной школы.
Конструкция, декор предметов народного быта и труда
Русская народная вышивка
Народный праздничный костюм
Народные праздничные обряды (обобщение темы)
2четверть. Связь времен в народном искусстве
Древние образы в современных народных игрушках
Единство формы и декора в старооскольской народной игрушке
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы). Контрольное тестирование по материалу 1 полугодия.
3 четверть. Декор — человек, общество, время
Зачем людям украшения
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда говорит о человеке
О чем рассказывают гербы и эмблемы
О чём рассказывает герб Белгородской области
О чём рассказывает герб Валуйского района
Герб моей семьи
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)
4 четверть. Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство
Ты сам — мастер декоративно-прикладного искусства. Пасхальная композиция (коллективная проектная работа)
Итоговое тестирование за курс 5 класса.
Ты сам — мастер декоративно-прикладного искусства. Кукла-закрутка
Ты сам — мастер декоративно-прикладного искусства. Аппликация.
Этот год посвящен, содержанию и языку декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека.
Обучение в V классе строится как познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, как освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства.
Необходимо иметь в виду, что освоить, осознать отдельно образный язык и социальную роль декоративно-прикладного искусства невозможно. Содержание искусства можно воспринимать адекватно, лишь осваивая специфику образного языка.
Темы «Древние корни народного искусства» и «Декор — человек, общество, время» являются важнейшими для формирования мировосприятия школьников, осознания ими специфики образно- символического языка (пришедшего к нам от далеких предков), корней народного искусства, а также самого смысла существования декоративно-прикладного искусства в обществе, т. е. его главной коммуникативной функции. Школьников подводят к пониманию того, что из века в век декор (украшение) формировался как средство самоорганизации человеческого коллектива, как обозначение принадлежности к определенной человеческой общности — так было в любой век, у любого народа, начиная с каменного века до наших дней.
В процессе восприятия произведений народного, классического, современного декоративно-прикладного искусства центральным вопросом для формирования художественного мышления является вопрос «зачем?», включающий в себя вопросы «что?» и «как?», помогающий установить в сознании ученика смысловую связь между декором вещи и господствующими идеями в обществе у разных народов, в разные времена.
Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно-прикладного искусства, учащиеся от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства.
I ЧЕТВЕРТЬ
ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (8 ч)
Истоки языка декоративного искусства идут от народного крестьянского искусства. Язык крестьянского прикладного искусства— условно-символический. Учащихся необходимо подвести к пониманию того, что форма и цвет выступают здесь в роли знака, символизирующего определенную идею, а не изображающего конкретную реальность.
Тема. Древние образы в народном искусстве
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно- символический характер.
Задание: работа над декоративной композицией на тему древних образов в резьбе и росписи по дереву, в орнаментах. народной вышивки.
Материалы: цветные мелки, уголь, сангина, тонированная бумага.
Зрительный ряд: примеры древних образов в надомной резьбе, на прялках, посуде, вышитых полотенцах.
Литературный ряд: русские народные пословицы, поговорки, загадки.
Музыкальный ряд: народные мелодии — плясовые, лирические.
Тема. Убранство русской избы
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).
Создание поисковых групп по направлениям народного искусства.
Задание: работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.
Материалы: восковые мелки или уголь, сангина, тонированная бумага.
Зрительный ряд: элементы декоративного убранства русских изб в разных регионах России.
Литературный ряд: статья «Орнамент сквозь века» — беседа с академиком В. А. Рыбаковым (журнал «Юный художник», 980, № 2).
Тема. Внутренний мир русской избы
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.
Задание: индивидуальная и коллективная работа над рисунком на тему «В русской избе» (выбор композиции, )выполнение акварельного подмалевка). Выявление в работе символического значения элементов народного орнамента (резного, расписного). Вырезание из картона или плотной бумаги выразительных форм предметов крестьянского быта и украшение их орнаментом с включением древних образов.
По мере освоения последующих тем данного тематического блока композиция постепенно обогащается изображением предметов крестьянского быта и труда, людей в народной праздничной одежде.
Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.
Зрительный ряд: примеры интерьеров крестьянского жилища.
Литературный ряд: Л.Мей. В низенькой светелке...
Музыкальный ряд: русская народная песня «В низенькой светелке».
