Программа ИЗО 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме

Евгенова Екатерина Викторовна

Программа по ИЗО 1 Класс (Неменский Б.М.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_izo_1_klass.docx58.77 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ,

ЦЕНТР ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

«ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

ПРИНЯТО

Педагогическим Советом

ГБОУ «Школа здоровья и

 индивидуального развития»

_______________ протокол №

УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГБОУ «Школа здоровья и

индивидуального развития»

 _____________ (С.А. Тихашин)

 « ____» ____________ 201__г.

                                                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по изобразительному искусству

1 класс

учителя Евгеновой Екатерины Викторовны

                                                                               

Санкт-Петербург

2014

Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по «Изобразительному искусству»  создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Федеральный компонент содержит два стандарта по изобразительному искусству: для начального общего образования и основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

Структура документа

Настоящая программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки.

Общая характеристика учебного предмета

Изучение изобразительного искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и личностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитии личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, художественно-творческих способностей, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно творческой деятельности, в которых ребенок может проявлять свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Обязательный минимум по изобразительному искусству включает основные ценности и достижения национального и мирового искусства, фундаментальные понятия, связанные с языком художественной выразительности изобразительных (пластических) искусств, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся, формирования их социальной и функциональной грамотности в сфере искусства.

Цели обучения

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

  • Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
  • Освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка.
  • Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности.
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Место предмета в базисном учебном плане

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 классов школы.

На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего за год — 33 ч.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).

Результаты обучения содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Учебно-тематическое планирование

По предмету: изобразительное искусство

Классы: 1А, 1Б, 1В        

Учитель: Евгенова Екатерина Викторовна        

Планирование составлено на основе  программы: Изобразительное искусство под  ред. Б.М.Неменского        

Учебник: Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Искусство и ты. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс.- М.: Просвещение, 2013

Дополнительная литература: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.- М., 2012

Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 класс.- М.: Просвещение, 2012

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

В том числе

Практические работы, лабораторные работы

Контрольные  работы

1.

Ты учишься изображать

(8 часов)

1.1.

Изображения всюду вокруг нас

1 час

1.2.

Мастер Изображения учит видеть

1 час

1.3.

Изображать можно пятном

1 час

1.4.

Изображать можно в объеме

1 час

1.5.

Изображать можно линией

1 час

1.6.

Разноцветные краски

1 час

1.7.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

1 час

1.8.

Художники и зрители (обобщение темы)

1 час

2.

Ты украшаешь

(8 часов)

2.1.

Мир полон украшений

1 час

2.2.

Цветы

1 час

2.3.

Красоту нужно уметь замечать

1 час

2.4.

Узоры на крыльях. Ритм пятен

1 час

2.5.

Красивые рыбы. Монотипия

1 час

2.6.

Украшения птиц. Объемная аппликация

1 час

2.7.

Узоры, которые создали люди

1 час

2.8

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы)

1 час

3.

Ты строишь

(11 часов)

3.1.

Постройки в нашей жизни

1 час

3.2.

Дома бывают разными

1 час

3.3.

Домики, которые построила природа

1 час

3.4.

Домики, которые построила природа

1 час

3.5.

Дом снаружи и внутри

1 час

3.6.

Дом снаружи и внутри

1 час

3.7.

Строим город

1 час

3.8.

Строим город

1 час

3.9.

Все имеет свое строение

1 час

3.11.

Строим вещи

1 час

3.12.

Город, в котором мы живем (обобщение темы)

1 час

4.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

(6 часов)

4.1.

Три Брата – Мастера всегда трудятся вместе

1 час

4.2.

Праздник весны. Праздник птиц.

1 час

4.3.

Разноцветные жуки

1 час

4.4.

Сказочная страна

1 час

4.5.

Времена года

1 час

4.6.

