Программа ИЗО 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме
Программа по ИЗО 1 Класс (Неменский Б.М.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_izo_1_klass.docx | 58.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ,
ЦЕНТР ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»
ПРИНЯТО Педагогическим Советом ГБОУ «Школа здоровья и индивидуального развития» _______________ протокол № | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ «Школа здоровья и индивидуального развития» _____________ (С.А. Тихашин) « ____» ____________ 201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
1 класс
учителя Евгеновой Екатерины Викторовны
Санкт-Петербург
2014
Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по «Изобразительному искусству» создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Федеральный компонент содержит два стандарта по изобразительному искусству: для начального общего образования и основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Структура документа
Настоящая программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение изобразительного искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и личностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитии личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, художественно-творческих способностей, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно творческой деятельности, в которых ребенок может проявлять свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Обязательный минимум по изобразительному искусству включает основные ценности и достижения национального и мирового искусства, фундаментальные понятия, связанные с языком художественной выразительности изобразительных (пластических) искусств, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся, формирования их социальной и функциональной грамотности в сфере искусства.
Цели обучения
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
- Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
- Освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка.
- Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности.
- Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Место предмета в базисном учебном плане
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 классов школы.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего за год — 33 ч.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
Результаты обучения содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учебно-тематическое планирование
По предмету: изобразительное искусство
Классы: 1А, 1Б, 1В
Учитель: Евгенова Екатерина Викторовна
Планирование составлено на основе программы: Изобразительное искусство под ред. Б.М.Неменского
Учебник: Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Искусство и ты. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс.- М.: Просвещение, 2013
Дополнительная литература: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.- М., 2012
Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 класс.- М.: Просвещение, 2012
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | В том числе | |
Практические работы, лабораторные работы | Контрольные работы | |||
1. | Ты учишься изображать | (8 часов) | ||
1.1. | Изображения всюду вокруг нас | 1 час | ||
1.2. | Мастер Изображения учит видеть | 1 час | ||
1.3. | Изображать можно пятном | 1 час | ||
1.4. | Изображать можно в объеме | 1 час | ||
1.5. | Изображать можно линией | 1 час | ||
1.6. | Разноцветные краски | 1 час | ||
1.7. | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) | 1 час | ||
1.8. | Художники и зрители (обобщение темы) | 1 час | ||
2. | Ты украшаешь | (8 часов) | ||
2.1. | Мир полон украшений | 1 час | ||
2.2. | Цветы | 1 час | ||
2.3. | Красоту нужно уметь замечать | 1 час | ||
2.4. | Узоры на крыльях. Ритм пятен | 1 час | ||
2.5. | Красивые рыбы. Монотипия | 1 час | ||
2.6. | Украшения птиц. Объемная аппликация | 1 час | ||
2.7. | Узоры, которые создали люди | 1 час | ||
2.8 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) | 1 час | ||
3. | Ты строишь | (11 часов) | ||
3.1. | Постройки в нашей жизни | 1 час | ||
3.2. | Дома бывают разными | 1 час | ||
3.3. | Домики, которые построила природа | 1 час | ||
3.4. | Домики, которые построила природа | 1 час | ||
3.5. | Дом снаружи и внутри | 1 час | ||
3.6. | Дом снаружи и внутри | 1 час | ||
3.7. | Строим город | 1 час | ||
3.8. | Строим город | 1 час | ||
3.9. | Все имеет свое строение | 1 час | ||
3.11. | Строим вещи | 1 час | ||
3.12. | Город, в котором мы живем (обобщение темы) | 1 час | ||
4. | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | (6 часов) | ||
4.1. | Три Брата – Мастера всегда трудятся вместе | 1 час | ||
4.2. | Праздник весны. Праздник птиц. | 1 час | ||
4.3. | Разноцветные жуки | 1 час | ||
4.4. | Сказочная страна | 1 час | ||
4.5. | Времена года | 1 час | ||
4.6. | Здравствуй лето! (обобщение темы) | 1 час | ||
Итого | 33 часа |
Содержание тем учебного курса
Присутствие разных видов художественной деятельности в повседневной жизни. Многообразие видов художественного творчества и работы художника. Наблюдение с разных художнических позиций реальности и открытие первичных основ изобразительного языка. Обучение рисованию, украшению и конструированию, освоение выразительных свойств разных художественных материалов. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера - Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера – интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.
В теме «Ты учишься изображать» рассматриваются изображения. Созданные художниками, встречающиеся всюду в нашей повседневной жизни и влияющие на нас. Каждый ребенок тоже немного художник, и, рисуя он учится понимать окружающий его мир и других людей.
Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета, в объеме. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.
Тема «Ты украшаешь». Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения - мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
Тема «Ты строишь».Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне. Мастер Постройки – олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать. Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
Тема «Изображение, украшения, постройка всегда помогают друг другу». Общие начала всех пространственно-визуальных искусств – пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка. Изображение, украшение и постройка – разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает. Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира. Навыки коллективной творческой деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся 1 классов, обучающихся по данной программе
Учащиеся 1 классов должны:
Знать/понимать: Основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.
Уметь: различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В.М.Васнецов, И.И.Левитан); сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага); применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для самостоятельной творческой деятельности, обогащения восприятия произведений изобразительного искусства; оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок.
Перечень учебно-методического обеспечения
Оборудование
- Учебные столы.
- Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
- Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.
Технические средства обучения
- Диапроектор
- Экран
- Музыкальный центр
- Компьютер
Методический фонд
- Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
- Репродукции картин разных художников.
- Муляжи для рисования (2 набора).
- Коллекция насекомых для рисования.
- Серии фотографий и иллюстраций природы.
- Фотографии и иллюстрации животных.
- Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
- Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
- Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Список литературы .
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.- М., 2012
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М., 2012
- Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Искусство и ты. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс.
- Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить. – М.: Просвещение, 2012
- Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999
- Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002
- Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Содержание урока | Характеристика деятельности учащихся | Универсальные учебные действия (УУД) | Контроль | Дата |
1 | Изображения всюду вокруг нас | Урок первичного предъявления новых знаний | Изображения в жизни человека. Изображая мир, учимся его видеть и понимать. Развитие наблюдательности и аналитические возможности глаза. Формирование поэтического видения мира. | Уметь: самому закрывать и открывать краски, организовывать рабочее место, попробовать цвета, убрать за собой. | Коммуникативные: Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Познавательные: Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Регулятивные: Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | Творческая работа | |
2 | Мастер Изображения учит видеть | Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями. | Красота и разнообразие окружающего мира природы. Развитие наблюдательности. Эстетическое восприятие деталей природы. Знакомство с понятием «форма». Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах (например, из каких простых форм состоит тело у разных животных). | Уметь: самому закрывать и открывать краски, организовывать рабочее место, попробовать цвета, убрать за собой. Умение наблюдать природные объекты. | Коммуникативные: Рассуждать о содержании и смыслах произведений живописи. Познавательные: Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т. п.) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное). Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Регулятивные: Создавать, изображать на плоскости графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья). Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | Творческая работа. Задание стр. 17. Изобрази деревья похожие на листья разной формы. | |
3 | Изображать можно пятном | Урок применения метапредметных и предметных знаний. | Развитие способности целостного обобщенного видения. Пятно как способ изображения на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна. Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы. | Изображать зверей из произвольно сделанного краской пятна. | Познавательные: Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору, находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. Регулятивные: Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы). Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | Творческая работа. Задание №№ 1,2 стр. 21. Изобрази большое пятно похожее на кляксу, дорисуй из него зверушку. | |
4 | Изображать можно в объеме | Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями. | Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, т.е. образные объемные объекты в природе (камни, пни, коряги). Развитие наблюдательности и фантазии при восприятии объемной формы. | Умение применять технологию лепки от большой формы способами вытягивания и выдавливания. Уметь использовать художественные материалы (пластилин). | Личностные: Рассуждать на тему выразительности в трехмерных объектах. Познавательные: Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова). Овладевать первичными навыками изображения в объеме. Регулятивные: Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином) Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | Творческая работа. Задание на стр. 27 учебника. Преврати пластилин в зверушку. | |
5 | Изображать можно линией | Урок первичного предъявления новых знаний. | Знакомство с понятиями «линия», «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия – рассказчица). | Уметь применять средства художественной выразительности (линия) в линейном рисунке (по воображению). | Коммуникативные: Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни. Познавательные: Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Находить и наблюдать линии и их ритм в природе. Регулятивные: Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни. Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | Творческая работа. Задание №№ 1, 2 стр. 29 учебника. Изобрази путаницу линий. Найди в путанице линий какое нибудь изображение. Дорисуй его. | |