Тема. Конструкция и декор предметов народного быта.
Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.
Задание: вырезание из картона или плотной бумаги выразительных форм посуды, предметов труда и украшение их орнаментальной росписью.
Материалы: бумага или картон, ножницы, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: русские прялки, образцы деревянной фигурной посуды, вальки, рубеля (слайды, репродукции).
Музыкальный ряд: народная музыка в инструментальном изложении.
Тема. Русская народная вышивка.
Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.
Задание: выполнение эскиза узора вышивки на полотенце в традиции народных мастеров.
Материалы: бумага, восковые мелки, акварель или фломастеры.
Зрительный ряд: образцы народной вышивки, примеры варьирования традиционных образов и мотивов в орнаментах народной вышивки (слайды).
Литературный ряд: напевные песенные тексты.
Тема. Народный праздничный костюм
Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.
Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.
Задание: выполнение эскизов народного праздничного костюма разных регионов и народов России с использованием различных техник и материалов.
Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель.
Музыкальный ряд: народная мелодия в инструментальном изложении.
Тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы)
Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как выступление поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном интерьере народного жилища.
Зрительный ряд: работы, выполненные в течение I четверти, слайды, собранный поисковыми группами иллюстративный материал по всем темам четверти, примеры современного народного искусства.
II ЧЕТВЕРТЬ
СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (8 ч)
Народное искусство сегодня живет не в крестьянском быту, а в иной среде — городской, и совершенно иной жизнью. Задача — дать учащимся понимание этих форм бытования народных, крестьянских традиций в современной жизни, а также дать представление об общности народных художественных промыслов и их различиях. Тема предполагает акцент на местных художественных промыслах.
Тема. Древние образы в современных народных игрушках
Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных на родных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.
Задание: создание игрушки (импровизация формы) и украшение ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.
Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие кисти для росписи.
Зрительный ряд: наборы слайдов «Народные художественные промыслам России», «Дымковская игрушка»; таблицы с примерами основных элементов росписи народных глиняных игрушек разных промыслов.
Музыкальный ряд: веселая народная музыка, Р.Щедрин. Озорные частушки.
Тема. Единство формы и декора в старооскольской народной игрушке
Народное творчество давно приковывает к себе внимание. Это прошлое, живущее в настоящем, это культурная память народа.
Старооскольская игрушка это что – то непосредственное, наше, родное. Можно с уверенностью сказать, что она – миниатюрный, но совершенный памятник нашего прошлого, это добрый внутренний мир наших предков.
Старооскольская игрушка радует глаз и формой и росписью.
Тематика произведений старооскольской игрушки традиционна: медведь, коровка, конь, птица, барышня. Сколько теплоты, спокойствия вложено мастерами в фигурки! Изделия яркие, пёстрые, кажется вот–вот оживут!
Задание: создание игрушки (импровизация формы) и украшение ее декоративной росписью.
Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие кисти для росписи.
Тема. Искусство Гжели.
Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.
Задание: вырезание из бумаги форм посуды и украшение их росписью с использованием традиционных для данного промысла приемов 'письма.
Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти.
Зрительный ряд: набор слайдов «Гжель», подлинные образцы Гжели.
Литературный ряд: стихи о гжельской керамике.
Тема. Городецкая роспись
Из истории развития Городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь — главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки — основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приемы городецкой росписи.
Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкой росписи с использованием образа птицы, коня, растительных элементов.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага.
Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений городецкого промысла, подлинные образцы Городца.
Тема. Хохлома.
Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор, или «травка», — главный мотив хохломской росписи. Основные элементы травного орнамента, последовательность его выполнения.
Роспись «под фон», или фоновое письмо, его особенности. Причудливо- затейливая роспись «Кудрина».
Национальные мотивы в «золотой» росписи посуды Башкирии.
Задание: изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определенной народной традицией (наводка стебля — криуля, изображение ягод, цветов, приписка травки). Форма предмета предварительно тонируется желто-охристым цветом.
Материалы: карандаш, гуашь, большие и маленькие кисти, бумага.
Тема. Жостова. Роспись по металлу
Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись — свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.
Задание: выполнение фрагмента жостовской росписи с включением в нее крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом. Выполненные индивидуально фрагменты росписи затем компонуются на черном поле крупных подносов.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага.