Здравствуй лето! (обобщение темы)

1 час

Итого

33 часа


Содержание тем учебного курса

Присутствие разных видов художественной деятельности в повседневной жизни. Многообразие видов художественного творчества и работы художника. Наблюдение с разных художнических позиций реальности и открытие первичных основ изобразительного языка. Обучение рисованию, украшению и конструированию, освоение выразительных свойств разных художественных материалов. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера - Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера – интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.

В теме «Ты учишься изображать» рассматриваются изображения. Созданные художниками, встречающиеся всюду в нашей повседневной жизни и влияющие на нас. Каждый ребенок тоже немного художник, и, рисуя он учится понимать окружающий его мир и других людей.

Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета, в объеме. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.

Тема «Ты украшаешь». Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения  - мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

Тема «Ты строишь».Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне. Мастер Постройки – олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать. Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.

Тема «Изображение, украшения, постройка всегда помогают друг другу». Общие начала всех пространственно-визуальных искусств – пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка. Изображение, украшение и постройка – разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает. Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира. Навыки коллективной творческой деятельности.


Требования к уровню подготовки учащихся 1 классов, обучающихся по данной программе

Учащиеся 1 классов должны:

 Знать/понимать: Основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.

Уметь: различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В.М.Васнецов, И.И.Левитан); сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага); применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для самостоятельной творческой деятельности, обогащения восприятия произведений изобразительного искусства; оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок.

Перечень учебно-методического обеспечения

Оборудование

  • Учебные столы.
  • Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
  • Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.

 

Технические средства обучения

  • Диапроектор
  • Экран
  • Музыкальный центр
  • Компьютер

 

Методический фонд

  • Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
  • Репродукции картин разных художников.
  • Муляжи для рисования (2 набора).
  • Коллекция насекомых для рисования.
  • Серии фотографий и иллюстраций природы.
  • Фотографии и иллюстрации животных.
  • Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
  • Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.


Список литературы .

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.- М., 2012
  2. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М., 2012
  3. Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Искусство и ты. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс.
  4. Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить. – М.: Просвещение, 2012
  5. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999
  6. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002
  7. Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Тип урока

Содержание урока

Характеристика деятельности учащихся

Универсальные учебные действия (УУД)

Контроль

Дата

1

Изображения всюду вокруг нас

Урок первичного предъявления новых знаний

Изображения в жизни человека. Изображая мир, учимся его видеть и понимать. Развитие наблюдательности и аналитические возможности  глаза. Формирование поэтического видения мира.

Уметь: самому закрывать и открывать краски, организовывать рабочее место, попробовать цвета, убрать за собой.

Коммуникативные: Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.

Познавательные: Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Регулятивные: Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Творческая работа

2

Мастер Изображения учит видеть

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Красота и разнообразие окружающего мира природы. Развитие наблюдательности. Эстетическое восприятие деталей природы. Знакомство с понятием «форма». Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах (например, из каких простых форм состоит тело у разных животных).

Уметь: самому закрывать и открывать краски, организовывать рабочее место, попробовать цвета, убрать за собой.

Умение наблюдать природные объекты.

Коммуникативные: Рассуждать о содержании и смыслах произведений живописи.

Познавательные: Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т. п.) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное). Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

Регулятивные: Создавать, изображать на плоскости  графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья).

Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Творческая работа. Задание стр. 17. Изобрази деревья похожие на листья разной формы.

3

Изображать можно пятном

Урок применения метапредметных и предметных знаний.

Развитие способности целостного обобщенного видения. Пятно как способ изображения на плоскости. Роль воображения  и фантазии при изображении на основе пятна. Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы.

Изображать  зверей из произвольно сделанного краской пятна.

Познавательные: Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору, находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.

Регулятивные: Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания  пятна (кляксы).

Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Творческая работа. Задание №№ 1,2  стр. 21. Изобрази большое пятно похожее на кляксу, дорисуй из него зверушку.