6 | Разноцветные краски | Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями. | Знакомство с цветом. Краски гуашь. Навыки работы с гуашью. Организация рабочего места. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. | Уметь использовать художественные материалы (гуашь); организовывать рабочее место. | Коммуникативные: Рассуждать на тему цвета с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. Познавательные: Овладевать первичными навыками работы гуашью. Регулятивные: Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | Творческая работа. Задание №№ 1, 2 стр. 33. Сделай красками красивый коврик. | |
7 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) | Урок применения метапредметных и предметных знаний. | Выражение настроения в изображении. Изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (невидимый мир). Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Какое настроение вызывают разные цвета. | Уметь использовать художественные материалы (гуашь); организовывать рабочее место. | Коммуникативные: Рассуждать на тему цвета в произведениях живописи и графики. Познавательные: Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.). Регулятивные: Изображать радость или грусть (работа гуашью). Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | Творческая работа. Изображать радость или грусть (работа гуашью). | |
8 | Художники и зрители (обобщение темы) | Урок обобщения и систематизации предметных знаний. | Художники и зрители. Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности. Учимся быть художниками, учимся быть зрителями. Итоговая выставка детских работ по теме. Начальное формирование навыков восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников. | Знать основные жанры произведений изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт, анималистический, бытовой). | Коммуникативные: Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать произведения художников. Познавательные: Отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.). Регулятивные: Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | Творческая работа. Задание №№ 1, 2 стр. 35 учебника. | |
9 | Мир полон украшений | Урок первичного предъявления новых знаний. | Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Знакомство с Мастером Украшения. Мастер учит любоваться красотой, развивать наблюдательность, он помогает сделать жизнь красивее, он учится у природы. | Уметь использовать художественные материалы (гуашь), понимать «язык» украшений. Развитие навыков рисования по воображению. | Коммуникативные: Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Познавательные: Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Регулятивные: Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы. Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | Творческая работа. Рисование по воображению. | |
10 | Цветы | Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями. | Цветы – украшение Земли. Цветы украшают нашу жизнь. Разнообразие цветов: их форм, окраски, узорчатых деталей. | Уметь видеть прекрасное. Знание понятия о симметрии. | Коммуникативные: Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу). Познавательные: Уметь определять различные виды симметрии в изображениях цветов. Регулятивные: Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью). Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | Творческая работа. Задание на стр. 49 учебника. Нарисуй большой сказочный цветок. | |
11 | Красоту нужно уметь замечать | Урок применения метапредметных и предметных знаний. | Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. | Уметь использовать художественные материалы (гуашь), видеть красоту разнообразных поверхностей. | Коммуникативные: Рассуждать на тему декоративности в природе. Познавательные: Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления. Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Регулятивные: Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | Творческая работа. Задание на стр. 53 учебника. Нарисуй бабочку, укрась ее крылья узорами. | |
12 | Узоры на крыльях. Ритм пятен | Урок применения метапредметных и предметных знаний. | Любование красотой бабочек и рассматривание узоров на их крыльях. Ритмический узор пятен и симметричный повтор. | Уметь видеть прекрасное. Знание понятия о симметрии. | Коммуникативные: Рассуждать на тему декоративности в природе. Познавательные: Понимать простые основы симметрии. Видеть ритмические повторы узоров в природе, ритмические соотношения больших и мелких форм в узоре. Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | Творческая работа. Задание на стр. 53 учебника. Нарисуй бабочку, укрась ее крылья узорами. | |
13 | Красивые рыбы. Монотипия | Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями. | Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Развитие навыков работы красками, цветом. Ритмическое соотношение пятна и линии. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна). | Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура) | Коммуникативные: Рассуждать на тему красоты разнообразных фактур природного мира. Познавательные: Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д. Видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре. Видеть декоративную красоту фактурных поверхностей в природных узорах. Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре Регулятивные: Творчески применять технику монотипии для осуществления своего замысла. Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | Творческая работа. Задание на стр. 55 учебника. Выполни композицию на тему подводного мира в технике монотипии. | |
14 | Украшения птиц. Объемная аппликация | Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями. | Разнообразие украшений в природе и различные формы украшений. Многообразие форм декоративных элементов. Мастер Украшения помогает рассматривать птиц, обращая внимание не только на цветовой орнамент окраски, но и на форму хохолков, хвостов, оформление лапок. | Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура) | Познавательные: Развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуры материла, при совмещении материалов. Видеть характер формы декоративно понимаемых элементов в природе, их выразительность. Овладеть первичными навыками работы в объёмной аппликации и коллаже. Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. Регулятивные: Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | Творческая работа. Задание на стр. 57 учебника. Придумай и укрась сказочную птицу с помощью наклеек из бумаги. | |
15 | Узоры, которые создали люди | Урок применения метапредметных и предметных знаний. | Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов. | Уметь использовать художественные материалы (бумага, гуашь), работать с ножницами. | Коммуникативные: Рассуждать на тему декоративности по изображениям сказочных героев в детских книгах. Познавательные: Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Регулятивные: Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.). Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | Творческая работа. Задание на стр.61 учебника. На весь лист бумаги нарисуй цветок или птицу для орнамента. | |