Зрительный ряд: слайды, репродукции, таблицы с изображением жостовских подносов и фрагментов росписи; подлинные жостовские подносы; изображение цветов.
Тема. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Дерево и береста – основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья – птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи для ягод, туеса – творения искусных мастеров. Резное узорочье берестяных изделий.
Мезенская роспись в украшении берестяной деревянной утвари Русского Севера, её своеобразие.
Изысканный графический орнамент мезенской росписи, её праздничная декоративность. Сочетание красно-коричневого, красного, зелёного замалёвка с графической линией – чёрным перьевым контуром.
Задания. Создание эскиза одного из предметов промысла, украшение этого предмета в стиле данного промысла.
Материалы: акварель, кисти, бумага
Зрительный ряд: слайды, репродукции, таблицы с изображением мезенской росписи.
Тема. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)
Промыслы как искусство, художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере.
Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты На уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.
К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.
III ЧЕТВЕРТЬ
ЧЕТВЕРТЬ ДЕКОР — ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (12 ч)
Это одна из важнейших тем в понимании роли декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности.
Осознание роли искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива необходимо для грамотного использования в своей жизни предметов декоративного, искусства:
Тема. Зачем людям украшения
Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности».
Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.
Зрительный ряд: примеры декоративного искусства разных времен и народов, в которых наиболее ярко раскрывается его социальная роль.
Тема. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества.
Задание1: выполнение эскизов браслетов, ожерелий, алебастровых ваз по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.
Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, клей, гуашь, кисти.
Задание 2. Нанесение на пластину рисунка-узора и продавливание шариковой ручкой рельефа.
Материалы: фольга, пластина, шариковая ручка.
Зрительный ряд: образцы декоративного искусства Древнего Египта (слайды, репродукции), таблицы с изображением древнеегипетской символики.
Литературный ряд: мифы Древнего Египта.
Роль декоративно-прикладного искусства в Древней Греции. В VI-V веках до нашей эры величайшего совершенства достигло искусство художников Древней Греции, которые украшали глиняные вазы. В Афинах существовал целый ремесленный квартал – Керамик, где работали гончары. Сформированные на гончарном круге сосуды они расписывали густым черным лаком, секрет приготовления которого, до сих пор не разгадан.
Задание 3: выполнение эскиза древнегреческой вазы.
Материалы: бумага, акварель, кисти.
Зрительный ряд: Иллюстрации на тему «Одежда Древних греков», «Боги Олимпа», рисунки типов греческих ваз, презентация «Греческая вазопись».
Музыкальный ряд: Греческая народная музыка, «Сиртаки» и т.д.
Тема. Одежда говорит о человеке
Одежда, костюм не только служат практическим целям, они являются особым знаком — знаком положения человека в обществе и его намерений, т. е. его роли. Эту тему предлагается раскрыть на материале декоративного искусства Древнего Китая (где была очень строгая регламентация в одежде людей разных сословий) и декоративного искусства Западной Европы XVII века (эпоха барокко).
Важно обратить внимание учащихся на то, что декоративно- прикладное искусство Западной Европы эпохи барокко совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора (украшений) остается та же — выявлять роли людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.
Задание1: индивидуально-коллективная работа — создание декоративного панно на тему «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки III. Перро «Золушка» (выбор композиции; передача стилевого единства декора одежды, предметов интерьера; выявление социальных принципов в изображаемых костюмах).
Материалы: бумага белая и цветная, кусочки ткани, клей, ножницы, гуашь, кисти большие и маленькие.
Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы императора. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных китаянок, их украшения.
Задание2: эскиз костюма Древнего Китая.
Зрительный ряд: слайды, репродукции картин, фотографии с изображением зданий, предметов быта, одежды, относящихся к определенной эпохе.
Тема. О чем рассказывают гербы и эмблемы
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества— государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.
В процессе беседы, сопровождающейся показом слайдов, следует обратить внимание учащихся на основные части классического герба, на изобразительные формы, взятые из жизни и мифологии, на их символическое значение, а также на символику цвета в классической геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов.
Задание: Создание эскиза средневекового герба.
Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, гуашь, кисти, ограничение цветовой палитры.