4

Изображать можно в объеме

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, т.е. образные объемные объекты в природе (камни, пни, коряги). Развитие наблюдательности и фантазии при восприятии объемной формы.

Умение применять технологию лепки от большой формы способами вытягивания и выдавливания. Уметь использовать художественные материалы (пластилин).

Личностные: Рассуждать на тему выразительности в трехмерных объектах.
Коммуникативные:

Познавательные: Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова). Овладевать первичными навыками изображения в объеме.

Регулятивные: Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином)

Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Творческая работа. Задание на стр. 27 учебника. Преврати пластилин в зверушку.

5

Изображать можно линией

Урок первичного предъявления новых знаний.

Знакомство с понятиями «линия», «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия – рассказчица).

Уметь применять средства художественной выразительности (линия) в линейном рисунке (по воображению).

Коммуникативные: Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.

Познавательные: Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Находить и наблюдать линии и их ритм в природе.  

Регулятивные: Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.

Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Творческая работа. Задание №№ 1, 2 стр. 29 учебника. Изобрази путаницу линий. Найди в путанице линий какое нибудь изображение.  Дорисуй его.

6

Разноцветные краски

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Знакомство с цветом. Краски гуашь. Навыки работы с гуашью. Организация рабочего места. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета.

Уметь использовать художественные материалы (гуашь); организовывать рабочее место.

Коммуникативные: Рассуждать на тему цвета с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.

Познавательные: Овладевать первичными навыками работы гуашью.

Регулятивные: Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.

Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Творческая работа. Задание №№ 1, 2 стр. 33. Сделай красками красивый коврик.

7

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

Урок применения метапредметных и предметных знаний.

Выражение настроения в изображении. Изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (невидимый мир). Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Какое настроение вызывают разные цвета.

Уметь использовать художественные материалы (гуашь); организовывать рабочее место.

Коммуникативные: Рассуждать на тему цвета в произведениях живописи и графики.

Познавательные: Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.  Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).

Регулятивные: Изображать радость или грусть (работа гуашью).

Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Творческая работа. Изображать радость или грусть (работа гуашью).

8

Художники и зрители (обобщение темы)

Урок обобщения и систематизации предметных знаний.

Художники и зрители. Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности. Учимся быть художниками, учимся быть зрителями. Итоговая выставка детских работ по теме. Начальное формирование навыков восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников.

Знать основные жанры произведений изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт, анималистический, бытовой).

Коммуникативные: Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать произведения художников.

Познавательные: Отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.).

Регулятивные: Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки.

Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Творческая работа. Задание №№ 1, 2 стр. 35 учебника.

9

Мир полон украшений

Урок первичного предъявления новых знаний.

Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Знакомство с Мастером Украшения. Мастер учит любоваться красотой, развивать наблюдательность, он помогает сделать жизнь красивее, он учится у природы.

Уметь использовать художественные материалы (гуашь), понимать «язык» украшений. Развитие навыков рисования по воображению.

Коммуникативные: Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.  

Познавательные: Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице).

Регулятивные: Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы.

Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Творческая работа. Рисование по воображению.

10

Цветы

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Цветы – украшение Земли. Цветы украшают нашу жизнь. Разнообразие цветов: их форм, окраски, узорчатых деталей.

Уметь видеть прекрасное. Знание понятия о симметрии.

Коммуникативные: Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).

Познавательные: Уметь определять различные виды симметрии в изображениях цветов.

Регулятивные: Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью). Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Творческая работа. Задание на стр. 49 учебника. Нарисуй большой сказочный цветок.

11

Красоту нужно уметь замечать

Урок применения метапредметных и предметных знаний.

Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе.

Уметь использовать художественные материалы (гуашь), видеть красоту разнообразных поверхностей.

Коммуникативные: Рассуждать на тему декоративности в природе.

Познавательные: Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления. Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.

Регулятивные: Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Творческая работа. Задание на стр. 53 учебника. Нарисуй бабочку, укрась ее крылья узорами.