16 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) | Урок обобщения и систематизации предметных знаний. | Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Традиционные новогодние украшения. Украшения для новогоднего карнавала. Новые навыки работы с бумагой. Обобщение материала всей темы: какие бывают украшения и зачем они нужны? | Уметь использовать художественные материалы (бумага), работать с ножницами | Коммуникативные: Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений. Познавательные: Осваивать приемы работы с ножницами и бумагой. Регулятивные: Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | Творческая работа. Задание на стр. 65 учебника. Придумай и сделай игрушки для новогодней елки. | |
17 | Постройки в нашей жизни | Урок первичного предъявления новых знаний. | Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную формц – удобную и красивую. Знакомство с мастером Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома или вещи, для кого их строить и из каких материалов. | Уметь применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по воображению), технику изображения с помощью печаток. | Коммуникативные: Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. Познавательные: Приобретать первичные навыки структурирования пространственной формы. Регулятивные: Применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по воображению), технику изображения с помощью печаток. Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | Творческая работа. Задание на стр. 73 учебника. Построй на бумаге дом в технике печатания. | |
18 | Дома бывают разными | Урок первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями. | Многообразие архитектурных построек и их назначение. Из каких частей может состоять дом? Составные части (элементы) дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна) и разнообразие их форм. | Уметь применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по воображению), технику изображения с помощью печаток. | Коммуникативные: Рассуждать на тему внешнего вида архитектурной постройки и ее назначения. Познавательные: Анализировать, из каких основных частей состоят дома. Регулятивные: Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью). Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | Творческая работа. Задание на стр. 73 учебника. Построй на бумаге дом в технике печатания. | |
19 | Домики, которые построила природа | Урок применения метапредметных и предметных знаний. | Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда) их формы и конструкции. Мастер постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков. | Знать особенности работы в технике лепки. Уметь применять приемы лепки с приставными деталями. | Коммуникативные: Рассуждать на тему постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции. Познавательные: Осваивать приемы лепки. Регулятивные: Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п. Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | Творческая работа. Нарисовать сказочный домик в форме овощей. | |
20 | Домики, которые построила природа | Урок применения метапредметных и предметных знаний. | Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда) их формы и конструкции. Мастер постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков. | Знать особенности работы в технике лепки. Уметь применять приемы лепки с приставными деталями. | Коммуникативные: Рассуждать на тему постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции. Познавательные: Осваивать приемы лепки. Регулятивные: Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п. Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | Творческая работа. Лепить сказочные домики в форме овощей, грибов. | |
21 | Дом снаружи и внутри | Урок применения метапредметных и предметных знаний. | Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Выражение внутреннего пространства во внешней форме. Понятие «внутри» и «снаружи». Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, взаимоотношение его частей. | Уметь использовать художественные материалы (цветные карандаши), применять основные средства художественной выразительности. | Познавательные: Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Осваивать приемы работы цветными карандашами. Регулятивные: Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону). Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | Творческая работа. Задание на стр. 79 учебника. Придумай домик букву для маленьких человечков. | |
22 | Дом снаружи и внутри | Урок применения метапредметных и предметных знаний. | Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Выражение внутреннего пространства во внешней форме. Понятие «внутри» и «снаружи». Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, взаимоотношение его частей. | Уметь использовать художественные материалы (цветные карандаши), применять основные средства художественной выразительности. | Познавательные: Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Регулятивные: Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону). Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | Творческая работа. Задание на стр. 79 учебника. Придумай домик букву для маленьких человечков. | |
23 | Строим город | Урок применения метапредметных и предметных знаний. | Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности – рассматривание реальных зданий разных форм. Игра в архитекторов. Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника – архитектора. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. | Знать понятия архитектор, архитектура. Развитие художественного объемно-пространственного мышления. | Коммуникативные: Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Рассуждать на тему архитектуры. Познавательные: Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома. Регулятивные: Работать в группе, создавая коллективный макет игрового городка. Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | Творческая работа. Задание на стр. 83 учебника. Построй вместе с друзьями город из пластилина или коробочек. | |
24 | Строим город | Урок применения метапредметных и предметных знаний. | Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности – рассматривание реальных зданий разных форм. Игра в архитекторов. Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника – архитектора. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. | Знать понятия архитектор, архитектура. Развитие художественного объемно-пространственного мышления. | Познавательные: Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома. Регулятивные: Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Работать в группе, создавая коллективный макет игрового городка. Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | Творческая работа. Задание на стр. 83 учебника. Построй вместе с друзьями город из пластилина или коробочек. | |