Зрительный ряд: изображение средневековых гербов, набор слайдов «Старинные гербы русских городов», изобразительный материал с примерами современных эмблем.
Тема. О чём рассказывает герб Белгородской области.
Символы и эмблемы в современном обществе: отличительные знаки государства, страны, города, партии и т. д. Знакомство с историей создания герба Белгородской области. В процессе беседы, сопровождающейся показом слайдов, следует обратить внимание учащихся на основные части классического герба, на изобразительные формы.
Задание: Создание эмблемы предприятий Белгородской области.
Тема. О чём рассказывает герб Валуйского района.
Знакомство с историей создания герба Валуйского района. В процессе беседы, сопровождающейся показом слайдов, следует обратить внимание учащихся на основные части классического герба, на изобразительные формы.
Задание: Создание эмблемы класса, школы.
Тема. Герб моей семьи
Задание: создание проекта собственного герба или герба своей семьи, с использованием декоративно-символического языка геральдики.
Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, гуашь, кисти, ограничение цветовой палитры.
Тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)
Итоговая игра-викторина по теме четверти с широким привлечением учебных работ, показом слайдов произведений декоративно-прикладного искусства разных времен, с включением в игру художественных открыток, репродукций, собранных поисковыми группами. Учащимся предлагаются различные творческие задания, например рассмотреть костюмы и определить их владельца; увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюмов, или задания на развитие чувства стиля.
IV ЧЕТВЕРТЬ
ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (7 ч)
Знакомство с современным выставочным декоративно-прикладным искусством и создание коллективной работы в материале для украшения школы. Работа может быть сделана в любом материале и может осуществляться силами одного класса или параллелью классов, работающих по данной теме. Учитель выступает здесь в роли режиссера и главного художник.
Тема. Современное выставочное искусство
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма' цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале.
Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
Задание: разработка эскизов коллективных панно и витражей для украшения интерьера школы по мотивам русских народных сказок, народных праздничных гуляний, древних образов народного (крестьянского) искусства. Творческая интерпретация древних образов: древа жизни, коня, птицы, матери-земли.
Материалы: цветные мелки, тонированная бумага.
Зрительный ряд: произведения современного декоративного искусства, выполненные в разных материалах; фотографии с изображением декоративных панно, выполненных по мотивам народного искусства.
Тема. Ты сам — мастер декоративно-прикладного искусства. Пасхальная композиция.
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.
Задание. Коллективное панно.
Материалы: ватман, цветная бумага, клей, ножницы.
Тема. Ты сам — мастер декоративно-прикладного искусства. Кукла-закрутка
Кукла - словно образ живого человека, с которым можно говорить, которого можно укачивать, кормить и одевать, любить. Подражая игре взрослым, дети учатся ими быть.
Среди разнообразия кукол есть современные, сделанные на фабриках игрушек; есть куклы, которыми играли дети в старину, - тряпичные, деревянные, соломенные и глиняные (они хранятся в музеях); есть куклы-сувениры.
Задание. Создание куклы-закрутки.
Материалы: материал, ножницы, нитки.
Тема. Ты сам — мастер декоративно-прикладного искусства. Аппликация.
Создание декоративной работы в материале. Аппликация – яркое, красочное, декоративное искусство. Лоскутная аппликация.
Задание. Выполнение лоскутной аппликации.
Материалы: картон, материал, клей, ножницы.