12

Узоры на крыльях. Ритм пятен

Урок применения метапредметных и предметных знаний.

Любование красотой бабочек и рассматривание узоров на их крыльях. Ритмический узор пятен и симметричный повтор.

Уметь видеть прекрасное. Знание понятия о симметрии.

Коммуникативные: Рассуждать на тему декоративности в природе.

Познавательные: Понимать простые основы симметрии. Видеть ритмические повторы узоров в природе, ритмические соотношения больших и мелких форм в узоре.

Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Творческая работа.

Задание на стр. 53 учебника. Нарисуй бабочку, укрась ее крылья узорами.

13

Красивые рыбы. Монотипия

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Развитие навыков работы красками, цветом. Ритмическое соотношение пятна и линии. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна).

Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура)

Коммуникативные: Рассуждать на тему красоты разнообразных фактур природного мира.

Познавательные: Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д. Видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре. Видеть декоративную красоту фактурных поверхностей в природных узорах. Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре

Регулятивные: Творчески применять технику монотипии для осуществления своего замысла.

Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Творческая работа. Задание на стр. 55 учебника. Выполни композицию на тему подводного мира в технике монотипии.

14

Украшения птиц. Объемная аппликация

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Разнообразие украшений в природе и различные формы украшений. Многообразие форм декоративных элементов. Мастер Украшения помогает рассматривать птиц, обращая внимание не только на цветовой орнамент окраски, но и на форму хохолков, хвостов, оформление лапок.

Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура)

Познавательные: Развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуры материла, при совмещении материалов. Видеть характер формы декоративно понимаемых элементов в природе, их выразительность. Овладеть первичными навыками работы в объёмной аппликации и коллаже. Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.

Регулятивные: Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Творческая работа. Задание на стр. 57 учебника. Придумай и укрась сказочную птицу с помощью наклеек из бумаги.

15

Узоры, которые создали люди

Урок применения метапредметных и предметных знаний.

Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов.

Уметь использовать художественные материалы (бумага, гуашь), работать с ножницами.

Коммуникативные: Рассуждать на тему декоративности по изображениям сказочных героев в детских книгах.

Познавательные: Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их.

Регулятивные: Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).

Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Творческая работа. Задание на стр.61 учебника. На весь лист бумаги нарисуй цветок или птицу для орнамента.

16

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы)

Урок обобщения и систематизации предметных знаний.

Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Традиционные новогодние украшения. Украшения для новогоднего карнавала. Новые навыки работы с бумагой. Обобщение материала всей темы: какие бывают украшения и зачем они нужны?

Уметь использовать художественные материалы (бумага), работать с ножницами

Коммуникативные: Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.

Познавательные: Осваивать приемы работы  с ножницами и бумагой.

Регулятивные: Придумать, как можно украсить свой класс  к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).

Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Творческая работа. Задание на стр. 65 учебника. Придумай и сделай игрушки для новогодней елки.

17

Постройки в нашей жизни

Урок первичного предъявления новых знаний.

Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную формц – удобную и красивую. Знакомство с мастером Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома или вещи, для кого их строить и из каких материалов.

Уметь применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по воображению), технику изображения с помощью печаток.

Коммуникативные: Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.

Познавательные: Приобретать первичные навыки структурирования пространственной формы.

Регулятивные: Применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по воображению), технику изображения с помощью печаток.

Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Творческая работа. Задание на стр. 73 учебника.  Построй на бумаге дом в технике печатания.

18

Дома бывают разными

Урок первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Многообразие архитектурных построек и их назначение. Из каких частей может состоять дом? Составные части (элементы) дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна) и разнообразие их форм.

Уметь применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по воображению), технику изображения с помощью печаток.

Коммуникативные: Рассуждать на тему внешнего вида архитектурной постройки и ее назначения.  