25 | Все имеет свое строение | Урок повторения предметных знаний. | Конструкция предмета. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета. Любое изображение – взаимодействие нескольких простых геометрических форм. | Уметь видеть конструкцию – построение предмета. Уметь создавать работы на основе собственного замысла. | Познавательные: Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Регулятивные: Составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации. Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | Творческая работа. Задание на стр. 85 учебника. Придумай зверей из различных геометрических фигур. | |
26 | Строим вещи | Урок повторения предметных знаний. | Конструирование предметов быта. Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера. Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. | Уметь использовать художественные материалы (бумага). Уметь моделировать предметы бытового окружения. | Познавательные: Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть. Регулятивные: Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий. Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | Творческая работа. Задание на стр. 87 учебника. Сделай из цветной бумаги сумку-пакет. | |
27 | Город, в котором мы живем (обобщение темы) | Урок обобщения и систематизации предметных знаний. | Создание образа города. Прогулка по родному городу или селу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Нализ формы домомв, их элементов, деталей в связи с их назначением. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе. | Знать жанр изобразительного искусства – пейзаж. Формировать представления о пространственной композиции. | Коммуникативные: Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления. Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя. Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности. Познавательные: Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу. Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. Регулятивные: Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц. Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | Творческая работа. Задание на стр. 89 учебника. Выполнение коллективной работы прогулка по городу. | |
28 | Три Брата – Мастера всегда трудятся вместе | Урок обобщения и систематизации предметных знаний. | Изображение, украшение и постройка – три стороны работы художника при создании произведения, три вида его художественной деятельности. Три вида художественной деятельности как этапы, последовательность создания произведения. | Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства. | Коммуникативные: Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе. Познавательные: Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | Творческая работа. | |
29 | Праздник весны. Праздник птиц. | Урок применения метапредметных и предметных знаний. | Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Овладение практическими навыками изображения, конструирования и украшения (декорирования) разнообразных пространственных форм. | Умение выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла при выполнении работы. | Познавательные: Наблюдать и анализировать природные формы. Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками. Регулятивные: Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту. Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | Творческая работа. Задание на стр. 95 учебника. Выполнение птиц в технике бумагопластики. | |
30 | Разноцветные жуки | Урок применения метапредметных и предметных знаний. | Сюжеты заданий (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек) могут варьироваться в соответствии с целями и учебными задачами темы. | Регулятивные: Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов. Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | Творческая работа. Задание на стр. 97 учебника. Выполни из цветной бумаги жука или стрекозу. | ||
31 | Сказочная страна | Урок применения метапредметных и предметных знаний. | Создание коллективных панно и пространственных композиций. Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Коллективная работа с участием всех учащихся класса по созданию панно-коллажа. | Коммуникативные: Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. Познавательные: Повторять и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Регулятивные: Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание). Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | Творческая работа. Задание на стр. 99 учебника. Коллективная работа «Сказочная страна». | ||
32 | Времена года | Урок применения метапредметных и предметных знаний. | Создание коллажей и объемных композиций на основе смешанных техник. Сочетание различных материалов, сочетание плоскостного и объемного изображения в единой композиции. Навыки овладения различными приемами работы с бумагой, различными фактурами, используя сочетания цвета и линии. | Знать жанр изобразительного искусства – пейзаж. | Коммуникативные: Высказываться на тему красоты природы. Познавательные: Учиться видеть поэтическую картину мира, развивая фантазию и творческое воображение. Овладеть приёмами конструктивной работы с бумагой и различными фактурами. Овладеть навыками образного видения и пространственного масштабного моделирования. Регулятивные: Участвовать в создании коллективного панно-коллажа с изображением сказочного мира, применяя приобретённые навыки работы с художественными материалами. Выделять этапы работы в соответствии с поставленной целью. Соотносить цель, большую задачу с созданием отдельных деталей для панно. Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | Творческая работа. Коллективная работа на тему «Здравствуй лето». | |
33 | Здравствуй лето! (обобщение темы) | Урок обобщения и систематизации предметных знаний. | Восприятие красоты природы. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров. Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники. Образ лета в творчестве российских художников. Умение видеть Развитие зрительских навыков. | Умение применять навыки зарисовок с натуры | Коммуникативные: Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и (желательно) впечатления от подлинных произведений в художественном музее или на выставке. Познавательные: Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. Регулятивные: Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников. Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью). Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | Творческая работа. Коллективная работа на тему «Здравствуй лето». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Урок музыки 2 класса. Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П. Сергеева, ЕД. Критская. Разработка раздела программы 2 класса "День, полный событий. Программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.
Урок музыки для 2 класса . Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.Разработка раздела программы 2 класс "День, полный событий" Программа Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...