Календарно-тематический план
№ урока | Сроки прохождения темы | Название раздела Тема урока | Домашнее задание
| Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) | |
плановые | фактические | ||||
I четверть «Древние корни народного искусства» 8 часов | |||||
1 | 3.09 | Древние образы в народном искусстве | Подобрать иллюстрации с изображением древних образов в произведениях народного ДПИ. | Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. ЛР: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. | |
2 | 10.09 | Убранство русской избы | Обратить внимание на декор архитектурных элементов домов частного сектора | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: рассуждать о характерных признаках народного жилища. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения. ЛР: ценностное отношение к культуре своего края. | |
3 | 17.09 | Внутренний мир русской избы | Подумай, как можно украсить современный деревянный дом, используя опыт русских мастеров. Подобрать иллюстрации предметов народного быта. | Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома. Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве. ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности. | |
4 | 24.09 | Входное тестирование по материалу начальной школы. | |||
5 | 1.10 | Конструкция и декор предметов народного быта | Составить кроссворд по пройденному материалу (5-7 слов) | Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: использовать общие приемы задач. Коммуникативные: формировать собственную позицию. ЛР: ценностное отношение к природному миру. | |
6 | 8.10 | Русская народная вышивка | Подбор иллюстративного материала о русском народном костюме | Регулятивные: составлять план последовательности действий. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. ЛР: уважительное отношение к иному мнению. | |
7 | 15.10 | Народный праздничный костюм | Расспросить близких о праздниках наших предков: чему были посвящены, как проходили. | Регулятивные: определять последовательность действий. Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задачи. Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме. ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа | |
8 | 22.10 | Народные праздничные обряды (обобщение темы) | Повторить тему «Древние корни народного искусства» | Регулятивные: адекватно использовать речь. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: формировать собственное мнение. ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа. | |
II четверть. «Связь времён в народном искусстве» 8 часов. | |||||
9 | 29.10 | Древние образы в современных народных игрушках | Подбор открыток, книжных иллюстраций с изображением народной игрушки. | Регулятивные: Адекватно использовать речь; составлять план работы по достижению планируемого результата. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности. Коммуникативные: задавать вопросы; вести устный диалог осуществлять поиск и выделение необходимой информации. ЛР: ценностное отношение к труду и культуре своего народа. | |
10 | 12.11 | Единство формы и декора старооскольской народной игрушки. | Подобрать фото народной старооскольской игрушки. | Регулятивные: Адекватно использовать речь; составлять план работы по достижению планируемого результата. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности. Коммуникативные: задавать вопросы; вести устный диалог осуществлять поиск и выделение необходимой информации. ЛР: ценностное отношение к труду и культуре своего народа. | |
11 | 19.11 | Искусство Гжели | Подбор иллюстративного материала гжельской посуды необычной формы | Регулятивные: составлять план последовательности действий. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. ЛР: уважительное отношение к народным традициям. | |
12 | 26.11 | Городецкая роспись | Подобрать изображение орнаментальной или сюжетной композиции | Регулятивные: составлять план последовательности действий. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. ЛР: уважительное отношение к народным традициям. | |
13 | 3.12 | Хохлома | Подбор иллюстративного материала с фрагментами хохломской росписи | Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. ЛР: ценностное отношение к природному миру. | |
14 | 10.12 | Жостово. Роспись по металлу. | Подбор иллюстративного материала с фрагментами жостовской росписи | Регулятивные: определять последовательность действий. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи. Коммуникативные: формулировать вопросы по данной проблеме. ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа. | |
15 | 17.12 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. | Подумать над вопросом: «Какие традиционные художественные промыслы нашей области вы знаете?» | Регулятивные: создавать композицию росписи или её фрагмент в традиции мезенской росписи Познавательные: осваивать основные приёмы росписи. Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари. Коммуникативные: различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, её ярко выраженную графическую орнаментику. ЛР: выражать своё личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера. | |
16 | 24.12 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. (Обобщение темы четверти). Контрольное тестирование по темам I полугодия. | Повторить тему «Связь времён и народов в искусстве». | Регулятивные: адекватно использовать речь. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: формировать собственное мнение. ЛР: отношение к труду и культуре своего народа. | |
III четверть. «Декор – человек, общество, время» 12 часов | |||||
17-18 | 14.01 21.01 | Зачем людям украшения. | Подобрать иллюстрации с изображениями украшений Древнего Египта. Подобрать иллюстрации с изображениями украшений разных народов мира. | Регулятивные: составлять план последовательности действий. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. ЛР: уважительное отношение к иному мнению. | |
19-21 | 28.01 4.02 11.02 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | Подобрать иллюстрации с изображениями украшений Древнего Египта. Подготовить рассказ о ДПИ Древней Греции. Повторить тему «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества».
| Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий; адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей; вносить необходимые изменения в действие. Познавательные: узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности; Коммуникативные: проявлять активность, выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи. ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности. | |
22-23 | 18.02 25.02 | Одежда «говорит» о человеке. | Подобрать зрительный ряд с изображением украшений Древнего Китая. Найти изображения костюмов разных времён и народов. | Регулятивные: составлять план последовательности действий. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. ЛР: уважительное отношение к иному мнению | |
24 | 4.03 | О чём рассказывают нам гербы и эмблемы | Найти иллюстрации изображений гербов и эмблем | Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников для достижения цели; Коммуникативные: формировать собственную позицию. ЛР: уважительное отношение к истории и культуре разных народов и государств | |
25 | 11.03 | О чём рассказывает герб Белгородской области. | Подготовить рассказ о символах Белгородской области. | Регулятивные: составлять план последовательности действий. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности. ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. | |
26 | 18.03 | О чём рассказывает герб Валуйского района. | Подготовить рассказ о символах Валуйского района. | Регулятивные: составлять план последовательности действий. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности. ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. | |
27 | 8.04 | Герб моей семьи. | Составить кроссворд на тему: «Геральдика» | Регулятивные: адекватно использовать речь. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: формировать собственное мнение. ЛР: уважительное отношение к истории и культурным традициям своей семьи. | |
28 | 15.04 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) | Повторить тему «Декор – человек, общество, время». | Регулятивные: адекватно использовать речь. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: формировать собственное мнение. ЛР: ценностное отношение к труду и культуре своего народа. | |
IV четверть. «Декоративное искусство в современном мире» 7 часов | |||||
29 | 22.04 | Современное выставочное искусство | Подобрать изображения художественных изделий современного ДПИ. | Регулятивные: преобразовать познавательную задачу в практическую. Познавательные: узнавать, называть, определять основные характерные черты современного декоративно-прикладного искусства; Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа. ЛР: целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности. | |
30-31 | 29.04 6.05 | Ты сам – мастер. Пасхальная композиция (коллективная проектная работа). | Сбор материала для работы над пасхальной композицией. Подготовить рассказ о празднике Пасхе. | Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи. Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве ЛР: уважительное отношение к иному мнению | |
32 | 13.05 | Итоговое тестирование за курс 5 класса. | |||
33-34 | 16.05 20.05 |
| Ты сам – мастер. Кукла-закрутка. | Подготовить материал о народных куклах. Показ презентация готового изделия. | Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи. Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю ЛР: эстетические чувства |
35 | 27.05 | Ты сам – мастер. Аппликация. | Повторить изученное за год. | Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи. Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю ЛР: эстетические чувства |
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература.
Программа: Программа для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» 5-9классы, предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. Москва «Просвещение» 2011
Учебник: Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.
Н.А. Горяева. Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки 5 класс. М.:Просвещение 2012
Дополнительная литература.
- В мире красок народного творчества. Изобразительное искусство 4-8 классы. Уроки, внеклассные мероприятия. Е.С.Туманова, Л.Ю. Романова, Т.В.Старостина, В.: «Учитель», 2009.
- Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки, 5 класс, М.: «Просвещение», 2012.
- Изобразительное искусство: Искусство в жизни человека, методическое пособие 6 класс, под редакцией Б.М. Неменского, М.: «Просвещение», 2010.
- Рефлексивные техники эмоционального состояния детей. В.: «Учитель», 2013.
- Изобразительное искусство5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты. О.В.Свиридова, В.: «Учитель», 2008.
- Изобразительное искусство 5-7 классы. Тесты, викторины, кроссворды, О.В.Павлова, В.: «Учитель», 2011.
- Изобразительное искусство 5-8 классы. Управление познавательной деятельностью учащихся, Н.В. Сластникова, Н.В.Усова, В.: «Учитель», 2012.
- Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия, 1-6 классы, С.А.Казначеева, С.А.Бондарева, В.: «Учитель», 2009.
- Изобразительное искусство 5-7 классы. Обучение основам изобразительной грамоты, О.В.Павлова , В.: «Учитель», 2009.
- Изобразительное искусство 5 класс, поурочные планы Б.М.Неменского, В.: «Учитель-АСТ», 2005.
- Самоучитель по рисованию фломастерами и карандашами, О.Шматова, М.: «Эксмо», 2009.
- Изобразительное искусство. Планируемые результаты. Система заданий 5-8 классы, И.Э.Кашекова, Е.П. Олесина, , Москва «Просвещение» 2013.