Познавательные: Анализировать, из каких основных частей состоят дома.

Регулятивные: Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью).

Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Творческая работа. Задание на стр. 73 учебника.  Построй на бумаге дом в технике печатания.

19

Домики, которые построила природа

Урок применения метапредметных и предметных знаний.

Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда) их формы и конструкции. Мастер постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков.

Знать особенности работы в технике лепки. Уметь применять приемы лепки с приставными деталями.

Коммуникативные: Рассуждать на тему  постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции.

Познавательные: Осваивать приемы лепки.

Регулятивные: Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п.

Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Творческая работа. Нарисовать сказочный домик в форме овощей.

20

Домики, которые построила природа

Урок применения метапредметных и предметных знаний.

Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда) их формы и конструкции. Мастер постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков.

Знать особенности работы в технике лепки. Уметь применять приемы лепки с приставными деталями.

Коммуникативные: Рассуждать на тему  постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции.

Познавательные: Осваивать приемы лепки.

Регулятивные: Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п.

Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Творческая работа. Лепить сказочные домики в форме овощей, грибов.

21

Дом снаружи и внутри

Урок применения метапредметных и предметных знаний.

Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Выражение внутреннего пространства во внешней форме. Понятие «внутри» и «снаружи». Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, взаимоотношение его частей.

Уметь использовать художественные материалы (цветные карандаши), применять основные средства художественной выразительности.

Познавательные: Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.  Осваивать приемы работы цветными карандашами.

Регулятивные: Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).

Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Творческая работа. Задание на стр. 79 учебника. Придумай домик букву для маленьких человечков.

22

Дом снаружи и внутри

Урок применения метапредметных и предметных знаний.

Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Выражение внутреннего пространства во внешней форме. Понятие «внутри» и «снаружи». Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, взаимоотношение его частей.

Уметь использовать художественные материалы (цветные карандаши), применять основные средства художественной выразительности.

Познавательные: Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.  

Регулятивные: Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).

Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Творческая работа. Задание на стр. 79 учебника. Придумай домик букву для маленьких человечков.

23

Строим город

Урок применения метапредметных и предметных знаний.

Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности – рассматривание реальных зданий разных форм. Игра в архитекторов. Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника – архитектора. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора.

Знать понятия архитектор, архитектура. Развитие художественного объемно-пространственного мышления.

Коммуникативные: Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Рассуждать на тему архитектуры.

Познавательные: Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома.

Регулятивные: Работать в группе, создавая  коллективный макет игрового городка.

Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Творческая работа. Задание на стр. 83 учебника. Построй вместе с друзьями город из пластилина или коробочек.

24

Строим город

Урок применения метапредметных и предметных знаний.

Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности – рассматривание реальных зданий разных форм. Игра в архитекторов. Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника – архитектора. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора.

Знать понятия архитектор, архитектура. Развитие художественного объемно-пространственного мышления.

Познавательные: Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.  Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома.

Регулятивные: Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Работать в группе, создавая  коллективный макет игрового городка.

Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Творческая работа. Задание на стр. 83 учебника. Построй вместе с друзьями город из пластилина или коробочек.

25

Все имеет свое строение

Урок повторения предметных знаний.

Конструкция предмета. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета. Любое изображение – взаимодействие нескольких простых геометрических форм.

Уметь видеть конструкцию – построение предмета. Уметь создавать работы на основе собственного замысла.

Познавательные: Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.

Регулятивные: Составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации.

Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Творческая работа. Задание на стр. 85 учебника. Придумай зверей из различных геометрических фигур.

26

Строим вещи

Урок повторения предметных знаний.

Конструирование предметов быта. Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера. Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей.

Уметь использовать художественные материалы (бумага). Уметь моделировать предметы бытового окружения.

Познавательные: Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть.

Регулятивные: Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.

Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Творческая работа. Задание на стр. 87 учебника. Сделай из цветной бумаги сумку-пакет.