- Живопись. Уроки изобразительного искусства, Книга для учащихся, М.: «Просвещение», 1995
Информационно-коммуникационные средства
Азбука искусства «Программно-методический комплекс» ООО «Новый Диск» 2009
www.prosv.ru/print.aspx&ob_no=4144 - Стили в художественной культуре.
www.prosv.ru/print.aspx&ob_no2228 - Дизайн и архитектура: новое в преподавании ИЗО (школа Б.М. Неменского)
http://www.library.ru/- информационно-справочный портал;
http://www.gnpbu.iip.net- библиотека им. Ушинского;
http://www.rsl.ru/home.htm- Российская государственная библиотека;
www.mega.km.ru/- Мегаэнциклопедия компании «Кирилл и Мефодий»
www.museum.ru – Портал «Музеи России»;
www.hermitage.ru –государственный Эрмитаж.
www. Shtrih-33.ucoz. штрих-школа творчества
www. Pedagogy.ucoz.ru – учителю ИЗО и черчения
Оборудование 100%
Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением
Мультимедиа проектор
Аудиторная доска с магнитной поверхностью
Экран навесной
Энциклопедия материальной культуры. Герман Вейс. ООО ДиректМедия
Шедевры Мировой Живописи 11 111 репродукций. ООО ДиректМедия
Что такое искусство. ООО ДиректМедия
Комплекс уроков по ИЗО
Великий Эрмитаж ООО Видеостудия Кварт. Москва
Таблицы «Искусство»
Дидактические раздаточные материалы «Жанры и стили в русской живописи»
Муляжи фруктов.
Муляжи овощей.
Гипсовые геометрические тела.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
По окончании 5 класса учащиеся научатся:
- определять истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- особенностям уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- различать несколько народных художественных промыслов России;
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного общения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
Получат возможность научиться:
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;
- владеть навыкам работы в конкретном материале.
Приложение 1
Входной тест по изо 5 класс
___________________________________________
- Расшифруйте пословицу
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан?»
(перечислите цвета радуги)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие произведения искусства хранятся в музеях? (стрелочкой найти соответствия)
Изображение человека Архитектура
Изображение природы Натюрморт
Изображение «неживых» предметов Пейзаж
Лепка человека или животного Дизайн (декор)
Украшение предметов Скульптура
Проекты зданий Портрет
3. Подчеркните музеи изобразительного искусства
Эрмитаж, цирк, Третьяковская галерея, кинотеатр, Лувр, музей имени Крамского.
4. Выберите из перечисленных ниже промыслов три промысла народной игрушки и подчеркните их:
Хохлома, Дымково, Жостов, Филимоново, Каргополь, Гжель
5. Над фамилиями художников поставьте букву А, если это художник-пейзажист; Б – художник-маринист (море).
Серов Левитан Репин Айвазовский Васнецов
6. Какой цвет краски получается при смешивании двух цветов?
Желтый + синий ________________________
Красный + желтый ________________________________
Красный + синий __________________________________
Синий + белый ___________________________________
Красный + белый ____________________________________
7. Подчеркните цвета, записанные Вами в таблице задания 1 (в правой колонке)
теплые тона - прямой линией,
холодные тона - волнистой линией.
8. Соотнеси понятия (стрелками)
Страна восходящего солнца Древняя Греция
Самураи Участники состязаний
Эллада Япония
Олимпийцы Воины
9. Практическое задание: нарисуйте сказочного героя
Критерии оценивания результатов тестирования
Каждое задание имеет максимально возможное количество баллов. Все полученные баллы за выполнение контрольной работы складываются и переводятся в отметку следующим образом:
от 42 до 38 баллов — «отлично»;
от 37 до 30 баллов — «хорошо»;
от 29 до 21 баллов — «удовлетворительно»;
ниже 21 баллов — «неудовлетворительно».