27

Город, в котором мы живем (обобщение темы)

Урок обобщения и систематизации предметных знаний.

Создание образа города. Прогулка по родному городу или селу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Нализ формы домомв, их элементов, деталей в связи с их назначением. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе.

Знать жанр изобразительного искусства – пейзаж. Формировать представления о пространственной композиции.

Коммуникативные: Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления.  Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя. Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности.

Познавательные: Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу. Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии.

Регулятивные: Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц.  Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Творческая работа. Задание на стр. 89 учебника. Выполнение коллективной работы прогулка по городу.

28

Три Брата – Мастера всегда трудятся вместе

Урок обобщения и систематизации предметных знаний.

Изображение, украшение и постройка – три стороны работы художника при создании произведения, три вида его художественной деятельности. Три вида художественной деятельности как этапы, последовательность создания произведения.

Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.

Коммуникативные: Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе.

Познавательные: Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).

Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Творческая работа.

29

Праздник весны. Праздник птиц.

Урок применения метапредметных и предметных знаний.

Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Овладение практическими навыками изображения, конструирования и украшения (декорирования) разнообразных пространственных форм.

Умение выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла при выполнении работы.

Познавательные: Наблюдать и анализировать природные формы.  Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками.

Регулятивные: Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту. Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Творческая работа. Задание на стр. 95 учебника. Выполнение птиц в технике бумагопластики.

30

Разноцветные жуки

Урок применения метапредметных и предметных знаний.

Сюжеты заданий (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек) могут варьироваться в соответствии с целями и учебными задачами темы.

Регулятивные: Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов.

Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Творческая работа. Задание на стр. 97 учебника. Выполни из цветной бумаги жука или стрекозу.

31

Сказочная страна

Урок применения метапредметных и предметных знаний.

Создание коллективных панно и пространственных композиций. Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Коллективная работа с участием всех учащихся класса по созданию панно-коллажа.

Коммуникативные: Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.

Познавательные: Повторять и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.

Регулятивные: Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание).

Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Творческая работа. Задание на стр. 99 учебника. Коллективная работа «Сказочная страна».

32

Времена года

Урок применения метапредметных и предметных знаний.

Создание коллажей и объемных композиций на основе смешанных техник. Сочетание различных материалов, сочетание плоскостного и объемного изображения в единой композиции. Навыки овладения различными приемами работы с бумагой, различными фактурами, используя сочетания цвета и линии.

Знать жанр изобразительного искусства – пейзаж.

Коммуникативные: Высказываться на тему красоты природы.

Познавательные: Учиться видеть поэтическую картину мира, развивая фантазию и творческое воображение. Овладеть приёмами конструктивной работы с бумагой и различными фактурами. Овладеть навыками образного видения и пространственного масштабного моделирования.

Регулятивные:

Участвовать в создании коллективного панно-коллажа с изображением сказочного мира, применяя приобретённые навыки работы с художественными материалами. Выделять этапы работы в соответствии с поставленной целью. Соотносить цель, большую задачу с созданием отдельных деталей для панно.

Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Творческая работа. Коллективная работа на тему «Здравствуй лето».

33

Здравствуй лето! (обобщение темы)

Урок обобщения и систематизации предметных знаний.

Восприятие красоты природы. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров. Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники. Образ лета в творчестве российских художников. Умение видеть Развитие зрительских навыков.

Умение применять навыки зарисовок с натуры

Коммуникативные: Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и (желательно) впечатления от подлинных произведений в художественном музее или на выставке.

Познавательные: Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности.

Регулятивные: Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников. Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью).

Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Творческая работа. Коллективная работа на тему «Здравствуй лето».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Урок музыки 2 класса. Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П. Сергеева, ЕД. Критская. Разработка раздела программы 2 класса "День, полный событий. Программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.

Урок музыки для 2 класса . Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.Разработка раздела программы 2 класс "День, полный событий" Программа Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...