Рекомендуемая балльная шкала за выполнение заданий контрольной работы
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Кол-во баллов | 7 | 6 | 4 | 3 | 1 | 5 | 7 | 4 | 5 |
Текущий контроль 5 класс «Связь времён и народов в искусстве»
1. Назовите все известные Вам древние символы (образы) русского народного искусства, например,
древо жизни, ________________________________________________
2. Нарисуйте древние символы:
1) символ солнца
2) символ земли
3) символ воды
3. Из перечисленного ниже списка выберите и подчеркните предметы, входящие в убранство и интерьер русской избы:
печь, стол, компьютер, лавка-конник, полати, прялка, вышитое полотенце,
домашний кинотеатр, посуда из стекла, телевизор
4.Ромб солярный знак
а) воды
б) солнца
в) земли
5. Крестьянский дом-жильё в России
а) юрта
б) яранга
в) изба
6. Деревянные украшения на передней части крыши
а) фронтон
б) наличники
в) причелина
7. «Очи» дома
а) дверь
б) труба
в) окна
8. Основной цвет в народной вышивке
а) зелёный
б) красный
в) синий
9. Синий цвет - основной цвет народных промыслов
а) гжели б) хохломы в) жостова
10.Народный промысел «ДЫМКА»-это изготовление...
а) подносов б) игрушек в) посуды
11.Народные промыслы Жостова это-... а) керамика б) посуда в) подносы
12. Практическая работа.
Критерии оценивания результатов тестирования
Каждое задание имеет максимально возможное количество баллов. Все полученные баллы за выполнение контрольной работы складываются и переводятся в отметку следующим образом:
от 25 до 22 баллов — «отлично»;
от 21 до 17 баллов — «хорошо»;
от 16 до 13 баллов — «удовлетворительно»;
ниже 13 баллов — «неудовлетворительно».
Рекомендуемая балльная шкала за выполнение заданий контрольной работы
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Кол-во баллов | 3 | 3 | 6 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
Итоговый контроль
_____________________________________________________________________________
1. Назовите все известные Вам древние символы (образы) русского народного искусства, например,
древо жизни, ……………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………
2. Расшифруйте и нарисуйте древние символы:
1) хляби небесные;
2) хляби земные.
3. Из перечисленного ниже списка выберите и подчеркните предметы, входящие в убранство и интерьер русской избы:
печь стол компьютер лавка-конник полати прялка вышитое полотенце
домашний кинотеатр расписная посуда телевизор.
4. Перечислите стили росписи древнегреческих ваз.
1)________________________________
2)________________________________
5. Выберите верное определение и подчеркните его:
А) геральдика – наука о денежных знаках и монетах;
Б) геральдика – наука о гербах и их прочтении;
В) геральдика – наука о марках.
6.Полновластный правитель Египта, почитаемый как сын Бога на Земле:
- Фараон
- Воин
- Жрец
- Чиновник
7.Основная часть мужского костюма в Египте:
- Брюки
- Рубашка
- Набедренник
- Шорты
8.Узкое платье на лямках у женщин Древнего Египта:
- Сарафан
- Понева
- Калазирис
- Парео
9.Самый значимый символ Древнего Египта:
- Роза
- Астра
- Сакура
- Лотос
10.Фараон Древнего Египта:
- Тутанхамон
- Гай Юлий
- Мавзолей
- Цинь Шихуанди
11.Одежда знатной китаянки:
- Сарафан
- Шелковый халат
- Калазирис
- Платье
12.Мастера, изготавливающие мебель из ценных пород дерева:
- Столяр
- Плотник
- Краснодеревщик
- Стилист
13.Можно ли по одежде судить о месте человека в обществе:
- Да
- Нет
14. Практическое задание.
Нарисуйте древнегреческую вазу (краснофигурную или чёрнофигурную)
Критерии оценивания результатов тестирования
Каждое задание имеет максимально возможное количество баллов. Все полученные баллы за выполнение контрольной работы складываются и переводятся в отметку следующим образом:
от 27 до 24 баллов — «отлично»;
от 23 до 17 баллов — «хорошо»;
от 16 до 13 баллов — «удовлетворительно»;
ниже 13 баллов — «неудовлетворительно».
Рекомендуемая балльная шкала за выполнение заданий контрольной работы
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Кол-во баллов | 3 | 2 | 6 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс
Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....
Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...
Рабочая программа 11 класс класс
Пояснительная записка ,тематическое планирование 11 класс...
Рабочая программа для классов с углубленным изучением математики (8 класс)
Рабочая программа...
рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии
Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....
Рабочая программа 7 класс, КТП 7 класс
КТП 7 класс...
Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс
Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....